У фильма «Прикосновение» (1992) Альберта Мкртчяна необычная судьба. В 90‑е годы малоизвестная работа обрела культовый статус среди российских зрителей. Пугающий портрет персонажа Николая Мальцева стал русским символом ужаса в кино, а благодаря паблику FROM OUTER SPACE зрители смогли увидеть отреставрированную версию ленты. Кроме того, группа энтузиастов готовит ремейк фильма.
VATNIKSTAN расскажет об истории создания культового хоррора, отличиях оригинальной и режиссёрской версий сценария и странных событиях, происходивших на съёмочной площадке.
Неожиданный эксперимент
Советский кинематограф практически не признавал хорроры. Иногда в прокат выходили мистические фильмы, но чистым ужасами назвать их сложно. Яркий пример — «Вий» (1967) по рассказу Николая Гоголя. Фактически это сказка, и ждать советского аналога «Кошмара на улице Вязов» или «Ужаса Амитивилля» зрителям не приходилось.
Перестройка отменила множество цензурных ограничений. Режиссёры и сценаристы получили возможность снимать ужасы и мистику, но, опять-таки, назвать их полноценными хоррорами сложно. Первыми подобными работами стали «Господин оформитель» (1987), «Семья вурдалаков» (1990), «Папа, умер Дед Мороз» (1991), а также «Прикосновение», о котором сегодня и пойдёт разговор.
В истории картины много неясного. Режиссёр Альберт Мкртчян не имел опыта в хоррорах. Основным его профилем были драмы и приключенческие фильмы: «Земля Санникова» (1973), «Законный брак» (1985), «Казённый дом» (1989).
В одном из интервью Мкртчян рассказывал, что решился на съёмки после того, как прочитал сценарий Андрея Горюнова. К сожалению, в интернете практически нет никакой информации о Горюнове. Известно, что он скончался в 2005 году и успел написать несколько фантастических книг. Андрей Горюнов был учёным и преподавал в МГУ физические науки.
Теперь уже невозможно сказать, как познакомились Горюнов и Мкртчян, но режиссёра заинтересовал сюжет. Горюнов не был профессиональным сценаристом, его труд выглядел как новеллизация фильма. Автор оформлял диалоги прямой речью.
Сюжет фильма повествует о следователе Андрее Крутицком, который ведёт на первый взгляд заурядное дело о самоубийстве Ольги Мальцевой и её сына. Крутицкий узнаёт о странных обычаях в семье Мальцевых и некой организации мёртвых форзи. Поначалу следователь думает, что это обычная мистификация, однако вскоре понимает, что угроза имеет потусторонний характер, а призраки вполне себе реальны. Вскоре Крутицкий становится частью заговора мёртвых, но судьба героя будет незавидной.
Первоначальная версия «Прикосновения» отличалась более жестокими и кровавыми сценами. В первом эпизоде, который не вошёл в фильм, Ольга перерезает горло сыну, но этот фрагмент смягчили, заменив способ убийства на удушение подушкой. В финальной сцене семья главного героя погибает не от взрыва, а от падающей стены. Появления призрака Мальцева не должно было ограничиваться одним портретом. Эпизоды, где он появляется рядом с внучкой, не вошли в окончательный монтаж, как и не появилась ещё одна важная часть злодея — обожжённые руки.
В фильме нет информации о загробном мире, играющем важную роль в повествовании. Есть упоминание о некой общности мёртвых, которых называют форзи. В первоначальной версии о них было чуть больше информации: мир форзи сравнивали с «лодкой, на которой идёт торжество», а жизнь — с холодной водой, куда с торжества попадает человек. Для представителей форзи жизнь невыносима и равняется мучению, а мир до рождения и после смерти — истинное блаженство.
Странности кинопроизводства
Ещё до съёмок фильма коллеги якобы пытались отговорить Мкртчяна от работы над «Прикосновением». О том, что не следует снимать подобное кино, режиссёра пытался предупредить актёр Михаил Козаков, снимавшийся в мистической драме «Господин оформитель». Козаков говорил, что без нечистой силы в таких картинах не обходится. Возможно, он был прав: производство «Прикосновения» столкнулось с множеством проблем. Первые неприятности начались во время кастинга актёров.
Самыми сложными оказались поиски актрисы на главную роль. Сперва на неё взяли Анну Самохину, но по непонятным причинам актриса отказалась сниматься в киноленте. Самохину заменила Александра Захарова, но и она не смогла участвовать в съёмках из-за воспаления лёгких. В итоге взяли Марьяну Полтееву.
Долго мучились с кинопробами Андрея Дударенко, сыгравшего Мальцева, который появляется на несколько секунд в виде того самого зловещего портрета. Для крошечного эпизода актёра гримировали множество раз, что для Дударенко стало настоящим испытанием. Почему Мкртчян взял его на роль, Дударенко не знал. Возможно, режиссёр во время поиска подходящего типажа нашёл фотографию Дударенко в картотеке. По воспоминаниям актёра, Мкртчян сам долгое время не мог понять, что ему требовалось. Учитывая, в какой ужас вгонял зрителей портрет Мальцева, можно с уверенностью сказать, что выбор оказался правильным.
Исполнитель главной роли Александр Зуев рассказывал, что съёмочную группу всё время преследовали неприятности. Наиболее трагичный случай произошёл в Ялте, когда на глазах у всех насмерть разбился каскадёр. Зуев вспоминал:
«Плюс ко всему этому, атмосфера на съёмочной площадке всегда была напряжённой, и в большинстве случаев мы даже не понимали, из-за чего, напряжение и раздражительность присутствовали… постоянно. Даже в достаточно нейтральных ситуациях они вызывали какие-то очень сильные эмоциональные всплески, это явно всё исходило, как мы все потом поняли, из темы, которую мы тронули. Мы побеспокоили то, чего беспокоить не следует».
Ужас из могилы
Что же в «Прикосновении» такого, что люди после просмотра не могли спать, а ценители хоррора наделили ленту культовым статусом? Единого мнения нет даже среди создателей. Учитывая, что в фильме почти нет мистики, популярность и народная любовь удивляют.
Есть несколько факторов. Первый касается времени, когда снималась картина. Работа над сценарием началась в конце 80‑х, а съёмки фильма — в 90‑е годы и продолжались до 1992 года. Киноленту снимали буквально в период распада страны. Это отразилось в сюжете: рост преступности, безысходность и падение элементарной морали. Ярким примером деградации человека выступает главный герой, следователь Андрей Крутицкий, который перед могилой Мальцева произносит следующий монолог:
«Я человек грешный… я нужен вам здесь. Всю свою жизнь я проходил мимо несчастья других… не останавливался… Я… я… по долгу службы убил троих в перестрелке… одного в рукопашной схватке… И потом косвенно участвовал в смерти многих… не знаю скольких, тут вы можете проверить. Я нужен вам здесь. И вот… вот теперь самое главное… Я молодой! Сильный! Жадный! Жестокий! Я вовсе не святой! Мне нужно создать условия… мне необходимы жена… дочь… Смог! Мы всей семьёй станем тупыми! Безжалостными! Сытыми! Готовыми утопить за стоптанный тапочек! Продать и обрадоваться! Идти по головам, по костям, по трупам… самое главное — по трупам!»
Хтонь придаёт особый шарм фильму, усиливая общую безысходность. Некачественная плёнка картины приумножает эффект неотвратимости и кошмара. Мкртчян нагоняет ужас одним только саспенсом, без крови и скримеров. В «Прикосновении» нет спецэффектов — страх нагнетается актёрской игрой и операторской работой.
Немалое значение для атмосферы играют загадки. Кто такие форзи? Почему, по мнению Мальцева, смерть лучше жизни? Что за культ смерти царил в семье главного антагониста? Вопросы без ответа придают киноленте таинственность.
Особо следует сказать о портрете Мальцева, ставшем визитной карточкой фильма. Что может сделать простая фотография честного советского труженика? Оказалось, что при помощи светотени и правильной операторской работы можно создать настоящий кошмар. Лицо Мальцева каждый раз видится по-разному: то ли это зловещая ухмылка с недобрым взглядом, то ли обычный семьянин. Особенно сильно это заметно на неотреставрированной версии, где размытость картинки и синеватый цвет делает фотографию ещё страшнее.
Возможно, создатели задумывали «Прикосновение» не как фильм ужасов, а как мистическую притчу, но в итоге получилось совершенно иное. Распад СССР, тяжёлые реформы и социально-политической шок явно повлияли на съёмочную группу. Среди критиков есть мнение, что история Мальцевых и следователя Крутицкого — это аллюзия на историю СССР и его крах. Толкований фильма много, каждый находит в нём собственный смысл.
Будущий ремейк
«Прикосновение» оказалось слишком культовым для русскоязычной публики, чтобы просто уйти в прошлое. Интерес к фильму всегда был стабильно высоким, а отреставрированная версия только усилила его. Личность актёра Андрея Дударенко, сыгравшего Мальцева, также будоражила зрителей. Его творчеству посвятили документальный фильм «Андрей Дударенко: Лицо с портрета», который вышел в 2022 году.
В том же году стало известно о разработке ремейка «Прикосновения». Им занимается кинокомпания Cinefog. Первоначально планировалась создание приквела, но из-за юридических проблем компания решила сделать ремейк, а уже потом создать для него предысторию. Cinefog считают, что новый фильм должен отражать сегодняшние реалии, а не быть покадровой копией работы Мкртчяна.
Пока сложно сказать, когда выйдет новый фильм, но работа над ним идёт и только время покажет, сможет ли он стать новым культом среди поклонников оригинальной киноленты.
Читайте также «Вампиры, змеи, перестройка. Как снимали фильм „Дина“».