Хоррор про Снегурочку, Стругацкие и пародия на Хрущёва: семь советских снежных сказок

После тяжё­ло­го года в зим­ние кани­ку­лы мы заслу­жи­ва­ем вкус­ной еды, дол­го­го сна и про­смот­ра при­ят­ных филь­мов, а нет ниче­го уют­нее совет­ских кино­ска­зок. Сего­дня, когда мы сно­ва пере­жи­ва­ем бум ска­зоч­но­го кино, труд­но не вспом­нить его предшественника.

В СССР, осо­бен­но в пери­од застоя, было сня­то так мно­го филь­мов-ска­зок, что сре­ди них мож­но выде­лить отдель­ные под­жан­ры. Посколь­ку глав­ным совет­ским празд­ни­ком был Новый год, обра­зо­ва­лось целое направ­ле­ние «снеж­ных ска­зок», в кото­рых дол­гая рус­ская зима при­об­ре­ла маги­че­ский оре­ол. Если в жиз­ни «три белых коня» лег­ко могут уне­сти в депрес­сию, то на экране зима все­гда выгля­дит при­вле­ка­тель­но и поз­во­ля­ет сми­рить­ся с холо­дом, вет­ром и корот­ки­ми сол­неч­ны­ми днями.

Еле­на Куш­нир пред­ла­га­ет устро­ить­ся поудоб­нее под тёп­лым пле­дом с горя­чим чаем или аро­мат­ным глинт­вей­ном и погру­зить­ся в самое при­ят­ное ощу­ще­ние на све­те — без­за­бот­ное детство.


Снежная сказка (1959)

Малень­кий фан­та­зёр Митя (заме­ча­тель­ный вес­нуш­ча­тый Игорь Ершов), что­бы про­из­ве­сти впе­чат­ле­ние на одно­класс­ни­ков, уве­ря­ет, что может ожи­вить снеж­ную бабу с помо­щью сочи­нён­но­го на ходу закли­на­ния и «вол­шеб­ных» часов, кото­рые яко­бы спо­соб­ны оста­но­вить вре­мя во всём мире. К его изум­ле­нию, снеж­ная баба ста­но­вит­ся пре­крас­ной девоч­кой Лёлей (Алла Кожо­ки­на). Вопло­ще­ние бод­рой совет­ской пио­не­рии и эфир­ное созда­ние со све­тя­щи­ми­ся голу­бы­ми гла­за­ми вне­зап­но под­вер­га­ют­ся ата­кам таин­ствен­но­го ста­ри­ка — это Ста­рый год (Евге­ний Лео­нов в гри­ме и шап­ке-пирож­ке совет­ской пра­ви­тель­ствен­ной герон­то­кра­тии), кото­рый наде­ет­ся с помо­щью вол­шеб­ных часов, бью­щих­ся у Лёли в гру­ди, оста­но­вить при­ход Ново­го года. Ожи­вив трёх снеж­ных баб (одна из них Кла­ра Луч­ко) с гово­ря­щи­ми име­на­ми Чёр­ная, Про­даж­ная и Бумаж­ная душа, недоб­рый ста­рик запус­ка­ет в дей­ствие ковар­ный план.

Сце­нар­ный и режис­сёр­ский дуэт Эль­да­ра Шен­ге­лая и Алек­сея Саха­ро­ва поста­вил первую в совет­ском кино совре­мен­ную сказ­ку «Леген­да о ледя­ном серд­це» (1957) по моти­вам кир­гиз­ской леген­ды, акку­рат­но смик­ши­ро­ван­ной со сказ­кой Гау­фа, — кар­ти­ну ско­рее при­ме­ча­тель­ную нова­тор­ством, чем по-насто­я­ще­му хорошую.

Одна­ко сле­ду­ю­щий фильм тан­де­ма полу­чил­ся очень удач­ным. Здесь нет типич­ной нена­ви­сти к детям, кото­рые сто­ят на ушах, висят на стен­ках в спорт­за­ле, радост­но бега­ют по сне­гу — сло­вом, дела­ют всё, что поло­же­но детям, за что их регу­ляр­но ругал совет­ский кине­ма­то­граф. Тут дети высту­па­ют на сто­роне добра, всё зло идёт от взрос­лых, в одном из кото­рых (Лео­но­ве в его шап­ке) худ­со­вет во гла­ве с вопло­ще­ни­ем без­дар­но­сти — авто­ром совет­ско­го гим­на Сер­ге­ем Михал­ко­вым — усмот­рел паро­дию на Хру­щё­ва. Воз­мож­но, пра­виль­но усмот­рел. Конеч­но, ника­ко­го Хру­щё­ва Лео­нов не игра­ет. Всё дело в неко­то­рых взрос­лых как тако­вых — чёр­ных, про­даж­ных, бумаж­ных, завист­ли­вых и без­дар­ных мёрт­вых душах.


Морозко (1964)

Важ­ней­шая сказ­ка совет­ско­го дет­ско­го кино, постав­лен­ная вели­ким Алек­сан­дром Роу, кото­рый насмеш­ни­чал там, где дру­гой маэст­ро-ска­зоч­ник Алек­сандр Птуш­ко давал мас­штаб и эпич­ность. Сек­рет оба­я­ния филь­мов Роу в сохра­не­нии отго­лос­ков насто­я­щей рус­ской народ­ной сказ­ки. На экране нель­зя было демон­стри­ро­вать ниче­го «непри­лич­но­го», бес­стыд­но­го и страш­но­го, что встре­ча­ет­ся в фольк­ло­ре всех наро­дов мира. Зри­те­ли виде­ли кастри­ро­ван­ные, при­чё­сан­ные, при­пуд­рен­ные вер­сии, вто­ря­щие заоке­ан­ским пас­то­ра­лям «Дис­нея», но Роу нахо­дил спо­со­бы наве­сти смуту.

В первую оче­редь все его пер­со­на­жи смеш­ные, либо с лёг­ким «при­ба­ба­хом», даже угне­тён­ная абью­зив­ной маче­хой Настень­ка (Ната­лья Седых). Гра­дус заби­то­сти этой боль­шегла­зой девуш­ки под­нят до такой сте­пе­ни, что она кажет­ся сме­сью геро­и­ни пор­но­гра­фи­че­ско­го ани­ме с город­ской сума­сшед­шей. Седых раз­го­ва­ри­ва­ет дет­ским голос­ком, при этом ино­гда смот­рит на жени­ха Ива­на (Эду­ард Изо­тов) стран­но при­сталь­ным взгля­дом, как буд­то гото­вит­ся ски­нуть свой сара­фан. Без­ро­пот­ные жерт­вы абью­зе­ров в сказ­ках ино­гда вызы­ва­ют раз­дра­же­ние, но не в её слу­чае: она слиш­ком стран­ная! В этом и заклю­чён под­черк Роу, ока­ри­ка­ту­рив­ше­го дет­ское кино.

Режис­сёр поис­ти­не автор­ских ска­зоч­ных филь­мов, а не про­ход­но­го теле­ма­те­ри­а­ла, открыл миру «глав­ную нечисть СССР» — гран­ди­оз­но­го харак­тер­но­го актё­ра Геор­гия Мил­ля­ра, про­сла­вив­ше­го­ся испол­не­ни­ем роли Бабы-яги, кото­рая даже в самой комич­ной ипо­ста­си оста­ва­лась доволь­но страш­ным суще­ством. И конеч­но, в филь­ме бли­ста­ет ещё не очень извест­ная Инна Чури­ко­ва, чья Мар­фу­шень­ка-душень­ка до сих пор вдох­нов­ля­ет ост­ро­ум­ных юту­бе­ров на созда­ние обра­зов бью­ти-бло­ге­ров прошлого.


Снегурочка (1968)

Кар­ти­на начи­на­ет­ся с тор­же­ствен­но зачи­тан­но­го за кад­ром посвя­ще­ния Алек­сан­дру Нико­ла­е­ви­чу Ост­ров­ско­му, в честь юби­лея кото­ро­го сня­ли фильм. Чугун­ный офи­ци­оз, кото­рый мог бы лег­ко оттолк­нуть детей, по сча­стью, оста­ёт­ся лишь во вступлении.

Началь­ная сце­на в кол­дов­ском засне­жен­ном лесу, где в оди­но­че­стве сидит отре­шён­ная ледя­ная дева (дебю­тант­ка Евге­ния Фило­но­ва), вдруг пре­ры­ва­ет­ся крат­ким момен­том фолк-хор­ро­ра. Мед­лен­но мор­га­ет зло­ве­щая сова. Зву­чит поту­сто­рон­няя музы­ка. От дере­вьев отде­ля­ет­ся нечто оду­шев­лён­ное из коря­вых сучьев и жут­ким голо­сом заявляет:

«Конец зиме, про­пе­ли пету­хи. Вес­на-крас­на спус­ка­ет­ся на землю».

После чего леший со зло­дей­ским хохо­том исче­за­ет. Оте­че­ствен­ный хор­рор, до поры до вре­ме­ни зата­ив­ший­ся в ска­зоч­ном кине­ма­то­гра­фе, где под эги­дой без­обид­но­го дет­ско­го филь­ма мож­но было про­яв­лять непод­цен­зур­ную фан­та­зию, на этом закан­чи­ва­ет­ся, но про­из­во­дит впе­чат­ле­ние, спо­соб­ное здо­ро­во испу­гать юных зрителей.

Не успе­ва­ем мы загля­нуть в мир людей, как нас вновь бро­са­ет в мисти­че­ский лес, где на сей раз бро­дит меч­та­тель­ная кра­са­ви­ца Вес­на (Ната­лья Кли­мо­ва), чей неж­ный голо­сок дуб­ли­ру­ет какое-то элек­трон­ное эхо. Мисти­ку опять пре­ры­ва­ет три­ви­аль­ное явле­ние тёп­ло­го чело­ве­че­ско­го мира, в кото­ром про­ис­хо­дят обыч­ные вещи: в кого-то влюб­ля­ют­ся, кого-то бро­са­ют, у деву­шек идёт неглас­ный кон­курс кра­со­ты и тому подоб­ное. Тут режис­сёр и актёр Павел Кадоч­ни­ков нас ничем осо­бен­но не удив­ля­ет, а ужас­ные пари­ки арти­стов слиш­ком бро­са­ют­ся в глаза.

Фильм выиг­ра­ет за счёт наив­ной мисти­ки в том самом закол­до­ван­ном лесу и погру­жён­ной в лич­ной транс Фило­но­вой, создав­шей образ незем­но­го бес­чув­ствен­но­го созда­ния. Дочь актри­сы говорила:

«Она была не от мира сего, как и её пер­со­наж. И не игра­ла Сне­гу­роч­ку, а была ею».


Двенадцать месяцев (1972)

Игро­вая экра­ни­за­ция ново­год­ней пье­сы Саму­и­ла Яко­вле­ви­ча Мар­ша­ка извест­на мень­ше кра­соч­ной ани­ма­ции 1956 года, хотя заслу­жи­ва­ет при­зна­ния. Это оча­ро­ва­тель­ный фильм, постав­лен­ный по кано­нам теат­раль­ной услов­но­сти, но она толь­ко к лицу сказ­ке с восточ­но­ев­ро­пей­ски­ми или, может быть, север­ны­ми моти­ва­ми, кото­рые хоро­шо пере­да­ны в костю­мах пер­со­на­жей и деко­ра­ци­ях. Евро­пе­и­зи­ро­ван­ные сказ­ки в СССР сни­ма­ли реже, чем рус­ские народ­ные, и это один из самых удач­ных примеров.

Даже сде­лан­ный пре­иму­ще­ствен­но из ново­год­не­го «дож­ди­ка» ска­зоч­ный лес, в кото­рый отправ­ля­ет­ся за под­снеж­ни­ка­ми Пад­че­ри­ца (дебю­тант­ка Ната­лья Попо­ва), что­бы испол­нить каприз взбал­мош­ной малень­кой Коро­ле­вы (сту­дент­ка теат­раль­но­го Лиа­на Жва­ния), не кажет­ся ремес­лен­ной подел­кой для про­вин­ци­аль­но­го дома куль­ту­ры. Это фан­та­зий­ная абстрак­ция, кото­рая ино­гда при­да­ёт поста­нов­кам необ­хо­ди­мую иро­нич­ную инто­на­цию, как в шести­де­сят­ни­че­ских пост­мо­дер­нист­ских сказ­ках «Король-олень» (1969) и куль­то­вой «Прин­цес­се Туран­дот» (1963). Отте­пель­ной воль­но­стью смут­но веет даже в застой­ном филь­ме, что было заме­че­но цен­зо­ра­ми, едва не похо­ро­нив­ши­ми кар­ти­ну, где интел­ли­гент­ный Про­фес­сор (Нико­лай Вол­ков) говорит:

«Похо­же, насту­пи­ла вес­на. Или даже оттепель».

Два с поло­ви­ной часа хро­но­мет­ра­жа не кажут­ся затя­ну­ты­ми, авто­ры выдер­жи­ва­ют темп, слег­ка про­ви­са­ю­щий лишь к фина­лу. Неза­ез­жен­ные актё­ры, в осо­бен­но­сти начи­на­ю­щие испол­ни­тель­ни­цы глав­ных ролей, лирич­ная Попо­ва и задор­ная Жва­ния, при­вно­сят ощу­ще­ние све­же­сти и юно­сти — слиш­ком часто мы виде­ли в сказ­ках одни и те же лица.


Ледяная внучка (1980)

Мрач­ней­шее пере­осмыс­ле­ние народ­ной сказ­ки и пье­сы Ост­ров­ско­го Бори­сом Рыца­ре­вым, луч­шим режис­сё­ром-ска­зоч­ни­ком вто­ро­го поко­ле­ния, кото­рое появи­лось после Роу, Птуш­ко и Надеж­ды Коше­ве­ро­вой. Поми­мо Рыца­ре­ва мож­но назвать, пожа­луй, толь­ко Лео­ни­да Неча­е­ва. Совет­ская сказ­ка оста­ви­ла боль­шое насле­дие, но, увы, не наслед­ни­ков — совре­мен­ные режис­сё­ры, кото­рые пере­пе­ва­ют ста­рые сказ­ки на новый лад, не име­ют ника­ко­го отно­ше­ния к совет­ской традиции.

В год пре­мье­ры фильм раз­ру­га­ли, и в даль­ней­шем он неза­слу­жен­но ока­зал­ся забы­тым. Рыца­рев, тяго­тев­ший к тём­но­му фэн­те­зи ещё в 1970‑х, удач­но ввёл в сказ­ку эле­мен­ты хор­ро­ра, при­чём не фольк­лор­но­го, как было свой­ствен­но совет­ско­му фан­та­зий­но­му кине­ма­то­гра­фу, а готи­че­ско­го. Сыг­рав­шая Сне­гу­роч­ку Свет­ла­на Орло­ва появ­ля­лась ещё в филь­ме Рыца­ре­ва «Прин­цес­са на горо­шине», в кото­ром режис­сёр экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с евро­пей­ским Средневековьем.

Имен­но за транс­фор­ма­цию лири­че­ской геро­и­ни в ледя­ную деву-смерть из легенд Рыца­рев под­верг­ся обструк­ции. Сне­гу­роч­ка в филь­ме ста­но­вит­ся смут­ным объ­ек­том жела­ния по Буню­э­лю. Люди тара­щат на неё гла­за, и все пре­да­ют её. От деда с баб­кой, кото­рым доста­лось это сокро­ви­ще, до жени­ха, не спо­соб­но­го защи­тить её от пося­га­тельств влюб­лён­но­го кня­зя, кото­ро­го игра­ет Аль­берт Фило­зов, создан­ный со сво­им дюре­ров­ским лицом для мисти­ки и фан­тас­ма­го­рий. Тогда пре­крас­ная дева отбра­сы­ва­ет обре­тён­ную чело­веч­ность и замо­ра­жи­ва­ет насмерть всю дерев­ню, воз­вра­ща­ясь к фольк­лор­ным кор­ням, когда Мара-зима сим­во­ли­зи­ро­ва­ла голод и смерть. Это инно­ва­ци­он­ное кино долж­но обре­сти при­зна­ние хотя бы в сего­дняш­нюю эпо­ху постхоррора.


Чародеи (1982)

Ино­гда в Сети встре­ча­ют­ся пред­по­ло­же­ния, что режис­сёр Кон­стан­тин Бром­берг соби­рал­ся сни­мать экра­ни­за­цию рома­на бра­тьев Стру­гац­ких «Поне­дель­ник начи­на­ет­ся в суб­бо­ту», но это все­го лишь миф. Леген­дар­ные фан­та­сты напи­са­ли сце­на­рий филь­ма, но до пере­строй­ки никто не поз­во­лил бы снять сати­ру на нау­ку — кри­ти­ко­вать мож­но было толь­ко тор­гов­лю и ответ­ствен­ных работ­ни­ков низ­ше­го зве­на вро­де началь­ни­ков ЖКХ. Об этом гово­рил ещё Васи­лий Шукшин:

«Армию — не тронь, мили­цию не тронь, пар­тап­па­рат не тронь, чинов­ни­ков мини­стер­ско­го ран­га не тронь… Ну, а мужи­ка я и сам не буду. В Рос­сии — все хорошие!»

Посколь­ку в Рос­сии все хоро­шие, сати­ра в филь­ме про­ез­жа­ет­ся по отдель­но взя­тым карье­ри­стам и бюро­кра­там. Всё это без­зу­бое уны­ние бла­го­по­луч­но рас­тво­ря­ет­ся в застой­ном вай­бе, когда люди были уве­ре­ны, что жизнь без лимо­нов зимой, с хам­ством обслу­жи­ва­ю­ще­го пер­со­на­ла, необ­хо­ди­мо­стью быть с «мох­на­той рукой» даже при покуп­ке биле­тов на поезд и про­чие при­ме­ты убо­го­го быта с нами в СССР навсегда.

И всё же есть что-то в этой кар­тине из кате­го­рии то ли веч­но­сти, то ли надеж­ды на зав­тра. Китеж-град, кото­рый под­ня­ли со дна озе­ра (сни­ма­ли в Суз­да­ле, тра­ди­ци­он­но изоб­ра­жав­шем на экране ска­зоч­ный город), выгля­дит по-насто­я­ще­му вол­шеб­ным. Ред­кое по тем вре­ме­нам соче­та­ние магии с совре­мен­но­стью, кото­рое одна­жды пре­вра­тит «Гар­ри Пот­те­ра» в куль­тур­ный фено­мен миро­во­го масштаба.

Пес­ни в коме­дий­ных филь­мах к 1980‑м годам нача­ли утом­лять, но здесь они зву­чат совре­мен­но. Мно­го ярких вто­ро­сте­пен­ных геро­ев, вро­де бы незна­чи­тель­ных, но запо­ми­на­ю­щих­ся реплик. Конеч­но, это не сра­бо­та­ло бы без секс-сим­во­лов в глав­ных ролях: Алек­сандра Яко­вле­ва, сняв­ша­я­ся в эро­ти­че­ской сцене в филь­ме-ката­стро­фе «Эки­паж», ста­ла супер­звез­дой, а Алек­сандр Абду­лов был глав­ным прин­цем совет­ско­го кино.

И не в послед­нюю оче­редь — после про­смот­ра филь­ма душа про­сит сне­га и зимы. Насто­я­щее чародейство.


Тайна Снежной королевы (1986)

Совер­шен­но напрас­но рас­тя­ну­тая на две серии вер­сия сказ­ки Андер­се­на, в кото­рую режис­сёр Нико­лай Алек­сан­дро­вич (автор сим­па­тич­но­го лет­не­го кино про пио­нер­ла­герь «Зав­трак на тра­ве») впих­нул типич­но совет­скую кон­до­вую дидак­ти­ку. Совет­ские дет­ские филь­мы, за неко­то­рым исклю­че­ни­ем, детей не люби­ли, выстав­ля­ли их малень­ки­ми мон­стра­ми и пыта­лись при­стру­нить за непо­сред­ствен­ность, меч­та­тель­ность, любовь к варе­нью, за что угодно.

Тра­ди­цию вби­вать в сте­ну гвоз­ди, кото­рые вылез­ли нару­жу, уна­сле­до­ва­ло боя­ще­е­ся эту новую непо­нят­ную «нефор­маль­ную» моло­дёжь пере­стро­еч­ное кино, к кото­ро­му номи­наль­но отно­сит­ся фильм Алек­сан­дро­ви­ча. Поми­мо воли Андер­се­на с его хру­сталь­ны­ми хри­сти­ан­ски­ми моти­ва­ми, режис­сёр за каким-то чёр­том поуча­ет под­рост­ков, кото­рые яко­бы ста­но­вят­ся в пери­од пубер­та­та без­душ­ны­ми эгоистами.

Эго­и­ста Кая игра­ет рано погиб­ший Ян Пузы­рев­ский, не дожив­ший до 25 лет, что дела­ет мора­ли­за­тор­ство Алек­сан­дро­ви­ча совсем оттал­ки­ва­ю­щим. Душев­ность, как в ори­ги­на­ле, сим­во­ли­зи­ру­ет Гер­да, но у игра­ю­щей все­про­ща­ю­щую жен­скую любовь Нины Гомиа­шви­ли скром­ные актёр­ские спо­соб­но­сти и хариз­ма, в отли­чие от Пузы­рев­ско­го, смот­реть на кото­ро­го все­гда инте­рес­но. Рас­сказ­чик, или Голос сказ­ки, в испол­не­нии Оле­га Ефре­мо­ва и вовсе раз­дра­жа­ет. Это абсо­лют­но не его роль, и вме­сто доб­ро­ты полу­ча­ет­ся кисель­ная сентиментальность.

Всё это мож­но выдер­жать бла­го­да­ря вто­ро­сте­пен­ным отри­ца­тель­ным пер­со­на­жам (осо­бен­но хоро­ши Кра­пив­ные побе­ги с хули­ган­ской песен­кой) и пре­крас­ной Али­се Бру­новне Фрейнд­лих, с явным удо­воль­стви­ем игра­ю­щей снеж­ную зло­дей­ку. Актри­са бук­валь­но пор­ха­ет в роли, а её «про­сту­жен­ный» голос зву­чит как нель­зя кстати.


Читай­те также: 

Семь неба­наль­ных филь­мов для зим­них праздников

«Ёлки» по-ста­лин­ски: ново­год­няя сказ­ка эпо­хи тоталитаризма

Убрать сте­ноч­ку — и в про­шлое. «Ста­рые пес­ни о глав­ном» как модель рая пост­со­вет­ской России

Поделиться