Одно из пер­вых оте­че­ствен­ных скетч-шоу — «Горо­док» Юрия Сто­я­но­ва и Ильи Олей­ни­ко­ва — выхо­ди­ло на «вто­рой кноп­ке» с 1993 по 2012 год. Сила­ми все­го двух арти­стов теле­ви­зи­он­ная агло­ме­ра­ция раз­рос­лась до коми­че­ской все­лен­ной, в кото­рой оби­та­ют самые раз­но­об­раз­ные пер­со­на­жи, суще­ства и явле­ния: Напо­ле­он Бона­парт и мем­ный ува­лень Модест («Дра­ту­ти!»), супеП­сир­ге­рой Бэт­мент и рус­ский человек-муравей.

VATNIKSTAN вспо­ми­на­ет «город­ков­цев» в фор­ма­те алфа­вит­ной пере­пи­си, про­гу­ли­ва­ясь по «ули­це в три дома, где всё про­сто и знакомо».

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й K Л M Н О П Р С Т У Ф Ч Ш Щ Э Ю Я


А — Армия

Рас­смот­рим эпи­зод «День защит­ни­ков Оте­че­ства наше­го город­ка», пока­зан­ный по ТВ в фев­ра­ле 1993 года. Шут­ки отту­да, насто­яв­шись за без мало­го три деся­ти­ле­тия, хотя и не все­гда смеш­ные, зато созда­ют ретро­сюр­ре­а­ли­сти­че­ский дико­вин­ный эффект.

Веду­щий пере­да­чи «Две­сти» в поло­са­той сту­дии и поло­са­той же тель­няш­ке (такой ВМФ-пси­хо­дел) рас­ска­зы­ва­ет о мар­ша­ле авиа­ции, кото­рый засел за кни­гу мему­а­ров «Как я про­ле­тел». Тут же в сту­дию вле­та­ет нари­со­ван­ный само­лё­тик и, завис­нув над дик­то­ром, бом­бар­ди­ру­ет его помё­том. Веду­щий, не рас­те­ряв­шись, раз­ма­зы­ва­ет помёт по лицу, слов­но крем от мор­щин. Как гово­рит­ся, ниче­го непо­нят­но, но очень интересно.

При­ме­ча­тель­но, что «город­ков­цы» в истин­но пан­ков­ском — если не ска­зать анар­хист­ском — духе нико­гда не высме­и­ва­ли одних в поль­зу дру­гих. Буд­то по заве­там Несто­ра Мах­но, они били коме­ди­ей услов­ных крас­ных, пока не побе­ле­ют, а белых — пока не покраснеют.

С одной сто­ро­ны, в пранк-руб­ри­ке «При­ко­лы наше­го город­ка» застав­ля­ли всам­де­лиш­ных сол­дат зани­мать­ся шей­пин­гом под пес­ню All That She Wants груп­пы Ace of Bace, сни­мая их скры­той каме­рой. Пар­ни ниче­го не мог­ли понять, а под конец, когда к ним выско­чи­ли полу­го­лые Сто­я­нов с Олей­ни­ко­вым и испол­ни­ли танец малень­ких лебе­дей, у слу­жи­вых окон­ча­тель­но взо­рвал­ся мозг.

С дру­гой — разыг­ры­ва­ли корот­кие видео­анек­до­ты, кото­рые, веро­ят­но, пока­жи их по теле­ви­де­нию сего­дня, име­ли бы боль­шой успех. Летит себе лёт­чик-истре­би­тель. По радио­свя­зи ему пере­да­ют: «Вни­ма­ние, пре­ду­пре­ждаю: вы пере­сек­ли воз­душ­ное про­стран­ство неза­ви­си­мой суве­рен­ной вели­кой Укра­и­ны». Лёт­чик знай летит себе даль­ше. И вдруг стук в стек­ло — парень в белой руба­хе улы­ба­ет­ся и машет рези­но­вым шлан­гом: «Бра­тан­чик, мос­каль, дай бен­зи­ну сколь­ко не жалко».

Не успел зри­тель соста­вить об авто­рах шоу неко­то­рое мне­ние, как ему пред­ла­га­ют показ сол­дат­ских мод под музы­ку из филь­ма «Эмма­ну­эль»: моде­ли «плащ-кро­ват­ка», «зим­няя шинель с ком­би­ни­ро­ван­ной мехо­вой гор­жет­кой в ком­плек­те с риди­кю­лем» и «выход­ная одеж­да с шап­кой для отда­ния чести». В зале, где демон­стри­ру­ют­ся наря­ды, весе­ло сме­ют­ся пред­ста­ви­те­ли воору­жён­ных сил — а ещё гово­рят, у воен­ных нет чув­ства юмора.

К алфа­ви­ту


Б — Бэтмент

В 90‑е по ана­ло­гии с бур­жу­аз­ным Бэт­ме­ном в «рус­ской народ­ной пере­да­че» (цита­та из застав­ки) воз­ник оте­че­ствен­ный борец с пре­ступ­но­стью, тоже в пла­ще и лета­ю­щий. В те годы филь­мы по комик­сам были не чета нынеш­ним: тём­ный рыцарь был изве­стен в основ­ном по иро­ни­че­ской кино­вер­сии Тима Бёр­то­на 1989 года и её продолжениям.
В 1995 году, когда вышел три­квел «Бэт­мен навсе­гда» с поп-капуст­ни­ком из Николь Кид­ман, Джи­ма Кер­ри и Том­ми Ли Джон­са, «город­ков­цы» поня­ли, что пора брать дело в свои руки — и сня­ли соб­ствен­ную чет­вёр­тую часть. А затем пятую, шестую, седь­мую, вось­мую и девя­тую. Полу­чи­лось дей­стви­тель­но инте­рес­нее, чем «Бэт­мен и Робин» — офи­ци­аль­ное про­дол­же­ние, вышед­шее два года спустя.

В 2022 году, когда дол­го­ждан­но­го для мно­гих «Бэт­ме­на» с Робер­том Пат­тин­со­ном не выпу­сти­ли в Рос­сии, о «Бэт­мен­те» вспом­нил один из глав­ных рус­ско­языч­ных жур­на­лов о кино — «Сеанс». В ста­тье, где обсуж­да­лись воз­мож­ные вари­ан­ты импор­то­за­ме­ще­ния лету­чей мыши, пред­ла­га­лось не ждать мило­стей от про­кат­чи­ков, а соору­дить свой блок­ба­стер, взяв за осно­ву «Горо­док»:

«Серии „Бэт­мен­та“ дли­лись не более двух минут и пред­став­ля­ли собой неболь­шие анек­до­ты, как в обыч­ных скетч­ко­мах. Но, во-пер­вых, на пост­со­вет­ской тра­ги­ко­ми­че­ской поч­ве, а во-вто­рых, с юмо­ром, кото­рый дей­ству­ет не бла­го­да­ря, а вопре­ки. Вот, напри­мер, Бэт­мент задер­жи­ва­ет пре­ступ­ни­ка в испол­не­нии Юрия Сто­я­но­ва. В это вре­мя жулик ест моро­же­ное. „Лежать!“ — хочет крик­нуть Бэт­мент, но после паде­ния из окна у него выпа­ли перед­ние зубы, и он шепе­ля­вит, поэто­му полу­ча­ет­ся: „Лизать!“ Бан­дит пуга­ет­ся и начи­на­ет энер­гич­но лизать рожок.
— Да не так! — сер­дит­ся Бэт­мент — На полу лизать!

Бан­дит пада­ет и лижет моро­же­ное, лёжа на полу. Коми­че­ское здесь в сово­куп­но­сти калам­бу­ра „лизать — лежать“, без­зу­бо­го Бэт­мен­та и бан­ди­та, по при­ка­зу поеда­ю­ще­го моро­же­ное. По отдель­но­сти не осо­бо смеш­но, а в сум­ме — на раз­рыв. Народ­ная анти­ко­ме­дия — таким мог быть рус­ский „Бэт­мен“ для цени­те­лей и тех, кто понимает».

К алфа­ви­ту


В — Варум

Жалост­ли­вая финаль­ная пес­ня появи­лась в пере­да­че не сра­зу. Более того, её даже не писа­ли спе­ци­аль­но для «Город­ка», хотя мно­гие уве­ре­ны в обратном.

В 2006 году Олей­ни­ков рас­ска­зы­вал в интер­вью «Мос­ков­ском комсомольцу»:

«Пом­ню, при­хо­дит один из наших сотруд­ни­ков и гово­рит, что абсо­лют­но слу­чай­но услы­шал в мага­зине пес­ню „Горо­док“ в испол­не­нии Анже­ли­ки Варум. <…> Когда мы поня­ли, что бла­го­да­ря этой песен­ке про­грам­ма при­об­ре­ла некий лири­че­ский отте­нок, то реши­ли сде­лать её лейт­мо­ти­вом пере­да­чи. Посколь­ку зако­на об автор­ском пра­ве тогда не суще­ство­ва­ло, самой испол­ни­тель­ни­це Анже­ли­ке Варум позво­ни­ли из „Город­ка“ толь­ко через пол­го­да. Ока­за­лось, она дав­но в кур­се, что её пес­ня исполь­зу­ет­ся в фина­ле пере­да­чи, и не име­ет ника­ких пре­тен­зий. Вопрос был решён по-джентльменски».

От неча­ян­но­го сотруд­ни­че­ства выиг­ра­ли обе сто­ро­ны. До сих пор «Горо­док» — самая попу­ляр­ная пес­ня в репер­ту­а­ре Варум.

В 2012 году, когда Ильи Олей­ни­ко­ва не ста­ло, на про­ща­нии с ним ожи­да­е­мо запу­сти­ли «музы­ку для тит­ров». Жур­на­ли­сты запе­чат­ле­ли Юрия Сто­я­но­ва, кото­рый на сло­вах «и с тобой, мой друг, шути­ли» попра­вил лен­точ­ку на одном из вен­ков, лежа­щих у гро­ба. А строч­ка «и наве­ки про­во­жа­ют всем дво­ром» про­зву­ча­ла как нико­гда горько.

К алфа­ви­ту


Г — Горький

Рос­кош­ная рас­ти­тель­ность на лице Ильи Олей­ни­ко­ва неод­но­крат­но скло­ня­ла его к изоб­ра­же­нию зна­ме­ни­тых уса­чей. Частень­ко он высту­пал в обра­зе Мак­си­ма Горь­ко­го. Вот один из скет­чей с оча­ро­ва­тель­ным в сво­ей крин­жо­во­сти калам­бу­ром — писа­тель, повстре­чав свя­щен­ни­ка с гар­мо­нью, «слу­ша­ет ПОП-музыку».

Или вот, тоже пре­лесть: цен­зор выре­за­ет из назва­ния ново­го рома­на Горь­ко­го пер­вые два непри­лич­ных сло­ва. Оста­лось про­сто — «Мать».

Инте­рес­но, что при­хо­ди­лось Олей­ни­ко­ву играть Алек­сея Мак­си­мо­ви­ча и в насто­я­щем кино — в «Анек­до­тах» (1990) Вик­то­ра Тито­ва, тра­ги­фар­се про сума­сшед­ший дом. «Сосе­дя­ми по пала­те» высту­пи­ли Алек­сандр Абду­лов и Армен Джигарханян.

К алфа­ви­ту


Д — Дратути!

Навер­ня­ка у каж­до­го есть хотя бы один зна­ко­мый, кото­рый до сих пор вме­сто «здрав­ствуй­те» ино­гда гово­рит «дра­ту­ти!». Доста­ло, прав­да? Если что, все жало­бы мож­но направ­лять Юрию Сто­я­но­ву: имен­но он сыг­рал мар­ги­на­ла с дефек­та­ми речи по име­ни Модест, у кото­ро­го в «Город­ке», как ска­за­ли бы сего­дня, было своё ютуб-шоу.

«Дра­ту­ти! — при­вет­ство­вал зри­те­лей похо­жий на неан­дер­таль­ца дети­на. — Меня зовут Модест. Вы меня узе зна­и­ти». Отсю­да и про­изо­шёл интер­нет-мем.

Уди­ви­тель­но, до какой сте­пе­ни то, что делал Модест, напо­ми­на­ет роли­ки, кото­рые выкла­ды­ва­ет на сво­ём кана­ле юту­бер Ген­на­дий Горин. Его бесе­ды с оби­та­те­ля­ми холо­диль­ни­ка и вой­ны с дви­жу­щи­ми­ся табу­рет­ка­ми соби­ра­ют мил­ли­о­ны про­смот­ров. Воз­мож­но, Ген­на­дий в юно­сти был поклон­ни­ком «Город­ка»?

Впро­чем, и сам Модест — сво­е­го рода вари­а­ция на тему Гам­би из бри­тан­ско­го «Лета­ю­ще­го цир­ка Мон­ти Пай­то­на» (1969–1974), нерв­но­го моло­до­го чело­ве­ка с плат­ком на голо­ве и стра­стью к раз­ру­ше­нию все­го, вклю­чая чет­вёр­тую стену.

Это нор­маль­но — вели­кие долж­ны вдох­нов­лять­ся друг дру­гом. Цити­ро­ва­ние и куль­тур­ный обмен необ­хо­ди­мы для гар­мо­нич­но­го раз­ви­тия искус­ства, в част­но­сти теле­ви­зи­он­ной комедии.

К алфа­ви­ту


Е — Ельцин

Конец XX века — рай­ский сад оте­че­ствен­ной экран­ной сати­ры. Если собрать всех, кто в 90‑е паро­ди­ро­вал пре­зи­ден­та, может полу­чить­ся циф­ра, сопо­ста­ви­мая с насе­ле­ни­ем Андор­ры или Лихтенштейна.

Есте­ствен­но, доста­ва­лось Ель­ци­ну и в «Город­ке». Вот скетч, сня­тый — сего­дня такое труд­но пред­ста­вить — пря­мо на Двор­цо­вой пло­ща­ди. Люби­тель тен­ни­са Борис Нико­ла­е­вич отка­зы­ва­ет­ся пода­вать нище­му, пото­му что не при­вёз с собой в Питер ни мячи­ка, ни ракетки.

А вот в XXI веке паро­дий на пре­зи­ден­та в «Город­ке» кажет­ся, не было. Неуди­ви­тель­но — кто бы стал его играть? Олей­ни­ко­ву сбрить усы? Не помо­жет. Сто­я­но­ву поху­деть? Да лад­но уж, к чему такие жертвы.

И всё-таки гарант Кон­сти­ту­ции в «Город­ке» при­сут­ство­вал — незри­мо. Вот, напри­мер, любо­пыт­ная зари­сов­ка про то, что он не будет мыть полы.

К алфа­ви­ту


Ё — Ёлки

Если у ком­па­нии Bazelevs Тиму­ра Бек­мам­бе­то­ва одна­жды закон­чат­ся идеи для ново­год­них филь­мов из цик­ла «Ёлки», им опре­де­лён­но сле­ду­ет поис­кать вдох­но­ве­ние в «ёлоч­ных» эпи­зо­дах «Город­ка». Стран­ные вещи, кото­рые герои про­грам­мы выде­лы­ва­ли в ново­год­нюю ночь, мог­ли бы лечь в осно­ву мно­же­ства зим­них комедий.

Вот, к при­ме­ру, скетч про жен­щи­ну из ново­год­не­го выпус­ка, кото­рый был при­уро­чен к наступ­ле­нию 1994 года. Немо­ло­дая кошат­ни­ца, лас­кая пуши­сто­го любим­ца, выклю­ча­ет теле­ви­зор, в кото­ром оче­ред­ной поли­тик в оче­ред­ной раз обе­ща­ет испол­нить «все самые сокро­вен­ные жела­ния», и вздыхает:

«Вот было бы здо­ро­во, если б котик мой пре­вра­тил­ся в кра­си­во­го муж­чи­ну, вот тако­го тем­пе­ра­мент­но­го муж­чи­ну, ути бы мы порез­ви­лись, порез­ви­лись бы с этим мужчиночкой!»

В этот момент кот транс­фор­ми­ру­ет­ся в страш­ное суще­ство — напо­ло­ви­ну Олей­ни­ко­ва, напо­ло­ви­ну обо­рот­ня. При­дя в себя, хозяй­ка застав­ля­ет кота гла­дить её по колен­ке, при­го­ва­ри­вая: «Давай, давай». Чудо­ви­ще послуш­но лас­ка­ет жен­щи­ну и, зажму­рив гла­за, урчит:

«Ну что, хозя­юш­ка, небось, жале­ешь теперь, что кастри­ро­ва­ла меня?»

К алфа­ви­ту


Ж — Жмуриков

Немно­го аль­тер­на­тив­ной исто­рии. Ока­зы­ва­ет­ся, у Иоси­фа Ста­ли­на был нера­ди­вый под­чи­нён­ный-нев­ро­тик Жму­ри­ков — эта­кий Вуди Аллен эпо­хи тота­ли­та­риз­ма. В при­сут­ствии вождя бед­ня­гу всё вре­мя коло­ти­ло, он путал день и вечер, чай и кофе, при малей­шей оплош­но­сти падал в обмо­рок или пытал­ся самоубиться.

Несмот­ря на это, Ста­лин пору­чил Жму­ри­ко­ву ответ­ствен­ное зада­ние: при­вез­ти к нему в каби­нет Рузвель­та, что­бы втайне от «дура­ка Чер­чил­ля» обсу­дить откры­тие вто­ро­го фрон­та. Но Жму­ри­ков всё пере­пу­тал и вме­сто Рузвель­та доста­вил Чер­чил­ля, ещё и при­вя­зав его к инва­лид­ной коляске.

Ста­лин хму­рит­ся, Жму­ри­ков орёт и, види­мо, уми­ра­ет от раз­ры­ва серд­ца. Не совсем понят­но, про что это вооб­ще и что смеш­но­го, но ото­рвать­ся невоз­мож­но — осо­бен­но от бри­тан­ско­го пре­мье­ра, кото­рый напо­ми­на­ет напо­ло­ви­ну зом­би из ста­ро­го ужа­сти­ка, напо­ло­ви­ну Модеста.

К алфа­ви­ту


З — За кадром

За что мно­гие любят филь­мы с Джек­ки Чаном? Пра­виль­но, за смеш­ные неудач­ные дуб­ли, кото­рые весель­чак Чан пока­зы­ва­ет зри­те­лям в кон­це сво­их кунг-фу боевиков.

На офи­ци­аль­ном кана­ле «Город­ка» с опре­де­лён­ных пор тоже ста­ли выкла­ды­вать видео­под­бор­ки с тем, что про­ис­хо­ди­ло за кад­ром. В них Сто­я­нов учит Олей­ни­ко­ва пра­виль­но укло­нять­ся от огне­ды­ша­ще­го алко­го­ли­ка, Ста­лин никак не может рас­ку­рить труб­ку, на съё­моч­ную пло­щад­ку без при­гла­ше­ния вры­ва­ют­ся осы и мно­гое другое.

К алфа­ви­ту


И — Индийское кино

Из все­го мас­си­ва бол­ли­вуд­ской про­дук­ции жите­ли быв­ше­го СССР зна­ют в основ­ном две кар­ти­ны — «Тан­цо­ра дис­ко» (1982) и «Зиту и Гиту» (1972). Поэто­му неуди­ви­тель­но, что паро­дий­ные скет­чи, высме­и­ва­ю­щие штам­пы индий­ско­го кино, что в 90‑е, когда «Мас­ки-шоу» сня­ли «Шиту и Кры­ту», что в 2010‑е, когда «Горо­док» сде­лал «Чанд­ра­чу­чу и Чуча­чан­д­ру», выгля­дят при­мер­но одинаково.

Но, если выби­рать из двух, оста­но­вить­ся сто­ит на «Чанд­ра­чу­че…». В этом скет­че Илья Олей­ни­ков, играя уми­ра­ю­ще­го инду­са, дости­га­ет не свой­ствен­ной жан­ру коме­дии убе­ди­тель­но­сти, посколь­ку сам дожи­ва­ет послед­ние дни, стра­дая от рака гор­ла. Если при­смот­реть­ся, вид­но, что воло­сы наклад­ные (свои выпа­ли после химио­те­ра­пии), голос — чужой (в послед­них выпус­ках Олей­ни­ко­ва при­хо­ди­лось озву­чи­вать актё­ру Ген­на­дию Бога­чё­ву). И худо­ба, кото­рую не скрыть за про­стор­ным бело­снеж­ным наря­дом. К сло­ву, белый в Индии — цвет траура.

Вот так и ухо­дят насто­я­щие коми­ки: до послед­не­го крив­ля­ясь и балу­ясь, пусть даже не в самых удач­ных, с точ­ки зре­ния сце­на­рия, репри­зах. А в кон­це, когда герой Сто­я­но­ва, устав ждать, душит «дядюш­ку», что­бы тот поско­рее реин­кар­ни­ро­вал в туш­кан­чи­ка, оба кор­чат рожи. Рус­ская экзи­стен­ци­аль­ная коме­дия — до мурашек.

К алфа­ви­ту


Й — Йети

Дол­гие годы учё­ные пыта­ют­ся выяс­нить, где же всё-таки искать снеж­но­го чело­ве­ка? Где-где — да в нашем «Город­ке». В одной из сце­нок сотруд­ни­кам мили­ции уда­лось не толь­ко аре­сто­вать йети, но и най­ти с ним свое­об­раз­ный «общий язык». Слу­ги зако­на рычат в ответ и обзы­ва­ют воло­са­тое суще­ство «гима­лай­ской вонючкой».

В ещё одной зари­сов­ке жен­щи­на изме­ни­ла мужу со снеж­ным муж­чи­ной и даже роди­ла от него ребён­ка — копию йети-отца.

К алфа­ви­ту


К — Клявер

Слу­шай­те анек­дот: пер­вый состав груп­пы «Чай вдво­ём» — это про­грам­ма «Горо­док». Ну как, в чём юмор? Во-пер­вых, один с уса­ми, а вто­рой без. А во-вто­рых, насто­я­щая фами­лия Ильи Олей­ни­ко­ва — Клявер. Его сын, Денис Клявер, вме­сте со Ста­сом Костюш­ки­ным испол­нял пес­ни про «Лас­ко­вую мою, неж­ную» и «Ты пога­си­ла све­чи, зага­да­ла жела­ние» и дру­гие «лас­ко­вые» шлягеры.

Сего­дня из быв­ше­го «чай­но­го» дуэ­та зна­ют пре­иму­ще­ствен­но Костюш­ки­на — бла­го­да­ря треш-хитам «Баль­ник», «Кара­о­чен» и «Жен­щи­на, я не тан­цую». Но в 90‑е «Чай вдво­ём», по мне­нию мно­гих, были очень даже ниче­го. Посмот­ри­те, как они отжи­га­ют в финаль­ной части неко­гда попу­ляр­ной дет­ской теле­вик­то­ри­ны «Звёзд­ный час». Клявер кру­жит на руках побе­ди­тель­ни­цу выпус­ка Юлию Ахме­до­ву, в буду­щем извест­ную стэн­дап-коме­ди­ант­ку, а Костюш­кин — веду­ще­го про­грам­мы, Сер­гея Супонева.

К алфа­ви­ту


Л — Летающие люди

Груст­ный скетч «Поче­му люди лета­ют» — о пред­смерт­ной друж­бе и смер­тель­ном оди­но­че­стве. Мужик решил прыг­нуть с кры­ши: за 30 лет бра­ка жена доста­ла его так, что он не видит дру­го­го выхо­да. На кры­шу под­ни­ма­ет­ся пси­хо­лог и про­сит мужи­ка не кон­чать с собой — ведь в семей­ной жиз­ни есть и хоро­шие стороны.
Тут пси­хо­ло­гу на мобиль­ный зво­нит жена и безо вся­ких при­чин кро­ет его послед­ни­ми сло­ва­ми. Мужик и пси­хо­лог смот­рят друг на дру­га. Пси­хо­лог говорит:

«А чего вы реши­ли пры­гать имен­но отсю­да? Тут же невы­со­ко, пятый этаж. Да ещё там вни­зу зем­ля пере­ко­па­на. <…> Дру­жи­ще, пошли со мной. Я тут при­смот­рел шикар­ное место. 16 эта­жей. Вни­зу — желе­зо­бе­тон­ные пли­ты. Никто нам мешать не будет: мой напар­ник же в отпус­ке. Кра­си­во так полетим!..»

Пси­хо­лог про­тя­ги­ва­ет руку, мужик креп­ко пожи­ма­ет её. Ухо­дят вме­сте под печаль­ную музыку.

К алфа­ви­ту


М — «Мама» Стоянова

В «Город­ке» Юрию Сто­я­но­ву неод­но­крат­но при­хо­ди­лось изоб­ра­жать Лео­ни­да Бреж­не­ва. По этой при­чине он про­бо­вал­ся на роль гене­раль­но­го сек­ре­та­ря в сери­а­ле «Бреж­нев» (2005) Сер­гея Снеж­ки­на. Пара­док­саль­но, но по этой же самой при­чине он и не про­шёл кастинг: режис­сё­ру не захо­те­лось, что­бы его про­из­ве­де­ние ассо­ци­и­ро­ва­лось с каким-то там скетч-шоу.

А вот Ники­та Михал­ков не испу­гал­ся и взял Сто­я­но­ва в фильм «12» (2007) — серьёз­ную дра­му, далё­кую от коме­дий с пере­оде­ва­ни­я­ми. Одна­ко Ники­та Сер­ге­е­вич пони­мал: когда зри­тель уви­дит Сто­я­но­ва, то сра­зу же вспом­нит о «Город­ке». Поэто­му режис­сёр доба­вил в кар­ти­ну неболь­шой гэг.

В опре­де­лён­ный момент пер­со­наж Сто­я­но­ва пока­зы­ва­ет дру­го­му герою — дирек­то­ру клад­би­ща — фото люби­мой мамоч­ки. Порт­рет появ­лял­ся на пару секунд, но это­го доста­точ­но, что­бы заме­тить: на фото­гра­фии сам Сто­я­нов в при­выч­ном теле­ви­зи­он­ном амплуа — жен­щи­ны сред­них лет.

Эта неболь­шая «город­ков­щи­на» лен­ту не испор­ти­ла — даже наобо­рот. В 2007 году «12» пока­за­ли на Вене­ци­ан­ском кино­фе­сти­ва­ле и вру­чи­ли Михал­ко­ву «Спе­ци­аль­но­го Золо­то­го льва». Так один из самых серьёз­ных кино­смот­ров мира чуть-чуть при­об­щил­ся к наше­му «Город­ку».

К алфа­ви­ту


Н — Наполеон

В 1999 году «город­ков­цы» реши­ли пораз­мыш­лять над тем, как быв­ший импе­ра­тор Фран­ции жил-пожи­вал на ост­ро­ве Свя­той Еле­ны. Кому-то при­шло в голо­ву, что к нему с визи­та­ми долж­на была загля­ды­вать жен­щи­на. Но если так, то кому её играть? Сто­я­но­ву? Но ведь он — выли­тый Бона­парт. Да и какой может быть Напо­ле­он с усами?
В ито­ге реши­ли, что в скет­че «После Ватер­лоо» Илья Олей­ни­ков испол­нит одну из немно­гих — если не един­ствен­ную — в карье­ре жен­скую роль.

Напо­ле­он и Еле­на сидят за сто­лом. Еле­на при­кры­ва­ет ниж­нюю часть лица вее­ром. Идёт диалог:

«— Отку­да у вас такие… такие…
— Рос­кош­ные волосы?
— В общем, воло­сы. Точ­нее, усы.
— Вы зна­е­те, поче­му-то всех муж­чин инте­ре­су­ет имен­но этот вопрос. Они доста­лись мне по мате­рин­ской линии.
— По мате­рин­ской? Ска­жи­те, а как выгля­де­ли ваши бабуш­ка и дедуш­ка по мате­рин­ской линии?
— Дело в том, что по мате­рин­ской линии у меня не было бабуш­ки. У меня было два дедуш­ки (кокет­ли­во чмо­ка­ет губами)».

К алфа­ви­ту


О — Огород

Немно­го нето­ле­рант­но­го юмо­ра для вла­дель­цев садо­вых участ­ков. В руб­ри­ке «МуЖи­каль­ная пау­за» двое чер­но­ко­жих рэпе­ров (Олей­ни­ков и Сто­я­нов с блэк­фей­са­ми) зачи­ты­ва­ют бодрое:

Если ты, чувак, перег­ло­тал­ся колёс,
С тёл­кой ломо­вой наку­выр­кал­ся до слёз,
Если с боду­на ты, как соха­тый, свиреп,
Послу­шай наш садо­во-ого­род­ный рэп!

Если же не в кайф тебе чер­ну­ху толочь,
Если ты по жиз­ни оття­нуть­ся не прочь,
Встань в пол­ный рост сре­ди кар­тош­ки и реп
Слу­шай наш садо­во-ого­род­ный рэп!

К алфа­ви­ту


П — Пародии

Кого толь­ко не паро­ди­ро­ва­ли Илья Олей­ни­ков и Юрий Сто­я­нов. Но слу­ча­лось, что и кол­ле­ги-коми­ки дела­ли паро­дии на «Горо­док». Вот, напри­мер, вари­ант от бра­тьев-эст­рад­ни­ков Вале­рия и Алек­сандра Пономаренко.

А вот вер­сия пере­да­чи «Боль­шая раз­ни­ца». Полу­чи­лось немно­го гру­бо­ва­то: «Сто­я­нов» назы­ва­ет парт­нё­ра «чело­ве­ком с дефек­та­ми дик­ции», а сам льёт слё­зы из-за того, что ему не купи­ли новое жен­ское пла­тье. «Олей­ни­ков» выго­ва­ри­ва­ет напар­ни­ку: «Ведёшь себя как баба!»

В 2014 и 2017 годах бло­ге­ры Илья Мэд­ди­сон и Юрий Хован­ский выпу­сти­ли два новых эпи­зо­да уже не суще­ству­ю­ще­го на тот момент «Город­ка». Утри­ро­вав мало­бюд­жет­ность ори­ги­на­ла, совре­мен­ные коми­ки сде­ла­ли своё шоу более злободневным.

В 2014 году цен­траль­ный сюжет был посвя­щён бежен­цу из Укра­и­ны, кото­ро­го по рас­по­ря­же­нию пра­ви­тель­ства под­се­ли­ли к оди­но­ко­му рус­ско­му мужи­ку. Сожи­тель­ство выли­лось в бес­ко­неч­ные кон­флик­ты, кото­рые стро­и­лись на неле­пых наци­о­наль­ных стереотипах.

Вто­рой «Горо­док» Хован­ско­го-Мэд­ди­со­на начи­нал­ся со скет­ча, в кото­ром пре­зи­дент США Дональд Трамп справ­ля­ет нуж­ду в рос­сий­ском подъ­ез­де. Мест­ный мужик выго­ня­ет его, возмущаясь:

«То Оба­ма [гадил], то ты, Трамп воню­чий! Аме­ри­ко­сы! В род­ном подъ­ез­де [гадят и гадят]!»

После чего садит­ся на кор­точ­ки и сам закан­чи­ва­ет то, что «не доде­лал» Трамп.

К алфа­ви­ту


Р — Революционер

Один из самых прон­зи­тель­ных эпи­зо­дов ран­не­го «Город­ка», кото­рый тянет не про­сто на анек­дот, а на тра­ги­ко­ми­че­скую короткометражку.

1913 год. Жан­дарм допра­ши­ва­ет сту­ден­та, меч­та­ю­ще­го о революции:

«— Ну и какие там у вас цели?
— Наши цели про­сты и пре­крас­ны. Ски­нуть царя-тира­на и постро­ить свет­лое будущее!
— Какое будущее?
— Свет­лое буду­щее, светлое.
— Ах, свет­лое… Ну, пожи­вём — уви­дим, гос­по­дин социалист».

Наши дни, 1993 год. Поста­рев­ший на 80 лет «сту­дент» тор­гу­ет на Нев­ском про­спек­те пирож­ка­ми. Мимо шага­ет дрях­лый жан­дарм и узна­ёт социалиста:

«— Дурак же ты, братец.
— А поче­му это я дурак?
— А неуже­ли царь-батюш­ка не раз­ре­шил бы тебе, дура­ку, пирож­ка­ми торговать?»

К алфа­ви­ту


С — Собчак

Как извест­но, «Горо­док» родил­ся, жил и умер в Север­ной сто­ли­це, поэто­му доста­ва­лось в нём не толь­ко обще­рос­сий­ским, но и мест­ным чинов­ни­кам. В част­но­сти, мэру Санкт-Петер­бур­га в 1991–1996 годах Ана­то­лию Собчаку.

В одном из выпус­ков было даже смон­ти­ро­ва­но интер­вью: буд­то бы Олей­ни­ков и Сто­я­нов зада­ют чинов­ни­ку вопро­сы о «Город­ке», а тот с серьёз­ным видом хва­лит их программу:

«— Ну лад­но, Саныч, а вот сам-то ты… То есть сами вы вооб­ще как отно­си­тесь к передаче?
— Это яркий пока­за­тель того, что мы вышли на самые пере­до­вые рубе­жи в Европе».

К алфа­ви­ту


Т — Тараканы

Как и почти во вся­ком горо­де нашей стра­ны, в «Город­ке» живут насе­ко­мые, извест­ные так­же под народ­ным име­нем «пру­са­ки». Их мож­но встре­тить, напри­мер, в гости­ни­цах, но, как объ­яс­ня­ет весё­лый пор­тье, это вовсе не баг, а фича «двух­мест­но­го номера».

Конеч­но, «город­ков­цы» пери­о­ди­че­ски про­бу­ют изба­вить­ся от насе­ко­мых, но тер­пят неуда­чу за неуда­чей. Двое учё­ных реши­ли накор­мить тара­ка­на Яшу и его соро­ди­чей таб­лет­ка­ми, что­бы те «целый месяц чиха­ли и каш­ля­ли». Но в резуль­та­те сами обза­ве­лись симп­то­ма­ми ОРВИ.

Тем вре­ме­нем борец с тара­ка­на­ми по фами­лии Досто­ев­ский заяв­ля­ет­ся в город­ской архив и про­сит разыс­кать в его родо­слов­ной что-нибудь бла­го­род­ное. За это обя­зу­ет­ся изба­вить учре­жде­ние от шести­но­гих уса­тых оби­та­те­лей. В резуль­та­те ока­зы­ва­ет­ся, что насто­я­щая фами­лия пер­со­на­жа по линии отца — Тара­ка­нов. Тот огор­ча­ет­ся и про­сит в дру­гой раз изу­чить линию его мате­ри, пред­ста­ви­тель­ни­цы рода Пру­са­ко­вых-Мухи­ных. А пока что пусть тара­ка­ны и даль­ше копо­шат­ся сре­ди архив­ных документов.

К алфа­ви­ту


У — Ужасы нашего городка

В руб­ри­ке «Ужа­сы наше­го город­ка» Олей­ни­ков и Сто­я­нов отда­ва­ли долж­ное чёр­но­му юмо­ру или паро­ди­ям на про­из­ве­де­ния с мисти­че­ским сюже­том. Двух­ми­нут­ная корот­ко­мет­раж­ка «Тварь» 1997 года явно отсы­ла­ла к филь­мам вро­де «Ведь­ма из Блэр», псев­до­до­ку­мен­таль­ным «стра­шил­кам», сня­тым «как бы» на руч­ную каме­ру и от пер­во­го лица.

В 2021 году о «Тва­ри» даже напи­са­ли в жур­на­ле Russo Rosso, одном из немно­гих изда­ний на рус­ском язы­ке, посвя­щён­ном исклю­чи­тель­но про­из­ве­де­ни­ям в жан­ре хор­рор. Лиш­нее под­твер­жде­ние тому, что страх и смех — в широ­ком смыс­ле явле­ния одно­го эмо­ци­о­наль­но­го поряд­ка:

«„Когда это слу­чи­лось, вче­ра, сего­дня или зав­тра, и кто это или что это, не зна­ем“, — гун­до­сит Юрий Сто­я­нов, под­ра­жая голо­сам со ста­рых видео­кас­сет. Затем воз­ни­ка­ет титр „ТВАРЬ“, после кото­ро­го про­гул­ка какое-то вре­мя неот­ли­чи­ма от мало­бюд­жет­ной кино­пу­гал­ки. До тех пор, пока мы сно­ва не встре­ча­ем Сто­я­но­ва — теперь в роли жен­щи­ны за окном, в кото­рое загля­ды­ва­ет неизвестный.

Некто, чьи­ми гла­за­ми мы смот­рим на мир, заби­ра­ет­ся в дом, жен­щи­на видит его и разе­ва­ет рот в кри­ке. „Опять нажрал­ся, тварь!“ — вопит она и тушит о лоб мужа сига­ре­ту. То, что было пода­но как мисти­че­ская исто­рия, ока­за­лось дра­мой о небла­го­по­луч­ной семье. Опять к сло­ву о том, что жизнь про­сто­го чело­ве­ка в Рос­сии порой страш­нее худо­же­ствен­ной мистики».

К алфа­ви­ту


Ф — Фоторобот

Жен­щи­на, постра­дав­шая от дей­ствий бан­ди­та, состав­ля­ет фото­ро­бот пре­ступ­ни­ка, не гну­ша­ясь ярких худо­же­ствен­ных дета­лей. Страж поряд­ка доб­ро­со­вест­но печа­та­ет всё это на клавиатуре:

«Мор­да — ящи­ком. Гла­за — две бес­смыс­лен­ных зелё­ных пуго­ви­цы. Нос прост — кар­тош­кой. Рот — слад­кий, бантиком».

В резуль­та­те ком­пью­тер, издав весё­лень­кое «мдя!», пря­мо из мони­то­ра выплё­вы­ва­ет белую кар­тон­ную короб­ку, к крыш­ке кото­рой при­креп­ле­ны две пуго­ви­цы, поло­вин­ка кар­то­фе­ли­ны и кокет­ли­вый крас­ный бантик.

— Как живой! — реа­ги­ру­ет жен­щи­на и плю­ёт в кар­тон­ное лицо.

— Тех­ни­ка! — улы­ба­ет­ся милиционер.

К алфа­ви­ту


Х — Хэ файлы

В 2000 году «город­ков­цы» созда­ли ответ попу­ляр­но­му сери­а­лу «Сек­рет­ные мате­ри­а­лы» — «Совер­шен­но Хэ фай­лы». При­быв в Рос­сию, агент Мал­дер обна­ру­жил позе­ле­нев­ший труп, в кото­ром, несмот­ря на отсут­ствие дыха­ния, про­дол­жа­ют­ся про­цес­сы пище­ва­ре­ния. Мал­дер реша­ет, что это при­ше­лец. Одна­ко не успел агент пора­до­вать­ся сво­е­му откры­тию, как гума­но­ид очнул­ся и потре­бо­вал рассола.

К алфа­ви­ту


Ц — Царь

Часто в «Город­ке» пока­зы­ва­ли услов­ных ска­зоч­ных царей — в бута­фор­ских коро­нах с блёст­ка­ми и так далее. То, насколь­ко сло­ва и дела этих само­держ­цев соот­но­си­лись с миром, в кото­ром выхо­ди­ла пере­да­ча, — решать исклю­чи­тель­но зрителю.

В одном из выпус­ков кор­ре­спон­дент газе­ты «Три­де­вя­тая прав­да» Иван Дура­ков взял интер­вью у царя:

«— Неко­то­рые жалу­ют­ся на то, что у нас яко­бы нет ника­кой демо­кра­тии и вро­де бы нико­го не инте­ре­су­ет мне­ние народа.

— Это кле­ве­та. Мы обще­ствен­ное мне­ние мони­то­рим посто­ян­но. Каж­дым месяц мы про­во­дим соцо­прос на тему: „Я ль на све­те всех умнее, всех чест­нее и доб­рее“. В этом меся­це 90% отве­ти­ли „Да“, а 10% затруд­ни­лись ответить.

— Ого. Какой про­гресс. А ведь в про­шлом опро­се 10% отве­ти­ли „Нет“. Выхо­дит, что эти 10% теперь ста­ли луч­ше к вам отно­сить­ся. Раз они уже затруд­ни­лись ответить.

— А как им не затруд­нить­ся, когда я им язы­ки поот­ре­зал? (сме­ёт­ся) Ты ж пони­ма­ешь, тут уже любой затруд­нит­ся. Одним сло­вом, демократия».

К алфа­ви­ту


Ч — Человек-муравей

Ещё один петер­бург­ский побра­тим попу­ляр­но­го героя комик­сов. Толь­ко если запад­ный Чело­век-мура­вей при­вле­кал к себе на служ­бу насе­ко­мых, в «Город­ке», наобо­рот, неко­то­рые под­чи­ня­ют­ся муравьям.

Муж­чи­на сред­них лет, в квар­ти­ре у кото­ро­го заве­лись муравьи, зака­зал «обра­бот­ку». Он воз­му­щён тем, что, при­быв­ший по вызо­ву спе­ци­а­лист, отка­зы­ва­ет­ся их тра­вить, вме­сто это­го объ­яв­ляя насе­ко­мых «уни­каль­ны­ми суще­ства­ми, за кото­ры­ми буду­щее планеты».

«— Я зака­зал обра­бот­ку от муравьёв!
— Вот я и вас и обра­ба­ты­ваю. Через час вы пере­ста­не­те их боять­ся. Ещё через час вы их полю­би­те. А через три часа вы их нач­нё­те раз­во­дить и культивировать.
— Вы с ума сошли. Кто вам моз­ги запудрил?
— Один муравей».

Чело­век-мура­вей заби­ра­ет­ся на пото­лок и при­ни­ма­ет­ся пол­зать там не хуже глав­но­го пер­со­на­жа филь­ма «Муха» Дэви­да Кро­нен­бер­га. И всё это задол­го до офи­ци­аль­ной кино­вер­сии «Чело­ве­ка-мура­вья», вышед­шей в 2015 году. Опре­де­лён­но, «Горо­док» — оте­че­ствен­ный ана­лог сери­а­ла «Дру­зья»: тем, кото­рые не затра­ги­ва­ли Олей­ни­ков и Сто­я­нов, про­сто не существует.

К алфа­ви­ту


Ш — Штирлиц

В 1997 году «горд­ков­цы» реши­лись скре­стить две попу­ляр­ней­ших анек­до­ти­че­ских все­лен­ных — о Штир­ли­це и о тёще. В резуль­та­те вышел неболь­шой гибрид, в кото­ром леген­дар­ный раз­вед­чик наве­ща­ет род­ствен­ни­цу Мар­га­ри­ту Адольфовну.

К алфа­ви­ту


Щ — Щука

Ска­зоч­ный Еме­ля, после того как пой­мал вол­шеб­ную щуку, толь­ко и зна­ет, что лежать на печи. Его неве­ста Мару­ся недо­воль­на. Лад­но, топор может сам дро­ва пору­бить, вёд­ра — сами воду при­не­сти. А с лич­ной жиз­нью как же? Еме­ля не растерялся:

«Эй, вёд­ра. Вы как с реч­ки воз­вра­щать­ся буде­те, так на обрат­ном пути к Мару­се загля­ни­те. По щучье­му веле­нью, по Мару­си­но­му хоте­нью. Сде­лай­те всё, что она там попросит».

Вёд­ра с готов­но­стью запрыгали.

Мару­ся сна­ча­ла оби­де­лась и ушла. Но потом вер­ну­лась и сказала:

«Ты им хоть ска­жи, чтоб коро­мыс­ло с собой взя­ли, что ли…»

К алфа­ви­ту


Э — Эпидемия

Сце­на­ри­сты мульт­се­ри­а­ла «Симп­со­ны» извест­ны спо­соб­но­стью пред­ска­зы­вать буду­щее. По наблю­де­ни­ям фана­тов, они преду­га­да­ли пре­зи­дент­ство Дональ­да Трам­па, вой­ну в Сирии, кри­зис в Гре­ции и мно­же­ство дру­гих событий.

В 2020 году ока­за­лось, что и «Горо­док» спо­со­бен «ван­го­вать». Едва стар­то­ва­ли пан­де­мия COVID-19 и лок­даун, как поль­зо­ва­те­ли руне­та ста­ли пере­сы­лать друг дру­гу эпи­зод «Горо­док под мас­кой», вышед­ший за 11 лет до «эпо­хи самоизоляции».

Речь в эпи­зо­де шла об эпи­де­мии, с кото­рой каж­дый вза­и­мо­дей­ству­ет на свой лад. Кто-то сидит дома и лечит­ся, кто-то опрыс­ки­ва­ет всё и вся анти­сеп­ти­ком, а кто-то ста­ра­ет­ся извлечь из про­ис­хо­дя­ще­го выгоду:

«— Я чув­ствую, что сей­час самое вре­мя чего-то замутить.
— А поче­му имен­но сейчас?
— Ты что, теле­ви­зор не смот­ришь? Что сей­час в стране?
— Демократия?
— Хуже! Эпи­де­мия! А когда в моей стране беда, я лич­но не могу сидеть, сло­жа руки. Пото­му что я чую, что на этом мож­но зара­бо­тать. Но я не знаю как».

В ито­ге «город­ков­цы» дого­ва­ри­ва­ют­ся нала­дить про­из­вод­ство меди­цин­ских масок, пото­му что их «в стране не хва­та­ет». Как в воду глядели.

Отдель­ную попу­ляр­ность при­об­рёл скетч, в кото­ром гаиш­ник отка­зы­ва­ет­ся про­пу­стить в каран­тин­ную зону про­сто­го граж­да­ни­на, но откры­ва­ет доро­гу для чёр­ной ино­мар­ки с тони­ро­ван­ны­ми окна­ми. Финаль­ный диалог:

«— Чего ж вы этот джип чёр­ный про­пу­сти­ли? Зна­чит, одним мож­но, а дру­гим нель­зя? Что их, вирус не возьмёт?
— Поче­му же. И их возь­мёт. Про­сто их… ну, как вам ска­зать? Их не жалко».

К алфа­ви­ту


Ю — Юность Пушкина

Чаще все­го в «При­ко­лах наше­го город­ка» демон­стри­ро­ва­лись розыг­ры­ши, сня­тые скры­той каме­рой. Но ино­гда шли по прин­ци­пу «от про­тив­но­го» и при­бе­га­ли к каме­ре «откры­той».

В одном из «При­ко­лов…» к людям на ули­це под­хо­ди­ли кино­опе­ра­тор и актёр Вик­тор Сухо­ру­ков (тогда ещё не осо­бо извест­ный) в цилин­дре и с бакен­бар­да­ми. Они объ­яс­ня­ли, что сни­ма­ют фильм «Юность Пуш­ки­на», и про­си­ли сыг­рать в неболь­шом эпи­зо­де. Мар­ги­наль­но­го вида муж­чи­ны согла­ша­лись и ста­ра­тель­но копи­ро­ва­ли фран­цуз­скую речь, ино­гда добав­ляя от себя немнож­ко про­сто­го рус­ско­го мата.

К алфа­ви­ту


Я — Японский робот-попугай

Пожа­луй, самый извест­ный «При­кол…» «Город­ка» про бес­при­ют­но­го попу­гая-робо­та был одно­вре­мен­но и самым тех­ни­че­ски слож­ным. Для него при­шлось создать кон­струк­цию в виде гигант­ской пти­цы на трёх­ко­лёс­ном вело­си­пе­де, кото­рую мож­но было «катать» на рас­сто­я­нии при помо­щи пуль­та дистан­ци­он­но­го управ­ле­ния и «застав­лять» про­из­но­сить репли­ки по радиосвязи.

Про­хо­жие реа­ги­ро­ва­ли на попу­гая по-раз­но­му: кто-то пугал­ся, кто-то общал­ся и даже лас­кал его. Одна жен­щи­на покры­ла робо­та матом, зато дру­гая попы­та­лась нащу­пать у него что-то меж­ду ног, а затем потре­бо­ва­ла за «погла­жи­ва­ние» деньги.

В кон­це кон­цов, попу­гай разо­ча­ро­вал­ся в людях и уехал, испол­нив про­щаль­ную пес­ню. Всё ту же — про то, «как хочет­ся вер­нуть­ся и ворваться»…

К алфа­ви­ту


Читай­те так­же «„Нор­маль­ный жёл­тый бро­не­вик“. Эво­лю­ция кавэ­энов­ской лени­ни­а­ны 1991–2021 гг.»

Поделиться