На протяжении десятилетий Эльдар Рязанов создавал фильмы, половина из которых попала в золотой фонд отечественного кинематографа. В день 95-летия режиссёра мы не предлагаем перечитывать его биографию или смотреть очередную подборку лучших фильмов. Вместо этого мы собрали алфавит, который поможет больше узнать о мировоззрении Рязанова, погрузиться в детали съёмок его главных лент и узнать о людях, без которых идеи режиссёра никогда бы не воплотились.
А Б В Г Д Е Ж З И K Л M Н О П Р С Т Ф Ц Ч Э Ю Я
А — Актёр
Рязанов часто оказывался по ту сторону камеры в качестве актёра эпизодических ролей и камео. Впервые он появился на экране как лётчик в картине «Цель его жизни». Затем были широко известные пассажир самолёта в «Иронии судьбы» и пассажир автобуса в «Служебном романе», кондитер в «О бедном гусаре замолвите слово» и другие. На вопрос, зачем ему эти неуловимые роли, Рязанов отвечал:
«Участие в эпизодах напоминает мне ситуацию, когда художник рисует огромное многофигурное полотно, а где-то внизу и себя. Это своеобразный автограф, которым я пользуюсь».
Б — Брагинский
Эмиль Брагинский выступал соавтором Рязанова начиная со съёмок «Берегись автомобиля»: вместе они работали над «Невероятными приключениями итальянцев в России», «Служебным романом», «Иронией судьбы», «Гаражом» и другими лентами. Пьесу «С лёгким паром!» они написали вместе за 23 дня.
О совместном творчестве режиссёр и сценарист рассказывали:
«Когда Брагинский и Рязанов встретились, то установили, что они совершенно непохожи друг на друга — ни внешне, ни внутренне. Это их объединило, и они написали сценарий, а потом и повесть „Берегись автомобиля!“. Во время работы они с удивлением обнаружили, что отлично ладят друг с другом, и решили продолжать в том же духе. Так появился некто с двойной фамилией Брагинский-Рязанов…»
Одним из секретов плодотворного сотрудничества без препирательств была возможность накладывать вето на любую идею, поворот сюжета и даже мысль.
В — Вспыльчивость
Рязанов так говорил о себе:
«У меня раздражительности нет. Вспыльчивость есть, вспыльчивость есть. Я могу и накричать на кого-то, а потом буду жалеть об этом. Я нетерпеливый человек».
Г — Гусары
О гусарах Эльдар Рязанов снял два очень разных фильма: музыкальную комедию «Гусарская баллада» со счастливым концом и тонкую трагикомедию «О бедном гусаре замолвите слово…». Сходство между лентами всё же есть: обе они о патриотизме и благородстве русских офицеров. Однако снятые с разницей в 12 лет фильмы скорее демонстрируют не единство авторского стиля Рязанова, а его умение работать с разными жанрами.
«Гусарская баллада» основана на пьесе Александра Гладкова «Давным-давно» и рассказывает хорошо известный и никогда не надоедающий сюжет с переодеваниями. 17-летняя Шура в исполнении Ларисы Голубкиной переодевается гусарским корнетом, чтобы отправиться на защиту родины. Лёгкий на первый взгляд фильм стоил режиссёру немалых усилий. Например, герои фильма говорят друг с другом стихами, однако снимать фильм-спектакль Рязанов не хотел — и ему приходилось искать баланс между поэтикой и желанием сделать фильм во многом реалистичным. Трудности были и с постановкой батальных сцен, и с соблюдением графика, и с цензурой. Но в результате фильм удался, его тепло встретили не только зрители, но и критики — что совсем нетипично для работ Рязанова.
Над вторым фильмом о гусарах работа шла ещё тяжелее. Эльдар Александрович вспоминал:
«Содержание картины перекликалось с нашей жизнью, с нашей работой. Провокации, интриги, гнусности, о которых рассказывалось в нашем сценарии, мы испытывали на себе, снимая картину. Каждая сцена, которую предстояло снимать завтра, как правило, накануне переделывалась, уточнялась, дописывалась, что тоже усиливало хаос и неразбериху на съёмочной площадке. Пожалуй, „О бедном гусаре…“ была моя самая непосильная работа. Удары сыпались со всех сторон, извне и изнутри».
Проблемы начались одновременно со съёмками. Осенью 1979 года картину запустили в производство, а в декабре советские войска вошли в Афганистан. Телевизионное руководство потребовало избавиться от любых упоминаний силовых структур, и жандармский офицер Мерзляев превратился в непонятного чиновника по особым поручениям. Из фильма заставили исключить любые намёки на непристойность: «Заведение мадам Жозефины» преобразилось в «Салон мод мадам Жозефины» — будто зрителям не очевидно, что речь идёт о публичном доме. Из-за замечаний такого рода сценарий приходилось постоянно редактировать, но мелкие несостыковки всё равно остались и нарушили слаженность повествования.
Впрочем, это мелочи в сравнении с критикой, которая обрушилась на Рязанова после предпоказов. Фильм посчитали слишком трагичным, режиссёра пытались убедить изменить концовку. Ему почти удалось отстоять смерть Бубенцова, однако в телевизионной версии сцену похорон всё равно вырезали — без ведома и согласия режиссёра. После премьерного показа фильм отправился на полку до 1986 года, а расширенная режиссёрская версия вышла только в 1996 году.
Д — Документальные фильмы
Эльдар Рязанов начинал как документалист. Он с отличием окончил мастерскую Григория Козинцева во ВГИКе, его дипломная работа — «Они учатся в Москве». Следующие пять лет Эльдар Александрович снимал только документальное кино: сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», киноочерк «Дорога имени Октября» и «Остров Сахалин». О работе над документальными проектами Рязанов рассказывал:
«Кинохроника — искусство особого рода. В периоды народных потрясений, катаклизмов, когда страна и народ подвергаются тяжёлым испытаниям, документальный кинематограф выходит всегда в первый ряд. Жизнь народа в такие периоды настолько трагична и неповторима, что никакое игровое кино, никакой вымысел, никакая беллетристика не могут сравниться с подлинными событиями, запечатлёнными на кинопленке».
Переход в художественное кино не означал для режиссёра полный отказ от документалистики, хотя её и стало значительно меньше. Например, Рязанов снял «Четыре встречи с Владимиром Высоцким» и «День в семье президента».
Е — Единомышленники
Рязанов собрал вокруг себя творческих людей, при участии которых снял большинство фильмов. К единомышленникам режиссёра относился композитор Андрей Петров, уже упомянутый сценарист Эмиль Брагинский, операторы Вадим Алисов и Владимир Нахабцев, а также художник Александр Борисов. Его постоянными актёрами были Алиса Фрейндлих, Людмила Гурченко, Андрей Мягков, Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили и другие.
Ж — Жанры
Рязанову было тесно внутри одного жанра, чаще всего он снимал на стыке комедии, трагикомедии, мелодрамы и сатиры. Возможно, это одна из причин всенародной любви к его лентам: во время фильма зритель успевает пережить много эмоций, радостных и печальных:
«Жанр трагикомедии я люблю больше всего, потому что он наиболее полно отражает жизнь. Жизнь не состоит только из смешного или только из мрачного. Она как шкура тигра. Высшее для меня — это когда у человека ещё слёзы на глазах от предыдущей сцены, а он уже смеётся».
Впрочем, режиссёр не боялся выходить за рамки. Так, «Жестокий романс» стал его экспериментом с отечественной литературой, который понравился многим зрителям, но оказался непонятым критиками. Ленту называли глумлением над классикой, а главную героиню критиковали за пустоту и писали, что «неясно, чем она вызывает восторг окружающих её мужчин». Утешением для Рязанова было международное признание: в 1985 году он получил за «Жестокий романс» главный приз Международного кинофестиваля в Дели.
Следующим экспериментом стала экранизация пьесы «Дорогая Елена Сергеевна». Здесь Рязанов попробовал себя в камерном триллере — и однозначно преуспел. Съёмки дались режиссёру тяжело, его неприязнь к персонажам невольно переносилась на юных актёров — участники вспоминали, что иногда в актёров «летели стулья». Однако результат того стоил: «Дорогая Елена Сергеевна» и сейчас остаётся одним из самых напряжённых и тягостных отечественных фильмов.
З — Замыслы
Некоторые проекты Рязанова так и остались идеями. Исследователи кино отмечают, что режиссёра тянуло в сторону исторических лент всякий раз после того, как фильм на современную тематику слишком сильно критиковали. Так, после «Человека ниоткуда» появилась «Гусарская баллада», а после «Гаража» — «О бедном гусаре замолвите слово». В 1968 году его «Зигзаг удачи» раскритиковали и почти не показали на больших экранах. Разочарованный Рязанов обратился к классике и задумал снять ленту о Сирано де Бержераке.
В пробах участвовали Андрей Миронов, Олег Ефремов, Сергей Юрский и даже Владимир Высоцкий. В итоге роль досталась поэту Евгению Евтушенко. Идея была экспериментальной: поэт не имел опыта игры. Но мысль о том, что поэт ХХ века сыграет поэта XVII столетия воодушевила и Рязанова, и Евтушенко. Поэт рассказывал:
«Когда я впервые встал в мушкетёрских ботфортах на землю напротив кинокамеры и она заработала, я вдруг впервые ощутил лёгкость, свободу. Стал себя вести естественно, будто в какой-то другой жизни был дуэлянтом точно в таких ботфортах. Рязанов расцеловал меня. В его глазах воскресли огоньки азарта: „Старина, я, кажется, не обманулся“».
Однако трудность заключалась в том, что в Госкино были категорически против того, чтобы в проекте участвовал поэт, не стеснявшийся критиковать власти и написавший стихотворение «Танки идут по Праге»:
Пусть надо мной — без рыданий —
просто напишут, по правде:
«Русский писатель. Раздавлен
русскими танками в Праге».
Перед Рязановым поставили условие: заменить актёра или проект закроют. Режиссёр не сдавался, однако чиновники Госкино были непреклонны. Фильм закрыли, несмотря на уже потраченные 200 тысяч рублей.
И — Иван Пырьев
Во многом именно режиссёру и сценаристу Ивану Пырьеву поколения советских зрителей обязаны появлению любимых фильмов. В начале 1950‑х годов Пырьев уговорил Рязанова, до этого снимавшего только документальное кино, попробовать себя в художественном. Он верил, что у Рязанова есть комедийный талант, хотя, конечно, тогда не имел особых оснований так думать. Эльдар Александрович отказывался от съёмок четыре раза — но Пырьев был непреклонен. Иван Александрович же защитил дебютанта от нападок коллег и цензоров (подробнее в «К — Карнавальная ночь»).
После «Карнавальной ночи» Пырьев продолжал заботиться о Рязанове. Например, он помог режиссёру добиться согласия Юрия Яковлева на съёмки в ленте «Человек ниоткуда».
В 1978 году, уже после смерти наставника, Рязанов снял документальный фильм «Иван Пырьев».
К — Карнавальная ночь
Первый фильм Эльдара Рязанова вышел в 1956 году и сразу принёс режиссёру всесоюзную славу, а общее число проданных билетов почти достигло 49 миллионов. Но не всё было гладко: Рязанов задумывал фильм более сатирическим и хотел острее высмеивать директора дома культуры Серафима Огурцова. Однако курировавший съёмки Иван Пырьев настоял на том, чтобы сделать ленту более комедийной.
Были и другие проблемы — конфликт с оператором Аркадием Кольцатым, перерасход бюджета и острая критика от коллег. К примеру, посмотрев часть отснятого материала, Сергей Юткевич назвал фильм «чудовищной пошлостью» и предлагал забыть о режиссёре «как о кошмарном сне». Если бы не упорство самого Рязанова и не заступничество Пырьева, дебют режиссёра мог бы так и не выйти на экраны.
Л — Любитель и защитник животных
Эльдар Александрович на протяжении многих лет последовательно выступал в защиту животных. Так, в январе 2004 года он одним из первых подписал обращение президенту от российских знаменитостей с просьбой принять Закон о защите животных, в котором есть такие строки:
«Мы убеждены, что защита животных — это и защита многих людей, особенно детей, от душевных страданий, вызванных картинами жестокости по отношению ко всему беззащитному».
В 2005 году Рязанов поддержал обращения Генпрокурору по поводу расследования убийств собак в Псковской области и Москве. Режиссёр выступал против VIP-охоты в Беломорском заказнике и поддерживал идею цирков без животных.
Режиссёр старался не задействовать животных в фильмах. Причиной этого стали трудности, возникшие на съёмках сцен со львом в «Невероятных приключениях итальянцев в России». Тогда большинство актёров ужасно боялись хищника — и это мешало работе (льва не боялся только Андрей Миронов). Лев вёл себя непредсказуемо и однажды прыгнул на человека, случайно оказавшегося на площадке. Милиционерам пришлось застрелить животное, а Рязанов был так сильно потрясён этим, что зарёкся показывать зверей в своих картинах.
М — Мировоззрение
Родившийся и воспитанный в СССР Рязанов, разумеется, не был верующим человеком:
«Я не верю в Бога, потому что в то время верить в него нельзя было. Я родился в 27‑м году, когда сносили церкви, расстреливали богослужителей. Я никогда не верил, но всегда с уважением относился к верующим, ну, кроме тех, кто обманывает с помощью веры».
Ретроспективно можно предположить, что мировоззрение режиссёра строилось на творчестве, самовыражении и честности перед собой и другими людьми:
«Я считаю, что человек должен оставаться самим собой всегда и делать то, что он считает нужным. Я много раз входил в моду, выходил из неё, но никогда не делал ничего для того, чтобы быть модным. Иногда я был модным, иногда не был модным, потом опять становился модным. Каждый человек должен выражать себя, если ему есть, чего выражать».
Н — Награды
Нисколько не удивительно, что за десятилетия работы в кино Рязанов выиграл десятки наград. Интересно, что первый приз он получил за короткометражную ленту «Остров Сахалин» на Международном Каннском кинофестивале. Международные премии ему также вручали за «Карнавальную ночь», «Гусарскую балладу», «Берегись автомобиля».
Имелись у Рязанова и награды, напрямую не связанные с кино: Почётный гражданин Самары, Российская премия Людвига Нобеля и грузинский Орден чести.
О — Оппозиционность
Эльдар Александрович большую часть жизни был в конфронтации с властью — не яростно, а интеллектуально и идейно. О советской власти он отзывался так:
«Ничего в жизни я так не боялся, как советской власти. Советская власть могла любому сломать жизнь. Я прекрасно понимал: этот строй шутить не будет. И всё же оставался внутренне свободным в абсолютно не свободном государстве. Да, надо мною много измывались, резали картины, клали на полку. Но я не малодушничал, не делал того, с чем был не согласен. Мне нечего стыдиться».
Пожалуй, единственным политиком, кому Рязанов симпатизировал, был Борис Ельцин. Он снял о первом президенте несколько телепередач, его нередко обвиняли в предвзятости и в том, что он работает на «повышение рейтинга». Режиссёр отвечал критикам, что задавал Ельцину самые разные вопросы, в том числе и неприятные, и комментировал общение с президентом следующим образом:
«У меня совершенно нет никакого чувства страха и нет трепета перед президентом. <…> Я из уважения к этому человеку стремился устранить все недомолвки и двусмысленности, которые волнуют многих людей, в том числе и меня. Я старался не для кого-то, не для зрителей, а прежде всего для себя и, следовательно, для зрителей».
Впрочем, симпатии Ельцину не помешали Рязанову в 1996 году подписать обращение интеллигенции с просьбой остановить войну в Чечне:
«Очередной виток братоубийственной войны в Чечне лишает россиян последней надежды на скорейшее мирное разрешение конфликта. Бессмысленность и непопулярность этой войны очевидны для каждого. Разрушен Гудермес — второй по величине чеченский город. На очереди третий, четвёртый — сколько ещё потребуется доказательств безнадёжности силового решения?»
Курс, взятый правительством России в нулевые и десятые, Рязанов никогда не поддерживал и говорил об этом открыто. В 2010‑е годы режиссёр во многом неожиданно высказался о Pussy Riot:
«Мне бы очень не хотелось, чтобы девочки и впредь занимались подобными делами, они мне неприятны. Но после того, что устроили вокруг этого власти, я начал испытывать огромную симпатию к подсудимым, а впоследствии осуждённым девушкам».
П — Писатель и поэт
Библиография Рязанова почти такая же внушительная, как фильмография. Он много писал о работе в кино и осмыслял результаты, рассказывал детали съёмок и взаимоотношений с актёрами. Читать Эльдара Александровича легко, его талант рассказывать истории проявился и в литературе.
Сочинял Рязанов и стихи. Например, известнейшую песню «У природы нет плохой погоды» из «Служебного романа» режиссёр написал сам, когда отчаялся найти подходящий вариант среди стихов известных поэтов. Чтобы не смущать композитора Андрея Петрова, он сказал, что это поэзия Уильяма Блейка — Петров и не заподозрил обмана.
О создании стихотворения Рязанов рассказывал:
«Свежий сухой воздух покалывал щёки, бодрил, походка была упругой, а душу наполняло беспричинное ощущение счастья. И вдруг сама собой в голове возникла первая строчка:
— У природы нет плохой погоды…
Не успел я изумиться этому явлению, как следом родилась вторая:
— Каждая погода — благодать…
Если учесть, что я уже около 30 лет, со времён давней юности, не занимался стихосложением, — это было странно. Я подумал, что сейчас это наваждение пройдёт, но получилось иначе. Неудержимо поползли следующие строки:
— Дождь ли, снег… Любое время года надо благодарно принимать.
Я удивился. Честно говоря, мне показалось, что строфа недурна. И вдруг случилось необъяснимое: строчки полезли одна за другой. Не прошло и 20 минут, как стихотворение сочинилось само, не обращая на меня никакого внимания, как бы помимо моей воли».
А во время работы над «Гусарской балладой» режиссёр сам дорабатывал стихотворный сценарий.
Р — Ремейки
Влияние Рязанова на отечественный кинематограф так велико, а его фильмы столь любимы и цитируемы, что некоторые режиссёры не удержались от соблазна воспользоваться чужой популярностью. Так появились ремейки, самые известные из которых — «Ирония судьбы. Продолжение» (2007) и «Служебный роман. Наше время» (2011). О них режиссёр высказался категорично:
«Я не могу сказать, что я в восторге, первый фильм был насыщен поэзией, это был целый мир [речь об оригинальной „Иронии судьбы“. — Прим.]. Здесь я не увидел и не услышал ничего нового, и меня не убедили истории героев, встретившихся через 30 лет».
Общая оценка современного кинематографа также не внушала оптимизма:
«У меня впечатление, что в современном кино недостаёт новых идей, и, соответственно, и сценариев. Об этом говорит мода на многочисленные ремейки хороших и известных фильмов. Если какой-то фильм имел успех в прошлом, его берут и переснимают заново. Это гораздо легче, чем создать свой собственный фильм с нуля, на своей идее».
Вольная трактовка «Ирония судьбы» легла в основу двух иностранных фильмов — индийского и американского.
Справедливости ради отметим, что сам Рязанов тоже экспериментировал с ремейками и продолжениями. Так, 1 января 2007 года на телеэкраны вышла «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя». Действие разворачивается в том же доме культуры, главные роли исполнили Сергей Маковецкий, Алёна Бабенко и Сергей Безруков, а многие актёры из оригинального фильма появились в небольших камео. В повествование закралось немного сатиры на реалии нулевых годов (кульминация комедии — появление в ДК отрядов ОМОНа), однако обрести зрительскую любовь это не помогло — рейтинг «Карнавальной ночи 2» на Кинопоиске составляет всего 2,7.
С — Самара
Самара — родной город Эльдара Рязанова, но здесь он прожил не так много времени. Самарский адрес режиссёра — улица Фрунзе, дом 120. Почти сразу после его рождения семья переехала в Москву, а затем распалась.
В начале Великой Отечественной войны юного Рязанова эвакуировали в Самару (тогда Куйбышев) вместе с матерью и младшим братом. Они жили в том же доме у тёти, сестры матери, Евгении Шустерман. Позже режиссёр вспоминал:
«Когда я много лет спустя увидел свой дом, там шёл ремонт, а так практически дом ничем не отличался от того состояния. В 41‑м это была комната, 25 метров, перегороженная шкафом. За шкафом жила мамина сестра, а на остальной площади четверо нас. Двое детей и мама с отчимом. И немножко было тесновато…»
Здесь Рязанов окончил седьмой класс. Однако уже летом 1942 года семья переехала в Нижний Тагил.
В следующий раз Эльдар Александрович побывал в Самаре много лет спустя:
«Июнь 1995 года. Поездка в Самару — город, в котором я родился и в котором не был с 1942 года, то есть 53 года. Что очень некрасиво с моей стороны. На творческой встрече меня спросил кто-то из зрителей: „Почему вы так долго не приезжали в Самару?“ Я ответил исчерпывающе: „Потому что дурак!“»
Т — Труд всей жизни
В 2006 году на экраны вышел фильм «Андерсен. Жизнь без любви». Рязанов любил творчество датского сказочника и задумывал фильм о нём много десятилетий назад:
«…я невольно чувствовал в Андерсене родственную творческую душу. Надо сказать, что я ничего о нём не знал в те времена, кроме того, что он сын сапожника и прачки. В 80‑е годы ХХ столетия в поисках сюжета мы с Эмилем Брагинским набрели на фигуру датского сказочника. Мы написали заявку на сценарий „Счастливый неудачник“ и тихо положили её в „стол“».
К идее снять эту ленту Эльдар Рязанов вернулся только в XXI веке, когда перешагнул 75-летие. Фильм — больше чем обычная биография, и во многом он не похож на в целом реалистичные работы Рязанова. Факты из жизни писателя-сказочника перемешиваются с выдуманными подробностями и, что важнее, сюжетами его произведений. В результате зритель видит сразу два мира: внешний, в котором писатель переживает неудачи и разочарования, и внутренний, где живут идеи и фантазии.
Съёмки проходили в Москве: столичные улицы «маскировали» под датские пейзажи. Картина получилась красивой и с визуальной стороны отлично проработанной. Создатели фильма выиграли премию «Ника» в номинациях «Лучшая работа художника» и «Лучшая работа художника по костюмам».
Картина получила смешанные отзывы — многим зрителям не понравилась фантасмагоричность происходящего и неровность драматургии. Однако посмотреть её стоит из-за актёрской игры и ради того, чтобы убедиться, насколько разнообразно мог показывать миры Рязанов.
Ф — Фильмография
Рязанов — автор более чем 40 художественных, документальных и телевизионных фильмов, половина из которых стали классикой советского кинематографа. О своей продуктивности он говорил так:
«Я никогда не пробовал наркотики, но читал про это много. Кино пострашнее любого наркотика. Человек, попробовавший кино, добровольно не уходит, есть только единичные случаи».
Ц — Цензура
Как и другие советские режиссёры, Рязанов регулярно сталкивался с цензорами. Некоторые его фильмы вовсе изымали из проката (смотрите раздел «Ч — Человек ниоткуда»), другие разгромно критиковали (разделы «Ж» и «З»), а из третьих вырезали отдельные сцены.
Например, для фильма «Старики-разбойники» сняли сцену автомобильной погони, во время которой «Волга» спустилась в подземный переход, затем заехала на пешеходный мост через Яузу рядом с Курским вокзалом. Съёмочная группа рисковала и действовала во многом безответственно: улицы не огораживали, правила дорожного движения нарушали, а пешеходов не предупреждали о съёмках, чтобы они пугались как можно естественнее. В Госкино такого энтузиазма не оценили и потребовали убрать сцену — чтобы у водителей не возникало идеи повторять трюки.
Впрочем, цензура преследовала режиссёра и в современной России — конечно, ослабленная. Так, в 2014 году на телевидении зацензурили реплику «хреновина» одного из героев фильма «Гараж». Рязанов прокомментировал ситуацию нелитературно:
«Я посмотрел телевизионную программу. Там стоит возрастной ценз „6+“. Это значит, что фильм „Гараж“ могут смотреть дети старше шести лет. Что уж тут запикивать?! Нет слов. Короче говоря, маразм крепчает».
Ч — Человек ниоткуда
Фантастическую комедию 1961 года с Сергеем Юрским вскоре после выхода в прокат отозвали из-за цензуры. Лёгкая приключенческая комедия, которую сам Рязанов определял как «комическую ненаучную фантастику», высмеивала некоторые стороны советской действительности. И хотя в фильме трудно найти что-то по-настоящему оскорбительное, ленту раскритиковали и запретили. Эстрадные куплетисты Павел Рудаков и Вениамин Нечаев исполняли такую частушку:
На «Мосфильме» вышло чудо —
«Человек из ниоткуда».
Посмотрел я это чудо —
Год в кино ходить не буду!
Фильм запретили на несколько десятилетий — в повторный прокат он вышел только в 1988 году.
Э — Эльдар
Родители Рязанова несколько лет провели в Тегеране, где работали в торговом представительстве СССР. Встречается мнение, что именно в память об этом времени они выбрали сыну не самое распространённое имя — Эльдар, что переводится как «владеющий миром».
Ю — Юмор
Безусловно, у создателя стольких легендарных комедий было отличное чувство юмора — это отмечали почти все актёры, работавшие с ним. Многие шутки и комичные ситуации в фильмах, которые сегодня знают и воспроизводят взрослые и дети — иногда даже не вспоминая, что это из фильма, — Рязанов придумывал сам или вместе с соавторами.
Впрочем, режиссёр всегда оставлял место для актёрской импровизации. Например, легендарная фраза «какая гадость эта ваша заливная рыба» — искренний экспромт Юрия Яковлева. Он так понравился Рязанову — да и всей съёмочной группе, — что остался в финальном монтаже.
Широко известна цитата Рязанова:
«Где есть юмор — там есть и правда».
Я — Языки
Ради того, чтобы снимать хорошо, Рязанов был готов на многое, в том числе — заговорить на иностранном языке. Так, во время работы над «Невероятными приключениями итальянцев в России» режиссёр выучил итальянский. Эльдар Александрович опасался, что переводчик не сможет точно передать его идеи итальянским актёрам. Итальянским в совершенстве режиссёр не овладел, однако мог общаться и понимать чужую речь со словарём.
Рязанов довольно хорошо понимал по-английски, однако сам говорил неуверенно с сильным акцентом. Режиссёр освоил язык, чтобы представить фильм «Берегись автомобиля», который был крайне популярен за рубежом.
Ранее в формате алфавита мы рассказывали об Андрее Тарковском и Иосифе Бродском.