История самозащиты. Беседа перед лекцией с основателем клуба «Спиридонов» Виктором Говорченко

11 мая в книж­ном мага­зине «Рупор» про­ект «ХимЧит­ка» про­ве­дёт лек­цию об исто­рии бое­вых искусств в Совет­ской Рос­сии 1920–1930‑х годов. Спи­ке­ром высту­пит Вик­тор Говор­чен­ко — спортс­мен, кас­ка­дёр, иссле­до­ва­тель, тре­нер по бое­во­му сам­бо, осно­ва­тель клу­ба «Спи­ри­до­нов».

В пред­две­рии встре­чи мы пого­во­ри­ли с Вик­то­ром об исто­рии еди­но­борств, кас­ка­дёр­ской рабо­те в спек­так­лях и филь­мах, созда­те­ле сам­бо Вик­то­ре Спи­ри­до­но­ве, зре­лищ­но­сти UFC и мно­гом другом.


— Сколь­ко лет ты зани­ма­ешь­ся еди­но­бор­ства­ми? С чего начал? Какие успел осво­ить дисциплины?

— Бое­вы­ми прак­ти­ка­ми я созна­тель­но начал зани­мать­ся в 13 лет, хотя пер­вое зна­ком­ство про­изо­шло ещё в СССР. Роди­те­ли меня при­ве­ли в шко­лу сам­бо, когда я был во вто­ром клас­се, но зани­мал­ся недолго.
В 1990‑е еди­но­бор­ства­ми увле­ка­лись прак­ти­че­ски все под­рост­ки-маль­чи­ки, мода и культ силы дела­ли своё дело.

Первую сек­цию, в кото­рую я стал ходить осо­знан­но, вёл пра­пор­щик диви­зии Дзер­жин­ско­го, руко­паш­ный бой на базе кёку­син­кай каратэ. Заня­тия были постро­е­ны как в диви­зии: силь­ная физи­че­ская под­го­тов­ка, тех­ни­ка, бои. В этой груп­пе зани­мал­ся олим­пий­ский чем­пи­он, про­слав­лен­ный пло­вец, созда­тель сту­дии «Аква­трюк» Алек­сандр Саль­ни­ков, мы часто сто­я­ли в паре.

Далее была сла­вя­но-гориц­кая борь­ба, сек­ция «Сварог‑1» под руко­вод­ством созда­те­ля «Сла­вян­ки» Алек­сандра Бело­го. Поз­же я ходил в сек­цию его уче­ни­ка Алек­сея Мед­ве­де­ва, парал­лель­но зани­мал­ся боксом.

В сек­ци­ях «Сла­вян­ки» стал скла­ды­вать­ся кру­жок по инте­ре­сам — мы отдель­но про­бо­ва­ли зани­мать­ся исто­ри­че­ским фех­то­ва­ни­ем ран­не­фе­о­даль­ной эпо­хи. Орга­ни­за­то­ром был Яков Ефи­мов, неод­но­крат­ный чем­пи­он Рос­сии по сла­вя­но-гориц­кой борь­бе и откры­тых чем­пи­о­нов РФ по исто­ри­че­ско­му фех­то­ва­нию. Всё это при­ве­ло нас на сорев­но­ва­ния боёв на мечах, на сце­ну, в кино, мы орга­ни­зо­ва­ли свой клуб «Дру­жи­на Арко­на». Клуб участ­во­вал в созда­нии, орга­ни­за­ции и сорев­но­ва­ни­ях феде­ра­ции воль­но­го боя.

Вик­тор Говорченко

«Арко­на» в команд­ном зачё­те и его бой­цы в лич­ном неод­но­крат­но ста­но­ви­лись при­зё­ра­ми раз­лич­ных сорев­но­ва­ний. К тому же мно­го наших това­ри­щей нашли себя в сило­вых струк­ту­рах, в раз­лич­ных отря­дах спе­ци­аль­но­го назна­че­ния, уча­стие в их тре­ни­ров­ках и обще­ние с ними суще­ствен­но обо­га­ти­ло копил­ку знаний.

Я про­дол­жал зани­мать­ся раз­лич­ны­ми систе­ма­ми — попу­ляр­ным тогда сти­лем Кадоч­ни­ко­ва в груп­пах Ана­то­лия Бело­усо­ва и Алек­сандра Лав­ро­ва. Пару лет с това­ри­ща­ми про­вёл в лет­них поезд­ках по инте­рес­ным людям, кото­рым было что пока­зать, напри­мер бывал у Вла­ди­ми­ра Бры­лё­ва или Вита­лия Веде­не­е­ва. Про­хо­дил раз­лич­ные при­клад­ные семи­на­ры по стрель­бе, раз­лич­ным мето­ди­кам ближ­не­го боя и так­ти­ко-спе­ци­аль­ной подготовки.

Я был участ­ни­ком груп­пы кас­ка­дё­ров на базе «Дру­жи­ны Арко­на» под руко­вод­ством Алек­сандра Малышева.

Сей­час мне уже 46, это увле­че­ние я про­нёс через 33 года.

— Рас­ска­жи о рабо­те кас­ка­дё­ром. В каких филь­мах и спек­так­лях дове­лось участвовать?

— Пер­вое пока­за­тель­ное выступ­ле­ние про­шло с демон­стра­ци­он­ной груп­пой сла­вя­но-гориц­кой борь­бы, мне было 15 лет. Поз­же, когда мы орга­ни­зо­ва­ли «Арко­ну», в 1997 году, мы уже участ­во­ва­ли в раз­лич­ных пока­за­тель­ных выступ­ле­ни­ях. Доволь­но мас­штаб­ным было уча­стие в про­грам­мах 850-летия Моск­вы, это были уже про­фес­си­о­наль­ные выступления.

Сни­ма­лись в раз­лич­ных пере­да­чах на теле­ви­де­нии, напри­мер в шоу «Рус­ский бой».

В 1995 году участ­во­ва­ли в кон­цер­тах Нико­лая Еме­ли­на. Помо­га­ли фольк­лор­но­му ансамблю «Гор­ни­ца» под руко­вод­ством Вла­ди­ми­ра Уфим­це­ва полу­чить зва­ние народ­но­го коллектива.

Была боль­шая инте­рес­ная про­грам­ма, кажет­ся, в 2000 году на день горо­да Тве­ри: на Вол­ге разыг­ры­ва­ли захват суд­на тер­ро­ри­ста­ми с после­ду­ю­щим осво­бож­де­ни­ем спец­на­зом с боль­шим при­ме­не­ни­ем пиро­тех­ни­ки горе­ни­ем кас­ка­дё­ров и акватрюками.

Кино — это отдель­ный и очень инте­рес­ный мир, в кото­рый нас ввёл Малы­шев. Я сни­мал­ся в раз­лич­ных сери­а­лах: в «Золо­те ски­фов», «Кру­и­зе», «Десант­ном брат­стве» и дру­гих. Очень инте­рес­но было рабо­тать в мас­штаб­ном про­ек­те «Вол­ко­дав из пле­ме­ни серых псов». Горе­ние, паде­ние, авто- мото- и высот­ные трю­ки, вер­хо­вая езда, дра­ки — все­му посте­пен­но обу­чи­лись и всё про­бо­ва­ли. Навы­ки при­го­ди­лись в дру­гих сфе­рах, напри­мер в под­ра­бот­ке про­мыш­лен­ным альпинистом.
Недав­но сни­ма­лись с дру­зья­ми в кли­пе на пес­ню «Пар­ти­зан­ская боро­да», по навод­ке Ильи Ахро­ме­е­ва и Мари­ны Шараповой.

— Какие уме­ния наи­бо­лее вос­тре­бо­ва­ны на съём­ках, на сцене?

— Суще­ству­ют раз­лич­ные кас­ка­дёр­ские груп­пы и спе­ци­а­ли­за­ции: одни кон­цен­три­ру­ют­ся на авто- мото­трю­ках, дру­гие — на высот­ке, слож­ная спе­ци­фи­ка — аква­трю­ки, есть рабо­та с живот­ны­ми, в основ­ном с лошадьми.

Мы вырос­ли из драк и акро­ба­ти­ки, хотя посте­пен­но осво­и­ли смеж­ные дис­ци­пли­ны. Навер­ное, для сери­а­лов тре­бу­ют­ся в основ­ном паде­ния и дра­ки, для пол­но­мет­раж­но­го кино — экшен с маши­на­ми, бое­вые сце­ны и пиро­тех­ни­ка, но тут по задум­ке сце­на­ри­ста и режис­сё­ра. Конеч­но, надо иметь спе­ци­а­ли­за­цию, но уметь по мак­си­му­му, даже играть в эпизодах.

— Поче­му твой клуб назы­ва­ет­ся «Спи­ри­до­нов»? Как воз­ник инте­рес к лич­но­сти Вик­то­ра Спиридонова?

— Клуб вырос спон­тан­но, как все подоб­ные орга­ни­за­ции. Я нахо­дил­ся в сооб­ще­стве людей, кото­рые инте­ре­со­ва­лись само­за­щи­той. Из-за их нуле­вой под­го­тов­ки и малых сро­ков мне при­шлось обра­тить­ся к мето­ди­кам, кото­рые поз­во­ля­ют обу­чить быст­ро прак­ти­че­ски любо­го чело­ве­ка эффек­тив­но про­ти­во­сто­ять насилию.

Одной из таких мето­дик явля­ет­ся слу­жеб­ное сам­бо Вик­то­ра Спи­ри­до­но­ва, кото­рый, по сути, явля­ет­ся родо­на­чаль­ни­ком совет­ской бое­вой шко­лы, про­шед­шей через гор­ни­ла мно­гих войн. Спи­ри­до­нов создал клас­си­фи­ка­цию, метод обу­че­ния и при­ме­не­ния, сме­шав совре­мен­ные на тот момент евро­пей­ские мето­ди­ки с раз­лич­ны­ми тех­ни­ка­ми боя из раз­ных стран, начал обу­чать сво­е­му дети­щу рабо­че-кре­стьян­скую мили­цию, сто­ял в осно­ва­нии школ мили­ции и спорт­об­ще­ства «Дина­мо».

Поз­же сооб­ще­ство раз­ва­ли­лось, а люди, зани­ма­ю­щи­е­ся у меня, оста­лись. Так 7 нояб­ря 2019 года воз­ник клуб.

На моги­ле Вик­то­ра Спиридонова

— Кто при­хо­дит заниматься?

— Абсо­лют­но раз­ные люди. Роди­те­ли при­во­дят детей на заня­тия инту­и­тив­ной стрель­бой из страйк­боль­но­го обо­ру­до­ва­ния — это раз­ви­ва­ет усид­чи­вость и тон­кую мото­ри­ку в соче­та­нии с кон­тро­лем вни­ма­ния без трав­ма­тиз­ма и силь­ной усталости.

Мно­гие моло­дые и зре­лые муж­чи­ны и жен­щи­ны зани­ма­ют­ся общи­ми физи­че­ски­ми нагруз­ка­ми — бегом, гим­на­сти­кой, пар­тер­ной акро­ба­ти­кой, что поз­во­ля­ет при­ве­сти тело в хоро­шую форму.

Воз­рас­та нет, есть отсут­ствие ком­па­нии для заня­тий. Мы куль­ти­ви­ру­ем в клу­бе дух това­ри­ще­ства, кол­лек­ти­виз­ма и вза­и­мо­по­мо­щи, вме­сте празд­ну­ем дни рож­де­ния, ходим в культ­по­хо­ды. про­во­дим для себя закры­тые тре­нин­ги по осно­вам жиз­не­де­я­тель­но­сти и мед­под­го­тов­ки, туриз­ма и прочее.

— С какой целью люди чаще идут в клуб единоборств?

— Осо­бен­ной темой все­гда в нашем клу­бе была систе­ма само­за­щи­ты Спи­ри­до­но­ва. Заня­тия раз­ви­ва­ют навы­ки не толь­ко руко­при­клад­ства, но и ком­би­на­тор­но­го мыш­ле­ния, само­кон­тро­ля, наблю­да­тель­но­сти, оцен­ки опе­ра­тив­ной обста­нов­ки и наме­ча­ния путей выхо­да из небла­го­при­ят­ной жиз­нен­ной ситуации.

Мы раз­ви­ва­ем­ся не толь­ко физи­че­ски, но и тре­ни­ру­ем стрес­со­устой­чи­вость, выдерж­ку, мыш­ле­ние в слож­ных ситуациях.

— Исполь­зу­ют­ся ли совет­ские нара­бот­ки совре­мен­ны­ми спец­служ­ба­ми и армией?

— Прин­ци­пы, зало­жен­ные в совет­скую систе­му обу­че­ния ближ­не­му бою, до сих пор состав­ля­ют осно­ву совре­мен­ных мето­дик под­го­тов­ки и, к сожа­ле­нию, дока­зы­ва­ют свою актуальность.

В мар­те это­го года я в соав­тор­стве напи­сал ста­тью об ана­ли­зе фак­то­ров, вли­я­ю­щих на фор­ми­ро­ва­ние мето­дик и обу­че­ние бой­цов под­раз­де­ле­ний ближ­не­му бою, осно­вы­ва­ясь на опы­те рос­сий­ско-укра­ин­ско­го кон­флик­та. Поз­же пред­ста­вил этот взгляд в докла­де на науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции, кото­рая про­шла в кон­це мар­та в Мин­ске в Бело­рус­ском госу­дар­ствен­ном инсти­ту­те физ­куль­ту­ры и спор­та. Инфор­ма­ция о меро­при­я­тии, мой доклад и ста­тьи мож­но най­ти на сай­те клу­ба.

Фак­ти­че­ский вывод одно­зна­чен: ни спор­тив­ные, ни тра­ди­ци­он­ные мето­ди­ки не отве­ча­ют тре­бо­ва­ни­ям, необ­хо­ди­мым к реше­нию слу­жеб­ных задач, тогда как син­те­ти­че­ские систе­мы боя и в част­но­сти при­клад­ные совет­ские дово­ен­ные и вре­мён ВОВ мето­ди­ки обла­да­ют наи­боль­шей актуальностью.

— Мно­го ли инфор­ма­ции в откры­том доступе?

— Систе­ма Спи­ри­до­но­ва ещё до ВОВ была при­ня­та к обу­че­нию в шко­лах рабо­чее-кре­стьян­ской мили­ции и поз­же в шко­лах НКВД СССР, и она так и не сня­та с воору­же­ния. Учи­ты­вая откры­тость совре­мен­но­го мира, доволь­но слож­но что-то ута­ить, одна­ко неко­то­рые вопро­сы и темы обу­че­ния до сих пор нахо­дят­ся под гри­фом ДСП, напри­мер раз­дел систе­мы Спи­ри­до­но­ва для дивер­сан­тов ОМСБОН, кото­рых он лич­но обу­чал в пер­вые годы ВОВ.

— Что из себя пред­став­ля­ли бое­вые искус­ства в нача­ле XX века?

— Оте­че­ствен­ные при­клад­ные и спор­тив­ные систе­мы руко­паш­но­го боя в основ­ном фор­ми­ро­ва­лись в сило­вых ведом­ствах для слу­жеб­ных нужд.

Борь­ба школ не обо­шла и СССР, сей­час толь­ко рас­кры­ва­ют­ся неко­то­рые фак­ты сопер­ни­че­ства масте­ров раз­лич­ных ведомств, у них была «своя борь­ба». Так про­ис­хо­ди­ло раз­ви­тие в этой обла­сти моло­дой Совет­ской республики.

В зави­си­мо­сти от задач фор­ми­ро­ва­лись направ­ле­ния: спор­тив­ное, армей­ское, спе­ци­аль­ное. Есте­ствен­но, в наро­де был целый пласт народ­ной состя­за­тель­ной куль­ту­ры, кото­рый изу­ча­ли, обоб­ща­ли, ана­ли­зи­ро­ва­ли и про­дол­жа­ют ана­ли­зи­ро­вать раз­лич­ные исследователи.
Осо­бен­но силь­ный импульс подоб­ные иссле­до­ва­ния полу­чи­ли в кон­це 80‑х годов про­шло­го века. Так, сла­вя­но-гориц­кая борь­ба ста­ла резуль­та­том син­те­за раз­лич­ных манер боя, упо­ми­на­ния о кото­рых дошли до наших дней. В феде­ра­ции воль­но­го боя мы прак­ти­ко­ва­ли сорев­но­ва­ния по тра­ди­ци­он­ным народ­ным пра­ви­лам в дис­ци­пли­нах: стен­ка на стен­ку, один про­тив трёх, сцеплялка-свалка.

Конеч­но, суще­ству­ют совре­мен­ные спор­тив­ные дис­ци­пли­ны, ухо­дя­щие кор­ня­ми в ста­ри­ну: бокс, раз­ные виды олим­пий­ской борь­бы. Одна­ко есть и рус­ские тра­ди­ци­он­ные виды состя­за­ний, кото­рые име­ют свои ана­ло­ги у раз­ных наро­дов: борь­ба на поя­сах, в схват­ку, на одну руч­ку и так далее.

— Каким был тра­ди­ци­он­ный рус­ский кулач­ный бой? В чём осо­бен­ность кулач­но­го боя в срав­не­нии с боксом?

— Рус­ский кулач­ный бой все­гда был демон­стра­ци­ей жиз­нен­ных сил, стой­ко­сти и наход­чи­во­сти. В нём, в отли­чие от бок­са, про­во­ди­лись состя­за­ния на тер­пе­ние и силу по пооче­рёд­но­му обме­ну уда­ра­ми в грудь, кто-то сда­вал­ся рань­ше. Были бои сам-на-сам, в кото­рых мень­ше огра­ни­че­ний, чем в бок­се, — били почти вез­де и раз­ны­ми частя­ми рук. Побе­ди­те­ля в таком поедин­ке мог­ли выбрать зрители.

Душой рус­ской уда­ли явля­ет­ся стен­ка — кол­лек­тив­ный кулач­ный бой. Это была целая тра­ди­ция вос­пи­та­ния и фор­ми­ро­ва­ния муж­чин. Бокс тоже был при­клад­ным в XVIII веке, но, когда он «одел» пер­чат­ки, то утра­тил своё при­клад­ное значение.

— Джиу-джит­су — это тро­фей с рус­ско-япон­ской вой­ны? Как попу­ля­ри­зи­ро­ва­лись эти единоборства?

— Самое глав­ное, что надо знать инте­ре­су­ю­щим­ся этой темой, — осно­ва­те­лем сам­бо явля­ет­ся Вик­тор Афа­на­сье­вич Спи­ри­до­нов. Он автор мето­да, кото­рый до сих пор состав­ля­ет осно­ву спор­тив­но­го и слу­жеб­но­го раз­де­лов, и автор назва­ния борь­бы, о чём пишет его уче­ник Вол­ков в посо­бии для школ НКВД от 1940 года.

Спи­ри­до­нов начал свою рабо­ту ещё до рево­лю­ции, тогда мод­но было зани­мать­ся гим­на­сти­кой, тяжё­лой атле­ти­кой, бок­сом, фех­то­ва­ни­ем и борь­бой в муж­ских физ­куль­тур­ных клу­бах. Тогда же в Евро­пу ста­ли про­ни­кать пер­вые пере­ве­дён­ные посо­бия по япон­ской бое­вой борь­бе дзю-дзюцу.

В рус­ско-япон­ской войне 1904–1905 годов схо­ди­лись мас­со­вые армии, обу­чен­ные и сфор­ми­ро­ван­ные по евро­пей­ско­му образ­цу новей­ше­го вре­ме­ни и уста­вы руко­паш­но­го боя были при­мер­но схо­жи, тогда как дзю-дзю­цу появи­лось в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье и не все саму­раи вла­де­ли подоб­ной дис­ци­пли­ной, так как она была раз­ра­бо­та­на для служб охра­ны высо­ко­по­став­лен­ных феодалов.

Спи­ри­до­нов вклю­чил тех­ни­ки дзю-дзю­цу в свою систе­му, пере­осмыс­лив, отбро­сив нежиз­нен­ные и изме­нив под тогдаш­ние тре­бо­ва­ния. Одна­ко его метод актуа­лен до сих пор.

— Чем отли­ча­ют­ся сам­бо и самоз?

— Сам­бо и самоз — раз­ные назва­ния систе­мы Спиридонова.

— Сле­дишь ли ты за UFC и дру­гим дру­гим тур­ни­рам по сме­шан­ным единоборствам?

— Ино­гда смот­рю раз­лич­ные уни­каль­ные момен­ты. В целом, под UFC скры­та огром­ная ком­мер­че­ская состав­ля­ю­щая. Мы наблю­да­ем стан­дар­ти­за­цию в ущерб тра­ди­ци­ям, раз­но­пла­но­во­сти и при­клад­но­сти. Одно­тип­ные бой­цы с одно­тип­ным кон­струк­то­ром дей­ствий зара­ба­ты­ва­ют день­ги, созда­ют зре­ли­ще дол­го­го наси­лия и обес­пе­чи­ва­ют рабо­той букмекеров.

Вспо­ми­наю меж­сти­ле­вые бои 1990‑х: люди дра­лись не толь­ко за день­ги, но и за пре­стиж сво­е­го сти­ля боя. Сей­час это попу­ляр­ное шоу сре­ди боль­шин­ства, без­успеш­но боря­ще­го­ся с при­тя­же­ни­ем дива­на и вред­ны­ми при­выч­ка­ми. Люди ком­пен­си­ру­ют прес­ность сво­е­го бытия созер­ца­ни­ем сцен регла­мен­ти­ро­ван­но­го наси­лия с пере­ры­ва­ми на рекла­му. У меня на это нет времени.

— О чём ты рас­ска­жешь 11 мая в «Рупо­ре»?

— Созда­ние физ­куль­тур­но­го дви­же­ния, зарож­де­ние и фор­ми­ро­ва­ние оте­че­ствен­ных бое­вых мето­дик явля­ет­ся важ­ной темой для нас, ныне живу­щих. Надо на опы­те пред­ше­ству­ю­щих поко­ле­нии изу­чать устрой­ство обще­ства и чело­ве­ка в обще­ствен­ных про­цес­сах, знать свою исто­рию, иметь пред­став­ле­ние об эпохе.

Я попы­та­юсь погру­зить слу­ша­те­лей в мир на пере­ло­ме эпох, в твор­че­ский энту­зи­азм масте­ров совет­ских бое­вых искусств, в их непро­стые вза­и­мо­от­но­ше­ния друг с дру­гом и госу­дар­ством, попро­бую рас­крыть подроб­но раз­ни­цу меж­ду созда­ва­е­мы­ми ими систе­ма­ми вос­пи­та­ния новых граж­дан досе­ле неви­дан­ной стра­ны, доне­сти осо­зна­ние, отпе­чат­ка, нало­жен­но­го эти­ми лич­но­стя­ми на своё твор­че­ство и ста­нов­ле­ние физи­че­ской куль­ту­ры, рас­крою неко­то­рые тех­ни­че­ские аспек­ты этих систем, извест­ные толь­ко узко­му кру­гу про­фес­си­о­на­лов. Думаю, будет инте­рес­но не толь­ко люби­те­лям, но и опыт­ным людям.


Более подроб­но об исто­рии еди­но­борств и заня­ти­ях в клу­бе «Спи­ри­до­нов» мож­но ознакомиться:

— на сай­те клу­ба;
— во ВКон­так­те;
— на Юту­бе;
— в Теле­гра­ме: кана­лы «Самоз. Спи­ри­до­нов» и «Спец­при­ё­мы. Руко­паш­ный бой».


Читай­те также:

— «Что­бы я про это кара­те боль­ше не слы­шал!» Исто­рия япон­ско­го еди­но­бор­ства в СССР;

«Выше зна­мя совет­ско­го спор­та!» О фут­бо­ле, хок­кее и фигур­ном ката­нии в СССР