10 шедевров Василия Сурикова

Васи­лий Ива­но­вич Сури­ков — один из круп­ней­ших рус­ских худож­ни­ков, писав­ших на исто­ри­че­ские темы. Исто­рия, и осо­бен­но роль народ­ных масс в мас­штаб­ных собы­ти­ях инте­ре­со­ва­ли Сури­ко­ва на про­тя­же­нии все­го твор­че­ско­го пути. В ряде кар­тин тол­па высту­па­ет глав­ным пер­со­на­жем, под­дер­жи­ва­ю­щим или, наобо­рот, про­ти­во­сто­я­щим вели­ким исто­ри­че­ским деятелям.

На его зна­ме­ни­тых полот­нах пере­дан весь дра­ма­тизм рос­сий­ской исто­рии, взлё­ты, паде­ния и свер­ше­ния вели­ких лич­но­стей, кото­рые были бы невоз­мож­ны без уча­стия в них народ­ных масс.


Краткий обзор жизни и творчества

Фран­цуз­ский кри­тик Делинь гово­рил о Сурикове:

«В его кар­ти­нах он откры­ва­ет­ся нам как могу­чий вос­кре­ша­тель про­шло­го, кото­рое он рекон­стру­и­ру­ет с вер­но­стью учё­но­го. Сот­ни стра­ниц луч­ших исто­ри­че­ских книг не дадут такой ясной идеи об исто­ри­че­ской тра­ге­дии, кото­рая про­изо­шла в Москве во вре­ме­на Пет­ра. Тол­па игра­ет глав­ную роль в боль­шей части его кар­тин. Нет ниче­го более впе­чат­ля­ю­ще­го, чем народ, кото­рый вол­ну­ет­ся, защи­ща­ет­ся или напа­да­ет, каж­дая груп­па живёт сво­ей соб­ствен­ной жиз­нью, геро­и­че­ская или покор­ная. Точ­ность рисун­ка, раз­но­об­ра­зие кра­сок гар­мо­ни­ру­ют в еди­ном целом, пол­ном вели­чия, могу­чем, прав­ди­вом и трагическом».

Буду­щий худож­ник родил­ся в 1848 году в Крас­но­яр­ске в семье потом­ствен­ных каза­ков. Его отец был мел­ким чинов­ни­ком (кол­леж­ский сек­ре­тарь). После его смер­ти в 1859 году семья оста­лась без средств суще­ство­ва­ния и вынуж­де­на была сда­вать часть сво­е­го дома в арен­ду. Из-за нехват­ки денег юный Сури­ков, окон­чив уезд­ное учи­ли­ще, не смог посту­пить в гим­на­зию, где обу­че­ние было платным.

Каза­лось бы, об Ака­де­мии худо­жеств начи­на­ю­ще­му живо­пис­цу мож­но было и не меч­тать. Но так было до тех пор, пока не про­изо­шёл удач­ный слу­чай, очень напо­ми­на­ю­щий био­гра­фию Айва­зов­ско­го. Одна­жды рисун­ки Сури­ко­ва уви­дел крас­но­яр­ский губер­на­тор Павел Замят­нин, после чего уго­во­рил мест­но­го золо­то­про­мыш­лен­ни­ка Пет­ра Куз­не­цо­ва опла­тить обу­че­ние юно­ши. Так Сури­ков в воз­расте 21 года стал слу­ша­те­лем Ака­де­мии худо­жеств. Из Крас­но­яр­ска в Петер­бург он доби­рал­ся зимой вме­сте с обо­зом, доро­га заня­ла око­ло двух месяцев.

Самые ран­ние сохра­нив­ши­е­ся рисун­ки Сури­ко­ва дати­ру­ют­ся 1862 годом. А свою первую само­сто­я­тель­ную кар­ти­ну он напи­сал в 1870 году, уже обу­ча­ясь в Ака­де­мии худо­жеств. Этой кар­ти­ной ста­ла «Вид памят­ни­ка Пет­ру I на Сенат­ской пло­ща­ди в Санкт-Петер­бур­ге», о кото­рой более подроб­но будет рас­ска­за­но ниже.

Порт­рет Сури­ко­ва рабо­ты Ильи Репи­на. 1877 год

В 1876 году Сури­ков окон­чил Ака­де­мию худо­жеств и неко­то­рое вре­мя рабо­тал в Петер­бур­ге. В сле­ду­ю­щем году пере­ез­жа­ет в Моск­ву, еже­год­но бывал в род­ном Крас­но­яр­ске. В этот пери­од появ­ля­ют­ся кар­ти­ны, став­шие клас­си­кой: «Утро стре­лец­кой каз­ни» было нача­то в 1878 году и завер­ше­но три года спу­стя; «Мен­ши­ков в Берё­зо­ве» (1883 год); «Бояры­ня Моро­зо­ва» (1884–1887) и другие.

После того как кар­ти­ну «Мен­ши­ков в Берё­зо­ве» купил Павел Тре­тья­ков, у Сури­ко­ва появи­лись сред­ства для путе­ше­ствия за гра­ни­цу. Он посе­тил Гер­ма­нию, Австрию, Ита­лию и Фран­цию, где изу­чал живо­пись как клас­си­ков, так и совре­мен­ных ему художников.

В 1879 году Сури­ков женил­ся на Ели­за­ве­те Шаре. Брак был счаст­ли­вым, но увы, недол­гим: в 1888 году 30-лет­няя супру­га худож­ни­ка скон­ча­лась после про­дол­жи­тель­ной болез­ни. Дочь Сури­ко­ва Оль­га вый­дет замуж за худож­ни­ка Пет­ра Кон­ча­лов­ско­го. Их дочь Ната­лья ста­нет женой писа­те­ля и поэта Сер­гея Михал­ко­ва, кото­рый изве­стен как автор гим­нов СССР и РФ. В этом бра­ке роди­лись буду­щие режис­сё­ры Андрей Кон­ча­лов­ский и Ники­та Михал­ков, кото­рые, таким обра­зом, при­хо­дят­ся пра­вну­ка­ми Васи­лию Сурикову.

В послед­ние годы Васи­лий Ива­но­вич был ува­жа­е­мым и при­знан­ным худож­ни­ком. Его кар­ти­ны уже при жиз­ни сто­и­ли боль­ших денег, поэто­му он не толь­ко сам не бед­ство­вал, но и помо­гал дру­гим. Напри­мер, в 1910 году спо­соб­ство­вал откры­тию рисо­валь­ной шко­лы в род­ном Красноярске.

Умер Сури­ков в мар­те 1916 года в Москве от хро­ни­че­ской болез­ни серд­ца, про­жив 68 лет.

Теперь перей­дём к обзо­ру деся­ти наи­бо­лее извест­ных кар­тин художника.


Меншиков в Берёзове (1883)

Сури­ков напи­сал кар­ти­ну «Мен­ши­ков в Берё­зо­ве» в 1883 году. На ней изоб­ра­жён в окру­же­нии сво­их доче­рей Алек­сандр Мен­ши­ков, фаво­рит Пет­ра I, быв­ший одним из самых бога­тых людей Рос­сии сво­е­го вре­ме­ни. Про­ис­хо­дил он из семьи коню­ха и в юно­сти тор­го­вал пирож­ка­ми на ули­цах Моск­вы. Его жизнь кру­то изме­ни­лась после зна­ком­ства с Пет­ром I. Сна­ча­ла Мен­ши­ков был лич­ным слу­гой царя, потом стал его луч­шим дру­гом и сде­лал бле­стя­щую карье­ру, дослу­жил­ся до гене­рал-фельд­мар­ша­ла, стал свет­лей­шим кня­зем, пер­вым гене­рал-губер­на­то­ром Петер­бур­га и пре­зи­ден­том Воен­ной кол­ле­гии (по-совре­мен­но­му — министр обороны).

После смер­ти Пет­ра Мен­ши­ков ста­но­вит­ся фак­ти­че­ским пра­ви­те­лем Рос­сии при неспо­соб­ной к госу­дар­ствен­ным делам Ека­те­рине I, в 1727 году про­воз­гла­ша­ет себя пол­ным адми­ра­лом (хотя на фло­те нико­гда не слу­жил) и генералиссимусом.

Одно­вре­мен­но с соци­аль­ным ста­ту­сом рос­ло и финан­со­вое бла­го­со­сто­я­ние кня­зя: ему при­над­ле­жа­ли сот­ни дере­вень с десят­ка­ми тысяч кре­пост­ных, два горо­да, в Петер­бур­ге он постро­ил себе рос­кош­ный дворец.

И вдруг в один не очень пре­крас­ный момент все­го это­го Мен­ши­ков лишил­ся: всё иму­ще­ство было кон­фис­ко­ва­но по при­ка­зу 12-лет­не­го импе­ра­то­ра Пет­ра II, все чины и долж­но­сти отня­ты, а сам быв­ший гене­ра­лис­си­мус с семьёй был сослан в глу­хой сибир­ский горо­док Берёзов.

На кар­тине Мен­ши­ков име­ет глу­бо­ко задум­чи­вый вид. Оче­вид­но, он вспо­ми­на­ет вре­ме­на сво­е­го могу­ще­ства и богат­ства и то, как все­го это­го лишил­ся. Судя по тому, что и сам глав­ный герой, и его доче­ри сидят в тёп­лой одеж­де, мож­но сде­лать вывод, что изба не отап­ли­ва­ет­ся, а за окном суро­вые сибир­ские моро­зы. Жены Мен­ши­ко­ва на кар­тине нет, она умер­ла ещё по пути в Берё­зов. Мен­ши­ков же скон­ча­ет­ся спу­стя два года, в нояб­ре 1729 года. Спу­стя месяц, в день сво­е­го 18-летия, умрёт и его стар­шая дочь Мария.


Взятие снежного городка (1891)

На родине Сури­ко­ва, в Крас­но­яр­ском крае, есть дав­няя народ­ная тра­ди­ция — воз­ве­де­ние на Мас­ле­ни­цу снеж­ных город­ков и после­ду­ю­щий их штурм. Посмот­реть на эту празд­нич­ную заба­ву все­гда соби­ра­лось мно­го жела­ю­щих. Имен­но это­му обы­чаю и посвя­ще­на картина.

Кар­ти­на созда­на в опти­ми­стич­ных и празд­нич­ных тонах и изоб­ра­жа­ет момент про­ры­ва обо­ро­ны снеж­но­го городка.

Как и на мно­гих дру­гих полот­нах Сури­ко­ва, здесь изоб­ра­же­но мно­же­ство людей, каж­до­го из кото­рых, вклю­чая детей на зад­нем плане, худож­ник тща­тель­но про­ри­со­вал. В тол­пе изоб­ра­же­ны 10 дру­зей и зна­ко­мых мастера.

В насто­я­щее вре­мя кар­ти­на нахо­дит­ся в Рус­ском музее в Санкт-Петер­бур­ге, её раз­мер состав­ля­ет 156×282 см.


Убийство Юлия Цезаря (1875)

Кар­ти­на была напи­са­на в 1875 году и посвя­ще­на одно­му из эпи­зо­дов исто­рии Древ­не­го Рима. В цен­тре кар­ти­ны на троне сидит пол­ко­во­дец и фак­ти­че­ский пра­ви­тель Рим­ско­го госу­дар­ства Гай Юлий Цезарь, его окру­жа­ет подо­бо­страст­ная тол­па сена­то­ров. Все сена­то­ры явля­ют­ся участ­ни­ка­ми заго­во­ра про­тив Цеза­ря, они зна­ют, что спу­стя мгно­ве­ние он будет убит, но всё же до послед­не­го игра­ют роль «вер­ных под­дан­ных». Сам же Цезарь ниче­го не подо­зре­ва­ет, он ведёт себя типич­но для неогра­ни­чен­но­го дик­та­то­ра, пина­ет ногой о чём-то про­ся­ще­го его человека.

Но уже спу­стя счи­та­ные секун­ды ситу­а­ция кру­то изме­нит­ся, заго­вор­щи­ки пока­жут своё насто­я­щее лицо, а Цезарь будет убит ими, полу­чив 23 раны кинжалами.

Кар­ти­на име­ет неболь­шой по срав­не­нию с дру­ги­ми рабо­та­ми Сури­ко­ва раз­мер — 50 × 72 см. Выпол­не­на аква­ре­лью, гуа­шью и углём. В насто­я­щее вре­мя нахо­дит­ся в Рус­ском музее в Петер­бур­ге. Неод­но­крат­но быва­ла на раз­лич­ных выставках.


Переход Суворова через Альпы (1899)

Кар­ти­ну «Пере­ход Суво­ро­ва через Аль­пы» худож­ник писал четы­ре года и закон­чил к 100-лет­не­му юби­лею события.

На перед­нем плане Суво­ров ука­зы­ва­ет сол­да­там путь спус­ка с вер­ши­ны, сол­да­ты охот­но под­чи­ня­ют­ся, на их лицах не вид­но стра­ха, а ведь идут они на сра­же­ние с фран­цу­за­ми. Оче­вид­но, что в дан­ный момент для них глав­ное — выпол­нить при­каз сво­е­го командира.

Кар­ти­на неод­но­крат­но кри­ти­ко­ва­лась зна­то­ка­ми воен­но­го дела за неправ­до­по­доб­ность изоб­ра­жён­ных на ней дета­лей, одна­ко сам Сури­ков на это отве­чал, что для него здесь глав­ное — не прав­до­по­доб­ность, а изоб­ра­же­ние мораль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской сущ­но­сти собы­тия и геро­из­ма солдат.

Про­то­ти­пом для Суво­ро­ва послу­жил отстав­ной каза­чий офи­цер Фёдор Спи­ри­до­нов. Горы так­же писа­лись худож­ни­ком с нату­ры, для чего в 1897 году он посе­тил Швейцарию.

В 1899 году кар­ти­ну купил Нико­лай II. В насто­я­щее вре­мя она нахо­дит­ся в Рус­ском музее в Санкт-Петер­бур­ге, её раз­ме­ры впе­чат­ля­ют: 495 × 373 см.


Пир Валтасара (1874)

Кар­ти­на напи­са­на в 1874 году и изоб­ра­жа­ет извест­ный биб­лей­ский сюжет о пире вави­лон­ско­го царя Валтасара.

Зная, что к Вави­ло­ну уже подо­шли пер­сид­ские вой­ска, а сил защи­тить город нет, Вал­та­сар реша­ет устро­ить гран­ди­оз­ный пир, на кото­рый зовёт всех сво­их дру­зей, при­двор­ных, налож­ниц, слуг и рабов. Вско­ре пир пре­вра­ща­ет­ся в вакханалию.

Когда часть посу­ды была поби­та, царь при­ка­зы­ва­ет при­не­сти риту­аль­ные куб­ки, кото­рые ранее вави­ло­няне захва­ти­ли в Иеру­са­лим­ском хра­ме. В этот момент на ули­це начи­на­ет­ся гро­за, а на стене двор­ца зага­доч­ным обра­зом появ­ля­ет­ся над­пись на непо­нят­ном язы­ке. Рас­шиф­ро­вать её помо­га­ет про­рок Дани­ил, кото­рый заяв­ля­ет, что над­пись сулит ско­рую смерть царя. На лицах гостей появ­ля­ет­ся выра­же­ние ужа­са, раз­ли­тое вино сим­во­ли­зи­ру­ет кровь. И дей­стви­тель­но, подоб­ная бес­печ­ность не про­хо­дит для царя даром: в город вхо­дят пер­сид­ские вой­ска, и вско­ре Вал­та­сар погиб­нет от их мечей, а его госу­дар­ство будет при­со­еди­не­но к Персии.

Крас­ный и золо­той цве­та неслу­чай­но доми­ни­ру­ют на полотне. Они сим­во­ли­зи­ру­ют рос­кошь и богат­ство царя, кото­ры­ми он так и не смог вос­поль­зо­вать­ся для спа­се­ния себя и сво­е­го государства.

Кар­ти­на име­ет раз­мер 81×140 см, выпол­не­на мас­лом на хол­сте, в насто­я­щее вре­мя хра­нит­ся в Рус­ском музее в Петербурге.


Степан Разин (1906)

Полот­но изоб­ра­жа­ет дон­ско­го ата­ма­на Сте­па­на Рази­на, воз­вра­ща­ю­ще­го­ся со сво­и­ми сорат­ни­ка­ми из похо­да на Пер­сию с боль­шой добы­чей. Одна­ко несмот­ря на удач­ность похо­да, выра­же­ние лица Рази­на неве­се­ло. Он нахму­рил бро­ви и о чём-то упор­но дума­ет, и эти мыс­ли не дают ему покоя.

Пер­во­на­чаль­ным замыс­лом кар­ти­ны была исто­рия о том, как Разин бро­сил за борт захва­чен­ную в плен пер­сид­скую княж­ну. Одна­ко на окон­ча­тель­ном вари­ан­те княж­ны нет, веро­ят­но, её уже погло­ти­ли вол­ны, и один из каза­ков за спи­ной Рази­на при­сталь­но вгля­ды­ва­ет­ся в воду. Оче­вид­но, что это реше­ние далось ата­ма­ну нелег­ко, но он смог побо­роть лич­ные чув­ства ради инте­ре­сов все­го войска.

Напро­тив Рази­на сидит не менее мрач­ный пер­сид­ский кня­жич, уже сми­рив­ший­ся со сво­ей судь­бой и ожи­да­ю­щий отпра­вить­ся вслед за княж­ной. Но Разин дума­ет явно не о нём, и даже княж­на вряд ли сей­час бес­по­ко­ит его. Ско­рее все­го, он дума­ет о буду­щем, о соб­ствен­ной жиз­ни, кото­рая, как извест­но, закон­чит­ся на пла­хе под топо­ром пала­ча. И как рез­кий кон­траст Рази­ну изоб­ра­жён нико­гда не уны­ва­ю­щий казак, пода­ю­щий золо­той кубок плен­но­му персу.

Над этой кар­ти­ной худож­ник рабо­тал в тече­ние шести лет и завер­шил её в 1906 году. Сей­час она нахо­дит­ся в Рус­ском музее.


Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем (1895)

Кар­ти­на была напи­са­на изоб­ра­жа­ет реша­ю­щее сра­же­ние отря­дов ата­ма­на Ерма­ка с вой­ска­ми сибир­ско­го хана Кучу­ма в 1582 году.

Мы видим раз­гар боя. Ермак сто­ит в цен­тре каза­чьей мас­сы в сталь­ном шле­ме и ука­зы­ва­ет левой рукой в сто­ро­ну про­тив­ни­ка, оче­вид­но, давая при­ка­зы сво­им людям. Лица каза­ков пре­ис­пол­не­ны уве­рен­но­сти в побе­де, на лицах татар, напро­тив, нескры­ва­е­мая пани­ка. На обры­ви­стом бере­гу мы видим татар­ских всад­ни­ков и воз­но­ся­щих руки к небу шама­нов, моля­щих о побе­де сво­их войск. На даль­нем плане вид­ны очер­та­ния горо­да, за кото­рый и про­ис­хо­дит сражение.

О созда­нии это­го полот­на Сури­ков говорил:

«А я ведь лето­пи­си и не читал, кар­ти­на сама мне так пред­ста­ви­лась: две сти­хии встре­ча­ют­ся. А когда я потом уж Кун­гур­скую лето­пись начал читать, вижу — совсем, как у меня, совсем похо­же. Кучум ведь на горе стоял».

Рабо­тая над про­из­ве­де­ни­ем, худож­ник выез­жал на бере­га Оби, где делал наброс­ки реки и её бере­гов, обра­зы татар он создал с эвен­ков, для чего посе­тил Туру­хан­ский край, а обра­зы каза­ков Сури­ков рисо­вал, нахо­дясь на Дону.

Раз­мер кар­ти­ны вну­ши­те­лен: 285 × 599 см, поэто­му мож­но сме­ло утвер­ждать, что нахо­дя­щи­е­ся на перед­нем плане каза­ки изоб­ра­же­ны в нату­раль­ную вели­чи­ну. Сей­час кар­ти­на нахо­дит­ся в Рус­ском музее.


Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге (1870)

Эта кар­ти­на была напи­са­на в 1870 году и отно­сит­ся к ран­ним рабо­там худож­ни­ка. Созда­ва­лась она в двух вари­ан­тах, кото­рые очень близ­ки и отли­ча­ют­ся лишь сте­пе­нью осве­ще­ния памят­ни­ка, собо­ра и площади.

В пери­од рабо­ты над кар­ти­ной Сури­ков так писал о ней в одном из писем:

«Теперь пишу кар­ти­ну, думаю поста­вить на годич­ную выстав­ку у нас в Ака­де­мии. Кар­ти­на эта изоб­ра­жа­ет Иса­а­ки­ев­ский собор и памят­ник Пет­ру Вели­ко­му при лун­ном осве­ще­нии. Она у меня выхо­дит доволь­но удач­но, и мно­гие худож­ни­ки отзы­ва­ют­ся о ней в мою пользу».

Как и пред­по­ла­гал худож­ник, кар­ти­на была выстав­ле­на на Ака­де­ми­че­ской выстав­ке и вызва­ла поло­жи­тель­ные откли­ки худож­ни­ков и цени­те­лей искусства.

В кон­це того же 1870 года Сури­ков напи­сал вто­рую вер­сию кар­ти­ны. Веро­ят­но, вызва­но это было тем, что пер­вая вер­сия писа­лась летом-осе­нью, но, стре­мясь к боль­шей реа­ли­стич­но­сти в изоб­ра­же­нии осве­ще­ния засне­жен­ной пло­ща­ди, худож­ник вынуж­ден был сде­лать вто­рую рабо­ту с натуры.


Боярыня Морозова (1887)

«Бояры­ня Моро­зо­ва» напи­са­на в 1884–1887 годах и изоб­ра­жа­ет эпи­зод из исто­рии рус­ско­го рас­ко­ла XVII века, а имен­но арест ярой сто­рон­ни­цы ста­ро­об­ряд­че­ства бояры­ни Фео­до­сии Моро­зо­вой. Как и «Поко­ре­ние Сиби­ри Ерма­ком», кар­ти­на име­ет вну­ши­тель­ные раз­ме­ры: 304 × 587,5 см.

На кар­тине мы видим, как аре­сто­ван­ную и зако­ван­ную в цепи бояры­ню уже уво­зят в место заклю­че­ния. Её про­во­жа­ет тол­па еди­но­мыш­лен­ни­ков. Кто-то пла­чет, кто-то в недо­уме­нии, кто-то стал на коле­ни, юро­ди­вый на перед­нем плане в знак под­держ­ки Моро­зо­вой повто­ря­ет пока­зы­ва­е­мый ею жест. А один маль­чик бежит за саня­ми, не желая отпус­кать боярыню.

Изоб­ра­жён­ное здесь собы­тие — арест Моро­зо­вой — про­изо­шло в нояб­ре 1671 года. В это вре­мя борь­ба вла­стей с рас­коль­ни­ка­ми (ста­ро­об­ряд­ца­ми) была в самом раз­га­ре, а Фео­до­сия Моро­зо­ва явля­лась одним из лиде­ров ста­ро­об­ряд­че­ско­го дви­же­ния. Даль­ней­шая судь­ба Моро­зо­вой была весь­ма пла­чев­ной: четы­ре года она про­бу­дет в заклю­че­нии, а в 1675 году по при­ка­зу царя Алек­сея Михай­ло­ви­ча так и не отрёк­шу­ю­ся от сво­их взгля­дов бояры­ню замо­рят голо­дом в зем­ля­ной яме.

Основ­ная идея кар­ти­ны — твёр­дость убеж­де­ний и несги­ба­е­мость глав­ной геро­и­ни. Она пре­крас­но зна­ет, какой финал её ждёт в цар­ских застен­ках, но, несмот­ря на это, оста­лась вер­ной себе до конца.

Писа­тель Все­во­лод Гар­шин как-то ска­зал об этой картине:

«Измож­дён­ное дол­гим постом, „мета­ни­я­ми“ и душев­ны­ми вол­не­ни­я­ми послед­них дней лицо, глу­бо­ко страст­ное, отдав­ше­е­ся одной бес­цен­ной мечте, носит­ся перед гла­за­ми зри­те­ля, когда он уже дав­но ото­шёл от кар­ти­ны. <…> Гру­бые мос­ков­ские люди, в шубах, тело­гре­ях, тор­ло­пах, неук­лю­жих сапо­гах и шап­ках, сто­ят перед вами как живые. Тако­го изоб­ра­же­ния нашей ста­рой, допет­ров­ской тол­пы в рус­ской шко­ле ещё не было. Кажет­ся, вы сто­и­те сре­ди этих людей и чув­ству­е­те их дыхание».


Утро стрелецкой казни (1881)

Эта кар­ти­на так же, как и преды­ду­щая, пере­но­сит нас в XVII век. Перед нами уже сле­ду­ю­щая эпо­ха — нача­ло прав­ле­ния Пет­ра I, кото­рое, по выра­же­нию Пуш­ки­на, «мра­чи­ли мяте­жи и казни».

Предыс­то­рия изоб­ра­жён­но­го здесь собы­тия тако­ва. Стре­лец­кое вой­ско и его непо­сред­ствен­ные коман­ди­ры явля­лись сто­рон­ни­ка­ми рус­ской ста­ри­ны и высту­пи­ли про­тив гото­вя­щих­ся реформ Пет­ра I и евро­пе­и­за­ции жиз­ни стра­ны. Когда в 1698 году Пётр нахо­дил­ся за гра­ни­цей в соста­ве «Вели­ко­го посоль­ства», стрель­цы, под­стре­ка­е­мые его сест­рой Софьей, вос­ста­ли и попы­та­лись захва­тить власть. Но сде­лать это­го не уда­лось, вер­ные Пет­ру пол­ки раз­би­ли стрель­цов. Нача­лось след­ствие, потом после­до­ва­ли смерт­ные при­го­во­ры актив­ным участ­ни­кам восстания.

На кар­тине изоб­ра­жён день каз­ни. Стрель­цов при­во­зят на пло­щадь и вот-вот пове­дут на пла­ху. Они про­ща­ют­ся со сво­и­ми род­ны­ми и близ­ки­ми. Те рыда­ют, не могут пове­рить в про­ис­хо­дя­щее. Но стрель­цы не слом­ле­ны и их лица всё так же выра­жа­ют реши­мость. Царь Пётр с нена­ви­стью смот­рит на них со сто­ро­ны, здесь он — вто­ро­сте­пен­ный пер­со­наж. На кар­тине нет кро­ви, но её ско­рое при­сут­ствие ост­ро ощу­ща­ет­ся по изоб­ра­жён­ной атмо­сфе­ре рыда­ний, про­ща­ний и вза­им­ной нена­ви­сти Пет­ра и стрельцов.

Кар­ти­на была завер­ше­на в 1881 году и её появ­ле­ние сов­па­ло с каз­нью дру­гих бор­цов с цар­ским режи­мом — наро­до­воль­цев. Одна­ко это не более, чем сов­па­де­ние, так как идея «Утра стре­лец­кой каз­ни» воз­ник­ла у Сури­ко­ва несколь­ки­ми года­ми ранее. Раз­мер кар­ти­ны — 218 × 379 см.


Читай­те так­же «Порт­ре­ты повсе­днев­но­сти. Реа­лизм в рус­ской живо­пи­си XIX века». 

Поделиться