Алла Пугачёва — певица, начавшая свою карьеру более полувека назад и до сих пор сохранившая своё почётное место на сцене — сегодня отмечает своё 70-летие. Как складывался её творческий путь в прошлом? Предлагаем посмотреть на старые отрывки из телевизионных передач, концертных записей и клипов, где отметилась Пугачёва, в небольшом биографическом очерке от нашего штатного ретротелекритика.
Те, кто думал, что Алле Борисовне 70 уже давно как — ошибались. Сегодня с ней это случилось. Восьмой десяток. Казалось, что она начала ещё при Сталине и что уже тысячу раз уходила со сцены, чтобы вернуться. У неё такая насыщенная жизнь, что уж точно ей под 90, а никак не 70. Но нет. Она легенда и самый яркий долгоиграющий проект русской музыки.
Её путь начался ещё в 60‑х, в нём было всё: от болезни и агонии до триумфов, обретения счастья и новых падений, сплетен и оскорблений. Кажется, что она попробовала и сделала всё, что могла и не могла. И вот долгожданный юбилей, который сулит не осень жизни, а, возможно, новые победы и открытия.
Мы не будем касаться «жёлтых» подробностей её жизни, грязи и её мужчин. Нам гораздо интереснее напомнить вам, дорогие читатели, основные вехи её пути, пройти с Примадонной от начала и до конца.
Интервью Листьеву 1994 года:
Ещё в училище её, студентку, заметил начинающий композитор Шаинский, который написал первые песни, принесшие ей славу на Радио СССР, а потом и на телевидении.
В этом первом клипе (тогда это звалось «музыкальным фильмом») она исполняла классические советские песни о войне, любви и природе. Несмотря на первый опыт, умение держаться в кадре очевидно и весьма знаково. Голос чистый и высокий, она ещё не думала делать его низким, к которому мы так привыкли.
Алла. Начало (песня наложена на другой фон, но в кадре молодая Пугачёва):
Дальше она выступала для тружеников нефтянки и Севера, было и трудное окончание вуза со второй попытки. Где она только не работала: в музыкальных школах Липецка, концерты по всему Союзу вместе с первым мужем. Жизнь была трудной, Алла бралась за любую работу, например пение в фильмах за актёров.
Судьбоносным стало знакомство с поэтом Ильёй Резником, именно его песни сделали Пугачёву всесоюзной звездой. В 1975 году случился звёздный час. Для конкурса песни в Болгарии Алла выбирает песню «Арлекино» болгарского композитора Димитрова. Её выступление поражает зал, Центральное телевидение транслирует его, а после предлагает выпустить первый сингл «Арлекино» и тур по всем странам Варшавского блока.
Песню знают все, но не все слышали её в немецком исполнении:
Этот успех убедил её начать сольное плавание. Ей быстро организовали и гастроли, и выступления на ТВ. Всё-таки она умела собирать вокруг себя талантливых людей. Лидером проката 1978 года стал набор её клипов — музыкальный фильм «Женщина, которая поёт», где она и играет саму себя. И надо сказать, играет получше многих нынешних звёзд сериалов.
Этот фильм показывали даже в космосе:
Карьера в 1980‑е достигла своего пика. Съёмки, концерты, интервью, фильмы, новые творческие союзы и альянсы. Она стала ведущей новогодних балов на ЦТ СССР, большей славы и придумать трудно в эпоху «застоя». Но останавливаться не в её правилах. Мировая слава накрывает её, к ней с предложением сыграть в мюзикле прилетает солист ABBA, но она отказывается, боясь проблем в СССР.
Суперхит об алых розах был популярен во всему Союзу и даже в Японии:
Она всегда была в поиске новых идей и музыки, её окружали лучшие композиторы и поэты. Хиты вместе с Паулсом, Николаевым, Кузьминым обогащали копилку новыми и новыми достижениями. И, добравшись до вершин, она старалась и помогать другим. Самое удивительное, что, будучи звездой эстрады, она интересовалась и рок-движением, приходила на концерты рок-клуба, чтобы пообщаться с Цоем, Гребенщиковым или Агузаровой. Но особенно покорили её романтики-рокеры из Свердловска со странным названием «Наутилус Помпилиус». Под впечатлением от их концерта она организовала для них запись альбома и даже сама исполняла бэк-вокал.
Слышите Аллу в припеве?
Практика продюсирования, помощь молодым и непризнанным продолжилась. Её «Театр песни» продвинул целую плеяду артистов: Челобанов, Пресняков, «А‑студио», Меладзе, Николаев, Киркоров. Через её «Рождественские встречи» прошла вся эстрада СССР и России. Уникальный метод продюсирования в отсутствии рынка — приглашение на встречи в честь Рождества. Но ведь работало.
Госпел от Аллы Борисовной и банды:
1990‑е она встретила как рок-певица, в стилистике этакой русской Нины Хаген, оторвы и бунтарки с Кузьминым и Челобановым. Но вскоре всё-таки поп-жанр в ней победил, она создала свой стиль, который мы знаем и сейчас. Это мешковатое платье до колена или выше, пышные кудри и низкий голос.
Ах какой был Киркоров:
Киркоров, разумеется, не стал бы королём без женитьбы на Алле, она ввела нувориша в перьях и блёстках в высшие круги, где он остается и поныне. Весь их брак был шоу — Анатолий Собчак расписал их в загсе, венчались под камеры в Иерусалиме. Алла снимается в клипах мужа, и их тандем кажется крепким. Она даже берёт «творческий отпуск» и почти не исполняет новых песен. Но в 1997 году Примадонна радует нас новым хитом.
Провал на «Евровидении» 1997 года не сломал её, а только укрепил. Зачем ей конкурс, когда она и так звезда? Вокруг неё всегда ярчайшие мужчины своего времени, таланты эпохи, она и лидер, и исполнитель. Не останавливалась, помогала себе и другим, любила и бросала, а вообще жила и живёт. Поэтому хотим поздравить её с юбилеем и пожелать здоровья!
Первый фильм Парфёнова о ней: