10 шедевров Виктора Васнецова

Кар­ти­ны Вик­то­ра Михай­ло­ви­ча Вас­не­цо­ва всем нам извест­ны с дет­ства. Они часто встре­ча­ют­ся сре­ди иллю­стра­ций народ­ных ска­зок и былин и, каза­лось бы, кро­ме ска­зоч­но­го в них нет боль­ше ника­ко­го смыс­ла. Одна­ко это совсем не так. Изоб­ра­же­ни­ем хоро­шо извест­ных ска­зоч­ных и былин­ных сюже­тов худож­ник смог ска­зать зна­чи­тель­но боль­ше, чем может пока­зать­ся на пер­вый взгляд.

Авто­порт­рет. 1873 год

Краткий обзор жизни и творчества

Вик­тор Михай­ло­вич Вас­не­цов родил­ся в 1848 году в деревне Лопьял Вят­ской губер­нии. О сво­ём дет­стве поз­же худож­ник вспоминал:

«Я жил в селе сре­ди мужи­ков и баб, и любил их не „народ­ни­че­ски“, а попро­сту, как сво­их дру­зей и при­я­те­лей, слу­шал их пес­ни и сказ­ки, заслу­ши­вал­ся, сидя на поси­дел­ках при све­те и трес­ке лучины».

Несколь­ко поко­ле­ний его пред­ков, вклю­чая отца, были свя­щен­ни­ка­ми, такую же судь­бу роди­те­ли гото­ви­ли и для Вик­то­ра. Он посту­пил сна­ча­ла в духов­ное учи­ли­ще, потом в семи­на­рию, но поняв, что не хочет ста­но­вить­ся свя­щен­ни­ком, в 1867 году ухо­дит из семи­на­рии, не доучив­шись одно­го года. Роди­те­ли такой посту­пок вос­при­ня­ли с пониманием.

В 1868 году Вас­не­цов посту­па­ет в Ака­де­мию худо­жеств в Петер­бур­ге, где позна­ко­мил­ся с Ива­ном Крам­ским и Ильёй Репи­ным. С Репи­ным они оста­лись дру­зья­ми на дол­гие годы.

С 1869 года Вас­не­цов про­во­дит выстав­ки сво­их работ, участ­ву­ет в выстав­ках пере­движ­ни­ков. Ран­ние полот­на худож­ни­ка про­ник­ну­ты сочув­стви­ем к обез­до­лен­ным людям и пока­зы­ва­ют их неза­вид­ное поло­же­ние. Сре­ди них мож­но назвать такие кар­ти­ны, как «Нищие пев­цы» (1873), «В чай­ной» (1874), «Книж­ная лавоч­ка» (1876), «С квар­ти­ры на квар­ти­ру» (1876).

В 1876 году Вас­не­цов уез­жа­ет во Фран­цию, где про­во­дит пол­то­ра года. Вер­нув­шись в Рос­сию, он посе­ля­ет­ся в Москве и начи­на­ет рабо­тать в новых для себя жан­рах — исто­ри­че­ском и фольк­лор­ном. Пере­ход к новым жан­рам про­ис­хо­дил без вся­ко­го тру­да, о чём сам худож­ник говорил:

«Про­ти­во­по­ло­же­ния жан­ра и исто­рии в душе моей нико­гда не было, а ста­ло быть, и пере­ло­ма или какой-либо пере­ход­ной борь­бы во мне не про­ис­хо­ди­ло… Я все­гда был убеж­дён, что в жан­ро­вых и исто­ри­че­ских кар­ти­нах… в сказ­ке, песне, былине, дра­ме ска­зы­ва­ет­ся весь целый облик наро­да, внут­рен­ний и внеш­ний, с про­шлым и насто­я­щим, а может быть и буду­щим… Плох тот народ, кото­рый не пом­нит, не ценит и не любит сво­ей истории».

В 1880‑е годы Вас­не­цов зна­ко­мит­ся с Сав­вой Мамон­то­вым, извест­ным пред­при­ни­ма­те­лем и кол­лек­ци­о­не­ром, кото­рый сра­зу стал поклон­ни­ком твор­че­ства худож­ни­ка. Ряд кар­тин, в том чис­ле «Три царев­ны под­зем­но­го цар­ства», зака­жет худож­ни­ку имен­но Мамон­тов. Поз­же про­изо­шло зна­ком­ство и с Пав­лом Тре­тья­ко­вым, осно­ва­те­лем зна­ме­ни­той гале­реи. Впо­след­ствии Тре­тья­ков купит для сво­ей гале­реи мно­же­ство кар­тин Васнецова.

В 1893 году Вас­не­цов стал дей­стви­тель­ным чле­ном Ака­де­мии худо­жеств, а в 1912‑м — удо­сто­ен дво­рян­ско­го звания.

Начи­ная с 1880‑х годов Вас­не­цо­ва боль­ше не инте­ре­со­ва­ли акту­аль­ные про­бле­мы, соци­аль­ная и поли­ти­че­ская жизнь стра­ны. Он стал сви­де­те­лем роста рево­лю­ци­он­но­го дви­же­ния, Пер­вой рус­ской рево­лю­ции, Пер­вой миро­вой вой­ны, Фев­раль­ской и Октябрь­ской рево­лю­ций, а так­же после­до­вав­шей за ними Граж­дан­ской вой­ны. И все эти годы худож­ник про­дол­жал рабо­тать над кар­ти­на­ми на темы исто­рии, рус­ских народ­ных ска­зок и былин. Ино­гда писал и порт­ре­ты, одна­ко нико­гда не счи­тал их глав­ны­ми в сво­ём творчестве.

Октябрь­скую рево­лю­цию худож­ник вос­при­нял спо­кой­но и жалел лишь о том, что мно­гие его зна­ко­мые, дру­зья и род­ствен­ни­ки вынуж­де­ны были уехать в эми­гра­цию. Сам он про­дол­жал жить в Москве вплоть до смер­ти, кото­рая после­до­ва­ла в 1926 году.
Теперь перей­дём к обзо­ру деся­ти наи­бо­лее извест­ных кар­тин художника.


Три царевны подземного царства (1881)

Кар­ти­на была напи­са­на в 1881 году по зака­зу пред­при­ни­ма­те­ля Сав­вы Мамон­то­ва и пред­на­зна­ча­лась для каби­не­та прав­ле­ния Донец­кой желез­ной доро­ги. В осно­ве сюже­та рус­ская народ­ная сказ­ка о трёх царев­нах «Под­зем­ные цар­ства». Одна­ко худож­ник изме­нил сюжет и доба­вил тре­тью царев­ну, кото­рая сим­во­ли­зи­ру­ет уголь­ную про­мыш­лен­ность Дон­бас­са. Две дру­гие царев­ны — сим­во­лы мед­ной и золо­той отрасли.

Суще­ству­ют две вер­сии этой кар­ти­ны. На пер­вой изоб­ра­же­ны лишь три царев­ны, у уголь­ной царев­ны руки сомкну­ты. На вто­рой вер­сии, пред­став­лен­ной выше, добав­ле­ны кла­ня­ю­щи­е­ся им люди, а руки уголь­ной царев­ны уже лежат вдоль тела, что при­да­ёт её фигу­ре допол­ни­тель­ную величавость.

В насто­я­щее вре­мя пер­вая вер­сия кар­ти­ны хра­нит­ся в Тре­тья­ков­ской гале­рее в Москве, вто­рая — в Киев­ской кар­тин­ной галерее.


Сирин и Алконост (1896)

В осно­ве сюже­та кар­ти­ны древ­нее сла­вян­ское пове­рье о двух пти­цах Сирине и Алко­но­сте. Чёр­ная Сирин — вест­ник пло­хих ново­стей, печа­ли и жиз­нен­ных труд­но­стей. Белая Алко­ност — сим­вол радо­сти, уда­чи и насла­жде­ния. Вме­сте они сим­во­ли­зи­ру­ют хоро­шие и пло­хие собы­тия в жиз­ни людей.

Обе пти­цы-девы одно­вре­мен­но похо­жи и непо­хо­жи. У них сход­ные чер­ты лица, но при этом одна излу­ча­ет радость, вто­рая — грусть. Сим­во­лич­но так­же то, что обе они сидят на раз­ных вет­вях одно­го дере­ва. Дере­во здесь может быть сим­во­лом чело­ве­че­ской жиз­ни, а две вет­ви — радост­ной и груст­ной её сторонами.

Кар­ти­на была созда­на в 1896 году и в насто­я­щее вре­мя хра­нит­ся в Тре­тья­ков­ской гале­рее. Раз­мер ори­ги­на­ла — 133×250 см.


Богатыри (1898)

Одна из самых извест­ных кар­тин Вас­не­цо­ва. Она завер­ше­на в 1898 году, в общей слож­но­сти рабо­та над ней заня­ла у худож­ни­ка око­ло 17 лет.

Полот­но напи­са­но по моти­вам древ­не­рус­ских былин и изоб­ра­жа­ет самых извест­ных былин­ных бога­ты­рей: Доб­ры­ню Ники­ти­ча, Илью Муром­ца и Алё­шу Попо­ви­ча. Появ­ле­ние идеи «Бога­ты­рей» сам Вас­не­цов опи­сы­вал так:

«Как это ни кажет­ся, может быть, на пер­вый взгляд уди­ви­тель­ным, но натолк­ну­ли меня при­нять­ся за „Бога­ты­рей“ мощ­ные абрам­цев­ские дубы, рос­шие в пар­ке. Бро­дил я, осо­бен­но по утрам, по пар­ку, любо­вал­ся кря­жи­сты­ми вели­ка­на­ми… А уже как дубы пре­вра­ти­лись в „Бога­ты­рей“, объ­яс­нить не могу, долж­но быть, приснилось!».

И далее эта идея вопло­ти­лась в картину:

«Сло­ва Чистя­ко­ва о былине напом­ни­ли об одной ста­рой мыс­лиш­ке, он её каран­да­ши­ком, а может быть, и углём зари­со­вал сра­зу по воз­вра­ще­нии из Рябо­ва: лох­ма­тые могу­чие кони, могу­чая тро­и­ца богатырей.

Так и вста­ло перед гла­за­ми: взго­рья, про­стор, бога­ты­ри. Див­ный сон детства.
Нари­со­вал в еди­но­ча­сье, под­нёс Васе в пода­рок, а тот погля­дел и ска­зал стро­го, по-чистя­ков­ски, это в нём было, чистя­ков­ское — за всё искус­ство ответ дер­жать и о каж­дом рисун­ке заботиться».

Натур­щи­ком для обра­за Ильи Муром­ца стал кре­стья­нин Вла­ди­мир­ской губер­нии Иван Пет­ров. Натур­щик для Доб­ры­ни Ники­ти­ча точ­но не изве­стен, суще­ству­ет даже вер­сия, что чер­та­ми лица Доб­ры­ня напо­ми­на­ет само­го худож­ни­ка. Алё­ша Попо­вич очень похож на сына Сав­вы Мамон­то­ва Андрея, о чём сви­де­тель­ство­вал его брат Всеволод:

«Пом­ню, как мы зави­до­ва­ли мое­му бра­ту Андрею, на кото­ро­го похо­дил лицом Алё­ша Попо­вич в этой картине».


После побоища Игоря Святославича с половцами (1880)

Кар­ти­на напи­са­на по моти­вам «Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве». На ней мы видим, что после жар­ко­го и ярост­но­го сра­же­ния погиб­шие рус­ские вои­ны лежат на поле впе­ре­меж­ку с полов­ца­ми, а над ними уже кру­жат хищ­ные пти­цы в пред­вку­ше­нии сво­е­го бога­то­го ужина.

С одной сто­ро­ны, кар­ти­на гово­рит нам о том, что перед смер­тью все рав­ны, и судь­ба остан­ков погиб­ших вои­нов как с рус­ской, так и с поло­вец­кой сто­ро­ны будет оди­на­ко­ва. С дру­гой же сто­ро­ны, рез­ким кон­тра­стом изоб­ра­жён­ной здесь смер­ти явля­ет­ся про­дол­жа­ю­щая жить несмот­ря ни на что при­ро­да. Прой­дут века, пав­шие в этой бит­ве вои­ны обе­их сто­рон канут в Лету, а при­ро­да всё так же будет цве­сти и жить, как и мно­го сто­ле­тий назад.


Царевна Несмеяна (1926)

Эту кар­ти­ну худож­ник писал на про­тя­же­нии 10 лет — с 1916 по 1926 год. Создан­ная, как и мно­гие дру­гие кар­ти­ны Вас­не­цо­ва, по моти­вам рус­ской народ­ной сказ­ки, она так­же име­ет допол­ни­тель­ные смыслы.

Как извест­но по сказ­ке, царь объ­явил боль­шую награ­ду для того, кто смо­жет раз­ве­се­лить его дочь. В погоне за этой награ­дой целая тол­па людей поёт, игра­ет, шутит, крив­ля­ет­ся, лебе­зит, но всё без тол­ку. Выра­же­ние лица и поза Несме­я­ны буд­то бы гово­рит: «Как же вы все меня достали!».

Царь на кар­тине не изоб­ра­жён, но высту­па­ет как бы неви­ди­мым её пер­со­на­жем, посколь­ку без его объ­яв­ле­ния о награ­де весь этот цирк был бы невоз­мо­жен. Оче­вид­но, что глав­ной его целью явля­ет­ся сло­мить дочь пси­хо­ло­ги­че­ски, заста­вить петь, пля­сать и весе­лить­ся, как и все вокруг. И забыть обо всех суще­ству­ю­щих в стране про­бле­мах. Смысл кар­ти­ны ста­нет ещё более кри­ча­щим, если учесть, что созда­ва­лась она в пери­од рево­лю­ции и граж­дан­ской вой­ны, когда нор­маль­ным людям было не до сме­ха. Все вокруг буд­то бы сошли с ума, и лишь царев­на про­дол­жа­ет сохра­нять ясный рас­су­док. Таким обра­зом, мораль­ная про­пасть меж­ду Несме­я­ной и все­ми осталь­ны­ми окру­жа­ю­щи­ми её людь­ми огромна.


Встреча Олега с кудесником (1899)

Эта кар­ти­на была напи­са­на Вас­не­цо­вым в 1899 году, когда он иллю­стри­ро­вал про­из­ве­де­ния Пуш­ки­на, в част­но­сти «Песнь о вещем Оле­ге». Ста­рец на кар­тине сто­ит на краю леса и рас­ска­зы­ва­ет про­ро­че­ства кня­зю Оле­гу. Суть про­ро­че­ства в том, что князь при­мет смерть от сво­е­го коня. Олег в заме­ша­тель­стве, но, тем не менее, сло­ва кудес­ни­ка под сомне­ние не ста­вит. Рядо­вые вои­ны так­же слу­ша­ют кудес­ни­ка с боль­шим интересом.

В 2010 году дан­ная кар­ти­на полу­чи­ла неожи­дан­ное про­дол­же­ние. Идео­лог неоязы­че­ства (род­но­ве­рия) и сто­рон­ник про­на­цист­ских взгля­дов Алек­сей Доб­ро­воль­ский, извест­ный так­же как «Доб­ро­слав», раз­ме­стил репро­дук­цию кар­ти­ны на облож­ке сво­ей кни­ги. Кни­га была при­зна­на экс­тре­мист­ской, а вме­сте с ней экс­тре­мист­ской была назва­на… и облож­ка с кар­ти­ной Вас­не­цо­ва. Более того, «экс­пер­ты» Ленин­ско­го рай­он­но­го суда горо­да Киро­ва даже отдель­но «про­шлись» по обложке:

«При­зна­ки мани­пу­ля­тив­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го воз­дей­ствия обна­ру­же­ны в бро­шю­ре „Волх­вы“, исполь­зо­ва­ны вер­баль­ные (сло­вес­ные, рече­вые) и невер­баль­ные (нере­че­вые) сред­ства. К невер­баль­ным мани­пу­ля­тив­ным воз­дей­стви­ям отно­сит­ся оформ­ле­ние облож­ки „Волх­вы“, на кото­рой изоб­ра­жён ста­рец, ука­зы­ва­ю­щий отря­ду вои­нов направ­ле­ние дей­ствия. Ста­рец одет в про­стую одеж­ду: длин­ную руба­ху, лап­ти, он толь­ко вышел из леса. В опи­са­нии стар­ца чита­ет­ся образ языч­ни­ка. Ука­зу­ю­щий жест руки стар­ца в отно­ше­нии вои­нов сви­де­тель­ству­ет о его пове­ле­ва­нии, обла­да­нии опре­де­лён­ной вла­стью над ними. Исхо­дя из поло­же­ния о том, что облож­ка кни­ги выра­жа­ет её клю­че­вую идею, мож­но сде­лать вывод о стрем­ле­нии авто­ра к пове­ле­ва­нию, вла­сти над дру­ги­ми людь­ми, направ­лен­но­сти на борьбу».

Конеч­но, когда этим «экс­пер­там» донес­ли, отку­да взя­та облож­ка, они вынуж­де­ны были взять свои сло­ва обрат­но. Одна­ко сам факт того, что клас­си­че­ская кар­ти­на, раз­ме­щён­ная во мно­гих школь­ных учеб­ни­ках по исто­рии и лите­ра­ту­ре, была при­зна­на «экс­тре­мист­ской», уже гово­рит о многом.


Призвание варягов (1909)

Кар­ти­на была напи­са­на для изда­ния И. Н. Кне­бе­ля «Рус­ская исто­рия в кар­ти­нах». На ней изоб­ра­же­но опи­сан­ное в «Пове­сти вре­мен­ных лет» при­зва­ние в 862 году на Русь варяж­ских пра­ви­те­лей Рюри­ка, Сине­уса и Тру­во­ра, кото­рое ста­ло судь­бо­нос­ным в исто­рии России.

Хотя сам факт при­зва­ния варя­гов и ста­вил­ся под сомне­ние неко­то­ры­ми исто­ри­ка­ми, имен­но от это­го собы­тия тра­ди­ци­он­но отсчи­ты­ва­ет­ся нача­ло рос­сий­ской госу­дар­ствен­но­сти и нача­ло прав­ле­ния дина­стии Рюриковичей.

На кар­тине мы видим при­быв­ших Рюри­ка, Сине­уса и Тру­во­ра и встре­ча­ю­щих их сла­вян­ских кня­зей и их при­бли­жён­ных. Седой чело­век с длин­ной боро­дой, при­вет­ству­ю­щий при­быв­ших жестом руки, види­мо, и явля­ет­ся ини­ци­а­то­ром при­гла­ше­ния. На зем­ле лежат меха, рога и посу­да, явля­ю­щи­е­ся даром для варя­гов. Цен­траль­ное место на кар­тине уде­ле­но фигу­ре Рюри­ка — его взгляд направ­лен не на при­вет­ству­ю­щих его сла­вян­ских вождей, а поверх их голов. Оче­вид­но, что он рас­смат­ри­ва­ет окрест­ные хол­мы, поля, леса и сёла, кото­рые ему и пред­сто­ит при­нять в правление.


Царь Иван Грозный (1897)

На полотне Иван Гроз­ный пока­зан про­гу­ли­ва­ю­щим­ся по двор­цо­вым пала­там в рас­ши­той золо­том цар­ской одеж­де, его окру­жа­ет рос­кошь и богат­ство. Одна­ко выра­же­ние лица царя явно не гово­рит о сча­стье и удо­вле­тво­рён­но­сти. Обыч­но подоб­ное выра­же­ние лица мож­но встре­тить у людей, недо­воль­ных сво­им поло­же­ни­ем или же у тех, кто посто­ян­но ожи­да­ет пло­хих ново­стей. А как мы зна­ем, в прав­ле­ние Ива­на Гроз­но­го в пло­хих ново­стях недо­стат­ка не было.

Цвет дорож­ки, на кото­рой сто­ит царь — крас­ный, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий кровь. На ней изоб­ра­жён герб госу­дар­ства, на кото­рый царь вот-вот насту­пит, поправ тем самым любую законность.


Иван-Царевич на сером волке (1889)

Кар­ти­на «Иван-Царе­вич на сером вол­ке» напи­са­на по моти­вам извест­ной рус­ской народ­ной сказ­ки в 1889 году, в пери­од рабо­ты худож­ни­ка в Кие­ве и вско­ре после завер­ше­ния появи­лась на пере­движ­ной выставке.

Кар­ти­на изоб­ра­жа­ет Ива­на-Царе­ви­ча с Еле­ной Пре­крас­ной, мча­щих­ся на вол­ке в густом лесу. Для созда­ния обра­за Еле­ны Пре­крас­ной худож­ник исполь­зо­вал напи­сан­ные им ранее порт­ре­ты Ната­льи и Татья­ны Мамон­то­вых. Инте­рес­но, что сёст­ры Мамон­то­вы были род­ствен­ни­ца­ми Веры Мамон­то­вой, доче­ри Сав­вы Мамон­то­ва, став­шей моде­лью для извест­ной кар­ти­ны Вален­ти­на Серо­ва «Девоч­ка с персиками».

В насто­я­щее вре­мя кар­ти­на «Иван-Царе­вич на сером вол­ке» хра­нит­ся в Тре­тья­ков­ской гале­рее, её раз­мер — 249 × 187 см.


Витязь на распутье (1882)

Над кар­ти­ной «Витязь на рас­пу­тье» худож­ник рабо­тал око­ло 10 лет — с 1872-го по 1882 год. Дан­ное полот­но так же, как и мно­гие дру­гие кар­ти­ны Вас­не­цо­ва, напи­са­но по моти­вам народ­ных ска­зок и изоб­ра­жа­ет витя­зя, кото­рый не может опре­де­лить­ся с выбором.

Мно­гие срав­ни­ва­ли витя­зя с самим худож­ни­ком, кото­рый так­же часто не мог опре­де­лить­ся с выбо­ром в сво­ей жизни.

Кар­ти­на име­ет мрач­ный коло­рит. И воин, и его конь скло­ни­ли голо­вы в раз­ду­мьях, рядом с кам­нем вид­ны чело­ве­че­ские остан­ки. Види­мо, это тоже были витя­зи, кото­рые реши­ли испы­тать судь­бу, но пали в нерав­ной борь­бе с неве­до­мой силой. Вда­ли лета­ет кор­шун, подыс­ки­вая себе новую добы­чу, на перед­нем плане воро­ны, погля­ды­ва­ю­щие на витя­зя и его коня как на потен­ци­аль­ную пищу. Саму над­пись с про­ро­че­ством на камне раз­гля­деть труд­но, но по сказ­ке она гласит:

«Как пря­му ехати — живу не быва­ти — нет пути ни про­хо­же­му, ни про­ез­же­му, ни про­лёт­но­му. Напра­ву ехати — жена­ту быти. Нале­ву ехати — бога­ту быти».

Дилем­ма, как видим, непро­стая. К тому же воз­мож­но, что витя­зю нуж­но ехать имен­но пря­мо. А тот, кто сде­лал над­пись на камне, это­го очень не хотел. Как дума­е­те, куда всё же поедет витязь? Сказ­ка гово­рит, что поехал он всё же пря­мо, имен­но туда, куда над­пись на камне ехать настой­чи­во не сове­то­ва­ла. В жиз­ни часто быва­ет, что вер­ным выбо­ром ока­зы­ва­ет­ся в ито­ге самый неоче­вид­ный вари­ант. А тот, кто дей­ству­ет вопре­ки чему-то, посту­па­ет так, как сам счи­та­ет нуж­ным, а не так, как ему сове­ту­ют, дости­га­ет в ито­ге боль­ше­го. И лишь по исте­че­нии како­го-то вре­ме­ни мож­но будет ска­зать: да, тот выбор был верен!


Читай­те так­же «10 шедев­ров Нико­лая Ге». 

Поделиться