«Игры» от Sierpien. Автор о новом альбоме

Sierpien (Сер­пень) — пост­пан­к/­син­ти­по­п/­нью-вейв дуэт из Моск­вы. По мне­нию жур­на­ла «Рубель», Sierpien воз­рож­да­ют веру в оте­че­ствен­ный нью-вейв и суще­ству­ют вне жан­ров. В нояб­ре у груп­пы вышел новый аль­бом «Игры», лейт­мо­ти­вом кото­ро­го ста­ло ощу­ще­ние ушед­шей моло­до­сти и поло­ман­ной люб­ви в деко­ра­ци­ях пост­пан­ка и син­ти­по­па от пер­во­го лица. VATNIKSTAN попро­сил авто­ра — Артё­ма Бур­це­ва — подроб­нее рас­ска­зать о замыс­ле и исто­рии созда­ния каж­дой композиции.


Почти прошло

Мы запи­са­ли аль­бом с мак­си­маль­ной сте­пе­нью искрен­но­сти — всё здесь от пер­во­го лица, всё пере­жи­то и даже если гипер­тро­фи­ро­ва­но, то в осно­ве лежит реаль­ная исто­рия. Мож­но даже ска­зать, что это — аль­бом-испо­ведь, как бы пафос­но это не зву­ча­ло. Вот такая крат­кая вводная.

Сквоз­ная тема аль­бо­ма — ста­ре­ние. Когда несколь­ко лет назад я вышел из «клу­ба 27», я начал силь­но менять жизнь — уво­лил­ся с пре­стиж­ной рабо­ты, у меня закон­чи­лись дли­тель­ные отно­ше­ния и я в общем-то стал соби­рать из себя совсем ново­го чело­ве­ка. А к 30 годам я вне­зап­но понял, что моло­дость (по край­ней мере её самая соч­ная часть) вне­зап­но «всё» и остол­бе­нел: всё про­нес­лось с неве­ро­ят­ной ско­ро­стью и вот ты уже прак­ти­че­ски зре­лый мужик с под­рост­ком внут­ри — без семьи, нор­маль­ной карье­ры, живо­том и ниче­го зна­чи­мо­го не успел: проснул­ся сре­ди ночи и заче­сал репу. Неко­то­рым пока­за­лось, что син­те­за­тор­ное вступ­ле­ние на Roland Jupiter это отсыл к Joy Division «Love Will Tear Us Apart», но если чест­но оно не под­ра­зу­ме­ва­лось и ско­рее это было заду­ма­но чем-то вро­де Гэри Ньюмана.

Итак, Роберт Смит сде­лал карье­ру на том, что с 18 лет писал пес­ни о том какой он ста­рый. Чем я хуже? Погна­ли дальше!


Не исправить

Вто­рая тема логи­че­ски про­дол­жа­ет основ­ную — это при­зна­ние оши­бок, кон­ста­та­ция того, что ниче­го не вер­нуть — важ­ный момент на пути к при­ня­тию себя. Кста­ти, музы­каль­но аль­бом поде­лил­ся на услов­но «гитар­ные» пост­пан­ко­вые пес­ни и услов­но «кла­виш­ные» син­ти­по­по­вые, при­мер­но попо­лам. Эта пес­ня из чис­ла ско­рее вто­рых — бод­рый дис­ко­теч­ный бое­вик в духе Кино, что отлич­но под­черк­нул сво­и­ми гита­ра­ми Дима Филю­шин из Штадт, пару меся­цев играв­ший в груп­пе (на аль­бо­ме это един­ствен­ный номер с его уча­сти­ем). Мы ещё не про­во­ди­ли опро­сы слу­ша­те­лей, но веро­ят­но — это один из глав­ных хитов альбома.


Та наша песенка КИШа

Пожа­луй самая лич­ная пес­ня и конеч­но же о несчаст­ной люб­ви, кото­рую укра­ша­ет носталь­ги­че­ский образ из не самой извест­ной пес­ни самой необыч­ной рус­ской панк-груп­пы. Мораль бас­ни тако­ва, что в одну реку два­жды не вой­дёшь, как бы щемя­ще пре­крас­ны и оча­ро­ва­тель­ны ни были при­зра­ки про­шло­го. Ну и с пси­хо­сти­му­ля­то­ра­ми будь­те осто­рож­нее и бере­ги­те себя: «нар­ко­ти­ки — это пло­хо, дет­ки, пнят­нень­ко?». Кста­ти КИШ КИШом, но без вли­я­ния люби­мых The Smiths тут тоже не обо­шлось — Даня, писав­ший гита­ру, ска­зал, что там вышел почти «Charming Man». Так­же это была пер­вая пес­ня сочи­нен­ная для аль­бо­ма — по прав­де ска­зать после выхо­да «Рено­ва­ции» в про­шлом году, у меня был страх, что мой пото­лок достиг­нут и ниче­го дель­но­го я уже не напи­шу. Вро­де ошибся.


Всё в порядке

Твор­че­ство — моя тера­пия. Эта груст­ная пес­ня — мой глав­ный ответ на мой же вопрос «когда же всё пошло не так?», когда я выбрал себе в спут­ни­ки иллю­зии и меч­ты, вме­сто того, что­бы жить, как нор­маль­ный чело­век у кото­ро­го «есть дом, в доме горит свет». Ну и укреп­ля­ет мой упрёк Вик­то­ру Робер­то­ви­чу сти­ли­за­ция тре­ка под рег­ги — мно­гим здесь услы­шал­ся минор­ный «Боше­тун­май», хотя так не заду­мы­ва­лось (строч­ки про Цоя я напи­сал в самом кон­це, когда пес­ня была несколь­ко меся­цев гото­ва) — намно­го боль­ше тут от Коми­те­та Охра­ны Теп­ла. Ещё отме­чу, что это пер­вый раз когда в песне я исполь­зо­вал обра­ще­ние к маме, что доба­ви­ло ей неж­но­сти, а для меня ста­ло кар­ди­наль­но новым шагом.


Бессилие

Агрес­сив­ная куль­ми­на­ция аль­бо­ма в сти­ле синт-панк. Это клас­си­че­ская пес­ня-само­би­че­ва­ние про состо­я­ние когда пре­зре­ние и жалость к себе достиг­ли мак­си­му­ма, руки окон­ча­тель­но опу­сти­лись и хочет­ся исчез­нуть, само­устра­нить­ся от все­го или как мини­мум закрыть­ся дома, как герой филь­ма «Кро­лик и Бык». Если у Lebanon Hanover «Sadness is rebellion», то мой бунт — это бес­си­лие (пере­даю неволь­ный при­вет Паше Заруц­ко­му, Саше Сига­е­ву и их дети­щу Импотенция435!)


Случайность и перегной

Осо­бая пес­ня, не похо­жая ни на «гитар­ные», ни на «син­ти­по­по­вые» типа­жи аль­бо­ма — вышел мрач­ный кол­двейв (кото­рый при­шел­ся по вку­су люби­те­лям ста­ро­го Sierpien) в духе ран­них Звёзд или Мол­чат Дома. Эта пес­ня — свое­об­раз­ный кокон, куда забрал­ся лири­че­ский герой преды­ду­щей пес­ни, окон­ча­тель­но поте­ряв веру и силы. В нем он вос­ста­но­вит баланс, напол­нит­ся новым смыс­лом и вер­нёт­ся к нам как Сар­ра Кэр­ри­ган из Starcraft после того, как пере­ро­ди­лась в коро­ле­ву Зергов.

Инте­рес­ный факт — несколь­ко лет назад у меня была мысль запи­сать кон­цеп­ту­аль­ный син­гл на две рус­ские панк-груп­пы — Король и Шут и Сек­тор Газа и назы­вал­ся бы он есте­ствен­но «Dark Punk аля Rus». В ходе рабо­ты над одним из каве­ров, сна­ча­ла аран­жи­ров­ка ото­шла от ори­ги­на­ла про­цен­тов на 80, а потом мы и гот-панк совсем пере­ста­ли играть. Я решил сде­лать из неё свою пес­ню и на осно­ве тек­ста вре­мён «Рено­ва­ции» сде­лал новый трек (кто доко­па­ет­ся до того, что же было ори­ги­на­лом, тот насто­я­щий «Dark Punk аля Rus» и меломан!).


Не знать тебя

Отсю­да начи­на­ет­ся отно­си­тель­но «свет­лая» часть аль­бо­ма (всё-таки как фэн The Cure, я очень тяго­тею к bitter-sweet настро­е­нию). «Не знать тебя» — груст­ная и свет­лая пес­ня о про­ще­нии и о том, что назы­ва­ет­ся «пути Гос­под­ни неис­по­ве­ди­мы», когда не зна­ешь к чему тебя при­ве­дёт тот или иной «необъ­яс­ни­мый» и «не под­да­ю­щий­ся пони­ма­нию» слу­чай в жиз­ни. Одна­ко посколь­ку оса­до­чек от оби­ды всё-таки оста­ет­ся, напо­сле­док ты бро­са­ешь в обид­чи­ка неболь­шую такую, но воню­чую какаш­ку и после это­го доволь­ный сто­ишь и улы­ба­ешь­ся — «я сде­лаль!». Музы­каль­но в неко­то­ром роде мне хоте­лось отдать дань ста­рой рабо­те груп­пы Бар­то «Пас­са­жир» (воль­ный рус­ский кавер на Игги Попа) и сво­ей люби­мой песне на поль­ском «Spokoj» груп­пы Super Girl & Romantic Boys. Ну и вооб­ще если гово­рить о вли­я­ни­ях, кото­рые было труд­но не заме­тить — при сочи­не­нии этих песен, меня силь­но потя­ну­ло к музы­ке дет­ства, кото­рую слу­ша­ли мои мама с папой на кас­се­тах, в осо­бен­но­сти к раз­но­му син­ти­по­пу и нью-вей­ву — A‑ha, Alphaville, Duran Duran, Talk Talk, Culture Club, The Human League и другим.


Никому не нужен

Раз уж ока­зал­ся под­рост­ком во взрос­лом теле, то надо сле­до­вать всем сво­им инфан­тиль­ным позы­вам, напри­мер, сно­ва занять­ся само­би­че­ва­ни­ем и поныть о сво­ей ненуж­но­сти. Одна­ко, на мой взгляд, этот трек очень свет­лый и ско­рее иро­нич­ный. В моём виде­нии имен­но на этом пост­панк-номе­ре, пре­тен­ду­ю­щем на ста­ди­он­ный рок, аль­бом дости­га­ет свое­об­раз­но­го умиротворения.


Романтичные мальчики

Финаль­ный трек о люб­ви, но уже не о несчаст­ной, а об экзи­стен­ци­аль­ной и отве­ча­ю­щей на извеч­ный для мно­гих роман­ти­ков вопрос «поче­му мы выби­ра­ем тех с кем нам труд­но?» Да пото­му, что с ними интересно!

Кста­ти, назва­ние пес­ни — это реве­ранс в сто­ро­ну Брай­а­на Фер­ри и его вели­ко­го аль­бо­ма «Boys & Girls» и кон­крет­но завер­ша­ю­щей его ком­по­зи­ции. Поми­мо моей лич­ной люб­ви к нему, так вышло, что мои роди­те­ли жени­лись под глав­ный хит с это­го лонг­плея — «Slave to love», так, что волей-нево­лей у меня есть какая-то связь. А вооб­ще на аль­бо­ме есть еще ощу­ти­мое вли­я­ние «рус­ско­го Брай­а­на Фэр­ри», а имен­но пер­во­го аль­бо­ма Вале­рия Мелад­зе «Сэра». Неожи­дан­но для себя я осо­знал, что эта запись повли­я­ла на фор­ми­ро­ва­ние мое­го музы­каль­но­го вку­са намно­го силь­нее, чем я пред­став­лял. Я даже купил себе диск в кол­лек­цию в нача­ле года.

Ну и в завер­ше­ние — это един­ствен­ная пес­ня на аль­бо­ме (вме­сте с «Бес­си­ли­ем», конеч­но) где есть акку­рат­ный и мало­за­мет­ный след зло­бо­днев­но­сти, кото­рой Sierpien сла­вил­ся в былые вре­ме­на, не как «Сиг­нал» и «Я люб­лю орди­нар­ную девуш­ку», но всё же.



 

Поделиться