В кон­це сен­тяб­ря у петер­бург­ско­го арти­ста Сер­цель­ва вышел вто­рой лонг­плей «Молит­вы. Закли­на­ния. Гим­ны». Несмот­ря на серьёз­ные назва­ние и темы песен, новая рабо­та зву­чит вполне тан­це­валь­но, пост­пан­ко­вое гитар­ное зву­ча­ние орга­нич­но раз­ба­ви­ли син­те­за­тор­ные пар­тии. В текстах изоб­ре­та­тель кол­лапс-вей­ва рас­суж­да­ет о носталь­гии, пере­жи­ва­ет о буду­щем и при­зы­ва­ет себя и слу­ша­те­лей не откла­ды­вать жизнь на потом. Фир­мен­ные мем­ные и куль­тур­ные отсыл­ки прилагаются.

Спе­ци­аль­но для VATNIKSTAN лидер про­ек­та Артём Бур­цев рас­ска­зал о пес­нях, созда­нии и музы­каль­ных осо­бен­но­стях релиза.


Боль­шая часть песен появи­лась ещё про­шлой зимой. Я при­мер­но пони­мал, что будет аль­бом, где, с одной сто­ро­ны, буду раз­мыш­лять о фено­мене носталь­гии, а с дру­гой — я заду­мал сво­е­го рода тера­пию. Её цель — пока­зать, что побег от себя и эска­пизм не реша­ют про­бле­мы и нуж­но изба­вить­ся от стра­ха жить здесь и сей­час, при­нять реаль­ность. И тра­ди­ци­он­но я заду­мал лонг­плей тан­це­валь­ным и апо­ка­лип­тич­ным — «дис­ко на вул­кане, тан­цы на “Тита­ни­ке”, тадам-пыщ-пыщ». Ещё син­те­за­то­ров боль­ше обычного.

Аль­бом мож­но поде­лить дву­мя спо­со­ба­ми: пер­вый — на «молит­вы», «закли­на­ния» и «гим­ны» по три пес­ни и на сто­ро­ну А «Эскапизм»/ сто­ро­ну Б «Сто­и­цизм» (пять и четы­ре пес­ни). Пер­вое деле­ние более кра­си­вое и под стать назва­нию, но мень­ше бьёт­ся с сутью — неко­то­рые ком­по­зи­ции попа­да­ют под раз­ные кате­го­рии. Вто­рое — реа­ли­стич­нее и дра­ма­тур­ги­че­ски выве­рен­нее. Несмот­ря на то что на CD и кас­се­тах девять песен раз­де­ле­ны в трек­ли­сте на три бло­ка с соот­вет­ству­ю­щи­ми под­пи­ся­ми — не веди­тесь, я ввёл в заблуж­де­ние и вас, и себя ради кра­си­во­го гра­фи­че­ско­го реше­ния. Эска­пизм и сто­и­цизм, поехали!


Завтра не будет

Аль­бом начи­на­ет­ся с тан­це­валь­ной, но мрач­ной ноты и вопро­са о целе­со­об­раз­но­сти бытия и како­го-либо дви­жа, если зав­тра не будет. Делаю отсыл­ку к люби­мо­му филь­му 2023 года «Бар­би» в тек­сте, ну а тре­вож­ная гитар­ка отсчи­ты­ва­ет часи­ки бес­цель­но про­жи­тых лет.


На ручки

Хотеть на руч­ки — наше самое есте­ствен­ное жела­ние послед­них лет пяти, хочет­ся нор­маль­но­сти. Но важ­но пони­мать, что если рядом нет того, кто мог бы осу­ще­ствить жела­ние, то ниче­го не оста­ёт­ся, как взять себя на руч­ки самому.


Фитовать всю жизнь

Един­ствен­ная love song на аль­бо­ме вышла лако­нич­ной и непер­со­на­ли­зи­ро­ван­ной. А ещё я постро­ил пес­ню на кон­тра­пунк­те — про­ник­но­вен­ная и неж­ная музы­ка с воз­душ­ны­ми син­те­за­то­ра­ми и мяг­ки­ми мело­ди­я­ми и бран­ное сло­во завер­ша­ю­щее ман­тру (пер­вое в карье­ре Сер­цель­ва). Какое вре­мя — такие молитвы!


Отвлеки

Егор Летов пел, что «когда после­зав­тра зако­ло­тят дверь, он встре­тит вин­тов­кой новый 37‑й». Вин­тов­ки у меня нет, и пото­му на втор­же­ние в мою жизнь я могу отве­тить раз­ве что побе­гом в мир фан­та­зий и внут­рен­нюю эми­гра­цию, что тоже по нынеш­ним вре­ме­нам не мало, если сбе­гать уве­рен­но. Изна­чаль­но сочи­нял пес­ню на гар­мо­нию «Кино» «Закрой за мной дверь, я ухожу».


Украли город

Я родил­ся и боль­шую часть жиз­ни про­жил в Москве, и эта пес­ня о моих ощу­ще­ни­ях, когда сей­час я при­ез­жаю в род­ной город. При­чём мест, кото­рые бы не затро­ну­ли непри­ят­ные мне изме­не­ния, фак­ти­че­ски нет, мне почти все­гда неком­форт­но, я ста­ра­юсь не задер­жи­вать­ся там надол­го и очень люб­лю воз­вра­щать­ся в новый дом на Неве. 

С одной сто­ро­ны, вышла очень лич­ная пес­ня (свою боль раз­де­ляю с баси­стом: я из Отрад­но­го, он из Перо­во, и мы оба уеха­ли в Питер), а с дру­гой — мне кажет­ся, эти эмо­ции зна­ко­мы всем, кто вырос. Ну и в одну реку два­жды тоже нико­му не войти.

Всем, кто вырос, а горо­да дет­ства уже нет (укра­ли).


Здесь и сейчас

Сочи­нил пес­ню в самом кон­це рабо­ты над про­шлым аль­бо­мом, но не стал вклю­чать её, так как там уже было 10 тре­ков. Пес­ня очень пря­мо­ли­ней­ная и озву­чи­ва­ет основ­ной посыл пла­стин­ки. Мне нече­го доба­вить, кро­ме смеш­ной истории.

Репе­ти­ро­ва­ли перед питер­ской пре­зен­та­ци­ей с паца­на­ми и поня­ли, что на мотив иде­аль­но ложат­ся сло­ва «Съешь “Инди­лайт”, / Ста­нем сыты­ми здесь и сей­час (съешь “Инди­лайт”)». Так, что мой басист Арка­дий Рома­нов пред­ло­жил мне сде­лать дем­ку и отпра­вить про­из­во­ди­те­лю индей­ки как джин­гл — вдруг соста­вим ком­па­нию Сер­гею Мина­е­ву в рекламе.


За мраком рассвет

Оче­ред­ное про­дол­же­ние одной из моих пер­вых ком­по­зи­ций «Кол­лапс». Как ска­зал Арка­дий, «физ­куль­тур­ная» пес­ня. Думаю, её хоро­шо зака­ве­ри­ли бы бра­тья Гал­ла­хе­ры из Oasis если б не были гоп­ни­ка­ми и зна­ли русский. 

Цити­рую БГ, шлю при­вет Siouxsie & The Banshees, хоро­ню думер­вейв. А если сёрьез­но, то убеж­даю себя и дру­гих, что одна­жды всё будет хоро­шо. Может, всё это само­об­ман и доб­рое поже­ла­ние «жить не мень­ше 100 лет» лишь облег­че­ние мук смер­тель­но ране­но­го. Кто его зна­ет! Вре­мя пока­жет, какой смысл посла­ния поэт счи­тал из Космоса.


Мы с метамодерна

Люби­мая пес­ня на аль­бо­ме и посвя­ще­ние глав­но­му оте­че­ствен­но­му мета­мо­дер­ни­сту и мое­му стар­ше­му това­ри­щу Лёхе Нико­но­ву. Трек как раз про то, как глу­бо­ко в нашу жизнь пусти­ла кор­ни носталь­гия и как она, слов­но нар­ко­тик, дер­жит нас в бес­ко­неч­ной иллю­зии зна­ко­мо­го, безопасности. 

Пере­даю при­ве­ты не толь­ко глав­но­му совре­мен­но­му рус­ско­му поэту, но так­же груп­пе «Брысь», Чер­ны­шев­ско­му, «Сло­ву паца­на», Ленин­град­ско­му рок-клу­бу, «Кон­чит­ся лето» «Кино», Мор­рис­си и кол­лапс-вей­ве­рам все­го мира. Нам нуж­но объ­еди­нить­ся и пере­стать при­но­сить жерт­вы «богине Носталь­гии»

Я решил, что пес­ня слиш­ком муд­рё­ная и широ­кой пуб­ли­ке она не зай­дёт, но сей­час немно­го жалею, что не выпу­стил её син­глом или хотя бы фокус-тре­ком на аль­бо­ме. На кон­цер­тах народ под этот трек рубит­ся очень хорошо.

А «Казан­ский фено­мен» — это на самом деле не про пре­ступ­ные моло­дёж­ные груп­пи­ров­ки, а про мою подру­гу Сте­рео­по­ли­ну! Кста­ти, имен­но она при­ду­ма­ла для нашей тусы назва­ние «Ленин­град­ский рок-клуб 2.0».


Молнии

В про­шлом году сло­жи­лось мне­ние, что я — муж­ская вер­сия Сте­рео­по­ли­ны, так как у меня мно­го фитов. В 2024‑м сов­ме­сток было все­го две — с «Брысь» и «Июль­ски­ми дня­ми» (обе в нача­ле года). Послед­ний фит вошёл в аль­бом, хотя изна­чаль­но я сочи­нил пес­ню ещё для про­шло­год­не­го «Все выго­рят, а я оста­нусь» (даже бону­сом доба­вил её в CD-издание).

Я бы опи­сал настро­е­ние тре­ка как «Апо­ка­лип­сис с улыб­кой на устах» — такой радост­ный Раг­на­рёк, когда ловишь одну вол­ну со всем про­ис­хо­дя­щим безу­ми­ем и Конец све­та ста­но­вит­ся для тебя не кра­хом, а «взвол­но­ван­ным празд­ни­ком», как пел Роман Неумо­ев из «Инструк­ции по выживанию». 

Цитат тут тоже мно­го — Башла­чёв, Кин­чев, Вита­лий Клич­ко, Егор Про­свир­нин (или «Чёр­ный Лукич»?). Но самую неожи­дан­ную цита­ту обна­ру­жил паб­лик Motherland — «Король и Шут» «Дурак и мол­ния» (я её не задумывал).

Если про­шлую пес­ню мож­но было назвать «Пес­ня для Лёхи Нико­но­ва», то эту ком­по­зи­цию я тоже сра­зу сочи­нял для «Июль­ских дней». У нас была целая эпо­пея по запи­си вока­ла Лёхи Капи­та­но­ва (у него недав­но родил­ся ребё­нок, поль­зу­ясь слу­ча­ем, пере­даю ему и Марии поздрав­ле­ния!). Сна­ча­ла ока­за­лось, что трек кри­вой по тем­пу, потом мы запи­са­ли у меня дома, но с пере­гру­зом, и толь­ко с тре­тьей попыт­ки всё вышло. Самый мно­го­стра­даль­ный трек альбома.



Читай­те так­же «„Все выго­рят, а я оста­нусь” — это мой девиз по жиз­ни». Интер­вью с Серцельвом

Поделиться