Говорят, наши далёкие предки, школьники из 90‑х годов прошлого века, отмечали Хеллоуин вместе с учителями. Да и в советское время тыквенные фонари то и дело пугали прохожих. А в 2000‑е Хрюн Моржов и Степан Капуста требовали не запрещать праздник, оставив народу лишний повод выпить по стаканчику, пока Жанна Агузарова переодевалась в часы, а пенсионерка с кандибобером на голове утверждала, что лучше зомби, чем курить. Всё это и многое другое в текстовой хеллоуинской вечеринке от VATNIKSTAN, которая начинается прямо сейчас.
Что там у славян?
Сегодня разговор о Хеллоуине редко обходится без категоричных утверждений — мол, праздник это не «исконно русский» (то ли дело 8 марта или 1 мая), так что у нас ему не место. Кто-нибудь другой тут же парирует: а как же, извините, древние славяне?
Действительно, что-то они, говорят, там такое праздновали. Одни знатоки культурной «жути» утверждают, что это был Самайн. Другие поправляют: да нет, Сауман это у кельтов, а наши пращуры устраивали «народные гуляния» на Велесову ночь. Третьи напоминают о Святках — будто бы граждане царской России в декабре и январе не только гадания проводили, но и делали фонари из тыкв, которыми пугали друг друга.
К слову, отголоски «тыквенных» традиций дошли и до советских времён — упоминания об этом есть, например, здесь и вот здесь.

Не станем ввязываться и без того широкую дискуссию. Вопрос вот в чём: почему бы нам что-нибудь из перечисленного хоть в каком-то виде не возродить? И не порвать уже наконец с буржуазной привычкой переодеваться в вампиров и прочих персонажей импортной готики.
Исследовательница и популяризатор мистического фольклора Елена Прокофьева в книге «1000 тайн нечистой силы» предлагает любопытный аргумент «против». Мол, переизобрести культ Велеса и пройтись по деревне с тыквой, конечно, можно (церковь, правда, вряд ли одобрит), да только удастся ли современного обывателя всем этим заинтересовать?
«Ничем особенным этот праздник (Прокофьева называет его Самхейн, но, вероятно, имелась в виду всё же Велесова ночь — Ред.) у славян не выделялся. Ну, жгли костры. Ну, угощение для душ умерших на столе выставляли. Ну, три дня не мели хозяйки в домах, чтобы эти самые души, прилетевшие дом родной навестить, не потревожить… А так — ничего особенного».
Пожалуй, Прокофьева упрощает, но, в сущности, она права: современный Хеллоуин — это не про «взаправдишнюю» и вполне серьёзную коммуникацию с потусторонним миром, а про декоративные поп-страшилки, способные не столько напугать, сколько отвлечь и развлечь. Что-то в духе даже не Стивена Кинга, а эпизода с привидением из мультфильма про Карлсона.

Очень, между прочим, по-хеллоуински действует советский Карлсончик: нарядился пострашнее, отправился к незнакомым взрослым и стал пугать, ожидая, что те откупятся подарками — в данном случае ворованными простынями. Примечательно, что, во-первых, такого эпизода в книге Астрид Лиднгрен не было, а во-вторых, вариация на тему «сладость или гадость» — единственная сцена «Малыша и Карлсона» Бориса Степанцева, смонтированная не под музыку Геннадия Гладкова, а под композицию «House of Horrors» Мерва Гриффина. То есть, без западной поп-культуры в «хеллоуинчестве» никуда, и это упрямый факт.
Дракулито-Винни-Пух
Так что именно с «попкульта» — а не культа предков — у России с Хеллоуином «всё заверте…». Когда в зубах железного занавеса стали появляться «кариозные полости», через них к нам стали проникать голливудские фильмы ужасов, причём некоторые из них содержали конкретные инструкции по времяпровождению 31 октября. Тут, конечно, в первую очередь вспоминается «Хеллоуин» Джона Карпентера, который сперва был доступен на пиратских видеокассетах, а затем, как и многие другие «ужастики», обосновался на телевизионных каналах.

Но, быть может, даже более важную роль в хеллоуинском просвещении сыграл контент для детей. В повестях Р. Л. Стайна и его коллег по «ужастиковму» перу, издававшихся на русском со второй половины 1990‑х годов, хеллоуинские сюжеты — обычное дело. Да и «Канун всех святых» (альтернативный перевод — «Дерево Хэллуина») Рэя Бредбери опубликовали в России именно в 90‑е.
Про мультфильмы тоже не забудьте: в 1992 году по 1‑му каналу Останкино взялись крутить сериал «Дракулито-вампирёныш», название которого говорит само за себя. Одна из серий мультика так и называется — «Хэллоуин». И даже невинный диснеевский Винни-Пух, завсегдатай «Дисней-клуба» на канале ОРТ — и тот был не чужд тыквенно-пугательным проделкам.

Конфеты для анархиста
Вторая причина «охеллуинивания» родных осин — повышенный интерес к изучению английского языка (теперь-то им, наконец, можно пользоваться по назначению, то есть общаясь с его носителями, например, во время поездок), а значит и к британской и американской культурам. Раз уж вы можете уверенно сказать, что «Ландан из э капитал оф Грейт Британ», почему бы не добавить к этому «Трик о трит, гив ми самфинг гуд ту ит»? Тем более, если за это вам положены бесплатные сладости.
Таким образом, чаще всего школьные Хеллоуины привязывались к урокам иностранного языка и за пределы кабинетов, отведённых для «спиканья», не выходили. Но бывали исключения — в 1999 году нижнекамский канал «Эфир» показал репортаж, снятый в одной из школ в конце октября. На стенах коридоров — чёрные ноги с красными ногтями, мимо них прогуливаются чудища самых разных мастей. Причём в подходящих случаю костюмах не только ученики, но и учителя.

Школьница, наряженная пираткой-анархисткой (отчётливо видны соответствующие символы на бандане), рассказала журналистам, как ребятня запугивает окружающих, требуя кондитерских изделий. И что происходит с теми, кто отказывается подкормить молодёжь:
«Мы одеваемся во всякие страшные костюмы, например, в пиратов, привиденьев, вампиров и прочую нечисть. Мы ходим по кабинетам и говорим: “Trick or treat?” Это значит — угостите нас или мы вас разыграем. Нам должны дать какие-нибудь конфеты, что-нибудь вкусненькое. А если они этого не сделают, мы сделаем какую-нибудь гадость им назло: например, насыпем муки в волосы».
Корреспондентка «Эфира» упоминает, что Хеллоуин вошёл у школьников в моду «с тех пор, как ребята привезли его из Америки, где они учились английскому языку». Но это уж прям какой-то совсем замороченный способ — узнать о празднике в 90‑е можно было, просто почитав учебник. Так, в «Happy English» для 5–6 классов он трижды упоминается в разделе, посвящённом вечеринкам и праздникам.

Яйца пить надо
Возможно, именно по «Happy English» учились в Первой уфимской политологической гимназии, где, если верить выложенному на ютуб любительскому архивному видео, в 1993 году отгуляли Канун Дня всех святых с невероятным размахом. В начале мальчик в сером свитере и с накрашенными глазами танцует и поёт партнёрше на английском про то, что она и вчера была ведьмой, и сегодня тоже ведьма. На заднем плане макет окровавленного телевизора и плакаты с почти первомайскими лозунгами вроде «Да здравствуют привидения!».
Внезапно песня прерывается криком женщины в очках: «Так, Щеглов, ты чё сегодня не в голосе, яйца надо было пить! Сырые яйца пить надо!». Затем в кадр проникает перчатка Фредди Крюгера на фоне улыбающейся тыквы, а скелеты танцуют танец маленьких лебедей. В общем, вайбовость происходящего зашкаливает.

Вечеринки для тех, кто уже получил паспорт, в те времена тоже были ого-го. Если верить журналу «Москвич Mag», в столице за пропаганду Хеллоуина на первых порах отвечал промоутер и активист клубного движения Сергей Гулливер — с его подачи во второй половине 90‑х Хеллоуин костюмно-маскарадным манером отмечали в Доме учёных на Пречистенке. В беседе с «Москвичом» Гулливер рассказал:
«Дом учёных 20 лет назад был в хорошем состоянии, и они были единственными, с кем мы нашли взаимопонимание, кто подписался на эту авантюру. Когда я пришел к ним на встречу, меня спросили, сколько будет человек. Я говорю: “Человек пятьсот”. Мне сказали: “Это очень много”. Я говорю: “Ну тогда триста”. А реально было около двух тысяч. Ещё арендодателя интересовало, будут ли курить. Я уверял, что, конечно же, нет. Но по итогу весь Дом ученых ходил ходуном, а я прятался от директора: старинная же постройка, конец XIX — начало XX века, деревянные перекрытия, кондиционеров нет…»
Естественно, после такого о Гулливере учёные и слышать не хотели, но тот оказался не так прост — по его словам, пришлось действовать через «манипуляции» с руководством Российской академии наук, на балансе которой находился Дом учёных. В итоге вечеринки продолжились, причём год от года выходило всё скандальнее и скандальнее. При этом перечень звёздных гостей от раза к разу ширился: на тыквенный огонёк заглядывали Владислав Мамышев-Монро и Олег Дерипаска, Тутта Ларсен и Ксения Собчак, Андрей Бартенев и Сергей Бугаев-Африка.

Ну а потом, как писал Хемингуэй, «что-то кончилось». Гулливер подытоживает:
«В 2000‑х <…> провели еще несколько вечеринок, а потом уже стало не так интересно. Классно, когда все молоды и всё идет на одной волне, но вскоре все подряд начали делать эти Хеллоуины, и тема стала какая-то избитая. Интересно всегда быть первооткрывателями, а когда это на каждом углу — уже не то».
Низкопоклонничество перед блудницами
Чем активнее по России шагала тыква, тем чаще праздник подвергали критике. 2 ноября 2003 года ведущий программы «Всё сразу!» Пётр Фадеев обратился к зрителям канала «НТВ» со следующим заявлением:
«Может, праздник этот и неплохой, но я, Пётр Фадеев, считаю празднование Хеллоуина — извините за выражение, слово-то какое — отвратительным низкопоклонничеством и безбожным космополитизмом. У меня на это просто слов нету».
Прозвучало, правда, как неприкрытый троллинг. Зато журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий (признан иностранным агентом), казалось, хейтил все эти ваши тыквы вполне искренне. В канун кануна Дня всех святых он демонстративно организовал андеграундную выставку, где, на минуту отложив руководящую работу, вербально всыпал «хеллоуинщикам» по первое число:
«Никогда в жизни не отмечал Хеллоуин, не ходил на все эти [дурацкие] посиделки, которые у нас устраивают для бандитов и [блудниц]».
Однако вторая часть репортажа вышла «за здравие». Мастерица боди-арта, украшающая граждан, решивших вечером 31-го октября оттопыриться по полной в ночном клубе, радостно подтвердила точку зрения журналиста, которые заметил, что суть праздника в его современном виде уже не в хоррор-атрибутике и не в «кошмарных» нарядах. Главное, чтобы весело было.
«Главное драйв, главное заряд бодрости, чтобы чувство было такое: “Аааррраррараарраааа!” Вот такое!»

Тем временем экс-солистка группы «Браво» Жанна Агузарова озвучивала загадочные тезисы, из которых наиболее ясным оказалось нетривиальное желание нарядиться в часы:
«Он играет в часы. Они играют в несуществование их тел. Чем ребёнок, играющий в часы, хуже иных часов? Ничем. Я буду часами на Хеллоуине. Я наряжусь часами».
Тыквенная коррупция
В том же 2003 году по СМИ прокатилась новость: в московских школах официально запретили Хеллоуин. Чуть позже к столичной инициативе присоединились некоторые регионы — например, Свердловская область, о чём писала «Лента.ру» в материале «Уральские зайцы и овощи-мутанты».
В этом же тексте вниманию читателей предложили пугающие примеры бытования Хеллоуина в России — ни с какими резиновыми пауками и ряжеными мнимыми колдуньями не сравнить:
«Никогда бы американцы не догадались отметить эту дату так, как сделали это, например, в Московской школе номер 1266. В прошлом году всех учащихся собрали в актовом зале, где детей ждало ритуальное повешение двоечника. На глазах у потрясенных зрителей, на шею “жертве” надели петлю, затем выбили из-под ног табуретку, и тело натурально закачалось в воздухе. Это было тело старшеклассницы, посещавшей школу каскадеров и научившейся выполнять трюк с повешением. Шея девочки была защищена специальным снаряжением, и выступление прошло без жертв».
29 октября 2003 года в газете «Вести Поморья» рассказали, что думают о Хеллоуине сотрудники школ города Архангельска. Оказалось, что ничего «такого» не думают — праздник как праздник:
«— В этот день мы не устраиваем в школе разгул или шабаш, мы изучаем западные традиции и культуру, — пояснила <…> завуч по воспитательной работе гимназии [№ 3] Надежда Шилова. — Важно, как празднуется Хэллоуин в школьных стенах. Конечно, дискотеки и страшилки — это лишнее. Но сделать костюмы, разрисовать тыкву, провести нетрадиционные уроки, игры вполне приемлемо. <…>
— Дети очень любят Хэллоуин, — говорит директор школы № 11 Валентина Вохминова. — Они проявляют фантазию, ждут праздник с нетерпением. Родители также одобряют проведение Дня всех святых в школе. Мы считаем, что ничего плохого в этом нет. Изучают же за рубежом наши праздники! Обычно в этот день по телевидению показывают фильмы ужасов, поэтому дело учителя — подготовить неустойчивую детскую психику к просмотру таких фильмов».

30 октября 2003 года анимационные ведущие передачи «Красная стрела» Хрюн Моржов и Степан Капуста вместе с рисованными коллегами поразмышляли: не могут ли Хеллоуин в России отменить целиком? Вышло ярко — одни нетрезвыми голосами возмущались, что у них отнимают поводы для радости, другие замечали, что народу следовало бы замирать при виде власти, а не перед тыквой. В то же время эта самая тыква летала над поездом, в котором ехали Степан и Хрюн, зловеще хохотала и творила коррупцию.
В итоге опасения «анимашек» не оправдались — формально Хеллоуин разрешён до сих пор. А вот «Красная стрела» в 2004 году закрылась — по утверждению пресс-службы «НТВ», из-за «слишком низкого рейтинга».
Лучше зомби, чем курить
В 2010‑е годы Хеллоуин ощутимо сдаёт позиции, теряя былую бесшабашность — это заметно и по архивным телевизионным репортажам, и по костюмам. Там, где раньше были Дракулы и Фредди Крюгеры, овощи-мутанты и Жанна Агузарова, теперь стройными рядами шагают хмурые зомби.
В 2014 году пермячка Елена Чадова в телеинтервью поделилась рецептом идеального праздника:
«Ходить, как зомби, танцевать, как зомби, медленно всё делать».

Новосибирские «зомбаки» примерно в то же время оказались активнее и устроили не флешмоб с медляками, как в Перми, а целый парад. Весельчаки-журналисты скреативили: интервьюируя молодёжь, в качестве рода занятий подписывали в нижней части кадра не «школьник» или «студентка», а просто «зомби».
Интересно, что местная пенсионерка Галина Андреевна, у которой телевизионщики спросили, не пугает ли её происходящее, мрачный парад одобрила:
«Правильно! Чем курить всякую дурь, лучше вот этим заниматься».
Может, конечно, дело в том, что Галина Андреевна и сама была при параде (обратите внимание на красный «кандибобер» — вполне толковый наряд для Хеллоуина). Как бы то ни было, не она первая. Давно уж в народе говорят: чем бы дитя не тешилось, лишь бы… Дальше могут быть варианты — пускай каждый выберет на своё усмотрение.

Итак, отмечать Хеллоуин или нет, — на сегодняшний день всё ещё дело хозяйское. А чтобы уберечься от возможного порицания со стороны общественности, можно попробовать сделать это патриотично: например, посмотреть в компании классический американский фильм ужасов «Человек-волк» 1941 года. Что, спрашиваете, в нём патриотичного? Так ведь там одну из главных ролей, зловещую цыганку Малеву, сыграла актриса МХТ Мария Алексеевна Успенская.
Или, как вариант, изучить «Жильца» Романа Поланского с Лилей Кедровой, или «Заворожёненого» Альфреда Хичкока с Михаилом Чеховым, или «Уродцев» Тода Браунинга с Ольгой Баклановой. Так-то: знай наших.
Читайте далее:
— Топ-модели из полиэтилена и лего-человечки из картона: новогодние костюмы 1990‑х годов;
— Жизнь прекрасна и удивительна! Как создавался культовый хоррор «Прикосновение».









