Режиссёр Кирилл Соколов представил второй полный метр «Оторви и выбрось» на 32‑м «Кинотавре», где картина осталась без наград. Зато на крупном бразильском фестивале Fantaspoa фильм о сложных семейных отношениях выиграл в двух номинациях. На большом экране посмотреть его можно было с 21 апреля, а сейчас — с любого устройства на «Кинопоиске», Okko, KION.
В майском выпуске рубрики «Русский киностриминг» мы уже упоминали эту ленту, а сегодня расскажем подробнее, почему на «Оторви и выбрось» определённо стоит обратить внимание.
Первая полнометражная картина Соколова «Папа, сдохни» вышла в 2018 году. Тогда работа завоевала главный приз фестиваля «Окно в Европу» в категории игрового кино, а позднее понравилась и западным критикам.
В фильме главный герой пытается убить отца возлюбленной, а он его — и всё это с кровью. Уже тогда стало понятно, что Соколов отличается. Он умеет талантливо добавлять гротеск и чёрный юмор на драматичный базис. В «Папа, сдохни» за сценами насилия скрываются человеческие проблемы — в семье, отношениях и стране: равнодушие, жадность, коррупция. Поэтому если разбирать метафоры режиссёра, то можно смело заменить используемый Соколовым удар головой о шкаф на грубый комментарий. Как раз выбор такого киноязыка выделяет режиссёра — своеобразная вишенка на торте.
«Оторви и выбрось» примерно о том же, но под другим углом. Режиссёр рассказывал, что если «Папа, сдохни» про негодяев, то новая картина про хороших людей, которые не могут найти общий язык. В другом интервью Соколов говорил:
«Каждый герой искренне хочет как лучше, но неспособность слышать, слушать и воспринимать другого в итоге приводит к катастрофе».
За основу режиссёр взял реальную историю из детства жены, исполнительницы роли Оли, Виктории Коротковой. Когда Вике было шесть лет, её бабушка решила, что с воспитанием девочки справится лучше родителей, поэтому им не оставалось ничего, кроме как «выкрасть» ребёнка.
Сюжет прост, но интересен. Оля выходит из колонии и хочет начать новую жизнь, забрать дочь Машу (Софья Кругова) от её бабушки и своей матери Веры Павловны (Анна Михалкова). Она же отпускать ребёнка не собирается и готова в буквальном смысле сражаться за внучку. Бабушке помогает полицейский Олег (Александр Яценко). Он постоянно достаёт в самых неподходящих моментах и местах обручальное кольцо, на которое Ольга никак не отвечает согласием. В прошлом мужчина избивал несостоявшуюся невесту и после того, как она выколола ему за это глаз, посадил за решётку.
Параллельно развивается история тюремной надзирательницы (Ольга Лапшина), понимающей, что её реальность далека от той, что стоит прожить. Она пытается уговорить сына (Данил Стеклов), тоже работающего в местах лишения свободы, уволиться и пойти по иному пути.
Из-за поколенческого конфликта получаются современные «Отцы и дети», только с женскими фигурами во главе. В первом случае дочь хочет вырваться из навязанной ей модели жизни, но мать не позволяет, а во второй родительница, наоборот, выталкивает ребёнка в сторону лучшего, однако он сопротивляется.
Кирилл Соколов заигрывает со знакомыми образами, усложняет их, смешивает с непривычными чертами и создаёт нечто новое, расширяя художественный мир и приближая его к реальности. Бабушка, которая у большинства ассоциируется с чем-то добрым, превращается в контролирующего командира и бессердечную мать. Мужчина-абьюзер отчего-то выглядит мягким и влюблённым. И вряд ли в картине найдётся хоть один идеальный персонаж. Здесь всё выход за рамки, всё на пределе, поэтому и от просмотра оторваться невозможно.
Как и в предыдущем фильме, Соколов выступает в роли не только режиссёра, но также сценариста и монтажёра. Узнаётся его любовь к яркой, даже кислотной цветокоррекции, динамике и смешению жанров, флешбэкам, зуму, деталям, некой сентиментальности и юмору. Это действительно очень смешное кино с отличными диалогами. И одновременно, смотря глубже, грустное: горькая таблетка в сладкой оболочке. В интервью режиссёр поделился:
«…если убрать специфический киноязык и физические гэги, сюжет превратится в „Похороните меня за плинтусом“».
Перед зрителем — тотальное непонимание в семье. Вера Павловна стреляет в дочь и вообще готова применить к ней любое насилие, лишь бы внучка осталась с ней. Оля же хочет уехать с ребёнком к мужчине, с которым познакомилась по переписке и виделась всего раз, храня письма от него как единственную надежду. Сын надзирательницы нормально себя чувствует на работе, где в его обязанности входит избиение заключённых — этим же он занимается дома. Имён у представителей правопорядка нет, и это неслучайно — тем самым режиссёр намекает на массовость явления.
На это же направлен и выбор пространства. Оно в «Оторви и выбрось» ощутимо больше, чем в «Папа, сдохни»: бесконечный лес, где герои блуждают — то ли ищут выход, то ли прячутся от правды, — дорога, тюремные помещения, деревенские улицы, мрачные квартиры. Соколов словно выводит проблему на какой-то масштабный уровень: «То, что вы сейчас увидели, много где творится», — словно говорит он нам.
Интересен и образ Маши. Не по годам серьёзная и рассудительная, старающаяся — по своей ли воле? — быть старше при помощи мата в лексиконе и оружия в руках, но всё же не лишённая юной непосредственности. Именно она кажется самым адекватным персонажем во всей истории. И это печально, ведь дети должны оставаться детьми, роль спасателей взрослых точно не для них. Увы, но именно это Маша и делает в картине, причём несколько раз. Какое будущее ждёт её? Жизнь Маши с Верой Павловной мы так и не увидим, но готовность девочки уйти неизвестно куда с матерью, которую она не видела четыре года, о чём-то говорит. Волнует и судьба ребёнка, что в ближайшее время появится у сына надзирательницы, — продолжит ли он семейную традицию?
Примечательно, что в «Оторви и выбрось» нет какого-то морального нравоучения или вывода. А персонажи, словно совершив круг, вернулись к тому, с чего начали. Или нет и пережитый опыт навсегда их изменил?
Режиссёр уверен, о чём не раз говорил в беседах с журналистами, что кино обладает терапевтическим эффектом, а смотреть на травму легче через призму иронии. И может, отсутствие чёткого финала — способ диалога со зрителем и помощи.
Читайте также «Топ-10 якутских фильмов от киноведа из Якутии».