В деревне, на природе, в труде и за решёткой: как российские художники XIX века изображали детство

В XIX веке рус­ские худож­ни­ки нача­ли видеть в ребён­ке лич­ность. Тогда нача­ло раз­ви­вать­ся дет­ское обра­зо­ва­ние не толь­ко сре­ди выс­ших сосло­вий, но и в дерев­нях. Напри­мер, Алек­сандр Моро­зов и Нико­лай Бог­да­нов-Бель­ский изоб­ра­зи­ли кре­стьян­ских детей при­леж­ны­ми и смыш­лён­ны­ми, что гово­рит об их непо­ко­ле­би­мой вере в луч­шее буду­щее пред­ста­ви­те­лей непри­ви­ле­ги­ро­ван­ных сословий.

Боль­шое вни­ма­ние худож­ни­ки уде­ля­ли пси­хо­ло­ги­че­ским и эмо­ци­о­наль­ным осо­бен­но­стям детей. Живо­пис­цев не вол­но­ва­ли иде­аль­ные обра­зы. Они стре­ми­лись запе­чат­леть детей насто­я­щи­ми, погру­жая в напря­жён­ные сюже­ты, слож­ные ситу­а­ции: кон­флик­ты со сверст­ни­ка­ми, тра­ге­дии. Обра­зы, запе­чат­лён­ные на полот­нах масте­ров, инди­ви­ду­аль­ны, мно­го­гран­ны и соот­вет­ству­ют эпо­хе, в кото­рую они жили.

Али­на Кор­шу­но­ва рас­ска­зы­ва­ет о семи кар­ти­нах рус­ских худож­ни­ков XIX века, посвя­щён­ных теме дет­ства. Сре­ди сюже­тов — аре­стан­ты за решёт­кой тюрем­но­го ваго­на, сель­ские школь­ни­ки в про­цес­се обу­че­ния и одна из хре­сто­ма­тий­ных кар­тин быто­во­го сюжета.


Сельская бесплатная школа. Александр Морозов, 1865 год

Сей­час имя порт­ре­ти­ста Алек­сандра Ива­но­ви­ча Моро­зо­ва почти что забы­то. Моро­зов обу­чал­ся в Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии худо­жеств по клас­су исто­ри­че­ской живо­пи­си у Алек­сея Мар­ко­ва (он же был настав­ни­ком Ива­на Крам­ско­го) и не раз полу­чал награ­ды за уче­ни­че­ские рабо­ты. В 28 лет (в 1863 году) Алек­сандр Ива­но­вич при­со­еди­нил­ся к «Бун­ту четыр­на­дца­ти» — скан­даль­но­му отка­зу выпуск­ни­ков ака­де­мии участ­во­вать в кон­кур­се за золо­тую медаль, с чего нача­лось зарож­де­ние реа­ли­сти­че­ской живо­пи­си в Рос­сии. Моро­зов — «запоз­да­лый вене­ци­а­но­вец», как назы­ва­ли его Алек­сандр Бенуа и Игорь Гра­барь. Худож­ник про­дол­жал тра­ди­цию Алек­сея Вене­ци­а­но­ва: писал кар­ти­ны о еди­не­нии чело­ве­ка с при­ро­дой, немно­го при­укра­шая кре­стьян­ский быт.

Мно­же­ство поло­тен худож­ник посвя­тил теме обра­зо­ва­ния в сель­ских шко­лах. В XIX веке обу­че­ние дере­вен­ских детей гра­мо­те при­об­ре­ло харак­тер широ­ко­го про­све­ти­тель­ско­го дви­же­ния. Пред­ста­ви­те­ли интел­ли­ген­ции отправ­ля­лись в дерев­ни и сёла, что­бы делить­ся зна­ни­я­ми с детьми и взрослыми.

Источ­ник

Моро­зов изоб­ра­зил малень­кую уют­ную шко­лу в селе. Никто из детей не хочет сорвать­ся с уро­ка порань­ше — все увле­че­ны учё­бой. Об этом гово­рят выра­зи­тель­ные голу­бые гла­за свет­ло­во­ло­со­го маль­чи­ка, сто­я­ще­го спра­ва: он с упор­ством ста­ра­ет­ся под­го­то­вить­ся к уроку.


Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. Василий Перов, 1866 год

Рабо­та Васи­лия Гри­го­рье­ви­ча Перо­ва рас­кры­ва­ет тему тяжё­ло­го дет­ства. На кар­тине пло­хо оде­тые под­рост­ки-масте­ро­вые тянут боч­ку с водой. Печаль­ное настро­е­ние кар­ти­ны созда­ют не толь­ко обез­до­лен­ные дети, но и мрач­ные, туск­лые цве­та, исполь­зу­е­мые худож­ни­ком. На зад­нем плане вид­не­ют­ся сте­ны мона­сты­ря, а над его пор­та­лом — ико­на с зажжён­ной лам­па­дой. Тем самым Перов создал атмо­сфе­ру не столь­ко удру­ча­ю­щую, сколь­ко при­зы­ва­ю­щую к милосердию.

Источ­ник

Исто­рию созда­ния «Трой­ки» Перов опи­сал в рас­ска­зе «Тётуш­ка Марья». Дол­гое вре­мя Васи­лий Гри­го­рье­вич не мог най­ти натур­щи­ка для цен­траль­но­го пер­со­на­жа. Весен­ним днём худож­ник про­гу­ли­вал­ся по Твер­ской заста­ве, где уви­дел фаб­рич­ных и масте­ро­вых, воз­вра­щав­ших­ся после Пас­хи на рабо­ту. Сре­ди них Перов раз­гля­дел буду­ще­го героя кар­ти­ны: маль­чи­ка Васю, кото­рый с мате­рью пре­одо­ле­вал путь из Рязан­ской губер­нии в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву лав­ру. Ста­руш­ка, как назы­вал её Перов в «Тётуш­ке Марье», дол­го не хоте­ла, чтоб сын пози­ро­вал для кар­ти­ны. Мать счи­та­ла, что это может при­ве­сти к гибе­ли ребён­ка, но всё же согла­си­лась. В ходе рабо­ты выяс­ни­лось, что жен­щи­на поте­ря­ла супру­га и детей — остал­ся жив толь­ко Вася.

Спу­стя четы­ре года после того, как кар­ти­ну пред­ста­ви­ли в Тре­тья­ков­ской гале­рее, Перов вновь встре­тил­ся со ста­руш­кой. Она рас­ска­за­ла, что год назад Вася забо­лел оспой и умер. Хоть жен­щи­на и не уко­ря­ла Перо­ва в смер­ти сына, но отча­сти худож­ник всё же испы­ты­вал чув­ство вины.

Васи­лий Гри­го­рье­вич отвёл ста­руш­ку к кар­тине. Жен­щи­на горе­ва­ла над ней несколь­ко часов, стоя на коле­нях, слов­но нахо­ди­лась перед ико­ной. Решив немно­го облег­чить тяж­кую ношу мате­ри, Перов напи­сал для неё порт­рет сына.


Дети, бегущие от грозы. Константин Маковский, 1872 год

Кон­стан­тин Его­ро­вич Маков­ский про­сла­вил­ся как мастер исто­ри­че­ской и жан­ро­вой живо­пи­си. В 24 года Маков­ский стал одним из лиде­ров Това­ри­ще­ства пере­движ­ни­ков, где «стрем­ле­ние к реаль­но­му и повсе­днев­но­му» было клю­че­вым посту­ла­том. Путе­ше­ствуя по Рос­сии, Маков­ский наблю­дал за жиз­нью кре­стьян — в том чис­ле и кре­стьян­ски­ми детьми, — соби­рал сюже­ты и делал наброс­ки для буду­щих полотен.

Источ­ник

Идея кар­ти­ны «Дети, бегу­щие от гро­зы» воз­ник­ла во вре­мя поезд­ки по Там­бов­ской губер­нии. Когда Маков­ский рабо­тал над эски­за­ми, его окру­жи­ли дети. Сре­ди них худож­ник заме­тил бой­кую дере­вен­скую девоч­ку и решил сде­лать её геро­и­ней буду­щей кар­ти­ны. В назна­чен­ное вре­мя она не при­шла. Поз­же Маков­ский узнал: девоч­ка с бра­том спа­са­лась от гро­зы, упа­ла с мости­ка в холод­ную воду и про­сту­ди­лась. Имен­но этот сюжет вдох­но­вил худож­ни­ка на напи­са­ние картины.


Всюду жизнь. Николай Ярошенко, 1888 год

Про­бле­ма соци­аль­ных про­ти­во­ре­чий была одной из глав­ных тем в живо­пи­си Нико­лая Алек­сан­дро­ви­ча Яро­шен­ко. Сре­ди жан­ро­вых кар­тин выде­ля­ет­ся рабо­та «Всю­ду жизнь». Худож­ник напи­сал её, вдох­но­вив­шись рас­ска­зом Льва Нико­ла­е­ви­ча Тол­сто­го «Чем люди живы?». Пер­во­на­чаль­но рабо­та носи­ла назва­ние «Где любовь — там и Бог». Поз­же Тол­стой уви­дел кар­ти­ну и ска­зал: «Как мно­го она гово­рит серд­цу». 14 мар­та 1889 года Лев Нико­ла­е­вич запи­сал в сво­ём дневнике:

«Пошёл к Тре­тья­ко­ву. Хоро­шая кар­ти­на Яро­шен­ко „Голу­би“».

Хоть писа­тель и ошиб­ся в назва­нии, имен­но голу­би ста­ли отли­чи­тель­ным зна­ком произведения.

На кар­тине изоб­ра­жён аре­стант­ский вагон, за его решёт­кой — «пре­ступ­ни­ки»: моло­дая мать с ребён­ком, сол­дат, кре­стья­нин и масте­ро­вой. Слов­но весь рус­ский народ при­го­во­ри­ли к роко­вой судь­бе. Но заслу­жен­но ли это? Что, если за пре­де­ла­ми ваго­на бро­дят по-насто­я­ще­му греш­ные люди?

Источ­ник

Вер­ти­каль­ный холст, кото­рый выбрал Яро­шен­ко, по высо­те при­бли­жал­ся к раз­ме­рам реаль­но­го ваго­на. Впер­вые кар­ти­на была пока­за­на на XXVI пере­движ­ной выстав­ке. Тогда полот­но поме­сти­ли на тор­це­вой стене вытя­ну­то­го зала, что­бы у зри­те­лей созда­ва­лось ощу­ще­ние, буд­то бы вся исто­рия про­ис­хо­дит наяву.

В обра­зах геро­ев кар­ти­ны про­сле­жи­ва­ют­ся архе­ти­пы, свя­зан­ные с тра­ди­ци­я­ми клас­си­че­ско­го искус­ства про­шло­го. Моло­дая мать с тём­но-синим плат­ком на голо­ве напо­ми­на­ет «тюрем­ную Мадон­ну», спо­соб­ную ото­гнать зло от заклю­чён­ных. В её руках — ребё­нок, оли­це­тво­ре­ние малень­ко­го Иису­са. Яро­шен­ко вло­жил в кар­ти­ну гума­ни­сти­че­ский посыл: место люб­ви и доб­ро­де­те­ли есть даже в аре­стант­ском вагоне, везу­щем людей на каторгу.


Новенькая в школе. Эмилия Шанкс, 1892 год

Эми­лия Шанкс роди­лась в Москве в 1857 году в семье осно­ва­те­ля тор­го­во­го дома «Англий­ский мага­зин Шанк­са и Боли­на». Эми­лия окон­чи­ла с боль­шой сереб­ря­ной меда­лью мастер­скую Васи­лия Поле­но­ва в Мос­ков­ском учи­ли­ще живо­пи­си, вая­ния и зод­че­ства, а в 1894 году ста­ла пер­вой жен­щи­ной Това­ри­ще­ства пере­движ­ни­ков. В 1913 году Шанкс пере­еха­ла в Англию, куда пере­вез­ла зна­чи­тель­ную часть сво­их работ.

Источ­ник

На кар­тине девоч­ка 10–12 лет тре­вож­но сжи­ма­ет подол фар­ту­ка, боясь про­ро­нить лиш­нее сло­во. Одно­класс­ни­цы смот­рят на новень­кую с высо­ко­ме­ри­ем, оце­ни­ва­ю­ще, что гово­рит о тяже­лой обста­нов­ке, царя­щей в сте­нах школы.


Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. Николай Богданов-Бельский, 1895 год

Нико­лай Пет­ро­вич Бог­да­нов-Бель­ский родил­ся в 1968 году в Бель­ском уез­де Смо­лен­ской губер­нии у матери-батрачки.

Несмот­ря на бед­ное поло­же­ние, буду­щий тво­рец полу­чил началь­ное обра­зо­ва­ние у мест­но­го зво­на­ря. Чуть позд­нее Бог­да­нов-Бель­ский стал уче­ни­ком цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы, где начал про­яв­лять твор­че­ские способности.

Талант Бог­да­но­ва-Бель­ско­го заме­тил педа­гог Сер­гей Алек­сан­дро­вич Рачин­ский. Он же открыл Нико­лаю Пет­ро­ви­чу «свет­лую доро­гу» в мир живо­пи­си: устро­ил его в свою шко­лу в селе Тате­во, где пре­по­да­вал не толь­ко обще­об­ра­зо­ва­тель­ные пред­ме­ты, но и рисо­ва­ние с живо­пи­сью. Кро­ме того, Рачин­ский помог Бог­да­но­ву-Бель­ско­му посту­пить в ико­но­пис­ную мастер­скую при Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ре, а затем — в Мос­ков­ское учи­ли­ще живо­пи­си, вая­ния и зодчества.

Уже во взрос­лом воз­расте худож­ник вспоминал:

«Уди­ви­тель­ный чело­век, учи­тель жиз­ни. Я всем, всем ему обя­зан… В его при­сут­ствии в деревне ни один из нас не решит­ся на какой-нибудь дур­ной посту­пок. Мы, уче­ни­ки, при нём очи­ща­ем­ся от наших пороков».

Источ­ник

На кар­тине «Уст­ный счёт. В народ­ной шко­ле С. А. Рачин­ско­го» 11 кре­стьян­ских детей сто­ят у дос­ки и напря­жён­но пыта­ют­ся решить ариф­ме­ти­че­скую зада­чу. Бог­да­нов-Бель­ский изоб­ра­зил кре­стьян­ских детей и их тягу к зна­ни­ям, чем под­черк­нул важ­ность обра­зо­ва­ния для каж­до­го сословия.


Весёлая минутка. Антонина Ржевская, 1897 год

Самая извест­ная кар­ти­на Анто­ни­ны Лео­нар­дов­ны Ржев­ской ста­ла частью XXV пере­движ­ной выстав­ки. Рабо­та выстав­ля­лась без ука­за­ния фами­лии, про­сто под номе­ром 264. Про­фес­сия худож­ни­ка в те вре­ме­на счи­та­лась исклю­чи­тель­но муж­ской, поэто­му Ржев­ская умол­ча­ла о сво­ей лич­но­сти. Одна­ко полот­но про­из­ве­ло фурор сре­ди кри­ти­ков и зри­те­лей, что поз­во­ли­ло худож­ни­це утвер­дить­ся в кру­гу живописцев.

Источ­ник

Кар­ти­на Ржев­ской — оли­це­тво­ре­ние искрен­но­сти, душев­ной теп­ло­ты и опти­миз­ма: в сто­ляр­ной мастер­ской под гар­мош­ку пля­шут дедуш­ка и малень­кий внук. На фоне пере­движ­ных поло­тен, обли­ча­ю­щих обще­ствен­ные поро­ки, «Весё­лая минут­ка» ока­за­лась самой при­ме­ча­тель­ной. Худож­ни­ца запе­чат­ле­ла обы­ден­ную ситу­а­цию, напол­нен­ную радо­стью и доб­ром. Тема дет­ства здесь — сим­вол чисто­ты, про­сто­ты. Искрен­няя радость маль­чи­ка во вре­мя тан­ца «зара­жа­ет» дедуш­ку и стар­ше­го брата.

При­ме­ча­тель­но, что кар­ти­ну Ржев­ской сра­зу же купил Павел Третьяков.


Читай­те также: 

— Пер­вая выстав­ка пере­движ­ни­ков;

— От дво­рян­ских ёлок до пси­хо­де­ли­че­ских откры­ток: дет­ские ново­год­ние рисун­ки XX–XXI веков

Поделиться