В конце сентября у петербургского артиста Серцельва вышел второй лонгплей «Молитвы. Заклинания. Гимны». Несмотря на серьёзные название и темы песен, новая работа звучит вполне танцевально, постпанковое гитарное звучание органично разбавили синтезаторные партии. В текстах изобретатель коллапс-вейва рассуждает о ностальгии, переживает о будущем и призывает себя и слушателей не откладывать жизнь на потом. Фирменные мемные и культурные отсылки прилагаются.
Специально для VATNIKSTAN лидер проекта Артём Бурцев рассказал о песнях, создании и музыкальных особенностях релиза.
Большая часть песен появилась ещё прошлой зимой. Я примерно понимал, что будет альбом, где, с одной стороны, буду размышлять о феномене ностальгии, а с другой — я задумал своего рода терапию. Её цель — показать, что побег от себя и эскапизм не решают проблемы и нужно избавиться от страха жить здесь и сейчас, принять реальность. И традиционно я задумал лонгплей танцевальным и апокалиптичным — «диско на вулкане, танцы на “Титанике”, тадам-пыщ-пыщ». Ещё синтезаторов больше обычного.
Альбом можно поделить двумя способами: первый — на «молитвы», «заклинания» и «гимны» по три песни и на сторону А «Эскапизм»/ сторону Б «Стоицизм» (пять и четыре песни). Первое деление более красивое и под стать названию, но меньше бьётся с сутью — некоторые композиции попадают под разные категории. Второе — реалистичнее и драматургически вывереннее. Несмотря на то что на CD и кассетах девять песен разделены в треклисте на три блока с соответствующими подписями — не ведитесь, я ввёл в заблуждение и вас, и себя ради красивого графического решения. Эскапизм и стоицизм, поехали!
Завтра не будет
Альбом начинается с танцевальной, но мрачной ноты и вопроса о целесообразности бытия и какого-либо движа, если завтра не будет. Делаю отсылку к любимому фильму 2023 года «Барби» в тексте, ну а тревожная гитарка отсчитывает часики бесцельно прожитых лет.
На ручки
Хотеть на ручки — наше самое естественное желание последних лет пяти, хочется нормальности. Но важно понимать, что если рядом нет того, кто мог бы осуществить желание, то ничего не остаётся, как взять себя на ручки самому.
Фитовать всю жизнь
Единственная love song на альбоме вышла лаконичной и неперсонализированной. А ещё я построил песню на контрапункте — проникновенная и нежная музыка с воздушными синтезаторами и мягкими мелодиями и бранное слово завершающее мантру (первое в карьере Серцельва). Какое время — такие молитвы!
Отвлеки
Егор Летов пел, что «когда послезавтра заколотят дверь, он встретит винтовкой новый 37‑й». Винтовки у меня нет, и потому на вторжение в мою жизнь я могу ответить разве что побегом в мир фантазий и внутреннюю эмиграцию, что тоже по нынешним временам не мало, если сбегать уверенно. Изначально сочинял песню на гармонию «Кино» «Закрой за мной дверь, я ухожу».
Украли город
Я родился и большую часть жизни прожил в Москве, и эта песня о моих ощущениях, когда сейчас я приезжаю в родной город. Причём мест, которые бы не затронули неприятные мне изменения, фактически нет, мне почти всегда некомфортно, я стараюсь не задерживаться там надолго и очень люблю возвращаться в новый дом на Неве.
С одной стороны, вышла очень личная песня (свою боль разделяю с басистом: я из Отрадного, он из Перово, и мы оба уехали в Питер), а с другой — мне кажется, эти эмоции знакомы всем, кто вырос. Ну и в одну реку дважды тоже никому не войти.
Всем, кто вырос, а города детства уже нет (украли).
Здесь и сейчас
Сочинил песню в самом конце работы над прошлым альбомом, но не стал включать её, так как там уже было 10 треков. Песня очень прямолинейная и озвучивает основной посыл пластинки. Мне нечего добавить, кроме смешной истории.
Репетировали перед питерской презентацией с пацанами и поняли, что на мотив идеально ложатся слова «Съешь “Индилайт”, / Станем сытыми здесь и сейчас (съешь “Индилайт”)». Так, что мой басист Аркадий Романов предложил мне сделать демку и отправить производителю индейки как джингл — вдруг составим компанию Сергею Минаеву в рекламе.
За мраком рассвет
Очередное продолжение одной из моих первых композиций «Коллапс». Как сказал Аркадий, «физкультурная» песня. Думаю, её хорошо закаверили бы братья Галлахеры из Oasis если б не были гопниками и знали русский.
Цитирую БГ, шлю привет Siouxsie & The Banshees, хороню думервейв. А если сёрьезно, то убеждаю себя и других, что однажды всё будет хорошо. Может, всё это самообман и доброе пожелание «жить не меньше 100 лет» лишь облегчение мук смертельно раненого. Кто его знает! Время покажет, какой смысл послания поэт считал из Космоса.
Мы с метамодерна
Любимая песня на альбоме и посвящение главному отечественному метамодернисту и моему старшему товарищу Лёхе Никонову. Трек как раз про то, как глубоко в нашу жизнь пустила корни ностальгия и как она, словно наркотик, держит нас в бесконечной иллюзии знакомого, безопасности.
Передаю приветы не только главному современному русскому поэту, но также группе «Брысь», Чернышевскому, «Слову пацана», Ленинградскому рок-клубу, «Кончится лето» «Кино», Моррисси и коллапс-вейверам всего мира. Нам нужно объединиться и перестать приносить жертвы «богине Ностальгии».
Я решил, что песня слишком мудрёная и широкой публике она не зайдёт, но сейчас немного жалею, что не выпустил её синглом или хотя бы фокус-треком на альбоме. На концертах народ под этот трек рубится очень хорошо.
А «Казанский феномен» — это на самом деле не про преступные молодёжные группировки, а про мою подругу Стереополину! Кстати, именно она придумала для нашей тусы название «Ленинградский рок-клуб 2.0».
Молнии
В прошлом году сложилось мнение, что я — мужская версия Стереополины, так как у меня много фитов. В 2024‑м совместок было всего две — с «Брысь» и «Июльскими днями» (обе в начале года). Последний фит вошёл в альбом, хотя изначально я сочинил песню ещё для прошлогоднего «Все выгорят, а я останусь» (даже бонусом добавил её в CD-издание).
Я бы описал настроение трека как «Апокалипсис с улыбкой на устах» — такой радостный Рагнарёк, когда ловишь одну волну со всем происходящим безумием и Конец света становится для тебя не крахом, а «взволнованным праздником», как пел Роман Неумоев из «Инструкции по выживанию».
Цитат тут тоже много — Башлачёв, Кинчев, Виталий Кличко, Егор Просвирнин (или «Чёрный Лукич»?). Но самую неожиданную цитату обнаружил паблик Motherland — «Король и Шут» «Дурак и молния» (я её не задумывал).
Если прошлую песню можно было назвать «Песня для Лёхи Никонова», то эту композицию я тоже сразу сочинял для «Июльских дней». У нас была целая эпопея по записи вокала Лёхи Капитанова (у него недавно родился ребёнок, пользуясь случаем, передаю ему и Марии поздравления!). Сначала оказалось, что трек кривой по темпу, потом мы записали у меня дома, но с перегрузом, и только с третьей попытки всё вышло. Самый многострадальный трек альбома.
Читайте также «„Все выгорят, а я останусь” — это мой девиз по жизни». Интервью с Серцельвом