В конце 2024 года вышел первый полноформатный альбом краснодарского проекта «Хтонь панелек». Меланхолично-ностальгическая «Музыка последних дней» настолько грамотно сочетает постпанк, нью-вейв, синти-поп, русский рок и другие достижения 80‑х, что, кажется, такой релиз может одновременно понравиться совсем разным слушателям: от поклонников Дэвида Боуи и Виктора Цоя до любителей Modern Talking и Александра Серова. При этом темы, затронутые в треках, весьма актуальные: одиночество человека в большом городе, иллюзия выбора, погоня за несбыточной мечтой, взросление и переосмысление жизни, невозможность вернуться в прошлое. С этими песнями, как говорила Клара Румянова, можно «чуть погрустить, быть может посмеяться, помечтать».
Специально для VATNIKSTAN лидер «Хтони панелек» Арсений Морозов рассказал о создании и настроении альбома, а также о смысле каждой песни.
Изначально я задумывал проект как студийный one man band. За много лет занятий музыкой я полностью разочаровался в идее группы и решил, что проще делать всё самому, чем искать общий язык с коллегами по ремеслу. Но после выпуска первых синглов мне предложили сыграть несколько концертов. Так появился концертный состав, с которым мы уже успели выступить в Краснодаре, Сочи, Новороссийске и Владикавказе.
Название проекта говорит о попытке найти в привычной нам постсоветской реальности вдохновение и новые смыслы. Каждый день мы проходим мимо типовых панельных домов и бетонных заборов, оставляя с ними частицу себя. Со временем эти частицы аккумулируются, перерастая в новые формы памяти, слов, жизни.
В лирике «Хтони панелек» преобладают традиционные для жанра грусть и меланхолия в антураже бетонных стен, пустых окон и городских фонарей. Большинство жителей постсоветского пространства увидят в образах песен до боли знакомые пейзажи. В текстах есть понятные повествовательные линии и художественная образность.
В музыкальном плане «ХП» опирается на гитарный постпанк и нью-вейв с регулярными заходами на территорию электроники, синти-попа и даже шугейза. В песни обильно вплетены омажи, отсылки и цитаты, зачастую оперирующие к музыке, которая когда-то вдохновила меня: от Виктора Цоя до Дэвида Боуи.
Несмотря на жанровую принадлежность, допускающую лоуфайный подход, музыка «ХП» наполнена аранжировками с большим количеством мелодических линий, саунд-дизайна и нетипичных ходов. Работа звукорежиссёров радует слух: все частоты и тембры звучат хорошо, плотно работают «в пачке» и «расходятся» ровно там, где этого требует логика композиций. При этом материал не является слишком сложным или напыщенным. Я старался сделать так, чтобы припевы цепляли простыми хуками, а гитарные соло были интересны гармоническими ходами.
Смело могу сказать, что мне не будет стыдно включать эту работу через 10–20 лет. Альбом имеет свой шарм, сделан с большой любовью и вниманием к деталям.
Придумай мне мир
Размышление о том, что останется после нашего ухода из реальности. Сохранимся ли мы в своих делах, сказанных словах, пережитых историях и лицах. Припев является неочевидной антитезой к главному хиту группы «Альянс». В моём варианте — Новый день не позовёт за собой.
Место под солнцем
Гротескное повествование о фатуме, сковавшем лирического героя за иллюзиями выбора. Ты можешь выбрать бетонную коробку, за которую будешь платить ипотеку, работу, на которую будешь ездить каждый день, и даже любимый бар, чтобы радоваться жизни по пятницам. Но ты не изменишь порядка вещей. Не сможешь вырваться за рамки бесконечного цикла, где ты обязан каждый день выжимать из себя все соки до тех пор, пока они не закончатся. Переход на новую ступень или попытка выйти наружу в итоге всё равно будут вписаны в чьи-то рамки.
Верь мне
Одна из немногочисленных песен на альбоме, относящихся к любовной лирике. Отношения двух людей, пробивающие свой путь сквозь холод, страхи и недоверие.
Детство во дворах
Композиция, пропитанная летним солнцем, зелёными листьями и детским смехом. Она близка и понятна любому, кто вырос в спальном районе, посреди панельных или старых кирпичных домов. Детство, которое не вернуть.
Дремучая вера шамана
Уход в дебри метафизики и сложных образов. Возможно, именно эта песня наиболее полно раскрывает философию «Хтони панелек», рассматривая город как цельный организм — древнего спящего зверя, разум которого связан с каждым из его обитателей.
За солнцем
История жизни, проведённой в погоне за бесконечно далёкой мечтой. Куплеты поочерёдно описывают детство, юность, зрелость и завершение жизненного цикла лирического героя, а также — взаимодействие с одной из природных стихий.
По следу ночных огней
Ещё одна песня о пути, на этот раз не имеющем цели, а потому не имеющем начала, или конца. Персонаж песни постиг дзен и понял, что все его действия не более чем нелепый сценарий не самого удачного фильма. Он может позволить себе наслаждаться моментом, не пытаясь успеть куда-то прийти.
Музыка последних дней
Гимн апокалипсиса и, как ни странно, самая оптимистичная композиция на альбоме, а заодно и самая танцевальная. Раз уж всё предрешено, не стоит строить трагедию и омрачать последние часы страданиями и пустыми делами. Пока мы можем вдыхать эту жизнь полной грудью — мы должны это делать.
Подвиг
Печальный гимн амбициям прошедшей эпохи. Ностальгия по светлому будущему, которое осталось в прошлом. Песня, вдохновлённая старыми советскими мозаиками, которые часто встречаются на руинах провинциальных домов и заброшенных автобусных станциях.
Не отключай
Неожиданная интерпретация композиции фолк-роковой группы Wallace Band. Звучащая в альтернативно-электронном прочтении, она по-новому раскрывает лирику песни.
История о том, как зрелость незаметно переходит в следующую стадию. В городском калейдоскопе из смеющихся студенток, пролетающих птиц и городских арок персонаж начинает чувствовать себя лишним и пытается переосмыслить своё место в этой картине. Словно устаревший механизм, который забыли выключить, он продолжает бродить по улицам, машинально подстраиваясь под погоду и сотни раз пересекая знакомые маршруты.
КБ
Насмешка над нашей действительностью. Киберпанк, который мы заслужили (и вы наверняка знаете, где найти его у себя на районе). Пожалуй, эта песня содержит в себе наибольшее количество цитат и стилистических отсылок. Вступление — отсылка к БГ, манера исполнения взывает к «Громыке», текст то и дело передразнивает нетленный хит Виктора Робертовича.
Сингловая версия отличается аранжировкой с типичной поп-панковой гитарой. К альбому было принято решение немного причесать саунд под общее нью-вейв-звучание.
Ночь без звёзд
Когда записывался вокал для этой песни, звукорежиссёр спросил меня, на какой планете происходит действие песни? И действительно, вопреки названию, мелодия и лирика как будто пропитаны космическими мотивами. Так и представляются безлюдные поверхности кратеров под бескрайним чёрным небом и одинокий пульс главного героя песни, ждущего восхода местной звезды и пробуждения нового мира.
Читайте также: Апокалипсис с улыбкой на устах. Серцелев рассказывает о новом альбоме «Молитвы. Заклинания. Гимны»