«Тяжёлая артиллерия для твоего сердца»: интервью с группой «Брысь»

26 декаб­ря VATNIKSTAN устра­и­ва­ет ново­год­нюю вече­рин­ку. На ней сре­ди про­чих гостей высту­пит груп­па «Брысь» — моло­дой дуэт, уже успев­ший заво­е­вать вни­ма­ние круп­ных медиа и кри­ти­ков. Их музы­ку срав­ни­ва­ют то с Янкой Дяги­ле­вой, то с петер­бург­ски­ми груп­па­ми позд­них 90‑х. Колум­нист VATNIKSTAN Пётр Поле­щук пого­во­рил с осно­ва­те­ля­ми груп­пы о твор­че­ской эво­лю­ции, экс­плу­а­та­ции носталь­гии и жиз­не­ра­дост­ной эсте­ти­ке советпанка.


— Вик­то­рия, ты из Крас­но­да­ра, а ты, Арка­дий, из Моск­вы. Как слу­чи­лось, что вы ока­за­лись в одной комнате?

Вик­то­рия: В 2016 году Арка­дий про­сто напи­сал мне во Вкон­так­те. Как кон­крет­но он на меня вышел, мы оба не пом­ним, а потом так и не уста­но­ви­ли. Слу­чи­лось это точ­но в интер­не­те, мы тогда жили в раз­ных горо­дах. Я при­е­ха­ла в Моск­ву на кон­церт груп­пы Phantogram и тогда уже позна­ко­ми­лась живьём с Аркадием.

Арка­дий: Забав­но, что там тоже маль­чик и девоч­ка в груп­пе. Маль­чик биты дела­ет, а девоч­ка поёт.

Вик­то­рия: Ага, полу­чи­лось такое пред­зна­ме­но­ва­ние. В 2017 году я реши­ла пере­ехать в Санкт-Петер­бург, и тогда мы ста­ли писать музы­ку дистанционно.

Арка­дий: В ито­ге я при­слал несколь­ко битов, и на осно­ве двух из них появи­лись пол­но­цен­ные песни.

Вик­то­рия: А уже после я пере­бра­лась с кон­ца­ми в сто­ли­цу. До это­го мой музы­каль­ный опыт в основ­ном сво­дил­ся к испол­не­нию каве­ров. Дуэ­том с подру­гой мы пере­пе­ва­ли раз­ные пес­ни в диа­па­зоне от Adele и Florence and the Machine до ани­меш­ных опе­нин­гов. Кажет­ся, ани­ме-про­шлое было у всех.

Арка­дий: Не знаю, у меня не было.

— У неко­то­рых это ещё не прошлое.

Вик­то­рия: Да, у тебя, Арка­дий, это ещё в будущем.

Арка­дий: Поды­то­жи­вая, ника­кой локаль­ной исто­рии в духе «от улиц Ман­че­сте­ра до Спайк Айлен­да» у нас нет. Мы рус­ская, циф­ро­вая, вез­де­су­щая группа.

— Ино­гда вас срав­ни­ва­ют с сиби­ря­ка­ми, с Янкой Дяги­ле­вой в част­но­сти. А ино­гда — с совер­шен­но дру­гой музы­кой, ска­жем, обой­мы Козы­ре­ва. Вы сами-то каки­ми себя видите?

Вик­то­рия: В то вре­мя, когда нас срав­ни­ва­ли с Дяги­ле­вой, я и сама опре­де­ля­ла нашу музы­ку подоб­ным обра­зом. Её мане­ра была мне эмо­ци­о­наль­но близ­ка — такая агрес­сив­ная, но в хоро­шем, содер­жа­тель­ном смыс­ле. Как некая тяжё­лая артил­ле­рия для тво­е­го серд­ца. Когда мы при­ду­мы­ва­ли аль­бом «Ува­жай­те Сны», Арка­дий ска­зал, что я чело­век по нату­ре напо­ри­стый, поэто­му ему каза­лось, что музы­ка подоб­но­го харак­те­ра мне подой­дёт. Мне кажет­ся, что мы хоте­ли зало­жить в аль­бом, то и полу­чи­лось. Сей­час уже немнож­ко от это­го ото­шли, но это зако­но­мер­но. Навер­ное, поэто­му нам и труд­но опре­де­лить­ся жан­ро­во: мы ищем себя, пере­хо­дим от одно­го к другому.

Арка­дий: С тво­их слов может пока­зать­ся, что мы как тот пла­кат в каби­не­те био­ло­гии, где пока­за­на эво­лю­ция. Сна­ча­ла мы пред­став­ле­ны Янкой, а потом транс­фор­ми­ру­ем­ся в груп­пу Козырева.

Вик­то­рия: Я не думаю, что мы пошли в эту сто­ро­ну, но, гля­дя изнут­ри, про­цесс кажет­ся как буд­то эво­лю­ци­он­ным. Навер­ное, мно­гие музы­кан­ты дума­ют, что от одно­го пере­хо­дят к другому.

Арка­дий: Когда нас срав­ни­ва­ли с Янкой, это было неслу­чай­но, ведь мы наме­рен­но дела­ли звук с «хру­стя­щей» гита­рой как в сиб-пан­ке. Когда нас ста­ли срав­ни­вать с козы­рев­ски­ми груп­па­ми, вот это уже полу­чи­лось нена­ме­рен­но. Но, види­мо, что-то схо­жее всё-таки было.

Вик­то­рия: С дру­гой сто­ро­ны, у нас была задум­ка вос­со­здать атмо­сфе­ру филь­ма «Брат‑2», а там за саунд­трек отве­чал Козы­рев. Но речь ско­рее про настро­е­ние, а не звучание.

— А чем обу­слов­лен ваш инте­рес к этой эстетике?

Арка­дий: В первую оче­редь тем, что это само­быт­ный оте­че­ствен­ный фильм. И при­том эта эсте­ти­ка ещё и стиль­ная, не «квас­ная». Ина­че она не оста­ва­лась бы попу­ляр­ной спу­стя столь­ко лет. Я думаю, сего­дня моло­дые люди нахо­дят что-то в исто­рии того вре­ме­ни, пото­му что оно напол­не­но эсте­ти­че­ской, нрав­ствен­ной и какой-либо ещё глу­би­ной. Ана­ло­гич­но с филь­ма­ми Тар­ков­ско­го. Услов­ные хип­сте­ры что-то в нём нахо­дят, пусть и не могут ино­гда объ­яс­нить, что именно.

Вик­то­рия: Хип­сте­ров уже не существует.

Арка­дий: Ну вот видишь, у меня вока­бу­ля­рий тоже из про­шло­го. Сей­час ещё ста­ло мод­но выис­ки­вать смыс­лы в рус­ской попсе 90‑х. Мне лич­но это вооб­ще не близ­ко. В отли­чие от упо­мя­ну­той эстетики.

— Забав­но, пря­мо сей­час на меня из окна смот­рит граф­фи­ти с Бод­ро­вым из гара­жей. Пред­ста­вить на его месте граф­фи­ти с геро­я­ми попсы 90‑х мне сложно.

Арка­дий: Вот имен­но. Если воз­вра­щать­ся к сиб-пан­ку, мне в нём нра­вит­ся не сам панк (а это и не панк, как извест­но), а то, что это была попыт­ка не повто­рять за King Crimson. Мол, на совет­ском аппа­ра­те так кру­то не сде­ла­ешь, зна­чит, надо делать своё. Так и «Брат‑2». Если б его сня­ли, пред­по­ло­жим, в Аме­ри­ке, полу­чил­ся бы Таран­ти­но, а не Балабанов.

— У меня ваша музы­ка вызы­ва­ет совсем дру­гие ассо­ци­а­ции. «Патро­ны» пере­но­сят на какую-то кор­ри­ду: музы­каль­но там ниче­го от сиб-пан­ка, а в тек­сте цита­ты из «Аук­цы­о­на». «Флёр» напо­ми­на­ет Зем­фи­ру. А «В Тишине» отда­ёт эхом Яны Кед­ри­ной. Поэто­му ваша музы­ка не зву­чит для меня носталь­ги­че­ски: в ней слиш­ком раз­ные вре­ме­на, но ника­кие из них не тянут на себя оде­я­ло. А что для вас ностальгия?

Вик­то­рия: Это точ­но не про нас. Носталь­ги­че­ской я мог­ла бы назвать, напри­мер, «Сте­рео­по­ли­ну». В её син­ти-попе слыш­ны отго­лос­ки Вет­лиц­кой, и я сра­зу вспо­ми­наю себя в дет­стве, когда мы сиде­ли с роди­те­ля­ми в ресто­ране, а я спа­ла за сто­лом, пока в поме­ще­нии гро­мы­ха­ла какая-то шум­ная и весё­лая музы­ка. От наше­го испол­не­ния я подоб­ных чувств не испы­ты­ваю. Оно не отсы­ла­ет в моё дет­ство, пото­му что в те вре­ме­на такой музы­ки не звучало.

Арка­дий: Согла­сен. Наша музы­ка архив­но-поис­ко­вая или этно­гра­фи­че­ская. Но я пони­маю, что она может про­из­во­дить носталь­ги­че­ское впе­чат­ле­ние: мы смот­рим назад, а не впе­рёд. Что­бы быть силь­ным, нуж­но быть либо на шаг впе­ре­ди всех, либо на два поза­ди. Я хочу быть на три поза­ди. Это не поза и не пози­ция, про­сто ощу­ще­ние. Мне искренне не нра­вит­ся совре­мен­ная музы­ка. Это не зна­чит, что я её не слу­шаю, но она меня не тро­га­ет так, как тро­га­ют рит­мы из про­шло­го. И чем глуб­же я зары­ва­юсь вглубь, тем боль­ше открываю.

В этом году обна­ру­жил для себя Вер­тин­ско­го, кото­рый преж­де вос­при­ни­мал­ся услов­ным ярлы­ком из Вики­пе­дии. И что харак­тер­но, весь этот репер­ту­ар никто не раз­ви­ва­ет. Вся наша, так ска­жем, носталь­ги­че­ская сце­на ушла мак­си­мум в 1980‑е. Но ведь у нас есть ещё Арка­дий Север­ный, 1940‑е и хор Алек­сан­дро­ва. В той же Аме­ри­ке даже Бил­ли Айлиш ста­ла обра­щать­ся ко вре­ме­нам кул-джаза.

Если абстра­ги­ро­вать­ся от музы­ки, в вашей эсте­ти­ке явно при­сут­ству­ют сим­во­лы Совет­ско­го Сою­за. При этом нель­зя ска­зать, что тек­сты песен обра­ще­ны к тому вре­ме­ни, во вся­ком слу­чае напря­мую. Какое зна­че­ние несёт для вас СССР?

Арка­дий: Обсу­див всё, что сде­ла­но кон­цеп­ту­аль­но, мы при­шли к идее дви­гать­ся в сто­ро­ну совет­ской науч­ной фан­та­сти­ки: «Соля­рис», «Тай­на тре­тьей пла­не­ты», Лем, Стру­гац­кие и так далее. В общем, послед­ний гло­ток надеж­ды на рывок в буду­щее — чуть ли не к ниц­ше­ан­ско­му сверх­че­ло­ве­ку, но межзвёздному.

Вик­то­рия: Это инте­рес­но, пото­му что это­го не суще­ству­ет. Это вро­де как буду­щее СССР, где мы несём ком­му­низм на дру­гие пла­не­ты, но оно так и не насту­пи­ло. Мне кажет­ся, это инте­рес­ней, чем копать­ся в реаль­ном про­шлом. Луч­ше взять из него самое зага­доч­ное и вдох­нов­ля­ю­щее и рас­тя­нуть эту пру­жи­ну до кон­ца. Инте­рес­но пред­ста­вить, что было бы, если объ­еди­нить все пла­ка­ты про свет­лое совет­ское «зав­тра» с реаль­ны­ми кос­ми­че­ски­ми про­грам­ма­ми или хор­ро­ра­ми в сти­ле «Чужо­го». Эту тему мы и хотим рас­крыть в новом аль­бо­ме. К тому же я очень люб­лю науч­ную фан­та­сти­ку, а её идеи — про­сто непа­ха­ное поле.

Арка­дий: Нас интри­гу­ет то, что это­го вооб­ще никто не дела­ет. Рос­сия и СССР — это не толь­ко панель­ки и леса, но и фено­ме­ны, став­шие общи­ми. Напри­мер, сло­во «спут­ник». На эту тему испол­ня­ли толь­ко совьет-вэйв, но это все­гда эмби­ент. К тому же арти­стов в рам­ках тако­го направ­ле­ния ката­стро­фи­че­ски мало. Мы хотим идти имен­но в этот Совет­ский Союз, а не в панель­ки, леса и ГУЛАГи.

— Что сто­ит за обра­ще­ни­ем арти­стов в Рос­сии к прошлому?

Вик­то­рия: Мне кажет­ся, это нераз­ре­шён­ный вопрос для всех поко­ле­ний. Отно­ше­ние к про­шло­му может менять­ся посто­ян­но. В 90‑х неко­то­рые люди ску­ча­ли по СССР, пото­му что тогда было боль­ше ясно­сти в том, что мож­но делать и что нель­зя. Это сво­е­го рода попыт­ка опре­де­лить­ся с отно­ше­ни­ем к было­му. Сей­час мно­гие уже не судят одно­бо­ко, в духе «я нена­ви­жу Совет­ский Союз».

Арка­дий: Я думаю, к СССР обра­ща­ют­ся пото­му, что в нём зало­жен целый век гран­ди­оз­ной визу­аль­ной эсте­ти­ки. От кон­струк­ти­виз­ма и аван­гар­да до кино, кото­рое смот­ре­ли десят­ки мил­ли­о­нов чело­век. Совет­ская про­па­ган­да, дис­си­ден­ты, анде­гра­унд­ные худож­ни­ки — речь про огром­ное коли­че­ство визу­а­ла. Ещё Ленин пони­мал, что кино — важ­ней­шее из искусств. Если почи­тать, что в то вре­мя гово­ри­ли и дума­ли, ста­нет понят­но: люди там хоть и не были шиб­ко куль­тур­ны­ми, но пони­ма­ли суть. И на сто лет это­го хва­ти­ло, что­бы даже сей­час мы вдох­нов­ля­лись тем вре­ме­нем. Сомне­ва­юсь, что так будут вспо­ми­нать ель­цин­ские или путин­ские времена.

Вик­то­рия: Ель­цин Центр с тобой поспорит.

Арка­дий: Про­сто мне кажет­ся, то, что сде­ла­но в СССР, дол­го­веч­нее. Коро­че, сло­вес­ная куль­ту­ра сосре­до­то­че­на в XXI веке, а визу­аль­ная — в XX.

— Есть ли парал­лель меж­ду кон­сер­ва­тив­ным пово­ро­том в поли­ти­ке и обра­ще­ни­ем к про­шло­му в музыке?

Арка­дий: Думаю, напря­мую они не свя­за­ны. Это раз­ная носталь­гия. У вла­сти, ска­жем, её мож­но пред­ста­вить в обра­зах Штир­ли­ца и «17 мгно­ве­ний вес­ны»: я шпи­он, все вра­ги. А музы­кан­ты копа­ют гораз­до глуб­же, отсю­да у нас появи­лись такие потря­са­ю­щие артист­ки, как Кедр Ливан­ский или Soft Blade.

Вик­то­рия: Я думаю, носталь­гия свя­за­на не с закру­чи­ва­ни­ем гаек, а с ощу­ще­ни­ем, что как было — уже не будет.


— Релиз «Мёрт­вый тара­кан» вы срав­ни­ли с The Stone Roses. В нём дей­стви­тель­но ощу­ща­ет­ся вли­я­ние Бри­та­нии кон­ца 1980‑х. Это музы­ка, кото­рая не име­ет куль­тур­ных кор­ней в Рос­сии. Полу­ча­ет­ся инте­рес­ный кон­траст. Как так полу­чи­лось и отку­да у вас инте­рес к бэгги?

Арка­дий: The Stone Roses ука­за­ны услов­но, в каче­стве узна­ва­е­мо­го име­ни. Наша пес­ня похо­жа толь­ко на «Fools Gold» Roses. «Мёрт­вый тара­кан» — это про­сто бэг­ги в духе The Charlatans. Мне нра­вит­ся соче­та­ние элек­трон­ной и гитар­ной музы­ки. Те же Stone Roses боль­ше свя­за­ны с этим сме­ше­ни­ем, чем с Oasis или Blur. Я смог по-ново­му взгля­нуть на эту груп­пу, на бэг­ги в целом из тек­стов на кана­ле Field of Pikes. Так вот Roses одной ногой в 60‑х, а дру­гой — в элек­тро­ни­ке 90‑х. Так и у нас элек­тро­ни­ки тоже в достатке.

Кста­ти гово­ря, «Мёрт­во­го тара­ка­на» взя­ли в каче­стве саунд­тре­ка в фильм, но в какой имен­но — пока ска­зать не могу. Поми­мо это­го, он ока­зал­ся одним из самых попу­ляр­ных наших тре­ков. Мы поду­мы­ва­ем раз­вить его идею даль­ше, но уже с учё­том лири­че­ской и визу­аль­ной кон­цеп­ции. Для меня бэг­ги всё-таки в первую оче­редь звук. Разу­ме­ет­ся, если ана­ли­зи­ро­вать глуб­же, за ним сто­ит целый куль­тур­ный и соци­аль­ный пласт рейв-дви­же­ния с про­те­стом про­тив Мар­га­рет Тэт­чер. В общем, «Тара­кан» — про­сто зву­ко­вой оммаж.

— Арка­дий, ты гово­рил, что хочешь доба­вить эле­мен­ты каба­ре в музы­ку «Брысь». Сто­ит ли ожи­дать? И есть ли ори­ен­ти­ры из артистов?

Арка­дий: На гото­вя­щем­ся рели­зе будет пес­ня в духе «Гим­на Комин­тер­на». Опять же, никто не раз­ви­вал эту тему. Пес­ня была напи­са­на в кон­це 1920‑х и забы­лась в 1940‑е. Мне кажет­ся, это отлич­но впи­сы­ва­ет­ся в нашу эсте­ти­ку, ведь 1960‑е в каком-то смыс­ле ста­ли пере­осмыс­ле­ни­ем 1920‑х. Тот же рывок впе­рёд, но уже не мили­та­рист­ский, а науч­ный. Для меня в том и есть совет­ское каба­ре: филь­мы «Мой друг Иван Лап­шин», аккор­де­он, меж­во­ен­ный Ленин­град. Я поста­ра­юсь инкор­по­ри­ро­вать в музы­ку эту эстетику.


Читай­те так­же «„Я бы играл эмби­ент-метал про живот­ных“: интер­вью с Анто­ном Обра­зи­ной»

Поделиться