Как известно, Пабло Пикассо считал каждого ребёнка гениальным художником от рождения — возможно, поэтому практически любые детские рисунки так интересно рассматривать, даже если вы не знакомы с их авторами лично. По случаю грядущих зимних праздников составили подборку картинок, созданных детьми из Российской империи, Советского Союза и современной России за последние 100 с лишним лет. Рисунки объединяет тема зимних забав, Рождества и Нового года.
Акварели сестёр Соловьёвых (1907–1908)
«Ольга и Мария Соловьёвы — дочери известного московского архитектора Сергея Устиновича Соловьёва и Марии Петровны Суховой. <…> Ольга и Мария стали профессиональными художницами и были членами Горкома художников книги и графики».
«Детские акварели <…> 1907–1908 гг.— это двухлетняя игра девочек Соловьёвых, с поразительной точностью изобразивших свою жизнь, интерьеры дома, праздники, прогулки и людей, их окружавших».
Из текста Екатерины Дружининой «Альбом акварелей M. С. и О. С. Соловьёвых».
«”Ёлка” приурочивалась к празднику Рождества, поэтому устраивали её либо вечером в день праздника 25 декабря, либо, по немецкому обычаю, накануне, в так называемый сочельник. “Ёлка”, как и сейчас, была праздником по преимуществу детским. Установка дерева и его укрепление сопровождались традиционной законспирированностью: дети не допускались к украшению ёлки, не должны были знать, что на ней окажется и какие подарки будут им сделаны».
Из главы «Ёлка» книги Владимира Долгорукова (Владимирова) «В былой Москве».
«Почти в каждом дворянском особняке имелась зала — комната, предназначенная исключительно для танцев и в другое время никому не нужная. В ней только по стенам стояли стулья, а в её конце — рояль. Это и способствовало ёлочной “конспирации”. Примерно за сутки до празднества в зале на деревянном кресте устанавливалась большая, высокая ёлка. Туда же переносились свечи, украшения и подарки, и взрослые представители семьи, заперев двери на ключ, приступали к украшению дерева. Так как “ёлке” придавалось значение религиозного праздника, то верхушка дерева неизменно увенчивалась “рождественской звездой” из золотой или серебряной бумаги с соответствующими лучами, а среди прочих украшений, подобных теперешним, висели картонные ангелы».
Из главы «Ёлка» книги Владимира Долгорукова (Владимирова) «В былой Москве».
«В отличие от теперешней ёлки мало было уделено внимания Деду Морозу и преобладали хлопушки и шоколадные бомбы с сюрпризами, первые с бумажными колпаками, а вторые с медными брошками или колечками с каменками. Было тоже много позолоченных и посеребренных грецких орехов, мандаринов и крымских яблок и всякого рода бонбоньерок — картонных фигурных коробочек с конфетами. Лёгкие игрушки (куклы, дудки и проч.) тоже часто висели на ёлке. Всё это вешалось на шерстяных нитках разного цвета. Крест под ёлкой закрывался ватой, обсыпанной “снежными” блестками. Вокруг него клались и устанавливались подарки».
Из главы «Ёлка» книги Владимира Долгорукова (Владимирова) «В былой Москве».
Другие рисунки дореволюционного периода
Советский период
«В дер. Ново-Павловке, Рязанской губ., ребята рождество провели по-новому. Когда я предложил им не драться на кулачках и не производить целование, то думал, что в такой некультурной деревне, далеко отстающей от других деревень, они не согласятся. Но они приняли моё предложение и согласились со мной. Во-первых, играли в игры: “Летать на аэроплане”, “Петушиный бой” и другие. Вместо кулачек катались на санках с горы. Вечером пели пионерские песни: “Паровоз”, “Пионерский марш” и другие. Песни им нравились. По советам “Дружных ребят” делали игрушки из горошин и вместо спичек брали тонкие палочки. Играли в снежки. И всем этим ребята заинтересовались и бросили кулачки и поцелуи. Поцелуи бросили, потому что боялись заразиться.
Вот так мы проведём это и в другой праздник».
Из пионерского письма в журнал «Дружные ребята», № 24 1929 года.
«До рождества оставалось десять дней. В третьем очаге (детское воспитательное учреждение с продлённым рабочим днём. — Г. К.) руководитель собрал ребят и провёл с ними беседу о рождестве и ёлке.
— Рождество не наш праздник, — говорил руководитель, — его придумали попы, чтобы легче обманывать тёмный невежественный народ. Устраивать ёлку — тоже вредный обычай. Разве можно срубать молодые деревья? Они должны расти.
— А мне в прошлом году мама ёлку купила, — сказала Шура.
— Вот видите, — сказал руководитель, — теперь все мы должны бороться против ёлки».
Из рассказа А. Фаногенова «Без ёлки». Журнал «Чиж», № 12 1931 года.
«Вместе с руководителем ребята написали Шуриной маме общественное письмо. <…>
— Хорошо, — сказала она, — я не буду покупать ёлки. Но тогда Шура будет плакать.
— Нет, мама, я не буду плакать, — сказала Шура. — Мы все вместе решили, что ёлки мы устраивать больше не будем.
— Это ты только сейчас так говоришь, — сказала Шурина мама. — Посмотрим, что ты скажешь, когда в самом деле без ёлки останешься!»
Из рассказа А. Фаногенова «Без ёлки». Журнал «Чиж», № 12 1931 года.
«На рождестве в очаг пришли все ребята и весь день провели в труде. Они разучивали антирелигиозные песни, занимались в рабочей комнате, писали заметки и клеили свою стенную газету.
Поздно вечером довольные ребята вернулись домой и рассказали родителям про свой день в очаге».
Из рассказа А. Фаногенова «Без ёлки». Журнал «Чиж», № 12 1931 года.
«Значительная часть жизни проходила в бомбоубежищах. Там спали, там кормили детей, там занимались с ними при свете керосиновой лампы, коптилки, а то и при свете лучины. Очевидцы вспоминают обычную для того времени картинку: наверху тревога, стреляют зенитки, а внизу, в убежище, воспитатель развлекает детей — показывает им чучело зайца и рассказывает о заячьих повадках. За спиной воспитателя — няня с пучком лучин в руках…
Воспитатели разучивали с ребятами песни, устраивали — в декабре 1941 года! — новогоднюю ёлку и очень много много внимания уделяли рисованию. Когда рисунок был закончен, у ребёнка спрашивали: “Что ты нарисовал?” И бережно записывали ответ».
Из альбома Эльмиры Голубевой «Рисуют дети блокады» (1969).
«В школе закончились занятия, и теперь она стояла, неприветливо глядя в ночь тёмными окнами пустых классов.
В предновогодние дни в школе идёт оживлённая подготовка к Новому году. В актовом зале расположились художники. Некоторые девочки готовят “снег” и “сосульки” для украшения зала. Но, к сожалению, многие ребята не принимают участия в оформлении зала, где должна стоять ёлка. Всё говорит за то, что в Новый год ребятам будет преподнесён хороший сюрприз».
Из творческой работы (конкурсного сочинения) школьника Владимира Ткалуна.
«Новогодняя ночь незаметно окутала во мглу город, в этот вечер, кажущийся красивее и торжественнее.
В школе шумно. Через несколько минут начало новогоднего маскарада старшеклассников. В пёстрой толпе ожидающих и мрачные пираты, и страшная Баба-яга, и снежинки в лёгких, сверкающих нарядах, и смешные клоуны, и ещё много ребят в различных карнавальных костюмах. Заглушая говор ребят, полилась музыка из репродукторов. Праздничный зал приветливо раскрыл свои объятия, приглашая ребят к сияющей огнями красавице-ёлке».
Из сочинения Владимира Ткалуна.
«Казалось бы, веселье началось, но мальчики и девочки, разбившись на две группы, сидели и стояли в ожидании чего-то неожиданного. Такое, к сожалению, часто имеет место на наших школьных вечерах. <.…>
Затем были вручены призы за лучшие карнавальные костюмы. После этого короткого перерыва снова танцы.
Веселье продолжается!»
Из сочинения Владимира Ткалуна.
Работы из книги Софьи Болдыревой «Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией» (1974)
Подобная «непраздничная» книга взята в качестве одного из источников не только потому, что литературы с «непарадными» детскими рисунками (теми, что создаются не в специализированных кружках и студиях, где под контролем специалистов зачастую теряется непосредственность) не так уж много, но и поскольку кажется несомненным, что подборка, насколько это возможно, должна включать рисунки самых разных детей.
Современный период
«Очень часто <…> дети просят родителей или других взрослых что-нибудь нарисовать. Попытайтесь, если это возможно,не изображать предметы. <…> У ребёнка быстро складываются стойкие стереотипы образов: домик — квадрат с треугольником наверху (и никак иначе), ёлочка — три поставленных друг на друга треугольника. Если взрослые демонстрируют шаблоны, то обычно дети их усваивают и не пытаются больше изменить. Это легко проверить, вспомнив примеры из собственного детства. Важно давать ребёнку самостоятельно создать образ. Вот ёлочка, которую девочка придумала без подсказки взрослых».
Из главы «Бесформенные изображения» книги Марины Озеровой «О детском рисовании».