4 апре­ля 2022 года Андрею Тар­ков­ско­му испол­ни­лось бы 90 лет. В честь юби­лея VATNIKSTAN под­го­то­вил алфа­вит режис­сё­ра, кото­рый помо­жет луч­ше разо­брать­ся в насле­дии масте­ра. Вы узна­е­те, поче­му Тар­ков­ский сни­мал имен­но так, в чём видел смысл кине­ма­то­гра­фа и каки­ми были основ­ные моти­вы его твор­че­ства, о чём режис­сёр пере­жи­вал и меч­тал, кого сове­то­вал смот­реть и мно­гое другое.

А Б В Г Д Ж З И K Л M Н О П Р С Т Ф Ц Ч Э Ю Я


А — Андрей Рублёв

Кадр из филь­ма «Андрей Руб­лёв». Источ­ник: kinopoisk.ru

Вто­рая пол­но­мет­раж­ная кар­ти­на Тар­ков­ско­го (дебют­ная — «Ива­но­во дет­ство»). Исто­ри­че­ская лен­та об ико­но­пис­це XV века Андрее Руб­лё­ве с акцен­том на рефлек­сии глав­но­го героя. Идея филь­ма — пока­зать непро­хо­дя­щий и необ­хо­ди­мый кон­фликт худож­ни­ка и мира. «Андрея Руб­лё­ва» сни­ма­ли в Псков­ской обла­сти, Вла­ди­ми­ре и Суз­да­ле в 1964–1965 годах. В 1966 году состо­я­лась огра­ни­чен­ная премьера.

В Совет­ском Сою­зе фильм рас­кри­ти­ко­ва­ли за идей­ную пороч­ность и анти­ис­то­ризм. По мне­нию пар­тий­ных чинов­ни­ков, такое про­чте­ние исто­рии было пря­мым порож­де­ни­ем бур­жу­аз­ных идей: люди в кар­тине пока­за­ны мол­ча­ли­вы­ми стра­да­ю­щи­ми дика­ря­ми, и лишь один Руб­лёв — гений, выно­ся­щий всем при­го­вор. После это­го фильм сокра­ти­ли. Ещё раз огра­ни­чен­ные пока­зы в СССР прой­дут в 1971 году, а в широ­кий про­кат кар­ти­на вый­дет толь­ко в 1987‑м. При этом «Андрея Руб­лё­ва» вне кон­кур­са пока­за­ли на Канн­ском кино­фе­сти­ва­ле 1969 года, где лен­та полу­чи­ла приз ФИПРЕССИ.
Опе­ра­тор филь­ма Вадим Юсов рас­ска­зы­ва­ет:

«Когда мы сни­ма­ли „Андрея Руб­лё­ва“, самым важ­ным филь­мом для нас были „Семь саму­ра­ев“ Куро­са­вы. Тар­ков­ский счи­тал эту рабо­ту выда­ю­щей­ся. В „Андрее Руб­лё­ве“ скры­то мно­же­ство цитат, отсы­лок к кар­тине Куросавы».

К алфа­ви­ту


Б — Брессон

Андрей Тар­ков­ский и Робер Брес­сон на Канн­ском кино­фе­сти­ва­ле. 1983 год

В одном из интер­вью Тар­ков­ский при­знал­ся:

«Для меня Робер Брес­сон — луч­ший режис­сёр в мире».

В дру­гом он так­же ска­зал:

«Такая неза­ви­си­мость сво­е­го твор­че­ства от мне­ния зри­те­лей и кри­ти­ки ста­ла для меня навсе­гда сим­во­лом пове­де­ния режис­сё­ром перед лицом пуб­ли­ки. Мне бли­зок Брес­сон имен­но тем, что сре­ди мно­гих худож­ни­ков, стре­мя­щих­ся к про­сто­те и глу­бине, он один из тех немно­гих, кото­рый её сумел достиг­нуть в сво­ём твор­че­стве. Это самое главное».

Робер Брес­сон — фран­цуз­ский режис­сёр, извест­ный таки­ми рабо­та­ми, как «Днев­ник сель­ско­го свя­щен­ни­ка», «Про­цесс Жан­ны д’Арк», «Мушетт». Осо­бен­ность его кар­тин — мини­ма­лизм, акцент на рит­ме и мон­та­же, а не на сло­вах. Тар­ков­ско­го с Брес­со­ном род­нит отказ от воз­дей­ствия на зри­те­ля через раци­о­наль­ное, интри­гу­ю­щие сюже­ты или спе­ц­эф­фек­ты. В рабо­те «Запе­чат­лён­ное вре­мя» рус­ский мастер писал:

«…искус­ство, преж­де все­го, воз­дей­ству­ет не на разум чело­ве­ка, а на его эмоции».

Филь­мы обо­их нуж­но чув­ство­вать, про­пус­кать сквозь себя, погру­жа­ясь в соб­ствен­ное сознание.

К алфа­ви­ту


В — Время

В днев­ни­ко­вых запи­сях Тар­ков­ский раз­мыш­ля­ет:

«Невоз­мож­ность в кино выра­зить еди­но­вре­мен­ные дей­ствия ина­че, чем в после­до­ва­тель­но­сти, сим­во­ли­зи­ру­ет невоз­мож­ность суще­ство­ва­ния чело­ве­ка и его исто­рии без вре­ме­ни, кото­рое мыс­лит­ся как последовательность».

Для режис­сё­ра вре­мя — осно­ва кине­ма­то­гра­фа, у него длин­ные кад­ры, неспеш­ное повест­во­ва­ние. От это­го мно­гим филь­мы Тар­ков­ско­го кажут­ся мед­лен­ны­ми и даже затя­ну­ты­ми. Доста­точ­но вспом­нить сце­ну с горя­щей све­чой из «Носталь­гии». В ней писа­тель Андрей Гор­ча­ков в испол­не­нии Оле­га Янков­ско­го на про­тя­же­нии девя­ти минут несёт зажжён­ную све­чу от одно­го края бас­сей­на к другому.

В «Запе­чат­лён­ном вре­ме­ни» режис­сёр объ­яс­нял:

«Кине­ма­то­гра­фи­че­ский образ не воз­ни­ка­ет из сло­же­ния хода лите­ра­тур­ной мыс­ли с живо­пис­ной пла­сти­кой — воз­ник­нет эклек­тич­ность, либо невы­ра­зи­тель­ная, либо высо­ко­пар­ная. Так­же и зако­ны дви­же­ния и орга­ни­за­ции вре­ме­ни в филь­ме не долж­ны под­ме­нять­ся зако­на­ми сце­ни­че­ско­го времени.

Вре­мя в фор­ме фак­та! Я сно­ва напо­ми­наю об этом. Иде­аль­ным кине­ма­то­гра­фом мне пред­став­ля­ет­ся хро­ни­ка: в ней я вижу не спо­соб съём­ки, а спо­соб вос­ста­нов­ле­ния, вос­со­зда­ния жизни».

К алфа­ви­ту


Г — Герой

Из «Лек­ций по кино­ре­жис­су­ре»:

«Мне кажет­ся, что кино, как любое искус­ство, сво­им содер­жа­ни­ем и целью все­гда име­ло в виду чело­ве­ка, преж­де все­го чело­ве­ка. А не необ­хо­ди­мость осва­и­вать ту или дру­гую тему».

Глав­ные герои Тар­ков­ско­го — дума­ю­щие, ищу­щие, стра­да­ю­щие муж­чи­ны, стал­ки­ва­ю­щи­е­ся с чем-то неиз­ве­дан­ным. К их про­ра­бот­ке он отно­сил­ся серьёз­но, счи­тая, что автор кар­ти­ны, что­бы создать мак­си­маль­но точ­ный образ, дол­жен стать пси­хо­ло­гом и пси­хи­ат­ром. Часто герои выра­жа­ют пере­жи­ва­ния само­го режис­сё­ра. В Иване из «Ива­но­ва дет­ства» отра­жа­ют­ся дет­ские годы Тар­ков­ско­го вре­мён вой­ны. В Андрее из «Андрея Руб­лё­ва» — судь­ба твор­ца. В интер­вью, посвя­щён­ном филь­му «Жерт­во­при­но­ше­ние», режис­сёр гово­рил:

«Я счи­таю, что зри­тель име­ет пра­во вос­при­ни­мать то, что он видит на экране, в соот­вет­ствии с соб­ствен­ным внут­рен­ним миром, а не с той точ­кой зре­ния, кото­рую поже­лал бы навя­зать ему я. Моя цель — пока­зать жизнь, создать образ — дра­ма­ти­че­ский и тра­ги­че­ский образ совре­мен­но­го человека».

Андрей Тар­ков­ский на съём­ках «Ива­но­ва детства»

К алфа­ви­ту


Д — Дневник

Рису­нок Андрея Тар­ков­ско­го из «Мар­ти­ро­ло­га»

Режис­сёр начал вести днев­ник в 1970 году в 38 лет и про­дол­жал делать запи­си до самой смер­ти. Он делал это для себя, совсем не думая о воз­мож­ной пуб­ли­ка­ции. Тар­ков­ский назвал днев­ник «Мар­ти­ро­лог» — опи­са­ние жиз­ни муче­ни­ков, пере­чень стра­да­ний. На рус­ском его изда­ли в 2008 году в Ита­лии. Днев­ник вышел очень чест­ным, помо­га­ю­щим взгля­нуть на извест­но­го масте­ра под дру­гим углом, как на чело­ве­ка. Автор пишет о про­бле­мах в семье, лич­ных сла­бо­стях, кино, фило­соф­ских кате­го­ри­ях и обыч­ных жиз­нен­ных ситу­а­ци­ях, выпи­сы­ва­ет цита­ты из книг, рисует:

«Я, навер­ное, эго­ист. Но ужас­но люб­лю и мать, и отца, и Мари­ну, и Сень­ку. Но на меня нахо­дит столб­няк, и я не могу выра­зить сво­их чувств. Любовь моя какая-то неде­я­тель­ная. Я хочу, навер­ное, что­бы меня оста­ви­ли в покое, даже забыли…Я не свя­той и не ангел. А эго­ист, кото­рый боль­ше все­го на све­те боит­ся стра­да­ний тех, кого любит». (14 сен­тяб­ря 1970 года)

«Что же каса­ет­ся дел, то всё пло­хо. Ни денег, ни дирек­то­ра, ни актри­сы. Всё пло­хо. Вче­ра был у Гри­ши Поже­ня­на. Настро­е­ние мерз­кое, в общем. Ну их всех к чёр­то­вой мате­ри». (7 нояб­ря 1970 года)

Тар­ков­ский. Фото­граф Гри­го­рий Вер­хов­ский. 1978 год. Источ­ник: russianphoto.ru

«Ско­ро день рож­де­ния. Надо с Лари­сой куда-нибудь уди­рать (или во Вла­ди­мир с Колей и Леной, или к ним — на два дня), так как если при­ни­мать гостей, то при­дёт чело­век 40. Сажать их неку­да. Оста­ёт­ся бег­ство». (28 мар­та 1971 года)

«Очень боюсь, что в „Соля­ри­се“ будет неко­то­рая пест­ро­та. Эти про­кля­тые кори­до­ры, лабо­ра­то­рии, аппа­рат­ные, раке­то­дро­мы. Может быть, это неиз­беж­но, чёрт его зна­ет. Мне каза­лось, что надо было всё это сни­мать некон­крет­но, объ­ек­ти­вом 50, 80…, а у нас мно­го сня­то объ­ек­ти­вом 35. Что из это­го вый­дет, не знаю. Я очень бес­по­ко­юсь. Очень труд­но сни­мать. Очень. Съём­ки „Руб­лё­ва“ были курор­том по срав­не­нию с этим без­об­ра­зи­ем. С эти­ми съём­ка­ми про­сто тупе­ешь. Вре­ме­ни нет даже на чте­ние. Ужас­но». (11 авгу­ста 1971 года)

«Моя цель — выве­сти кино в ряд всех дру­гих искусств. Сде­лать его рав­но­прав­ным перед лицом музы­ки, поэ­зии, про­зы и так далее». (31 декаб­ря 1973 года)

Андрей Тар­ков­ский на съём­ках «Соля­ри­са». Источ­ник: kinopoisk.ru

«Вче­ра Ермаш не при­нял „Зер­ка­ло“ и на обсуж­де­нии гово­рил такую чушь, что про­де­мон­стри­ро­вал самое явное непо­ни­ма­ние и непри­я­тие филь­ма. А чего ожи­дать от них дру­го­го? Устал. Надо най­ти воз­мож­ность зара­бо­тать какие-то день­ги, что­бы уехать в дерев­ню и жить там». ( 27 июля 1974 года)

«Мно­гое про­изо­шло. Какое-то ката­стро­фи­че­ское раз­ру­ше­ние. И от сте­пе­ни его — пре­дель­но недву­смыс­лен­ной — оста­ёт­ся, всё же, ощу­ще­ние эта­па, новой сту­пе­ни, на кото­рую сле­ду­ет под­нять­ся, — а это вну­ша­ет надеж­ду». (26 авгу­ста 1977 года)

«Для чело­ве­ка есте­ствен­но не думать о смер­ти. Поче­му же он не верит в бес­смер­тие?» (9 апре­ля 1978 года)

«Вот уж не думал, что у меня в 46 лет слу­чит­ся инфаркт. А вме­сте с тем стран­но было бы, если бы это­го не про­изо­шло. Ну, да Гос­подь с ним». (15 апре­ля 1978 года)

К алфа­ви­ту


Ж — Жертвоприношение

Послед­ний фильм Тар­ков­ско­го, сня­тый в 1986 году в Шве­ции. В нём он оста­вил миру предо­сте­ре­же­ние об угро­зе при­бли­жа­ю­щей­ся ката­стро­фы. Выход и спа­се­ние режис­сёр видел в выбо­ре не мате­ри­аль­но­го, а духов­но­го жиз­нен­но­го пути.

Как писал кино­кри­тик Сер­гей Доб­ро­твор­ский в ста­тье «Смерть после работы»:

«Вот поче­му так труд­но смот­реть „Жерт­во­при­но­ше­ние“ — про­стой и ясный канон бук­валь­но тре­щит изнут­ри от лич­ной боли и сму­ты ожи­да­е­мо­го конца».

Кадр из филь­ма «Жерт­во­при­но­ше­ние». Источ­ник: kinopoisk.ru

К алфа­ви­ту


З — Золотой лев

Тар­ков­ский полу­чил «Золо­то­го льва», награ­ду Вене­ци­ан­ско­го кино­фе­сти­ва­ля, в 1962 году за кар­ти­ну «Ива­но­во дет­ство». Ранее ни один совет­ский фильм его не удо­ста­и­вал­ся. Режис­сёр при­зна­вал­ся, что это ока­за­лось для него неожиданным:

«Всё про­изо­шло очень быст­ро: вру­чи­ли „Льва“, потом сра­зу поса­ди­ли в само­лёт, и мы ока­за­лись в Москве. Я до сих пор как-то ещё не могу пове­рить во всё свершившееся».

К алфа­ви­ту


И — «Идиот»

Роман Досто­ев­ско­го, кото­рый одно­вре­мен­но меч­тал и не хотел экра­ни­зи­ро­вать Тар­ков­ский. В 1973 году он писал:

«Сце­на­рий по „Иди­о­ту“ мож­но начать с ретро­спек­ций Наста­сьи Филип­пов­ны о дет­стве и зна­ком­стве с Тоц­ким. Исто­рию со зна­ком­ством исклю­чить — неваж­но, как позна­ко­ми­лись кн. Мыш­кин с Рого­жи­ным. Роман не остав­ля­ет после ощу­ще­ния про­стран­ства и мас­со­вых сцен — поэто­му избе­гать их. Исто­рия вок­заль­но­го скан­да­ла с офи­це­ром и хлы­стом — не нуж­на, мно­го суе­ты и топ­та­ние на месте. Инте­рес­но, что запо­ми­на­ет­ся из рома­на боль­ше все­го, и не слу­чай­но, види­мо (а я читал „Иди­о­та“ не один раз):
1. Зна­ком­ство кн. Мыш­ки­на с Епан­чи­ны­ми и казнь.
2. Пощё­чи­на Гани.
3. Наста­сья Филип­пов­на у Иволгиных.
4. 100 тысяч.
5. Судь­ба Наста­сьи Филипповны.
6. Сон Ипполита.
7. Китай­ская ваза.
8. У Рого­жи­на (мать и Гольбейн).
9. Аглая у Наста­сьи Филипповны.
10. Смерть Наста­сьи Филип­пов­ны. Князь у Рогожина.
11. Да, и, конеч­но, при­па­док паду­чей в гости­ни­це „Весы“ с поку­ше­ни­ем Рогожина.
12. Князь и дети» (с. 106)».

Режис­сё­ру была близ­ка фило­со­фия писа­те­ля, его пони­ма­ние рели­гии. Неод­но­крат­но в днев­ни­ках Тар­ков­ский делил­ся иде­ей снять фильм о самом Досто­ев­ском. О поста­нов­ке же «Иди­о­та» он раз­мыш­лял то с вооду­шев­ле­ни­ем, то с сомне­ни­ем. Вот, напри­мер, запись от 25 декаб­ря 1974 года:

«Вер­но ли, что я стрем­люсь к „Иди­о­ту“? Не пре­вра­тит­ся ли экра­ни­за­ция в иллю­стра­цию моих прин­ци­пов, кото­рые будут неор­га­нич­ны­ми на фоне струк­ту­ры само­го романа?»

Тар­ков­ский на съём­ках филь­ма «Андрей Руб­лёв». Фото­граф Евге­ний Умнов. 1965 год. Источ­ник: russianphoto.ru

Режис­сёр всё же подал офи­ци­аль­ную заяв­ку на напи­са­ние сце­на­рия к кар­тине в «Мос­фильм», но так и не создал его, окон­ча­тель­но поте­ряв инте­рес. Впро­чем, сын Тар­ков­ско­го в про­грам­ме «ещё­не­поз­нер» заметил:

«По-мое­му, он всё-таки сво­е­го Досто­ев­ско­го снял. У меня такое впе­чат­ле­ние, что в каж­дом филь­ме есть цита­та Досто­ев­ско­го, это всё про Досто­ев­ско­го в какой-то степени».

К алфа­ви­ту


К — Коммерческое кино

В «Лек­ци­ях по кино­ре­жис­су­ре» Тар­ков­ский утверждает:

«Каж­дый раз, стал­ки­ва­ясь со схе­ма­тич­но­стью харак­те­ра в филь­ме, неволь­но пред­став­ля­ешь себе неко­е­го авто­ра, кото­рый сидит и дума­ет, как рас­ска­зать эту исто­рию поувле­ка­тель­нее, поин­те­рес­нее, чув­ству­ешь страш­ные уси­лия, направ­лен­ные на то, что­бы заин­те­ре­со­вать зри­те­ля во что бы то ни ста­ло. В осно­ве это­го осно­во­по­ла­га­ю­щий прин­цип ком­мер­че­ско­го кино. В нём глав­ной пру­жи­ной явля­ют­ся зре­ли­ща, а не живое оба­я­ние обра­за, кото­рое под­ме­ня­ет­ся схе­мой, состо­я­щей из переч­ня неких правдоподобий».

Ком­мер­че­ские лен­ты режис­сёр не любил — он был ярким сто­рон­ни­ком автор­ско­го кино, не рас­счи­тан­но­го на широ­кую аудиторию.

К алфа­ви­ту


Л — Лариса

Лари­са Кизи­ло­ва — вто­рая жена Тар­ков­ско­го. Они позна­ко­ми­лись на съём­ках «Андрея Руб­лё­ва», где жен­щи­на рабо­та­ла асси­стент­кой режис­сё­ра. Тар­ков­ский в то вре­мя уже был женат на Ирме Рауш-Тар­ков­ской. Его уход от пер­вой жены вызвал все­об­щее непо­ни­ма­ние. Лари­са же ста­ла посто­ян­ной помощ­ни­цей Тар­ков­ско­го на съём­ках. В 1970‑м они поже­ни­лись, в том же году у них родил­ся сын Андрей. Супру­ги про­жи­ли вме­сте до самой смер­ти мастера.

Андрей Тар­ков­ский и Лари­са Кизилова

К алфа­ви­ту


М — Монтаж

Режис­сёр отри­цал под­ход к кино как к искус­ству мон­та­жа, об этом он подроб­но рас­суж­дал в «Лек­ци­ях по кино­ре­жис­су­ре». Мон­таж важен, но оста­ёт­ся лишь тех­ни­че­ским сред­ством пере­да­чи того, что уже зало­же­но в кад­ре. Он не может при­дать филь­му ритм, так как ритм зави­сит от вре­ме­ни, про­те­ка­ю­ще­го в кад­ре, и в пре­де­ле — от ощу­ще­ния жиз­ни режиссёром.

Андрей Тар­ков­ский на съём­ках «Стал­ке­ра»

К алфа­ви­ту


Н — Ностальгия

В «Запе­чат­лён­ном вре­ме­ни» режис­сёр делится:

«Я хотел рас­ска­зать о рус­ской носталь­гии — том осо­бом и спе­ци­фи­че­ском для нашей нации состо­я­нии души, кото­рое воз­ни­ка­ет у нас, рус­ских, вда­ли от роди­ны. Я видел в этом, если хоти­те, свой пат­ри­о­ти­че­ский долг, каким я сам его чув­ствую и осо­знаю. Я хотел рас­ска­зать о роко­вой при­вя­зан­но­сти рус­ских к сво­им наци­о­наль­ным кор­ням, к сво­е­му про­шло­му, сво­ей куль­ту­ре, к род­ным местам, близ­ким и дру­зьям — о при­вя­зан­но­сти, кото­рую они несут с собою всю свою жизнь, неза­ви­си­мо от того, куда их заки­ды­ва­ет судьба».

Одно­имён­ную лен­ту с Оле­гом Янков­ским в глав­ной роли мастер сни­мал в Ита­лии в 1983 году. Она вопло­ща­ет тос­ку чело­ве­ка от невоз­мож­но­сти быть рядом с теми, кого он любит, пото­му что нахо­дит­ся не в том месте. В кар­тине так­же при­сут­ству­ют харак­тер­ные для Тар­ков­ско­го моти­вы поис­ка себя, оди­но­че­ства, поте­рян­но­го дома.

Кадр из филь­ма «Носталь­гия». Источ­ник: kinopoisk.ru

К алфа­ви­ту


О — Отец

В днев­ни­ках Андрей Тар­ков­ский писал:

«Но, тем не менее, мне надо ещё до отъ­ез­да в Япо­нию появить­ся у отца. Ведь он тоже муча­ет­ся отто­го, что наши отно­ше­ния сло­жи­лись имен­но так. Я же знаю. Я даже не пред­став­ляю, как сло­жи­лись бы они даль­ше, если сло­мать лёд само­му. Мне. Но это очень труд­но. Может быть, напи­сать пись­мо? Но пись­мо ниче­го не решит. Мы встре­тим­ся после него, и оба будем делать вид, что ника­ко­го пись­ма не существует».

Андрей и Арсе­ний Тарковские

Отец режис­сё­ра — поэт Арсе­ний Тар­ков­ский. Андрей и Арсе­ний обла­да­ли похо­жим тон­ким взгля­дом на мир. Мно­гие кино­ве­ды отме­ча­ют, что филь­мы Тар­ков­ско­го по постро­е­нию напо­ми­на­ют сти­хи. В част­но­сти, Майя Туров­ская в кни­ге «7½, или Филь­мы Андрея Тар­ков­ско­го» пишет:

«…когда про­стая повест­во­ва­тель­ность не выдер­жи­ва­ет напо­ра идей, спро­во­ци­ро­ван­но­го боль­шой исто­ри­ей, явля­ет­ся необ­хо­ди­мость раз­ре­ше­ния не логи­че­ским, повест­во­ва­тель­ным, сюжет­ным спо­со­бом, а мыс­ли­мым „ком­по­зи­ци­он­ным“, поэ­ти­че­ским. Что и слу­ча­ет­ся в любом филь­ме Тарковского».

Отно­ше­ния двух Тар­ков­ских — одна из важ­ней­ших тем в твор­че­стве режис­сё­ра. Ярчай­ший при­мер — «Зер­ка­ло» — поэ­ти­че­ская семей­ная рана, авто­био­гра­фич­ное вос­по­ми­на­ние из дет­ства. Эхом зву­чит в рабо­тах Андрея поэ­зия отца. Услы­шать её мож­но в уже упо­мя­ну­том «Зер­ка­ле», «Стал­ке­ре», гово­рить о ней будут герои «Носталь­гии».

К алфа­ви­ту


П — Преподавание

Сын Тар­ков­ско­го Андрей рас­ска­зы­ва­ет:

«Но вооб­ще с ним было чрез­вы­чай­но инте­рес­но. Он все­гда гово­рил о кино. Час с ним это как год киношколы».

Шанс узнать что-то о кино от Тар­ков­ско­го выпал не толь­ко род­но­му сыну, но и сту­ден­там. С 1963 года он читал кур­сы «Осно­вы кино­ре­жис­су­ры» и «Лите­ра­тур­ный экран­ный образ» на соот­вет­ству­ю­щем отде­ле­нии «Выс­ших кур­сов сце­на­ри­стов и режис­сё­ров». Запи­си заня­тий 1978–1979 годов изда­ны под загла­ви­ем «Лек­ции по кино­ре­жис­су­ре». Уче­ни­кам Тар­ков­ский реко­мен­до­вал смот­реть Буню­э­ля, Берг­ма­на, Пара­джа­но­ва и других.

Андрей Тар­ков­ский с сыном Андреем

К алфа­ви­ту


Р — Рациональность

Пер­вое, что отри­цал в сво­их кар­ти­нах Тар­ков­ский. В «Лек­ци­ях по кино­ре­жис­су­ре» он утвер­жда­ет:

«Под­лин­ный худо­же­ствен­ный образ обла­да­ет не раци­о­наль­ным тол­ко­ва­ни­ем, а чув­ствен­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, не под­да­ю­щи­ми­ся одно­знач­ной расшифровке».

Режис­сёр пости­гал мир через эмпи­ри­че­ский опыт, созер­ца­ние. Ирра­ци­о­наль­ность гла­вен­ству­ет в его филь­мах. Это хоро­шо иллю­стри­ру­ет кар­ти­на «Стал­кер», где глав­ный герой сокру­ша­ет­ся из-за отсут­ствия веры у людей.

Кадр из филь­ма «Стал­кер»

Кино­вед Все­во­лод Кор­шу­нов в под­ка­сте «Пой­ми себя, если смо­жешь» признавал:

«Поиск абсо­лю­та — глав­ный сюжет лент Тарковского».

К алфа­ви­ту


С — Сценарий

В «Лек­ци­ях по кино­ре­жис­су­ре» Тар­ков­ский мно­го пишет о том, что сце­на­рий — не лите­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние. Он дол­жен сра­зу заду­мы­вать­ся как кино. Автор­ский замы­сел необ­хо­ди­мо глу­бо­ко спря­тать, что помо­жет кар­тине при­об­ре­сти живую, образ­ную фор­му. Истин­ный сце­на­рий созда­ёт­ся толь­ко режис­сё­ром — и это луч­ший вари­ант — либо же иде­аль­ным содру­же­ством режис­сё­ра и писа­те­ля. Сни­мая же по чужо­му тек­сту, поста­нов­щик неиз­беж­но пре­вра­ща­ет­ся в иллюстратора.

Сам Тар­ков­ский все­гда лич­но участ­во­вал в рабо­те над сце­на­ри­я­ми, по кото­рым созда­вал филь­мы, из-за чего неред­ко воз­ни­ка­ли кон­флик­ты. Напри­мер, Ста­ни­слав Лем — автор рома­на «Соля­рис», по кото­ро­му режис­сёр снял одно­имён­ную кар­ти­ну, остал­ся недо­во­лен экра­ни­за­ци­ей. Писа­тель счи­тал, что рабо­та Тар­ков­ско­го боль­ше похо­жа на «Пре­ступ­ле­ние и нака­за­ние», неже­ли на его соб­ствен­ное произведение.

Кадр из филь­ма «Соля­рис»

Ранее рас­ска­зы­ва­ли о том, как сни­ма­ли «Соля­рис».

К алфа­ви­ту


Т — Традиции

Поклон­ни­ка­ми автор­ско­го сти­ля Тар­ков­ско­го явля­ют­ся не толь­ко мил­ли­о­ны зри­те­лей по все­му миру, но и извест­ные режис­сё­ры. Ларс фон Три­ер цити­ру­ет сце­ны из «Ива­но­ва дет­ства» и «Стал­ке­ра» в «Кар­ти­нах осво­бож­де­ния», в «Эле­мен­те пре­ступ­ле­ния» замет­но вли­я­ние «Носталь­гии» и «Андрея Руб­лё­ва». Тар­ков­ско­му так­же посвя­щён «Анти­христ», а в «Мелан­хо­лии» Три­ер исполь­зу­ет кар­ти­ну Пите­ра Брей­ге­ля «Охот­ни­ки на сне­гу», как и рус­ский режис­сёр в «Соля­ри­се». Ссы­ла­ет­ся на Тар­ков­ско­го и обла­да­тель Оска­ра Але­ханд­ро Гон­са­лес Иньяр­ри­ту, что осо­бен­но замет­но в «Выжив­шем».

В рос­сий­ском кине­ма­то­гра­фе аллю­зии к «Зер­ка­лу» мы уви­дим в «Воз­вра­ще­нии» Андрея Звягинцева.

К алфа­ви­ту


Ф — Феллини

Тар­ков­ский высо­ко ценил твор­че­ство ита­льян­ско­го режис­сё­ра и счи­тал его боль­шим худож­ни­ком. Он писал:

«Созда­ние сво­е­го инди­ви­ду­аль­но­го, глу­бо­ко субъ­ек­ти­ви­ро­ван­но­го, услов­но­го и все­гда актив­но пер­со­на­ли­зи­ро­ван­но­го мира — в этом сущ­ность Фел­ли­ни. Но пара­докс поэ­ти­че­ско­го твор­че­ства заклю­ча­ет­ся в том, что чем субъ­ек­тив­нее вос­со­зда­ва­е­мая кар­ти­на мира, тем глуб­же про­ни­ка­ет худож­ник в его объ­ек­тив­ную данность…»

Сво­ей люби­мой кар­ти­ной у Феде­ри­ко Фел­ли­ни Тар­ков­ский назы­вал «8½». Имен­но в ней, по мне­нию рус­ско­го масте­ра, луч­ше все­го отра­зи­лась про­бле­ма твор­че­ства, худож­ни­ка и личности.

Андрей Тар­ков­ский и Феде­ри­ко Феллини

К алфа­ви­ту


Ц — Цвет

Из интер­вью «Бесе­да о цве­те»:

«Цвет мне нужен для того, что­бы изоб­ра­же­ние ста­ло более прав­ди­вым, более ощу­ти­мым, в каком-то смыс­ле более нату­ра­ли­сти­че­ским. Вот в чём вся хит­рость! Я исклю­чаю демон­стра­тив­ный цвет, име­ю­щий само­сто­я­тель­ную цен­ность, пусть даже высо­кую. Цвет в дра­ма­тур­ги­че­ской, тема­ти­че­ской, сим­во­ли­че­ской функ­ции — мне не нужен».

Источ­ник: kinopoisk.ru

Там же:

«Вот для чего мне нужен цвет! Сде­лать как мож­но более досто­вер­ны­ми осо­бен­но­сти имен­но это­го, дан­но­го момен­та, его дыха­ние, то, что мож­но назвать пси­хо­ло­ги­че­ским состо­я­ни­ем при­ро­ды… Добить­ся пре­дель­но точ­ной ана­ло­гии с кон­крет­ным, непо­вто­ри­мым жиз­нен­ным впечатлением…»

У Тар­ков­ско­го есть один цели­ком цвет­ной фильм — диплом­ная корот­ко­мет­раж­ка «Каток и скрип­ка» — и один пол­но­стью чёр­но-белый — вышед­шее сле­дом «Ива­но­во дет­ство». Осталь­ные кар­ти­ны режис­сё­ра соче­та­ют цвет и моно­хром. Это один из спо­со­бов пока­зать пере­ход из одно­го состо­я­ния в дру­гое: сон и явь, про­шлое и насто­я­щее, как в «Носталь­гии» и «Жерт­во­при­но­ше­нии». Появ­ля­ю­щий­ся цвет в финаль­ных кад­рах «Андрея Руб­лё­ва» под­чёр­ки­ва­ет кон­траст меж­ду обы­ден­но­стью и твор­че­ством, утвер­ждая веч­ность искус­ства. Чёр­но-белые встав­ки «Зер­ка­ла» отра­жа­ют эмо­ци­о­наль­но тяжё­лые момен­ты в исто­рии. Цвет в «Стал­ке­ре» зна­ме­ну­ет вхож­де­ние в «зону», свое­об­раз­ное место силы глав­но­го героя.

Кадр из филь­ма «Соля­рис»

К алфа­ви­ту


Ч — Четвёртая стена

В кине­ма­то­гра­фе чет­вёр­тая сте­на — это погра­нич­ное про­стран­ство меж­ду зри­те­лем и актё­ром. Для под­дер­жа­ния этой гра­ни­цы герои не смот­рят в каме­ру, кото­рой в мире филь­ма не суще­ству­ет. Зри­тель в этом слу­чае ста­но­вит­ся наблю­да­те­лем. В кар­ти­нах Тар­ков­ско­го чет­вёр­тая сте­на часто лома­ет­ся: наш взгляд встре­ча­ет­ся с гла­за­ми Ива­на из «Ива­но­ва дет­ства», когда тот, смот­ря в каме­ру, в сле­зах гово­рит с вооб­ра­жа­е­мым пой­ман­ным фаши­стом. То же самое слу­ча­ет­ся во вре­мя моно­ло­га жены Стал­ке­ра. Это помо­га­ет пол­нее ощу­тить эмо­цию, сокра­тить рас­сто­я­ние меж­ду зри­те­лем и кинолентой.

К алфа­ви­ту


Э — Эпоха

Настро­е­ния вре­ме­ни нахо­ди­ли отра­же­ние во всех филь­мах режис­сё­ра. 60‑е про­яви­лись в «Ива­но­вом дет­стве» — это паци­фист­ская чёр­но-белая кар­ти­на, ужа­са­ю­щая послед­стви­я­ми вой­ны. Тро­га­тель­ная в дета­лях, будь то сны о мате­ри или хра­ня­щий репро­дук­ции сол­дат, она сня­та в тра­ди­ци­ях отте­пель­но­го кино. Посте­пен­ное отча­я­ние 70‑х зри­тель видит в пере­хо­де из ещё напол­нен­но­го надеж­да­ми «Соля­ри­са» к мрач­но­му «Стал­ке­ру». Непри­я­тие режис­сё­ром тех­ни­че­ско­го про­грес­са 80‑х отра­зи­лось в «Носталь­гии» и «Жерт­во­при­но­ше­нии».

Источ­ник: kinopoisk.ru

К алфа­ви­ту


Ю — Юсов

Тар­ков­ский в основ­ном рабо­тал с одни­ми и теми же людь­ми. Его пер­вый опе­ра­тор Вадим Юсов сни­мал «Каток и скрип­ку» — диплом­ную кар­ти­ну режис­сё­ра, «Ива­но­во дет­ство», «Андрея Руб­лё­ва», «Соля­рис». Имен­но из это­го сотруд­ни­че­ства вырос­ла тра­ди­ция исполь­зо­ва­ния отра­жа­ю­щих поверх­но­стей: воды или зер­кал, изме­ня­ю­щих и рас­ши­ря­ю­щих вос­при­я­тие. Были и дру­гие нова­тор­ские реше­ния. Юсов рас­ска­зы­вал:

«Помни­те, напри­мер, сце­ну с офи­це­ром и жен­щи­ной в лесу в „Ива­но­вом дет­стве“? Тар­ков­ский ска­зал, что нуж­но сни­мать сни­зу, из-под зем­ли, и я при­ду­мал, как это сде­лать, как раз­ме­стить каме­ру, что­бы снять как бы „из недр зем­ли“. В то вре­мя этот при­ём был дерзким».

Вадим Юсов и Андрей Тарковский

К алфа­ви­ту


Я — Яблоко

Самый часто встре­ча­ю­щий­ся фрукт в кар­ти­нах режис­сё­ра. В «Ива­но­вом дет­стве» герои едут на напол­нен­ном ябло­ка­ми гру­зо­ви­ке. Фрук­том делит­ся маль­чик в «Кат­ке и скрип­ке», его ест мать Кри­са из «Соля­ри­са», появ­ля­ют­ся ябло­ки и в «Андрее Руб­лё­ве». Как-то трак­то­вать это не сто­ит, ведь образ каж­дый вос­при­ни­ма­ет по-сво­е­му. Как писал сам Тарковский:

«Язык кино — в отсут­ствии в нём язы­ка, поня­тий, символа».

К алфа­ви­ту


Читай­те так­же «Пять экра­ни­за­ций бра­тьев Стру­гац­ких»

Поделиться