Здравствуй и прощай, тыква! Краткая история Хеллоуина в России

Гово­рят, наши далё­кие пред­ки, школь­ни­ки из 90‑х годов про­шло­го века, отме­ча­ли Хел­ло­уин вме­сте с учи­те­ля­ми. Да и в совет­ское вре­мя тык­вен­ные фона­ри то и дело пуга­ли про­хо­жих. А в 2000‑е Хрюн Мор­жов и Сте­пан Капу­ста тре­бо­ва­ли не запре­щать празд­ник, оста­вив наро­ду лиш­ний повод выпить по ста­кан­чи­ку, пока Жан­на Агу­за­ро­ва пере­оде­ва­лась в часы, а пен­си­о­нер­ка с кан­ди­бо­бе­ром на голо­ве утвер­жда­ла, что луч­ше зом­би, чем курить. Всё это и мно­гое дру­гое в тек­сто­вой хел­ло­уин­ской вече­рин­ке от VATNIKSTAN, кото­рая начи­на­ет­ся пря­мо сейчас.


Что там у славян?

Сего­дня раз­го­вор о Хел­ло­уине ред­ко обхо­дит­ся без кате­го­рич­ных утвер­жде­ний — мол, празд­ник это не «искон­но рус­ский» (то ли дело 8 мар­та или 1 мая), так что у нас ему не место. Кто-нибудь дру­гой тут же пари­ру­ет: а как же, изви­ни­те, древ­ние славяне?

Дей­стви­тель­но, что-то они, гово­рят, там такое празд­но­ва­ли. Одни зна­то­ки куль­тур­ной «жути» утвер­жда­ют, что это был Самайн. Дру­гие поправ­ля­ют: да нет, Сау­ман это у кель­тов, а наши пра­щу­ры устра­и­ва­ли «народ­ные гуля­ния» на Веле­со­ву ночь. Тре­тьи напо­ми­на­ют о Свят­ках — буд­то бы граж­дане цар­ской Рос­сии в декаб­ре и янва­ре не толь­ко гада­ния про­во­ди­ли, но и дела­ли фона­ри из тыкв, кото­ры­ми пуга­ли друг друга.

К сло­ву, отго­лос­ки «тык­вен­ных» тра­ди­ций дошли и до совет­ских вре­мён — упо­ми­на­ния об этом есть, напри­мер, здесь и вот здесь.

Кадр из мульт­филь­ма «Дядюш­ка Ау в горо­де» (1979). Реж. Мария Муат

Не ста­нем ввя­зы­вать­ся и без того широ­кую дис­кус­сию. Вопрос вот в чём: поче­му бы нам что-нибудь из пере­чис­лен­но­го хоть в каком-то виде не воз­ро­дить? И не порвать уже нако­нец с бур­жу­аз­ной при­выч­кой пере­оде­вать­ся в вам­пи­ров и про­чих пер­со­на­жей импорт­ной готики.

Иссле­до­ва­тель­ни­ца и попу­ля­ри­за­тор мисти­че­ско­го фольк­ло­ра Еле­на Про­ко­фье­ва в кни­ге «1000 тайн нечи­стой силы» пред­ла­га­ет любо­пыт­ный аргу­мент «про­тив». Мол, пере­и­зоб­ре­сти культ Веле­са и прой­тись по деревне с тык­вой, конеч­но, мож­но (цер­ковь, прав­да, вряд ли одоб­рит), да толь­ко удаст­ся ли совре­мен­но­го обы­ва­те­ля всем этим заинтересовать?

«Ничем осо­бен­ным этот празд­ник (Про­ко­фье­ва назы­ва­ет его Сам­хейн, но, веро­ят­но, име­лась в виду всё же Веле­со­ва ночь — Ред.) у сла­вян не выде­лял­ся. Ну, жгли кост­ры. Ну, уго­ще­ние для душ умер­ших на сто­ле выстав­ля­ли. Ну, три дня не мели хозяй­ки в домах, что­бы эти самые души, при­ле­тев­шие дом род­ной наве­стить, не потре­во­жить… А так — ниче­го особенного».

Пожа­луй, Про­ко­фье­ва упро­ща­ет, но, в сущ­но­сти, она пра­ва: совре­мен­ный Хел­ло­уин — это не про «вза­прав­диш­нюю» и вполне серьёз­ную ком­му­ни­ка­цию с поту­сто­рон­ним миром, а про деко­ра­тив­ные поп-стра­шил­ки, спо­соб­ные не столь­ко напу­гать, сколь­ко отвлечь и раз­влечь. Что-то в духе даже не Сти­ве­на Кин­га, а эпи­зо­да с при­ви­де­ни­ем из мульт­филь­ма про Карлсона.

Кадр из мульт­филь­ма «Кен­тер­виль­ское при­ви­де­ние» (1970). Реж. Вален­ти­на и Зина­и­да Брумберг

Очень, меж­ду про­чим, по-хел­ло­уин­ски дей­ству­ет совет­ский Карлсон­чик: наря­дил­ся постраш­нее, отпра­вил­ся к незна­ко­мым взрос­лым и стал пугать, ожи­дая, что те отку­пят­ся подар­ка­ми — в дан­ном слу­чае воро­ван­ны­ми про­сты­ня­ми. При­ме­ча­тель­но, что, во-пер­вых, тако­го эпи­зо­да в кни­ге Аст­рид Лидн­грен не было, а во-вто­рых, вари­а­ция на тему «сла­дость или гадость» — един­ствен­ная сце­на «Малы­ша и Карлсо­на» Бори­са Сте­пан­це­ва, смон­ти­ро­ван­ная не под музы­ку Ген­на­дия Глад­ко­ва, а под ком­по­зи­цию «House of Horrors» Мер­ва Гриф­фи­на. То есть, без запад­ной поп-куль­ту­ры в «хел­ло­уин­че­стве» нику­да, и это упря­мый факт.


Дракулито-Винни-Пух

Так что имен­но с «поп­куль­та» — а не куль­та пред­ков — у Рос­сии с Хел­ло­уи­ном «всё завер­те…». Когда в зубах желез­но­го зана­ве­са ста­ли появ­лять­ся «кари­оз­ные поло­сти», через них к нам ста­ли про­ни­кать гол­ли­вуд­ские филь­мы ужа­сов, при­чём неко­то­рые из них содер­жа­ли кон­крет­ные инструк­ции по вре­мя­про­вож­де­нию 31 октяб­ря. Тут, конеч­но, в первую оче­редь вспо­ми­на­ет­ся «Хел­ло­уин» Джо­на Кар­пен­те­ра, кото­рый спер­ва был досту­пен на пират­ских видео­кас­се­тах, а затем, как и мно­гие дру­гие «ужа­сти­ки», обос­но­вал­ся на теле­ви­зи­он­ных каналах.

Анонс филь­ма «Хел­ло­уин» на кана­ле «ТВ‑6» в октяб­ре 1999 года. Источ­ник

Но, быть может, даже более важ­ную роль в хел­ло­уин­ском про­све­ще­нии сыг­рал кон­тент для детей. В пове­стях Р. Л. Стай­на и его кол­лег по «ужа­сти­ков­му» перу, изда­вав­ших­ся на рус­ском со вто­рой поло­ви­ны 1990‑х годов, хел­ло­уин­ские сюже­ты — обыч­ное дело. Да и «Канун всех свя­тых» (аль­тер­на­тив­ный пере­вод — «Дере­во Хэл­лу­и­на») Рэя Бред­бе­ри опуб­ли­ко­ва­ли в Рос­сии имен­но в 90‑е.

Про мульт­филь­мы тоже не забудь­те: в 1992 году по 1‑му кана­лу Остан­ки­но взя­лись кру­тить сери­ал «Дра­ку­ли­то-вам­пи­рё­ныш», назва­ние кото­ро­го гово­рит само за себя. Одна из серий муль­ти­ка так и назы­ва­ет­ся — «Хэл­ло­уин». И даже невин­ный дис­не­ев­ский Вин­ни-Пух, завсе­гда­тай «Дис­ней-клу­ба» на кана­ле ОРТ — и тот был не чужд тык­вен­но-пуга­тель­ным проделкам.

Кадр из эпи­зо­да «Сколь­ко сто­ит осо­бен­ный Кро­лик» мульт­се­ри­а­ла «Новые при­клю­че­ния Вин­ни-Пуха» (1988−1991)

Конфеты для анархиста

Вто­рая при­чи­на «охел­лу­и­ни­ва­ния» род­ных осин — повы­шен­ный инте­рес к изу­че­нию англий­ско­го язы­ка (теперь-то им, нако­нец, мож­но поль­зо­вать­ся по назна­че­нию, то есть обща­ясь с его носи­те­ля­ми, напри­мер, во вре­мя поез­док), а зна­чит и к бри­тан­ской и аме­ри­кан­ской куль­ту­рам. Раз уж вы може­те уве­рен­но ска­зать, что «Лан­дан из э капи­тал оф Грейт Бри­тан», поче­му бы не доба­вить к это­му «Трик о трит, гив ми сам­фи­нг гуд ту ит»? Тем более, если за это вам поло­же­ны бес­плат­ные сладости.

Таким обра­зом, чаще все­го школь­ные Хел­ло­уи­ны при­вя­зы­ва­лись к уро­кам ино­стран­но­го язы­ка и за пре­де­лы каби­не­тов, отве­дён­ных для «спи­ка­нья», не выхо­ди­ли. Но быва­ли исклю­че­ния — в 1999 году ниж­не­кам­ский канал «Эфир» пока­зал репор­таж, сня­тый в одной из школ в кон­це октяб­ря. На сте­нах кори­до­ров — чёр­ные ноги с крас­ны­ми ног­тя­ми, мимо них про­гу­ли­ва­ют­ся чуди­ща самых раз­ных мастей. При­чём в под­хо­дя­щих слу­чаю костю­мах не толь­ко уче­ни­ки, но и учителя.

Хел­ло­уин в ниж­не­кам­ской шко­ле в 1999 году. Источ­ник

Школь­ни­ца, наря­жен­ная пират­кой-анар­хист­кой (отчёт­ли­во вид­ны соот­вет­ству­ю­щие сим­во­лы на бан­дане), рас­ска­за­ла жур­на­ли­стам, как ребят­ня запу­ги­ва­ет окру­жа­ю­щих, тре­буя кон­ди­тер­ских изде­лий. И что про­ис­хо­дит с теми, кто отка­зы­ва­ет­ся под­кор­мить молодёжь:

«Мы оде­ва­ем­ся во вся­кие страш­ные костю­мы, напри­мер, в пира­тов, при­ви­де­ньев, вам­пи­ров и про­чую нечисть. Мы ходим по каби­не­там и гово­рим: “Trick or treat?” Это зна­чит — уго­сти­те нас или мы вас разыг­ра­ем. Нам долж­ны дать какие-нибудь кон­фе­ты, что-нибудь вкус­нень­кое. А если они это­го не сде­ла­ют, мы сде­ла­ем какую-нибудь гадость им назло: напри­мер, насы­пем муки в волосы».

Кор­ре­спон­дент­ка «Эфи­ра» упо­ми­на­ет, что Хел­ло­уин вошёл у школь­ни­ков в моду «с тех пор, как ребя­та при­вез­ли его из Аме­ри­ки, где они учи­лись англий­ско­му язы­ку». Но это уж прям какой-то совсем замо­ро­чен­ный спо­соб — узнать о празд­ни­ке в 90‑е мож­но было, про­сто почи­тав учеб­ник. Так, в «Happy English» для 5–6 клас­сов он три­жды упо­ми­на­ет­ся в раз­де­ле, посвя­щён­ном вече­рин­кам и праздникам.

Рас­сказ о Хел­ло­уине в учеб­ни­ке «Happy English». Авт. Т. Кле­мен­тье­ва, М. Брюс

Яйца пить надо

Воз­мож­но, имен­но по «Happy English» учи­лись в Пер­вой уфим­ской поли­то­ло­ги­че­ской гим­на­зии, где, если верить выло­жен­но­му на ютуб люби­тель­ско­му архив­но­му видео, в 1993 году отгу­ля­ли Канун Дня всех свя­тых с неве­ро­ят­ным раз­ма­хом. В нача­ле маль­чик в сером сви­те­ре и с накра­шен­ны­ми гла­за­ми тан­цу­ет и поёт парт­нёр­ше на англий­ском про то, что она и вче­ра была ведь­мой, и сего­дня тоже ведь­ма. На зад­нем плане макет окро­вав­лен­но­го теле­ви­зо­ра и пла­ка­ты с почти пер­во­май­ски­ми лозун­га­ми вро­де «Да здрав­ству­ют привидения!».

Вне­зап­но пес­ня пре­ры­ва­ет­ся кри­ком жен­щи­ны в очках: «Так, Щег­лов, ты чё сего­дня не в голо­се, яйца надо было пить! Сырые яйца пить надо!». Затем в кадр про­ни­ка­ет пер­чат­ка Фред­ди Крю­ге­ра на фоне улы­ба­ю­щей­ся тык­вы, а ске­ле­ты тан­цу­ют танец малень­ких лебе­дей. В общем, вай­бо­вость про­ис­хо­дя­ще­го зашкаливает.

Хел­ло­уин в Пер­вой уфим­ской поли­то­ло­ги­че­ской гим­на­зии в 1993 году. Источ­ник

Вече­рин­ки для тех, кто уже полу­чил пас­порт, в те вре­ме­на тоже были ого-го. Если верить жур­на­лу «Моск­вич Mag», в сто­ли­це за про­па­ган­ду Хел­ло­уи­на на пер­вых порах отве­чал про­мо­у­тер и акти­вист клуб­но­го дви­же­ния Сер­гей Гул­ли­вер — с его пода­чи во вто­рой поло­вине 90‑х Хел­ло­уин костюм­но-мас­ка­рад­ным мане­ром отме­ча­ли в Доме учё­ных на Пре­чи­стен­ке. В бесе­де с «Моск­ви­чом» Гул­ли­вер рас­ска­зал:

«Дом учё­ных 20 лет назад был в хоро­шем состо­я­нии, и они были един­ствен­ны­ми, с кем мы нашли вза­и­мо­по­ни­ма­ние, кто под­пи­сал­ся на эту аван­тю­ру. Когда я при­шел к ним на встре­чу, меня спро­си­ли, сколь­ко будет чело­век. Я гово­рю: “Чело­век пять­сот”. Мне ска­за­ли: “Это очень мно­го”. Я гово­рю: “Ну тогда три­ста”. А реаль­но было око­ло двух тысяч. Ещё арен­до­да­те­ля инте­ре­со­ва­ло, будут ли курить. Я уве­рял, что, конеч­но же, нет. Но по ито­гу весь Дом уче­ных ходил ходу­ном, а я пря­тал­ся от дирек­то­ра: ста­рин­ная же построй­ка, конец XIX — нача­ло XX века, дере­вян­ные пере­кры­тия, кон­ди­ци­о­не­ров нет…»

Есте­ствен­но, после тако­го о Гул­ли­ве­ре учё­ные и слы­шать не хоте­ли, но тот ока­зал­ся не так прост — по его сло­вам, при­шлось дей­ство­вать через «мани­пу­ля­ции» с руко­вод­ством Рос­сий­ской ака­де­мии наук, на балан­се кото­рой нахо­дил­ся Дом учё­ных. В ито­ге вече­рин­ки про­дол­жи­лись, при­чём год от года выхо­ди­ло всё скан­даль­нее и скан­даль­нее. При этом пере­чень звёзд­ных гостей от раза к разу ширил­ся: на тык­вен­ный ого­нёк загля­ды­ва­ли Вла­ди­слав Мамы­шев-Мон­ро и Олег Дери­пас­ка, Тут­та Лар­сен и Ксе­ния Соб­чак, Андрей Бар­те­нев и Сер­гей Бугаев-Африка.

Хел­ло­уин­ская вече­рин­ка в мос­ков­ском Доме учё­ных. Сле­ва напра­во: Бог­дан Тито­мир, Гоша Куцен­ко со спут­ни­цей, Маша Цигаль, Игорь Шулин­ский. Источ­ник

Ну а потом, как писал Хемин­гу­эй, «что-то кон­чи­лось». Гул­ли­вер подытоживает:

«В 2000‑х <…> про­ве­ли еще несколь­ко вече­ри­нок, а потом уже ста­ло не так инте­рес­но. Класс­но, когда все моло­ды и всё идет на одной волне, но вско­ре все под­ряд нача­ли делать эти Хел­ло­уи­ны, и тема ста­ла какая-то изби­тая. Инте­рес­но все­гда быть пер­во­от­кры­ва­те­ля­ми, а когда это на каж­дом углу — уже не то».


Низкопоклонничество перед блудницами

Чем актив­нее по Рос­сии шага­ла тык­ва, тем чаще празд­ник под­вер­га­ли кри­ти­ке. 2 нояб­ря 2003 года веду­щий про­грам­мы «Всё сра­зу!» Пётр Фаде­ев обра­тил­ся к зри­те­лям кана­ла «НТВ» со сле­ду­ю­щим заявлением:

«Может, празд­ник этот и непло­хой, но я, Пётр Фаде­ев, счи­таю празд­но­ва­ние Хел­ло­уи­на — изви­ни­те за выра­же­ние, сло­во-то какое — отвра­ти­тель­ным низ­ко­по­клон­ни­че­ством и без­бож­ным кос­мо­по­ли­тиз­мом. У меня на это про­сто слов нету».

Про­зву­ча­ло, прав­да, как непри­кры­тый трол­линг. Зато жур­на­лист и музы­каль­ный кри­тик Арте­мий Тро­иц­кий (при­знан ино­стран­ным аген­том), каза­лось, хей­тил все эти ваши тык­вы вполне искренне. В канун кану­на Дня всех свя­тых он демон­стра­тив­но орга­ни­зо­вал анде­гра­унд­ную выстав­ку, где, на мину­ту отло­жив руко­во­дя­щую рабо­ту, вер­баль­но всы­пал «хел­ло­уин­щи­кам» по пер­вое число:

«Нико­гда в жиз­ни не отме­чал Хел­ло­уин, не ходил на все эти [дурац­кие] поси­дел­ки, кото­рые у нас устра­и­ва­ют для бан­ди­тов и [блуд­ниц]».

Одна­ко вто­рая часть репор­та­жа вышла «за здра­вие». Масте­ри­ца боди-арта, укра­ша­ю­щая граж­дан, решив­ших вече­ром 31-го октяб­ря отто­пы­рить­ся по пол­ной в ноч­ном клу­бе, радост­но под­твер­ди­ла точ­ку зре­ния жур­на­ли­ста, кото­рые заме­тил, что суть празд­ни­ка в его совре­мен­ном виде уже не в хор­рор-атри­бу­ти­ке и не в «кош­мар­ных» наря­дах. Глав­ное, что­бы весе­ло было.

«Глав­ное драйв, глав­ное заряд бод­ро­сти, что­бы чув­ство было такое: “Ааарр­рар­ра­ра­ар­раааа!” Вот такое!»

Репор­таж о Хел­ло­уине в про­грам­ме «Всё сра­зу!» на кана­ле «НТВ» 2 нояб­ря 2003 года. Источ­ник

Тем вре­ме­нем экс-солист­ка груп­пы «Бра­во» Жан­на Агу­за­ро­ва озву­чи­ва­ла зага­доч­ные тези­сы, из кото­рых наи­бо­лее ясным ока­за­лось нетри­ви­аль­ное жела­ние наря­дить­ся в часы:

«Он игра­ет в часы. Они игра­ют в несу­ще­ство­ва­ние их тел. Чем ребё­нок, игра­ю­щий в часы, хуже иных часов? Ничем. Я буду часа­ми на Хел­ло­уине. Я наря­жусь часами».


Тыквенная коррупция

В том же 2003 году по СМИ про­ка­ти­лась новость: в мос­ков­ских шко­лах офи­ци­аль­но запре­ти­ли Хел­ло­уин. Чуть поз­же к сто­лич­ной ини­ци­а­ти­ве при­со­еди­ни­лись неко­то­рые реги­о­ны — напри­мер, Сверд­лов­ская область, о чём писа­ла «Лента.ру» в мате­ри­а­ле «Ураль­ские зай­цы и овощи-мутанты».

В этом же тек­сте вни­ма­нию чита­те­лей пред­ло­жи­ли пуга­ю­щие при­ме­ры быто­ва­ния Хел­ло­уи­на в Рос­сии — ни с каки­ми рези­но­вы­ми пау­ка­ми и ряже­ны­ми мни­мы­ми кол­ду­нья­ми не сравнить:

«Нико­гда бы аме­ри­кан­цы не дога­да­лись отме­тить эту дату так, как сде­ла­ли это, напри­мер, в Мос­ков­ской шко­ле номер 1266. В про­шлом году всех уча­щих­ся собра­ли в акто­вом зале, где детей жда­ло риту­аль­ное пове­ше­ние дво­еч­ни­ка. На гла­зах у потря­сен­ных зри­те­лей, на шею “жерт­ве” наде­ли пет­лю, затем выби­ли из-под ног табу­рет­ку, и тело нату­раль­но зака­ча­лось в воз­ду­хе. Это было тело стар­ше­класс­ни­цы, посе­щав­шей шко­лу кас­ка­де­ров и научив­шей­ся выпол­нять трюк с пове­ше­ни­ем. Шея девоч­ки была защи­ще­на спе­ци­аль­ным сна­ря­же­ни­ем, и выступ­ле­ние про­шло без жертв».

29 октяб­ря 2003 года в газе­те «Вести Помо­рья» рас­ска­за­ли, что дума­ют о Хел­ло­уине сотруд­ни­ки школ горо­да Архан­гель­ска. Ока­за­лось, что ниче­го «тако­го» не дума­ют — празд­ник как праздник:

«— В этот день мы не устра­и­ва­ем в шко­ле раз­гул или шабаш, мы изу­ча­ем запад­ные тра­ди­ции и куль­ту­ру, — пояс­ни­ла <…> завуч по вос­пи­та­тель­ной рабо­те гим­на­зии [№ 3] Надеж­да Шило­ва. — Важ­но, как празд­ну­ет­ся Хэл­ло­уин в школь­ных сте­нах. Конеч­но, дис­ко­те­ки и стра­шил­ки — это лиш­нее. Но сде­лать костю­мы, раз­ри­со­вать тык­ву, про­ве­сти нетра­ди­ци­он­ные уро­ки, игры вполне приемлемо. <…>
— Дети очень любят Хэл­ло­уин, — гово­рит дирек­тор шко­лы № 11 Вален­ти­на Вох­ми­но­ва. — Они про­яв­ля­ют фан­та­зию, ждут празд­ник с нетер­пе­ни­ем. Роди­те­ли так­же одоб­ря­ют про­ве­де­ние Дня всех свя­тых в шко­ле. Мы счи­та­ем, что ниче­го пло­хо­го в этом нет. Изу­ча­ют же за рубе­жом наши празд­ни­ки! Обыч­но в этот день по теле­ви­де­нию пока­зы­ва­ют филь­мы ужа­сов, поэто­му дело учи­те­ля — под­го­то­вить неустой­чи­вую дет­скую пси­хи­ку к про­смот­ру таких фильмов».

Хел­ло­уин­ский выпуск пере­да­чи «Крас­ная стре­ла» на кана­ле «НТВ» 30 октяб­ря 2003 года. Источ­ник

30 октяб­ря 2003 года ани­ма­ци­он­ные веду­щие пере­да­чи «Крас­ная стре­ла» Хрюн Мор­жов и Сте­пан Капу­ста вме­сте с рисо­ван­ны­ми кол­ле­га­ми пораз­мыш­ля­ли: не могут ли Хел­ло­уин в Рос­сии отме­нить цели­ком? Вышло ярко — одни нетрез­вы­ми голо­са­ми воз­му­ща­лись, что у них отни­ма­ют пово­ды для радо­сти, дру­гие заме­ча­ли, что наро­ду сле­до­ва­ло бы зами­рать при виде вла­сти, а не перед тык­вой. В то же вре­мя эта самая тык­ва лета­ла над поез­дом, в кото­ром еха­ли Сте­пан и Хрюн, зло­ве­ще хохо­та­ла и тво­ри­ла коррупцию.

В ито­ге опа­се­ния «ани­ма­шек» не оправ­да­лись — фор­маль­но Хел­ло­уин раз­ре­шён до сих пор. А вот «Крас­ная стре­ла» в 2004 году закры­лась — по утвер­жде­нию пресс-служ­бы «НТВ», из-за «слиш­ком низ­ко­го рейтинга».


Лучше зомби, чем курить

В 2010‑е годы Хел­ло­уин ощу­ти­мо сда­ёт пози­ции, теряя былую бес­ша­баш­ность — это замет­но и по архив­ным теле­ви­зи­он­ным репор­та­жам, и по костю­мам. Там, где рань­ше были Дра­ку­лы и Фред­ди Крю­ге­ры, ово­щи-мутан­ты и Жан­на Агу­за­ро­ва, теперь строй­ны­ми ряда­ми шага­ют хму­рые зомби.

В 2014 году пер­мяч­ка Еле­на Чадо­ва в теле­ин­тер­вью поде­ли­лась рецеп­том иде­аль­но­го праздника:

«Ходить, как зом­би, тан­це­вать, как зом­би, мед­лен­но всё делать».

Хел­ло­уин в Пер­ми в 2014 году. Источ­ник

Ново­си­бир­ские «зомба­ки» при­мер­но в то же вре­мя ока­за­лись актив­нее и устро­и­ли не флеш­моб с мед­ля­ка­ми, как в Пер­ми, а целый парад. Весель­ча­ки-жур­на­ли­сты скре­а­ти­ви­ли: интер­вью­и­руя моло­дёжь, в каче­стве рода заня­тий под­пи­сы­ва­ли в ниж­ней части кад­ра не «школь­ник» или «сту­дент­ка», а про­сто «зом­би».

Инте­рес­но, что мест­ная пен­си­о­нер­ка Гали­на Андре­ев­на, у кото­рой теле­ви­зи­он­щи­ки спро­си­ли, не пуга­ет ли её про­ис­хо­дя­щее, мрач­ный парад одобрила:

«Пра­виль­но! Чем курить вся­кую дурь, луч­ше вот этим заниматься».

Может, конеч­но, дело в том, что Гали­на Андре­ев­на и сама была при пара­де (обра­ти­те вни­ма­ние на крас­ный «кан­ди­бо­бер» — вполне тол­ко­вый наряд для Хел­ло­уи­на). Как бы то ни было, не она пер­вая. Дав­но уж в наро­де гово­рят: чем бы дитя не теши­лось, лишь бы… Даль­ше могут быть вари­ан­ты — пус­кай каж­дый выбе­рет на своё усмотрение.

Ново­си­бир­ская пен­си­о­нер­ка Гали­на Андре­ев­на одоб­ря­ет Хел­ло­уин. Источ­ник

Итак, отме­чать Хел­ло­уин или нет, — на сего­дняш­ний день всё ещё дело хозяй­ское. А что­бы убе­речь­ся от воз­мож­но­го пори­ца­ния со сто­ро­ны обще­ствен­но­сти, мож­но попро­бо­вать сде­лать это пат­ри­о­тич­но: напри­мер, посмот­реть в ком­па­нии клас­си­че­ский аме­ри­кан­ский фильм ужа­сов «Чело­век-волк» 1941 года. Что, спра­ши­ва­е­те, в нём пат­ри­о­тич­но­го? Так ведь там одну из глав­ных ролей, зло­ве­щую цыган­ку Мале­ву, сыг­ра­ла актри­са МХТ Мария Алек­се­ев­на Успенская.

Или, как вари­ант, изу­чить «Жиль­ца» Рома­на Полан­ско­го с Лилей Кед­ро­вой, или «Заво­ро­жё­не­но­го» Аль­фре­да Хич­ко­ка с Миха­и­лом Чехо­вым, или «Урод­цев» Тода Бра­у­нин­га с Оль­гой Бакла­но­вой. Так-то: знай наших.


Читай­те далее:

Топ-моде­ли из поли­эти­ле­на и лего-чело­веч­ки из кар­то­на: ново­год­ние костю­мы 1990‑х годов;

Жизнь пре­крас­на и уди­ви­тель­на! Как созда­вал­ся куль­то­вый хор­рор «При­кос­но­ве­ние».