В конце 70‑х панк-рок появился как ответ на потерявший драйв рок-н-ролл. Через несколько лет сам панк утратил былую удаль. В дело вступило второе поколение английских скинхедов, которые настолько преисполнились ямайскими регги и ска, что изобрели собственную версию панк-рока. Поджанр назвали oi! — «ой!» кричали бритоголовые в своих песнях о жизни рабочих парней с окраин больших городов.
В Россию ой-панк пришёл с опозданием на полтора десятка лет. Хотя и почва для такой музыки в стране пролетариев была самая благодатная, первые скинхед-группы появились лишь во второй половине 90‑х годов. На отечественных просторах дети спальных районов слушали всё что угодно, только не панк-гимны про героев рабочего класса и шум футбольных трибун.
VATNIKSTAN выбрал пять значимых групп, повлиявших на развитие ой-сцены в России. Мы не включили в список излишне политизированные группы, так как у правой и левой публики вкусы значительно разнятся.
«Бригадный подряд» образца 1985–1989 годов
Вряд ли участники ленинградского «Подряда» 80‑х годов знали об ой-панке, но их музыка перестроечного периода местами весьма подходит под это определение. Агрессивный панк ленинградцев иногда превращался в плотный и быстротемповый хардкор, как в альбоме «Песни радости и счастья» «Гражданской обороны». Тот же Егор Летов считал «БП» единственной панк-группой Северной столицы.
Бритых голов, бомберов и мартинсов у «Бригадного подряда» не было, однако в творчестве присутствовали «вторичные признаки» жанра. Особенно они проявились в альбоме «Членский взнос» 1989 года. На примере раннего «Подряда» можно разобрать основные свойства ой-панка.
Сингалонги. В песнях группы часто встречаются хоровые припевы — сингалонги, которые присущи скинхед-группам и футбольным хулиганам с их стадионными кричалками.
Гордость за рабочий класс. Одним из первых концертов БП стало выступление на танцах в ДК Газа при Кировском заводе — неформалов погнали со сцены после нескольких композиций. Позже в репертуаре появилась полустёбная песня с прославлением промышленного гиганта:
Я у станка весь день стою —
Дневную норму выдаю,
Мне нравится работа,
Хоть мучает зевота.А после я домой тащусь —
Поем, попью и спать ложусь.
Зато мне будет премия,
Почёт и уважение.Встаю я рано поутру,
Мне это очень по нутру.
С утра, с утра
На Кировский завод пора!
Негативное отношение к полиции и власти. Ленинградцы не отставали от западных ой-«коллег» и также отличились неприязнью к органам правопорядка и власть имущим в целом. В песне «Трезвость» герой убегает от патруля милиции, который всё-таки догоняет его и сажает в КПЗ на сутки. В конце 80‑х уже можно было осторожно критиковать советскую власть, поэтому группа записывает издевательские песни «Режь, серп — бей, молот!», «Шикарная страна» («исполкомами полна»), «Партсъезд» и «Эх, хорошо в стране советской жить!». Последняя наиграна на мелодию из детской телепередачи «Спокойной ночи, малыши»:
Здесь так много пионеров
И милиционеров.
Рот не разевай,
Глазки закрывай,
Баю-бай.
В 90‑х группа подружилась с фанатами «Зенита», что у любителей ой-панка очень котируется, и в 1999 году даже назвала альбом «Сине-бело-голубой» в честь питерской команды. К тому моменту «Подряд» покинул первый вокалист Николай Михайлов, с которым коллектив ассоциировался у большинства поклонников. Группа скатилась в диско- и «Наше радио»-рок, и ни о каком протоой-панке речь уже не шла.
К сожалению, лавры первой ой-банды в СССР и России «Бригадный подряд» занимает только в нашем материале и в фантазиях извращённых меломанов. Ленинградцы попали в историю российского панка, а если бы ещё стали первыми ойстерами, то цены бы не было им как явлению.
7teen
В 90‑х годах в России появились и скинхеды, и футбольные фанаты, но по-прежнему не было достойных ой-панк банд. Бритоголовым приходилось довольствоваться либо иностранной музыкой, либо местным панком и второсортными праворадикальными шайками со сборников «Корпорации тяжёлого рока». Из этого можно сделать вывод, что почва была знатно унавоженная. И вот в 1997 году брянские товарищи Сергей Хома и Алексей Мопс создали группу, которую можно назвать настоящим ой-стритпанком, — на сцену выходят уличные хулиганы 7teen.
Коллектив был частью скинхед-движения и воспевал его атрибуты: веселье, алкоголь, футбол, улицы, хулиганство, насилие и патриотизм. В музыке проскакивали ска-моменты и — внезапно — блэк-металические бласт-биты. Первый релиз Pogoness 1998 года получился излишне метализированным: тогда у группы не было гитариста, и партии прописал волосатый сессионщик. Но уже ко второму альбому 7teen нашли музыканта в теме и на пластинке «Любим пиво! Любим Oi!» подобрали все мыслимые рифмы к слову «пиво». В следующих альбомах брянцы также продолжили петь о вещах, сопровождающих жизнь скинхеда.
В родном городе 7teen поддерживали фанаты местного «Динамо» — футбольному клубу, по традиции, группа посвятила несколько песен. Брянских хулиганов подписал московский панк-лейбл NeuroEmpire, 7teen выезжали на концерты в ближайшие города и столицу. Банда даже разогревала нью-йоркских легенд хардкора Agnostic Front, корни которых тоже уходят в ой.
Ко второй половине нулевых 7teen перестали записывать новые песни и в 2008‑м выступили в последний раз. Мопс ушёл в другую группу, а Хома, уже тогда бывший начальником управления по благоустройству и экологии Брянска, продолжил делать карьеру «хозяйственника». В 2016 году Сергей Хоменков возглавил государственную жилищную инспекцию области, а в 2018‑м несколько недель был заместителем мэра Брянска. Экс-вокалист 7teen входил в сотню влиятельных людей города. Братва всё-таки прорвалась к власти.
В 2021 году брянские ойстеры вернулись на сцену. Из старого состава остался только Алексей Мопс, место вокалиста Сергея Хоменкова занял его сын, Сергей Хоменков-младший. В скинхед-среде распространён лозунг «Не забывай свои корни» (Don’t forget your roots) — и пионеры отечественного ой-панка 7teen чтут традиции.
«Учитель труда»
Не забыли заветы отцов жанра и столичные бритоголовые. В начале нулевых москвича Павла Дуева сильно мучил тот факт, что никто не играет настоящий ой. Среди знакомых парня нашлись единомышленники, новая формация взяла название «Учитель труда».
Ортодоксальная музыка банды льётся как бальзам на раны скинхеда, побывавшего в уличной передряге. Никакого стритпанка и хардкора — только традиционный ой. И если музыкально «Учитель» ничем не удивляет, то тексты группы со временем перестали ограничиваться темами пива, футбола и гордости за рабочий класс. Павел отошёл от скинхед-штампов про тяжёлые ботинки, подтяжки и алкогольные кутежи. В репертуаре группы появились песни про русского националиста Павла Горгулова, убившего президента Франции Поля Думера, и люберецкого культуриста Сергея Зайцева. В обычную «вселенную» ой-панка «Учитель труда» вписал фехтовальщиков и инженеров, в песнях москвичей на дискотеке ставит рок-н-роллы диджей Пуго, радеет за мораль профессор Бондаренко. Герой трека «Джентрификация» с грустью вспоминает былые времена:
Закрыт родной универсам,
Теперь там барбершоп.
Не купишь водки по ночам —
Стригут лишь под горшок.
А здесь стоял пустой завод,
Дышали детки клеем,
Теперь открыли модный лофт
И кормят фалафелем.Крафт на асфальте, патч на рукаве —
Джентрификация шагает по стране!
Нет покоя ночью, нет покоя днём,
Город превратили в сахарный содом!
Главный «трудовик» определяет работу коллектива как «песни о красивой жизни». Павел наполнил композиции уличной романтикой, при этом не скатился в стандартные для ой-панка шаблоны, хотя песня «Оставайся самим собой» присутствует. Чтобы совсем не расстраивать консерваторов от жанра, москвичи исполняют кавера на Templars, 4 Skins, Business и «Сектор газа».
Дуев не остановился только на музыке и в середине нулевых создал один из первых отечественных ой-зинов Musketeer («Мушкетёр»). Самиздат отличался качественной вёрсткой и дизайном, что тогда было редкостью для российских фэнзинов. Позже Павел помогал с материалом для большого скинхед-журнала Made In Moscow, а в 2010‑х писал обзоры на ой для панк-сайта Sadwave.
«Трудовики» активно гастролировали по городам России, а также посетили Грузию и Армению на знаменитой среди панков «Газели смерти». Помимо этого, столичные ойстеры побывали в Бразилии, о посещении которой сняли фильм, и Индонезии. На Бали музыканты окунулись в криминальную атмосферу, попав на банкет к местным браткам, и чудом остались живы. Странно, что после этого случая УТ не сочинили пару песен об индонезийских мафиози.
Группа существует до сих пор, не столь активно, как раньше, выпускает релизы и даёт концерты. «Учитель труда» появились, когда на ой-сцене никого и не было. Сейчас же УТ выступают на концертах с теми, кто в какой-то мере вырос на их музыке. Примут ли неофиты полушуточный совет московских старожилов?
Панк-рок сломает жизнь тебе —
Поверь, мы знаем как.
Ему не верь, а верь семье,
Коль сам себе не враг.
Mister X
Во второй половине нулевых интернет стал намного быстрее, вместе с ним развивались и молодёжные субкультуры. Благодаря технологическому прогрессу скинхед-движение быстро выросло, а ой оказался одним из модных панк-направлений. Россию захлестнула волна бритоголовой музыки: по стране за несколько лет появилось множество скинхед-команд. Тем удивительнее, что одной из значимых банд нулевых стали белорусы Mister X — «быдло-ой» и «самая худшая группа в экс-СССР», как называют себя сами гродненцы.
«Иксы» — образец ой-стритпанка того времени, за что панки одновременно любят и критикуют группу. Тексты вокалиста Игоря Банцера в основном сводятся к двум стандартным формулам стиля — «пиво, ой и развлекуха» и punks and skins unite and wins («панки и скины объединяются и побеждают»). Как и большинство ойстеров, группа сделала ставку на уличные гимны и кавера на героев жанра. Нескладная манера стихосложения и три аккорда на песню — «больше не знаем» — стали фишкой коллектива. Банда ответила на упрёки русифицированным кавером на классиков Business: «Мы — Mister X, и нам плевать!»
Несмотря на то что группа постоянно распадалась из-за «раздолбайства и недостатка денег», гродненцы за почти 20 лет записали более десятка релизов, отыграли несколько туров по России — музыканты признавались, что в России играют намного чаще, чем в Беларуси — и Восточной Европе. В нулевых Банцер делал ежемесячную скинхед-газету «Лысые новости», а также совместно с гитаристом Борей издал фэнзин «Мозготрах», где два музыканта выражали личные мнения о разных аспектах жизни. Кроме того, Игорь выпускал диски и организовывал концерты под эгидой собственного лейбла Street Beat Records.
В десятых годах власти Беларуси начали преследовать Банцера. Кроме музыки, Игорь занимался гражданской активностью, работал журналистом и являлся членом оппозиционного Союза поляков в Беларуси. Вокалиста Mister X периодически штрафовали, отправляли на «химию» (условное осуждение с обязательным привлечением к труду; заключённый обязан жить в специальном общежитии и работать на определённом предприятии. — Прим. ред.) и сажали в тюрьму. Тем не менее Банцер не сдаётся, как и призывает слушателей в песнях.
Сейчас будущее группы стоит под вопросом. В 2022 году музыканты выпустили альбом лучших песен, который можно посоветовать тем, кто решил познакомиться с творчеством гродненцев.
Mister X на своём примере показали, как простые скины из провинции стали флагманами отечественного оя. «Иксы» — одни из тех, кто поднял уровень российской скинхед-сцены. Если в начале пути гродненцев про ой знала маленькая маргинальная группа, которая отвоёвывала место под солнцем у праворадикалов, то на пике активности MX выступали в больших клубах с корифеями панка и хардкора. Можно сказать, что белорусы приняли сцену с подвальными выступлениями и увесистыми «аргументами» для врагов после концертов, а оставили с большими ой-фестивалями и кэжуальными шмотками.
Следующей волне ойстеров воевать на улицах особо не пришлось. Новому поколению скинов оставалось пользоваться наработками старших коллег.
Nevsky Stompers
В 2010‑х годах хулиганские разборки потихоньку затихали. Одеваться в «Лонсдейл» и «Фред Перри» стало намного безопаснее, чем несколько лет назад. Молодые бритоголовые довольствовались достижениями предшественников и оттачивали стиль на репетиционных точках. Больше других в этом деле преуспели питерцы Nevsky Stompers.
Первые записи банды не сильно отличались от любых отечественных ойстеров начала десятых. Однако со временем музыканты овладели инструментами, а тексты приобрели узнаваемую манеру. «Стомперы» оставили позади концепцию «выпивка и веселье» и обратились к более серьёзным темам — историческим событиям и военным баталиям. У группы есть песни, посвящённый «эху минувших сражений»: о Невской и Бородинской битвах, лётчиках-истребителях Великой Отечественной войны и других славных подвигах сынов отчизны. Героизм и патриотизм — одни из главных тем композиций NS:
Кровью залиты страницы истории,
В ходе сражений за территории.
Воины шли, защищая свой дом,
Сметая врага щитом и мечом.
Не ожидая встретить отпора,
Шведы направились к устью Ижоры,
И, чтобы земли свои отстоять,
Вёл Александр новгородскую рать.Битва, Невская битва!
Вражье войско у реки разбито.
Сила в оружии, сила в руках,
Память хранится в долгих веках.
Невские скины добавили к брутальности жанра слаженность исполнения и северные мотивы. Суровый ой питерцев вселяет веру в будущее российской сцены. «Стомперам» есть что сказать слушателю: в течение десяти лет они каждый год выпускают новые записи, часто выступают и заслуженно находятся на слуху у современных ойстеров.
По всей России есть множество ой-стритпанк банд, не попавших в наш список: «Ничего хорошего», The Zapoy!, «Скамейка запасных», «Ход конём», «Двадцатые», «Хватка бульдога», «Когорта», «Буревалъ» и многие другие. В двух столицах проходят тематические фестивали, да и регионах скинхед-группы давно не являются экзотикой.
За несколько десятилетий ой-панк стал довольно консервативным стилем, однако новые адепты ищут свежие идеи, чтоб отличаться от предшественников и заслужить уважения у публики. Благодаря разным людям, группам, песням, мнениям и убеждениям развивается скинхед-культура, и одна из её составляющих — музыка с громогласным названием ОЙ!
Читайте также «Поганая молодёжь: главные панк-группы в истории России».