Серая парадная, тусклое утро, прокуренная куртка и вечное похмелье — это Лёха бредёт по питерским улицам 2000‑х годов. Город дёргается «тёмно-зелёной волной»[1], не оставляя надежды на завтрашнее утро.
Лёха Никонов — не только фронтмен «Последних танков в Париже», но также необычно пронзительный для эпохи поэт. Его главная книга — выпущенные в 2009‑м «Нулевые». Это трилогия, составленная из трёх сборников: «НеХардКор» (2003), «Техника Быстрого Письма» (2005) и «Галлюцинации» (2008).
Поэзия Никонова исповедальна — автор не даст читателю повода усомниться в искренности своего героя. Правда жизни здесь соседствует с едкой иронией, доведённой до «чернухи» и дорожной грязи. VATNIKSTAN зовёт погрузиться с поэтом в темноту питерских подворотен, пыльных лестниц и чердаков.
Российская поэзия нулевых находилась под сильным влиянием постмодерна. Лирический субъект в ней дробился инструментами деконструкции — тот же Дмитрий Воденников испытывал к этим метаморфозам большой интерес.
Но стихи Лёхи Никонова выбиваются из общего ряда. Он всегда творил цельные образы — во многом автобиографичные, без намёка на быструю эволюцию. Герой Лёхи — панк по духу и образу жизни; анархо-индивидуалист, как сам автор. Если перефразировать Юрия Тынянова (описавшего в двух словах творчество Блока), сам Никонов — главная лирическая тема для Никонова. [2]
От стихотворных монологов Лёхи веет ореолом маргинальности, вызова окружающему миру. Тема исповеди особенно сильна в «Технике Быстрого Письма»: здесь «я» поэта выпускает на волю тёмные химеры души. Но за грязью жизни, наркотической завесой и декадентской усталостью кроется неприглядная истина:
Это не озлобленность, поверьте,
Это отчаяние. [3]
…Молодой поэт, недавно купивший в выборгском магазине чёрную ручку «Паркер», тратил много времени на пригородные электрички. Долгое время он жил в режиме «маятниковой миграции», чтобы наконец оказаться в тёмном подвале культового питерского клуба TaMtAm (1991–1996), у самых истоков альтернативной сцены России.
Здесь рождался новый звук и шли смелые эксперименты, подпитываемые веществами и алкогольными реками. Это «осадное положение на берегу реки»[4] основал экс-виолончелист «Аквариума» Всеволод Гаккель. Никонова в клуб привёл Эдик «Рэтд» Старков, лидер музыкальной команды «Химера». Так появилась панк-группа «Последние танки в Париже» — но наш текст не о ней, ведь фронтмен не считает свои песни настоящей поэзией. Для Лёхи основа стиха — чистый воздух, а не заранее продуманный ритм или мелодия:
За подкладкой реальности
прячется что-то.
Смысл поэзии, вычислить что.
Говорят, это бессмысленно,
то есть о том,
что реальность это так много,
а мы её часть, неспособная
верить, любить, наблюдать этот круг,
в котором окружность отсутствует…
Поэту останется только звук
произносимого предложения.
Невыносимое положение!
Но ведь слова это только начало,
того, что когда-то, взрывалось, кричало,
а теперь тихо стонет всё тише и тише,
так, что никто ничего не слышит.
Кроме поэтов. [5]
В одном интервью Никонов признался: «Изначально я хотел найти битмейкера, способного создать ритм, под который я бы уже читал стихи. Но в 90‑х годах в Выборге такого человека не нашлось, поэтому мне пришлось стать ещё и мелодистом»[6].
Но если бы такой человек нашёлся, мы вряд ли узнали бы Никонова как панк-поэта. Скорее, он стал бы частью отечественной хип-хоп сцены — и делал бы треки в духе раннего Евгения Алёхина («Ночные грузчики», «макулатура») или Максима Тесли («Он Юн»). В какой-то мере Алёхин и Тесли стали учениками Никонова — хоть и променяли свободный воздух поэзии на фоновую булькающую электронику.
Так вот, пустая сцена. Одинокий луч освещает микрофон и небольшой столик посередине. Выходит поэт. Он кричит, ведёт себя агрессивно, заряжает публику речью. Неважно, какой вывод слушатель сделает из услышанного, суть совсем не в дидактике. Задача поэта — вызвать эмоцию, в её силе и кроется истинная поэзия. Чтобы добиться реакции, Лёха берёт факт жизни и превращает в художественный образ. Здесь можно увидеть наследие имажинизма в духе Есенина и Мариенгофа, чьим учеником Никонов себя считает. Но ещё сильнее эта традиция выдаёт себя в темах, за которые автор берётся.
Никонов изображает задворки городской жизни. Его образы — это проститутки, менты, барыги, серая масса замёрзших прохожих. Здесь можно было бы увидеть оммаж есенинским текстам. Но «Хулиган» Есенина совсем не похож на лирического героя Никонова, хоть оба поэта и воспевают «стадо рыжое»[7]. Есенинский хулиган отделён от хмари и маргинальной завесы счастливыми детскими воспоминаниями. Он может забыться в памяти о родной деревне и бескрайних полях. Герой Никонова, напротив, пропитан городской темнотой с ног до головы. Сам поэт прекрасно осознаёт, насколько далёк он от самолично провозглашённых учителей:
Он схватил мою руку: — Послушай, Лёха,
я русский поэт Сергей Есенин!
— Отстань от меня! — закричал я в ужасе,
— Ты повесился, предварительно вырезав вены
ещё в прошлом веке! [8]
Связь с поэтами-предшественниками под сомнением, но Никонов не умаляет амбиций. Он закинул удочку в современный литературный процесс, выстроив вокруг себя образ метамодернистского «грязного» поэта [9]. Что такое метамодерн? С одной стороны, просто новая засечка линии хронологии, это «здесь и сейчас» в мире идей и поэзии:
«Метамодернизм — это не совсем стиль или жанр. Это эпоха, в которую мы вступили. Как была до этого эпоха постмодерна. Потому если вы возьмёте любого автора нулевых, то он по определению постмодернист, если ещё не метамодернист»[10].
С другой же — именно это течение в литературе Никонов видит как путь обновления искусства, источник глобальной свободы. Предыдущая эпоха — постмодерн — исчерпала себя ещё в 1980‑х годах. Только новые механизмы творчества, дионисийская революция смогут приблизить мир к глобальной свободе. И начинать надо с «области идей, противостоящих именно постмодернизму, как классицизму XXI века, а значит реальному врагу на пути к будущему искусства»[11]:
Мне с вами детей не крестить,
в окопы не падать и даже
мне с вами не говорить
о купле-продаже.
Что солнце и чёрный страх?
Что ваши смешные советы?
Что цифры на ваших деньгах?
И ваши дурные газеты?
На это одно — удар!
Строкою, размером, словом!
Грабёж, ритуал, пожар.
И ничего другого. [12]
В «Галлюцинациях» — заключительной части «Нулевых» — богатая рифма и образный ряд доведут раскрученные мотивы до апогея. Никонов говорит о предназначении поэта, о падении человека. О том, что уход в плен зависимости — это бегство от страшной реальности. Поиски смысла жизни пересекаются с размышлениями об анархизме. Не забыл Никонов и о критике власти, посвятив несколько строк «Маршу несогласных» 2007 года.
О межличностных связях поэт пишет скупо, по сути сводя их к стремлениям плоти. Никонов не лирик, чистота его чувства будто зацементирована стихотворением «Страна — это сразу все страны»[13]. Если сегодня читать эти строки вслух, пожалуй, их примут за настоящую политическую акцию.
Санкт-Петербург и его жители, напротив, выписаны подробно и с разных сторон. Но Лёха не пишет о «маленьком человеке», как поэты-предшественники прошлых эпох. Ему интересны «крайние жизненные ситуации и эксперимент. В любом смысле эксперимент — в поэтическом, жизненном, экзистенциальном, религиозном, если хочешь, математическом»[14].
Изображая городские задворки, Никонов следует за Мариенгофом. Только вместо Москвы 1918–1920‑х годов он формирует образ Северной столицы нулевых: «Петербург — это просто могила, как признался один поэт»[15].
Лирический герой «Магдалин» (1919), например, описывал себя как выкидыш «асфальтовых змей»[16]. А в «Нулевых» — это сам Лёха Никонов, из окна которого видно лишь крыши города под дождевыми тучами.
«Нулевые» смотрят на мир сквозь призму грязного реализма (dirty realism) — именно так этот стиль назовут телевизионные СМИ вслед за писателем из США Биллом Буфордом. Обыватель никоновских стихов живёт среди ментовского беспредела 1990‑х, наркотических паров и алкогольных брызг. Его точка отсчёта — набережная напротив тюрьмы. Точно такая же когда-то мерещилась в конце пути каторжнику из «Пепла» (1908) Андрея Белого. Но панк-поэзия Никонова здесь ближе к американской традиции — к тем же романам Буковски о жизни Генри Чинаски.
Может казаться, что Лёха просто паразитирует на идее жёстокой правды. Выпячивает угрюмую «анархистость», облекая её в авторский миф. Его поэзия как будто не расскажет ничего нового: здесь всё та же приевшаяся жизнь 1990‑х. Секс, наркотики и рок-н-ролл в замыленном зеркале биографии героя-панка. На фоне литературного процесса рубежа веков сборник Никонова — вовсе не революция. Вспомним «Бойцовский клуб» Паланика (1996) и «Санкью» Прилепина (2006), да ту же «Гражданскую оборону» (1984–2008). Наступила эпоха андеграунда, гонзо-стиля и пренебрежения к табу. «Два ноля разорвали время»[17], и Лёха Никонов остался в 1990‑х, хотя стремился совсем к другому полюсу. Но автор всё же кричит со сцены: «Моя война никогда не кончится»[18], продолжая вечный поиск свободы.
В такой поэзии и вправду нет ни одной новой темы — но именно это делает её такой сильной и, возможно, гениальной. Лёха Никонов не второй Егор Летов, у него нет претензий на уникальность и неожиданные ходы. Но его «Нулевые» — не «псевдомаргинальность», а жестокая правда. Многим будет неприятно её читать, и даже не из-за обилия нецензурной лексики. Просто автору всё равно, что читатель почувствует после стихотворения. Ему важно другое — с какой силой строки будут бушевать внутри:
Вам лучше знать,
что хорошо, что плохо,
вы точки расставляете над и,
но нет у вас ни веры, ни любви.
Вы судите меня,
но кто вы сами? —
грязь у поэта под ногами!
<…> Что может заслужить поэт
в начале обезумевшего века —
лишь оскорбления и грязь из интернета,
аплодисменты на концертах
и штамп невролога в рецепте.
Но в час, когда всё снова плохо,
<…> вдруг появляются слова
и мир кружится, ночь светлеет,
из вязкой ямы бытия
сверкает, появляется мгновение —
мечта моя. [19]
Примечания
- Никонов А. Октябрь. // А. Никонов. НеХардКор. 2003.
- Тынянов Ю. Н. Блок // Ю. Н. Тынянов. Архаисты и новаторы. Л.: Прибой, 1929. С. 531.
- Никонов А. По моему подоконнику стекают капли дождя // А. Никонов. Техника Быстрого Письма. 2005.
- Там же.
- Никонов А. За подкладкой реальности / А. Никонов. Техника Быстрого Письма. 2005.
- Панк-поэма и панк-поэзия: в поисках понимающей публики.
- Есенин С. Хулиган // С. Есенин. М.: Московский рабочий, 1958. С. 147.
- Никонов А. Я проткнул свою руку шилом // А. Никонов. Техника Быстрого Письма. 2005.
- Поэзию Никонова назвали «грязной» в передаче «Другой Петербург» (03.04.2021) на «Телеканале 78».
- Лёха Никонов: маленький человек меня не интересует.
- Никонов А. Постмодернизм как глобализация в искусстве. 2008.
- Никонов А. Мне с вами детей не крестить.
- Никонов А. Страна это сразу все страны // А. Никонов. Техника Быстрого Письма. 2005.
- Лёха Никонов: маленький человек меня не интересует.
- Никонов А. Неужели ты всё забыла? // А. Никонов. Галлюцинации. 2008.
- Сухов В. А. Эволюция образа Москвы в творчестве А. Б. Мариенгофа // А. В. Сухов. Пенка: Известия Пензенского Государственного Педагогического Университета им. В. Г. Белинского, № 27, 2012. С. 403.
- Никонов А. …значит просто не надо верить // А. Никонов. НеХардКор. 2003.
- Никонов А. Моя война никогда не кончится. Там же.
- Никонов А. Стихотворение, которое я не хотел включать в сборник // А. Никонов. Галлюцинации. 2008.
Читайте также «Русский „Оскар“: о чём снимает художник Александр Петров».