«Я бы играл эмбиент-метал про животных»: интервью с Антоном Образиной

У глав­ной мос­ков­ской нойз-рок груп­пы Jars в декаб­ре про­шло­го года вышел новый аль­бом, а 29 апре­ля — син­гл «Самый луч­ший фести­валь». Колум­нист VATNIKSTAN Пётр Поле­щук пого­во­рил с лиде­ром груп­пы Анто­ном Обра­зи­ной про новые рели­зы, Моск­ву, ненор­ма­тив­ную лек­си­ку и панк-рок.


— Ваш послед­ний номер­ной релиз уже тре­тий. Свя­за­ны ли они как-то меж­ду собой? Мож­но ли ска­зать, что полу­чи­лась трилогия?

— Пер­во­го номер­но­го рели­за, кста­ти, нет, но им мож­но счи­тать «Нет» 2015 года. Если бы мож­но было пере­иг­рать, я бы назвал его «ДЖРС» про­сто, а точ­кой отсчё­та счи­тал пере­ход на рус­ский язык. Это не три­ло­гия, мне про­сто лень при­ду­мы­вать какие-то осмыс­лен­ные назва­ния для лонг­пле­ев. Типа «ДЖРС плюс номер» — это зна­чит длин­ный аль­бом, завер­ше­ние или нача­ло како­го-то эта­па. То есть могут после­до­вать и дру­гие номер­ные рели­зы. А могут и нет, вдруг при­дёт в голо­ву что-то ещё! Я люб­лю нуме­ро­вать всё — взять те же наши лай­вы из Виль­ню­са. Кото­рые появи­лись про­сто пото­му, что чува­ки там хоро­шо запи­сы­ва­ют концерты.

— Дол­жен ска­зать, что «ДЖРС III» на фоне преды­ду­щих рели­зов вызвал у меня боль­ше раз­ных эмо­ций. Строч­ки «ты моби, а я живот­ное, ско­рее люби меня» мне пока­за­лись вне­зап­но смеш­ны­ми. Ты пытал­ся при­вне­сти в аль­бом чуточ­ку чёр­но­го юмора?

— Я пытал­ся ско­рее изба­вить­ся от чрез­мер­ной серьёз­но­сти. Поз­во­лить себе остав­лять то, что рань­ше я посчи­тал бы глу­пым или непод­хо­дя­щим по инто­на­ции. То есть вот есть у тебя мрач­ная музы­ка, и ты пишешь на неё мрач­ный текст — вро­де логич­но, но игры в этом ника­кой нет, и заце­пить­ся чаще все­го не за что.

Навер­ное, даже два-три года назад я бы не поз­во­лил себе ту же пес­ню [*******] («Уто­ми­ло»), а тут вот она, откры­ва­ет аль­бом и вполне нор­маль­но слушается.

Стран­ные строч­ки цеп­ля­ют, смеш­ные строч­ки цеп­ля­ют, а вот суро­вые рожи цеп­ля­ют не осо­бо. Может, это мне надо­е­ло. Панч про Моби сна­ча­ла меня обра­до­вал пол­ней­шей абсурд­но­стью, да и, кажет­ся, нор­маль­но лёг в доволь­но жут­кую кан­ву пес­ни. Вро­де и смеш­но, а вро­де и понят­но, что так назы­ва­е­мый лири­че­ский герой совсем уже с голо­вой не дружит.

В общем, насчёт чёр­но­го юмо­ра не знаю, пря­мо имен­но его при­вно­сить зада­чи не было. Это толь­ко один из эле­мен­тов, кото­рые появи­лись в текстах, пото­му что я дал себе рас­сла­бить­ся. Ещё вспом­ни­лась груп­па Vólan, кото­рая напи­са­ла хард­кор-эпик про кота, и эта пес­ня гораз­до боль­ше эмо­ций вызы­ва­ет, чем более-менее при­выч­ные для жан­ра мрач­ные обра­зы. До сих пор спо­кой­но слу­шать не могу. Коро­че, не пытать­ся засу­нуть тек­сты в жан­ро­вый канон или подо­гнать их под настро­е­ние музы­ки — инте­рес­но и круто.

— Рас­ска­жи об облож­ке ново­го сингла.

— На фото, кото­рое послу­жи­ло про­об­ра­зом облож­ки «Само­го луч­ше­го фести­ва­ля» — наш хоро­ший това­рищ Л. Мы частень­ко выпи­ва­ем на кон­цер­тах и в панк-барах. Нача­лось всё с шут­ки в Твит­те­ре — мол, имен­но за это моск­ви­чи полу­ча­ют свои дикие зар­пла­ты типа 20 мил­ли­о­нов в час. За трю­ки на скей­те с пив­ком в руке и в офис­ной одежде.

Потом вспом­нил­ся ещё один при­кол — как-то всплы­вал вопрос, а как выгля­дит сред­ний слу­ша­тель нойз-рока из Рос­сии? Ну, воз­мож­но, вот так. Хотя Л. нойз-рок то не осо­бо и слушает.

Послед­ний слой — сама пес­ня же об ощу­ще­нии бес­по­мощ­но­сти, о том, что ты нико­гда не ста­нешь тем чува­ком, кото­рый дерёт­ся с мен­та­ми на митин­гах, да и дра­ка эта вряд ли кому-то помо­жет. Поэто­му и оста­ёт­ся кор­чить из себя эта­ких скейт-бун­та­рей, Коро­лей Дог­та­у­на, на деле даже не сни­мая офис­но­го дресс-кода.

— О каком фести­ва­ле идёт речь?

— Вро­де там из тек­ста понят­но. О самом луч­шем фести­ва­ле, кото­рый слу­ча­ет­ся, когда ты реша­ешь откры­то высту­пить про­тив пре­вос­хо­дя­щей силы. Луч­ше «Боли», луч­ше «При­ма­ве­ры», даром что длит­ся, думаю, все­го несколь­ко секунд. Мне про этот фести­валь ниче­го не извест­но, поэто­му я его роман­ти­зи­рую. Да и образ с кула­ком, веро­ят­но, доволь­но примитивен.

— С недав­них пор групп Jars рабо­та­ет с Music Development Russia. Цель этой орга­ни­за­ции: «помочь моло­дым арти­стам постро­ить силь­ный бренд и репу­та­цию в Рос­сии, раз­ра­бо­тать и реа­ли­зо­вать стра­те­гию выхо­да на зару­беж­ный рынок с учё­том инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей каж­до­го». Ты извест­ный кри­тик инду­стрии, но сей­час похо­же, что нет. Что изме­ни­лось и поче­му рабо­та с MDR не про­ти­во­ре­чит тво­им принципам?

— Ниче­го не изме­ни­лось, я всё ещё счи­таю, что «инду­стрия» — это слиш­ком гром­кое сло­во для все­го про­ис­хо­дя­ще­го. Для кого-то, конеч­но, «инду­стрия» суще­ству­ет, с кем-то она даже нахо­дит­ся в одной ком­на­те, но у меня в этом всё ещё есть сомне­ния. Что точ­но суще­ству­ет, так это адо­вый поток инфор­ма­ции, в кото­ром надо как-то выплы­вать. Опо­ве­щать о кон­цер­тах, мутить какие-то медий­ные актив­но­сти на фоне еже­днев­но­го появ­ле­ния кучи новых артистов.

С MDR мы рабо­та­ем, пото­му что мне ста­ло лень делать всё это само­му. Я готов пожерт­во­вать часть сво­их бас­но­слов­ных дохо­дов с музы­ки, что­бы ребя­та взя­ли на себя хотя бы часть рути­ны. Но посколь­ку я всё рав­но не могу изба­вить­ся от тяги всё на све­те кон­тро­ли­ро­вать, при­хо­дит­ся и само­му вовле­кать­ся. А игно­ри­ро­вать дей­стви­тель­ность и про­дол­жать играть толь­ко для дру­зей — мне такое не под­хо­дит. При­дёт­ся тогда либо силь­но сбав­лять обо­ро­ты и остав­лять музы­ку на уровне хоб­би, либо рас­стра­и­вать­ся, что ниче­го не меня­ет­ся, одни и те же шоу в одних и тех же местах для одних и тех же людей. Я слиш­ком люб­лю музы­ку, что­бы выбрать что-либо из этого.

— В тво­их пес­нях мож­но встре­тить упо­ми­на­ния Моск­вы. В интер­вью Артё­му Абра­мо­ву ты гово­рил, что тебе «нра­вит­ся чув­ство при­над­леж­но­сти к „тусов­ке и дви­жу­хе“, инфра­струк­ту­ра и гастро­но­ми­че­ские воз­мож­но­сти, но всё осталь­ное вызы­ва­ет дис­ком­форт» и что ты нахо­дишь­ся «под вли­я­ни­ем город­ских обще­ствен­ных про­цес­сов». Ска­жи, что боль­ше из это­го отра­жа­ет­ся на музы­ку? Поче­му Москва в музы­ке Jars пред­став­ле­на сугу­бо негативно?

— Это было, насколь­ко я пом­ню, иссле­до­ва­ние для ИМИ, не уве­рен, что будет пра­виль­но рас­кры­вать мето­до­ло­гию. Ну если брать то, что ты пере­чис­лил, то, ско­рее, «город­ские обще­ствен­ные про­цес­сы», то есть мен­ты, систе­мы наблю­де­ния за все­ми на све­те, какие-то пом­пез­ные бес­смыс­ли­цы типа пар­ка «Заря­дье» и фести­ва­ля варе­нья, или как его там. Да гос­по­ди, мне не нра­вит­ся вооб­ще всё. Такой уж я угрю­мый чело­век. Жил бы где-то ещё, там тоже бы гадо­сти нашёл и про них пел. Наверное.

Я, кста­ти, часто заду­мы­ва­юсь о том, кем бы я был и о чём писал, если бы не было вот это­го посто­ян­но­го давя­ще­го инфор­ма­ци­он­но­го фона. Если бы Рос­сия не пыта­лась напа­дать на сосе­дей посто­ян­но. Если бы не было обыс­ков у доволь­но близ­ких зна­ко­мых и диких сро­ков у зна­ко­мых отда­лён­но. Бук­валь­но во вре­мя это­го интер­вью на ещё одно­го мое­го при­я­те­ля соста­ви­ли ещё один про­то­кол, без шуток! В общем, инте­рес­но, как жить без посто­ян­ной тре­во­ги. Навер­ное, я бы играл эмби­ент-метал про живот­ных. Инструментальный.

— Я заме­тил, что в тво­их текстах образ Моск­вы все­гда сосед­ству­ет с обра­зом огня, как буд­то ты хотел бы её спа­лить. Рас­ска­жи про это.

— Хм, не могу при­пом­нить ниче­го кро­ме «Москве не хва­та­ет огня», но это же рас­хо­жая цита­та. Навер­ное, дело в том, что вре­ме­на­ми я хотел бы спа­лить вооб­ще всё. Хаос правит!

— Ты гово­рил, что «общий музы­каль­ный и лири­че­ский посыл это­го аль­бо­ма как раз в том, что­бы уда­рить по ******* [трын­де­цу]». Если чест­но, слу­шая строч­ки вро­де «Этот поезд в огне, и я маши­нист», ско­рее, кажет­ся, что ваш аль­бом боль­ше кон­ста­ти­ру­ет, чем уда­ря­ет. Можешь помочь мне решить это противоречие?

— Мне кажет­ся, это вопрос вос­при­я­тия: счи­та­лось для тебя это настро­е­ние или нет. Если нет, я не спра­вил­ся так хоро­шо, как мог бы. Но вооб­ще мне эти нюан­сы замет­ны: на «ДЖРС II» и лири­че­ски, и музы­каль­но наго­ня­ет­ся пол­ный мрак, что­бы воз­ник­ло ощу­ще­ние отсут­ствия вся­ко­го выхо­да. Там в кон­це поёт­ся «Две­ри не выши­бить, сте­ны не про­ло­мить», и потом тупо оце­пе­не­лый шум на семь минут.

Пес­ни для «ДЖРС III» мы спе­цом писа­ли под весе­лье, боль­ше имен­но кача­ю­щих и кон­вен­ци­о­наль­но рокер­ских ходов, даже какие-то шумо­вые кус­ки очень наро­чи­тые и более доступ­ные, чем обыч­но. Что каса­ет­ся тек­стов, то, конеч­но, ряд уны­лых телег, вро­де того же само­го тре­ка с поез­дом в огне или «Меха­низ­ма», но в целом посыл не такой, что «кош­мар я здесь живу», а ско­рее «вот это и это пло­хо, оно нам не надо, давай­те это уни­что­жим». Но, повто­рюсь, эти нюан­сы могут терять­ся за всей гром­ко­стью и ором. Что делать.

— Jars (и ты в част­но­сти) игра­ют уже почти десять лет. Нетруд­но заме­тить, что за это вре­мя ты в основ­ном был занят нойз-роком. Воз­ни­ка­ло ли у тебя жела­ние заиг­рать какую-то совер­шен­но дру­гую музыку?

— Воз­ни­ка­ет посто­ян­но, и когда-нибудь я её заиг­раю! Изнут­ри мне кажет­ся, что я зани­мал­ся доволь­но раз­ной музы­кой, в нюан­сах, в общем вай­бе, в посы­ле или его отсут­ствии, но допус­каю, опять же, что без погру­же­ния в кон­текст весь услов­ный панк-рок кажет­ся оди­на­ко­вым. И было бы глу­по отка­зы­вать слу­ша­те­лю в воз­мож­но­сти быть поверх­ност­ным, я сам очень мно­го музы­ки слу­шаю по верш­кам и не вру­ба­юсь, о чём на самом деле она звучит.

Я вижу один боль­шой минус в «ДЖРС III» — это, без­услов­но, не про­рыв. Это в основ­ном ста­рые зву­ко­вые идеи. Они собра­ны, навер­но, как нико­гда склад­но и кра­си­во, но всё рав­но они ста­рые, с парой исклю­че­ний. Мы пока дума­ем, куда и как дви­гать­ся даль­ше. Точ­но не хочет­ся, что­бы сле­ду­ю­щий релиз зву­чал привычно.

— Что явля­ет­ся для тебя импуль­сом к твор­че­ству? Ска­жем про­сто: это злая или доб­рая эмо­ция? И поче­му имен­но одна?

— Злая-злая, пока, к сожа­ле­нию, нена­висть и тос­ка — луч­шие импуль­сы к сочи­ни­тель­ству. Ну, в послед­ние меся­цы. Быва­ет по-раз­но­му, но от радо­сти я напи­сал где-то пес­ни две. И те испор­тил тек­стом. Не пред­став­ляю, как груп­пы типа The Armed свои аль­бо­мы пишут, послед­ний у них аж лопа­ет­ся от сча­стья. Вро­де они ходят в качал­ку, а я нет. Думаю, спорт может стать непло­хим импуль­сом к твор­че­ству. Какой ужас.

— «Быть муж­чи­ной стыд­но. Муж­чи­на дол­жен уме­реть». Что для тебя зна­чит быть муж­чи­ной, и поче­му он дол­жен умереть?

— Если чест­но, хоте­лось бы оста­вить тут про­стор для интер­пре­та­ции (и воз­мож­но­го раз­ры­ва пацан­ских жоп). Дол­жен уме­реть, и всё! Серьёз­но, в «Чёр­ном при­кос­но­ве­нии» хва­та­ет маяч­ков, и не хочет­ся их разжёвывать.

— В Рос­сии, в гитар­ной анде­гра­унд­ной сцене панк в основ­ном суще­ству­ет как дви­же­ние лево­го укло­на, с утвер­жде­ни­ем прав мень­шинств и дру­гих дис­кри­ми­ни­ру­е­мых страт. Тем вре­ме­нем все­воз­мож­ные анар­хо-про­во­ка­то­ры, кажет­ся, сосре­до­то­че­ны в хип-хопе (вро­де того же Сла­вы КПСС) или вооб­ще в бло­го­сфе­ре, мож­но вспом­нить, сколь­ко горя­чих обсуж­де­ний вызы­ва­ет Олег Кар­му­нин или паб­лик Field of Pikes. Как ты дума­ешь, из-за чего про­ис­хо­дит такое раз­де­ле­ние пред­став­ле­ний о панке?

— Из-за тво­е­го вопро­са, конеч­но! Пото­му что на самом деле тако­го уж боль­шо­го раз­де­ле­ния пред­став­ле­ний о пан­ке я не вижу. В панк-сцене, как ты её опи­сал, дви­же­ния лево­го укло­на и так далее, по боль­шей части не чита­ют ни Кар­му­ни­на, ни Field of Pikes (и я не могу нико­го за это осуж­дать), а Кар­му­нин и Field of Pikes осо­бо­го уча­стия в жиз­ни этой сце­ны не принимают.

Field of Pikes что-то про панк и пишет, но боль­шин­ство телег — это не столь­ко про­во­ка­ция, сколь­ко, не буду углуб­лять­ся, дру­гая точ­ка зре­ния, кото­рая повто­ря­ет­ся от поста к посту. Кар­му­нин про­сто порет чушь пол­ную и гор­дит­ся этим судя по интер­вью, кото­рые мне попа­да­лись. Если так посмот­реть, то и колум­ни­сты Russia Today — пан­ки, каких свет не виды­вал. Про Сла­ву мне про­сто впад­лу гово­рить. Когда его в онлайне фести­ва­ля «Не вино­ва­та» в этом году заба­ни­ли, было красиво.

Коро­че, глав­ный момент — вот эта услов­но левая сце­на, о кото­рой ты гово­ришь, суще­ству­ет реаль­но. Это люди, кото­рые меж­ду собой что-то мутят и у кото­рых порой полу­ча­ет­ся что-то очень кру­тое (та же «Не вино­ва­та» или кон­ти­нен­таль­ные туры Газе­ли Смер­ти). Панк как про­во­ка­ция — это по боль­шей части явле­ние из кни­жек. Типа, вау, Сид Вишес носил сва­стон. Как насчёт тако­го опре­де­ле­ния: панк — это тот движ, кото­рый ты мутишь, когда всем на тебя насрать? Мне кажет­ся, это куда луч­ше опре­де­ля­ет про­ис­хо­дя­щее в сцене в послед­ние лет 30, неже­ли миф об «анар­хо-про­во­ка­то­рах», кото­рые, если их поте­реть, не «анар­хо» и не провокаторы.

— Jars, пожа­луй, боль­ше дру­гих панк-групп исполь­зу­ют ненор­ма­тив­ную лек­си­ку в пес­нях. Что для тебя мат в повсе­днев­ной жиз­ни и музыке?

— Мне кажет­ся, не боль­ше, чем «Супер­коз­лы» или «Поспишь потом». Что при­хо­дит в голо­ву, то и пою. В повсе­днев­но­сти люб­лю пома­те­рить­ся как-нибудь при­коль­но. В пес­нях тоже. Плюс кажет­ся, что если пер­вым делом в голо­ву при­хо­дит имен­но матер­ное сло­во, то поиск его ана­ло­гов — это уже попыт­ки смяг­чить исход­ник, и обыч­но это вызы­ва­ет непри­ят­ные ощу­ще­ния. А мне важ­нее приятные.

— Когда мы дела­ли акцию «Не вино­ва­та» и кон­цер­ты Газе­ли Смер­ти во Вла­ди­во­сто­ке, то часто наты­ка­лись, ска­жем мяг­ко, на далё­кий от левац­ко­го дви­же­ния народ, кото­рый реа­ги­ро­вал на про­ис­хо­дя­щее не совсем адек­ват­но. Ска­жи, встре­ча­ют­ся ли такие агрес­сив­но-настро­ен­ные люди на ваших кон­цер­тах, когда вы выез­жа­е­те за пре­де­лы столицы?

— Ты зна­ешь, не так уж часто. Поче­му-то я боль­ше слы­шу вся­кие исто­рии об этом, чем сам с ними стал­ки­ва­юсь. Ну были пару раз мен­ты на кон­цер­тах, в раз­ных обсто­я­тель­ствах, разок из-за дра­ки, дру­гой про­сто так при­шли. Како­го-то ска­ма тол­ком не попа­да­лось, если гово­рить о турах послед­них лет. Не знаю с чем это свя­за­но, или нас про­сто никто не зна­ет, или мут­ные чува­ки на нас не идут, пото­му что сра­зу всё понят­но, либо я про­сто что-то упус­каю из виду. Но исто­рии на пустом месте не воз­ни­ка­ют, конечно.

— В завер­ше­ние рас­ска­жи, как про­шли пер­вые кон­цер­ты и выез­ды после карантина?

— Доволь­но непри­выч­но, при­чём в первую оче­редь в плане соб­ствен­но­го вос­при­я­тия. Я люб­лю уго­реть, а на выез­дах надо эко­но­мить силы — и вот от это­го я, как ока­за­лось, отвык. Так что на неко­то­рых выступ­ле­ни­ях я не очень хоро­шо себя чув­ство­вал, напри­мер, на пер­вом таком выез­де в Екатеринбурге.

А в плане при­ё­ма — всё круто.

Нало­жи­лось и то, что мы дав­но нигде не были, и то, что все ску­ча­ли по гигам тоже. Не знаю. Вро­де все класс. ещё заме­тил инте­рес­ное: в этом году мы уже два­жды лета­ли в отда­лён­ные туры само­лё­том. Это напряж­нее для орга­ни­за­то­ров, но теперь кажет­ся более удач­ным вари­ан­том, чем пла­ни­ро­вать дли­тель­ный выезд, а потом поте­рять его из-за каких-нибудь новых ограничений.



Читай­те так­же наш мате­ри­ал «Дис­си­дент­ское искус­ство: «Пав­лик Моро­зов — суперзвезда».

Поделиться