«Зови меня Катериной»: классические фильмы о «шальной» императрице Екатерине II

20 фев­ра­ля на экра­ны стра­ны выхо­дит «Ека­те­ри­на Вели­кая» с Анной Михал­ко­вой в глав­ной роли. Толь­ко вам, доро­гой зри­тель, решать, что луч­ше: нести в кино­те­ат­ры свои тру­до­вые денеж­ки или пере­смот­реть одну из клас­си­че­ских лент с импе­ра­три­цей в кад­ре. Мы же напо­ми­на­ем о несколь­ких кар­ти­нах, в кото­рых, не выхо­дя из дома, мож­но уви­деть Ека­те­ри­ну II.


«Орёл» (1925, Кларенс Браун)

Дикая, но сим­па­тич­ная (если толь­ко вы не цени­тель иллю­стра­тив­ных экра­ни­за­ций, дуб­ли­ру­ю­щих пер­во­ис­точ­ник сло­во в сло­во) вер­сия «Дуб­ров­ско­го» Пуш­ки­на, сня­тая в Гол­ли­ву­де в эпо­ху немо­го кино, пере­но­сит дей­ствие рома­на в XVIII век.

Кор­нет импе­ра­тор­ской гвар­дии Вла­ди­мир Дуб­ров­ский (тогдаш­ний аме­ри­кан­ский секс-сим­вол Рудольф Вален­ти­но) лихо укро­ща­ет коня Ека­те­ри­ны II, чем заслу­жи­ва­ет рас­по­ло­же­ние цари­цы. Та при­гла­ша­ет его к себе в покои, пыта­ет­ся опо­ить вином и наме­ка­ет на бли­зость. Но Вла­ди­мир отка­зы­ва­ет­ся — «Я посту­пал в гвар­дию толь­ко для воен­ной служ­бы!» — и сбе­га­ет. Рас­сер­жен­ная пра­ви­тель­ни­ца назна­ча­ет его госу­дар­ствен­ным преступником.

«Орёл»

Не рас­те­ряв­шись, Дуб­ров­ский ста­но­вит­ся Роби­ном Гудом мест­но­го раз­ли­ва и в мас­ке а‑ля Зор­ро — бла­го­род­ным раз­бой­ни­ком по про­зви­щу Чёр­ный Орёл. Одно­вре­мен­но он про­ни­ка­ет в име­ние Тро­е­ку­ро­ва под видом учи­те­ля фран­цуз­ско­го для его доче­ри, наме­ре­ва­ясь ото­мстить бари­ну за разо­ре­ние и смерть отца. Но, влю­бив­шись в Машу, Вла­ди­мир поне­мно­гу отка­зы­ва­ет­ся от сво­их намерений.

Фильм снят в жан­ре при­клю­чен­че­ской мело­дра­мы с эле­мен­та­ми коме­дии. Вот один из наи­бо­лее забав­ных эпи­зо­дов. После напа­де­ния Чёр­но­го Орла Дуб­ров­ской вызы­ва­ет­ся охра­нять Тро­е­ку­ро­ва — дежу­рить под­ле его посте­ли. Маша, подо­зре­вая нелад­ное, загля­ды­ва­ет в отцов­скую спаль­ню и видит, как Вла­ди­мир душит Кири­лу Пет­ро­ви­ча. Девуш­ка оттас­ки­ва­ет «учи­те­ля» от бари­на, и вдруг отец одёр­ги­ва­ет её:

«Маша, не глу­пи. Он мас­си­ро­вал мне шею».


«Распутная императрица» (1934, Джозеф фон Штернберг)

По Штерн­бер­гу, кото­рый, соглас­но тит­рам, взял за осно­ву филь­ма днев­ни­ки Ека­те­ри­ны, малют­ка София Авгу­ста обо­жа­ла кук­лы и меч­та­ла стать тан­цов­щи­цей, но её роди­те­лям это было не по нут­ру. Они реши­ли рас­тить из доче­ри даму выс­ше­го све­та и пре­успе­ли настоль­ко, что девуш­кой, когда она вошла в воз­раст, заин­те­ре­со­ва­лась рус­ская госу­да­ры­ня Ели­за­ве­та Пет­ров­на, кото­рая как раз нахо­ди­лась в актив­ном поис­ке супру­ги для буду­ще­го царя Пет­ра III.

При­быв в Рос­сию, прин­цес­са со всем изум­ле­ни­ем игра­ю­щей её Мар­лен Дит­рих гля­де­ла на новый мир, о кото­ром режис­сёр Мар­тин Скор­се­зе впо­след­ствии гово­рил так:

«В „Рас­пут­ной импе­ра­три­це“ наря­ду с рос­ко­шью цар­ско­го дво­ра есть при­ми­тив­ная сти­хия, про­ни­зы­ва­ю­щая всё; эти извра­щён­ные скульп­ту­ры. Чего сто­ит одна идея ске­ле­та, обни­ма­ю­ще­го котёл на сто­ле Ека­те­ри­ны Вели­кой! Бла­го­да­ря этим дета­лям ты чув­ству­ешь дух Рос­сии той эпохи».

«Рас­пут­ная императрица»

Кто-то ска­жет (мно­гие уже ска­за­ли) — клюк­ва, но будем бла­го­ра­зум­ны. Жаж­да не исто­ри­че­ской, зато худо­же­ствен­ной, пси­хо­ло­ги­че­ской досто­вер­но­сти — вот что дви­га­ло режис­сё­ром. Какой ещё мог­ла пока­зать­ся Рос­сия юной нем­ке — имен­но такой, гипер­тро­фи­ро­ван­но ужас­ной и тём­ной, совер­шен­но чужой. Не забу­дем и о том, что подоб­ным обра­зом цар­ская Рос­сия изоб­ра­жа­лась в двух дру­гих клас­си­че­ских филь­мах — «Каби­не­те вос­ко­вых фигур» (1924) Пау­ля Лени и «Иване Гроз­ном» (1945, 1958) Сер­гея Эйзен­штей­на. Конеч­но, кар­ти­нам мож­но попе­нять за то, что они — не учеб­ни­ки исто­рии, но отка­зать им в худо­же­ствен­ных досто­ин­ствах невозможно.

Так и здесь: «Рас­пут­ная импе­ра­три­ца» до сих пор неве­ро­ят­но эффект­ный, захва­ты­ва­ю­щий фильм, а ведь ему уже боль­ше 90 лет. Насколь­ко визу­аль­но совер­ше­нен мон­стру­оз­ный терем, в кото­ром оби­та­ют герои. А как стра­шен безум­ный Пётр III — ника­кие дра­ку­лы и фран­кен­штей­ны, гостив­шие на аме­ри­кан­ском экране в те же годы, не годят­ся ему в под­мёт­ки. Да, веро­ят­но, рев­ност­но­му цени­те­лю исто­рии это кино не подой­дёт. Зато мно­гим сине­фи­лам полю­бит­ся наверняка.


«Королевский скандал» (1945, Отто Премингер)

В 1924 году режис­сёр Эрнст Любич поста­вил фильм «Запрет­ный рай», осно­ван­ный на попу­ляр­ной бро­д­вей­ской пье­се «Цари­ца». В сере­дине 1940‑х он при­сту­пил к рабо­те над зву­ко­вым вари­ан­том той же исто­рии, но из-за болез­ни режис­си­ро­вать не смог. В ито­ге потеш­ную лав­сто­ри о Ека­те­рине II дове­ри­ли завер­шать Отто Премингеру.

Кар­ти­на начи­на­ет­ся с игри­во­го замечания:

«Этот фильм о Ека­те­рине. <…> Её народ назы­вал её матуш­кой всех рус­ских. Её био­гра­фы назы­ва­ли её Вели­кой. Эта исто­рия про­ис­хо­дит в тот пери­од её жиз­ни, когда она была не такой уж матуш­кой — но когда была осо­бен­но Великой».

Моло­дой лей­те­нант Алек­сей Чер­нов, про­явив недю­жин­ную храб­рость ради спа­се­ния жиз­ни импе­ра­три­цы, пле­ня­ет госу­да­ры­ню и ста­но­вит­ся её фаво­ри­том. Бла­го­род­ный юно­ша все­рьёз оза­бо­чен судь­ба­ми Рос­сии: не желая тра­тить вре­мя на любов­ные уте­хи, он пря­мо в посте­ли делит­ся с «Кате­ри­ной» сво­и­ми сооб­ра­же­ни­я­ми насчёт даль­ней­шей судь­бы государства.

«— Зови меня Катериной.
— Кате­ри­на, я рас­ска­жу тебе о бедах России».

«Коро­лев­ский скандал»

Тем вре­ме­нем неве­ста Чер­но­ва, Анна, идёт на откры­тый кон­фликт с Ека­те­ри­ной, что­бы вер­нуть себе суже­но­го. Та, рас­сви­ре­пев, при­ка­зы­ва­ет сослать сопер­ни­цу в Крым, поза­быв о том, что он пока ещё при­над­ле­жит Турции.

В ито­ге, сле­дуя зако­нам жан­ра, всё кон­ча­ет­ся хоро­шо — про­ще­ния про­сим за спой­лер, одна­ко ж пре­лесть филь­ма вовсе не в интри­ге, а в коми­че­ских диа­ло­гах и забав­ных ситу­а­ци­ях. А ещё в актёр­ском соста­ве — здесь собра­лась целая рус­ская эми­грант­ская диас­по­ра: Миша Ауэр (капи­тан Суков), Вла­ди­мир Соко­лов (один из при­двор­ных), Миха­ил Разум­ный (веч­но пья­ный гене­рал) и Миха­ил Виза­ров (ещё один гене­рал, без опре­де­лён­ных признаков).


«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961, Александр Роу)

Есть несколь­ко клас­си­че­ских сюже­тов, в кото­рых Ека­те­ри­на дей­ству­ет в каче­стве Deus ex machina, испол­няя завет­ные жела­ния геро­ев, слов­но вол­шеб­ник Гудвин. Один из них — «Капи­тан­ская доч­ка» Пуш­ки­на, где после бесе­ды с Машей Миро­но­вой импе­ра­три­ца милу­ет Пет­ра Гри­нё­ва. Дру­гой — «Ночь перед Рож­де­ством» Гого­ля, в кото­рой куз­нец Ваку­ла, осед­лав чёр­та, летит в Петер­бург, что­бы попро­сить у цари­цы чере­вич­ки для воз­люб­лен­ной Оксаны.

«Вече­ра на хуто­ре близ Диканьки»

Даже в срав­не­нии с лите­ра­тур­ным пер­во­ис­точ­ни­ком роль импе­ра­три­цы в филь­ме Роу пре­дель­но эпи­зо­дич­на — демон­стри­руя круп­ные белые зубы и по-опер­но­му похо­ха­ты­вая, она, не тра­тя вре­мя даром, отда­ёт куз­не­цу свою обувь и отправ­ля­ет восво­я­си. Вот так рус­ские монар­хи забо­ти­лись о том, что­бы в стране ста­но­ви­лось боль­ше яче­ек общества.


«Екатерина Великая» (1968, Гордон Флеминг)

Быва­ет, что клюк­ва — недо­ста­ток, а быва­ет — худо­же­ствен­ный при­ём. В эту исто­рию гро­теск был зало­жен авто­ром экра­ни­зи­ру­е­мой пье­сы 1913 года, Джор­джем Бер­нар­дом Шоу. А режис­сёр Гор­дон Фле­минг забот­ли­во удоб­рил коми­че­ские цвет­ки и полу­чил бога­тый урожай.

Чего сто­ит один толь­ко Гри­го­рий Потём­кин в испол­не­нии Зеро Мосте­ла. Пер­со­наж, похо­жий на Моде­ста из про­грам­мы «Горо­док», пья­ным музи­ци­ру­ет на бала­лай­ке и с хрип­лым акцен­том поёт «ты моя Катень­ка, ты моя душень­ка», после чего в поры­ве чувств раз­би­ва­ет инстру­мент вдребезги.

Сле­ду­ю­щая вос­хи­ти­тель­ная сце­на — Ека­те­ри­на (Жан­на Моро) и англий­ский офи­цер, при­быв­ший в соста­ве дипло­ма­ти­че­ской мис­сии (Питер О’Тул), игра­ют «в сол­да­ти­ки». Малень­кие пуш­ки стре­ля­ют как насто­я­щие, в резуль­та­те хоро­шень­кое личи­ко цари­цы к фина­лу поедин­ка ока­зы­ва­ет­ся осно­ва­тель­но закопчённым.

«Ека­те­ри­на Великая»

Куль­ми­на­ция филь­ма — пья­ная оргия с уча­сти­ем при­двор­ных под уда­лую музы­ку и рас­ка­ти­стый хохот Потём­ки­на. Госу­да­ры­ня и англи­ча­нин не участ­ву­ют: люб­ве­обиль­ная «Катень­ка» запи­ра­ет моло­до­го чело­ве­ка в отель­ном каби­не­те, свя­зы­ва­ет и «пыта­ет» его при помо­щи щекотки.

Что тут мож­но ска­зать? Воз­му­ти­тель­но. Но смешно.


«Есть идея!» (1977, Владимир Бычков)

Школь­ник Вовка Мор­ков­кин — фанат Кули­би­на. Его увле­чён­ность изоб­ре­та­те­лем так силь­на, что без вся­ких машин вре­ме­ни он посто­ян­но пере­ме­ща­ет­ся в XVIII век, что­бы помо­гать Ива­ну Пет­ро­ви­чу в его инже­нер­ных делах.

А помощь Кули­би­ну ой как нуж­на: цар­ский двор во гла­ве с импе­ра­три­цей не жела­ет при­ни­мать серьёз­ные про­ек­ты меха­ни­ка, тре­буя от него одних толь­ко раз­вле­че­ний вро­де робо­ти­зи­ро­ван­ных сло­нов и про­чих фей­ер­вер­ков. Какие уж тут иде­а­лы эпо­хи Просвещения?

Надо ска­зать, что Ека­те­ри­на Вели­кая ведёт себя здесь даже слиш­ком лег­ко­мыс­лен­но: вре­мя от вре­ме­ни сбра­сы­ва­ет парик, откры­вая рас­пу­щен­ные рыжие воло­сы, не стес­ня­ясь ни при­двор­ных, ни Кули­би­на, ни гостя из XX века. Ну куда это годится?

«Есть идея!»

В кон­це кон­цов Вовка пони­ма­ет: на геро­ев минув­ших лет рас­счи­ты­вать нече­го. При­дёт­ся стать изоб­ре­та­те­лем самому.


«Царская охота» (1990, Виталий Мельников)

Гля­дя на постер двух­се­рий­но­го исто­ри­че­ско­го филь­ма, на кото­ром Ека­те­ри­на изоб­ра­же­на с фар­фо­ро­вой голо­вой и вам­пир­ской улыб­кой, воз­ни­ка­ет жела­ние немед­лен­но начать про­смотр. Одна­ко, как это часто быва­ет с пере­стро­еч­ным кино, афи­ша может быть худо­же­ствен­нее и инте­рес­нее всей двух­ча­со­вой кино­лен­ты. А пото­му, даже несмот­ря на ста­тус клас­си­ка у режис­сё­ра, поосте­ре­жём­ся и обра­тим­ся к кри­ти­кам. Бла­го в слу­чае с доволь­но гром­кой для сво­е­го вре­ме­ни поста­нов­кой её было немало.

В 1993 году жур­нал «Искус­ство кино» (№ 11) писал:

«Это экра­ни­за­ция одно­имён­ной пье­сы Л. Зори­на, напи­сан­ной ещё в 70‑е годы и с успе­хом шед­шей на сцене Теат­ра им. Мос­со­ве­та. <…> В совре­мен­ной кине­ма­то­гра­фи­че­ской вер­сии режис­сё­ра В. Мель­ни­ко­ва „Цар­ская охо­та“ утра­ти­ла все неко­гда при­су­щие ей поли­ти­че­ские под­тек­сты и пре­вра­ти­лась в роко­вую дра­му несчаст­ной люб­ви, где рос­кош­ные фор­мы Анны Само­хи­ной (кн. Тара­ка­но­ва), гор­дый про­филь Нико­лая Ерё­мен­ко (Орлов) и кра­со­ты ита­льян­ской при­ро­ды ока­за­лись собран­ны­ми вме­сте с одной лишь целью — доста­вить зри­те­лю невин­ное чув­ствен­ное удо­воль­ствие, не омра­ча­е­мое ника­ки­ми тягост­ны­ми размышлениями.
Но, как ни кру­ти, власть (Ека­те­ри­ну II здесь с боль­шей сте­пе­нью быто­вой, воз­раст­ной и пси­хо­ло­ги­че­ской досто­вер­но­сти игра­ет С. Крюч­ко­ва) пред­ста­ёт в этом филь­ме в при­выч­ном для нас и нескры­ва­е­мо под­лом обличье».

Кино­вед Алек­сандр Фёдо­ров добав­ля­ет ещё немно­го дёгтя:

«…авто­ры, с одной сто­ро­ны, не реши­лись сде­лать откро­вен­но костюм­но-раз­вле­ка­тель­ный бое­вик, а с дру­гой — не смог­ли пре­вра­тить при­ду­ман­ный ими сюжет в под­лин­но пси­хо­ло­ги­че­скую дра­му. Нико­лай Ерё­мен­ко и осо­бен­но Анна Само­хи­на созда­ют, по сути, лишь эски­зы харак­те­ров. В их игре не чув­ству­ет­ся осо­бой глу­би­ны и эмо­ци­о­наль­ной убе­ди­тель­но­сти. В отли­чие от преды­ду­щих работ Вита­лия Мель­ни­ко­ва „Цар­ской охо­те“ явно не хва­та­ет юмо­ри­сти­че­ских кра­сок и иронии».

«Цар­ская охота»

Жур­нал «Куль­ту­ро­ло­гия» докан­чи­ва­ет:

«Когда фильм вышел на экра­ны, в газе­ты хлы­нул поток гнев­ных писем, в основ­ном от пожи­лых зри­те­лей. На тот момент совет­ские зри­те­ли ещё не были гото­вы к эро­ти­ке в кино, а в „Цар­ской охо­те“ было несколь­ко откро­вен­ных сцен, по нынеш­ним вре­ме­нам вполне цело­муд­рен­ных. В одном эпи­зо­де граф Орлов, при­кры­вая рука­ми голый зад, выбе­га­ет из спаль­ни импе­ра­три­цы, в дру­гом эпи­зо­де пока­за­на любов­ная сце­на с уча­сти­ем княж­ны Тара­ка­но­вой. <.…> кад­ры с Нико­ла­ем Ерё­мен­ко и Анной Само­хи­ной пока­за­лись зри­те­лям стар­ше­го поко­ле­ния слиш­ком сме­лы­ми, и актё­ров обви­ни­ли в бес­стыд­стве, а режис­сё­ра — в чрез­мер­ном вни­ма­нии к обна­жён­ной натуре».

Чрез­мер­ное не чрез­мер­ное, а неко­то­рых подоб­ные кад­ры до сих пор нер­ви­ру­ют. Так что такие вот дела, доро­гой зри­тель. Ну как, буде­те смот­реть кино про цари­цу? А если да, какое именно?


Читай­те также:

— Образ Ива­на Гроз­но­го в оте­че­ствен­ном кино;

— Экран­ная пуш­ки­ни­а­на: от монар­хи­че­ско­го реа­лиз­ма до гостей из буду­ще­го;

— Вер­тин­ский, Вар­фо­ло­ме­ев­ская ночь и кро­ва­вая Сал­ты­чи­ха: семь оте­че­ствен­ных исто­ри­че­ских сери­а­лов.

Поделиться