«Для большинства гранж – это нечто устаревшее»

Глеб «Мил­ки» Чили­мов — участ­ник групп ЭЙФОРИ.Я и KreepShow, а с недав­не­го вре­ме­ни ещё и режис­сёр-доку­мен­та­лист. Его кар­ти­на «Кому нужен GRUNGE?» — это иссле­до­ва­тель­ская рабо­та, пред­ме­том изу­че­ния кото­рой явля­ет­ся музы­ка в сти­ле гранж и её место в куль­ту­ре нашей стра­ны. В филь­ме участ­ву­ют груп­пы: Блон­дин­ка Ксю, ЭЙФОРИ.Я, ИМПЛОZИЯ, KreepShow, Соба­чьи Мас­ки, Смаль­та, Кит Сэлин­джер, Небо Здесь, Shakti Loka, Round Hills, Crisis Dance, Мэд Дог. В пред­две­рии пока­зов кино­филь­ма по горо­дам и весям VATNIKSTAN взял боль­шое интер­вью у Глеба.


— Вопрос баналь­ный, но с него сто­ит начать, что­бы вве­сти чита­те­ля в курс дела. Рас­ска­жи, как к тебе при­шла идея созда­ния подоб­но­го фильма?

— Думаю, начать сто­ит с того, что в Рос­сии дей­стви­тель­но есть музы­ка в сти­ле гранж. И её гораз­до боль­ше, чем кажет­ся. Про­сто боль­шая часть гранж-кол­лек­ти­вов нахо­дит­ся в глу­бо­чай­шем андер­гра­ун­де и без­вест­но­сти. Кро­ме того, чаще все­го они и не пыта­ют­ся по-насто­я­ще­му куда-то выбить­ся или рас­кру­тить­ся, пони­мая всю пла­чев­ность поло­же­ния аль­тер­на­тив­ной музы­ки в стране. Но это не зна­чит, что они не хотят быть услы­шан­ны­ми. Впро­чем, наш фильм направ­лен не на попу­ля­ри­за­цию групп или сти­ля в целом. Нашей зада­чей было изу­че­ние основ имен­но рос­сий­ско­го гран­жа со все­ми его болез­ня­ми и досто­ин­ства­ми. Ведь не может же всё дело быть толь­ко в Nirvana.

Идея снять фильм про­сто при­шла сама собой. Она слов­но висе­ла где-то над голо­вой. Про­сто слов­но назре­ла потреб­ность сде­лать для музы­ки чуть боль­ше, чем обыч­но. Я не пом­ню точ­но этот момент, но, кажет­ся, я как-то про­сто про­из­нёс вслух что-то типа: «А может, снять фильм про гранж?!», а моя жена ска­за­ла что-то типа: «Поче­му бы и нет! Что тебе мешает?!»

Ну, и пошло-поеха­ло. Мыс­ли, кар­тин­ки в голо­ве, идеи, мно­го раз­го­во­ров о том, чего мы хотим от это­го филь­ма, и так далее

Глеб «Мил­ки» Чилимов

— Ты сни­мал всё в оди­ноч­ку или была коман­да? И сколь­ко ресур­сов (времени/денег) ото­брал у тебя фильм?

— Коман­да состо­я­ла все­го из двух чело­век — я и моя супру­га Ири­на (вока­лист­ка KreepShow), кото­рая взя­ла на себя обя­зан­но­сти про­дю­се­ра филь­ма. Ей так­же при­шлось вре­мя от вре­ме­ни под­пи­ны­вать меня, что­бы про­цесс не слиш­ком затя­ги­вал­ся. Кро­ме того, она сде­ла­ла англий­ские суб­тит­ры. При­вле­кать к это­му про­ек­ту кого-то ещё не было ника­ко­го смыс­ла. Пони­ма­ешь, наш фильм — это чистый акт твор­че­ства. И толь­ко мы вдво­ём при­ни­ма­ли реше­ния. На фильм ушло два года. Навер­ное, это мно­го для подоб­но­го про­ек­та. Но при встре­че с каж­дым новым участ­ни­ком нам хоте­лось не нахо­дить­ся под впе­чат­ле­ни­ем от бесе­ды с преды­ду­щим. Хотя это было не так про­сто, уж поверь­те, пото­му что каж­дый участ­ник филь­ма ока­зал­ся неве­ро­ят­но интересным.

Мы не счи­та­ли, сколь­ко денег потра­ти­ли. Мы не пыта­лись при­влечь спон­со­ров, не устра­и­ва­ли каких-нибудь кра­уд­фандин­гов и про­чих уни­зи­тель­ных вещей. Мы про­сто дела­ли то, что счи­та­ли нуж­ным и возможным.

— Твой фильм уже был пока­зан во мно­гих горо­дах стра­ны. Как про­шли пока­зы и как реа­ги­ру­ет публика?

— Да, уже состо­я­лось несколь­ко пре­мьер в раз­ных горо­дах. И не толь­ко Рос­сии. Сра­зу после мос­ков­ской про­шла укра­ин­ская пре­мье­ра в Кри­вом Роге. Сей­час на оче­ре­ди Пет­ро­за­водск, Тула, Санкт-Петер­бург, Керчь… Пока­зы про­хо­дят очень хоро­шо. Пуб­ли­ка очень хоро­шо и живо реа­ги­ру­ет. Мос­ков­ский показ был доста­точ­но круп­ным и, есте­ствен­но, реак­ция пуб­ли­ки была не столь одно­знач­ной. И, я думаю, посмот­рев фильм, вы пой­мё­те, поче­му. Ска­жу лишь, что это было на одном из круп­ней­ших «Кобей­ни­ков» стра­ны, а в филь­ме тема «Кобей­ни­ков» зани­ма­ет осо­бое место.

Мы полу­ча­ем мно­го отзы­вов и бла­го­дар­но­стей в соц­се­тях. Это неве­ро­ят­но при­ят­но. И это гово­рит о том, что людям не всё рав­но, и рабо­та про­де­ла­на не зря.

— Кого из наших арти­стов дан­но­го жан­ра ты хотел снять в сво­ём филь­ме, но не смог? И по каким причинам?

— Изна­чаль­ный спи­сок пред­по­ла­га­е­мых участ­ни­ков был шире окон­ча­тель­но­го раза в три. Но почти все выбыв­шие даже не подо­зре­ва­ют, что мы их рас­смат­ри­ва­ли, пото­му что, как я уже гово­рил, все реше­ния при­ни­ма­ли мы с Ири­ной и при­чи­ны отка­за от уча­стия мно­гих музы­кан­тов совер­шен­но раз­ные. Един­ствен­ный музы­кант, с кото­рым мы не смог­ли дого­во­рить­ся, это Тама­ра из груп­пы Diet Pill. Мы про­сто не сошлись во взгля­де на пред­по­ла­га­е­мую кон­цеп­цию съё­мок. Впро­чем, я уве­рен, бесе­да мог­ла бы полу­чить­ся очень интересной.

— Если бы тебя спро­сил чело­век, не зна­ко­мый с рос­сий­ской андер­гра­унд­ной сце­ной: «Что мне послу­шать из оте­че­ствен­но­го гран­жа?» — с каких трёх групп ты бы ему посо­ве­то­вал начать зна­ком­ство? И почему?

— Хоро­ший вопрос. Но слож­ный. Навер­ное, я бы посо­ве­то­вал начать с групп ран­ней рос­сий­ской аль­тер­на­ти­вы. Что-нибудь типа Crisis Dance, «Небо Здесь» и Психея.

Мы же в нашем филь­ме изу­ча­ем в первую оче­редь вли­я­ния гран­жа. А эти груп­пы, на мой взгляд, отлич­но эти вли­я­ния демон­стри­ру­ют (в хоро­шем смысле).

Постер филь­ма

— Навер­ня­ка, до того, как ты стал сни­мать свой доку­мен­таль­ный фильм, ты посмот­рел дру­гие доку­мен­таль­ные филь­мы о рок-музы­ке в Рос­сии? Можешь ли посо­ве­то­вать чита­те­лям пароч­ку фильмов?

— Конеч­но же, я посмот­рел мно­го подоб­ных филь­мов (если не все). Но из рос­сий­ских посо­ве­то­вать не могу ни один. Во-пер­вых, к сожа­ле­нию, в этих филь­мах мы чаще все­го видим совер­шен­но неин­те­рес­ных, на мой взгляд, музы­кан­тов, кото­рых и без того доста­точ­но в масс-медиа. А во-вто­рых, само повест­во­ва­ние в них стро­ит­ся, как пра­ви­ло, скуч­но и без долж­но­го задо­ра. А сни­мать такие филь­мы нуж­но не толь­ко с опре­де­лён­ным уме­ни­ем, но и с боль­шой любо­вью как к делу, так и к пред­ме­ту изучения.

— Боль­шая ли ауди­то­рия у гранж-музы­ки сего­дня? Есть ли зна­ко­вые комью­ни­ти музы­кан­тов? И какая пуб­ли­ка при­хо­дит на гранж-тусов­ки сегодня?

— На мой субъ­ек­тив­ный взгляд, ауди­то­рия у гран­жа очень неболь­шая. Для боль­шин­ства гранж — это нечто уста­рев­шее, а для кого-то гранж — это толь­ко Nirvana, а всё осталь­ное — лишь жал­кая паро­дия на неё. Но есть неко­то­рое коли­че­ство мело­ма­нов, кото­рые пони­ма­ют, что к чему в музы­ке. Думаю, имен­но они и состав­ля­ют основ­ную долю гранж-аудитории.

Насколь­ко мне извест­но, зна­ко­вых комью­ни­ти у нас нет. Хотя мно­гие музы­кан­ты, конеч­но же, меч­та­ют о чём-то вро­де «сиэтл­ской вол­ны» и ждут, что най­дёт­ся кто-то, кто устро­ит нечто подоб­ное у нас и выта­щит их всех из под­ва­лов (гара­жей и т.д.). Но рос­сий­ские груп­пы доста­точ­но раз­роз­не­ны, у нас нет какой-либо пре­ем­ствен­но­сти. Мож­но ска­зать, что каж­дый сам за себя.

Что каса­ет­ся пуб­ли­ки, то её, думаю, мож­но услов­но поде­лить на две части. Пер­вая — это те, кто ходит толь­ко на «Кобей­ни­ки» (и эта ауди­то­рия уже окон­ча­тель­но пере­ста­ёт инте­ре­со­вать­ся соб­ствен­ным твор­че­ством гранж-групп). И вто­рая — это те еди­ни­цы, кото­рые ходят слу­шать не кавер-вер­сии песен Nirvana, но эта ауди­то­рия у мно­гих групп настоль­ко мала, что неред­ко музы­кан­ты могут знать каж­до­го сво­е­го слу­ша­те­ля в лицо (а то и по име­ни). Хотя моё глу­бо­чай­шее убеж­де­ние, что имен­но в этой части ауди­то­рии каж­дый на вес золо­та, так как слу­чай­ных людей там прак­ти­че­ски не бывает.

— Есть мне­ние, что боль­шая часть рос­сий­ских команд, игра­ю­щих гранж, ори­ен­ти­ру­ет­ся исклю­чи­тель­но на «Нир­ва­ну», хотя на запа­де, кро­ме Кобей­на, было мно­же­ство дру­гих арти­стов, кото­рых при­чис­ля­ли к это­му сти­лю. Согла­сен ли ты с этим утверждением?

— Да, мно­гие дей­стви­тель­но ори­ен­ти­ру­ют­ся толь­ко на Nirvana. И в нашем филь­ме мы гово­рим и об этом тоже. Во всём есть свои плю­сы и мину­сы. Если «ори­ен­ти­ро­вать­ся» рав­но «учить­ся», то, что в этом пло­хо­го? А если «ори­ен­ти­ро­вать­ся» рав­но «копи­ро­вать», то, как мини­мум, зачем? Не думаю, что сего­дня на этом мож­но так уж ощу­ти­мо хайпануть.

Герои филь­ма: Блон­дин­ка Ксю
Герои филь­ма: KreepShow
Герои филь­ма: Вадим Ере­ме­ев, бас-гита­рист Небо Здесь, Zdob si Zdub

— Зачем ты пока­зы­ва­ешь фильм по клу­бам бес­плат­но, но не сли­ва­ешь в интер­нет? Обыч­но, если фильм не зали­ва­ют в сеть, это озна­ча­ет, что люди пыта­ют­ся на нём зара­бо­тать, отбить вло­же­ния. У тебя же пока­зы бес­плат­ные, ну, по край­ней мере, в Санкт-Петер­бур­ге. С чем это связано?

— Хоро­ший вопрос. Дело в том, что нас в доста­точ­ной сте­пе­ни вол­ну­ет про­цесс обес­це­ни­ва­ния твор­че­ства. И речь тут даже не о мате­ри­аль­ном. Всё ста­ло слиш­ком доступ­но, всё на блю­деч­ке. И люди про­сто пере­ста­ли вни­кать в суть вещей, искус­ства, самой жизни.

А потен­ци­аль­ную ауди­то­рию наше­го филь­ма мы пред­став­ля­ем себе дума­ю­щи­ми людь­ми, кото­рые ещё спо­соб­ны встать и пой­ти на фильм в клуб. Это сво­е­го рода наша бла­го­дар­ность этим людям и наш спо­соб вза­и­мо­дей­ствия с ними — мы пыта­ем­ся сде­лать для них про­смотр филь­ма доступ­ным, но особенным.

Поэто­му мы осо­бен­но при­вет­ству­ем те пред­ло­же­ния по орга­ни­за­ции пока­зов, в кото­рых пред­по­ла­га­ет­ся сво­бод­ный вход.

— Будешь ли ты про­дол­жать зани­мать­ся доку­мен­таль­ны­ми филь­ма­ми? Есть ещё идеи того, о чём ты хочешь снять?

— Пока у меня нет кон­крет­ных пла­нов на этот счёт. Это мой пер­вый опыт в пол­ном мет­ре. Но всё может быть. Я живу вдох­но­ве­ни­ем. Глав­ное, что мы уже видим непод­дель­ный инте­рес к наше­му филь­му как со сто­ро­ны музы­кан­тов, кото­рые гото­вы орга­ни­зо­вы­вать сеан­сы в сво­их горо­дах без какой-либо лич­ной выго­ды, так и со сто­ро­ны зри­те­лей, кото­рые ждут пока­зов или пуб­ли­ка­ции филь­ма. Для нас это мно­го значит.


UPD. В апре­ле 2019 года на youtube-кана­ле «Lizard Studio» был выло­жен фильм «Кому нужен GRUNGE?». Теперь его мож­но посмот­реть полностью:

Поделиться