Sierpien (Серпень) — постпанк/синтипоп/нью-вейв дуэт из Москвы. По мнению журнала «Рубель», Sierpien возрождают веру в отечественный нью-вейв и существуют вне жанров. В ноябре у группы вышел новый альбом «Игры», лейтмотивом которого стало ощущение ушедшей молодости и поломанной любви в декорациях постпанка и синтипопа от первого лица. VATNIKSTAN попросил автора — Артёма Бурцева — подробнее рассказать о замысле и истории создания каждой композиции.
Почти прошло
Мы записали альбом с максимальной степенью искренности — всё здесь от первого лица, всё пережито и даже если гипертрофировано, то в основе лежит реальная история. Можно даже сказать, что это — альбом-исповедь, как бы пафосно это не звучало. Вот такая краткая вводная.
Сквозная тема альбома — старение. Когда несколько лет назад я вышел из «клуба 27», я начал сильно менять жизнь — уволился с престижной работы, у меня закончились длительные отношения и я в общем-то стал собирать из себя совсем нового человека. А к 30 годам я внезапно понял, что молодость (по крайней мере её самая сочная часть) внезапно «всё» и остолбенел: всё пронеслось с невероятной скоростью и вот ты уже практически зрелый мужик с подростком внутри — без семьи, нормальной карьеры, животом и ничего значимого не успел: проснулся среди ночи и зачесал репу. Некоторым показалось, что синтезаторное вступление на Roland Jupiter это отсыл к Joy Division «Love Will Tear Us Apart», но если честно оно не подразумевалось и скорее это было задумано чем-то вроде Гэри Ньюмана.
Итак, Роберт Смит сделал карьеру на том, что с 18 лет писал песни о том какой он старый. Чем я хуже? Погнали дальше!
Не исправить
Вторая тема логически продолжает основную — это признание ошибок, констатация того, что ничего не вернуть — важный момент на пути к принятию себя. Кстати, музыкально альбом поделился на условно «гитарные» постпанковые песни и условно «клавишные» синтипоповые, примерно пополам. Эта песня из числа скорее вторых — бодрый дискотечный боевик в духе Кино, что отлично подчеркнул своими гитарами Дима Филюшин из Штадт, пару месяцев игравший в группе (на альбоме это единственный номер с его участием). Мы ещё не проводили опросы слушателей, но вероятно — это один из главных хитов альбома.
Та наша песенка КИШа
Пожалуй самая личная песня и конечно же о несчастной любви, которую украшает ностальгический образ из не самой известной песни самой необычной русской панк-группы. Мораль басни такова, что в одну реку дважды не войдёшь, как бы щемяще прекрасны и очаровательны ни были призраки прошлого. Ну и с психостимуляторами будьте осторожнее и берегите себя: «наркотики — это плохо, детки, пнятненько?». Кстати КИШ КИШом, но без влияния любимых The Smiths тут тоже не обошлось — Даня, писавший гитару, сказал, что там вышел почти «Charming Man». Также это была первая песня сочиненная для альбома — по правде сказать после выхода «Реновации» в прошлом году, у меня был страх, что мой потолок достигнут и ничего дельного я уже не напишу. Вроде ошибся.
Всё в порядке
Творчество — моя терапия. Эта грустная песня — мой главный ответ на мой же вопрос «когда же всё пошло не так?», когда я выбрал себе в спутники иллюзии и мечты, вместо того, чтобы жить, как нормальный человек у которого «есть дом, в доме горит свет». Ну и укрепляет мой упрёк Виктору Робертовичу стилизация трека под регги — многим здесь услышался минорный «Бошетунмай», хотя так не задумывалось (строчки про Цоя я написал в самом конце, когда песня была несколько месяцев готова) — намного больше тут от Комитета Охраны Тепла. Ещё отмечу, что это первый раз когда в песне я использовал обращение к маме, что добавило ей нежности, а для меня стало кардинально новым шагом.
Бессилие
Агрессивная кульминация альбома в стиле синт-панк. Это классическая песня-самобичевание про состояние когда презрение и жалость к себе достигли максимума, руки окончательно опустились и хочется исчезнуть, самоустраниться от всего или как минимум закрыться дома, как герой фильма «Кролик и Бык». Если у Lebanon Hanover «Sadness is rebellion», то мой бунт — это бессилие (передаю невольный привет Паше Заруцкому, Саше Сигаеву и их детищу Импотенция435!)
Случайность и перегной
Особая песня, не похожая ни на «гитарные», ни на «синтипоповые» типажи альбома — вышел мрачный колдвейв (который пришелся по вкусу любителям старого Sierpien) в духе ранних Звёзд или Молчат Дома. Эта песня — своеобразный кокон, куда забрался лирический герой предыдущей песни, окончательно потеряв веру и силы. В нем он восстановит баланс, наполнится новым смыслом и вернётся к нам как Сарра Кэрриган из Starcraft после того, как переродилась в королеву Зергов.
Интересный факт — несколько лет назад у меня была мысль записать концептуальный сингл на две русские панк-группы — Король и Шут и Сектор Газа и назывался бы он естественно «Dark Punk аля Rus». В ходе работы над одним из каверов, сначала аранжировка отошла от оригинала процентов на 80, а потом мы и гот-панк совсем перестали играть. Я решил сделать из неё свою песню и на основе текста времён «Реновации» сделал новый трек (кто докопается до того, что же было оригиналом, тот настоящий «Dark Punk аля Rus» и меломан!).
Не знать тебя
Отсюда начинается относительно «светлая» часть альбома (всё-таки как фэн The Cure, я очень тяготею к bitter-sweet настроению). «Не знать тебя» — грустная и светлая песня о прощении и о том, что называется «пути Господни неисповедимы», когда не знаешь к чему тебя приведёт тот или иной «необъяснимый» и «не поддающийся пониманию» случай в жизни. Однако поскольку осадочек от обиды всё-таки остается, напоследок ты бросаешь в обидчика небольшую такую, но вонючую какашку и после этого довольный стоишь и улыбаешься — «я сделаль!». Музыкально в некотором роде мне хотелось отдать дань старой работе группы Барто «Пассажир» (вольный русский кавер на Игги Попа) и своей любимой песне на польском «Spokoj» группы Super Girl & Romantic Boys. Ну и вообще если говорить о влияниях, которые было трудно не заметить — при сочинении этих песен, меня сильно потянуло к музыке детства, которую слушали мои мама с папой на кассетах, в особенности к разному синтипопу и нью-вейву — A‑ha, Alphaville, Duran Duran, Talk Talk, Culture Club, The Human League и другим.
Никому не нужен
Раз уж оказался подростком во взрослом теле, то надо следовать всем своим инфантильным позывам, например, снова заняться самобичеванием и поныть о своей ненужности. Однако, на мой взгляд, этот трек очень светлый и скорее ироничный. В моём видении именно на этом постпанк-номере, претендующем на стадионный рок, альбом достигает своеобразного умиротворения.
Романтичные мальчики
Финальный трек о любви, но уже не о несчастной, а об экзистенциальной и отвечающей на извечный для многих романтиков вопрос «почему мы выбираем тех с кем нам трудно?» Да потому, что с ними интересно!
Кстати, название песни — это реверанс в сторону Брайана Ферри и его великого альбома «Boys & Girls» и конкретно завершающей его композиции. Помимо моей личной любви к нему, так вышло, что мои родители женились под главный хит с этого лонгплея — «Slave to love», так, что волей-неволей у меня есть какая-то связь. А вообще на альбоме есть еще ощутимое влияние «русского Брайана Фэрри», а именно первого альбома Валерия Меладзе «Сэра». Неожиданно для себя я осознал, что эта запись повлияла на формирование моего музыкального вкуса намного сильнее, чем я представлял. Я даже купил себе диск в коллекцию в начале года.
Ну и в завершение — это единственная песня на альбоме (вместе с «Бессилием», конечно) где есть аккуратный и малозаметный след злободневности, которой Sierpien славился в былые времена, не как «Сигнал» и «Я люблю ординарную девушку», но всё же.