Десять главных альбомов русского шансона 1990‑х

В пер­вом пост­со­вет­ском деся­ти­ле­тии дво­ро­во-при­блат­нён­ная музы­ка вышла на новый уро­вень и зазву­ча­ла не толь­ко на ули­цах и воров­ских «мали­нах», но и в рос­кош­ных бан­кет­ных и кон­церт­ных залах. Жанр «уза­ко­нил­ся» и начал при­но­сить арти­стам извест­ность и день­ги. Появи­лись и свои звёз­ды с гастроль­ны­ми тура­ми и шлягерами.

В оте­че­ствен­ном шан­соне на пер­вом месте все­гда были пес­ни — аль­бом не играл такой роли, как в роке. Одна­ко даже 90‑е годы с их пират­ски­ми кас­се­та­ми дали нам нема­ло зна­ко­вых изда­ний. «Судь­ба воров­ская» Кучи­на заво­е­ва­ла пре­мию «Ова­ция», от кото­рой автор отка­зал­ся, а выпу­щен­ная в 1998 году «Раз­би­тая судь­ба» Наго­ви­цы­на поз­же набра­ла 19 мил­ли­о­нов про­смот­ров на Ютубе.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет о деся­ти глав­ных аль­бо­мах рус­ско­го шан­со­на, кото­рые нашли отклик в серд­цах слу­ша­те­лей и опре­де­ли­ли даль­ней­шее раз­ви­тие жанра.


Девя­но­сто пер­вый год запом­нил­ся авгу­стов­ским пут­чем, Бело­веж­ски­ми согла­ше­ни­я­ми и сня­ти­ем крас­но­го фла­га над Сенат­ским двор­цом мос­ков­ско­го Крем­ля. Ещё в 1991‑м вышла «Циви­ли­за­ция» от Сида Мей­е­ра, в интер­не­те появил­ся пер­вый веб-сайт, а Пеле­вин опуб­ли­ко­вал повесть «Принц Госплана».

И в этот же год в Рос­сии появи­лось поня­тие «рус­ский шан­сон». Уже более деся­ти лет про­шло со смер­ти Арка­дия Север­но­го, уже выпу­сти­ли за рубе­жом аль­бо­мы Миха­ил Шуфу­тин­ский, Любовь Успен­ская, Вил­ли Тока­рев, уже нет цен­зу­ры. Но вот тер­ми­на для обо­зна­че­ния жан­ра, вобрав­ше­го в себя, по выра­же­нию ита­льян­ско­го фило­ло­га-руси­ста Сте­фа­но Гард­зо­нио, «целый ряд раз­но­род­ных поэ­ти­ко-музы­каль­ных и худо­же­ствен­но-быто­вых явле­ний, при­над­ле­жа­щих раз­ным пла­стам пост­фольк­лор­ной и мас­со­вой музы­каль­ной куль­ту­ры», не было. Были такие поня­тия, как автор­ская пес­ня и «блат­няк», ну а состо­яв­ших­ся за рубе­жом пев­цов вели­ча­ли «эми­гран­та­ми».

Как пишет жур­на­лист Мак­сим Крав­чин­ский, впер­вые сло­во­со­че­та­ние «рус­ский шан­сон» уви­де­ли моск­ви­чи на афи­шах, зову­щих посе­тить в Теат­ре эст­ра­ды «фести­валь песен наших улиц и дво­ров». На роль «хед­лай­не­ра» более все­го под­хо­дил Алек­сандр Нови­ков, недав­но осво­бо­див­ший­ся из заклю­че­ния. И хотя поса­ди­ли пев­ца по ста­тье 93–1 УК РСФСР (хище­ние госу­дар­ствен­но­го или обще­ствен­но­го иму­ще­ства в осо­бо круп­ных раз­ме­рах), сам шан­со­нье неод­но­крат­но под­чёр­ки­вал, что за решёт­кой он ока­зал­ся из-за песен, а точ­нее из-за запи­сан­но­го в 1984 года аль­бо­ма «Вези меня, извоз­чик». Мате­ри­ал офи­ци­аль­но вышел толь­ко через семь лет. С его обзо­ра мы и начнём.


Александр Новиков — Вези меня, извозчик (1991)

Дебют­ная пла­стин­ка Нови­ко­ва сов­ме­ща­ла в себе блат­ные моти­вы и то, что назо­вут город­ским роман­сом. В став­ших хита­ми пес­нях «Вези меня, извоз­чик» и «Я вышел родом из еврей­ско­го квар­та­ла» рису­ют­ся уже извест­ные нам обра­зы зека и тюрь­мы. Хотя извоз­чик всё же упор­но напо­ми­на­ет то ли о доре­во­лю­ци­он­ных вре­ме­нах, то ли о НЭПе. Ну а в пес­ня «Фаэ­тон» и вовсе оммаж старине:

Вот здесь, на этой шум­ной площади,
В дав­но ушед­шие года
Руга­лись пья­ные извозчики
И улы­ба­лись господа.
Кивая гри­ва­ми облезлыми,
Мель­кая кру­па­ми коней,
Как дока­ти­лись вы, болезные,
До совре­мен­ных «Жигу­лей»?

Гард­зо­нио в сво­ей рабо­те отме­чал, что «рус­ская про­вин­ция тема­ти­че­ски глу­бо­ко уко­ре­не­на в текстах рус­ско­го шан­со­на и суще­ству­ет как одна из глав­ных про­стран­ствен­но-вре­мен­ных кон­стант его тема­ти­ки». У Алек­сандра Нови­ко­ва на аль­бо­ме была пес­ня «Город древ­ний», посвя­щён­ная Ека­те­рин­бур­гу, со строч­кой «Город древ­ний, город длин­ный, имя­рек Ека­те­ри­ны». На момент запи­си аль­бо­ма город ещё носил назва­ние Сверд­лов­ска, но — сов­па­де­ние — в 1991 году полу­чил преж­нее название.


Михаил Шуфутинский — Тихий Дон (1992)

Тре­тья вол­на эми­гра­ции унес­ла в сво­их водах нема­ло эст­рад­ных испол­ни­те­лей. Нача­ло 80‑х ста­ло рас­цве­том Брай­тон-бич. Выход­цы из СССР откры­ва­ли уже не кабач­ки, а ресто­ра­ны. Для при­вле­че­ния исполь­зо­ва­ли арти­стов, кото­рые ста­ли насто­я­щи­ми звёз­да­ми. Но как толь­ко желез­ный зана­вес упал, мно­гие вер­ну­лись в Россию.

Одним из самых извест­ных пев­цов Брай­то­на был Миха­ил Шуфу­тин­ский. В нача­ле 70‑х годов он играл в несколь­ких ансам­блях, высту­пал в мага­дан­ском ресто­ране «Север­ный», а перед эми­гра­ци­ей, до 1981 года, даже рабо­тал руко­во­ди­те­лем ВИА «Лей­ся, пес­ня». В 1990 году Шуфу­тин­ский дал несколь­ко кон­цер­тов в СССР. Вско­ре нача­лись его посто­ян­ные гастро­ли на пост­со­вет­ском про­стран­стве. Ну а в 1991‑м артист запи­сал пла­стин­ку «Тихий Дон», кото­рая вышла в сле­ду­ю­щем году.

Аль­бом слож­но назвать кон­цеп­ту­аль­ным, хотя, как и у Нови­ко­ва, он всё же свя­зан с носталь­ги­ей. Здесь есть и гря­ду­щий хит «Левый берег Дона», быв­ший визит­ной кар­точ­кой арти­ста до того, как «Тре­тье сен­тяб­ря» ста­ло мемом, и пес­ня Оле­га Митя­е­ва «Моск­вич­ка», и заглав­ная ком­по­зи­ция за автор­ством Розен­ба­у­ма. Все пес­ни отли­ча­ют­ся заме­ча­тель­ны­ми аран­жи­ров­ка­ми и очень каче­ствен­ным исполнением.


Лесоповал — Я куплю тебе дом (1993)

С 1992 по 1993 год в Рос­сии был Кон­сти­ту­ци­он­ный кри­зис — про­ти­во­сто­я­ние пре­зи­ден­та и пар­ла­мен­та. Парал­лель­но Гай­дар начал шоко­вую тера­пию. Стра­на пере­шла на рыноч­ные рель­сы. Конеч­но, ком­му­ни­сти­че­ская систе­ма с её худо­же­ствен­ны­ми сове­та­ми, про­вер­ка­ми экс­пер­тов, сою­за­ми писа­те­лей, худож­ни­ков, ком­по­зи­то­ров утра­ти­ла силу ещё несколь­ко лет назад. Но теперь она окон­ча­тель­но ста­ла прошлым.

Чле­ном Сою­за писа­те­лей являл­ся и созда­тель кол­лек­ти­ва «Лесо­по­вал» Миха­ил Танич. В моло­до­сти он был заклю­чён­ным одно­го из лаге­рей. Поса­ди­ли из-за неосто­рож­ных слов по ста­тье «Анти­со­вет­ская аги­та­ция». Затем была реа­би­ли­та­ция, сотруд­ни­че­ство со мно­ги­ми ком­по­зи­то­ра­ми и успех. Но лишь в послед­ние годы пере­строй­ки Танич смог создать свой про­ект. Клю­че­вую роль в нём сыг­рал пер­вый вока­лист «Лесо­по­ва­ла», хариз­ма­тич­ный Сер­гей Кор­жу­ков, тра­ги­че­ски погиб­ший в 1994 году .

С одной сто­ро­ны, пес­ни кол­лек­ти­ва нес­ли в себе обра­зы совет­ско­го блат­ня­ка — тот же самый «Сто­лы­пин­ский вагон»:

Вагон сто­лы­пин­ский,
Кру­гом решёточки,
Кон­вой из Вологды,
Не до чечёточки!
Вагон столыпинский,
Не до бутылочки,
А из «Буты­роч­ки» —
До пересылочки.

С дру­гой — в текстах было мно­го акту­аль­ных на тот момент тем. Напри­мер, вот отры­вок из пес­ни «Видео­са­лон»:

А в салоне видео филь­мы заграничные,
Филь­мы на люби­те­ля, то есть неприличные,
Рань­ше были подви­ги в моде беспримерные,
А теперь заме­сто них сись­ки безразмерные.
Но осо­бую извест­ность полу­чи­ла ком­по­зи­ция «Я куп­лю тебе дом» со строч­кой: «А белый лебедь на пру­ду кача­ет пав­шую звезду».
Сам автор счи­тал про­ект одним из лучших:
И выпа­ло это не каждому:
Я свой в госу­дар­стве своём,
Поку­да с гитар­кою граждане
Поют: «Я куп­лю тебе дом…»

90‑е годы мож­но оце­ни­вать по-раз­но­му, но вряд ли кто-то будет спо­рить, что стра­на учи­лась жить по-ново­му. И это так­же нашло отра­же­ние в песнях.


Сергей Трофимов — Аристократия помойки (1995)

Твор­че­ство Тро­фи­ма отно­сят к шан­со­ну, одна­ко его тек­сты во мно­гом сопри­ка­са­ют­ся с автор­ской пес­ней и её лириз­мом, юмо­ром. Аль­бом «Ари­сто­кра­тия помой­ки» опи­сы­ва­ет мир «малень­ко­го чело­ве­ка», кото­рый то так­су­ет на «Жигу­лях», то руга­ет­ся на жену, то реша­ет в каче­стве экс­пе­ри­мен­та поехать к «жри­цам любви»:

Я сут­ки напро­лёт бомб­лю на «жигу­лён­ке»,
Рабо­таю как вол, а денег ни гроша…
Сту­чит кар­дан­ный вал, как в брю­хе селезёнка,
Сцеп­ле­нье барах­лит и мает­ся душа.

Дав­шая назва­ние аль­бо­му пес­ня и вовсе такой рас­сер­жен­ный крик на всю элиту:

Когда жло­бы на день­ги коммунистов
Откры­ли банк «Аме­ри­кан экспресс»,
Чеки­сты дали волю аферистам,
Имея свой буб­но­вый интерес.

Отли­ча­ет­ся «Ари­сто­кра­тия помой­ки» от иных аль­бо­мов тех лет и по зву­ча­нию. Несмот­ря на про­сто­ту, чув­ству­ет­ся про­фес­си­о­на­лизм пев­ца. Тро­фим к тому момен­ту успел отучить­ся в Мос­ков­ском госу­дар­ствен­ном инсти­ту­те куль­ту­ры и в кон­сер­ва­то­рии, побы­вать пев­чим в церк­ви, участ­ни­ком хора в капел­ле и вока­ли­стом рок-группы.


Юрий Барабаш — Малолетка (1996)

Мас­со­вая моло­дёж­ная куль­ту­ра 90‑х у нас ассо­ци­и­ру­ет­ся с рей­ва­ми. Одна­ко тех­но, «Птюч», хип-хоп и мно­гие дру­гие явле­ния, по кото­рым сей­час изу­ча­ют исто­рию тех лет, были рас­про­стра­не­ны в круп­ных горо­дах сре­ди состо­я­тель­но­го насе­ле­ния. Огром­ная мас­са под­рост­ков как в сто­ли­це, так и в про­вин­ции жила дру­гой жиз­нью. Она отра­же­на в твор­че­стве Юрия Барабаша.

Юрий «Пет­лю­ра» Бара­баш пел в одном из соста­вов «Лас­ко­во­го мая», так как его голос был схож с шату­нов­ским. Но отно­ше­ния с про­дю­се­ром Андре­ем Рази­ным не зала­ди­лись. Бара­баш в 19 лет сме­нил имидж и начал соль­ную карье­ру. Дли­лась она все­го лишь три года, одна­ко за это вре­мя певец выпу­стил шесть аль­бо­мов — послед­ний вышел уже после смерти.

Самая извест­ная рабо­та — «Мало­лет­ка». Релиз полу­чил назва­ние по одно­имён­ной песне, где автор рас­ска­зы­ва­ет про вос­пи­та­тель­ную коло­нию. Пла­стин­ка вос­со­зда­ёт мир труд­но­го под­рост­ка кон­ца 80‑х — нача­ла 90‑х годов. Ком­по­зи­ция «Вид­но, не судь­ба» рас­ска­зы­ва­ет про несчаст­ную любовь, а «Дождь» — про первую бли­зость. Часть песен — автор­ские, дру­гая часть, как «Спо­ём, жиган», — из блат­но­го фольк­ло­ра. Осо­бен­но удач­но зву­чит ком­по­зи­ция из кино­филь­ма Дина­ры Асе­е­вой «Паца­ны» про детей из небла­го­по­луч­ных семей.

Юрий Бара­баш отра­зил своё вре­мя луч­ше мно­гих иных взрос­лых испол­ни­те­лей. Всё же 80‑е запом­ни­лись ростом дет­ской пре­ступ­но­сти, а в послед­нее деся­ти­ле­тие ХХ века бес­при­зор­ник вооб­ще стал сим­во­лом вре­ме­ни. С дру­гой сто­ро­ны, тема сирот­ства и непри­ка­ян­но­сти очень харак­тер­на для рус­ской куль­ту­ры. Она про­ни­зы­ва­ет и высо­кую лите­ра­ту­ру, и низ­кий песен­ный фольк­лор. И здесь Пет­лю­ра про­дол­жа­ет линию ещё тех безы­мян­ных пою­щих хули­га­нов прошлого.


Иван Кучин — Человек в телогрейке (1997)

Рус­ский шан­сон — это жанр, вклю­чив­ший в себя мно­гие направ­ле­ния. Но, дей­стви­тель­но, в какой-то момент тюрем­ная тема вышла на пер­вый план. Мак­сим Крав­чин­ский в кни­ге «Исто­рия рус­ско­го шан­со­на» чест­но при­зна­ёт­ся: «Эпо­ха бес­пре­де­ла и геро­иза­ции обра­за бан­ди­та сов­па­ла по вре­ме­ни с лега­ли­за­ци­ей жан­ра. Вот поче­му сего­дня шан­сон для боль­шей части насе­ле­ния ассо­ци­и­ру­ет­ся не с одес­ской, эми­грант­ской или армей­ской темой, а преж­де все­го с тюрь­мой и её оби­та­те­ля­ми». Одна­ко нема­ло испол­ни­те­лей шан­со­на не сиде­ло, а про­шед­шие зону дале­ко не все­гда ассо­ци­и­ро­ва­ли себя с жанром.

В 1990‑е годы Иван Кучин был пре­тен­ден­том на зва­ние глав­но­го испол­ни­те­ля рус­ско­го шан­со­на. В 1997 году аль­бом Кучи­на стал лиде­ром про­даж, а по сло­вам арти­ста, его и вовсе выдви­га­ли на пре­мию «Ова­ция», от кото­рой он отка­зал­ся. «Чело­век в тело­грей­ке» и «Тавер­на» впер­вые появи­лись имен­но на этом аль­бо­ме. Вооб­ще, «Судь­бу воров­скую» мож­но счи­тать вто­рой после «Раз­би­той судь­бы» Наго­ви­цы­на образ­цо­вой пла­стин­кой 90‑х годов.

Инте­рес­но, что сам музы­кант, про­вед­ший за решёт­кой 12 лет, не любил при­чис­лять себя к рус­ско­му шан­со­ну и счи­тал свой жанр всё-таки автор­ской пес­ней. А ещё Кучин любит Шев­чу­ка и Гре­бен­ще­ко­ва, ведёт непуб­лич­ную жизнь, а в нача­ле карье­ры посе­тил «Гор­буш­ку», чтоб спро­сить о том, как рас­хо­дят­ся его песни.



Бока — Доля воровская. Russian Songs (1997)

В рос­сий­ском шан­соне есть под­жанр, мало осве­щён­ный в медиа или науч­ных иссле­до­ва­ни­ях, — это кав­каз­ский шан­сон. С точ­ки зре­ния гео­гра­фии он, конеч­но, вклю­ча­ет не толь­ко Кав­каз, но и Закав­ка­зье и иные стра­ны. К нему бли­зок рабиз — армян­ская эст­рад­ная музы­ка. 90‑е годы — это ещё и рас­про­стра­не­ние песен с акцентом.

Жизнь Бори­са Дави­дя­на, или попро­сту Боки, конеч­но, отли­ча­лась от вол­ны эми­гран­тов, таких как упо­мя­ну­тый выше Шуфу­тин­ский. Тем не менее свой глав­ный хит, «Долю воров­скую», Дави­дян запи­сал на чуж­бине. Пес­ня ста­ла визит­ной кар­точ­кой и появ­ля­лась на мно­гих аль­бо­мах. В 1997 году даже вышел одно­имён­ный сборник.

Из всех пред­став­лен­ных в нашей десят­ке аль­бо­мов «Доля воров­ская», навер­ное, самая мало­из­вест­ная. Одна­ко она заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния по сле­ду­ю­щей при­чине. Уро­же­нец Баку Борис Дави­дян соче­тал в себе как армян­скую, так и азер­бай­джан­скую куль­ту­ру. Род­но­му горо­ду и бежав­шим из него людям певец посвя­тил один из самых извест­ных тре­ков «Бежен­цы». Но на этом аль­бо­ме Бока поёт в сво­ей мане­ре имен­но рус­ские пес­ни: от «Сле­по­го сына» груп­пы «Белый Орёл» до несколь­ко видо­из­ме­нён­ной «Дым сига­рет с мен­то­лом» «Нэн­си».


Катя Огонёк — Белая тайга (1998)

90‑е годы не были вре­ме­нем исклю­чи­тель­но муж­ской музы­ки — пес­ни испол­ня­ли и жен­щи­ны. Хотя про­ект «Катя Ого­нёк» создал муж­чи­на — Вяче­слав Кли­мен­ков, осно­ва­тель ком­па­нии «Союз Про­дакшн». Имен­но он при­ду­мал леген­ду о запи­сан­ном в местах не столь отда­лён­ных девуш­кой аль­бо­ме. Под зажи­га­тель­ным псев­до­ни­мом скры­ва­лась Кри­сти­на Пен­ха­со­ва из Крас­но­дар­ско­го края. Когда пошли гастро­ли, то зри­те­лям сооб­щи­ли об услов­но-досроч­ном осво­бож­де­нии. Была даже пес­ня с соот­вет­ству­ю­щим образом:

Я зажгу для тебя ого­нёк в этой богом забы­той глуши,
Я зажгу для тебя ого­нёк на облом­ках уста­лой души,
Я зажгу для тебя ого­нёк в сво­ём серд­це, где мало тепла,
Я зажгу для тебя ого­нёк, чтоб невзго­ды сго­ре­ли дотла.

Ста­рую, с про­шлой зимы почи­таю газетку,
Лич­ное вре­мя про­длит­ся ещё полчаса.
А за колю­чим забо­ром за выш­ка­ми где-то
Стая вер­нув­ших­ся птиц разо­рвут небеса.

Потом Катя Ого­нёк ушла от Кли­мен­ко­ва. Со вре­ме­нем исто­рия про тюрь­му тоже отпала.

«Белая тай­га» не пер­вый жен­ский аль­бом шан­со­на. Мно­гие эст­рад­ные певи­цы обра­ща­лись к это­му жан­ру, созда­вая имидж силь­ной жен­щи­ны. Одна­ко Катя Ого­нёк ста­ла здесь образ­цом. Так же как и Миха­и­ла Кру­га — а до это­го Арка­дия Север­но­го, — певи­цу окру­жи­ли леген­ды. Ну а в целом — один из самых непло­хих аль­бо­мов того периода.


Сергей Наговицын — Разбитая судьба (1999)

В совет­ские годы пес­ни испол­ня­лись под гита­ру или с неболь­шим ансам­блем. В 90‑е про­ис­хо­дит изме­не­ние: тек­сты про тюрь­му, эта­пы и любовь соче­та­ют­ся уже пре­иму­ще­ствен­но с тан­це­валь­ной элек­трон­ной музы­кой. Одним из пер­вых, кто стал поль­зо­вать­ся таким соче­та­ни­ем, был Наговицын.

Выпу­щен­ная в 1999 году «Раз­би­тая судь­ба» Наго­ви­цы­на име­ет на Юту­бе 19 мил­ли­о­нов про­смот­ров. И это набра­ла не пес­ня, а имен­но альбом.

Испол­ни­тель умер в декаб­ре 1999 года. Послед­нюю при­жиз­нен­ную рабо­ту Наго­ви­цы­на мож­но счи­тать свое­об­раз­ной квинт­эс­сен­ци­ей шан­со­на. Неза­тей­ли­вая, но запо­ми­на­ю­ща­я­ся музы­ка, суро­вый голос и пол­ный набор обра­зов: «Зона», «Жен­щи­на», «Про­ку­ро­ры». Откры­ва­ет аль­бом зна­ме­ни­тая «Там по пери­мет­ру горят фона­ри», про­дол­жа­ет «До сви­да­ния, коре­ша» и закан­чи­ва­ет заглав­ная ком­по­зи­ция. Если титул коро­ля рус­ско­го шан­со­на оста­нет­ся навсе­гда за Кру­гом, а самой извест­ной пес­ней — «Вла­ди­мир­ский цен­трал», то аль­бо­мом деся­ти­ле­тия сто­ит при­знать «Раз­би­тую судьбу».


Михаил Круг — Владимирский централ (1999)

При­ня­то счи­тать, что шан­сон — жанр не аль­бом­ный. Те, кто постар­ше, навер­ня­ка впер­вые услы­ша­ли пес­ни на каком-нибудь MP3-дис­ке с над­пи­сью «200 хитов шан­со­на». В эпо­ху стри­мин­гов тра­ди­ция сохра­ни­лась, и уже офи­ци­аль­ные пред­ста­ви­те­ли арти­ста выкла­ды­ва­ют ком­пи­ля­ции. Тем не менее один сбор­ник всё же сто­ит рас­смот­реть внимательнее.

В наше вре­мя Круг счи­та­ет­ся одним из сим­во­лов 90‑х годов. Одна­ко жур­на­лист Олег Кашин заме­тил, что твер­ской шан­со­нье — дебю­тант 1999 года — года Зем­фи­ры, пуб­ли­ка­ции Generation P, бом­бё­жек Юго­сла­вии, ожи­да­ния гря­ду­ще­го тыся­че­ле­тия и юби­лея Пуш­ки­на. Дей­стви­тель­но, «Фра­ер» и «Коль­щик» вышли в 1994‑м, на аль­бо­ме «Жиган-Лимон», но вот «Вла­ди­мир­ский цен­трал» — это пес­ня 1998 года, аль­бом «Мадам».

Есть и вто­рая при­чи­на, по кото­рой мож­но счи­тать глав­ным аль­бо­мом Кру­га этот сбор­ник. Выпу­стив хиты и под­ве­дя некую чер­ту под твор­че­ством, Миха­ил завер­шил транс­фор­ма­цию рус­ско­го шан­со­на и пере­вёл его окон­ча­тель­но с совет­ских образ­цов на рос­сий­ские. Луч­ше все­го об этом напи­сал опять же Олег Кашин: «„Вла­ди­мир­ский цен­трал“ и „Жиган-Лимон“ — по-насто­я­ще­му рус­ские песни».

Ещё не один год ком­по­зи­ции с это­го аль­бо­ма будут ассо­ци­и­ро­вать­ся с тем, что назы­ва­ют рус­ский шан­сон, а сбор­ник будет пиком раз­ви­тия жан­ра. В сле­ду­ю­щее деся­ти­ле­тие стать более зна­чи­мы­ми не вый­дет ни у кого, даже у «Бутыр­ки». Ну а затем на сме­ну шан­со­ну 90‑х при­дёт пост­шан­сон и рэп. Но это уже дру­гая история.

Сбор­ни­ком «Вла­ди­мир­ский цен­трал» мы завер­ша­ем наш обзор аль­бо­мов. Хотя, конеч­но, втис­нуть такое явле­ние, как «рус­ский шан­сон», в стро­го кален­дар­ные рам­ки непро­сто — всё же транс­фор­ма­ция жан­ра про­изо­шла в сере­дине нуле­вых. Одна­ко и пери­од от «Извоз­чи­ка» до «Вла­ди­мир­ско­го цен­тра­ла» тоже может пре­тен­до­вать на опре­де­лен­ную веху, кото­рая отра­зи­ла, пусть и в свое­об­раз­ной фор­ме, исто­рию страны.


Читай­те так­же «У исто­ков блат­ня­ка»

Поделиться