Ностальгическое возвращение в творчестве «Соломенных енотов»

Панк-дви­же­ние воз­ник­ло как нега­тив­ная реак­ция на капи­та­лизм. Ряд клю­че­вых про­блем, как, напри­мер, бес­пра­вие рабо­че­го клас­са, соци­аль­ное нера­вен­ство, расизм, были вос­пе­ты лиде­ра­ми панка.

Когда дви­же­ние при­шло в позд­ний СССР, панк стал одним из самых инте­рес­ных про­воз­гла­ша­те­лей борь­бы с систе­мой — сто­ит вспом­нить хотя бы аль­бом «Тота­ли­та­ризм» (1987) «Граж­дан­ской обо­ро­ны». С рас­па­дом Совет­ско­го Сою­за зано­во про­воз­гла­шён­ный капи­та­лизм потре­бо­вал от пан­ка реак­ции. Тот же Егор Летов высту­пил защит­ни­ком Бело­го дома в 1993 году.

Но в этом аспек­те куда инте­рес­нее твор­че­ская био­гра­фия лиде­ра мос­ков­ско­го фор­мей­ше­на Бори­са Усо­ва. По всем кано­нам пан­ка он вос­пе­вал про­ле­тар­скую эти­ку и кри­ти­ко­вал появив­ши­е­ся несклад­но­сти новой эко­но­ми­че­ской фор­ма­ции. Одна­ко, в отли­чие от запад­ных пан­ков с их кри­ти­кой капи­та­лиз­ма, Усов мог обра­щать­ся к сво­е­му слу­ша­те­лю (пост­со­вет­ско­му чело­ве­ку), апел­ли­руя к недав­не­му совет­ско­му опы­ту. Про­ти­во­по­став­ле­ние соци­а­лиз­ма и капи­та­лиз­ма здесь услов­но — и та же идея носталь­ги­че­ско­го воз­вра­ще­ния назад долж­на была быть напол­не­на мифо­ло­ги­че­ским повест­во­ва­ни­ем о совет­ской стране, кото­рая, воз­мож­но, нико­гда не существовала.


В 1992 году моло­дая, ещё нико­му не извест­ная груп­па «Крош­ка енот и те, кто сидят в тюрь­ме» ста­ла «Соло­мен­ны­ми ено­та­ми». Её лидер Борис Усов позд­нее вспоминал:

«Вско­ре после воз­ник­но­ве­ния груп­пы мы реши­ли сме­нить назва­ние, слиш­ком тяже­ло­вес­ное — „Крош­ка Енот и те, кто сидят в тюрь­ме“, очень слож­но выго­ва­ри­ва­ет­ся, а уж тем более если со сце­ны выкри­ки­вать. Потом мы все были боль­ши­ми фана­та­ми Сэма Пекин­па, „Соло­мен­ные псы“ — это вели­чай­ший фильм вооб­ще. Есте­ствен­но, нам этот образ дове­дён­но­го до пре­де­ла мате­ма­ти­ка был очень бли­зок. Я вырос на этом филь­ме, даже ещё его не посмот­рев, я про него толь­ко читал в совет­ской кино­кри­ти­ке. А потом он ока­зал­ся ров­но таким, каким я его представлял».

Пара­док­саль­ным обра­зом этот непро­смот­рен­ный фильм помог начи­на­ю­ще­му музы­кан­ту и поэту сфор­му­ли­ро­вать, кажет­ся, иде­аль­ный кон­цепт твор­че­ства. Феликс Сан­да­лов даже ука­зы­вал на то, что эту «исто­рию о бун­те дове­дён­но­го до руч­ки очка­ри­ка Усов повто­рил почти буквально».

Если попы­тать­ся исто­рию кино­лен­ты пере­ло­жить на мета­фо­рич­ный язык, то мы полу­чим рас­сказ об узко­пле­чем очка­ри­ке, несклон­ном к кон­флик­там, пре­дел отча­я­ния кото­ро­го достиг апо­гея, когда его дом окру­жи­ли вра­ги. Его ответ — это без­на­дёж­ное сопро­тив­ле­ние. Пере­ни­мая кон­цепт «Соло­мен­ных псов», Усов под­ры­вал смыс­лы и пере­став­лял акцен­ты. Его дом мож­но рас­смат­ри­вать как Совет­ский Союз, его вра­гов — как при­шед­шую бур­жу­а­зию в момент вос­ста­нов­ле­ния капи­та­лиз­ма, его защи­ту — как поэ­ти­че­ское и музы­каль­ное творчество.

В одном из интер­вью Усов сказал:

«А мы были про­тив вре­ме­ни и дела­ли это в пику либе­раль­но-пере­стро­еч­ной интел­ли­ген­ции запоз­да­лой. Было ощу­ще­ние, что ухо­дит Союз и очень было жал­ко. Тос­ко­ва­ли по Сою­зу и сей­час быва­ет такое. Ведь хоро­шая вещь был Совет­ский Союз. Я ниче­го про­тив совет­ской мора­ли не имею, пра­виль­ные идеи в голо­ву вкла­ды­ва­лись пио­не­рам, октяб­ря­там. Не учи­ли тогда глот­ки всем грызть и выжи­вать любой ценой. Как Союз раз­ва­лил­ся, так насту­пил капи­та­лизм совер­шен­но зве­ри­ный. Нача­ло 1990‑х — это дикая неуправ­ля­е­мая сти­хия, поэто­му хоте­лось что-то про­ти­во­по­ста­вить. При этом внут­ри было ощу­ще­ние затя­нув­ше­го­ся дет­ства. На все смот­ре­ли с широ­ко рас­кры­ты­ми гла­за­ми. И это всё впи­ты­ва­лось и в песни».

Дей­ству­ю­щая усов­ская тос­ка о поте­ре дома нахо­ди­ла явное выра­же­ние в его твор­че­стве и наце­лен­ном вос­при­я­тии насто­я­ще­го как вре­ме­ни, пред­ше­ству­ю­ще­му кон­цу истории.

Зада­вая рито­ри­че­ский вопрос: «Ну когда же совет­ская хилая нить ста­нет тугой тети­вой?» («Крест на даль­ней­шем дове­рии»), он слов­но бы ради­ка­ли­зи­ро­вал эту мысль до фор­му­ли­ро­вок: «Мир, как мы его зна­ли, под­хо­дит к кон­цу» (Dolly/Ватерлоо) и «Мир уми­ра­ет у нас на гла­зах» («Наплыв после тит­ров»). Созда­ва­е­мый уни­вер­сум совре­мен­ной рос­сий­ской реаль­но­сти осуж­дён на досроч­ное уни­что­же­ние: «Рос­сия долж­на уме­реть» («Тём­ные крылья»).

В одном из самых извест­ных тво­ре­ний поэта и пев­ца, в «Ост­ро­ве-кре­по­сти», от лица неко­е­го моло­до­го чело­ве­ка гово­рит­ся о непри­я­тии слож­ной насту­пив­шей реаль­но­сти. Лири­че­ский герой искренне недо­уме­ва­ет по пово­ду про­ис­хо­дя­щих собы­тий, ему хочет­ся раз­ру­шить усто­яв­ший­ся уклад и пере­со­здать всю систе­му вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду людь­ми, но он ниче­го не может с этим поде­лать. Ощу­ще­ние разо­ча­ро­ван­но­сти насти­га­ет героя на «углу сво­е­го пере­крёст­ка», то есть на неко­ем участ­ке Зем­ли, ещё не отчуж­дён­ном реаль­но­стью, и отто­го без­опас­ном («Шаг впе­рёд, здесь никто нико­го не убьёт, никто нико­го не съест»). Про­ис­хо­дя­щая в даль­ней­шем пере­ме­на настро­е­ния в послед­нем месте, сохра­няв­шем уют, — след­ствие рав­но­ду­шия солнца:

«Ну а солн­це стре­ми­тель­но завершило
Рав­но­душ­ный свой поворот
И я отдал бы жизнь, но я точ­но знаю,
Что её никто не возьмёт».

Всё, что оста­ёт­ся герою — пре­вра­щать себя в ост­ров-кре­пость. Поте­ря послед­не­го при­бе­жи­ща обре­ка­ет героя на оди­но­кое суще­ство­ва­ние и пере­со­зда­ние само­го себя, эта почти кине­ма­то­гра­фич­ная сце­на завер­ша­ет сви­де­тель­ства неуют­но­сти окру­жа­ю­ще­го мира.

Усов объ­яс­ня­ет не толь­ко пере­ме­ны в поли­ти­че­ском и эко­но­ми­че­ском укла­де: в его интер­пре­та­ции пост­со­вет­ский уни­вер­сум насе­лён людь­ми, выра­жа­ю­щи­ми идею ново­го чело­ве­ка — но не иде­аль­но­го (как его хоте­ли видеть рево­лю­ци­о­не­ры нача­ла XX века), а наи­бо­лее адек­ват­но­го рыноч­ным отно­ше­ни­ям кон­ца сто­ле­тия. У Усо­ва они соглас­ные на про­ис­хо­дя­щие собы­тия и не реа­ги­ру­ю­щие на вызо­вы капитализма.

Источ­ник: vk.com/enotyband

Окру­жа­ю­щее про­стран­ство ока­зы­ва­ет­ся для геро­ев его сти­хо­тво­ре­ний отчуж­дён­ным и нерод­ным. Он не может най­ти лад с людь­ми. Бур­жу­а­зия для него — явный враг. Неда­ром нэп­ман — одно из самых кол­ких его руга­тельств. В нача­ле одно­го из кон­цер­тов Усов так обра­щал­ся к при­шед­шим зрителям:

«Тихо! — гром­ко ска­зал он со сце­ны в ответ на скан­ди­ру­е­мое „Ено­ты! Ено­ты!“ — Здрав­ствуй­те, доро­гие посе­ти­те­ли нэп­ман­ско­го каба­ка. Сей­час мы будем играть для вас пес­ни, а вер­нее не для вас… то есть для самих себя».

После чего последовало:

«Небо белое, чёр­ное облако
В туск­лом горо­де я — как Vorvolaka».

Выра­жен­ное оди­но­че­ство геро­ев мно­гих сти­хо­тво­ре­ний Усо­ва («Я про­стой чело­ве­ка. Да пошёл бы я к чёр­ту») неред­ко высту­па­ло как клю­че­вое след­ствие непри­я­тия мира. Поэт мог при­ми­рить­ся толь­ко с про­шлым, но не с буду­щим. Неда­ром в каче­стве глав­но­го героя ряда тек­стов высту­па­ет пер­во­класс­ник или школь­ник, чьи обра­зы наде­ле­ны свет­лы­ми тона­ми и име­ют пря­мые аллю­зии на совет­ское детство.

Непри­я­тие насто­я­ще­го, вос­при­я­тие буду­ще­го как неиз­беж­но тра­ги­че­ско­го, а так­же носталь­ги­че­ские отправ­ле­ния в про­шлое долж­ны были сви­де­тель­ство­вать о нали­чии дома — совет­ско­го (про­шло­го), навсе­гда поте­рян­но­го. Поте­ря эта про­изо­шла из-за окру­же­ния дома вра­га­ми, кото­рые ста­ли побе­ди­те­ля­ми по жиз­ни и хозя­е­ва­ми новой судь­бы. Слом­лен­ный, но не сдав­ший­ся герой скло­нен к пре­вра­ще­нию себя в «соло­мен­но­го ено­та»: это обра­зы «ост­ро­ва-кре­по­сти», «ворво­ла­ки», «обыч­но­го интел­ли­гент­но­го парень­ка», в чьём серд­це посе­лил­ся «чёр­ный ворон».

Нега­тив­ная контр­ре­во­лю­ция ста­ла пере­лом­ным момен­том в био­гра­фии Усо­ва, сов­пав с воз­рас­том выбо­ра про­фес­сии и рода дея­тель­но­сти. Непри­я­тие пере­мен выра­зи­лось в посту­ли­ро­ва­нии ряда импе­ра­ти­вов кру­ше­ния реаль­но­сти и вос­пе­ва­нии лич­ных уста­но­вок отри­ца­ния совре­мен­ной куль­ту­ры. Всё, как поло­же­но пан­ку, но с уди­ви­тель­ной долей носталь­гии по утопии.

Поня­тие носталь­гии, взя­тое из гре­че­ских кор­ней «nostos» и «algia» в бук­валь­ном пере­во­де — тос­ка по дому. Извест­ная иссле­до­ва­тель­ни­ца носталь­гии Свет­ла­на Бойм писа­ла о ней:

«Часто это тос­ка по мета­фо­ри­че­ско­му дому, кото­ро­го боль­ше нет или, может быть, нико­гда и не было. Это — уто­пия, обра­щён­ная не в буду­щее, а в про­шлое. Носталь­гия не все­гда ретро­спек­тив­на, она может обра­щать­ся про­сто к иным про­стран­ствам и иным вре­ме­нам. Носталь­гия — это попыт­ка повер­нуть вре­мя вспять, пре­одо­леть необ­ра­ти­мость его тече­ния, пре­вра­тить исто­ри­че­ское вре­мя в мифо­ло­ги­че­ское пространство».

Источ­ник: vk.com/enotyband

Вме­сте с тем носталь­гия может быть защит­ной реак­ци­ей на про­ис­хо­дя­щие пере­ме­ны. В дан­ном слу­чае она «соору­жа­ет» некую ста­биль­ность, кото­рая не дана здесь и сей­час, но, кажет­ся, была в про­шлом, о кото­ром оста­ёт­ся тосковать.

Это пере­ход­ное вре­мя, обрат­ная сме­на фор­ма­ций, при­ход 1990‑х годов отра­зи­лись на миро­воз­зре­нии Бори­са Усо­ва. Тогда он ярко заявил о себе в узких кру­гах анде­гра­ун­да, то и дело отсы­лая к без­воз­врат­но поте­рян­ной утопии.

Реаль­ность, к кото­рой воз­вра­щал Усов, не была реаль­ной. Он спе­ци­аль­но упро­щал место воз­вра­ще­ния, наде­ляя совет­ское про­шлое мифо­ло­ги­че­ским содер­жи­мым: дру­гим спо­со­бом вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду людь­ми, геро­и­че­ским воен­ным про­шлым, иде­аль­ны­ми геро­я­ми типа «луго­вой сест­ры», воз­глав­ляв­шей «совет­ский народ». Иван Белец­кий писал:

«Это уто­пия в самом пря­мом смыс­ле сло­ва: „место кото­ро­го нет“. Автор поме­ща­ет золо­той век в некий несу­ще­ству­ю­щий хро­но­топ в услов­ном про­шлом и опи­сы­ва­ет чер­ты его соци­аль­ной орга­ни­за­ции: бес­клас­со­вое обще­ство, тра­ди­ци­о­на­лизм, непри­язнь к „про­грес­су“ и даже судеб­ную систе­му, осно­ван­ную на мораль­ном императиве».

Мож­но толь­ко согла­сить­ся со Скан­лан: носталь­гия может быть так­же и тос­кой по поли­ти­че­ским убеж­де­ни­ям. И тогда носталь­гия наде­ля­ет про­шлое боль­шей хариз­мой, чем буду­щее, ста­но­вит­ся более непред­ска­зу­е­мым, поз­во­ляя при этом рас­ши­рить гори­зонт ожидаемого.


Читай­те так­же «Бес­ти­а­рий Бори­са Бело­ку­ро­ва».

Поделиться