Семь небанальных фильмов для зимних праздников

Про­смотр «Иро­нии судь­бы», под кото­рый стра­на дежур­но стро­га­ет сала­ты, никто не отни­мет у наше­го зри­те­ля. Тра­ди­ци­он­ный набор с оли­вье и коме­ди­ей Ряза­но­ва мож­но всё-таки ино­гда раз­но­об­ра­зить. В оте­че­ствен­ном кине­ма­то­гра­фе нет тако­го оби­лия рож­де­ствен­ских и ново­год­них филь­мов, как в запад­ном, но празд­нич­ное кино, поми­мо извест­ной всем клас­си­ки, ино­гда сни­ма­ют и в наших широтах.

VATKNIKSTAN пред­ла­га­ет под­бор­ку филь­мов, кото­рые мог­ли прой­ти мимо ваше­го вни­ма­ния. Сре­ди них — совет­ский хор­рор о Сне­гу­роч­ке, пер­вая оте­че­ствен­ная ново­год­няя дра­ме­ди и ретроб­лок­ба­стер, кото­рый мы нако­нец можем назвать рос­сий­ским Голливудом.


«Новогодние приключения Маши и Вити» (1975)

Дед Мороз, по тра­ди­ции всех муд­рых ста­рых вол­шеб­ни­ков от Мер­ли­на до Дам­бл­до­ра, отправ­ля­ет на смерть моло­дое поко­ле­ние. Маша и Витя (Ната­ша Симо­но­ва и Юра Нахра­тов) долж­ны осво­бо­дить Сне­гу­роч­ку из пле­на Кощея, что­бы насту­пил Новый год. Изоб­ре­та­тель­ные дети отправ­ля­ют­ся в сказ­ку, воору­жён­ные эмпа­ти­ей со сто­ро­ны Маши и элек­тро­шо­ке­ром со сто­ро­ны Вити. Момент пыт­ки Леше­го элек­три­че­ством вы мог­ли про­пу­стить в дет­стве или он пока­зал­ся вам смеш­ным, но вооб­ще-то доволь­но стран­но встав­лять в филь­мы для млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та такие таран­ти­нов­ские сцены.

Дале­ко не всё, что радо­ва­ло нас в корот­ких шта­ниш­ках, про­хо­дит испы­та­ние вре­ме­нем, одна­ко мюзикл с пес­ня­ми Ген­на­дия Глад­ко­ва, что назы­ва­ет­ся, хоро­шо поста­рел бла­го­да­ря задор­ным мело­ди­ям в испол­не­нии коло­рит­ной нечи­сти. Рядом с Лешим (милей­ший Гри­го­рий Штиль) и Котом (Миха­ил Бояр­ский, кото­рый через год пере­ко­чу­ет в том же обра­зе в «Маму» с Гур­чен­ко) бли­ста­ет звез­да это­го филь­ма — Баба-яга в мини-юбке (Вален­ти­на Косо­буц­кая, един­ствен­ная спо­соб­ная соста­вить кон­ку­рен­цию Геор­гию Мил­ля­ру в этой роли).


«Ледяная внучка» (1980)

Одна из ледя­ных вну­чек Деда Моро­за влюб­ля­ет­ся в куз­не­ца, ради кото­ро­го ста­но­вит­ся обыч­ной зем­ной девуш­кой Люба­шей (Свет­ла­на Орло­ва). Влюб­лён­ным пре­пят­ству­ет князь-зло­дей (Аль­берт Фило­зов), кото­рый за это поплатится.

О бли­зо­сти совет­ских филь­мов-ска­зок к анти­со­вет­ским жан­рам ужа­сов, мисти­ки и тём­но­го фэн­те­зи мож­но напи­сать мас­штаб­ное куль­ту­ро­ло­ги­че­ское иссле­до­ва­ние — мате­ри­а­ла на эту тему доста­точ­но. На каж­дый жиз­не­ра­дост­ный, неза­тей­ли­вый, про­ник­ну­тый пио­нер­ским задо­ром фильм с румя­ны­ми щёч­ка­ми при­дёт­ся по слож­но­со­став­ной визи­о­нер­ской прит­че, кото­рая из сего­дняш­не­го дня вос­при­ни­ма­ет­ся как мелан­хо­лич­ное арт-хаус­ное кино или вовсе постхоррор.

Выда­ю­щий­ся режис­сёр вто­ро­го поко­ле­ния совет­ских кино­ска­зоч­ни­ков Борис Рыца­рев (если счи­тать пер­вым поко­ле­ни­ем таких клас­си­ков, как Алек­сандр Роу и Алек­сандр Птуш­ко) начи­нал с про­сто­душ­ных дет­ских филь­мов, в кото­рых уже был заме­тен его осо­бен­ный почерк. Напри­мер, «Весё­лое вол­шеб­ство» (1969) — без­услов­но, фильм «для самых малень­ких», но с доволь­но страш­ны­ми сце­на­ми у Кощея. Даль­ше в твор­че­стве Рыца­ре­ва нача­ли силь­нее про­сту­пать эле­мен­ты ужа­сов. В вари­а­ции на тему ска­зок Андер­се­на «Прин­цес­са на горо­шине» (1976) одна из сюжет­ных линий — с без­об­раз­ным трол­лем и влюб­лён­ной в него прин­цес­сой-кол­ду­ньей — бли­же к готи­че­ско­му трил­ле­ру, чем к дет­ской сказ­ке. Но вер­ши­ны хор­ро­ра Рыца­рев дости­га­ет в «Ледя­ной внучке».

Совре­мен­ная кри­ти­ка раз­ру­га­ла режис­сё­ра за заиг­ры­ва­ние с тём­ной сто­ро­ной сказ­ки и нети­пич­ный образ Снегурочки.

«Она пре­вра­ща­ет в лед­ни­ки кня­же­ский терем, само­го кня­зя, его при­спеш­ни­ков и, страш­но ска­зать, сты­нет кровь в жилах — замо­ра­жи­ва­ет малых детей в кре­стьян­ских избах. Таких демо­ни­че­ских геро­инь рус­ская сказ­ка не зна­ла, они про­ти­во­по­ка­за­ны её эсте­ти­ке и преж­де все­го этике».

На самом деле насто­я­щая фольк­лор­ная Сне­гу­роч­ка и долж­на быть такой, как в филь­ме Рыца­ре­ва, — вопло­ще­ни­ем смер­ти в обли­ке при­зрач­ной кра­са­ви­цы, а не милаш­кой с крем­лёв­ских ёлок.

Во вре­мя про­смот­ра в оче­ред­ной раз заду­мы­ва­ешь­ся о том, что Фило­зов был иде­аль­ным актё­ром фэн­те­зи. В соц­ре­а­лиз­ме ему с этим дюре­ров­ским лицом и евро­пей­ской хариз­мой делать было нече­го — толь­ко играть каких-нибудь бюро­кра­тов сред­ней руки. А вот любую нере­аль­ную реаль­ность сто­и­ло сле­пить вокруг это­го вели­ко­го арти­ста, при­ба­вив Сне­гу­рок, лис, куриц и всех осталь­ных, кто тол­пил­ся рядом с ним на экране.

Боль­ше о совет­ских кино­сказ­ках читай­те в мате­ри­а­ле «В гостях у сказ­ки. Совет­ское кино от былин до тём­но­го фэнтези»


«Снегурочку вызывали?» (1985)

У Сне­гу­роч­ки из фир­мы доб­рых услуг (Ири­на Алфё­ро­ва) забо­ле­ва­ет парт­нёр. Девуш­ка про­сит раз­во­зя­ще­го арти­стов води­те­ля мик­ро­ав­то­бу­са (Вла­ди­мир Мень­шов) побыть в роли Деда Моро­за. Два оди­но­че­ства целый день разъ­ез­жа­ют по горо­ду с поздрав­ле­ни­я­ми, зача­стую встре­чая стран­ных заказчиков.

Хотя в филь­ме были все сла­га­е­мые лёг­ко­го успе­ха — Новый год, роман­ти­че­ские обер­то­ны, звёз­ды пер­вой вели­чи­ны, — он про­шёл неза­ме­чен­ным. Воз­мож­но, пото­му что дву­ли­кое настро­е­ние дра­ме­ди было очень неха­рак­тер­ным для совет­ско­го ново­год­не­го кино. На ули­цах сума­то­ха, ото­всю­ду под­ми­ги­ва­ют ёлки, но за кра­соч­ным фаса­дом впер­вые на оте­че­ствен­ном экране царит празд­нич­ная хандра.

Герой Мень­шо­ва боль­ше все­го хочет поздра­вить малень­ко­го сына, с кото­рым ему не поз­во­ля­ет видеть­ся жена. У кра­са­ви­цы Алфё­ро­вой про­бле­мы в лич­ной жиз­ни (сде­ла­ем вид, что мы в это верим). Кли­ент­ка фир­мы (Оль­га Вол­ко­ва) вызва­ла Деда Моро­за и Сне­гу­роч­ку для себя — она одна в укра­шен­ной к празд­ни­ку квар­ти­ре, за накры­тым сто­лом. Кар­ти­на не экс­плу­а­ти­ру­ет тему ново­год­не­го оди­но­че­ства, как со вре­ме­нем ста­ло попу­ляр­ным в инди-кине­ма­то­гра­фе, тут лишь гово­рит­ся о том, каким груст­ным может быть самый весё­лый празд­ник. Зато фильм пода­рил нам иде­аль­ную Сне­гу­роч­ку — Ири­на Алфё­ро­ва тоже при­зна­ва­лась, что с дет­ства меч­та­ла её сыграть.


«Сирота казанская» (1997)

Сель­ская учи­тель­ни­ца Настя (Еле­на Шев­чен­ко) соби­ра­ет­ся отме­чать Новый год с жени­хом Колей (Нико­лай Фомен­ко) и его мно­го­чис­лен­ной род­нёй. После смер­ти мамы девуш­ка оста­лась сиро­той, но дала объ­яв­ле­ние в газе­ту, попро­сив отклик­нуть­ся воз­мож­но­го отца. Из всех при­мет отцов­ства — толь­ко имя и мамин рас­сказ о курорт­ном романе 30-лет­ней дав­но­сти. Раз­да­ёт­ся хре­сто­ма­тий­ный стук в дверь, и на поро­ге Насти­но­го дома появ­ля­ет­ся блуд­ный отец (Вален­тин Гафт). А за ним — вто­рой (Лев Дуров). А потом ещё и тре­тий, появ­ля­ю­щий­ся в костю­ме Деда Моро­за со все­на­род­но люби­мым кудах­та­ньем кота Мат­рос­ки­на (Олег Табаков).

Кор­ни коме­дий Ряза­но­ва обиль­но и густо про­рас­та­ют в режис­сёр­ском дебю­те Вла­ди­ми­ра Маш­ко­ва, кото­рый, в общем-то, не скры­ва­ет, что под­вы­пив­ший жених, при­та­щив­ший из леса гигант­скую ёлку, — это на самом деле Иппо­лит в похо­жей шап­ке. Да и вся коме­дия нелов­ких поло­же­ний, иро­ния судь­бы и радость со сле­за­ми на гла­зах в исто­рии о счаст­ли­вой сиро­те копи­ру­ют совет­ское сча­стье Нади и Жени, Ново­сель­це­ва и Калу­ги­ной, вок­заль­ной буфет­чи­цы Веры и пиа­ни­ста Рябинина.

Пер­со­на­жи Ряза­но­ва все­гда были архе­ти­пи­че­ски­ми пред­ста­ви­те­ля­ми сво­их про­фес­сий, что­бы мы отде­ля­ли город от дерев­ни, интел­ли­ген­цию от бюро­кра­тии, а воен­ных от жан­дар­мов. Прав­да, Ряза­нов не забы­вал наде­лять геро­ев лич­но­стью, а не толь­ко лич­ным делом. В филь­ме Маш­ко­ва трио ново­яв­лен­ных отцов опре­де­ля­ет­ся лишь необыч­ным родом заня­тий — фокус­ник, кос­мо­навт и кора­бель­ный кок. От кар­тон­ной плос­ко­сти пер­со­на­жей спа­са­ют име­ни­тые арти­сты. Гафт, Дуров и Таба­ков напол­ня­ют костю­мы геро­ев, им мож­но даже репли­ки не писать — они сами всё сде­ла­ют. Кро­ме того, перед нами сказ­ка о том, как яви­лись три бога­ты­ря и спас­ли царев­ну от сирот­ства, а в сказ­ках доста­точ­но быть фольк­лор­ны­ми пер­со­на­жа­ми, без глубин.

Новой клас­си­кой, в отли­чие от коме­дий Ряза­но­ва, фильм Маш­ко­ва не стал, пото­му что кажет­ся релик­том совет­ских вре­мён. От 90‑х тут толь­ко Фомен­ко на пике попу­ляр­но­сти «Рус­ско­го радио» и «рва­ная» чёл­ка геро­и­ни, всё осталь­ное — в пол­ном отры­ве от реаль­но­сти. Засне­жен­ное село, изба с репро­дук­ци­ей «Незна­ком­ки» Крам­ско­го и рюм­ка вод­ки на сто­ле мог­ли бы появить­ся в оте­че­ствен­ном филь­ме любой эпо­хи. А для того, что­бы стать куль­тур­ным фено­ме­ном, кар­ти­на долж­на, соб­ствен­но, отра­жать куль­ту­ру. Но это зри­тель­ское кино отлич­но выпол­ня­ет свою зада­чу — создать зри­те­лю ново­год­нее настро­е­ние, сде­лав укол опти­миз­ма пря­мо в мозг. Фильм не может не нра­вить­ся, как не могут не нра­вить­ся ман­да­ри­ны на празд­нич­ном сто­ле, если толь­ко ими не объ­есть­ся. Объ­есть­ся мы не успе­ва­ем — фильм короткий.


«Приходи на меня посмотреть» (2000)

Уже не очень моло­дая Татья­на (Ири­на Куп­чен­ко) дав­но заби­ла на идею заму­же­ства и посвя­ти­ла себя ухо­ду за мате­рью (Ека­те­ри­на Васи­лье­ва), кото­рая десять лет не вста­ёт с кро­ва­ти, ино­гда выда­вая ток­сич­ные репли­ки вро­де: «Вот я умру, и тебе ещё хуже ста­нет». Когда в дверь под Новый год посту­чал­ся оши­бив­ший­ся адре­сом импо­зант­ный новый рус­ский (Олег Янков­ский) с буке­том и шам­пан­ским, Татья­на затас­ки­ва­ет его в квар­ти­ру, что­бы тот при­тво­рил­ся её жени­хом и тем самым успо­ко­ил бы уми­ра­ю­щую маму насчёт даль­ней­шей судь­бы дочери.

Сюжет­ные глу­по­сти — прак­ти­че­ски осно­ва любо­го филь­ма в жан­ре Christmas romance. Джон Кью­сак и Кейт Бекин­сейл в «Инту­и­ции» реши­ли после иде­аль­но­го сви­да­ния испы­тать судь­бу, не обме­няв­шись теле­фон­ны­ми номе­ра­ми, но их иди­о­тизм про­дол­жа­ет уми­лять пуб­ли­ку с 2001 года. Во всём вино­ва­ты ёлки. Без ёлок мы бы сра­зу уви­де­ли, что в сюже­те царит маразм. Так что Янков­ский, кото­рый вме­сто того, что­бы пой­ти к моло­дой любов­ни­це, тор­чит в квар­ти­ре с дву­мя незна­ко­мы­ми взбал­мош­ны­ми жен­щи­на­ми, — это ещё не самое пло­хое, что может слу­чить­ся в филь­ме про рож­де­ствен­ское чудо. Намно­го хуже Васи­лье­ва, неко­гда вели­ко­леп­но инфер­наль­ная, а бли­же к мона­сты­рю, куда артист­ка уда­ли­лась от мира, неве­ро­ят­но фаль­ши­во игра­ю­щая ужас­ную баб­ку, исто­ча­ю­щую елей. С пер­вой же сце­ны оче­вид­но, поче­му у доче­ри нет лич­ной жиз­ни. Бли­жай­шее к этой исто­рии — холод­ная садо­ма­зо­хист­кая мело­дра­ма «Пиа­нист­ка» Миха­э­ля Хане­ке, где Иза­бель Юппер была оди­но­кой ста­рой девой в соза­ви­си­мых отно­ше­ни­ях с дес­по­тич­ной матерью.

Но если не погру­жать­ся во фрей­дист­ские под­тек­сты, кото­рые слу­чай­но про­со­чи­лись в един­ствен­ный фильм, постав­лен­ный Янков­ским, то перед нами всё та же слав­ная ново­год­няя сказ­ка о том, чего на све­те не быва­ет, но мы хоть в кино посмот­рим. Тем более что Куп­чен­ко хоро­ша и убе­ди­тель­на, что пона­ча­лу в спор­тив­ных шта­нах и с язви­тель­ны­ми ремар­ка­ми устав­шей само­сто­я­тель­ной жен­щи­ны, что в фина­ле в вечер­нем пла­тье и брил­ли­ан­тах, когда поз­во­ля­ет себе стать геро­и­ней на празд­ни­ке жизни.


«Со мною вот что происходит» (2012)

Десять лет назад мы радо­ва­лись печаль­ной коме­дии. Нико­му не нра­ви­лись народ­ные бала­га­ны «Ёлок», кро­ме наро­да, при­нёс­ше­го Тиму­ру Бек­мам­бе­то­ву доста­точ­но денег, что­бы эта исто­рия была веч­ной (в эти празд­ни­ки нас ожи­да­ет девя­тая часть фран­ши­зы). Вопрос в том, понра­вит­ся ли нам в 2022 году печаль, раз­ли­тая по экра­ну мер­ца­ю­щей аква­ре­лью у Вик­то­ра Шамирова.

Есть такой жанр в оте­че­ствен­ном кино — филь­мы с Гошей Куцен­ко. Этот — не один из них. Сюже­та как тако­во­го у филь­ма нет. Стар­ший брат (Шами­ров в пари­ке с лыси­ной и ред­ки­ми воло­са­ми) при­е­хал в Моск­ву и не хочет ни оста­вать­ся, ни воз­вра­щать­ся — дома ждёт уми­ра­ю­щий отец, кото­ро­му оста­лось все­го ниче­го. Млад­ший (Куцен­ко) соби­ра­ет­ся на кор­по­ра­тив, где хочет испол­нить на кон­кур­се люби­мую пес­ню началь­ни­ка, что­бы попасть в фавор. Есть ещё печаль­но-сер­ди­тая, как поло­же­но под­рост­ку, сосед­ская девоч­ка (Саша Пет­ро­ва), кото­рая не может попасть в свою квар­ти­ру, пото­му что маму с сожи­те­лем загреб­ли в уча­сток за буй­ство. Пред­но­во­год­няя Москва сто­ит в проб­ках. За кад­ром игра­ет Мика­эл Таривер­ди­ев на сти­хи Евту­шен­ко про мел­кую суе­ту. Все не то что­бы фаталь­но несчаст­ны… ско­рее растеряны.

При всём мос­ков­ском мно­го­лю­дье фильм камер­ный, поз­во­ля­ю­щий побыть наедине с собой. Это не упраж­не­ние в пре­крас­ном, пото­му что рефлек­сия может пере­ра­с­ти в депрес­сию, кото­рая под­жи­да­ет на празд­ни­ках на каж­дом шагу — как извест­но, в Рож­де­ство и Новый год рас­тёт коли­че­ство само­убийств. Но всё же Шами­ров к зри­те­лю… не то что­бы добр. В тишине его филь­ма хоро­шо дума­ет­ся. Здесь даже есть что-то, отда­лён­но напо­ми­на­ю­щее… не то что­бы надеж­ду. Но вот вы зна­е­те, как все дают себе обе­ща­ния что-то изме­нить в Новом году? Фильм Шами­ро­ва может в этом помочь. По край­ней мере, раз­но­об­раз­ные не те после него к вам ходить, ско­рее все­го, пере­ста­нут. И чужой празд­ник пере­ста­нет тяго­тить — вы его даже не заметите.


«Серебряные коньки» (2020)

1899 год, наряд­ный Петер­бург гото­вит­ся встре­чать Рож­де­ство. Мат­вей (дебю­тант Фёдор Федо­тов) рабо­та­ет курье­ром в мод­ной кон­ди­тер­ской, достав­ляя зака­зы на конь­ках. Когда ули­цу пере­кры­ва­ют ради вель­мож­но­го санов­ни­ка, юно­ша не успе­ва­ет доста­вить заказ, и его уволь­ня­ют без выход­но­го посо­бия. Судь­ба, фигу­раль­но выра­жа­ясь, тол­ка­ет его в объ­я­тия идео­ло­ги­че­ско­го бан­ди­та Алек­са (Юра Бори­сов), за име­нем кото­ро­го так и чита­ет­ся ДеЛардж. Тот берёт Мат­вея в чис­ло сво­их droog и под раз­го­во­ры о Марк­се отправ­ля­ет на конь­ках воро­вать на улицах.

В каче­стве пер­во­го кри­ми­наль­но­го испы­та­ния Мат­вей дол­жен залезть в дом Али­сы (дебю­тант­ка Софья Присс), кото­рую папа-министр (Алек­сей Гусь­ков) хочет выдать замуж, а девуш­ка хочет учить­ся на Бес­ту­жев­ских жен­ских кур­сах у Мен­де­ле­е­ва (покой­ный Сер­гей Кол­та­ков, засве­тив­ший­ся во всех исто­ри­че­ских блок­ба­сте­рах послед­них лет). Прин­цес­са и нищий, разу­ме­ет­ся, влюб­ля­ют­ся, но им меша­ет не толь­ко клас­со­вое обще­ство, но и сосва­тан­ный Али­се жених из жан­дар­ме­рии (Кирилл Зай­цев), кото­рый тоже здо­ро­во ката­ет­ся на конь­ках, но любит не её, а её миллионы.

С пер­вых сцен фильм игра­ет со зри­те­лем в гля­дел­ки. Пере­кры­тые доро­ги, когда едет важ­ное долж­ност­ное лицо. Раз­го­во­ры о пра­вах жен­щин. Вели­ко­свет­ский бал а‑ля рюс: «А что, пат­ри­о­тизм сей­час в моде? — Имен­но так!» Ну вы поня­ли, да? Рост­ки соци­аль­ной сати­ры тут коло­сят­ся, но рево­лю­ци­он­но настро­ен­ная моло­дёжь выстав­ле­на зло­де­я­ми. А зна­е­те ли вы, доро­гие зри­те­ли, кто хотел посе­ять в Рос­сии сму­ту? Вот эти вуль­гар­ные него­дяи и про­тив­но ржу­щая гопо­та во гла­ве с мел­ким бесом Юрой Бори­со­вым, при­зы­ва­ю­щим гра­бить награб­лен­ное. Фёдор Михай­ло­вич Досто­ев­ский вос­ста­ёт из моги­лы и жмёт режис­сё­ру руку: имен­но это он и пытал­ся ска­зать сво­им боль­шим анти­ре­во­лю­ци­он­ным рома­ном! Посколь­ку фильм семей­но­го рей­тин­га, Бори­сов хотя бы не ока­зы­ва­ет­ся педо­фи­лом, как Ставрогин.

Что делать с соци­аль­ны­ми про­бле­ма­ми, отве­ча­ет Али­са, кото­рую авто­ры вро­де под­дер­жи­ва­ют. Это бес­по­мощ­ный ответ в духе филь­ма «Союз спа­се­ния»: мол, все мы хотим бла­га Рос­сии, надо искать меж­ду нами общее. Ну, ищи­те, ребя­та, пока жан­дар­ме­рия в вашем филь­ме тре­ни­ру­ет­ся эффек­тив­нее уби­вать демонстрантов.

Зато с феми­нист­ской повест­кой фильм, будучи ска­зоч­ным рож­де­ствен­ским блок­ба­сте­ром, рабо­та­ет луч­ше, чем насто­я­щее исто­ри­че­ское кино. Исто­рия Али­сы отсы­ла­ет к Софье Кова­лев­ской, кото­рой сам Мен­де­ле­ев посо­ве­то­вал вый­ти замуж, что­бы уехать учить­ся за гра­ни­цу — жен­щин не выпус­ка­ли из стра­ны без муж­ской опе­ки. Кова­лев­ский вывез из Рос­сии не толь­ко Софью, но и её сест­ру Анну, буду­щую участ­ни­цу Париж­ской ком­му­ны, и вну­ча­тую пле­мян­ни­цу поэта Юлию Лер­мон­то­ву — первую рос­сий­скую жен­щи­ну-хими­ка, кото­рая рабо­та­ла с Менделеевым.

Совре­мен­ность и хруст фран­цуз­ской бул­ки (демон­стра­ция ста­ри­ны — это все­гда носталь­гия вне зави­си­мо­сти от автор­ской инто­на­ции) так креп­ко пере­ме­ша­ны в филь­ме, что в эклек­тич­ном соче­та­нии при­хо­дит­ся выде­лять отдель­ные эле­мен­ты. Но это не так уж пло­хо, в кон­це кон­цов, весь мир сни­ма­ет жан­ро­вые кок­тей­ли. Вот тут — сати­ра, вот здесь — мело­дра­ма, на даль­нем плане — пред­чув­ствие граж­дан­ской вой­ны и всех ужа­сов, кото­рые ждут этот ска­зоч­ный, нико­гда не суще­ство­вав­ший Петер­бург в насту­па­ю­щем веке. На кат­ке вели­кий князь (Юрий Коло­коль­ни­ков с боль­ши­ми уса­ми) про­из­но­сит тост:

«Я рад при­вет­ство­вать вас на нашем малень­ком празд­ни­ке! Уве­рен, в ХХ веке будет ещё веселей!»

И несмот­ря ни на что, это про­фес­си­о­наль­но сде­лан­ный, нескуч­ный, визу­аль­но рос­кош­ный фильм — в кои-то веки сво­и­ми гла­за­ми видишь, на что потра­чен бюд­жет. Актё­ры-дебю­тан­ты сим­па­тич­ные. Гон­ки на конь­ках захва­ты­ва­ю­щие. Бори­сов — пер­вый хариз­ма­тич­ный зло­дей в рос­сий­ском кино после полу­за­бы­то­го Завулона.

Режис­сёр-дебю­тант Миха­ил Лок­шин снял кино­сказ­ку, кото­рую никто не ждал, пото­му что уже никто не наде­ял­ся. В ней нет натуж­но­го весе­лья «Ёлок» и натуж­ной чер­ну­хи «Стра­ны ОЗ» Васи­лия Сига­ре­ва с его рас­кра­шен­ной бала­ба­нов­щи­ной. «Конь­ки» постав­ле­ны на уровне доро­го­го гол­ли­вуд­ско­го про­дак­ше­на — неда­ром это пер­вый оте­че­ствен­ный фильм, попав­ший на «Нет­фликс». Иро­ния судь­бы в том, что в 2022 году рос­сий­ский зри­тель не может его посмот­реть на аме­ри­кан­ском стриминге.


Читай­те так­же «„Ёлки“ по-ста­лин­ски: ново­год­няя сказ­ка эпо­хи тоталитаризма».

Поделиться