Мухаммад Ассад (Леопольд Вайс) — журналист, писатель и мыслитель, дипломат, представитель Пакистана в ООН. Он родился в еврейской семье, но его идеи изменили исламский мир и почитаются мусульманами по всему миру. Рассказываем удивительную историю его жизни.

Первый официально зарегистрированный гражданин Пакистана и один из идеологов его государственной системы, прежде чем стать Мухаммад Асадом, был Леопольдом Вайсом.
Он родился 2 июля 1900 года во Львове. Тогда это ещё была Галиция в составе Австро-Венгрии, а теперь — центр западной Украины. Дед Вайса по материнской линии был одним из богатейших банкиров Львова, а со стороны отца — уважаемым раввином, поэтому семья Леопольда жила богато. Впрочем, как утверждал сам Вайс, иудаизм не играл особую роль в жизни семьи, так как отец с матерью не были религиозны. Несмотря на это, Польди, как называли его родители, свободно изъяснялся на иврите и изучил Тору.
Уже позже Вайс признался, что еврейская религия не казалась ему правдивой. В ней, как говорил Леопольд, Бог был больше занят одним избранным народом — евреями — в то время как в мире помимо них существовало много других народов.
В 1918 году Леопольд Вайс поступил в Венский университет, где изучал историю, а свободное время проводил на выступлениях австрийских психоаналитиков. Со временем он перестал тяготеть к истории и отправился в Берлин, где занимался журналистикой и даже успел продать пару киносценариев. Вайс проявил себя как высококлассный журналист, встретившись с женой Максима Горького, Екатериной Пешковой, которая поведала ему об ужаснейших масштабах голода в Поволжье. Его статья стала хитом, и после её публикации Вайсу поступили предложения сразу нескольких крупнейших немецких издательств.
Обустроившись в издании «Франкфуртер цайтунг», Леопольд Вайс отправился в Британскую Палестину, по приглашению своего дяди Дориана, бывшего ученика Зигмунда Фрейда. В Иерусалиме Вайс впервые в жизни соприкоснулся с исламским миром и узнал о сионизме. Леопольд счёл эту идеологию опасной затеей не только для арабов, но и для самих евреев. Он писал, что идеи сионизма аморальны: как можно мирно строить государство, когда иммигранты при содействии иностранных государств приезжают в другую страну в надежде её оккупировать и таким образом изгнать местных жителей за пределы их же границ.
С тех пор Леопольд Вайс боролся с сионизмом. В Иерусалиме он вёл дискуссии по поводу арабского вопроса с будущим президентом Израиля Хаимом Вейцманом и главным идеологом заселения Палестины Менахемом Усышкином. Что Вейцман, что Усышкин, оба являлись выходцами из Российской империи. Тогда же Вайс заручился поддержкой Якоба Исраэля де Хаана, еврейского журналиста из Нидерландов. Де Хаан, как и Вайс, разочаровался в сионизме и потому пытался заключить договор между арабами и англичанами, чтобы те не признавали руководства просионистки настроенных евреев. Де Хаана застрелил в 1924 году в Иерусалиме Авраам Техоми, активный деятель подпольного движения «Хагана».

Однако до гибели, летом 1923 года, Де Хаан успел свести Вайса с эмиром Абдуллой (1882—1951), правителем Иордании. В 1924 году Вайс вернулся в Германию, где опубликовал книгу об арабском национализме с ярко выраженными антибританскими очерками. Эта работа подарила Вайсу возможность ещё раз вернуться на Ближний Восток.
Его очередное путешествие затянулось на два года, он побывал в Каире, где познакомился с шейхом Мустафой аль-Мараги. Позднее он станет ректором исламского университета аль-Азхар. Благодаря знакомству с шейхом, как говорил Вайс, он открыл для себя другой ислам, не тот, о которому ему рассказывали в Европе, а тот, что практиковали сами мусульмане.
Заинтересовавшись новой религией, Вайс отправился в исламское турне, посетил Сирию, Ирак, Курдистан, Иран, Афганистан, Туркестан и открыл для себя мусульманство.
В 1926 году Вайс вернулся во Франкфурт, где женился на художнице-вдове Эльзе, которая была старше его на 15 лет. Рассорившись с редакцией газеты «Франкфуртер цайтунг», Вайс с семьёй переехал в Берлин, где он взялся за изучение исламских наук. Осенью 1926 года Леопольд с женой принял ислам поменял имя на Мухаммад Асад, а в январе 1927 года отправился на хадж в Мекку. Супруга умерла на священной земле, а родители Эльзы забрали её сына под свою опеку. Вайс красочно описал эти события в книге «Путь в Мекку».
В 1927 году в библиотеке мечети Масджид аль-Харам Леопольд Вайс познакомился с принцем Файсалом и по приглашению монарха, удостоился чести встретиться с королём Абдель-Азизом, отцом основателем Саудовского Королевства. Ибн-Сауд (Абдель-Азиз), будучи впечатлённым Леопольдом, разрешил ему поселиться в Неджде, который тогда был закрыт для въезда иностранцам.
Интересно, что в 1928 году Вайса подозревали в пособничестве большевикам и считали советским шпионом. Вайс, в отместку на эти слухи, стал собирать важную для короля информацию в Кувейте, куда он направился в 1929 году. В Кувейте Вайс работал над разоблачением движения ихванов, ссылаясь на их возможную связь с Британией. Королю эта информация показалась достоверной, и Вайс вернулся в Аравию. В 1930 году он женился на арабской женщине по имени Мунира, из племени Шаммар, которая родила ему сына Талала.
Во время пребывания в Саудовской Аравии Вайс надеялся, что Ибн-Сауд начнёт заниматься возрождением и распространением ислама в соседних государствах. Тем не менее, консолидировав власть в своих руках, Ибн-Сауд, как писал Вайс, превратился в простого короля, чем-то напоминающего восточно-европейского царя. Вайс считал, что король напрасно занимается популяризацией западного образа жизни среди арабского населения, забывая о настоящих ценностях ислама. Разочарованный в королевской семье Вайс связался с сануситами и отправился в Киренаику, где поддержал антиитальянское восстание ливийцев.
В 1932 году король Саудовской Аравии решил разорвать связи с Леопольдом. Вайс покинул Аравию в 1932 году и начал очередное путешествие по Туркестану, Китаю, Индонезии и, наконец, оказался в Индии. Южная Азия, а в особенности Кашмир, привлекали Вайса. Вместе с мусульманскими учёными Леопольд разъезжал по всей Индии, занимаясь в основном преподаванием. Во время визита Вайса в Кашмире начались массовые волнения. Британская разведка так и не поняла, что именно сделал Вайс. После этого инцидента его выпроводили из региона, и он перебрался в Лахор.

В Лахоре Леопольд Вайс познакомился с Мухаммадом Икбалом, кашмирским мусульманином и знаменитым на всю мусульманскую Индию поэтом-философом. С этого момента Леопольд решил заниматься исключительно исламской деятельностью и писать статьи на мусульманскую тематику, шариатское право и об исламской культуре.
В марте 1934 года он издал книгу «Ислам на Распутье», в которой выступает против западного капиталистического влияния на восток. В этой книг Вайс раскрывает некоторые идеи которые и по сей день остаются актуальным для исламских фундаменталистов. Книга получила широкое распространение как в Индии, так и на Ближнем Востоке.
В октябре 1938 года Вайс покинул Индию и вернулся в Европу. В Лондоне он умолял английское правительство продлить его британскую визу, дабы он смог спасти свою семью в Австрии. Однако это ему так и не удалось, вся его семья погибла в концлагерях. Самого Вайса депортировали в Индию летом 1939 года, где его арестовали. Свободу он получил лишь в августе 1945 года. В тюрьме он не вёл дневников и полностью абстрагировался от всех политических бед, которые происходили в Европе. Он считал, что его, как мусульманина, не должны заботить проблемы Европы.
Освободившись из заключения, Вайс посвятил себя Пакистану и проблеме индийских мусульман. В 1947 году, когда Пакистан обрёл независимость, Леопольд был назначен главой департамента возрождения ислама. Он стал одним из главных идеологов построения современной системы государственного управления Пакистана. Вайс считал, что новое государство должно основываться на принципах ислама, парламентской демократии и либерально-демократических ценностях в мусульманском понимании. Вайс также стал первым официально признанным гражданином Исламской Республики Пакистан.
В 1949 году Вайс вновь разочаровался в очередном исламском правительстве, считая, что оно больше ориентируется на светские идеи, нежели на мусульманские ценности. Вайс утверждал, что именно Икбал по праву должен был стать главой Пакистана, а не Али Джинна, который в своё время выступал против отсоединения Пакистана от Индии. В начале 1952 года Вайса отправили в Нью-Йорк в качестве постоянного представителя Пакистана при ООН.

В Нью-Йорке Вайс развёлся с женой Мунирой и женился на польке Поле Хамиди, которая переходит из католичества в ислам. С ней он и провёл последующие 40 лет жизни. За развод Вайса критиковали пакистанские чиновники. Не дожидаясь увольнения, он сам подал в отставку.
В США Вайс воссоединился с родственниками и даже посетил бар-мицвы племянников, но в тоже время не прекратил критиковать Израиль. Моссад даже как-то пытался завербовать Вайса, предлагая ему перейти на их сторону, но получил твёрдый отказ. Новой жене Вайса не нравилось, что он стал проводить слишком много времени с людьми, поддерживающими Израиль, и тогда Леопольд сократил общение с родственниками. Как позже рассказывал муж его сестры, Вайс так и остался убеждённым противником сионизма.
В 1954 году Вайс издал книгу «Путь в Мекку», которая создала такой ажиотаж в Азии и Нью-Йорке, что некоторые читатели перешли в ислам. Одной из них стала Маргарет Маркус, американская еврейка, поменявшая имя на Мариям Джамиля. В середине 1950‑х годов она покинула США и переехала в Пакистан, где стала известным идеологом исламского фундаментализма и критиковала позицию Запада по отношению к исламскому миру.
В конце 1950‑х Леопольд перебрался в Швейцарию и осел в Женеве. Там он издал книгу «Принципы государственного развития в исламе» (1961 год). Работа сильно повлияла на президента Пакистана Аюб Хана. Он пригласил Вайса обратно в Азию, пообещав ему должность советника. Вайс всё же решил отказаться, так как был занят переводом Корана на английский язык. По этому случаю принц Файсал, с которым Вайс был знаком с 1927 года, устроил исламскую конференцию в Мекке. В 1963 году он восстановил покровительство Вайса в Саудовском Королевстве и предложил Вайсу возвратиться в Аравию. Леопольд, вежливо отказавшись, переехал в марокканский Танжир.
Во время арабо-израильского конфликта 1967 года Вайс писал, что на Западе никак не хотят принимать факт, что Иерусалим, должен быть столицей Палестины, государства в котором без европейского вмешательства могут жить и евреи, и мусульмане, и христиане. Однако из-за отдалённости Пакистана от Ближнего Востока повлиять на правительство своей малой родины он так и не смог. Пакистан так и не сыграл особой роли в арабо-израильском конфликте, а больше сконцентрировался на Индии.
После исламской революции в Иране Вайс, отвечая на вопросы журналистов, говорил, что Хомейни хуже шаха и его политика не имеет ничего общего с исламом. Он выступал против некоторых аспектов международной политики Саудовской Аравии, за что в 1974 году его перевод Корана (неполный на тот момент) был запрещён в королевстве Ибн-Сауда.
В 1980 году Вайс наконец-таки завершил перевод Корана и был приглашен президентом Пакистана Зией уль-Хаком в очередной раз навестить страну, которую он когда-то помогал отстраивать. Это был его последний визит в Пакистан. В Исламабаде его встречали как долгожданного гостя, в аэропорту ждали дорогой лимузин и толпы обрадованных людей. Во время краткосрочного пребывания в Пакистане, Вайс навестил старых друзей в Лахоре, поучаствовал в конференции с президентом страны, где он поддержал некоторые реформы. Вайс также настоял на том, чтобы правительство Пакистана оказало существенную поддержку женщинам, потому что считал, что они должны играть особую роль в политике.
После Вайс переехал в Лиссабон, а оттуда перебрался на юг Испании. Принц Салман, один из саудовских монархов, занимавший пост губернатора Рияда, вновь попытался пригласить Вайса в Аравию. Тот, сославшись на старость, остался в Испании.
В возрасте 91 года, 20 февраля 1992 года, Мухаммад Асад скончался в Гранаде, где был похоронен на мусульманском кладбище. Его жизненный путь и идеи поспособствовали развитию ислама в Европе и в Азии. Благодаря его наставлениям 2 декабря 1988 года Беназир Бхутто стала первой женщиной премьер-министром Пакистана. Книги Мухаммада Асада повлекли за собой перемены в образовательной системе Пакистана. Идеи, над которыми в своё время трудился Асад, до сих пор остаются актуальными и популярными в Пакистане.
Публикация подготовлена автором телеграм-канала «Туркестан и Поволжье» при поддержке редактора рубрики «На чужбине» Климента Таралевича (канал CHUZHBINA).









