Максим. Главный кинобольшевик 1930‑х годов

1930‑е годы ста­ли пер­вым деся­ти­ле­ти­ем зву­ко­во­го кино в СССР. В 1931 году вышел пер­вый совет­ский фильм со зву­ком «Путёв­ка в жизнь». Уже через несколь­ко лет на экра­нах бли­ста­ло несколь­ко хитов и сфор­ми­ро­ва­лась эсте­ти­ка совет­ско­го зву­ко­во­го кино.

Как и про­из­ве­де­ния дру­гих видов искус­ства того вре­ме­ни, боль­шин­ство филь­мов отли­ча­ла пре­дель­ная идео­ло­ги­зи­ро­ван­ность. Были рас­про­стра­не­ны геро­и­че­ские кино­и­сто­рии, осно­ван­ные на био­гра­фи­ях рево­лю­ци­он­ных зна­ме­ни­то­стей, и экра­ни­за­ции нарож­да­ю­щей­ся совет­ской лите­ра­ту­ры. Пер­вым же спе­ци­аль­но вымыш­лен­ным для кино­сце­на­рия глав­ным геро­ем-боль­ше­ви­ком стал Мак­сим, о кото­ром после­до­ва­тель­но вышли три филь­ма — «Юность Мак­си­ма» (1934), «Воз­вра­ще­ние Мак­си­ма» (1937) и «Выборг­ская сто­ро­на» (1938−1939).

Кем же был этот Мак­сим — глав­ный кино­боль­ше­вик ста­лин­ской эпохи?..


Три­ло­гию о Мак­си­ме снял режис­сёр­ский дуэт Гри­го­рия Козин­це­ва и Лео­ни­да Трау­бер­га. Козин­цев и Трау­берг были осно­ва­те­ля­ми твор­че­ско­го объ­еди­не­ния ФЭКС (Фаб­ри­ка экс­цен­трич­но­го актё­ра), вли­я­тель­ной инсти­ту­ции 1920‑х годов. В рам­ках ФЭК­Са появи­лась мастер­ская теат­раль­но­го и кино­ис­кус­ства, где про­во­ди­лись учеб­ные заня­тия. К ФЭК­Су име­ли отно­ше­ния такие фигу­ры, как Сер­гей Гера­си­мов, сняв­ший впо­след­ствии «Тихий Дон», и воз­люб­лен­ный доч­ки Ста­ли­на Свет­ла­ны Алли­лу­е­вой, буду­щий веду­щий «Кино­па­но­ра­мы» Алек­сей Кеплер.

Козин­це­ву и Трау­бер­гу был свой­стве­нен экс­пе­ри­мен­таль­ный под­ход — они сме­ши­ва­ли жан­ры, но пред­по­чи­та­ли при­ё­мы экс­цен­трич­ных коме­дий. Их мож­но было назвать после­до­ва­те­ля­ми зна­ме­ни­то­го теат­раль­но­го режис­сё­ра Все­во­ло­да Мей­ер­холь­да, толь­ко Козин­цев и Трау­берг адап­ти­ро­ва­ли мето­ди­ки Мей­ер­холь­да в кино. К сере­дине 1930‑х годов за пле­ча­ми режис­сё­ров, пред­по­чи­та­ю­щих рабо­тать в дуэте, было несколь­ко креп­ко сби­тых, но не хито­вых работ.

Мак­сим, пер­со­наж без фами­лии, был сво­е­го рода усред­нён­ным боль­ше­ви­ком. Мак­сим изна­чаль­но дол­жен был стать выход­цем из еврей­ско­го местеч­ка, «белой воро­ной в рабо­чей слободке».

Вот что писа­ла по это­му пово­ду кино­вед Нея Зоркая:

«В пер­вом вари­ан­те сце­на­рия, фраг­мен­та­ми опуб­ли­ко­ван­но­го в жур­на­ле „Совет­ское кино“, это очка­стый, чуть комич­ный, тихий рабо­чий. Гра­мот­ный, книж­ник, непью­щий, белая воро­на в рабо­чей сло­бод­ке. Он живёт сво­ей замкну­той жиз­нью в сто­роне от собы­тий до тех пор, пока сама эпо­ха не втал­ки­ва­ет его в рево­лю­ци­он­ную борь­бу. Чело­век пре­об­ра­жа­ет­ся. Он про­па­ган­дист, аги­та­тор, курьер нарож­да­ю­щей­ся рево­лю­ции. Тюрь­ма. Сибирь».

Есть вер­сия, что в роли Мак­си­ма испол­ни­те­лем глав­ной роли был утвер­ждён артист теат­ра Мей­ер­холь­да Эраст Гарин. Одна­ко пря­мо по ходу съё­мок были вне­се­ны изме­не­ния. Один из актё­ров мас­сов­ки, Борис Чир­ков, при­гля­нул­ся режис­сё­рам, и они пере­та­со­ва­ли сюжет. Мак­сим теперь стал озор­ным завод­ским пар­нем с доб­рой улыб­кой, эта­кий «Ива­нуш­ка-дура­чок». Борис Чир­ков создал столь яркий образ, что впо­след­ствии он будет рас­ска­зы­вать, как полу­чал пись­ма от поклон­ни­ков с прось­бой рас­ска­зать, где живёт Максим:

«После того как на экра­ны была выпу­ще­на кар­ти­на „Воз­вра­ще­ние Мак­си­ма“, я полу­чал мно­го писем от зри­те­лей, в кото­рых они спра­ши­ва­ют: „Това­рищ Чир­ков, не сочти­те за труд отве­тить, где живёт сей­час Мак­сим и где он работает?“»

Борис Чир­ков в роли Максима

Пер­вый фильм «Юность Мак­си­ма» повест­ву­ет о рабо­чем парень­ке, кото­ро­го в 1910 году обсто­я­тель­ства вынуж­да­ют стать рево­лю­ци­о­не­ром и в ито­ге он попа­да­ет на катор­гу. Исто­рия дале­ко не самая жиз­не­утвер­жда­ю­щая, но рас­ска­за­на в весё­лой мане­ре. Имен­но лёг­кая сти­ли­сти­ка обес­пе­чи­ла филь­му колос­саль­ный успех.

Фильм соче­тал чер­ты раз­ных жан­ров. В том чис­ле музы­каль­но­го кино. Ком­по­зи­то­ром филь­ма был Дмит­рий Шоста­ко­вич. Имен­но «Юность Мак­си­ма» обес­смер­ти­ла народ­ную пес­ню «Кру­тит­ся, вер­тит­ся шар голубой».

От вто­ро­го филь­ма, «Воз­вра­ще­ния Мак­си­ма», не ото­рвать­ся и сей­час — настоль­ко он лад­но сде­лан. Дей­ствия раз­во­ра­чи­ва­ют­ся нака­нуне Пер­вой миро­вой вой­ны. Ходят слу­хи о круп­ном воен­ном зака­зе, кото­рый вот-вот будет раз­ме­щён на одном из заво­дов. Созна­тель­ный про­ле­та­ри­ат во гла­ве с вер­нув­шем­ся из катор­ги зама­те­рев­шим Мак­си­мом пыта­ет­ся все­ми прав­да­ми и неправ­да­ми раз­уз­нать подробности.

Мак­сим пока­зан уже как спе­ца­гент. Он мно­гое уме­ет — к при­ме­ру, играть в бильярд. Мак­сим обыг­ры­ва­ет заяд­ло­го бильяр­ди­ста, а по сов­ме­сти­тель­ству кон­тор­щи­ка, ведав­ше­го воен­ным зака­зом. Изряд­но выпив, кон­тор­щик рас­ска­зы­ва­ет про заказ. Завер­ша­ет­ся фильм бар­ри­ка­да­ми и воору­жён­ным про­ти­во­сто­я­ни­ем рабо­чих и жан­дар­мов. Эта сце­на впи­сы­ва­ет­ся в боль­ше­вист­скую кон­цеп­цию «нарас­та­ния рево­лю­ци­он­ной ситу­а­ции» нака­нуне миро­вой войны.

Как и в «Юно­сти Мак­си­ма», в филь­ме зву­чат запо­ми­на­ю­щи­е­ся песни.

Завер­ша­ю­щий фильм три­ло­гии «Выборг­ская сто­ро­на», пожа­луй, не столь уда­чен, как преды­ду­щие филь­мы. На этот раз Мак­сим уже у вла­сти: он — боль­ше­вист­ский комис­сар. Пар­тия пору­ча­ет сво­е­му ответ­ствен­но­му работ­ни­ку Госу­дар­ствен­ный банк. Зада­ча Мак­си­ма — заста­вить быв­ших цар­ских бан­ков­ских чинов­ни­ков пере­дать доку­мен­ты новой вла­сти и выстро­ить рабо­ту бан­ков­ской сфе­ры. Разу­ме­ет­ся, Мак­сим не смыс­лит в финан­сах, а финан­си­сты сме­ют­ся над сво­им новым началь­ни­ком и ста­вят пал­ки в колё­са. Но Мак­сим всех побеждает.

Ценен фильм исто­ри­че­ским фоном. Про­де­мон­стри­ро­ва­но засе­да­ние Учре­ди­тель­но­го собра­ния — чуть ли не един­ствен­ный слу­чай в совет­ском кино. На откры­тие Учре­ди­тель­но­го собра­ния запла­ни­ро­ва­но поку­ше­ние на Лени­на. Но Мак­сим в сво­бод­ное от бан­ков­ских дел вре­мя рас­кры­ва­ет заго­вор­щи­ков и спа­са­ет вождя. Завер­ша­ет­ся фильм нело­гич­но, но эффект­но: гла­ва совет­ских финан­сов отправ­ля­ет­ся на фронт.

Судь­ба героя не огра­ни­чи­ва­ет­ся три­ло­ги­ей Козин­це­ва и Трау­бер­га. Мак­сим фигу­ри­ру­ет как эпи­зо­ди­че­ский, но важ­ный пер­со­наж в «Вели­ком граж­да­нине», филь­ме, посвя­щён­ном борь­бе с оппо­зи­ци­ей внут­ри ВКП/б/ уже в 1920‑е — 1930‑е годы. Мак­сим здесь — непо­ко­ле­би­мый авто­ри­тет. А в нача­ле Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны он будет задей­ство­ван в пер­вом «Бое­вом кино­сбор­ни­ке», вышед­шем 2 авгу­ста 1941 года. В «Кино­сбор­ни­ке» экран­ный герой мате­ри­а­ли­зу­ет­ся и в бук­валь­ном смыс­ле схо­дит с экрана.

Поделиться