«Ностальгия по светлому будущему, которое осталось в прошлом». Нью-вейв-группа «Хтонь панелек» рассказывает о дебютном альбоме

В кон­це 2024 года вышел пер­вый пол­но­фор­мат­ный аль­бом крас­но­дар­ско­го про­ек­та «Хтонь пане­лек». Мелан­хо­лич­но-носталь­ги­че­ская «Музы­ка послед­них дней» настоль­ко гра­мот­но соче­та­ет пост­панк, нью-вейв, син­ти-поп, рус­ский рок и дру­гие дости­же­ния 80‑х, что, кажет­ся, такой релиз может одно­вре­мен­но понра­вить­ся совсем раз­ным слу­ша­те­лям: от поклон­ни­ков Дэви­да Боуи и Вик­то­ра Цоя до люби­те­лей Modern Talking и Алек­сандра Серо­ва. При этом темы, затро­ну­тые в тре­ках, весь­ма акту­аль­ные: оди­но­че­ство чело­ве­ка в боль­шом горо­де, иллю­зия выбо­ра, пого­ня за несбы­точ­ной меч­той, взрос­ле­ние и пере­осмыс­ле­ние жиз­ни, невоз­мож­ность вер­нуть­ся в про­шлое. С эти­ми пес­ня­ми, как гово­ри­ла Кла­ра Румя­но­ва, мож­но «чуть погру­стить, быть может посме­ять­ся, помечтать».

Спе­ци­аль­но для VATNIKSTAN лидер «Хто­ни пане­лек» Арсе­ний Моро­зов рас­ска­зал о созда­нии и настро­е­нии аль­бо­ма, а так­же о смыс­ле каж­дой песни.


Изна­чаль­но я заду­мы­вал про­ект как сту­дий­ный one man band. За мно­го лет заня­тий музы­кой я пол­но­стью разо­ча­ро­вал­ся в идее груп­пы и решил, что про­ще делать всё само­му, чем искать общий язык с кол­ле­га­ми по реме­с­лу. Но после выпус­ка пер­вых синглов мне пред­ло­жи­ли сыг­рать несколь­ко кон­цер­тов. Так появил­ся кон­церт­ный состав, с кото­рым мы уже успе­ли высту­пить в Крас­но­да­ре, Сочи, Ново­рос­сий­ске и Владикавказе.

Назва­ние про­ек­та гово­рит о попыт­ке най­ти в при­выч­ной нам пост­со­вет­ской реаль­но­сти вдох­но­ве­ние и новые смыс­лы. Каж­дый день мы про­хо­дим мимо типо­вых панель­ных домов и бетон­ных забо­ров, остав­ляя с ними части­цу себя. Со вре­ме­нем эти части­цы акку­му­ли­ру­ют­ся, пере­рас­тая в новые фор­мы памя­ти, слов, жизни.

В лири­ке «Хто­ни пане­лек» пре­об­ла­да­ют тра­ди­ци­он­ные для жан­ра грусть и мелан­хо­лия в анту­ра­же бетон­ных стен, пустых окон и город­ских фона­рей. Боль­шин­ство жите­лей пост­со­вет­ско­го про­стран­ства уви­дят в обра­зах песен до боли зна­ко­мые пей­за­жи. В текстах есть понят­ные повест­во­ва­тель­ные линии и худо­же­ствен­ная образность.

В музы­каль­ном плане «ХП» опи­ра­ет­ся на гитар­ный пост­панк и нью-вейв с регу­ляр­ны­ми захо­да­ми на тер­ри­то­рию элек­тро­ни­ки, син­ти-попа и даже шугей­за. В пес­ни обиль­но впле­те­ны ома­жи, отсыл­ки и цита­ты, зача­стую опе­ри­ру­ю­щие к музы­ке, кото­рая когда-то вдох­но­ви­ла меня: от Вик­то­ра Цоя до Дэви­да Боуи.

Несмот­ря на жан­ро­вую при­над­леж­ность, допус­ка­ю­щую лоуфай­ный под­ход, музы­ка «ХП» напол­не­на аран­жи­ров­ка­ми с боль­шим коли­че­ством мело­ди­че­ских линий, саунд-дизай­на и нети­пич­ных ходов. Рабо­та зву­ко­ре­жис­сё­ров раду­ет слух: все часто­ты и темб­ры зву­чат хоро­шо, плот­но рабо­та­ют «в пач­ке» и «рас­хо­дят­ся» ров­но там, где это­го тре­бу­ет логи­ка ком­по­зи­ций. При этом мате­ри­ал не явля­ет­ся слиш­ком слож­ным или напы­щен­ным. Я ста­рал­ся сде­лать так, что­бы при­пе­вы цеп­ля­ли про­сты­ми хука­ми, а гитар­ные соло были инте­рес­ны гар­мо­ни­че­ски­ми ходами.

Сме­ло могу ска­зать, что мне не будет стыд­но вклю­чать эту рабо­ту через 10–20 лет. Аль­бом име­ет свой шарм, сде­лан с боль­шой любо­вью и вни­ма­ни­ем к деталям.


Придумай мне мир

Раз­мыш­ле­ние о том, что оста­нет­ся после наше­го ухо­да из реаль­но­сти. Сохра­ним­ся ли мы в сво­их делах, ска­зан­ных сло­вах, пере­жи­тых исто­ри­ях и лицах. При­пев явля­ет­ся неоче­вид­ной анти­те­зой к глав­но­му хиту груп­пы «Аль­янс». В моём вари­ан­те — Новый день не позо­вёт за собой.


Место под солнцем

Гро­теск­ное повест­во­ва­ние о фату­ме, ско­вав­шем лири­че­ско­го героя за иллю­зи­я­ми выбо­ра. Ты можешь выбрать бетон­ную короб­ку, за кото­рую будешь пла­тить ипо­те­ку, рабо­ту, на кото­рую будешь ездить каж­дый день, и даже люби­мый бар, что­бы радо­вать­ся жиз­ни по пят­ни­цам. Но ты не изме­нишь поряд­ка вещей. Не смо­жешь вырвать­ся за рам­ки бес­ко­неч­но­го цик­ла, где ты обя­зан каж­дый день выжи­мать из себя все соки до тех пор, пока они не закон­чат­ся. Пере­ход на новую сту­пень или попыт­ка вый­ти нару­жу в ито­ге всё рав­но будут впи­са­ны в чьи-то рамки.


Верь мне

Одна из немно­го­чис­лен­ных песен на аль­бо­ме, отно­ся­щих­ся к любов­ной лири­ке. Отно­ше­ния двух людей, про­би­ва­ю­щие свой путь сквозь холод, стра­хи и недоверие.


Детство во дворах

Ком­по­зи­ция, про­пи­тан­ная лет­ним солн­цем, зелё­ны­ми листья­ми и дет­ским сме­хом. Она близ­ка и понят­на любо­му, кто вырос в спаль­ном рай­оне, посре­ди панель­ных или ста­рых кир­пич­ных домов. Дет­ство, кото­рое не вернуть.


Дремучая вера шамана

Уход в дебри мета­фи­зи­ки и слож­ных обра­зов. Воз­мож­но, имен­но эта пес­ня наи­бо­лее пол­но рас­кры­ва­ет фило­со­фию «Хто­ни пане­лек», рас­смат­ри­вая город как цель­ный орга­низм — древ­не­го спя­ще­го зве­ря, разум кото­ро­го свя­зан с каж­дым из его обитателей.


За солнцем

Исто­рия жиз­ни, про­ве­дён­ной в погоне за бес­ко­неч­но далё­кой меч­той. Куп­ле­ты пооче­рёд­но опи­сы­ва­ют дет­ство, юность, зре­лость и завер­ше­ние жиз­нен­но­го цик­ла лири­че­ско­го героя, а так­же — вза­и­мо­дей­ствие с одной из при­род­ных стихий.


По следу ночных огней

Ещё одна пес­ня о пути, на этот раз не име­ю­щем цели, а пото­му не име­ю­щем нача­ла, или кон­ца. Пер­со­наж пес­ни постиг дзен и понял, что все его дей­ствия не более чем неле­пый сце­на­рий не само­го удач­но­го филь­ма. Он может поз­во­лить себе насла­ждать­ся момен­том, не пыта­ясь успеть куда-то прийти.


Музыка последних дней

Гимн апо­ка­лип­си­са и, как ни стран­но, самая опти­ми­стич­ная ком­по­зи­ция на аль­бо­ме, а заод­но и самая тан­це­валь­ная. Раз уж всё пред­ре­ше­но, не сто­ит стро­ить тра­ге­дию и омра­чать послед­ние часы стра­да­ни­я­ми и пусты­ми дела­ми. Пока мы можем вды­хать эту жизнь пол­ной гру­дью — мы долж­ны это делать.


Подвиг

Печаль­ный гимн амби­ци­ям про­шед­шей эпо­хи. Носталь­гия по свет­ло­му буду­ще­му, кото­рое оста­лось в про­шлом. Пес­ня, вдох­нов­лён­ная ста­ры­ми совет­ски­ми моза­и­ка­ми, кото­рые часто встре­ча­ют­ся на руи­нах про­вин­ци­аль­ных домов и забро­шен­ных авто­бус­ных станциях.


Не отключай

Неожи­дан­ная интер­пре­та­ция ком­по­зи­ции фолк-роко­вой груп­пы Wallace Band. Зву­ча­щая в аль­тер­на­тив­но-элек­трон­ном про­чте­нии, она по-ново­му рас­кры­ва­ет лири­ку песни.

Исто­рия о том, как зре­лость неза­мет­но пере­хо­дит в сле­ду­ю­щую ста­дию. В город­ском калей­до­ско­пе из сме­ю­щих­ся сту­ден­ток, про­ле­та­ю­щих птиц и город­ских арок пер­со­наж начи­на­ет чув­ство­вать себя лиш­ним и пыта­ет­ся пере­осмыс­лить своё место в этой кар­тине. Слов­но уста­рев­ший меха­низм, кото­рый забы­ли выклю­чить, он про­дол­жа­ет бро­дить по ули­цам, маши­наль­но под­стра­и­ва­ясь под пого­ду и сот­ни раз пере­се­кая зна­ко­мые маршруты.


КБ

Насмеш­ка над нашей дей­стви­тель­но­стью. Кибер­панк, кото­рый мы заслу­жи­ли (и вы навер­ня­ка зна­е­те, где най­ти его у себя на рай­оне). Пожа­луй, эта пес­ня содер­жит в себе наи­боль­шее коли­че­ство цитат и сти­ли­сти­че­ских отсы­лок. Вступ­ле­ние — отсыл­ка к БГ, мане­ра испол­не­ния взы­ва­ет к «Гро­мы­ке», текст то и дело пере­драз­ни­ва­ет нетлен­ный хит Вик­то­ра Робертовича.

Сингло­вая вер­сия отли­ча­ет­ся аран­жи­ров­кой с типич­ной поп-пан­ко­вой гита­рой. К аль­бо­му было при­ня­то реше­ние немно­го при­че­сать саунд под общее нью-вейв-звучание.


Ночь без звёзд

Когда запи­сы­вал­ся вокал для этой пес­ни, зву­ко­ре­жис­сёр спро­сил меня, на какой пла­не­те про­ис­хо­дит дей­ствие пес­ни? И дей­стви­тель­но, вопре­ки назва­нию, мело­дия и лири­ка как буд­то про­пи­та­ны кос­ми­че­ски­ми моти­ва­ми. Так и пред­став­ля­ют­ся без­люд­ные поверх­но­сти кра­те­ров под бес­край­ним чёр­ным небом и оди­но­кий пульс глав­но­го героя пес­ни, жду­ще­го вос­хо­да мест­ной звез­ды и про­буж­де­ния ново­го мира.



Читай­те так­же: Апо­ка­лип­сис с улыб­кой на устах. Сер­це­лев рас­ска­зы­ва­ет о новом аль­бо­ме «Молит­вы. Закли­на­ния. Гимны»

Поделиться