11 мая в книжном магазине «Рупор» проект «ХимЧитка» проведёт лекцию об истории боевых искусств в Советской России 1920–1930‑х годов. Спикером выступит Виктор Говорченко — спортсмен, каскадёр, исследователь, тренер по боевому самбо, основатель клуба «Спиридонов».
В преддверии встречи мы поговорили с Виктором об истории единоборств, каскадёрской работе в спектаклях и фильмах, создателе самбо Викторе Спиридонове, зрелищности UFC и многом другом.
— Сколько лет ты занимаешься единоборствами? С чего начал? Какие успел освоить дисциплины?
— Боевыми практиками я сознательно начал заниматься в 13 лет, хотя первое знакомство произошло ещё в СССР. Родители меня привели в школу самбо, когда я был во втором классе, но занимался недолго.
В 1990‑е единоборствами увлекались практически все подростки-мальчики, мода и культ силы делали своё дело.
Первую секцию, в которую я стал ходить осознанно, вёл прапорщик дивизии Дзержинского, рукопашный бой на базе кёкусинкай каратэ. Занятия были построены как в дивизии: сильная физическая подготовка, техника, бои. В этой группе занимался олимпийский чемпион, прославленный пловец, создатель студии «Акватрюк» Александр Сальников, мы часто стояли в паре.
Далее была славяно-горицкая борьба, секция «Сварог‑1» под руководством создателя «Славянки» Александра Белого. Позже я ходил в секцию его ученика Алексея Медведева, параллельно занимался боксом.
В секциях «Славянки» стал складываться кружок по интересам — мы отдельно пробовали заниматься историческим фехтованием раннефеодальной эпохи. Организатором был Яков Ефимов, неоднократный чемпион России по славяно-горицкой борьбе и открытых чемпионов РФ по историческому фехтованию. Всё это привело нас на соревнования боёв на мечах, на сцену, в кино, мы организовали свой клуб «Дружина Аркона». Клуб участвовал в создании, организации и соревнованиях федерации вольного боя.

«Аркона» в командном зачёте и его бойцы в личном неоднократно становились призёрами различных соревнований. К тому же много наших товарищей нашли себя в силовых структурах, в различных отрядах специального назначения, участие в их тренировках и общение с ними существенно обогатило копилку знаний.
Я продолжал заниматься различными системами — популярным тогда стилем Кадочникова в группах Анатолия Белоусова и Александра Лаврова. Пару лет с товарищами провёл в летних поездках по интересным людям, которым было что показать, например бывал у Владимира Брылёва или Виталия Веденеева. Проходил различные прикладные семинары по стрельбе, различным методикам ближнего боя и тактико-специальной подготовки.
Я был участником группы каскадёров на базе «Дружины Аркона» под руководством Александра Малышева.
Сейчас мне уже 46, это увлечение я пронёс через 33 года.
— Расскажи о работе каскадёром. В каких фильмах и спектаклях довелось участвовать?
— Первое показательное выступление прошло с демонстрационной группой славяно-горицкой борьбы, мне было 15 лет. Позже, когда мы организовали «Аркону», в 1997 году, мы уже участвовали в различных показательных выступлениях. Довольно масштабным было участие в программах 850-летия Москвы, это были уже профессиональные выступления.
Снимались в различных передачах на телевидении, например в шоу «Русский бой».
В 1995 году участвовали в концертах Николая Емелина. Помогали фольклорному ансамблю «Горница» под руководством Владимира Уфимцева получить звание народного коллектива.
Была большая интересная программа, кажется, в 2000 году на день города Твери: на Волге разыгрывали захват судна террористами с последующим освобождением спецназом с большим применением пиротехники горением каскадёров и акватрюками.
Кино — это отдельный и очень интересный мир, в который нас ввёл Малышев. Я снимался в различных сериалах: в «Золоте скифов», «Круизе», «Десантном братстве» и других. Очень интересно было работать в масштабном проекте «Волкодав из племени серых псов». Горение, падение, авто- мото- и высотные трюки, верховая езда, драки — всему постепенно обучились и всё пробовали. Навыки пригодились в других сферах, например в подработке промышленным альпинистом.
Недавно снимались с друзьями в клипе на песню «Партизанская борода», по наводке Ильи Ахромеева и Марины Шараповой.
— Какие умения наиболее востребованы на съёмках, на сцене?
— Существуют различные каскадёрские группы и специализации: одни концентрируются на авто- мототрюках, другие — на высотке, сложная специфика — акватрюки, есть работа с животными, в основном с лошадьми.
Мы выросли из драк и акробатики, хотя постепенно освоили смежные дисциплины. Наверное, для сериалов требуются в основном падения и драки, для полнометражного кино — экшен с машинами, боевые сцены и пиротехника, но тут по задумке сценариста и режиссёра. Конечно, надо иметь специализацию, но уметь по максимуму, даже играть в эпизодах.
— Почему твой клуб называется «Спиридонов»? Как возник интерес к личности Виктора Спиридонова?
— Клуб вырос спонтанно, как все подобные организации. Я находился в сообществе людей, которые интересовались самозащитой. Из-за их нулевой подготовки и малых сроков мне пришлось обратиться к методикам, которые позволяют обучить быстро практически любого человека эффективно противостоять насилию.
Одной из таких методик является служебное самбо Виктора Спиридонова, который, по сути, является родоначальником советской боевой школы, прошедшей через горнила многих войн. Спиридонов создал классификацию, метод обучения и применения, смешав современные на тот момент европейские методики с различными техниками боя из разных стран, начал обучать своему детищу рабоче-крестьянскую милицию, стоял в основании школ милиции и спортобщества «Динамо».
Позже сообщество развалилось, а люди, занимающиеся у меня, остались. Так 7 ноября 2019 года возник клуб.

— Кто приходит заниматься?
— Абсолютно разные люди. Родители приводят детей на занятия интуитивной стрельбой из страйкбольного оборудования — это развивает усидчивость и тонкую моторику в сочетании с контролем внимания без травматизма и сильной усталости.
Многие молодые и зрелые мужчины и женщины занимаются общими физическими нагрузками — бегом, гимнастикой, партерной акробатикой, что позволяет привести тело в хорошую форму.
Возраста нет, есть отсутствие компании для занятий. Мы культивируем в клубе дух товарищества, коллективизма и взаимопомощи, вместе празднуем дни рождения, ходим в культпоходы. проводим для себя закрытые тренинги по основам жизнедеятельности и медподготовки, туризма и прочее.
— С какой целью люди чаще идут в клуб единоборств?
— Особенной темой всегда в нашем клубе была система самозащиты Спиридонова. Занятия развивают навыки не только рукоприкладства, но и комбинаторного мышления, самоконтроля, наблюдательности, оценки оперативной обстановки и намечания путей выхода из неблагоприятной жизненной ситуации.
Мы развиваемся не только физически, но и тренируем стрессоустойчивость, выдержку, мышление в сложных ситуациях.
— Используются ли советские наработки современными спецслужбами и армией?
— Принципы, заложенные в советскую систему обучения ближнему бою, до сих пор составляют основу современных методик подготовки и, к сожалению, доказывают свою актуальность.
В марте этого года я в соавторстве написал статью об анализе факторов, влияющих на формирование методик и обучение бойцов подразделений ближнему бою, основываясь на опыте российско-украинского конфликта. Позже представил этот взгляд в докладе на научно-практической конференции, которая прошла в конце марта в Минске в Белорусском государственном институте физкультуры и спорта. Информация о мероприятии, мой доклад и статьи можно найти на сайте клуба.
Фактический вывод однозначен: ни спортивные, ни традиционные методики не отвечают требованиям, необходимым к решению служебных задач, тогда как синтетические системы боя и в частности прикладные советские довоенные и времён ВОВ методики обладают наибольшей актуальностью.
— Много ли информации в открытом доступе?
— Система Спиридонова ещё до ВОВ была принята к обучению в школах рабочее-крестьянской милиции и позже в школах НКВД СССР, и она так и не снята с вооружения. Учитывая открытость современного мира, довольно сложно что-то утаить, однако некоторые вопросы и темы обучения до сих пор находятся под грифом ДСП, например раздел системы Спиридонова для диверсантов ОМСБОН, которых он лично обучал в первые годы ВОВ.
— Что из себя представляли боевые искусства в начале XX века?
— Отечественные прикладные и спортивные системы рукопашного боя в основном формировались в силовых ведомствах для служебных нужд.
Борьба школ не обошла и СССР, сейчас только раскрываются некоторые факты соперничества мастеров различных ведомств, у них была «своя борьба». Так происходило развитие в этой области молодой Советской республики.
В зависимости от задач формировались направления: спортивное, армейское, специальное. Естественно, в народе был целый пласт народной состязательной культуры, который изучали, обобщали, анализировали и продолжают анализировать различные исследователи.
Особенно сильный импульс подобные исследования получили в конце 80‑х годов прошлого века. Так, славяно-горицкая борьба стала результатом синтеза различных манер боя, упоминания о которых дошли до наших дней. В федерации вольного боя мы практиковали соревнования по традиционным народным правилам в дисциплинах: стенка на стенку, один против трёх, сцеплялка-свалка.
Конечно, существуют современные спортивные дисциплины, уходящие корнями в старину: бокс, разные виды олимпийской борьбы. Однако есть и русские традиционные виды состязаний, которые имеют свои аналоги у разных народов: борьба на поясах, в схватку, на одну ручку и так далее.
— Каким был традиционный русский кулачный бой? В чём особенность кулачного боя в сравнении с боксом?
— Русский кулачный бой всегда был демонстрацией жизненных сил, стойкости и находчивости. В нём, в отличие от бокса, проводились состязания на терпение и силу по поочерёдному обмену ударами в грудь, кто-то сдавался раньше. Были бои сам-на-сам, в которых меньше ограничений, чем в боксе, — били почти везде и разными частями рук. Победителя в таком поединке могли выбрать зрители.
Душой русской удали является стенка — коллективный кулачный бой. Это была целая традиция воспитания и формирования мужчин. Бокс тоже был прикладным в XVIII веке, но, когда он «одел» перчатки, то утратил своё прикладное значение.
— Джиу-джитсу — это трофей с русско-японской войны? Как популяризировались эти единоборства?
— Самое главное, что надо знать интересующимся этой темой, — основателем самбо является Виктор Афанасьевич Спиридонов. Он автор метода, который до сих пор составляет основу спортивного и служебного разделов, и автор названия борьбы, о чём пишет его ученик Волков в пособии для школ НКВД от 1940 года.
Спиридонов начал свою работу ещё до революции, тогда модно было заниматься гимнастикой, тяжёлой атлетикой, боксом, фехтованием и борьбой в мужских физкультурных клубах. Тогда же в Европу стали проникать первые переведённые пособия по японской боевой борьбе дзю-дзюцу.
В русско-японской войне 1904–1905 годов сходились массовые армии, обученные и сформированные по европейскому образцу новейшего времени и уставы рукопашного боя были примерно схожи, тогда как дзю-дзюцу появилось в раннем Средневековье и не все самураи владели подобной дисциплиной, так как она была разработана для служб охраны высокопоставленных феодалов.
Спиридонов включил техники дзю-дзюцу в свою систему, переосмыслив, отбросив нежизненные и изменив под тогдашние требования. Однако его метод актуален до сих пор.
— Чем отличаются самбо и самоз?
— Самбо и самоз — разные названия системы Спиридонова.
— Следишь ли ты за UFC и другим другим турнирам по смешанным единоборствам?
— Иногда смотрю различные уникальные моменты. В целом, под UFC скрыта огромная коммерческая составляющая. Мы наблюдаем стандартизацию в ущерб традициям, разноплановости и прикладности. Однотипные бойцы с однотипным конструктором действий зарабатывают деньги, создают зрелище долгого насилия и обеспечивают работой букмекеров.
Вспоминаю межстилевые бои 1990‑х: люди дрались не только за деньги, но и за престиж своего стиля боя. Сейчас это популярное шоу среди большинства, безуспешно борящегося с притяжением дивана и вредными привычками. Люди компенсируют пресность своего бытия созерцанием сцен регламентированного насилия с перерывами на рекламу. У меня на это нет времени.
— О чём ты расскажешь 11 мая в «Рупоре»?
— Создание физкультурного движения, зарождение и формирование отечественных боевых методик является важной темой для нас, ныне живущих. Надо на опыте предшествующих поколении изучать устройство общества и человека в общественных процессах, знать свою историю, иметь представление об эпохе.
Я попытаюсь погрузить слушателей в мир на переломе эпох, в творческий энтузиазм мастеров советских боевых искусств, в их непростые взаимоотношения друг с другом и государством, попробую раскрыть подробно разницу между создаваемыми ими системами воспитания новых граждан доселе невиданной страны, донести осознание, отпечатка, наложенного этими личностями на своё творчество и становление физической культуры, раскрою некоторые технические аспекты этих систем, известные только узкому кругу профессионалов. Думаю, будет интересно не только любителям, но и опытным людям.
Более подробно об истории единоборств и занятиях в клубе «Спиридонов» можно ознакомиться:
— на сайте клуба;
— во ВКонтакте;
— на Ютубе;
— в Телеграме: каналы «Самоз. Спиридонов» и «Спецприёмы. Рукопашный бой».
Читайте также:
— «Чтобы я про это карате больше не слышал!» История японского единоборства в СССР;
— «Выше знамя советского спорта!» О футболе, хоккее и фигурном катании в СССР.