Во вто­рой поло­вине 2000‑х годов в Рос­сии сфор­ми­ро­ва­лось уни­каль­ное музы­каль­ное явле­ние, кото­ро­му слож­но дать одно­знач­ную харак­те­ри­сти­ку или опре­де­ле­ние. Эти люди отка­за­лись играть по суще­ству­ю­щим пра­ви­лам и созда­ли свои. Опи­ра­ясь на всю глу­би­ну и широ­ту рус­ско­го язы­ка и куль­ту­ры, они при­внес­ли новиз­ну, заклю­ча­ю­щу­ю­ся в иде­ях и под­хо­де к само­вы­ра­же­нию. Мож­но ска­зать, что в Рос­сии воз­ник­ло что-то напо­до­бие эзо­те­ри­че­ско­го под­по­лья Британии.

Если же попы­тать­ся этот фено­мен как-то опре­де­лить, то наи­бо­лее под­хо­дя­щим сло­вом мож­но счи­тать «фор­мей­шен». Изна­чаль­но тер­мин вве­ла в отно­ше­нии музы­кан­тов вокруг себя груп­па «Инструк­ция по выжи­ва­нию», а поз­же при­сво­и­ли пред­ста­ви­те­ли мос­ков­ско­го экзи­стен­ци­аль­но­го панк-рока, за кото­ры­ми он окон­ча­тель­но закре­пил­ся после выхо­да одно­имён­ной кни­ги Фелик­са Сандалова.

Мы пооб­ща­лись с участ­ни­ка­ми «ЛП фор­мей­ше­на», что­бы понять суть явле­ния и узнать, по каким прин­ци­пам оно суще­ство­ва­ло. В мате­ри­а­ле рас­ска­зы­ва­ем, что ново­го при­внес­ли в музы­ку груп­па «Лени­на Пакет» и сото­ва­ри­щи и поче­му рэп стал панком.


Зарождение

Клас­си­че­ским соста­вом «Лени­на Пакет» мож­но счи­тать Ваню Айва­на, Double V и Бабан­ги­ду — их голо­са были основ­ны­ми на пер­вых рели­зах. В запи­сях так­же участ­во­ва­ли Мика, One_Style, gang, Лёва, олдскул, Мас­лов­ский, нфо­никс. Поз­же читать рэп стал Иван Смех, кото­рый до это­го рабо­тал над музыкой.

Ваня Айван рассказал:

«Часть людей прин­ци­пи­аль­но были не слу­ша­ю­щи­ми реп, впи­сы­ва­ли всех, с кем обща­лись по прин­ци­пу, что каж­дый может при­го­дить­ся. Почти сра­зу при­ду­ма­ли парал­лель­но, что под тем же назва­ни­ем пусть дела­ет свои экс­пе­ри­мен­таль­ные тре­ки Double V, и позва­ли его. То есть кон­цеп­ция была добить­ся устой­чи­во­сти суще­ство­ва­ния про­ек­та за счёт того, чтоб не сво­дить­ся к одно­му соста­ву, одно­му чело­ве­ку и так далее. Не один, так дру­гой. И ещё мож­но достичь боль­ше­го — каж­дый дела­ет что-то своё, и ты можешь радо­вать­ся за дости­же­ния каж­до­го, как за дости­же­ния само­го себя».

Пер­вые аль­бо­мы «Гет­то неле­пых людей» (2006) и «Нас спон­си­ру­ет Зюга­нов» (2009) зна­чи­тель­но отли­ча­лись от суще­ство­вав­ше­го тогда рэпа и ста­ли глот­ком све­же­го воз­ду­ха в душ­ном хип-хоп меж­ду­со­бой­чи­ке. В первую оче­редь необыч­ность груп­пы выра­жа­лась в темах тек­стов и экс­пе­ри­мен­тах со зву­ком. При­выч­ные биты обрас­та­ли шума­ми и неожи­дан­ны­ми пере­хо­да­ми, а в куп­ле­тах про­сле­жи­ва­лась иро­ния. Это выде­ля­ло «Лени­на Пакет» от осталь­ных: если боль­шин­ство рэпе­ров стре­ми­лись заявить о сво­ём пафо­се, то «ЛП» ста­ра­лись этот пафос уба­вить. «Лени­на Пакет» ста­ли одни­ми из пер­вых, кто при­внёс в рус­ский рэп аван­гард. Мож­но ска­зать, что «ЛП» высту­пи­ли в роли обэ­ри­утов в хип-хопе нулевых.

Чле­ны «Паке­та» жили в раз­ных горо­дах (Обнинск, Москва, Кали­нин­град) и изна­чаль­но обща­лись толь­ко через интер­нет. Груп­па ста­ла попу­ляр­ной на фору­ме hip-hop.ru, чему отча­сти спо­соб­ство­ва­ла актив­ность Бабан­ги­ды, кото­рый так­же широ­ко изве­стен как участ­ник рэп-батт­лов. При­ме­ча­тель­но, что Баба­на никто не видел вжи­вую, вклю­чая и самих участ­ни­ков «ЛП». После выхо­да соль­но­го аль­бо­ма «Мака­ре­вич» (2012) Бабан­ги­да исчез. Какое-то вре­мя он ещё появ­лял­ся на hip-hop.ru, но рели­зы не выпус­кал. Сей­час Бабан­ги­да нахо­дит­ся в кате­го­рии рэп-легенд.

Прак­ти­че­ски с само­го нача­ла суще­ство­ва­ла кон­цеп­ция пла­ва­ю­ще­го соста­ва. От аль­бо­ма к аль­бо­му появ­ля­лись новые фиты. Одно­вре­мен­но участ­ни­ки «ЛП» запи­сы­ва­ли сов­мест­ные пес­ни для рели­зов това­ри­щей: The Cold Dicks, Лёши Омско­го (Боро­вик Ера­лаш), Замая, Zerno, SpaceCave, «Труп­пы тру­пов», Ста­ри­ка Оре­ха, Lowkarma, РЖБ, «Бухен­вальд фла­вы», Гной­но­го (он же Овсян­кин), Сла­вы КПСС (он же Гной­ный, но не Овсян­кин) и мно­гих дру­гих. Эти испол­ни­те­ли повли­я­ли на «Лени­на Пакет» на раз­ных эта­пах, хоть и не всех их мож­но отне­сти к сооб­ще­ству группы.

Ваня Айван объяснил:

«В реаль­но­сти в первую оче­редь была важ­на бли­зость в плане обще­ния, а не музы­каль­ные навы­ки, поэто­му, види­мо, схо­жие пред­став­ле­ния, это и объ­еди­ня­ло. Ещё курс на lo-fi и запись вне сту­дий. И ещё прин­цип „мы не очень похо­жи меж­ду собой, но с осталь­ны­ми мы не похо­жи намно­го боль­ше, так что попы­та­ем­ся нахо­дить общий язык тут“. Ну, и схо­жие музы­каль­ные вкусы».

Груп­па «Лени­на Пакет» ока­за­лась фун­да­мен­том фор­мей­ше­на — музы­кан­ты не раз созна­тель­но назы­ва­ли себя так. Состав посто­ян­но менял­ся, что поз­во­ля­ет гово­рить о кол­лек­ти­ве как о сооб­ще­стве. В то же вре­мя соль­ные про­ек­ты участ­ни­ков «ЛП» заслу­жи­ва­ют отдель­но­го вни­ма­ния: они не огра­ни­чи­ва­ют­ся рэпом, актив­но исполь­зу­ют дру­гие жан­ры, начи­ная от пост­пан­ка и закан­чи­вая нойзом.


Рэп — это панк

Раз­но­об­ра­зие участ­ни­ков и опре­де­ли­ло непо­вто­ри­мый стиль «ЛП». Важ­ную роль сыг­ра­ли музы­каль­ные ори­ен­ти­ры: сибир­ский и мос­ков­ский экзи­стен­ци­аль­ный панк, а так­же мно­же­ство ино­стран­ных арти­стов, упо­ми­на­ния кото­рых встре­ча­ют­ся как в откры­той, так и заву­а­ли­ро­ван­ной фор­ме. Из рэп-мая­ков мож­но выде­лить музы­ку кранк, зву­ча­ние кото­ро­го ста­ра­лись насле­до­вать Ваня Айван и Double V. Свою леп­ту внёс и Deejay Randy M, кото­рый отве­чал за биты, све­де­ние и масте­ринг с пер­вых записей.

В каче­стве нер­эпер­ских при­ме­ров мож­но назвать «Соло­мен­ных ено­тов», Сан­ти­ма с его «Бан­дой четы­рёх» и «Резер­ва­ци­ей здесь», «Ожог», «Реги­он 77», «Лисич­кин хлеб», Его­ра Лето­ва и осталь­ной сибир­ский панк, вклю­чая «Инструк­цию по выжи­ва­нию», а осо­бен­но «Ком­му­низм», «ДК», «Мини­стер­ство люб­ви», «Мёрт­вый ты». «Лени­на Пакет» ста­ли сво­е­го рода про­дол­жа­те­ля­ми тра­ди­ции, зало­жен­ной преды­ду­щим поко­ле­ни­ем арт-панк сце­ны. Кро­ме того, повли­ял и обшир­ный куль­тур­ный бэк­гра­унд музы­кан­тов «ЛП»: лите­ра­ту­ра, кино, исто­рия и поли­ти­че­ские идео­ло­гии. От каж­до­го фено­ме­на и явле­ния бра­лось под­хо­дя­щее в каче­стве пищи для творчества.

Участ­ни­ки «ЛП» под­дер­жи­ва­ют связь с пред­ста­ви­те­ля­ми сибир­ско­го и мос­ков­ско­го пан­ка. Напри­мер, Ваня Айван брал интер­вью для зина у Рома­на Неумо­е­ва, общал­ся с Кузей УО, Миро­сла­вом Неми­ро­вым, Алек­сан­дром Рож­ко­вым, Боря­ном из «Лисич­ки­но­го хле­ба», а так­же играл с Вла­дом Сели­ва­но­вым из Север­но­го дви­же­ния формейшена.

Иван Смех отметил:

«В целом наслед­ствен­ность все­гда под­чёр­ки­ва­лась и транс­ли­ро­ва­лась в твор­че­стве. Ори­ен­ти­ру­ясь на „куль­то­вые груп­пы“, пере­ни­ма­ли стра­те­гии и рабо­та­ли в этом направ­ле­нии, это было орга­нич­но и не очень труд­но, прав­да, сей­час мне кажет­ся спор­ной задачей».

«Лени­на Пакет» — одно­вре­мен­но иро­ния, про­во­ка­ция, лирич­ность и серьёз­ность. Они все­гда нахо­дят­ся на гра­ни, сами выби­рая, где нахо­дит­ся чер­та доз­во­лен­но­го. Несмот­ря на зна­чи­тель­ную долю комич­но­го, затра­ги­ва­ют­ся и важ­ные соци­аль­но-бытий­ные темы.


Вселенная «ЛП»

Нема­лую роль сыг­ра­ла и при­вяз­ка к локаль­ным вещам и людям из тусов­ки. В текстах «Лени­на пакет» упо­ми­на­ют исто­ри­че­ских дея­те­лей, писа­те­лей, зна­ко­мых и при­ду­ман­ных пер­со­на­жей. В пес­нях появ­ля­ют­ся сосед Айва­на, быв­ший эфэ­с­бэш­ник Ана­то­лий Алек­се­е­вич, граж­да­нин Пят­ка и участ­ник фор­мей­ше­на Мас­лов­ский, из извест­ных лич­но­стей — Алек­сандр Дугин, Семён Фара­да, Ген­на­дий Зюга­нов, Алек­сандр Бре­нер, Мак­сим Дин­ке­вич и дру­гие зна­ко­вые фигу­ры. «Лени­на пакет» сфор­ми­ро­ва­ли соб­ствен­ную все­лен­ную, кото­рую под­хва­ти­ли дру­же­ские кол­лек­ти­вы, пони­ма­ю­щие суть такой игры. Подоб­ный метод при­ме­нял и Борис Усов из «Соло­мен­ных енотов».

Так, сати­ри­че­ская ком­по­зи­ция «Грюн­дик вос­крес» пол­но­стью постро­е­на на отсыл­ках к твор­че­ству лиде­ра «Рабов лам­пы». На про­сто­рах интер­не­та есть подроб­ный раз­бор пес­ни.

Тек­сты «ЛП» все­гда пере­пол­не­ны юмо­ром, отсыл­ка­ми и цита­та­ми. Любой аспект жиз­ни заслу­жи­ва­ет при­сталь­но­го поэ­ти­че­ско­го вни­ма­ния, рав­но как и высме­и­ва­ния. Поэто­му твор­че­ство груп­пы — одно­вре­мен­но вызов все­му миру и насмеш­ка наблюдателя.

Осо­бое отно­ше­ние у «ЛП» к кавер-вер­си­ям, что очень ред­ко встре­ча­ет­ся на рус­ской рэп-сцене. Взять хотя бы пол­но­стью пере­пи­сан­ный аль­бом Дец­ла «Кто ты?», пере­пев­ки Devo, «Чёр­но­го Луки­ча» или даже Леп­са с Тимати.

Double V объяснил:

«Общим у всех были отвра­ще­ние к реп-эст­ра­де того (и это­го) вре­ме­ни и юмо­ри­сти­че­ский под­ход ко все­му. То есть юмо­рок не знал гра­ниц, мно­гих ино­гда это шоки­ро­ва­ло, но все­гда во гла­ве угла сто­ял имен­но юмо­ри­сти­че­ский под­ход или хотя бы какая-то фига в кар­мане, если, напри­мер, трек был серьёз­ным. При этом шут­ки ради шуток не осо­бо прак­ти­ко­ва­лись, а вот некое высме­и­ва­ние дурац­ких явле­ний было всегда».

Нема­лую роль в твор­че­стве «ЛП» игра­ет экс­пе­ри­мен­таль­ная состав­ля­ю­щая — напри­мер, соеди­нить то, что рань­ше счи­та­лось несо­еди­ни­мым. Ансамбль часто высту­па­ет с кол­ле­га­ми из панк-рока и фри-джа­за: груп­пы «Бром», «Да, Смерть» и мно­гие дру­гие, кото­рые в какой-то сте­пе­ни мож­но отне­сти к сооб­ще­ству. Экс­пе­ри­мент сво­дит­ся не толь­ко к зву­ча­нию и сов­мест­ным запи­сям, но и выра­жа­ет­ся в выступ­ле­ни­ях, кото­рые могут про­хо­дить в клу­бе, квар­ти­ре, гара­же, под­ва­ле, заброш­ке или лесу. Этим под­чёр­ки­ва­ет­ся анти­ка­пи­та­ли­сти­че­ская направ­лен­ность движения.

«ЛП фор­мей­шен» суще­ству­ет парал­лель­но всем испол­ни­те­лям и направ­ле­ни­ям, кото­рые при­ня­то отно­сить к рэпу, вклю­чая его абстракт­ные ответв­ле­ния, — отсю­да и пре­не­бре­жи­тель­ное напи­са­ние сло­ва «реп». Они отка­за­лись от все­воз­мож­ных иерар­хий и созда­ли соб­ствен­ные пра­ви­ла, при­няв кото­рые каж­дый мог ока­зать­ся частью фор­мей­ше­на. Хотя пра­вил как тако­вых и не было, здесь не суще­ство­ва­ло огра­ни­че­ний по темам или жан­рам. Ско­рее, общ­ность заклю­ча­лась в обра­зе жиз­ни и взгля­де на мир. Зачем сорев­но­вать­ся с дру­ги­ми, кто выше, если мож­но объ­явить себя вели­ким и вну­шить это остальным?

Поми­мо это­го, «Лени­на Пакет» объ­еди­ни­ли вокруг себя сооб­ще­ство поэтов, худож­ни­ков и музы­кан­тов, что и поз­во­ля­ет гово­рить о кол­лек­ти­ве как о сообществе.


Другие проекты

Важ­но обо­зна­чить и сайд-про­ек­ты фор­мей­ше­на. В первую оче­редь это отдель­ные рели­зы Вани Айва­на, Ива­на Сме­ха, Double V и соль­ные запи­си Бабан­ги­ды. Так­же чле­ны «Лени­на Пакет» парал­лель­но участ­во­ва­ли в про­ек­тах «Пищик Джу­люк», «Бреж­нев клей», «Нова­то­ры аван­гар­да», «Крас­ные п*****ы», «пись­ма с изнан­ки», Stalin 333, «Рот­тен эмбри­он» и мно­гих других.

Самый близ­кий к «ЛП» кол­лек­тив — The Cold Dicks. У групп мно­же­ство сов­мест­ных тре­ков и выступ­ле­ний. CD обра­зо­ва­лась в Обнин­ске под вли­я­ни­ем «ЛП». Спер­ва они игра­ли грайнд­кор и индаст­ри­ал, но после зна­ком­ства с Айва­ном реши­ли делать рэп. Тема­ти­ка и пода­ча двух кол­лек­ти­вов схо­жи, но при этом The Cold Dicks, со всей при­су­щей им инди­ви­ду­аль­но­стью, нель­зя назвать копией.

Лидер The Cold Dicks Андрей Жиль­цов вспоминал:

«The Cold Dicks появил­ся как эда­кий сател­лит, ответв­ле­ние зна­ме­ни­тых уже на то вре­мя „Лени­на пакет“. Ваня Айван актив­но давал сове­ты, как что писать, участ­во­вал в пер­вых кон­церт­ных выступ­ле­ни­ях, зача­стую их же орга­ни­зо­вы­вал, давал бога­тей­шую обрат­ную связь по услы­шан­но­му (запи­сан­ным альбомам)».

Какое-то вре­мя груп­пы были неот­де­ли­мы друг от дру­га, запи­сы­ва­лись и игра­ли вме­сте. В нача­ле 2010‑х годов у ЛП обра­зо­вал­ся кон­церт­ный состав, куда вхо­ди­ли Дмит­рий Лап­шин, B. S., Пётр Отоц­кий, Полы­нов, Люся, Kapyushoniha, Мас­лё­нок, Замай и дру­гие. На неко­то­рое вре­мя к ним при­мкнул Боро­вик Ера­лаш, кото­рый затем вме­сте с Жиль­цо­вым пора­до­вал слу­ша­те­лей про­ек­та­ми «Секс на реп­точ­ке», «Кисм­эн» и анти­р­эп-груп­пой «БРАТДВА». Эти кол­лек­ти­вы тоже отно­сят­ся к волне фор­мей­ше­на. В интер­вью ютуб-кана­лу «Депрс­на» Ваня Айван гово­рил, что «Лени­на Пакет» может высту­пать одно­вре­мен­но в раз­ных горо­дах. Таким обра­зом, идеи сооб­ще­ства каж­дый участ­ник может транс­ли­ро­вать отдельно.

Так или ина­че, все, кто ока­зы­вал­ся на фитах или упо­ми­нал­ся в пес­нях «Лени­на Пакет», ста­но­вил­ся частью фор­мей­ше­на. Каж­дый из пред­ста­ви­те­лей при­вно­сил что-то уни­каль­ное и пред­став­лял новое ответв­ле­ние, зани­ма­ясь при этом соб­ствен­ным творчеством.

Нель­зя не упо­мя­нуть про зины и паб­ли­ки, кото­ры­ми зани­ма­лись участ­ни­ки. В какой-то сте­пе­ни они были про­дол­же­ни­ем песен, но уже в фор­ма­те пуб­ли­ци­сти­че­ских заме­ток и днев­ни­ко­вых запи­сей на бума­ге. Напри­мер, Ваня Айван изда­вал жур­на­лы «ГУЛАГ» и «Слегка/Пост Слег­ка», а после вме­сте с Андре­ем Жиль­цо­вым — «Гоу скам гоу» и «Тромб Гри­бу­ни­на»; Double V делал интер­нет-зин «Бит­тер». Поми­мо это­го, на про­сто­рах VK участ­ни­ки фор­мей­ше­на вели паб­ли­ки. Один из самых зна­чи­мых — «Лукош­ко рос­сий­ско­го глу­бо­ко­мыс­лия» — о музы­ке, лите­ра­ту­ре и обо всём, что око­ло, кото­рый кури­ро­вал Иван Смех. Его перу при­над­ле­жит и теле­грам-канал «Про­гул­ки по садам рос­сий­ско­го музи­ци­ро­ва­ния». Ещё одним важ­ным местом сре­ди тусов­ки мож­но назвать паб­лик «#0лайков».


«ЛП формейшен» сейчас

В послед­ние несколь­ко лет фор­мей­шен сошёл на нет. Каж­дый из его пред­ста­ви­те­лей занят соб­ствен­ны­ми про­ек­та­ми, но сохра­ня­ет харак­тер­ный под­ход. Айван зани­ма­ет­ся про­ек­том «Ваня Айван’s Neu Order», Иван Смех высту­па­ет под псев­до­ни­мом Иван Щег­лов, Double V рабо­та­ет над дарк-эмби­ент и пост-индаст­ри­ал про­ек­та­ми в рам­ках «ПИСЬМА С ИЗНАНКИ» и кра­уд-тех­но под назва­ни­ем HagalaR Soundsystem, а Deejay Randy M запи­сы­ва­ет соль­ные инструменталы.

Deejay Randy M отметил:

«В ран­ний пери­од было чуть более чёт­кое пред­став­ле­ние о том, как под­зем­ка долж­на зву­чать, и, как пра­ви­ло, было доста­точ­но выдать мак­си­маль­но плот­ную вер­сию это­го, и все зна­ли, как с этим рабо­тать. Сей­час такой моно­куль­ту­ры совсем не оста­лось. С каж­дым годом всё боль­ше направ­ле­ний, куда рас­ти, чем вдох­нов­лять­ся, и каж­дый видит по-сво­е­му. Если сей­час я и Айван рас­пи­шем подроб­но, каким будет иде­аль­ный про­дакшн для одно­го и того же тре­ка, то это будет совсем что-то с раз­ных планет».

Отде­лив­шись друг от дру­га, участ­ни­ки рас­ши­ри­ли фор­мей­шен. Они рас­про­стра­ня­ют мето­ды и идеи, при­су­щие сооб­ще­ству. Пред­ста­ви­те­ли «ЛП фор­мей­шен» вряд ли собе­рут­ся столь обшир­ным соста­вом, как рань­ше, на что есть ряд объ­ек­тив­ных при­чин. Тем не менее это явле­ние всё рав­но вой­дёт в исто­рию рос­сий­ской музы­ки, ведь «Лени­на Пакет» — это не толь­ко про музы­ку, но и про куль­тур­ную стра­те­гию и вос­при­я­тие мира в целом.

Как пока­зал при­мер «Лени­на Пакет», рам­ки жан­ров суще­ству­ют, что­бы за них выхо­дить, а рэп — не отдель­ное направ­ле­ние, а фун­да­мент для экс­пе­ри­мен­тов и само­вы­ра­же­ния. Фено­мен «ЛП фор­мей­ше­на» может пока­зать­ся локаль­ным, но его мас­штаб и глу­би­ну ещё пред­сто­ит изу­чить, так как по сво­е­му охва­ту он заслу­жи­ва­ет кни­ги или диссертации.


Читай­те так­же «Ой! в Рос­сии: пять глав­ных групп оте­че­ствен­но­го ой-пан­ка».

Поделиться