Лето для русских пейзажистов — один из главных источников вдохновения. Возможность уловить яркий свет, краски, которых порой не хватает в меланхоличную осень, и запечатлеть тёплые, спокойные мгновения. Примечательно и то, что многие летние картины не остались в истории просто пейзажами, а вывели отечественную живопись на новый уровень. Так, знаменитый «Московский дворик» Василия Поленова фактически стал первым образцом русского «интимного пейзажа» — жанра, в котором изображение природы тесно связывается с внутренним миром художника.
Алина Коршунова рассказывает о восьми летних картинах русских художников XIX века. Среди сюжетов — изображения величественной природы, семейная прогулка и один из самых известных российских портретов.
«Итальянский полдень» (Карл Брюллов, 1827)
Карл Павлович Брюллов родился в семье скульптора, который привил будущему художнику любовь к искусству. Мальчик с детства занимался живописью и в 10 лет поступил без экзаменов в Императорскую Академию художеств.
В 1822 году, после окончания обучения, Общество поощрения художников обратило внимание на новаторство Брюллова и отправило его перенимать опыт у лучших мастеров Европы. Италия стала одним из мест, где художнику удалось раскрыть себя.

Карл Павлович написал «Итальянский полдень» в паре с «Итальянским утром» (1923). «Утро» восхитило Общество поощрения художников, что нельзя сказать о «Полдне». Портретиста обвиняли в отступлении от канонов академической живописи: в качестве героини Брюллов взял обычную крестьянку, а не женщину с «изящной» внешностью. Карл Павлович парировал:
«…я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй».
В 1831 году художник написал вторую версию картины — в уменьшенном формате и с учётом замечаний критиков.

«Летний пейзаж с дубами» (Алексей Саврасов, середина 1850‑х)
Алексей Кондратьевич Саврасов мастерски отображал в пейзажах чувственность природы. Картина Саврасова «Грачи прилетели» (1871) стала главной работой на первой выставке передвижников.
В том же году Саврасов прославился благодаря ещё одному шедевру: вместе с Василием Перовым он написал «Охотников на привале» — хрестоматийный сумрачный пейзаж.

«Летний пейзаж» относится к раннему творчеству Саврасова: образ зародился, когда художник только окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Во всех «уголках» «Летнего пейзажа с дубами» чувствуется любовь живописца к родной земле: в нежно-голубых облаках, лесной опушке и пруде, где видны отражения деревьев. Мотивы непримечательных окраин были близки Саврасову, он воспроизводил их с особым трепетом.
«Рожь» (Иван Шишкин, 1878)
В 1877 году Иван Иванович Шишкин вместе с дочерью отправился в родную Елабугу. Летним днём на Лекаревском поле Шишкин увидел величественные сосны, стоящие посреди золотистого поля. Художник решил запечатлеть этот пейзаж.

Иван Иванович тяготел к изображению неизменного состояния природы, в чём проявляется его своеобразный классицизм. Ключевая тема творчества художника — лес, состоящий из хвойных и вечнозелёных деревьев.
Эпичный мир Шишкина раскрывается при помощи цветовой гаммы. Жёлтый, голубой и зелёный — основной колорит картины — соответствуют её ключевым элементам — небу, деревьям и хлебу.
Мир природы неразрывен с жизнью и трудом человека. Спелый урожай ржи — итог людской работы и символ благополучия, высокие сосны — символ величия, силы. Не зря исследователи сравнивали деревья с тремя богатырями Васнецова.
Среди роскошных сосен выделяется засохшее дерево. Существует мнение, что оно символизирует тревожные чувства художника, пережившего гибель близких: отца, жены и двоих детей.
В 1878 году картина стала частью VI выставки передвижников, полотно купил Павел Михайлович Третьяков.
«Московский дворик» (Василий Поленов, 1878)
В конце 1870‑х годов Василий Дмитриевич Поленов приехал в Москву. До этого он несколько лет провёл на войнах: сначала на Сербско-турецкой, затем — на Русско-турецкой. В ходе второй Василий Дмитриевич был художником при штабе русской армии: делал зарисовки и заметки, которые выходили в журнале «Пчела».
На картине «Московский дворик» изображён вид из окна дома, где остановился Поленов. Переулок между Новинским бульваром и Собачьей площадкой назывался Дурновским. Сейчас на том месте остался цел лишь храм.

Поленов вспоминал:
«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашёл посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Тогда же, в 1878 году, состоялась очередная выставка передвижников. «Московский дворик» запомнился многим, в том числе и Павлу Третьякову. Меценат приобрёл картину для своей коллекции.
В работе Поленов воспроизвёл ощущения от увиденной сцены в летнем московском дворике, что стало началом «интимного пейзажа». В этом направлении главную роль играет общий колорит картины, передающей эмоциональное настроение художника.
Поленов задал новую интонацию в русской живописи. Художники начали видеть в пленэре возможность точно передавать состояние природы, изменение цвета под воздействием солнечных лучей.
«Лунная ночь» (Иван Крамской, 1880)
«Лунная ночь» считается одной из самых лиричных работ Ивана Николаевича Крамского. Художник рассматривал несколько вариантов названия: «Волшебная ночь», «Старые тополя», «Ночь». Под последним наименованием картина была представлена на первых художественных выставках, и только потом стала «Лунной ночью».

Перед зрителями предстаёт женщина, сидящая на деревянной скамейке. Кажется, словно белое платье героини соткано из лунного блеска, озаряющего тропинку, куст и озеро, где плавают кувшинки.
Героиня похожа на Елену Третьякову, жену Сергея Михайловича Третьякова. Впоследствии Сергей Михайлович приобрёл «Лунную ночь».
«На меже. В. А. Репина с детьми идёт по меже» (Илья Репин, 1879)
Подмосковная усадьба Абрамцево некогда принадлежала писателю Сергею Аксакову. В 1870‑е годы имение перешло в руки известного мецената, крупного промышленника и коллекционера Саввы Ивановича Мамонтова. Тогда же возник Абрамцевский художественный кружок, который стал точкой притяжения для многих именитых русских художников.
В имении Мамонтовых с его живописной природой, домашними спектаклями, творческими вечерами, пленэрами творил и Илья Ефимович Репин. В конце 1870‑х — начале 1880‑х годов художник создал в Абрамцеве картины «На мостике в парке», «На меже» и «Абрамцево». Там же зародились портреты хозяев имения: Саввы Ивановича и его супруги Елизаветы Григорьевны.

Лето 1879 года выдалось дождливым. В один из тёплых и солнечных семья Репиных отправилась на прогулку. Жена художника Вера Алексеевна шла с дочерьми Верой и Надей, а сзади них — нянечка с сыном Юрой на руках. Сцена полна лёгкости движений, звонких детских голосов и единения с природой.

Стремление писать в стиле импрессионизма появилось у Ильи Ефимовича после поездки в Париж. Но всё же «На меже» полна русского реализма, где силуэты фигур не «исчезают» в золотом поле, а имеют чётко очерченные контуры.
«Девочка с персиками» (Валентин Серов, 1887)
В августе 1887 года Валентин Александрович Серов вернулся из Венеции. Художник приехал навестить Мамонтовых в Абрамцево, которых знал с детства. Серов увидел, как старшая дочь Саввы Ивановича, 11-летняя Вера, вбежала в столовую, села за стол и взяла в руки персик. Так Верочка стала героиней картины Валентина Александровича. Больше месяца девочке пришлось по несколько часов в день сидеть неподвижно перед художником.

Серов смог запечатлеть в лице Верочки бойкость её характера. Взлохмаченные волосы, уголки губ, готовых рассмеяться, румянец на щеках и лукавые глаза — олицетворение юности и детского счастья.

Произведение Серова стало предшественником русского импрессионизма.
«Вечерний звон» (Исаак Левитан, 1892)
«Вечерний звон» — некое продолжение картины «Тихая обитель», которую Исаак Ильич Левитан написал в 1890 году. Идея возникла давно, однако художник долго не мог подобрать точной локации — до тех пор, пока не оказался на берегах Волги.

Пространство картины расположено панорамно — так, чтобы зритель смог разглядеть всё до мелочей: берега зеркальной реки, завернувшей за мыс, тихую природу и монастырь, чей колокольный звон погружает всё в особое состояние. Духовность названия картины раскрывается в её содержании: в природе, которая в одночасье звенит с колоколами монастыря; тихих и умиротворённых облаках; реке, идущей спокойно вдаль и кронах деревьев, ослеплённых ярким солнцем.
Большая коллекция летних картин представлена на сайте «Моя Третьяковка».
Читайте также «В краю летающих коров: жизнь и живопись Марка Шагала».