Десять значимых картин передвижников

Для девят­на­дца­то­го века пере­движ­ни­ки были не мень­ши­ми бун­тов­щи­ка­ми, чем аван­гар­ди­сты для два­дца­то­го: откры­то высту­пив про­тив боль­шин­ства тра­ди­ций ака­де­ми­че­ской живо­пи­си, они писа­ли реа­ли­стич­ные зло­бо­днев­ные кар­ти­ны и про­во­ди­ли выстав­ки для самой широ­кой пуб­ли­ки за пре­де­ла­ми сто­лиц. На полот­нах пере­движ­ни­ков жите­ли Рос­сии нако­нец смог­ли уви­деть не биб­лей­ские и антич­ные сюже­ты, а сце­ны из жиз­ни совре­мен­ни­ков, обще­ствен­ные выска­зы­ва­ния и даже кри­ти­ку вла­сти. Пере­движ­ни­ки сде­ла­ли искус­ство бли­же к людям, но избе­жа­ли упро­ще­ния, при­укра­ши­ва­ния и пропаганды.

До 6 апре­ля в Тре­тья­ков­ской гале­рее про­хо­дит боль­шая выстав­ка пере­движ­ни­ков — это отлич­ный шанс вжи­вую уви­деть выда­ю­щи­е­ся полот­на. А для тех, у кого нет воз­мож­но­сти посе­тить выстав­ку (или пока не нашлось вре­ме­ни), мы под­го­то­ви­ли неболь­шой экс­курс в твор­че­ство пере­движ­ни­ков. Пого­во­рим об исто­рии созда­ния и кон­тек­сте кар­тин и неко­то­рых их худо­же­ствен­ных особенностях.

Това­ри­ще­ство пере­движ­ных худо­же­ствен­ных выста­вок про­су­ще­ство­ва­ло более полу­ве­ка, а его масте­ра пред­ста­ви­ли пуб­ли­ке более деся­ти тысяч кар­тин. Отобрать из них десять — та ещё зада­ча, и спи­сок в любом слу­чае будет субъ­ек­тив­ным. Что­бы хотя бы немно­го охва­тить раз­но­об­ра­зие мате­ри­а­ла, мы рас­ска­жем о деся­ти очень раз­ных кар­ти­нах: и по жан­ру, и по сти­лю, и по вре­ме­ни создания.

Бабушкины сказки. Василий Максимов. 1867 год

Сын кре­стья­ни­на Васи­лий Мак­си­мов сна­ча­ла учил­ся в ико­но­пис­ных мастер­ских, а затем посту­пил воль­но­слу­ша­те­лем в Импе­ра­тор­скую Ака­де­мию худо­жеств. И хотя достиг боль­ших успе­хов в ака­де­ми­че­ской живо­пи­си, отка­зал­ся от кон­кур­са на медаль и поезд­ки за гра­ни­цу. Клю­че­вой темой твор­че­ства Мак­си­мов выбрал дере­вен­скую жизнь, что и сбли­зи­ло его с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми — буду­щи­ми передвижниками.

Бабуш­ки­ны сказ­ки. Васи­лий Мак­си­мов. 1867 год

Одна из самых извест­ных кар­тин Мак­си­мо­ва — «Бабуш­ки­ны сказ­ки» — напи­са­на ещё до созда­ния Това­ри­ще­ства и впер­вые была пред­став­ле­на на выстав­ке Обще­ства поощ­ре­ния худож­ни­ков. Полот­но всем понра­ви­лось, худож­ник полу­чил первую пре­мию. Кар­ти­ну за 300 или 500 руб­лей (све­де­ния рас­хо­дят­ся) при­об­рёл Павел Третьяков.

«Бабуш­ки­ны сказ­ки» во мно­гом напи­са­ны с нату­ры: Мак­си­мов зна­чи­тель­ную часть вре­ме­ни про­во­дил в дерев­нях. В 1866 году он рабо­тал учи­те­лем рисо­ва­ния в деревне Шуби­но Твер­ской губер­нии, где и был напи­сан пер­вый эскиз полот­на (впо­след­ствии худож­ник суще­ствен­но пре­об­ра­зил ком­по­зи­цию и уве­ли­чил чис­ло персонажей).

Посколь­ку Мак­си­мов знал дере­вен­скую жизнь изнут­ри, в этой и дру­гих его рабо­тах нет роман­ти­за­ции и пас­то­раль­но­сти. В то же вре­мя он не сгу­ща­ет крас­ки и не пыта­ет­ся добить­ся гне­ту­ще­го впе­чат­ле­ния, кото­рое дерев­ня неред­ко про­из­во­дит на горо­жан. Это доволь­но чест­ный и напол­нен­ный любо­вью и состра­да­ни­ем к сооте­че­ствен­ни­кам взгляд — так и смот­ре­ли на Рос­сию передвижники.


Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Николай Ге. 1871 год

Может про­зву­чать стран­но, но в 1860‑е годы одной из самых обсуж­да­е­мых тем была судь­ба сына Пет­ра I Алек­сея Пет­ро­ви­ча — да, того само­го, кото­рый к тому момен­ту скон­чал­ся более века назад. Дело в том, что дол­гое вре­мя счи­та­лось, буд­то 28-лет­ний царе­вич скон­чал­ся от инсуль­та в Пет­ро­пав­лов­ской кре­по­сти. Одна­ко в XIX веке исто­рик Нико­лай Устря­лов нашёл доку­мен­ты, соглас­но кото­рым наслед­ни­ка пре­сто­ла пыта­ли, и имен­но пыт­ки мог­ли стать при­чи­ной ско­ро­по­стиж­ной смер­ти. Поз­же появи­лись сви­де­тель­ства, что Пётр I лич­но при­ка­зал заду­шить Алек­сея — прав­да, эти све­де­ния всё же про­ти­во­ре­чи­вы, счи­тать их досто­вер­ны­ми нель­зя. Обще­ствен­ность обсуж­да­ла смерть царе­ви­ча так горя­чо, что худож­ник Нико­лай Ге решил посвя­тить этой теме целое полотно.

Кар­ти­на была напи­са­на спе­ци­аль­но к самой пер­вой выстав­ке пере­движ­ни­ков в нояб­ре 1871 года, поз­же полот­но при­об­рёл Павел Третьяков.

Пётр I допра­ши­ва­ет царе­ви­ча Алек­сея Пет­ро­ви­ча в Петер­го­фе. Нико­лай Ге. 1871 год

Стро­го гово­ря, кар­ти­на не явля­ет­ся пол­но­стью исто­ри­че­ски досто­вер­ной в том смыс­ле, что неиз­вест­но, допра­ши­вал ли когда-либо Пётр опаль­но­го Алек­сея имен­но в Мон­пле­зи­ре (неко­то­рые ука­зы­ва­ют, что к тому вре­ме­ни дво­рец ещё не был достро­ен). Одна­ко есть сви­де­тель­ства, что такая встре­ча дей­стви­тель­но состо­я­лась, и даже назы­ва­ют даты — 15–16 мая 1718 года. Про­во­ди­лась ли эта встре­ча тет-а-тет или в при­сут­ствии сви­де­те­лей — тоже неизвестно.

Нико­лай Ге мак­си­маль­но точ­но пере­дал инте­рье­ры двор­ца, костю­мы XVIII века и самих геро­ев. Так, что­бы изоб­ра­зить Пет­ра, худож­ник изу­чил все доступ­ные ему порт­ре­ты импе­ра­то­ра. Забав­ный факт, что Ге во мно­гом напи­сал Пет­ра со сво­ей жены — Анна Пет­ров­на пози­ро­ва­ла ему для мно­гих кар­тин, а пото­му ста­ла про­об­ра­зом и Маг­да­ли­ны, и Пет­ра I. Уце­лев­шие порт­ре­ты царе­ви­ча так­же были тща­тель­но изу­че­ны, но их было несрав­ни­мо мень­ше. Натур­щи­ков для фигу­ры Алек­сея стал зна­ко­мый худож­ни­ка чинов­ник из мини­стер­ства финансов.

Кар­ти­на с боль­шим успе­хом выстав­ля­лась сна­ча­ла в Рос­сии, а потом и за рубежом.


Земство обедает. Григорий Мясоедов. 1872 год

Как мы уже ука­зы­ва­ли выше, сме­лость и новиз­на пере­движ­ни­ков заклю­ча­лась в том, что от сюже­тов с пре­крас­ны­ми древ­не­гре­че­ски­ми бога­ми они отка­за­лись в поль­зу исто­рий из жиз­ни совре­мен­ни­ков — зача­стую бед­ных и несчаст­ных. Одну из выда­ю­щих­ся кар­тин это­го направ­ле­ния — «Зем­ство обе­да­ет» — создал Гри­го­рий Мясо­едов, яркий пред­ста­ви­тель рус­ской жан­ро­вой живо­пи­си. Полот­но выстав­ля­лось на 2‑й пере­движ­ной выстав­ке и в целом было встре­че­но теп­ло. Надо пони­мать, что пере­движ­ник Мясо­едов не был бы собой (а его кар­ти­на не попа­ла бы в нашу под­бор­ку), если бы изоб­ра­зил обыч­ную быто­вую сце­ну — у кар­ти­ны есть вполне чёт­ко сфор­му­ли­ро­ван­ный соци­аль­ный посыл, кото­рый совре­мен­ни­ки счи­ты­ва­ли очень быстро.

Зем­ство обе­да­ет. Гри­го­рий Мясо­едов. 1872 год

Зем­ства, или зем­ские упра­вы, были вве­де­ны в 1864 году одной из «вели­ких» реформ Алек­сандра II. Это выбор­ные орга­ны вла­сти, куда изби­ра­лись пред­ста­ви­те­ли раз­ных сосло­вий — дво­ряне, город­ские жите­ли и кре­стьяне. Зем­ства веда­ли мест­ны­ми дела­ми: содер­жа­ли шко­лы и боль­ни­цы, нани­ма­ли вра­чей и тому подоб­ное. Реаль­ной вла­сти у них было немно­го: напри­мер, поли­ция им не под­чи­ня­лась, а у губер­на­то­ра и мини­стра внут­рен­них дел была воз­мож­ность в любой момент оста­но­вить рабо­ту зем­ства. Тем не менее в целом зем­ства поло­жи­тель­но повли­я­ли на свои губернии.

Одно­вре­мен­но в зем­ствах участ­во­ва­ли очень раз­ные люди: обес­пе­чен­ные дво­ряне и не столь бога­тые кре­стьяне. Сов­мест­ная рабо­та ради обще­го бла­га, одна­ко, так и не сде­ла­ла их более рав­ны­ми. Имен­но это и изоб­ра­зил Мясо­едов: пока более состо­я­тель­ных участ­ни­ков зем­ства (их на кар­тине не вид­но) обслу­жи­ва­ет лакей (муж­чи­на с поло­тен­цем в окне), а в их рас­по­ря­же­нии вина и налив­ки, кре­стьяне, сидя сна­ру­жи, обе­да­ют хле­бом и луком в ком­па­нии куриц. Совре­мен­ни­ки ожи­да­е­мо быст­ро поня­ли иро­нию (хотя она здесь всё же куда тонь­ше, чем у осталь­ных пере­движ­ни­ков — об этом в сле­ду­ю­щих раз­де­лах) и высо­ко оце­ни­ли полотно.

В срав­не­нии с дру­ги­ми рабо­та­ми в нашей под­бор­ке «Зем­ство обе­да­ет» было напи­са­но отно­си­тель­но быст­ро — в 1871–1872 году. Такая ско­рость не поме­ша­ла Мясо­едо­ву создать хоро­шо про­ду­ман­ную ком­по­зи­цию и досто­вер­но напи­сать геро­ев: одеж­ды, воло­сы, лап­ти, соль в тря­поч­ке — всё это соот­вет­ству­ет тому, как выгля­де­ли кре­стьяне в поре­фор­мен­ной Рос­сии. После 2‑й пере­движ­ной выстав­ки «Зем­ство…» при­об­рёл Павел Тре­тья­ков за 945 руб­лей (45 руб­лей состав­ля­ла комис­сия Товарищества).

И печаль­ный для иссле­до­ва­те­лей факт: почти ника­ких сви­де­тельств и подроб­но­стей о рабо­те над кар­ти­ной не сохранилось.


Созерцатель. Иван Крамской. 1876 год

Иван Крам­ской изве­стен как выда­ю­щий­ся порт­ре­тист: за дол­гую твор­че­скую карье­ру он напи­сал порт­ре­ты Тол­сто­го, Гон­ча­ро­ва, Гри­го­ро­ви­ча, Мен­де­ле­е­ва, импе­ра­тор­ской семьи и мно­же­ства кол­лег по цеху. Одна­ко в эту под­бор­ку мы вклю­чи­ли не самую его извест­ную, но очень близ­кую теме пере­движ­ни­че­ства кар­ти­ну «Созер­ца­тель».

Созер­ца­тель. Иван Крам­ской. 1876 год

Замы­сел полот­на воз­ник у худож­ни­ка в нача­ле 1870‑х — он регу­ляр­но посвя­щал рабо­ты не толь­ко зна­ме­ни­то­стям, но и куда менее про­слав­лен­ным совре­мен­ни­кам. Счи­та­ет­ся, что изна­чаль­но кар­ти­ной инте­ре­со­вал­ся Павел Тре­тья­ков, кото­рый и дал ей название:

«Я его назы­ваю созер­ца­те­лем пото­му, что я вижу, что он созер­ца­ет… Не гово­рю, что он непре­мен­но при­ро­ду созер­ца­ет: может быть, он созер­ца­ет тихую семей­ную жизнь свою после окон­ча­ния пути, может быть, непро­хо­ди­мую бед­ность и холод, и голод, и зло­бу, ожи­да­ю­щие его и дома, может быть, весе­лие пер­во­го каба­ка пред­став­ля­ет­ся ему, может же про­сто пред­став­ля­ет­ся, как вот он сию бы мину­ту стя­нул что-нибудь — если бы бог помог!»

Одна­ко поз­же Тре­тья­ков по неиз­вест­ным при­чи­нам не купил кар­ти­ну. Худож­ник пред­ста­вил её пуб­ли­ке на 6‑й пере­движ­ной выстав­ке в 1878 году, а затем «Созер­ца­те­ля» купил дру­гой меце­нат — Фёдор Терещенко.


Крестный ход в Курской губернии. Илья Репин. 1880—1883 годы

В 1876 году 32-лет­ний Илья Репин отпра­вил­ся в род­ной Чугу­ев (Харь­ков­ская губер­ния) и по пути сде­лал мно­же­ство зари­со­вок. Идея мас­штаб­но­го полот­на, посвя­щён­но­го крест­но­му ходу, веро­ят­но, появи­лась уже тогда, но рабо­ту над ним худож­ник начал толь­ко в 1880 или 1881 году.

Что­бы осве­жить вос­по­ми­на­ния, Репин сно­ва посе­тил Кур­скую губер­нию, наблю­дал крест­ные ходы и соби­рал мате­ри­ал. Сле­ду­ю­щие три года в пись­мах дру­зьям он будет посто­ян­но упо­ми­нать, что рабо­та на «Крест­ным ходом…» про­дол­жа­ет­ся, жало­вать­ся на нехват­ку сол­неч­ных дней, кото­рые крайне необ­хо­ди­мы для про­дви­же­ния, и сето­вать, что полот­но никак не уда­ёт­ся завер­шить. За три года рабо­ты на «Крест­ным ходом…» Репин успел разо­ча­ро­вать­ся в Москве и пере­ехать в Петер­бург, а так­же закон­чить ещё несколь­ко картин.

Крест­ный ход в Кур­ской губер­нии. Илья Репин. 1880—1883 годы

Впер­вые «Крест­ный ход…» пред­ста­ви­ли пуб­ли­ке на 11‑й пере­движ­ной выстав­ке. Кар­ти­на ожи­да­е­мо полу­чи­ла высо­кие оцен­ки: даже те, кто кри­ти­ко­вал полот­но за неспра­вед­ли­вое пре­уве­ли­че­ние и иска­же­ние реа­лий (напри­мер, писа­тель Дмит­рий Ста­хе­ев, изда­ния «Граж­да­нин» и «Мос­ков­ские ведо­мо­сти» и все реак­ци­о­не­ры в целом), никак не мог­ли оспо­рить её худо­же­ствен­ные досто­ин­ства. В жур­на­ле «Граж­да­нин» появи­лись такие заметки:

«…жанр у фран­цу­зов, ита­льян­цев, испан­цев, непре­мен­но пред­по­ла­га­ет эле­мент гра­ци­оз­но­сти и изя­ще­ства; у фла­манд­цев и нем­цев заме­тен эле­мент бла­го­ду­шия, часто соеди­ня­ю­ще­го­ся с почи­та­ни­ем семей­но­го оча­га. Наши жан­ри­сты бес­по­щад­ны… В лох­мо­тьях нище­ты у евро­пей­ских худож­ни­ков есть почти все­гда нечто тро­га­тель­ное… Наша жан­ро­вая кар­ти­на в сущ­но­сти почти все­гда не что иное, как карикатура».

Репи­на подоб­ная кри­ти­ка нисколь­ко не забо­ти­ла: при­укра­ши­вать дей­стви­тель­ность или созда­вать на полотне пас­то­раль­ный рай нико­гда не вхо­ди­ло в его в пла­ны. Напро­тив, автор «Бур­ла­ков на Вол­ге» и «Аре­ста про­па­ган­ди­ста» наме­рен­но доби­вал­ся того, что­бы кар­ти­на откры­то демон­стри­ро­ва­ла и соци­аль­ное нера­вен­ство, и бед­ность, и про­из­вол жан­дар­мов. Пере­до­вые совре­мен­ни­ки, вслед за Иго­рем Гра­ба­рем, при­хо­ди­ли к выво­ду, что это «наи­бо­лее зре­лое и удав­ше­е­ся» про­из­ве­де­ние Репина.


Боярыня Морозова. Василий Суриков. 1884–1887 год

У Фео­до­сии Моро­зо­вой были все воз­мож­но­сти про­жить до глу­бо­кой ста­ро­сти в богат­стве и почё­те. Она роди­лась в 1632 году в семье вид­но­го мос­ков­ско­го дво­ря­ни­на и вое­во­ды Про­ко­фия Соков­ни­на. В 17 лет её выда­ли замуж за бога­то­го бояри­на Гле­ба Моро­зо­ва, в бра­ке родил­ся сын Иван. А уже в 30 лет Фео­до­сия Про­ко­фьев­на ста­ла вдо­вой. Муж оста­вил ей колос­саль­ное наслед­ство — фор­маль­но, конеч­но, оно пола­га­лось сыну, но фак­ти­че­ски им рас­по­ря­жа­лась Моро­зо­ва. Фео­до­сия зани­ма­ла чин вер­хо­вой бояры­ни и была при­бли­жён­ной Алек­сея Михай­ло­ви­ча. Всё в её жиз­ни скла­ды­ва­лось бла­го­по­луч­но — ров­но до тех пор, пока она не отка­за­лась под­дер­жать цер­ков­ную рефор­му Нико­на и не пред­по­чла ста­ро­об­ряд­че­ство. Моро­зо­ву ссы­ла­ли в мона­стырь, пыта­ли на дыбе и чуть не сожгли зажи­во. Спа­стись от смер­ти в огне помог­ло заступ­ни­че­ство бояр, кото­рых воз­му­ти­ло, что пред­ста­ви­тель­ни­цу сра­зу двух знат­ных семейств настоль­ко жесто­ко убьют. В ито­ге Фео­до­сию умо­ри­ли голо­дом в зем­ля­ной тюрь­ме, а 16 её слуг сожгли в сру­бах — такой метод каз­ни часто при­ме­ня­ли к ста­ро­об­ряд­цам. На момент смер­ти боярыне было все­го 43 года.

Нача­ло муче­ний Моро­зо­вой — высыл­ку в Чудов мона­стырь — изоб­ра­зил Васи­лий Сури­ков на одном из сво­их самых мону­мен­таль­ных поло­тен. Впер­вые кар­ти­ну пред­ста­ви­ли пуб­ли­ке на пере­движ­ной выстав­ке, впо­след­ствии её при­об­ре­ли, по раз­ным дан­ным, за 15–25 тысяч руб­лей для Тре­тья­ков­ской гале­реи. Соглас­но уст­но­му пре­да­нию, кото­рое запи­сал в сво­ей кни­ге Лев Ани­сов, кар­ти­ну хотел купить Алек­сандр III, но Павел Тре­тья­ков не усту­пил ему.

Бояры­ня Моро­зо­ва. Васи­лий Сури­ков. 1884—1887 год

«Бояры­ню Моро­зо­ву» отли­ча­ют слож­ная мно­го­фи­гур­ная ком­по­зи­ция и впе­чат­ля­ю­щий даже для Сури­ко­ва мас­штаб — 304 на 587,5 см. Рабо­та над ней заня­ла око­ло четы­рёх лет, а отправ­ной точ­кой мож­но счи­тать зна­ком­ство худож­ни­ка с «Пове­стью о боярыне Моро­зо­вой», кото­рую он про­чи­тал по сове­ту крёст­ной. Поз­же худож­ник рас­ска­зы­вал, что образ глав­ной геро­и­ни вдох­нов­лён уви­ден­ной одна­жды воро­ной, бив­шей­ся о снег.

Блед­ная, измож­дён­ная постом Моро­зо­ва в чёр­ном оде­я­нии при­вле­ка­ет на себя всё зри­тель­ское вни­ма­ние, но что­бы понять задум­ку Сури­ко­ва, не менее важ­но рас­смот­реть дру­гих геро­ев полот­на. Эмо­ции тол­пы крайне раз­но­об­раз­ны (как и эмо­ции рецен­зен­тов кар­ти­ны). Юро­ди­вый в пра­вом ниж­нем углу вос­хи­щён стой­ко­стью Моро­зо­вой и отве­ча­ет ей двое­пер­сти­ем, часть людей смя­те­ны и напу­га­ны, неко­то­рые — сме­ют­ся и недо­уме­ва­ют, как жен­щи­на мог­ла отка­зать­ся от богат­ства и ста­ту­са ради веры. Что­бы живо изоб­ра­зить харак­те­ры геро­ев кар­ти­ны, Сури­ков напи­сал более сот­ни этю­дов с род­ствен­ни­ков, зна­ко­мых, тор­гов­цев, слу­чай­ных встреч­ных. Каж­дый этюд худож­ник при­креп­лял к ори­ги­на­лу кар­ти­ны — на ней оста­лись проколы.

Выбор темы мож­но счи­тать поли­ти­че­ским выска­зы­ва­ни­ем: поста­вив в центр мас­штаб­но­го полот­на погиб­шую за веру жен­щи­ну, Сури­ков фак­ти­че­ски под­ни­мал для широ­кой пуб­ли­ки вопрос о тира­нии и её жерт­вах, кото­рый, к сожа­ле­нию, и сего­дня не теря­ет актуальности.


Витязь на распутье. Виктор Васнецов. 1878, 1882 год

Итак, пере­движ­ни­ки при­внес­ли в оте­че­ствен­ную живо­пись соци­аль­ные и поли­ти­че­ские темы, но было и ещё одно нов­ше­ство — вни­ма­ние к рус­ско­му фольк­ло­ру. Ака­де­ми­че­ские худож­ни­ки XVIII–XIX веков часто при­бе­га­ли к гре­че­ской мифо­ло­гии, но оте­че­ствен­ные были­ны обхо­ди­ли вни­ма­ни­ем. Пожа­луй, самым извест­ным масте­ром, решив­шим устра­нить эту неспра­вед­ли­вость, стал Вик­тор Вас­не­цов. Осно­во­по­лож­ник неорус­ско­го сти­ля в живо­пи­си, за дол­гие годы твор­че­ства он создал десят­ки поло­тен с пер­со­на­жа­ми рус­ско­го фольк­ло­ра. Одна из таких кар­тин — «Витязь на рас­пу­тье» — была пред­став­ле­на на 6‑й пере­движ­ной выставке.

Витязь на рас­пу­тье. Пер­вая вер­сия кар­ти­ны. Вик­тор Вас­не­цов. 1878 год

Пер­вая вер­сия кар­ти­ны зна­чи­тель­но отли­ча­лась от окон­ча­тель­ной, в первую оче­редь, ком­по­зи­ци­он­но — витязь силь­нее раз­вёр­нут к зри­те­лю. Место­на­хож­де­ние это­го полот­на в дан­ный момент неизвестно.

После выстав­ки Вас­не­цов пере­ра­бо­тал кар­ти­ну, в част­но­сти повер­нул витя­зя к кам­ню и несколь­ко скрыл его лицо. В сле­ду­ю­щие годы худож­ник создал ещё несколь­ко вер­сий, близ­ких по ком­по­зи­ции, но отли­ча­ю­щих­ся цве­то­вой палит­рой и неко­то­ры­ми деталями.

Витязь на рас­пу­тье. Вик­тор Вас­не­цов. 1878 год

С одной сто­ро­ны, Вас­не­цов при­внёс в живо­пись рус­ские фольк­лор­ные моти­вы и сде­лал её более само­быт­ной. С дру­гой — во мно­гом про­дол­жил евро­пей­скую сюжет­ную тра­ди­цию. Так, в запад­ном искус­стве суще­ству­ет мотив Гер­ку­ле­са на рас­пу­тье: алле­го­ри­че­ско­го сюже­та, соглас­но кото­ро­му Гер­ку­ле­су при­шлось выби­рать меж­ду доб­ро­де­я­тель­ным и пороч­ным жиз­нен­ным путём. Евро­пей­ские масте­ра неод­но­крат­но при­бе­га­ли к это­му сюже­ту, но реша­ли его ком­по­зи­ци­он­но ина­че. Вас­не­цов же взял архе­ти­пич­ный сюжет о необ­хо­ди­мо­сти при­ня­тия слож­ных реше­ний на жиз­нен­ном пути и изоб­ра­зил его в рус­ском фольк­лор­ном обра­зе витязя.

Сто­ит отме­тить, что замы­сел кар­ти­ны попал и в исто­ри­че­ский кон­текст — на рубе­же веков вся стра­на ока­за­лась в сво­ём роде витя­зем на распутье.


Не ждали. Илья Репин. 1884—1888 годы

И вновь Илья Репин с ост­ро­со­ци­аль­ной кар­ти­ной — сце­на вне­зап­но­го воз­вра­ще­ния ссыль­но­го домой оста­ёт­ся одной из самых узна­ва­е­мых и дав­шей пово­дов для шуток кар­тин в оте­че­ствен­ной исто­рии. Репин рабо­тал над полот­ном око­ло пяти лет: сна­ча­ла под­го­то­вил к 12‑й пере­движ­ной выстав­ке первую вер­сию, а затем допи­сы­вал кар­ти­ну око­ло четы­рёх лет (хотя её к тому момен­ту уже купил Павел Третьяков).

Не жда­ли. Илья Репин. 1884—1888 годы

Выбор сюже­та во мно­гом свя­зан с лич­ны­ми впе­чат­ле­ни­я­ми худож­ни­ка: пишут, что убий­ство Алек­сандра II и после­до­вав­шие за ним пуб­лич­ные каз­ни шоки­ро­ва­ли худож­ни­ка. К тому же по сте­че­нию обсто­я­тельств вес­ной 1881-го он был в Петер­бур­ге и при­сут­ство­вал при пове­ше­нии пяте­рых участ­ни­ков тер­ак­та. Веро­ят­но, все эти печаль­ные собы­тия под­толк­ну­ли Репи­на всё же реа­ли­зо­вать так назы­ва­е­мую народ­ни­че­скую серию (по раз­ным дан­ным, он заду­мал её ещё в сере­дине 1870‑х). За сле­ду­ю­щие несколь­ко лет он напи­сал несколь­ко ост­ро­со­ци­аль­ных и поли­ти­че­ских кар­тин, к кото­рым отно­сит­ся в том чис­ле и «Не ждали».

Полот­но суще­ству­ет в двух во мно­гом не похо­жих друг на дру­га вер­си­ях: «малой» и «боль­шой». «Малая» была напи­са­на рань­ше. Она пока­зы­ва­ет, что худож­ник уже при­ду­мал ком­по­зи­цию и при­мер­ный спи­сок дей­ству­ю­щих лиц. Глав­ной геро­и­ней была девуш­ка-кур­сист­ка, внеш­ность кото­рой, веро­ят­но, была спи­са­на с доче­ри худож­ни­ка Нади. У «малой» вер­сии нет тако­го выра­жен­но­го поли­ти­че­ско­го оттен­ка, хотя уро­вень напря­же­ния не менее высо­кий. Веро­ят­нее все­го, «боль­шое» полот­но Репин начал писать сра­зу после «мало­го», а неко­то­рые и вовсе пред­по­ла­га­ют, что худож­ник рабо­тал над ними одновременно.

Не жда­ли. «Малая вер­сия». Илья Репин. 1883 год

Обще­ствен­ный резо­нанс в ито­ге вызва­ла имен­но вто­рая, «боль­шая» вер­сия, что неуди­ви­тель­но и, ско­рее все­го, было целью худож­ни­ка. О глав­ном герое кар­ти­ны спо­рят и сего­дня: одни счи­та­ют, что это наро­до­во­лец, дру­гие уве­ре­ны, что это всё же народ­ник более уме­рен­ных взгля­дов. В любом слу­чае это поли­ти­че­ский ссыль­ный, кото­ро­го не было дома несколь­ко лет: сын пом­нит его и смот­рит с радо­стью, а вот девоч­ка помлад­ше — с недо­уме­ни­ем и, кажет­ся, не узнаёт.

Кар­ти­ну «Не жда­ли» трак­ту­ют по-раз­но­му: воз­мож­но, что и сам худож­ник сомне­вал­ся и не мог решить, каким дол­жен быть финаль­ный облик геро­ев. Мно­го­чис­лен­ные пере­пи­сы­ва­ния глав­но­го героя кос­вен­но это под­твер­жда­ют — в ито­го­вой вер­сии поли­ти­че­ский ссыль­ный внешне куда более напо­ми­на­ет Иису­са Хри­ста с поло­тен Ива­но­ва, неже­ли убеж­дён­но­го бор­ца с режи­мом. На пер­во­на­чаль­ном вари­ан­те 1884 года, судя по сохра­нив­шей­ся фото­гра­фии, глав­ный герой выгля­дел сме­лым и реши­тель­ным человеком.

Подоб­ную мно­го­знач­ность заме­ти­ли уже совре­мен­ни­ки худож­ни­ка. Так, жур­на­лист и изда­тель Алек­сей Суво­рин писал, что глав­ный герой «как-то совсем не гар­мо­ни­ру­ет с его семьёй и вме­сте с тем ослаб­ля­ет впе­чат­ле­ние, про­из­во­ди­мое на зри­те­ля кар­ти­ною». В то же вре­мя мно­гим полот­но понра­ви­лось и с худо­же­ствен­ной, и со смыс­ло­вой точ­ки зрения.


Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. Николай Богданов-Бельский. 1895 год

Вне­брач­ный сын батрач­ки Нико­лай полу­чил фами­лию Бог­да­нов («Богом дан­ный») от кре­стив­ше­го его свя­щен­ни­ка. Поз­же он при­со­еди­нил к ней вто­рую часть по назва­нию уез­да, в кото­ром нахо­ди­лась род­ная дерев­ня. В неко­то­рой сте­пе­ни ему всё же повез­ло: после цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы он неко­то­рое вре­мя учил­ся в шко­ле подвиж­ни­ка Сер­гея Рачин­ско­го, кото­рую тот постро­ил на свои день­ги. После Бог­да­нов-Бель­ский учил­ся в ико­но­пис­ной мастер­ской и Мос­ков­ском учи­ли­ще живо­пи­си, вая­ния и зод­че­ства, а поз­же, когда стал про­слав­лен­ным живо­пис­цем (одну из его кар­тин купи­ла импе­ра­три­ца Мария Фёдо­ров­на), посвя­тил род­ной школе.

Уст­ный счёт. В народ­ной шко­ле С. А. Рачин­ско­го. Нико­лай Бог­да­нов-Бель­ский. 1895 год

Кар­ти­на «Уст­ный счёт…» для Нико­лай Пет­ро­ви­ча была во мно­гом лич­ной — шко­ла Рачин­ско­го ста­ла для него отправ­ной точ­кой в карье­ре, кото­рая для людей его про­ис­хож­де­ния была ско­рее недо­ступ­ной. Тем не менее худож­ник не стал пола­гать­ся на лич­ные вос­по­ми­на­ния, а напи­сал кар­ти­ну с нату­ры — веро­ят­но, в этом и скрыт сек­рет успе­хов. Педа­гог Сер­гей Рачин­ский в окру­же­нии 11 очень раз­ных детей полу­чи­лись живы­ми и узнаваемыми.

Сер­гей Рачин­ский (1833 — 1902) — учё­ный, педа­гог и про­све­ти­тель. Про­ис­хо­дил из дво­рян­ско­го рода, с юно­сти увле­кал­ся раз­ны­ми нау­ка­ми, в 24 года стал док­то­ром бота­ни­ки. Мно­го вре­ме­ни и уси­лий посвя­щал обще­ствен­ной дея­тель­но­сти: сна­ча­ла помо­гал бед­ным сту­ден­там, а в 1872 году вер­нул­ся в родо­вое село Тате­во, где открыл первую в Рос­сии сель­скую шко­лу с обще­жи­ти­ем для кре­стьян­ских детей, а так­же обу­стро­ил лечеб­ни­цу. Пре­по­да­вал лич­но. В сле­ду­ю­щие деся­ти­ле­тия боль­шую часть средств тра­тил на сель­ские школы.

 

Худож­ни­ку хоро­шо уда­лось запе­чат­леть дух эпо­хи, в том чис­ле бла­го­да­ря точ­но­му опи­са­нию одеж­ды пер­со­на­жей кар­ти­ны. Так, скром­ный учи­тель одет в чёр­ный фрак без каких-либо изли­шеств. Кре­стьян­ские дети оде­ты в целом похо­же, но при вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии понят­но, что они всё же из семей раз­но­го достат­ка: более состо­я­тель­ные носят сапо­ги, бед­ные — лапти.

На стене мож­но заме­тить репро­дук­цию кар­ти­ны «Бого­ма­терь с мла­ден­цем» Вик­то­ра Вас­не­цо­ва, а так­же лист с нота­ми. Это не слу­чай­ные деко­ра­ции. Во-пер­вых, Рачин­ский мно­го вре­ме­ни уде­лял вос­пи­та­нию нрав­ствен­но­сти в хри­сти­ан­ском пони­ма­нии, а во-вто­рых, его вос­пи­тан­ни­ки пели в хоре (луч­шим пев­цам помо­га­ли посту­пить в Сино­даль­ное учи­ли­ще цер­ков­но­го пения).

Инте­рес­но, что сего­дня кар­ти­ну ино­гда исполь­зу­ют как дока­за­тель­ство упро­ще­ния школь­но­го кур­са мате­ма­ти­ки: напи­сан­ный на дос­ке при­мер сей­час по силам решить в уме не каж­до­му старшекласснику.

В сле­ду­ю­щие годы Бог­да­нов-Бель­ский про­дол­жил дере­вен­скую и школь­ную темы. Так, в 1895‑м он пред­ста­вил пуб­ли­ке кар­ти­ну «Вос­крес­ное чте­ние в сель­ской шко­ле», а в 1897‑м — «У две­рей школы».


Ходынка. Владимир Маковский. 1896—1901 год

Народ­ные гуля­ния в честь коро­на­ции импе­ра­то­ра — дав­няя тра­ди­ция, кото­рая нача­лась ещё задол­го до Рома­но­вых. Празд­не­ства почти все­гда сопро­вож­да­лись раз­да­чей уго­щей и подар­ков, а пото­му все­гда обо­ра­чи­ва­лись все­воз­мож­ны­ми бес­по­ряд­ка­ми. Одна­ко тра­ге­дия, раз­вер­нув­ша­я­ся на Ходын­ском поле в дни коро­на­ции Нико­лая II, пре­взо­шла все преды­ду­щие по мас­шта­бу и последствиям.

Ожи­да­ю­щие щед­рых «гостин­цев» люди (кто-то пустил слух, что царь будет дарить лоша­дей, коров и избы) устро­и­ли такую мас­штаб­ную дав­ку, что в ней погиб­ли и постра­да­ли тыся­чи чело­век. Подроб­но­сти о собы­ти­ях того дня и обще­ствен­ной реак­ции на них мож­но про­чи­тать в мему­а­рах Ста­ни­сла­ва Про­п­пе­ра.

Худож­ник Вла­ди­мир Маков­ский ока­зал­ся оче­вид­цем тра­ге­дии: его как про­слав­лен­но­го масте­ра при­гла­си­ли на коро­на­цию, что­бы впо­след­ствии напи­сать кар­ти­ну, посвя­щён­ную меро­при­я­тию. Обсто­я­тель­ства, одна­ко, сло­жи­лись ина­че. Худож­ник рассказывал:

«Я не сгу­щал кра­сок дей­стви­тель­но­сти. Я и не напи­сал бы кар­ти­ны, если бы не имел непо­сред­ствен­ных наблю­де­ний, я дол­жен был рисо­вать для коро­на­ци­он­но­го аль­бо­ма как вооб­ще тол­пу, так и отдель­ные груп­пы ходын­ских тор­жеств. Увы, ката­стро­фа лиши­ла меня это­го мате­ри­а­ла, наве­яв совсем другое…»

Страш­ная бес­смыс­лен­ная смерть сотен людей про­из­ве­ла на Маков­ско­го силь­ное впе­чат­ле­ние — сле­ду­ю­щие пять лет он рабо­тал над дву­мя тема­ти­че­ски­ми картинами.

Ходын­ка. Вла­ди­мир Маков­ский. 1896—1901 годы

Глав­ное полот­но из этой серии «Ходын­ка» худож­ник пред­ста­вил пуб­ли­ке спу­стя пять лет — в 1901 году. Точ­нее, попы­тал­ся пред­ста­вить. Цен­зу­ра сня­ла это про­из­ве­де­ние с выстав­ки пере­движ­ни­ков — хотя полот­но само по себе не содер­жа­ло ужас­ных сцен, память о тра­ге­дии была слиш­ком све­жа. Дол­гое вре­мя кар­ти­на оста­ва­лась недо­ступ­ной пуб­ли­ке, а в 1910‑м её выстав­ля­ли на Все­мир­ной выстав­ке в Лондоне.

В те же годы Маков­ский напи­сал ещё одну кар­ти­ну о Ходын­ской дав­ке — более мини­а­тюр­ное, но пря­мо­ли­ней­ное полот­но «На Вагань­ков­ском клад­би­ще. Похо­ро­ны жертв Ходынки».

На Вагань­ков­ском клад­би­ще. Похо­ро­ны жертв Ходын­ки. Вла­ди­мир Маков­ский. 1896—1901 годы

Читай­те так­же «Пер­вая выстав­ка передвижников»


Автор ведёт теле­грам-канал о кни­гах «Зимо­гор»

Поделиться