«Оторви и выбрось»: бабка с пистолетом, треш и новый киноязык

Режис­сёр Кирилл Соко­лов пред­ста­вил вто­рой пол­ный метр «Ото­рви и выбрось» на 32‑м «Кино­тав­ре», где кар­ти­на оста­лась без наград. Зато на круп­ном бра­зиль­ском фести­ва­ле Fantaspoa фильм о слож­ных семей­ных отно­ше­ни­ях выиг­рал в двух номи­на­ци­ях. На боль­шом экране посмот­реть его мож­но было с 21 апре­ля, а сей­час — с любо­го устрой­ства на «Кино­по­ис­ке», Okko, KION.

В май­ском выпус­ке руб­ри­ки «Рус­ский кино­ст­ри­минг» мы уже упо­ми­на­ли эту лен­ту, а сего­дня рас­ска­жем подроб­нее, поче­му на «Ото­рви и выбрось» опре­де­лён­но сто­ит обра­тить внимание.


Пер­вая пол­но­мет­раж­ная кар­ти­на Соко­ло­ва «Папа, сдох­ни» вышла в 2018 году. Тогда рабо­та заво­е­ва­ла глав­ный приз фести­ва­ля «Окно в Евро­пу» в кате­го­рии игро­во­го кино, а позд­нее понра­ви­лась и запад­ным критикам.

В филь­ме глав­ный герой пыта­ет­ся убить отца воз­люб­лен­ной, а он его — и всё это с кро­вью. Уже тогда ста­ло понят­но, что Соко­лов отли­ча­ет­ся. Он уме­ет талант­ли­во добав­лять гро­теск и чёр­ный юмор на дра­ма­тич­ный базис. В «Папа, сдох­ни» за сце­на­ми наси­лия скры­ва­ют­ся чело­ве­че­ские про­бле­мы — в семье, отно­ше­ни­ях и стране: рав­но­ду­шие, жад­ность, кор­руп­ция. Поэто­му если раз­би­рать мета­фо­ры режис­сё­ра, то мож­но сме­ло заме­нить исполь­зу­е­мый Соко­ло­вым удар голо­вой о шкаф на гру­бый ком­мен­та­рий. Как раз выбор тако­го кино­язы­ка выде­ля­ет режис­сё­ра — свое­об­раз­ная вишен­ка на торте.

«Ото­рви и выбрось» при­мер­но о том же, но под дру­гим углом. Режис­сёр рас­ска­зы­вал, что если «Папа, сдох­ни» про него­дя­ев, то новая кар­ти­на про хоро­ших людей, кото­рые не могут най­ти общий язык. В дру­гом интер­вью Соко­лов гово­рил:

«Каж­дый герой искренне хочет как луч­ше, но неспо­соб­ность слы­шать, слу­шать и вос­при­ни­мать дру­го­го в ито­ге при­во­дит к катастрофе».

За осно­ву режис­сёр взял реаль­ную исто­рию из дет­ства жены, испол­ни­тель­ни­цы роли Оли, Вик­то­рии Корот­ко­вой. Когда Вике было шесть лет, её бабуш­ка реши­ла, что с вос­пи­та­ни­ем девоч­ки спра­вит­ся луч­ше роди­те­лей, поэто­му им не оста­ва­лось ниче­го, кро­ме как «выкрасть» ребёнка.

Сюжет прост, но инте­ре­сен. Оля выхо­дит из коло­нии и хочет начать новую жизнь, забрать дочь Машу (Софья Кру­го­ва) от её бабуш­ки и сво­ей мате­ри Веры Пав­лов­ны (Анна Михал­ко­ва). Она же отпус­кать ребён­ка не соби­ра­ет­ся и гото­ва в бук­валь­ном смыс­ле сра­жать­ся за внуч­ку. Бабуш­ке помо­га­ет поли­цей­ский Олег (Алек­сандр Яцен­ко). Он посто­ян­но доста­ёт в самых непод­хо­дя­щих момен­тах и местах обру­чаль­ное коль­цо, на кото­рое Оль­га никак не отве­ча­ет согла­си­ем. В про­шлом муж­чи­на изби­вал несо­сто­яв­шу­ю­ся неве­сту и после того, как она выко­ло­ла ему за это глаз, поса­дил за решётку.

Парал­лель­но раз­ви­ва­ет­ся исто­рия тюрем­ной над­зи­ра­тель­ни­цы (Оль­га Лап­ши­на), пони­ма­ю­щей, что её реаль­ность дале­ка от той, что сто­ит про­жить. Она пыта­ет­ся уго­во­рить сына (Данил Стек­лов), тоже рабо­та­ю­ще­го в местах лише­ния сво­бо­ды, уво­лить­ся и пой­ти по ино­му пути.

Из-за поко­лен­че­ско­го кон­флик­та полу­ча­ют­ся совре­мен­ные «Отцы и дети», толь­ко с жен­ски­ми фигу­ра­ми во гла­ве. В пер­вом слу­чае дочь хочет вырвать­ся из навя­зан­ной ей моде­ли жиз­ни, но мать не поз­во­ля­ет, а во вто­рой роди­тель­ни­ца, наобо­рот, вытал­ки­ва­ет ребён­ка в сто­ро­ну луч­ше­го, одна­ко он сопротивляется.

Кирилл Соко­лов заиг­ры­ва­ет со зна­ко­мы­ми обра­за­ми, услож­ня­ет их, сме­ши­ва­ет с непри­выч­ны­ми чер­та­ми и созда­ёт нечто новое, рас­ши­ряя худо­же­ствен­ный мир и при­бли­жая его к реаль­но­сти. Бабуш­ка, кото­рая у боль­шин­ства ассо­ци­и­ру­ет­ся с чем-то доб­рым, пре­вра­ща­ет­ся в кон­тро­ли­ру­ю­ще­го коман­ди­ра и бес­сер­деч­ную мать. Муж­чи­на-абью­зер отче­го-то выгля­дит мяг­ким и влюб­лён­ным. И вряд ли в кар­тине най­дёт­ся хоть один иде­аль­ный пер­со­наж. Здесь всё выход за рам­ки, всё на пре­де­ле, поэто­му и от про­смот­ра ото­рвать­ся невозможно.

Как и в преды­ду­щем филь­ме, Соко­лов высту­па­ет в роли не толь­ко режис­сё­ра, но так­же сце­на­ри­ста и мон­та­жё­ра. Узна­ёт­ся его любовь к яркой, даже кис­лот­ной цве­то­кор­рек­ции, дина­ми­ке и сме­ше­нию жан­ров, флеш­б­э­кам, зуму, дета­лям, некой сен­ти­мен­таль­но­сти и юмо­ру. Это дей­стви­тель­но очень смеш­ное кино с отлич­ны­ми диа­ло­га­ми. И одно­вре­мен­но, смот­ря глуб­же, груст­ное: горь­кая таб­лет­ка в слад­кой обо­лоч­ке. В интер­вью режис­сёр поде­лил­ся:

«…если убрать спе­ци­фи­че­ский кино­язык и физи­че­ские гэги, сюжет пре­вра­тит­ся в „Похо­ро­ни­те меня за плинтусом“».

Перед зри­те­лем — тоталь­ное непо­ни­ма­ние в семье. Вера Пав­лов­на стре­ля­ет в дочь и вооб­ще гото­ва при­ме­нить к ней любое наси­лие, лишь бы внуч­ка оста­лась с ней. Оля же хочет уехать с ребён­ком к муж­чине, с кото­рым позна­ко­ми­лась по пере­пис­ке и виде­лась все­го раз, хра­ня пись­ма от него как един­ствен­ную надеж­ду. Сын над­зи­ра­тель­ни­цы нор­маль­но себя чув­ству­ет на рабо­те, где в его обя­зан­но­сти вхо­дит изби­е­ние заклю­чён­ных — этим же он зани­ма­ет­ся дома. Имён у пред­ста­ви­те­лей пра­во­по­ряд­ка нет, и это неслу­чай­но — тем самым режис­сёр наме­ка­ет на мас­со­вость явления.

На это же направ­лен и выбор про­стран­ства. Оно в «Ото­рви и выбрось» ощу­ти­мо боль­ше, чем в «Папа, сдох­ни»: бес­ко­неч­ный лес, где герои блуж­да­ют — то ли ищут выход, то ли пря­чут­ся от прав­ды, — доро­га, тюрем­ные поме­ще­ния, дере­вен­ские ули­цы, мрач­ные квар­ти­ры. Соко­лов слов­но выво­дит про­бле­му на какой-то мас­штаб­ный уро­вень: «То, что вы сей­час уви­де­ли, мно­го где тво­рит­ся», — слов­но гово­рит он нам.

Инте­ре­сен и образ Маши. Не по годам серьёз­ная и рас­су­ди­тель­ная, ста­ра­ю­ща­я­ся — по сво­ей ли воле? — быть стар­ше при помо­щи мата в лек­си­коне и ору­жия в руках, но всё же не лишён­ная юной непо­сред­ствен­но­сти. Имен­но она кажет­ся самым адек­ват­ным пер­со­на­жем во всей исто­рии. И это печаль­но, ведь дети долж­ны оста­вать­ся детьми, роль спа­са­те­лей взрос­лых точ­но не для них. Увы, но имен­но это Маша и дела­ет в кар­тине, при­чём несколь­ко раз. Какое буду­щее ждёт её? Жизнь Маши с Верой Пав­лов­ной мы так и не уви­дим, но готов­ность девоч­ки уйти неиз­вест­но куда с мате­рью, кото­рую она не виде­ла четы­ре года, о чём-то гово­рит. Вол­ну­ет и судь­ба ребён­ка, что в бли­жай­шее вре­мя появит­ся у сына над­зи­ра­тель­ни­цы, — про­дол­жит ли он семей­ную традицию?

При­ме­ча­тель­но, что в «Ото­рви и выбрось» нет како­го-то мораль­но­го нра­во­уче­ния или выво­да. А пер­со­на­жи, слов­но совер­шив круг, вер­ну­лись к тому, с чего нача­ли. Или нет и пере­жи­тый опыт навсе­гда их изменил?

Режис­сёр уве­рен, о чём не раз гово­рил в бесе­дах с жур­на­ли­ста­ми, что кино обла­да­ет тера­пев­ти­че­ским эффек­том, а смот­реть на трав­му лег­че через приз­му иро­нии. И может, отсут­ствие чёт­ко­го фина­ла — спо­соб диа­ло­га со зри­те­лем и помощи.


Читай­те так­же «Топ-10 якут­ских филь­мов от кино­ве­да из Яку­тии».

Поделиться