Отечественное фотоискусство в лицах. Сергей Чиликов

Про­дол­жа­ем гово­рить о зна­ко­вых фото­ху­дож­ни­ках позд­не­го СССР и новой Рос­сии. Пред­став­ля­ем ваше­му вни­ма­нию Сер­гея Чили­ко­ва — озор­но­го любим­ца евро­пей­ской прес­сы, рабо­ты кото­ро­го выстав­ля­лись в Арле, Милане, а так­же в круп­ней­ших гале­ре­ях Моск­вы. В Рос­сии его счи­та­ют пер­во­про­ход­цем жан­ра «сено­валь­ной эро­ти­ки» (сам автор с опре­де­ле­ни­ем не был согла­сен); гораз­до мень­ше извест­но, что Чили­ков был состо­яв­шим­ся пре­по­да­ва­те­лем с кан­ди­дат­ской сте­пе­нью по фило­со­фии. Как и мно­гих фото­гра­фов, авто­ра инте­ре­со­ва­ли обык­но­вен­ные люди и повсе­днев­ный быт — изме­не­ния в кото­ром под­спуд­но отра­жа­ли реа­лии «ново­го обще­ства», появив­ше­го­ся на руи­нах СССР.

VATNIKSTAN пред­ла­га­ет позна­ко­мить­ся с авто­ром, зафик­си­ро­вав­ше­го в объ­ек­ти­ве раз­бит­ной облик девя­но­стых и нуле­вых, искав­ше­го вдох­но­ве­ние в про­вин­ции и нена­ви­дев­ше­го сним­ки в цвете.

Сер­гей Чиликов

«Таир-17» и «Факт»

Буду­щий фото­граф появил­ся на свет в 1953 году в селе Киле­ма­ры Марий­ской АССР. Фото­ис­кус­ством Сер­гей Чили­ков увлёк­ся ещё под­рост­ком. Став постар­ше, он всту­пил в тема­ти­че­ский клуб «Таир-17» в Йош­кар-Оле, появив­ший­ся в горо­де 1972 году. Его осно­ва­тель Вла­ди­мир Утро­бин был неве­ро­ят­но увле­чён фото­гра­фи­ей, но извест­ным авто­ром так и не стал. Тем не менее фото­клуб, суще­ство­вав­ший око­ло пяти лет, стал мощ­ным цен­тром при­тя­же­ния как моло­дых, так и более опыт­ных авторов.

Так, в сен­тяб­ре 1976 года в Йош­кар-Олу при­е­хал Юрий Евлам­пьев. Он уже был извест­ным фото­ху­дож­ни­ком в Ряза­ни и чле­ном мест­но­го фото­клу­ба. Впо­след­ствии он про­сла­вил­ся как осно­ва­тель чебок­сар­ской фото­гра­фи­че­ской шко­лы. Чили­ков позна­ко­мил­ся с Евлам­пье­вым имен­но бла­го­да­ря «Таи­ру-17». Уже через пару меся­цев, в нача­ле 1977 года, 23-лет­ний Сер­гей вме­сте с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми создал неза­ви­си­мое объ­еди­не­ние «Факт», куда при­гла­сил и рязан­ско­го мэтра.

Кро­ме Чили­ко­ва, участ­ни­ка­ми новой груп­пы ста­ли: Евге­ний Лихо­шерст, Вла­ди­слав Михай­лов, Юрий Евлам­пьев, Вале­рий Воец­кий и Миха­ил Ладей­щи­ков. Стиль «Фак­та» назы­ва­ли «мета­фо­ри­че­ской фото­гра­фи­ей»: чле­ны груп­пы не толь­ко тяго­те­ли к опре­де­лён­ным сим­во­лам и зна­кам, но и выстра­и­ва­ли ком­по­зи­цию по прин­ци­пу режис­су­ры. Худож­ни­ки пред­по­чи­та­ли рабо­ту с поста­нов­кой, они тща­тель­но выстра­и­ва­ли мизан­сце­ны сним­ков. Сюжет фото­гра­фий про­ду­мы­вал­ся зара­нее, а затем на его осно­ве стро­и­лась ком­по­зи­ция. Авто­ры «Фак­та» высту­па­ли фото­гра­фа­ми-режис­сё­ра­ми, пред­по­чи­тая не доку­мен­ти­ро­вать реаль­ность, а искус­ствен­но кон­стру­и­ро­вать её.

Кызыл. 1991 год
Тби­лис­ская. 1992 год

Основ­ной упор груп­па Чили­ко­ва дела­ла на ком­по­зи­цию и внут­рен­нее постро­е­ние кад­ра, тех­ни­ка печа­ти оста­ва­лась вто­рич­ной. Кро­ме того, все авто­ры «Фак­та» тяго­те­ли к созда­нию серий и цик­лов. С нача­ла 1980‑х годов твор­че­ство Чили­ко­ва и его фото­клу­ба выхо­дит за пре­де­лы Йош­кар-Олы, Чебок­сар и Ряза­ни. Вме­сте с груп­пой «Факт» и дру­ги­ми авто­ра­ми он пред­став­ля­ет свои рабо­ты в Москве, Тал­лине и Вильнюсе.

Из серии «Ала­тырь». 1995 год
Из серии «Ала­тырь». 1995 год

Союз­ные кри­ти­ки, как пра­ви­ло, поло­жи­тель­но оце­ни­ва­ли твор­че­ский вклад и потен­ци­ал груп­пы. В 1981 году, после оче­ред­ной выстав­ки в Виль­ню­се, участ­ни­ки объ­еди­не­ния Чили­ко­ва полу­чи­ли бла­го­же­ла­тель­ный отзыв извест­но­го тео­ре­ти­ка фото­ис­кус­ства Сер­гея Моро­зо­ва, авто­ра фун­да­мен­таль­но­го тру­да «Тео­ре­ти­че­ская фотография»:

«…С боль­шим удо­воль­стви­ем посмот­рел сот­ни, навер­ное, ваших листов. Вы зна­е­те литов­скую фото­гра­фию, но не иди­те по это­му пути. Вы глуб­же загля­ну­ли в чело­ве­че­ский мир, вы загля­ну­ли в под­со­зна­ние чело­ве­ка. Это — интересно».

Фото­кри­тик Артур Осин в кон­це 80‑х годов так харак­те­ри­зо­вал твор­че­ство объединения:

«…для всех авто­ров груп­пы при­су­ще острое чув­ство соб­ствен­но­го изоб­ра­зи­тель­но­го язы­ка. Твор­че­ское еди­но­мыс­лие про­яв­ля­ет­ся не в одной общей визу­аль­ной про­грам­ме, а преж­де все­го в поощ­ре­нии каж­до­го, кто созда­ёт свой изоб­ра­зи­тель­ный стиль, не похо­жий на другие».

Накоп­ле­ние опы­та и выра­бот­ка ори­ги­наль­но­го сти­ля при­во­ди­ли к тому, что твор­че­ское объ­еди­не­ние посте­пен­но изжи­ва­ло себя. Чили­ков сотруд­ни­чал с «Фак­том» вплоть до сере­ди­ны 1990‑х годов. Его рабо­ты выстав­ля­лись в 1988 году в Ухте. В том же году сним­ки Чили­ко­ва появи­лись в мос­ков­ском выста­воч­ном зале «На Кашир­ке», а через год демон­стри­ро­ва­лись уже в Фон­де куль­ту­ры СССР. Одна­ко к нача­лу девя­но­стых авто­ры «Фак­та» уже ста­но­ви­лись пер­со­наль­но извест­ны­ми, и их потреб­ность в груп­по­вой рабо­те схо­ди­ла на нет. К сере­дине 1990‑х годов ста­ло понят­но, что в сов­мест­ных выстав­ках, кото­рые всё ещё про­хо­ди­ли, уже нет нужды.

Неко­то­рые авто­ры про­дол­жи­ли зани­мать­ся твор­че­ством инди­ви­ду­аль­но, неко­то­рые и вовсе оста­ви­ли худо­же­ствен­ное ремес­ло. Но сам «Факт» остал­ся в исто­рии фото­ис­кус­ства. Бла­го­да­ря груп­пе мно­гие фото­гра­фы нашли под­держ­ку сво­е­го твор­че­ства и обре­ли извест­ность. Глав­ным дости­же­ни­ем «Фак­та» оста­ёт­ся леги­ти­ма­ция реги­о­наль­ной фото­гра­фии: участ­ни­ки груп­пы влю­би­ли не толь­ко оте­че­ствен­но­го зри­те­ля, но и весь мир в пота­ён­ный быт рус­ской глубинки.

Из серии «Фото­гра­фи­че­ские про­во­ка­ции». В гостях у дво­еч­ниц. Йош­кар-Ола. 1995 год
Из серии «Фото­гра­фи­че­ские про­во­ка­ции». Кули­нар­ный тех­ни­кум. Йош­кар-Ола. 1995 год
Из серии «Фото­гра­фи­че­ские про­во­ка­ции». Кули­нар­ный тех­ни­кум. Йош­кар-Ола. 1995 год
Из серии «Фото­гра­фи­че­ские про­во­ка­ции». Оля с мамой Галей. Йош­кар-Ола. 1995 год
Из серии «Фото­гра­фи­че­ские про­во­ка­ции». Чебок­са­ры. 1996 год

Собственный путь: жизнерадостная провинция

Оль­га Сви­б­ло­ва (искус­ство­вед, дирек­тор Мос­ков­ско­го дома фотографии):

«Мно­гим каза­лось, что Чили­ков стран­ный и полу­ю­ро­ди­вый, но ведь толь­ко юро­ди­вым мож­но гово­рить правду».

Сер­гея Чили­ко­ва ста­вят в один ряд с Бори­сом Михай­ло­вым и Нико­ла­ем Баха­ре­вым, о кото­рых мы уже рас­ска­зы­ва­ли. По откро­вен­но­сти сним­ков масте­ра из Марий Эл срав­ни­ва­ют с пер­вым, а по талан­ту най­ти кон­такт с моде­ля­ми (под­час совер­шен­но незна­ко­мы­ми людь­ми) и пока­зать, что они чув­ству­ют, — со вто­рым. Чаще все­го искус­ство­ве­ды харак­те­ри­зу­ют рабо­ты Чили­ко­ва тер­ми­ном «сено­валь­ная эро­ти­ка», а само­го авто­ра вели­ча­ют «иссле­до­ва­те­лем дере­вен­ско­го гламура».

Одна­ко Сер­гей видел своё твор­че­ство в несколь­ко ином све­те. По сло­вам Чили­ко­ва, на сним­ках он выра­жал «бес­ко­неч­ное вос­хи­ще­ние бес­пре­дель­ной жиз­нен­ной непо­сред­ствен­но­стью». Соб­ствен­но эро­ти­че­ский ком­по­нент, кажет­ся, не был для него главным.

Как и в пери­од суще­ство­ва­ния «Фак­та», в пер­со­наль­ном твор­че­стве Чили­ко­ва сохра­нял­ся серий­ный харак­тер съё­мок. Цик­лы фото­гра­фий рож­да­лись из дли­тель­ных поез­док худож­ни­ка по про­вин­ци­аль­ным горо­дам. В резуль­та­те коман­ди­ро­вок воз­ни­ка­ли обшир­ные серии, при­вя­зан­ные к топографии.

Начав с Йош­кар-Олы, где мастер состо­ял­ся как про­фес­си­о­наль­ный фото­граф, Сер­гей Чили­ков про­ехал прак­ти­че­ски по всей Рос­сии. Геро­я­ми съё­мок худож­ник все­гда выби­рал рядо­вых город­ских жите­лей, увле­чён­но доку­мен­ти­руя про­вин­ци­аль­ный быт.

Из серии «Йош­кар-Ола». 1995 год
Из серии «Йош­кар-Ола». 1995 год
Из серии «Йош­кар-Ола». 1995 год
Из серии «Йош­кар-Ола». 1995 год
Из серии «Йош­кар-Ола». 1995 год

Фото­граф часто бывал в Сама­ре, осо­бен­но в 1990‑х годах. Так появи­лась серия «Сама­ра 1994». Как пра­ви­ло, имя горо­да пря­мо при­сут­ство­ва­ло в назва­ни­ях серий, появив­ших­ся в нача­ле инди­ви­ду­аль­но­го твор­че­ско­го пути Чили­ко­ва. Мож­но вспом­нить цик­лы «Йош­кар-Ола 1995», «Чебок­са­ры 1996», «Пре­крас­ный Петер­бург. 2005».

Ино­гда лока­ция оста­ва­лась нена­зван­ной, но сами сним­ки всё рав­но были тес­но свя­за­ны с ней. К при­ме­ру, в серии «Пляж» Сер­гей Чили­ков сни­мал отды­ха­ю­щих на ялтин­ских курор­тах. Автор при­зна­вал­ся, что рабо­та на город­ском пля­же ока­за­лась очень ком­форт­ной — ведь в дру­гой обста­нов­ке про­хо­жие не все­гда гото­вы тра­тить вре­мя на съёмки:

«Люб­лю я курорт­ные горо­диш­ки и посё­лоч­ки. Но тогда была ЯЛТА. И было хоро­шо отто­го, что для рабо­ты в кад­ре не надо бро­дить целы­ми дням напро­лёт, что­бы кого-нибудь заце­пить и уго­во­рить, и при этом не нуж­но объ­яс­нять, мол, ты не южно-корей­ский шпион».

Из серии «Пляж». 2002 год
Из серии «Пляж». 2002 год
Из серии «Пляж». 2002 год

В нуле­вые Чили­ков создал новые серии сним­ков, мно­гие из кото­рых попа­ли на круп­ные фести­ва­ли Евро­пы: «Дере­вен­ский гла­мур», «Фото­про­во­ка­ции», «Фило­со­фия путе­ше­ствия», «Коло­риз­мы», «Рус­ские без Рос­сии». Пред­по­чи­тая рабо­тать в про­вин­ции, автор фото­гра­фи­ро­вал моде­лей на пля­жах, в дерев­нях, инте­рье­рах ста­рых хру­щё­вок. На сним­ках люди пози­ру­ют оде­ты­ми и обна­жён­ны­ми, в обыч­ных и абсурд­ных позах. Герои Чили­ко­ва пора­жа­ют одно­вре­мен­но есте­ствен­но­стью и теат­раль­но­стью, а жите­ли СНГ без тру­да узна­ва­ли в его рабо­тах харак­тер­ные чер­ты быта и инте­рье­ра. При этом тональ­ность сним­ков, как пра­ви­ло, оста­ва­лась жиз­не­ра­дост­ной и опти­ми­стич­ной. Рабо­ты Чили­ко­ва насы­ще­ны энер­ги­ей жаж­ды жиз­ни, высвет­ляя пост­со­вет­ские реа­лии с совер­шен­но неожи­дан­ной стороны.

Сним­ки масте­ра, живо­пи­су­ю­щие рус­скую про­вин­цию, полу­чи­ли оглу­ши­тель­ный успех за рубе­жом. В 2002 году рабо­ты Чили­ко­ва ждал три­умф на Меж­ду­на­род­ном фести­ва­ле в Арле. Во мно­гом это ста­ло воз­мож­ным бла­го­да­ря Оль­ге Сви­б­ло­вой, с кото­рой мастер позна­ко­мил­ся в самом нача­ле нуле­вых. Не мень­ший успех имел сам фото­граф. По вос­по­ми­на­ни­ям Оль­ги, оба­я­тель­ный и чуда­ко­ва­тый Чили­ков поко­рил иску­шён­ных евро­пей­цев, заин­три­го­вав само­го Анри Картье-Брессона:

«В дра­ных ботин­ках, от кото­рых отва­ли­ва­лись подош­вы, он гор­до ходил по малень­ко­му пре­крас­но­му горо­ду, каж­дый год на неде­лю пре­вра­ща­ю­ще­му­ся в центр миро­вой фото­гра­фии, и повто­рял: I’m number five — номер его выстав­ки на топо­гра­фи­че­ской кар­те фото­фе­сти­ва­ля. Купи­ли ему новые крос­сов­ки, и в них он поехал на глав­ное party Арля — в дом, где часто оста­нав­ли­ва­лись и подол­гу жили Жак-Анри Лар­тиг, Анри Кар­тье-Брес­сон, Мар­тин Франк, Сара Мун и дру­гие вели­кие фото­гра­фы. Серё­жа, не гово­рив­ший на ино­стран­ных язы­ках, нашёл спо­соб кон­так­та. В новых крос­сов­ках и пол­ном парад­ном обла­че­нии он прыг­нул в бас­сейн, сфо­ку­си­ро­вав на себе все­об­щее вни­ма­ние. И имен­но с ним в тот жар­кий пол­день боль­ше все­го гово­рил Анри Кар­тье-Брес­сон, чью чудес­ную фото­гра­фию Чили­ков снял для облож­ки сво­ей новой книжки».

Ока­за­лось, что Сер­гей умел нахо­дить общий язык не толь­ко с рос­сий­ски­ми моде­ля­ми, но и без тру­да объ­яс­нял­ся с про­хо­жи­ми в Евро­пе, несмот­ря на язы­ко­вой барьер. Сви­б­ло­ва вспо­ми­на­ет, как нена­дол­го оста­ви­ла худож­ни­ка в Милане, а вер­нув­шись, обна­ру­жи­ла того погру­жён­ным в рабо­ту посре­ди улицы:

«Я отпра­ви­лась смот­реть выстав­ки, а Чили­ков с пере­вод­чи­цей и её подру­га­ми оста­лись у фон­та­на. Вер­нув­шись минут через два­дцать, я заста­ла сюр­ре­а­ли­сти­че­скую кар­ти­ну: посе­ре­дине фон­та­на сто­я­ли топлес в чудес­ных, типич­но чили­ков­ских позах и его пере­вод­чи­ца, и её подру­ги, и кто-то из слу­чай­ных про­хо­жих. На мой вопрос, что Чили­ков сде­лал с эти­ми ита­льян­ка­ми, он, счаст­ли­во улы­ба­ясь, раз­во­дил руками».

Из серии «Ста­рая Сама­ра». 2003 год
Из серии «Ста­рая Сама­ра». 2003 год
Из серии «Ста­рая Сама­ра». 2003 год
Из серии «Ста­рая Сама­ра». 2003 год

Режиссёр от фотоискусства: pro memoria

Чили­ков умел деталь­но выстро­ить ком­по­зи­цию кад­ра, при этом сохра­няя в нём дыха­ние непо­сред­ствен­но­сти и жиз­нен­ной силы. Искус­ство­вед и кри­тик, кура­тор выста­вок Евге­ний Берез­нер вспоминал:

«Чили­ков был бле­стя­щим, очень ода­рён­ным режис­сё­ром. У него было чув­ство фото­гра­фи­че­ской пла­сти­ки, его сним­ки — сво­е­го рода пан­то­ми­ма, миманс, театр чело­ве­че­ских инстинк­тов, стра­стей, погру­жён­ных в некий социум».

Сам Чили­ков счи­тал чрез­вы­чай­но важ­ным для съё­мок вни­ма­ние к мело­чам. И, несмот­ря на про­ду­ман­ность кад­ра и созна­тель­ную режис­су­ру, мастер при­зна­вал­ся, что отча­сти его метод был осно­ван на интуиции:

«Моя рабо­та осно­ва­на на наблю­де­ни­ях. Мало при­ду­мать ком­по­зи­ци­он­ную схе­му для серии, она не будет рабо­тать без дета­лей. А дета­ли нуж­но под­смот­реть и най­ти. И хотя зри­тель­ная память у меня отсут­ству­ет, когда начи­наю рабо­тать, все дета­ли, как скульп­ту­ры в музее, вста­ют у меня в голо­ве. В резуль­та­те у меня пол­ное ощу­ще­ние, что не я это делаю, а про­сто… так надо».

Глу­бо­кий фило­соф­ский под­ход авто­ра к фото­гра­фии неслу­ча­ен. Уже после окон­ча­ния Марий­ско­го инсти­ту­та Чили­ков пре­по­да­вал в уни­вер­си­те­тах Йош­кар-Олы, пуб­ли­ко­вал фило­соф­ские тру­ды. Он так­же защи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию по теме «Цен­ност­ное отно­ше­ние лич­но­сти как фор­ма актив­но­сти субъ­ек­та». Фото­ис­кус­ство Сер­гей тоже счи­тал спо­со­бом позна­ния чело­ве­че­ской жиз­ни — таким же, как фило­со­фия, толь­ко осу­ществ­ля­е­мым в иной форме:

«Жан­ро­вая фото­гра­фия. Это так понят­но — про жизнь. Без деко­ра, без абстрак­ций. Даже без при­ро­ды. И само­го порт­ре­ти­ру­е­мо­го чело­ве­ка — пото­му что раз­ве это жизнь. Полу­ча­ет­ся, что жан­ро­вая фото­гра­фия — это, соб­ствен­но, и есть фото­гра­фия, а всё осталь­ное — при­клад­ные жан­ры. Я же ничем дру­гим и не зани­мал­ся, кро­ме фило­со­фии, кото­рая тоже о чело­ве­ке и его бытии».

Празд­ник малень­ко­го город­ка Вель­ска Архан­гель­ской обла­сти. 2006–2007 год
Празд­ник малень­ко­го город­ка Вель­ска Архан­гель­ской обла­сти. 2006–2007 год

Празд­ник малень­ко­го город­ка Вельск Архан­гель­ской обла­сти. 2006–2007 год
Чили­ков созда­вал яркие, во мно­гом опти­ми­стич­ные обра­зы. При этом он утвер­ждал, что не любит цвет и пред­по­чёл бы делать чёр­но-белые сним­ки. Одна­ко он так и не смог отка­зать­ся от ярких кра­сок, а исто­рия серии «Коло­риз­мы» и вовсе застав­ля­ет поста­вить под сомне­ние непри­язнь масте­ра к цвет­ным фото:

«Я не люб­лю Цвет. Тер­петь не могу цвет­ные фото­гра­фии. Но, испы­ты­вая себя всем, я при­ду­мал Коло­ризм. Вер­нее, Он из меня вышел Сам. А дело было так. Когда нет ника­кой плён­ки и денег на пиво (тогда, в 90‑м году, я ещё его не пил), то и цвет­ная плён­ка явля­ет­ся плён­кой. После того как она была засве­че­на — а дал мне её Витя Брель, ско­рее все­го, он хотел её выбро­сить, а я подо­брал, — я заме­тил, что сре­ди жёл­тых мут­ных под­тё­ков и синих засве­ток есть доста­точ­но мерз­кие кар­точ­ки. Суть была в том, что все эти под­тё­ки и засвет­ки доба­ви­лись к ком­по­зи­ции, чем, соб­ствен­но, я все­гда и зани­мал­ся. „Зна­чит, это Коло­ризм“, — поду­мал я и напе­ча­тал всё в совер­шен­но нево­об­ра­зи­мой тех­ни­ке — кон­тро­ти­пы слай­дов на бума­ге очень малень­ких форматов».

Худож­ник поль­зо­вал­ся стан­дарт­ной рабо­чей каме­рой — сред­не­фор­мат­ным одно­объ­ек­тив­ным зер­каль­ным фото­ап­па­ра­том Pentacon Six. «Циф­ру», как и мно­гие масте­ра, он не слиш­ком любил:

«Циф­ро­вые тех­но­ло­гии, без­услов­но, при­нес­ли опре­де­лён­ные изме­не­ния в фото­гра­фии, но, с одной сто­ро­ны, это все­го лишь дру­гая тех­но­ло­гия, а с дру­гой, что для меня более важ­но, циф­ра не поз­во­ля­ет при­ме­нять в съём­ке меди­та­тив­ную прак­ти­ку, на кото­рой, соб­ствен­но, и стро­ит­ся моя фотография».

С 1990 года Чили­ков был чле­ном Сою­за фото­ху­дож­ни­ков Рос­сии. Он успеш­но сотруд­ни­чал с извест­ны­ми сто­лич­ны­ми гале­ре­я­ми: «Риджи­на», XL, «Кро­кин гале­рея», «Мос­ков­ский музей совре­мен­но­го искус­ства». В 2001 году сним­ки Чили­ко­ва выстав­ля­лись на фести­ва­ле «Мода и стиль в фото­гра­фии» в ГУМе. Тогда зри­те­ли мог­ли уви­деть его «Фото­про­во­ка­ции», а так­же цикл «Рус­ская про­вин­ция». С это­го вре­ме­ни к масте­ру при­шла под­лин­ная извест­ность. Впо­след­ствии Чили­ков неод­но­крат­но участ­во­вал в мос­ков­ских «Фото­би­ен­на­ле».

Зна­ко­вы­ми для био­гра­фии авто­ра так­же ста­ли зару­беж­ные фести­ва­ли: «Меж­ду­на­род­ные фото­гра­фи­че­ские встре­чи в Арле» (2002), «Меж­ду­на­род­ный месяц фото­гра­фии» в Риме, худо­же­ствен­ная про­грам­ма Photo London. Кро­ме того, он участ­во­вал в кол­лек­тив­ных выстав­ках Евро­пей­ско­го дома фотографии.

Из серии «Рус­ские без Рос­сии». 2005 год
Из серии «Рус­ские без Рос­сии». 2005 год
Из серии «Рус­ские без Рос­сии». 2005 год

21 июня 2020 года Сер­гей Чили­ков ушёл из жиз­ни, оста­вив после себя бога­тое тео­ре­ти­че­ское и худо­же­ствен­ное насле­дие. Кан­ди­дат искус­ство­ве­де­ния Ири­на Чмы­рё­ва напи­са­ла в некро­ло­ге мастера:

«Чили­ков не заиг­ры­вал с реаль­но­стью, но про­во­ци­ро­вал её. То, что было ноч­ным кош­ма­ром фото­гра­фов доку­мен­таль­ной шко­лы: чело­век с каме­рой одним при­сут­стви­ем меня­ет реаль­ность, вызы­ва­ет, как камень, бро­шен­ный в воду, кру­ги обрат­ной реак­ции в отно­ше­нии себя, отче­го сня­тое им ока­зы­ва­ет­ся „испор­чен­ной“ или непод­лин­ной фик­са­ци­ей живой жиз­ни, — Чили­ков пре­вра­тил в метод, поз­во­ля­ю­щий про­во­ка­ции сво­им при­сут­стви­ем вскры­вать внеш­ний спо­кой­ный слой реаль­но­сти, втор­гать­ся в него так глу­бо­ко, что­бы архе­тип, скры­тый под обы­ден­но­стью, про­явил себя».


Читай­те так­же «Оте­че­ствен­ное фото­ис­кус­ство в лицах. Алек­сандр Слю­са­рев»

Поделиться