Алфавит Эльдара Рязанова

На про­тя­же­нии деся­ти­ле­тий Эль­дар Ряза­нов созда­вал филь­мы, поло­ви­на из кото­рых попа­ла в золо­той фонд оте­че­ствен­но­го кине­ма­то­гра­фа. В день 95-летия режис­сё­ра мы не пред­ла­га­ем пере­чи­ты­вать его био­гра­фию или смот­реть оче­ред­ную под­бор­ку луч­ших филь­мов. Вме­сто это­го мы собра­ли алфа­вит, кото­рый помо­жет боль­ше узнать о миро­воз­зре­нии Ряза­но­ва, погру­зить­ся в дета­ли съё­мок его глав­ных лент и узнать о людях, без кото­рых идеи режис­сё­ра нико­гда бы не воплотились.

А Б В Г Д Е Ж З И K Л M Н О П Р С Т Ф Ц Ч Э Ю Я

Эль­дар Ряза­нов на Чистых пру­дах. Фото Вла­ди­ми­ра Бог­да­но­ва. 1990‑е годы

А — Актёр

Ряза­нов часто ока­зы­вал­ся по ту сто­ро­ну каме­ры в каче­стве актё­ра эпи­зо­ди­че­ских ролей и камео. Впер­вые он появил­ся на экране как лёт­чик в кар­тине «Цель его жиз­ни». Затем были широ­ко извест­ные пас­са­жир само­лё­та в «Иро­нии судь­бы» и пас­са­жир авто­бу­са в «Слу­жеб­ном романе», кон­ди­тер в «О бед­ном гуса­ре замол­ви­те сло­во» и дру­гие. На вопрос, зачем ему эти неуло­ви­мые роли, Ряза­нов отве­чал:

«Уча­стие в эпи­зо­дах напо­ми­на­ет мне ситу­а­цию, когда худож­ник рису­ет огром­ное мно­го­фи­гур­ное полот­но, а где-то вни­зу и себя. Это свое­об­раз­ный авто­граф, кото­рым я пользуюсь».

Эпи­зо­ди­че­ская роль Ряза­но­ва в «Иро­нии судьбы»

К алфа­ви­ту


Б — Брагинский

Эмиль Бра­гин­ский высту­пал соав­то­ром Ряза­но­ва начи­ная со съё­мок «Бере­гись авто­мо­би­ля»: вме­сте они рабо­та­ли над «Неве­ро­ят­ны­ми при­клю­че­ни­я­ми ита­льян­цев в Рос­сии», «Слу­жеб­ным рома­ном», «Иро­ни­ей судь­бы», «Гара­жом» и дру­ги­ми лен­та­ми. Пье­су «С лёг­ким паром!» они напи­са­ли вме­сте за 23 дня.

Эмиль Бра­гин­ский

О сов­мест­ном твор­че­стве режис­сёр и сце­на­рист рассказывали:

«Когда Бра­гин­ский и Ряза­нов встре­ти­лись, то уста­но­ви­ли, что они совер­шен­но непо­хо­жи друг на дру­га — ни внешне, ни внут­ренне. Это их объ­еди­ни­ло, и они напи­са­ли сце­на­рий, а потом и повесть „Бере­гись авто­мо­би­ля!“. Во вре­мя рабо­ты они с удив­ле­ни­ем обна­ру­жи­ли, что отлич­но ладят друг с дру­гом, и реши­ли про­дол­жать в том же духе. Так появил­ся некто с двой­ной фами­ли­ей Брагинский-Рязанов…»

Одним из сек­ре­тов пло­до­твор­но­го сотруд­ни­че­ства без пре­пи­ра­тельств была воз­мож­ность накла­ды­вать вето на любую идею, пово­рот сюже­та и даже мысль.

К алфа­ви­ту


В — Вспыльчивость

Ряза­нов так гово­рил о себе:

«У меня раз­дра­жи­тель­но­сти нет. Вспыль­чи­вость есть, вспыль­чи­вость есть. Я могу и накри­чать на кого-то, а потом буду жалеть об этом. Я нетер­пе­ли­вый человек».

Эль­дар Рязанов

К алфа­ви­ту


Г — Гусары

О гуса­рах Эль­дар Ряза­нов снял два очень раз­ных филь­ма: музы­каль­ную коме­дию «Гусар­ская бал­ла­да» со счаст­ли­вым кон­цом и тон­кую тра­ги­ко­ме­дию «О бед­ном гуса­ре замол­ви­те сло­во…». Сход­ство меж­ду лен­та­ми всё же есть: обе они о пат­ри­о­тиз­ме и бла­го­род­стве рус­ских офи­це­ров. Одна­ко сня­тые с раз­ни­цей в 12 лет филь­мы ско­рее демон­стри­ру­ют не един­ство автор­ско­го сти­ля Ряза­но­ва, а его уме­ние рабо­тать с раз­ны­ми жанрами.

«Гусар­ская бал­ла­да» осно­ва­на на пье­се Алек­сандра Глад­ко­ва «Дав­ным-дав­но» и рас­ска­зы­ва­ет хоро­шо извест­ный и нико­гда не надо­еда­ю­щий сюжет с пере­оде­ва­ни­я­ми. 17-лет­няя Шура в испол­не­нии Лари­сы Голуб­ки­ной пере­оде­ва­ет­ся гусар­ским кор­не­том, что­бы отпра­вить­ся на защи­ту роди­ны. Лёг­кий на пер­вый взгляд фильм сто­ил режис­сё­ру нема­лых уси­лий. Напри­мер, герои филь­ма гово­рят друг с дру­гом сти­ха­ми, одна­ко сни­мать фильм-спек­такль Ряза­нов не хотел — и ему при­хо­ди­лось искать баланс меж­ду поэ­ти­кой и жела­ни­ем сде­лать фильм во мно­гом реа­ли­стич­ным. Труд­но­сти были и с поста­нов­кой баталь­ных сцен, и с соблю­де­ни­ем гра­фи­ка, и с цен­зу­рой. Но в резуль­та­те фильм удал­ся, его теп­ло встре­ти­ли не толь­ко зри­те­ли, но и кри­ти­ки — что совсем нети­пич­но для работ Рязанова.

Из филь­ма «Гусар­ская баллада»

Над вто­рым филь­мом о гуса­рах рабо­та шла ещё тяже­лее. Эль­дар Алек­сан­дро­вич вспоминал:

«Содер­жа­ние кар­ти­ны пере­кли­ка­лось с нашей жиз­нью, с нашей рабо­той. Про­во­ка­ции, интри­ги, гнус­но­сти, о кото­рых рас­ска­зы­ва­лось в нашем сце­на­рии, мы испы­ты­ва­ли на себе, сни­мая кар­ти­ну. Каж­дая сце­на, кото­рую пред­сто­я­ло сни­мать зав­тра, как пра­ви­ло, нака­нуне пере­де­лы­ва­лась, уточ­ня­лась, допи­сы­ва­лась, что тоже уси­ли­ва­ло хаос и нераз­бе­ри­ху на съё­моч­ной пло­щад­ке. Пожа­луй, „О бед­ном гуса­ре…“ была моя самая непо­силь­ная рабо­та. Уда­ры сыпа­лись со всех сто­рон, извне и изнутри».

Про­бле­мы нача­лись одно­вре­мен­но со съём­ка­ми. Осе­нью 1979 года кар­ти­ну запу­сти­ли в про­из­вод­ство, а в декаб­ре совет­ские вой­ска вошли в Афга­ни­стан. Теле­ви­зи­он­ное руко­вод­ство потре­бо­ва­ло изба­вить­ся от любых упо­ми­на­ний сило­вых струк­тур, и жан­дарм­ский офи­цер Мерз­ля­ев пре­вра­тил­ся в непо­нят­но­го чинов­ни­ка по осо­бым пору­че­ни­ям. Из филь­ма заста­ви­ли исклю­чить любые намё­ки на непри­стой­ность: «Заве­де­ние мадам Жозе­фи­ны» пре­об­ра­зи­лось в «Салон мод мадам Жозе­фи­ны» — буд­то зри­те­лям не оче­вид­но, что речь идёт о пуб­лич­ном доме. Из-за заме­ча­ний тако­го рода сце­на­рий при­хо­ди­лось посто­ян­но редак­ти­ро­вать, но мел­кие несо­сты­ков­ки всё рав­но оста­лись и нару­ши­ли сла­жен­ность повествования.

Из филь­ма «О бед­ном гуса­ре замол­ви­те слово»

Впро­чем, это мело­чи в срав­не­нии с кри­ти­кой, кото­рая обру­ши­лась на Ряза­но­ва после пред­по­ка­зов. Фильм посчи­та­ли слиш­ком тра­гич­ным, режис­сё­ра пыта­лись убе­дить изме­нить кон­цов­ку. Ему почти уда­лось отсто­ять смерть Бубен­цо­ва, одна­ко в теле­ви­зи­он­ной вер­сии сце­ну похо­рон всё рав­но выре­за­ли — без ведо­ма и согла­сия режис­сё­ра. После пре­мьер­но­го пока­за фильм отпра­вил­ся на пол­ку до 1986 года, а рас­ши­рен­ная режис­сёр­ская вер­сия вышла толь­ко в 1996 году.

К алфа­ви­ту


Д — Документальные фильмы

Эль­дар Ряза­нов начи­нал как доку­мен­та­лист. Он с отли­чи­ем окон­чил мастер­скую Гри­го­рия Козин­це­ва во ВГИ­Ке, его диплом­ная рабо­та — «Они учат­ся в Москве». Сле­ду­ю­щие пять лет Эль­дар Алек­сан­дро­вич сни­мал толь­ко доку­мен­таль­ное кино: сюже­ты для кино­жур­на­лов «Пио­не­рия», «Совет­ский спорт», «Ново­сти дня», кино­очерк «Доро­га име­ни Октяб­ря» и «Ост­ров Саха­лин». О рабо­те над доку­мен­таль­ны­ми про­ек­та­ми Ряза­нов рассказывал:

«Кино­хро­ни­ка — искус­ство осо­бо­го рода. В пери­о­ды народ­ных потря­се­ний, ката­клиз­мов, когда стра­на и народ под­вер­га­ют­ся тяжё­лым испы­та­ни­ям, доку­мен­таль­ный кине­ма­то­граф выхо­дит все­гда в пер­вый ряд. Жизнь наро­да в такие пери­о­ды настоль­ко тра­гич­на и непо­вто­ри­ма, что ника­кое игро­вое кино, ника­кой вымы­сел, ника­кая бел­ле­три­сти­ка не могут срав­нить­ся с под­лин­ны­ми собы­ти­я­ми, запе­чат­лён­ны­ми на кинопленке».

Пере­ход в худо­же­ствен­ное кино не озна­чал для режис­сё­ра пол­ный отказ от доку­мен­та­ли­сти­ки, хотя её и ста­ло зна­чи­тель­но мень­ше. Напри­мер, Ряза­нов снял «Четы­ре встре­чи с Вла­ди­ми­ром Высоц­ким» и «День в семье президента».

К алфа­ви­ту


Е — Единомышленники

Ряза­нов собрал вокруг себя твор­че­ских людей, при уча­стии кото­рых снял боль­шин­ство филь­мов. К еди­но­мыш­лен­ни­кам режис­сё­ра отно­сил­ся ком­по­зи­тор Андрей Пет­ров, уже упо­мя­ну­тый сце­на­рист Эмиль Бра­гин­ский, опе­ра­то­ры Вадим Али­сов и Вла­ди­мир Нахаб­цев, а так­же худож­ник Алек­сандр Бори­сов. Его посто­ян­ны­ми актё­ра­ми были Али­са Фрейнд­лих, Люд­ми­ла Гур­чен­ко, Андрей Мяг­ков, Лия Ахеджа­ко­ва, Олег Баси­ла­шви­ли и другие.

Ряза­нов и единомышленники

К алфа­ви­ту


Ж — Жанры

Ряза­но­ву было тес­но внут­ри одно­го жан­ра, чаще все­го он сни­мал на сты­ке коме­дии, тра­ги­ко­ме­дии, мело­дра­мы и сати­ры. Воз­мож­но, это одна из при­чин все­на­род­ной люб­ви к его лен­там: во вре­мя филь­ма зри­тель успе­ва­ет пере­жить мно­го эмо­ций, радост­ных и печальных:

«Жанр тра­ги­ко­ме­дии я люб­лю боль­ше все­го, пото­му что он наи­бо­лее пол­но отра­жа­ет жизнь. Жизнь не состо­ит толь­ко из смеш­но­го или толь­ко из мрач­но­го. Она как шку­ра тиг­ра. Выс­шее для меня — это когда у чело­ве­ка ещё слё­зы на гла­зах от преды­ду­щей сце­ны, а он уже смеётся».

Впро­чем, режис­сёр не боял­ся выхо­дить за рам­ки. Так, «Жесто­кий романс» стал его экс­пе­ри­мен­том с оте­че­ствен­ной лите­ра­ту­рой, кото­рый понра­вил­ся мно­гим зри­те­лям, но ока­зал­ся непо­ня­тым кри­ти­ка­ми. Лен­ту назы­ва­ли глум­ле­ни­ем над клас­си­кой, а глав­ную геро­и­ню кри­ти­ко­ва­ли за пусто­ту и писа­ли, что «неяс­но, чем она вызы­ва­ет вос­торг окру­жа­ю­щих её муж­чин». Уте­ше­ни­ем для Ряза­но­ва было меж­ду­на­род­ное при­зна­ние: в 1985 году он полу­чил за «Жесто­кий романс» глав­ный приз Меж­ду­на­род­но­го кино­фе­сти­ва­ля в Дели.

Сле­ду­ю­щим экс­пе­ри­мен­том ста­ла экра­ни­за­ция пье­сы «Доро­гая Еле­на Сер­ге­ев­на». Здесь Ряза­нов попро­бо­вал себя в камер­ном трил­ле­ре — и одно­знач­но пре­успел. Съём­ки дались режис­сё­ру тяже­ло, его непри­язнь к пер­со­на­жам неволь­но пере­но­си­лась на юных актё­ров — участ­ни­ки вспо­ми­на­ли, что ино­гда в актё­ров «лете­ли сту­лья». Одна­ко резуль­тат того сто­ил: «Доро­гая Еле­на Сер­ге­ев­на» и сей­час оста­ёт­ся одним из самых напря­жён­ных и тягост­ных оте­че­ствен­ных фильмов.

На съём­ках филь­ма «Доро­гая Еле­на Сергеевна»

К алфа­ви­ту


З — Замыслы

Неко­то­рые про­ек­ты Ряза­но­ва так и оста­лись иде­я­ми. Иссле­до­ва­те­ли кино отме­ча­ют, что режис­сё­ра тяну­ло в сто­ро­ну исто­ри­че­ских лент вся­кий раз после того, как фильм на совре­мен­ную тема­ти­ку слиш­ком силь­но кри­ти­ко­ва­ли. Так, после «Чело­ве­ка ниот­ку­да» появи­лась «Гусар­ская бал­ла­да», а после «Гара­жа» — «О бед­ном гуса­ре замол­ви­те сло­во». В 1968 году его «Зиг­заг уда­чи» рас­кри­ти­ко­ва­ли и почти не пока­за­ли на боль­ших экра­нах. Разо­ча­ро­ван­ный Ряза­нов обра­тил­ся к клас­си­ке и заду­мал снять лен­ту о Сира­но де Бержераке.

В про­бах участ­во­ва­ли Андрей Миро­нов, Олег Ефре­мов, Сер­гей Юрский и даже Вла­ди­мир Высоц­кий. В ито­ге роль доста­лась поэту Евге­нию Евту­шен­ко. Идея была экс­пе­ри­мен­таль­ной: поэт не имел опы­та игры. Но мысль о том, что поэт ХХ века сыг­ра­ет поэта XVII сто­ле­тия вооду­ше­ви­ла и Ряза­но­ва, и Евту­шен­ко. Поэт рассказывал:

«Когда я впер­вые встал в муш­ке­тёр­ских бот­фор­тах на зем­лю напро­тив кино­ка­ме­ры и она зара­бо­та­ла, я вдруг впер­вые ощу­тил лёг­кость, сво­бо­ду. Стал себя вести есте­ствен­но, буд­то в какой-то дру­гой жиз­ни был дуэ­лян­том точ­но в таких бот­фор­тах. Ряза­нов рас­це­ло­вал меня. В его гла­зах вос­крес­ли огонь­ки азар­та: „Ста­ри­на, я, кажет­ся, не обманулся“».

Источ­ник: kinopoisk.ru

Одна­ко труд­ность заклю­ча­лась в том, что в Гос­ки­но были кате­го­ри­че­ски про­тив того, что­бы в про­ек­те участ­во­вал поэт, не стес­няв­ший­ся кри­ти­ко­вать вла­сти и напи­сав­ший сти­хо­тво­ре­ние «Тан­ки идут по Праге»:

Пусть надо мной — без рыданий —
про­сто напи­шут, по правде:
«Рус­ский писа­тель. Раздавлен
рус­ски­ми тан­ка­ми в Праге».

Перед Ряза­но­вым поста­ви­ли усло­вие: заме­нить актё­ра или про­ект закро­ют. Режис­сёр не сда­вал­ся, одна­ко чинов­ни­ки Гос­ки­но были непре­клон­ны. Фильм закры­ли, несмот­ря на уже потра­чен­ные 200 тысяч рублей.

К алфа­ви­ту


И — Иван Пырьев

Во мно­гом имен­но режис­сё­ру и сце­на­ри­сту Ива­ну Пырье­ву поко­ле­ния совет­ских зри­те­лей обя­за­ны появ­ле­нию люби­мых филь­мов. В нача­ле 1950‑х годов Пырьев уго­во­рил Ряза­но­ва, до это­го сни­мав­ше­го толь­ко доку­мен­таль­ное кино, попро­бо­вать себя в худо­же­ствен­ном. Он верил, что у Ряза­но­ва есть коме­дий­ный талант, хотя, конеч­но, тогда не имел осо­бых осно­ва­ний так думать. Эль­дар Алек­сан­дро­вич отка­зы­вал­ся от съё­мок четы­ре раза — но Пырьев был непре­кло­нен. Иван Алек­сан­дро­вич же защи­тил дебю­тан­та от напа­док кол­лег и цен­зо­ров (подроб­нее в «К — Кар­на­валь­ная ночь»).

Иван Пырьев и Свет­ла­на Кор­кош­ко на съём­ках филь­ма «Бра­тья Кара­ма­зо­вы». Автор Вален­тин Мастю­ков. Москва. Январь 1968 года

После «Кар­на­валь­ной ночи» Пырьев про­дол­жал забо­тить­ся о Ряза­но­ве. Напри­мер, он помог режис­сё­ру добить­ся согла­сия Юрия Яко­вле­ва на съём­ки в лен­те «Чело­век ниот­ку­да».

В 1978 году, уже после смер­ти настав­ни­ка, Ряза­нов снял доку­мен­таль­ный фильм «Иван Пырьев».

К алфа­ви­ту


К — Карнавальная ночь

Пер­вый фильм Эль­да­ра Ряза­но­ва вышел в 1956 году и сра­зу при­нёс режис­сё­ру все­со­юз­ную сла­ву, а общее чис­ло про­дан­ных биле­тов почти достиг­ло 49 мил­ли­о­нов. Но не всё было глад­ко: Ряза­нов заду­мы­вал фильм более сати­ри­че­ским и хотел ост­рее высме­и­вать дирек­то­ра дома куль­ту­ры Сера­фи­ма Огур­цо­ва. Одна­ко кури­ро­вав­ший съём­ки Иван Пырьев насто­ял на том, что­бы сде­лать лен­ту более комедийной.

Были и дру­гие про­бле­мы — кон­фликт с опе­ра­то­ром Арка­ди­ем Коль­ца­тым, пере­рас­ход бюд­же­та и ост­рая кри­ти­ка от кол­лег. К при­ме­ру, посмот­рев часть отсня­то­го мате­ри­а­ла, Сер­гей Ютке­вич назвал фильм «чудо­вищ­ной пош­ло­стью» и пред­ла­гал забыть о режис­сё­ре «как о кош­мар­ном сне». Если бы не упор­ство само­го Ряза­но­ва и не заступ­ни­че­ство Пырье­ва, дебют режис­сё­ра мог бы так и не вый­ти на экраны.

Проб­ная съём­ка кино­филь­ма «Кар­на­валь­ная ночь». На сним­ке Люд­ми­ла Гур­чен­ко. 1956 год. Источ­ник: Лев Пор­тер /Фотохроника ТАСС

К алфа­ви­ту


Л — Любитель и защитник животных

Эль­дар Алек­сан­дро­вич на про­тя­же­нии мно­гих лет после­до­ва­тель­но высту­пал в защи­ту живот­ных. Так, в янва­ре 2004 года он одним из пер­вых под­пи­сал обра­ще­ние пре­зи­ден­ту от рос­сий­ских зна­ме­ни­то­стей с прось­бой при­нять Закон о защи­те живот­ных, в кото­ром есть такие стро­ки:

«Мы убеж­де­ны, что защи­та живот­ных — это и защи­та мно­гих людей, осо­бен­но детей, от душев­ных стра­да­ний, вызван­ных кар­ти­на­ми жесто­ко­сти по отно­ше­нию ко все­му беззащитному».

В 2005 году Ряза­нов под­дер­жал обра­ще­ния Ген­про­ку­ро­ру по пово­ду рас­сле­до­ва­ния убийств собак в Псков­ской обла­сти и Москве. Режис­сёр высту­пал про­тив VIP-охо­ты в Бело­мор­ском заказ­ни­ке и под­дер­жи­вал идею цир­ков без животных.

Режис­сёр ста­рал­ся не задей­ство­вать живот­ных в филь­мах. При­чи­ной это­го ста­ли труд­но­сти, воз­ник­шие на съём­ках сцен со львом в «Неве­ро­ят­ных при­клю­че­ни­ях ита­льян­цев в Рос­сии». Тогда боль­шин­ство актё­ров ужас­но боя­лись хищ­ни­ка — и это меша­ло рабо­те (льва не боял­ся толь­ко Андрей Миро­нов). Лев вёл себя непред­ска­зу­е­мо и одна­жды прыг­нул на чело­ве­ка, слу­чай­но ока­зав­ше­го­ся на пло­щад­ке. Мили­ци­о­не­рам при­шлось застре­лить живот­ное, а Ряза­нов был так силь­но потря­сён этим, что зарёк­ся пока­зы­вать зве­рей в сво­их картинах.

К алфа­ви­ту


М — Мировоззрение

Родив­ший­ся и вос­пи­тан­ный в СССР Ряза­нов, разу­ме­ет­ся, не был веру­ю­щим человеком:

«Я не верю в Бога, пото­му что в то вре­мя верить в него нель­зя было. Я родил­ся в 27‑м году, когда сно­си­ли церк­ви, рас­стре­ли­ва­ли бого­слу­жи­те­лей. Я нико­гда не верил, но все­гда с ува­же­ни­ем отно­сил­ся к веру­ю­щим, ну, кро­ме тех, кто обма­ны­ва­ет с помо­щью веры».

Ретро­спек­тив­но мож­но пред­по­ло­жить, что миро­воз­зре­ние режис­сё­ра стро­и­лось на твор­че­стве, само­вы­ра­же­нии и чест­но­сти перед собой и дру­ги­ми людьми:

«Я счи­таю, что чело­век дол­жен оста­вать­ся самим собой все­гда и делать то, что он счи­та­ет нуж­ным. Я мно­го раз вхо­дил в моду, выхо­дил из неё, но нико­гда не делал ниче­го для того, что­бы быть мод­ным. Ино­гда я был мод­ным, ино­гда не был мод­ным, потом опять ста­но­вил­ся мод­ным. Каж­дый чело­век дол­жен выра­жать себя, если ему есть, чего выражать».

К алфа­ви­ту


Н — Награды

Нисколь­ко не уди­ви­тель­но, что за деся­ти­ле­тия рабо­ты в кино Ряза­нов выиг­рал десят­ки наград. Инте­рес­но, что пер­вый приз он полу­чил за корот­ко­мет­раж­ную лен­ту «Ост­ров Саха­лин» на Меж­ду­на­род­ном Канн­ском кино­фе­сти­ва­ле. Меж­ду­на­род­ные пре­мии ему так­же вру­ча­ли за «Кар­на­валь­ную ночь», «Гусар­скую бал­ла­ду», «Бере­гись автомобиля».

Име­лись у Ряза­но­ва и награ­ды, напря­мую не свя­зан­ные с кино: Почёт­ный граж­да­нин Сама­ры, Рос­сий­ская пре­мия Людви­га Нобе­ля и гру­зин­ский Орден чести.

К алфа­ви­ту


О — Оппозиционность

Эль­дар Алек­сан­дро­вич боль­шую часть жиз­ни был в кон­фрон­та­ции с вла­стью — не ярост­но, а интел­лек­ту­аль­но и идей­но. О совет­ской вла­сти он отзы­вал­ся так:

«Ниче­го в жиз­ни я так не боял­ся, как совет­ской вла­сти. Совет­ская власть мог­ла любо­му сло­мать жизнь. Я пре­крас­но пони­мал: этот строй шутить не будет. И всё же оста­вал­ся внут­ренне сво­бод­ным в абсо­лют­но не сво­бод­ном госу­дар­стве. Да, надо мною мно­го измы­ва­лись, реза­ли кар­ти­ны, кла­ли на пол­ку. Но я не мало­душ­ни­чал, не делал того, с чем был не согла­сен. Мне нече­го стыдиться».

Пожа­луй, един­ствен­ным поли­ти­ком, кому Ряза­нов сим­па­ти­зи­ро­вал, был Борис Ель­цин. Он снял о пер­вом пре­зи­ден­те несколь­ко теле­пе­ре­дач, его неред­ко обви­ня­ли в пред­взя­то­сти и в том, что он рабо­та­ет на «повы­ше­ние рей­тин­га». Режис­сёр отве­чал кри­ти­кам, что зада­вал Ель­ци­ну самые раз­ные вопро­сы, в том чис­ле и непри­ят­ные, и ком­мен­ти­ро­вал обще­ние с пре­зи­ден­том сле­ду­ю­щим образом:

«У меня совер­шен­но нет ника­ко­го чув­ства стра­ха и нет тре­пе­та перед пре­зи­ден­том. <…> Я из ува­же­ния к это­му чело­ве­ку стре­мил­ся устра­нить все недо­молв­ки и дву­смыс­лен­но­сти, кото­рые вол­ну­ют мно­гих людей, в том чис­ле и меня. Я ста­рал­ся не для кого-то, не для зри­те­лей, а преж­де все­го для себя и, сле­до­ва­тель­но, для зрителей».

Впро­чем, сим­па­тии Ель­ци­ну не поме­ша­ли Ряза­но­ву в 1996 году под­пи­сать обра­ще­ние интел­ли­ген­ции с прось­бой оста­но­вить вой­ну в Чечне:

«Оче­ред­ной виток бра­то­убий­ствен­ной вой­ны в Чечне лиша­ет рос­си­ян послед­ней надеж­ды на ско­рей­шее мир­ное раз­ре­ше­ние кон­флик­та. Бес­смыс­лен­ность и непо­пу­ляр­ность этой вой­ны оче­вид­ны для каж­до­го. Раз­ру­шен Гудер­мес — вто­рой по вели­чине чечен­ский город. На оче­ре­ди тре­тий, чет­вёр­тый — сколь­ко ещё потре­бу­ет­ся дока­за­тельств без­на­дёж­но­сти сило­во­го решения?»

Курс, взя­тый пра­ви­тель­ством Рос­сии в нуле­вые и деся­тые, Ряза­нов нико­гда не под­дер­жи­вал и гово­рил об этом откры­то. В 2010‑е годы режис­сёр во мно­гом неожи­дан­но выска­зал­ся о Pussy Riot:

«Мне бы очень не хоте­лось, что­бы девоч­ки и впредь зани­ма­лись подоб­ны­ми дела­ми, они мне непри­ят­ны. Но после того, что устро­и­ли вокруг это­го вла­сти, я начал испы­ты­вать огром­ную сим­па­тию к под­су­ди­мым, а впо­след­ствии осуж­дён­ным девушкам».

К алфа­ви­ту


П — Писатель и поэт

Биб­лио­гра­фия Ряза­но­ва почти такая же вну­ши­тель­ная, как филь­мо­гра­фия. Он мно­го писал о рабо­те в кино и осмыс­лял резуль­та­ты, рас­ска­зы­вал дета­ли съё­мок и вза­и­мо­от­но­ше­ний с актё­ра­ми. Читать Эль­да­ра Алек­сан­дро­ви­ча лег­ко, его талант рас­ска­зы­вать исто­рии про­явил­ся и в литературе.

Сце­на­рий филь­ма «О бед­ном гуса­ре замол­ви­те сло­во» с прав­ка­ми Ряза­но­ва. Источ­ник: kinoklub-eldar.ru

Сочи­нял Ряза­нов и сти­хи. Напри­мер, извест­ней­шую пес­ню «У при­ро­ды нет пло­хой пого­ды» из «Слу­жеб­но­го рома­на» режис­сёр напи­сал сам, когда отча­ял­ся най­ти под­хо­дя­щий вари­ант сре­ди сти­хов извест­ных поэтов. Что­бы не сму­щать ком­по­зи­то­ра Андрея Пет­ро­ва, он ска­зал, что это поэ­зия Уилья­ма Блей­ка — Пет­ров и не запо­до­зрил обмана.

О созда­нии сти­хо­тво­ре­ния Ряза­нов рас­ска­зы­вал:

«Све­жий сухой воз­дух пока­лы­вал щёки, бод­рил, поход­ка была упру­гой, а душу напол­ня­ло бес­при­чин­ное ощу­ще­ние сча­стья. И вдруг сама собой в голо­ве воз­ник­ла пер­вая строчка:
— У при­ро­ды нет пло­хой погоды…
Не успел я изу­мить­ся это­му явле­нию, как сле­дом роди­лась вторая:
— Каж­дая пого­да — благодать…
Если учесть, что я уже око­ло 30 лет, со вре­мён дав­ней юно­сти, не зани­мал­ся сти­хо­сло­же­ни­ем, — это было стран­но. Я поду­мал, что сей­час это нава­жде­ние прой­дёт, но полу­чи­лось ина­че. Неудер­жи­мо пополз­ли сле­ду­ю­щие строки:
— Дождь ли, снег… Любое вре­мя года надо бла­го­дар­но принимать.
Я уди­вил­ся. Чест­но гово­ря, мне пока­за­лось, что стро­фа недур­на. И вдруг слу­чи­лось необъ­яс­ни­мое: строч­ки полез­ли одна за дру­гой. Не про­шло и 20 минут, как сти­хо­тво­ре­ние сочи­ни­лось само, не обра­щая на меня ника­ко­го вни­ма­ния, как бы поми­мо моей воли».

А во вре­мя рабо­ты над «Гусар­ской бал­ла­дой» режис­сёр сам дора­ба­ты­вал сти­хо­твор­ный сценарий.

К алфа­ви­ту


Р — Ремейки

Вли­я­ние Ряза­но­ва на оте­че­ствен­ный кине­ма­то­граф так вели­ко, а его филь­мы столь люби­мы и цити­ру­е­мы, что неко­то­рые режис­сё­ры не удер­жа­лись от соблаз­на вос­поль­зо­вать­ся чужой попу­ляр­но­стью. Так появи­лись ремей­ки, самые извест­ные из кото­рых — «Иро­ния судь­бы. Про­дол­же­ние» (2007) и «Слу­жеб­ный роман. Наше вре­мя» (2011). О них режис­сёр выска­зал­ся кате­го­рич­но:

«Я не могу ска­зать, что я в вос­тор­ге, пер­вый фильм был насы­щен поэ­зи­ей, это был целый мир [речь об ори­ги­наль­ной „Иро­нии судь­бы“. — Прим.]. Здесь я не уви­дел и не услы­шал ниче­го ново­го, и меня не убе­ди­ли исто­рии геро­ев, встре­тив­ших­ся через 30 лет».

Общая оцен­ка совре­мен­но­го кине­ма­то­гра­фа так­же не вну­ша­ла оптимизма:

«У меня впе­чат­ле­ние, что в совре­мен­ном кино недо­ста­ёт новых идей, и, соот­вет­ствен­но, и сце­на­ри­ев. Об этом гово­рит мода на мно­го­чис­лен­ные ремей­ки хоро­ших и извест­ных филь­мов. Если какой-то фильм имел успех в про­шлом, его берут и пере­сни­ма­ют зано­во. Это гораз­до лег­че, чем создать свой соб­ствен­ный фильм с нуля, на сво­ей идее».

Воль­ная трак­тов­ка «Иро­ния судь­бы» лег­ла в осно­ву двух ино­стран­ных филь­мов — индий­ско­го и аме­ри­кан­ско­го.

Спра­вед­ли­во­сти ради отме­тим, что сам Ряза­нов тоже экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с ремей­ка­ми и про­дол­же­ни­я­ми. Так, 1 янва­ря 2007 года на теле­экра­ны вышла «Кар­на­валь­ная ночь 2, или 50 лет спу­стя». Дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в том же доме куль­ту­ры, глав­ные роли испол­ни­ли Сер­гей Мако­вец­кий, Алё­на Бабен­ко и Сер­гей Без­ру­ков, а мно­гие актё­ры из ори­ги­наль­но­го филь­ма появи­лись в неболь­ших камео. В повест­во­ва­ние закра­лось немно­го сати­ры на реа­лии нуле­вых годов (куль­ми­на­ция коме­дии — появ­ле­ние в ДК отря­дов ОМО­На), одна­ко обре­сти зри­тель­скую любовь это не помог­ло — рей­тинг «Кар­на­валь­ной ночи 2» на Кино­по­ис­ке состав­ля­ет все­го 2,7.

К алфа­ви­ту


С — Самара

Сама­ра — род­ной город Эль­да­ра Ряза­но­ва, но здесь он про­жил не так мно­го вре­ме­ни. Самар­ский адрес режис­сё­ра — ули­ца Фрун­зе, дом 120. Почти сра­зу после его рож­де­ния семья пере­еха­ла в Моск­ву, а затем распалась.

В нача­ле Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны юно­го Ряза­но­ва эва­ку­и­ро­ва­ли в Сама­ру (тогда Куй­бы­шев) вме­сте с мате­рью и млад­шим бра­том. Они жили в том же доме у тёти, сест­ры мате­ри, Евге­нии Шустер­ман. Поз­же режис­сёр вспо­ми­нал:

«Когда я мно­го лет спу­стя уви­дел свой дом, там шёл ремонт, а так прак­ти­че­ски дом ничем не отли­чал­ся от того состо­я­ния. В 41‑м это была ком­на­та, 25 мет­ров, пере­го­ро­жен­ная шка­фом. За шка­фом жила мами­на сест­ра, а на осталь­ной пло­ща­ди чет­ве­ро нас. Двое детей и мама с отчи­мом. И немнож­ко было тесновато…»

Здесь Ряза­нов окон­чил седь­мой класс. Одна­ко уже летом 1942 года семья пере­еха­ла в Ниж­ний Тагил.

В сле­ду­ю­щий раз Эль­дар Алек­сан­дро­вич побы­вал в Сама­ре мно­го лет спустя:

«Июнь 1995 года. Поезд­ка в Сама­ру — город, в кото­ром я родил­ся и в кото­ром не был с 1942 года, то есть 53 года. Что очень некра­си­во с моей сто­ро­ны. На твор­че­ской встре­че меня спро­сил кто-то из зри­те­лей: „Поче­му вы так дол­го не при­ез­жа­ли в Сама­ру?“ Я отве­тил исчер­пы­ва­ю­ще: „Пото­му что дурак!“»

К алфа­ви­ту


Т — Труд всей жизни

В 2006 году на экра­ны вышел фильм «Андер­сен. Жизнь без люб­ви». Ряза­нов любил твор­че­ство дат­ско­го ска­зоч­ни­ка и заду­мы­вал фильм о нём мно­го деся­ти­ле­тий назад:

«…я неволь­но чув­ство­вал в Андер­сене род­ствен­ную твор­че­скую душу. Надо ска­зать, что я ниче­го о нём не знал в те вре­ме­на, кро­ме того, что он сын сапож­ни­ка и прач­ки. В 80‑е годы ХХ сто­ле­тия в поис­ках сюже­та мы с Эми­лем Бра­гин­ским набре­ли на фигу­ру дат­ско­го ска­зоч­ни­ка. Мы напи­са­ли заяв­ку на сце­на­рий „Счаст­ли­вый неудач­ник“ и тихо поло­жи­ли её в „стол“».

К идее снять эту лен­ту Эль­дар Ряза­нов вер­нул­ся толь­ко в XXI веке, когда пере­шаг­нул 75-летие. Фильм — боль­ше чем обыч­ная био­гра­фия, и во мно­гом он не похож на в целом реа­ли­стич­ные рабо­ты Ряза­но­ва. Фак­ты из жиз­ни писа­те­ля-ска­зоч­ни­ка пере­ме­ши­ва­ют­ся с выду­ман­ны­ми подроб­но­стя­ми и, что важ­нее, сюже­та­ми его про­из­ве­де­ний. В резуль­та­те зри­тель видит сра­зу два мира: внеш­ний, в кото­ром писа­тель пере­жи­ва­ет неуда­чи и разо­ча­ро­ва­ния, и внут­рен­ний, где живут идеи и фантазии.

Съём­ки про­хо­ди­ли в Москве: сто­лич­ные ули­цы «мас­ки­ро­ва­ли» под дат­ские пей­за­жи. Кар­ти­на полу­чи­лась кра­си­вой и с визу­аль­ной сто­ро­ны отлич­но про­ра­бо­тан­ной. Созда­те­ли филь­ма выиг­ра­ли пре­мию «Ника» в номи­на­ци­ях «Луч­шая рабо­та худож­ни­ка» и «Луч­шая рабо­та худож­ни­ка по костюмам».

На съём­ках филь­ма «Андер­сен. Жизнь без любви»

Кар­ти­на полу­чи­ла сме­шан­ные отзы­вы — мно­гим зри­те­лям не понра­ви­лась фан­тас­ма­го­рич­ность про­ис­хо­дя­ще­го и неров­ность дра­ма­тур­гии. Одна­ко посмот­реть её сто­ит из-за актёр­ской игры и ради того, что­бы убе­дить­ся, насколь­ко раз­но­об­раз­но мог пока­зы­вать миры Рязанов.

К алфа­ви­ту


Ф — Фильмография

Ряза­нов — автор более чем 40 худо­же­ствен­ных, доку­мен­таль­ных и теле­ви­зи­он­ных филь­мов, поло­ви­на из кото­рых ста­ли клас­си­кой совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа. О сво­ей про­дук­тив­но­сти он гово­рил так:

«Я нико­гда не про­бо­вал нар­ко­ти­ки, но читал про это мно­го. Кино постраш­нее любо­го нар­ко­ти­ка. Чело­век, попро­бо­вав­ший кино, доб­ро­воль­но не ухо­дит, есть толь­ко еди­нич­ные случаи».

Эль­дар Ряза­нов в под­мос­ков­ном Доме твор­че­ства писа­те­лей «Мале­ев­ка». Июль 1978 года. Фото В. Чистя­ко­ва. Источ­ник: РИА Новости

К алфа­ви­ту


Ц — Цензура

Как и дру­гие совет­ские режис­сё­ры, Ряза­нов регу­ляр­но стал­ки­вал­ся с цен­зо­ра­ми. Неко­то­рые его филь­мы вовсе изы­ма­ли из про­ка­та (смот­ри­те раз­дел «Ч — Чело­век ниот­ку­да»), дру­гие раз­гром­но кри­ти­ко­ва­ли (раз­де­лы «Ж» и «З»), а из тре­тьих выре­за­ли отдель­ные сцены.

Напри­мер, для филь­ма «Ста­ри­ки-раз­бой­ни­ки» сня­ли сце­ну авто­мо­биль­ной пого­ни, во вре­мя кото­рой «Вол­га» спу­сти­лась в под­зем­ный пере­ход, затем заеха­ла на пеше­ход­ный мост через Яузу рядом с Кур­ским вок­за­лом. Съё­моч­ная груп­па рис­ко­ва­ла и дей­ство­ва­ла во мно­гом без­от­вет­ствен­но: ули­цы не ого­ра­жи­ва­ли, пра­ви­ла дорож­но­го дви­же­ния нару­ша­ли, а пеше­хо­дов не пре­ду­пре­жда­ли о съём­ках, что­бы они пуга­лись как мож­но есте­ствен­нее. В Гос­ки­но тако­го энту­зи­аз­ма не оце­ни­ли и потре­бо­ва­ли убрать сце­ну — что­бы у води­те­лей не воз­ни­ка­ло идеи повто­рять трюки.

Впро­чем, цен­зу­ра пре­сле­до­ва­ла режис­сё­ра и в совре­мен­ной Рос­сии — конеч­но, ослаб­лен­ная. Так, в 2014 году на теле­ви­де­нии зацен­зу­ри­ли репли­ку «хре­но­ви­на» одно­го из геро­ев филь­ма «Гараж». Ряза­нов про­ком­мен­ти­ро­вал ситу­а­цию нелитературно:

«Я посмот­рел теле­ви­зи­он­ную про­грам­му. Там сто­ит воз­раст­ной ценз „6+“. Это зна­чит, что фильм „Гараж“ могут смот­реть дети стар­ше шести лет. Что уж тут запи­ки­вать?! Нет слов. Коро­че гово­ря, маразм крепчает».

К алфа­ви­ту


Ч — Человек ниоткуда

Фан­та­сти­че­скую коме­дию 1961 года с Сер­ге­ем Юрским вско­ре после выхо­да в про­кат ото­зва­ли из-за цен­зу­ры. Лёг­кая при­клю­чен­че­ская коме­дия, кото­рую сам Ряза­нов опре­де­лял как «коми­че­скую нена­уч­ную фан­та­сти­ку», высме­и­ва­ла неко­то­рые сто­ро­ны совет­ской дей­стви­тель­но­сти. И хотя в филь­ме труд­но най­ти что-то по-насто­я­ще­му оскор­би­тель­ное, лен­ту рас­кри­ти­ко­ва­ли и запре­ти­ли. Эст­рад­ные куп­ле­ти­сты Павел Руда­ков и Вени­а­мин Неча­ев испол­ня­ли такую частушку:

На «Мос­филь­ме» вышло чудо —
«Чело­век из ниоткуда».
Посмот­рел я это чудо —
Год в кино ходить не буду!

Фильм запре­ти­ли на несколь­ко деся­ти­ле­тий — в повтор­ный про­кат он вышел толь­ко в 1988 году.

К алфа­ви­ту


Э — Эльдар

Роди­те­ли Ряза­но­ва несколь­ко лет про­ве­ли в Теге­ране, где рабо­та­ли в тор­го­вом пред­ста­ви­тель­стве СССР. Встре­ча­ет­ся мне­ние, что имен­но в память об этом вре­ме­ни они выбра­ли сыну не самое рас­про­стра­нён­ное имя — Эль­дар, что пере­во­дит­ся как «вла­де­ю­щий миром».

К алфа­ви­ту


Ю — Юмор

Без­услов­но, у созда­те­ля столь­ких леген­дар­ных коме­дий было отлич­ное чув­ство юмо­ра — это отме­ча­ли почти все актё­ры, рабо­тав­шие с ним. Мно­гие шут­ки и комич­ные ситу­а­ции в филь­мах, кото­рые сего­дня зна­ют и вос­про­из­во­дят взрос­лые и дети — ино­гда даже не вспо­ми­ная, что это из филь­ма, — Ряза­нов при­ду­мы­вал сам или вме­сте с соавторами.

Впро­чем, режис­сёр все­гда остав­лял место для актёр­ской импро­ви­за­ции. Напри­мер, леген­дар­ная фра­за «какая гадость эта ваша залив­ная рыба» — искрен­ний экс­промт Юрия Яко­вле­ва. Он так понра­вил­ся Ряза­но­ву — да и всей съё­моч­ной груп­пе, — что остал­ся в финаль­ном монтаже.

Широ­ко извест­на цита­та Рязанова:

«Где есть юмор — там есть и правда».

Эль­дар Ряза­нов, Андрей Миро­нов и Гри­го­рий Горин на дне рож­де­ния Алек­сандра Шир­виндта изоб­ра­жа­ют олим­пий­ских атле­тов. 1980 год

К алфа­ви­ту


Я — Языки

Ради того, что­бы сни­мать хоро­шо, Ряза­нов был готов на мно­гое, в том чис­ле — заго­во­рить на ино­стран­ном язы­ке. Так, во вре­мя рабо­ты над «Неве­ро­ят­ны­ми при­клю­че­ни­я­ми ита­льян­цев в Рос­сии» режис­сёр выучил ита­льян­ский. Эль­дар Алек­сан­дро­вич опа­сал­ся, что пере­вод­чик не смо­жет точ­но пере­дать его идеи ита­льян­ским актё­рам. Ита­льян­ским в совер­шен­стве режис­сёр не овла­дел, одна­ко мог общать­ся и пони­мать чужую речь со словарём.

Ряза­нов доволь­но хоро­шо пони­мал по-англий­ски, одна­ко сам гово­рил неуве­рен­но с силь­ным акцен­том. Режис­сёр осво­ил язык, что­бы пред­ста­вить фильм «Бере­гись авто­мо­би­ля», кото­рый был крайне попу­ля­рен за рубежом.

К алфа­ви­ту


Ранее в фор­ма­те алфа­ви­та мы рас­ска­зы­ва­ли об Андрее Тар­ков­ском и Иоси­фе Брод­ском.

Поделиться