Густав Клуцис. Латышский стрелок, создавший фотомонтаж

Густав Густа­во­вич Клу­цис (Gustavs Klucis, 1895–1938) — худож­ник-кон­струк­ти­вист, один из осно­во­по­лож­ни­ков поли­ти­че­ско­го пла­ка­та и тео­ре­тик фото­мон­та­жа, а кро­ме это­го, ещё и латыш­ский стре­лок. Всё это соче­та­лось в жиз­ни ярко­го пред­ста­ви­те­ля пер­во­го поко­ле­ния Стра­ны Сове­тов. Хотя пери­од непо­сред­ствен­ной рево­лю­ци­он­ной дея­тель­но­сти в коман­де пуле­мёт­чи­ков 9‑го латыш­ско­го стрел­ко­во­го пол­ка у Клу­ци­са был очень корот­ким, всю свою рево­лю­ци­он­ность он напра­вил в аван­гар­дист­ское искус­ство. Так раз­ра­ба­ты­вал­ся фото­мон­таж — задол­го до изоб­ре­те­ния ком­пью­тер­ных дизай­нер­ских программ.


Густав Клу­цис был не толь­ко худож­ни­ком, но и рево­лю­ци­о­не­ром. Во вре­мя Фев­раль­ской рево­лю­ции он «свер­гал само­дер­жа­вие», во вре­мя Октябрь­ских собы­тий — слу­жил доб­ро­воль­цем в коман­де пуле­мет­чи­ков 9‑го латыш­ско­го стрел­ко­во­го пол­ка, охра­ня­ю­ще­го совет­ское пра­ви­тель­ство в Смоль­ном. Клу­цис поучаст­во­вал в двух самых дра­ма­тич­ных исто­ри­че­ских собы­ти­ях 1918 года — в подав­ле­нии воору­жён­но­го выступ­ле­ния анар­хи­стов и лик­ви­да­ции эсе­ров­ско­го вос­ста­ния. В 1919 году Клу­цис всту­па­ет в ВКП(б), в соста­ве пуле­мёт­ной коман­ды состо­ит в охране Сов­нар­ко­ма и ВЦИ­Ка в Мос­ков­ском Кремле.

Клу­цис дела­ет сел­фи. 1926 год

Сре­ди латыш­ских стрел­ков ока­за­лось нема­ло актив­ных и твор­че­ских сол­дат. Было орга­ни­зо­ва­но обще­ство куль­ту­ры и искус­ства моло­дых стрел­ков, про­во­ди­лись кон­цер­ты-митин­ги, актёр­ская труп­па дава­ла теат­раль­ные пред­став­ле­ния, устра­и­ва­ли лите­ра­тур­но-музы­каль­ные вече­ра. При непо­сред­ствен­ной под­держ­ке Лени­на 3 мая 1918 года Густа­вом Клу­ци­сом и Валь­де­ма­ром Андре­а­сом был создан кру­жок моло­дых худож­ни­ков Daile (в пере­во­де с латыш­ско­го «Искус­ство»).

Порт­рет Клу­ци­са. 1930‑е годы
Вновь Клу­цис в 1930‑е

Клу­цис зани­мал­ся твор­че­ством с дет­ства. Он обу­чал­ся сна­ча­ла в Риж­ской худо­же­ствен­ной шко­ле, далее в Пет­ро­гра­де в худо­же­ствен­ном учи­ли­ще (быв­шее Импе­ра­тор­ское). Прой­дя путь от импрес­си­о­низ­ма к кубиз­му, футу­риз­му, супре­ма­тиз­му и кон­струк­ти­виз­му, худож­ник выра­бо­тал свой соб­ствен­ный твор­че­ский метод.
Крас­ный чело­век (1918)

Клу­цис в 1918 году впер­вые исполь­зу­ет фото­мон­таж в рабо­те «Дина­ми­че­ский город» и после рево­лю­ции зани­ма­ет­ся поис­ком новых визу­аль­ных реше­ний для реа­ли­за­ции широ­ко­го спек­тра задач, выдви­ну­тых новой вла­стью. Раз­ви­тие аги­та­ци­он­но­го и мас­со­во­го искус­ства ста­но­вит­ся глав­ной зада­чей для моло­до­го художника.

Дина­ми­че­ский город

Худож­ник само­сто­я­тель­но овла­де­ва­ет навы­ка­ми фото­гра­фии и печа­ти. Клу­цис, один из немно­гих, созда­вал с помо­щью фото­гра­фии книж­ные иллю­стра­ции, поли­гра­фи­че­ские облож­ки, поли­ти­че­ские и реклам­ные плакаты.

Три­бу­на экра­на (1920‑е)

Быв­ший латыш­ский стре­лок осо­знал широ­кие воз­мож­но­сти фото­гра­фии не толь­ко в поли­гра­фи­че­ском оформ­ле­нии, но и в орга­ни­за­ции обще­ствен­но­го про­стран­ства. Для него рабо­та с фото­гра­фи­ей явля­лась иссле­до­ва­тель­ским про­цес­сом, его инте­ре­со­вал потен­ци­ал фото­гра­фи­че­ско­го изоб­ра­же­ния для реше­ния задач аги­та­ции и воз­дей­ствия на мас­сы. Клу­цис пони­мал фото­гра­фию гораз­до шире, чем про­стое отра­же­ние действительности.

Фото­гра­фия в оформ­ле­нии помещения

Несо­мнен­но, тех­но­ло­ги­че­ское раз­ви­тие помог­ло рас­ши­рить воз­мож­но­сти фото­мон­та­жа, но мно­гие задум­ки худож­ни­ков в нача­ле 1920‑х годов были невы­пол­ни­мы тех­ни­че­ски: широ­ко­фор­мат­ная печать была слож­на и во мно­гих слу­ча­ях невы­пол­ни­ма, поз­во­лить мно­го­цвет­ную печать было прак­ти­че­ски невоз­мож­но для мно­гих про­ек­тов, рабо­та над созда­ни­ем «бил­бор­дов» уже велась, но каж­дый такой про­ект печа­тал­ся меся­ца­ми и выпол­ня­лись такие рабо­ты толь­ко для круп­ных поли­ти­че­ских праздников.

Шесть лет Крас­ной Армии
Памя­ти погиб­ших вождей (1927)

Тео­ре­ти­че­ское обос­но­ва­ние сво­их экс­пе­ри­мен­тов Клу­цис сфор­му­ли­ро­вал в руко­пи­си «Пра­во на экс­пе­ри­мент». Он гово­рил о посто­ян­ном поис­ке новых средств выра­зи­тель­но­сти, в част­но­сти, об экс­пе­ри­мен­тах с про­стран­ством и пере­да­чей движения.

Дина­ми­ка города
Кос­ми­че­ский город

Най­ден­ные в фон­де Кру­чё­ных доку­мен­ты и эски­зы демон­стри­ру­ют про­цесс твор­че­ско­го поис­ка в кон­крет­ных рабо­тах. Про­смат­ри­ва­ет­ся уни­каль­ный метод объ­еди­не­ния лозун­га и кон­струк­ции в твор­че­стве Клу­ци­са. За счёт соче­та­ния про­стых гео­мет­ри­че­ских фигур и исполь­зо­ва­ния ярких, кон­траст­ных и соче­та­е­мых цве­тов он выде­ля­ет клю­че­вые момен­ты в ком­по­зи­ци­ях. Посте­пен­но совер­шен­ствуя метод фото­мон­та­жа, нахо­дясь в поис­ках более орга­ни­че­ско­го соот­вет­ствия гра­фи­че­ских и смыс­ло­вых эле­мен­тов, посто­ян­но упро­щая в сто­ро­ну лако­нич­но­сти и узна­ва­е­мо­сти обра­за свои рабо­ты, Клу­цис созда­ет свой уни­каль­ный стиль пла­ка­та, при кото­ром цвет, кол­лаж и шрифт созда­ют непо­вто­ри­мый рево­лю­ци­он­ный образ.

Из Рос­сии нэпо­в­ской будет Рос­сия соци­а­ли­сти­че­ская (Ленин) (1930)
Вер­нём уголь­ный долг стране (1930)
Выпол­ним план вели­ких работ (1930)

Дол­гие годы Густав Клу­цис нахо­дил­ся в самом цен­тре поли­ти­че­ских и куль­тур­ных собы­тий, зани­мал­ся раз­ви­ти­ем систе­мы обра­зо­ва­ния и раз­ви­ти­ем жан­ра фото­мон­та­жа. А 17 янва­ря 1938 года он был аре­сто­ван в чис­ле участ­ни­ков «фашист­ской, наци­о­на­ли­сти­че­ской орга­ни­за­ции латы­шей», суще­ство­вав­шей в обще­стве «Про­ме­тей». Вско­ре он был расстрелян.

В насто­я­щее вре­мя воз­рас­та­ет инте­рес к совет­ско­му аги­та­ци­он­но­му искус­ству. Архи­вы и лич­ные доку­мен­ты репрес­си­ро­ван­ных худож­ни­ков ста­ли доступ­ны­ми, но в иссле­до­ва­ни­ях, кото­рые на них не опи­ра­лись, про­сле­жи­ва­ют­ся фак­ти­че­ские ошиб­ки и недо­сто­вер­ная инфор­ма­ция о кар­ти­нах, дати­ров­ках. В иссле­до­ва­нии твор­че­ства и обсто­я­тельств жиз­ни Густа­ва Клу­ци­са, одно­го из самых извест­ных в мире худож­ни­ков латыш­ско­го про­ис­хож­де­ния, оста­ет­ся ещё мно­го пробелов.


Читай­те так­же «Оте­че­ствен­ное фото­ис­кус­ство в лицах. Сер­гей Чили­ков»

Поделиться