Поганая молодёжь: главные панк-группы в истории России

Когда панк-рок появил­ся, он вызвал все­об­щее него­до­ва­ние: преж­де никто не играл с такой дер­зо­стью и настоль­ко пло­хо. Невоз­мож­но было пред­ста­вить, что имен­но это тече­ние оста­вит наи­боль­ший след в исто­рии рок-н-рол­ла. Панк не толь­ко демо­кра­ти­зи­ро­вал куль­ту­ру, как ника­кой дру­гой жанр гитар­ной музы­ки, но и посто­ян­но транс­фор­ми­ро­вал­ся. Не обо­шёл сто­ро­ной этот фено­мен и нашу страну.

VATNIKSTAN сде­лал под­бор­ку глав­ных панк-групп Рос­сии — без вся­кой попыт­ки уди­вить пред­став­лен­ны­ми име­на­ми, но зато с объ­яс­не­ни­ем, чем велики.


Автоматические удовлетворители

Груп­пу в 1979 году собрал ленин­град­ский мело­ман Андрей «Сви­нья» Панов. Прак­ти­че­ски обще­при­зна­но, что имен­но «АУ» — родо­на­чаль­ни­ки пан­ка в нашей стране. Туне­яд­ский образ жиз­ни Пано­ва вку­пе с ярым пре­не­бре­же­ни­ем к слу­ша­те­лю, фор­ми­ру­ю­щим­ся кано­нам рус­ско­го рока и обще­ствен­ным нор­мам сде­ла­ли «Удо­вле­тво­ри­те­лей» пер­вой насто­я­щей музы­каль­ной угрозой.

Кри­тик Арте­мий Тро­иц­кий отме­чал, что «АУ» удач­но сов­ме­сти­ли в твор­че­стве эле­мен­ты запад­но­го пан­ка, фило­со­фию уни­вер­саль­но­го ниги­лиз­ма и оте­че­ствен­ную тра­ди­цию улич­но­го фольк­ло­ра. Совре­мен­ный слу­ша­тель, ско­рее все­го, музы­каль­но отне­сёт «Удо­вле­тво­ри­те­лей» к пост­пан­ку. При этом кол­лек­тив изна­чаль­но срав­ни­ва­ли с Sex Pistols. Панов же не счи­тал свою музы­ку панк-роком и про­ти­во­по­став­лял «АУ» англий­ским коллегам.

Но в дан­ном слу­чае важ­нее не фор­маль­но­сти, а то, что Сви­нья пер­вым в СССР вопло­тил харак­тер­ные для пан­ка само­ощу­ще­ние и пове­де­ние — пол­ное, дохо­дя­щее до пре­зре­ния пре­не­бре­же­ние соб­ствен­ным ком­фор­том, соци­аль­ным ста­ту­сом и нуж­да­ми тела. О мар­ги­наль­ных выход­ках Сви­ньи и ком­па­нии ходят леген­ды, а неко­то­рые эпи­зо­ды задо­ку­мен­ти­ро­ва­ны в ран­них филь­мах масте­ра некро­ре­а­лиз­ма Евге­ния Юфи­та.

Несмот­ря на отри­ца­ние соб­ствен­ной при­над­леж­но­сти к жан­ру, слу­ша­те­ли одно­знач­но рас­смат­ри­ва­ют «АУ» как пан­ков, ско­рее раз­ру­ша­ю­щих кано­ны рус­ско­го рока, чем их испо­ве­ду­ю­щих. Уже в 1980 году Панов обла­дал репу­та­ци­ей хули­га­на и алко­го­ли­ка, чьё эпа­таж­ное пове­де­ние при­ве­ло к исклю­че­нию кол­лек­ти­ва из офи­ци­аль­ной тусов­ки ленин­град­ско­го рока.

В сере­дине 90‑х Сви­нье ста­ло слиш­ком тес­но в рам­ках одно­го сти­ля. Появил­ся отдель­ный про­ект «Аркестр АУ», он же «Оркестр А. В. Пано­ва». В состав вошли духо­вые инстру­мен­ты, музы­ка ста­ла мяг­че и более фан­ко­вой. Одна­ко око­ло­пан­ков­ский образ жиз­ни дал о себе знать: в 1998‑м Панов умер от перитонита.


Гражданская оборона

В 1984 году Егор Летов собрал груп­пу «Граж­дан­ская обо­ро­на». Для оте­че­ствен­ной куль­ту­ры это эпо­халь­ное собы­тие. Во-пер­вых, имен­но «ГрОб» ста­нет глав­ной панк-скре­пой в Рос­сии. Во-вто­рых, с появ­ле­ни­ем и нарас­та­ю­щей попу­ляр­но­стью «Граж­дан­ской обо­ро­ны» воз­ни­ка­ет и весь фено­мен сибир­ско­го пан­ка. Мно­гие герои той вол­ны запи­сы­ва­лись у Его­ра дома на «ГрОб Records», в том чис­ле и Янка Дяги­ле­ва. В‑третьих, имен­но этот фено­мен на мно­гие годы (если не навсе­гда) опре­де­лит пан­ков­скую аутен­тич­ность в анде­гра­унд­ной DIY-среде.

Неуди­ви­тель­но, что имен­но Летов спу­стя все эти годы сохра­нил некую сим­во­ли­че­скую панк-силу. Пере­ме­ща­ясь от одной идео­ло­гии к дру­гой, он вопло­тил свою же мак­си­му «я все­гда буду про­тив». Поми­мо это­го, Игорь Фёдо­ро­вич попал в серд­це слож­но­вы­чле­ня­е­мо­го, но вполне суще­ству­ю­ще­го клас­са людей, кото­рый мож­но обо­зна­чить тер­ми­ном Дани­и­ла Кибе­ре­ва как «новые раз­но­чин­цы». Франк­фурт­ская шко­ла и ситу­а­ци­о­ни­сты выдви­га­ли такую пуб­ли­ку на роль ново­го рево­лю­ци­он­но­го клас­са — груп­па слег­ка люм­пе­ни­зи­ро­ван­ной интел­ли­ген­ции и слег­ка интел­ли­гент­ству­ю­щих люм­пе­нов. Имен­но они были и оста­ют­ся основ­ным адре­са­том мно­гих панк-кол­лек­ти­вов, вто­ря­щих сиб-пан­ку и его мос­ков­ско­му собра­ту из 90‑х.

Сибир­ский панк в доста­точ­ной сте­пе­ни пере­кро­ил в созна­нии заин­те­ре­со­ван­ных пред­став­ле­ние о том, чем дол­жен быть этот жанр. Свин и «АУ» были обру­сев­шей вер­си­ей того же труд­но­го ребён­ка, что захва­тил Вели­ко­бри­та­нию в 1977‑м — бли­жай­ший при­мер, как ни кру­ти, Sex Pistols. Летов и ком­па­ния ста­ли ана­ло­гом Crass и дру­гих DIY-фор­ма­ций, при­ми­рив­ших два про­ти­во­по­лож­ных полю­са — хип­пи и пан­ков. Ком­мун­ная эсте­ти­ка ста­ла при­о­ри­тет­ней, чем игры с ими­джем, а вме­сто про­стец­кой фор­му­лы «вот тебе три аккор­да, а теперь соби­рай груп­пу» сиби­ря­ки дела­ли упор на экзи­стен­ци­аль­ные и не самые баналь­ные тек­сты. За это «Граж­дан­скую обо­ро­ну» и её после­до­ва­те­лей кри­ти­ку­ют апо­ло­ге­ты насто­я­ще­го пан­ка — вполне аргу­мен­ти­ро­ван­но. Дру­гое дело, что отве­тить запро­сто на вопрос «что такое насто­я­щий панк?» вряд ли кому-то удастся.


Банда четырёх

В 90‑е за «пра­виль­ный панк» отду­ва­лись сиби­ря­ки, тогда как сто­ли­ца в этом направ­ле­нии обни­ща­ла. Сан­тим, лидер «Бан­ды четы­рёх» и участ­ник пред­ше­ству­ю­ще­го им «Гуляй-поля» с «Резер­ва­ци­ей здесь», создал панк-фор­ма­цию исхо­дя из клас­си­че­ско­го «хочу собрать такую груп­пу, кото­рой тут нет».

«Бан­да» ста­ла экви­ва­лен­том экзи­стен­ци­аль­но­го сибир­ско­го пан­ка, но на сто­лич­ный манер. Их опи­сы­ва­ли вполне соот­вет­ству­ю­ще сиби­ря­кам и мос­ков­ским фэнам: «не то интел­ли­ген­ция, не то люм­пе­ны, не то пер­ма­нент­ные бун­та­ри». Толь­ко в отли­чие от того же Лето­ва, фла­ни­ру­ю­ще­го от одной идео­ло­гии к дру­гой, «Бан­да четы­рёх» отме­ти­лась кон­крет­ной, пра­вой ангажированностью.

Была и более суще­ствен­ная раз­ни­ца. Если Лето­ва и его камра­дов мож­но было запро­сто запи­сать в хип­пи, то Сан­ти­ма и его това­ри­щей — едва ли. «Бан­да четы­рёх» — это экзи­стен­ци­аль­ный панк, но суще­ство­ва­ние в их пес­нях пред­став­ле­но сугу­бо улич­ным. Поэто­му фут­боль­ный угар груп­пе все­гда был бли­же, чем гряз­ный пан­те­изм Летова.

Репу­та­ция «Бан­ды» с тех пор вызы­ва­ет вопро­сы, а вер­нее, её вос­при­я­тие пан­ка­ми. Кол­лек­тив стал рупо­ром НБП (запре­щён­ная в РФ пар­тия), глав­ной панк-груп­пой фут­боль­ных фана­тов и одним из пио­не­ров заин­те­ре­со­ван­но­сти во все­воз­мож­ном фашист­ском дарк-фол­ке. Тем не менее «БЧ» не утра­ти­ла авто­ри­тет в сре­де левых пан­ков: цита­ты на пес­ни Сан­ти­ма мож­но най­ти и у Jars, и у «Позо­ров». Чув­ству­ет­ся, что кано­ни­за­ции помог­ла книж­ка Фелик­са Сан­да­ло­ва «Фор­мей­шен», посвя­щён­ная груп­пам, собран­ным вокруг Бори­са Усо­ва и его «Соло­мен­ных Ено­тов». Впро­чем, это вопро­сы к сто­лич­ным лева­кам. Насто­я­щие же левые панк-груп­пы посла­ли Сан­ти­ма куда подаль­ше — напри­мер, ори­ги­наль­ная англий­ская груп­па Gang of Four.

Да и упо­мя­ну­тый Усов не забыл кинуть камень в ого­род. «Ено­ты» запи­са­ли пес­ню «Нацист­ский лозунг» с харак­тер­ной строч­кой: «Поезд уйдёт — ты взмах­нёшь дина­мов­ской розой! Сколь­ко сан­ти­мов сто­ит нацист­ский лозунг?» Впро­чем, в этой ситу­а­ции послед­ним сме­ёт­ся сам Сан­тим: он с явной иро­ни­ей испол­ня­ет пес­ню кол­лег на концертах.


Сектор Газа

Неуди­ви­тель­но, что оди­оз­ная и народ­ная груп­па счи­та­лась в сре­де «пра­виль­ных пан­ков» глав­ным при­ме­ром «зашква­ра». Тупые, вро­де про­даж­ные, пре­дель­но поверх­ност­ные и совер­шен­но не интел­ли­гент­ские — по мер­кам сиби­ря­ков и сан­ти­мов­ской бра­тии. Не гово­ря уже о том, что после армии лидер груп­пы Юра Хой рабо­тал в мили­ции, что, разу­ме­ет­ся, совер­шен­но не пере­но­си­лось про­чи­ми панками.

Одна­ко в «Сек­то­ре газа» было кое-что важ­ное, что и послу­жи­ло при­чи­ной все­на­род­ной люб­ви. Пес­ни Юры Хоя были не толь­ко в при­мер дру­гим смеш­ные, но и гово­ри­ли о жиз­ни в про­вин­ции луч­ше любо­го опу­са пан­ка-интел­лек­ту­а­ла. Тот же Тро­иц­кий ста­вил Хоя выше Лето­ва. Оно понят­но: музы­каль­но­му кри­ти­ку в (пост)советские вре­ме­на было труд­но изба­вить­ся от вез­де­су­щей серьёз­но­сти наше­го рока. Пес­ни «Сек­то­ра Газа» выгод­но отли­ча­лись на этом фоне тем, что пред­ла­га­ли наро­ду отдох­нуть. А уж все пре­тен­зии каса­тель­но низ­кой худо­же­ствен­но­сти бьют мимо кас­сы — с чего вооб­ще панк дол­жен обла­дать худо­же­ствен­ной ценностью?


НАИВ

Рас­пад СССР и нача­ло ста­нов­ле­ния капи­та­ли­сти­че­ской Рос­сии пол­но­стью изме­ни­ли оте­че­ствен­ную музы­ку. Совет­ские инсти­ту­ты попу­ляр­ной куль­ту­ры поте­ря­ли моно­по­лию на про­из­вод­ство музы­ки, а госу­дар­ствен­ные орга­ны боль­ше не кон­тро­ли­ро­ва­ли зарож­да­ю­щу­ю­ся инду­стрию. Про­бле­ма была в том, что рыноч­ные инсти­ту­ции ещё не сло­жи­лись: мно­гих музы­кан­тов, в том чис­ле и пан­ков, ожи­да­ла тоталь­ная неопре­де­лён­ность. Ста­рый мир с при­выч­ны­ми пра­ви­ла­ми рух­нул, а новый ещё не был собран.

В этой ситу­а­ции панк (и осо­бен­но груп­пы, появив­ши­е­ся в нача­ле 1990‑х годов) стал актив­но иссле­до­вать стиль, кото­рый потен­ци­аль­но обес­пе­чил бы нишу на рын­ке. Моло­дые груп­пы не стре­ми­лись вое­вать с систе­мой, кото­рая еле выжи­ва­ла и без пан­ков. Они иска­ли новый саунд, новое пози­ци­о­ни­ро­ва­ние, сло­вом — новую обо­лоч­ку, кото­рая отли­ча­лась бы и от стре­ми­тель­но теря­ю­ще­го акту­аль­ность рус­ско­го рока, и от это­са суб­куль­тур­ных движений.

В отли­чие от ран­них пан­ков, новые груп­пы нача­ла 1990‑х не жела­ли быть частью «город­ско­го дна». Более того, они вся­че­ски ста­ра­лись выде­лить­ся. В этом смыс­ле доволь­но пока­за­тель­на груп­па «НАИВ», собран­ная в Москве в 1989 году Алек­сан­дром «Чачей» Ивановым.

В про­ти­во­вес воз­вра­ту к кор­ням рус­ско­го рока «НАИВ» запи­сал аль­бом с абсо­лют­но запад­ным зву­ча­ни­ем. Switch-Blade Knaife содер­жал несколь­ко песен на англий­ском, пла­стин­ка вышла на лей­б­ле извест­но­го панк-жур­на­ла Maximumrocknroll. Суще­ству­ет леген­да, что релиз попал в руки Кур­ту Кобей­ну. Вока­лист Nirvana отре­цен­зи­ро­вал: «Это луч­шее, что я знаю о России».

В нача­ле 1990‑х, на пике откры­то­сти Рос­сии Запа­ду, тре­тья вол­на оте­че­ствен­но­го пан­ка в поис­ках аутен­тич­но­сти обра­ти­лась к клас­си­че­ско­му язы­ку пан­ка запад­но­го. Такие груп­пы, как «НАИВ» и «Тара­ка­ны!», виде­ли смысл жан­ра не толь­ко в отка­зе от кано­нов рус­ско­го рока, но и в непри­я­тии поли­ти­че­ско­го и эсте­ти­че­ско­го ради­ка­лиз­ма сибир­ских групп. Они же и ста­ли пио­не­ра­ми оте­че­ствен­но­го поп-пан­ка и пре­вра­ти­лись в крас­ную тряп­ку для «пра­виль­ных» панк-команд и про­чих субкультурщиков.


Король и шут

Для мно­гих «КиШ» бук­валь­но сино­ни­ми­чен пан­ку в Рос­сии. Иной вари­ант — Егор Летов. Хотя бли­же к «Коро­лю и шуту» тот же «Сек­тор Газа» — панк пони­мал­ся этой груп­пой отнюдь не как серьёз­ное пред­при­я­тие. Толь­ко если Хоя инте­ре­со­ва­ли буд­нич­ные вещи, то пес­ни «КиШа» посвя­ще­ны сказ­кам и небы­ли­цам. Это не поме­ша­ло, а, наобо­рот, спо­соб­ство­ва­ло попу­ляр­но­сти груп­пы и жан­ра: после «КиШа» про­грес­сив­ные слу­ша­те­ли ухо­ди­ли в более «труш­ный» пан­к/DIY-хард­кор.

С дру­гой сто­ро­ны, отход от налич­ной реаль­но­сти, как и внеш­ний, весь­ма ком­мер­че­ский вид кол­лек­ти­ва заклей­ми­ли «КиШ» как груп­пу для гов­на­рей. В послед­нее вре­мя ситу­а­ция меня­ет­ся, что, впро­чем, гово­рит боль­ше не о осо­знан­ном пере­осмыс­ле­нии насле­дия «КиШа», а о тен­ден­ци­ях сни­мать табу с так назы­ва­е­мой «попсы», куда груп­па вполне вписывается.


Pussy Riot

В то вре­мя как на Запа­де, по выра­же­нию Бэнк­си, граф­фи­ти ста­ли «пан­ком XXI века», в Рос­сии 2010‑х годов визу­аль­ное искус­ство и арт-акти­визм вышли в аван­гард ради­каль­ной кри­ти­ки доми­ни­ру­ю­щих смыс­лов. И самым ярким при­ме­ром про­ник­но­ве­ния выход­цев арт-сре­ды в панк явля­ет­ся Pussy Riot.

Отно­ше­ние к самой извест­ной фем-панк груп­пе про­ти­во­ре­чи­во. Pussy Riot лег­ко обви­нить в про­да­же пан­ка (и вы буде­те пра­вы), но так же про­сто их мож­но коро­но­вать как глав­ную панк-груп­пу XXI века. Ника­кая дру­гая панк-фор­ма­ция не при­вле­ка­ла к себе столь­ко вни­ма­ния, сколь­ко Pussy Riot — карье­ра ни дать ни взять по сце­на­рию Мал­коль­ма Макла­ре­на. Никто, кро­ме PR, в деся­тых не выли­вал на обще­ствен­ность такое гро­мад­ное вед­ро ледя­ной воды. Имен­но после скан­даль­но­го панк-молеб­на оте­че­ствен­ная куль­ту­ра сня­ла розо­вые очки и осо­зна­ла, что за луче­зар­ны­ми обе­ща­ни­я­ми о «евро­пей­ской Рос­сии» буду­ще­го гото­ви­лось совер­шен­но иное.

Одна­ко спра­вед­ли­во и то, что скан­дал с Pussy Riot стал для неко­то­рых участ­ниц груп­пы карьер­ным гам­би­том. Сей­час кол­лек­тив боль­ше похож на самый безум­ный со вре­мён «Тату» экс­порт­ный про­ект, чем на реаль­но опас­ную группировку.


Порнофильмы

Эта груп­па — бель­мо на гла­зу мно­гих. «Пор­но­филь­мы» не при­ни­ма­ют по самым раз­ным при­чи­нам и «пра­виль­ные» пан­ки, и пер­со­ны вро­де Заха­ра При­ле­пи­на. Послед­не­го, разу­ме­ет­ся, бесят либе­раль­но-настро­ен­ные пес­ни и низ­кая худо­же­ствен­ная цен­ность, а пан­ков — попу­ляр­ность, саунд, сошед­ший с эфи­ров «Наше­го радио», и лири­че­ские трю­из­мы. Уже по при­чине тако­го «неудоб­ства» для самых раз­ных фрак­ций «ПФ» мож­но сме­ло запи­сать в пан­ков. Хотя име­ют­ся и более вес­кие аргу­мен­ты: напри­мер, «Пор­но­филь­мы» при сво­ей попу­ляр­но­сти умуд­ри­лись остать­ся груп­пой с весь­ма чистой репу­та­ци­ей — ника­ких кон­цер­тов на «НАШЕ­ствии» в их туро­вой дея­тель­но­сти нет.

Глав­ное, что груп­па смог­ла сохра­нить инте­рес слу­ша­те­лей к гитар­ной музы­ке, кото­рая не боит­ся кри­ти­ко­вать истеб­лиш­мент. И хотя оче­вид­но, что основ­ной адре­сат «ПФ» — это «сред­няк» и «нор­мис», но дру­го­го кол­лек­ти­ва, спо­соб­но­го при­влечь к себе столь­ко вни­ма­ния подоб­ной музы­кой, в Рос­сии деся­тых не было.


Sonic Death

«Сони­ки» — вто­рая по важ­но­сти груп­па Арсе­ния Моро­зо­ва, пан­ка-хип­сте­ра, при­вер­жен­ца DIY-эко­си­сте­мы и одно­го из самых извест­ных людей в оте­че­ствен­ном андеграунде.

Sonic Death нико­гда не игра­ли панк чисто­га­ном, пред­по­чи­тая ему гараж­ный рок и блэк-метал. Одна­ко конец нуле­вых и все деся­тые они про­ве­ли в роли зако­но­да­те­лей новой анде­гра­унд­ной тусов­ки тех, кто преж­де был слиш­ком мал, что­бы пом­нить исто­рию оте­че­ствен­но­го панка.

Было бы гром­ко заявить, что Моро­зов один на сво­их пле­чах взрас­тил новое поко­ле­ние апо­ло­ге­тов анде­гра­ун­да. Хотя в совре­мен­ном под­по­лье нет дру­гой груп­пы, столь близ­кой к пан­ков­ской эти­ке и вос­тре­бо­ван­ной, как Sonic Death. Пусть Home Punk — пес­ня-шут­ка, но для всех тех до-два­дца­ти­лет­них, кото­рые откры­ли панк через видео на Юту­бе и тема­ти­че­ские плей­ли­сты, не было иной пес­ни, кото­рая бы луч­ше охва­ти­ла назре­ва­ю­щий (ещё домаш­ний) нонконформизм.

Да и потом, что может быть кру­че, чем интер­вью Моро­зо­ва для пор­та­ла и цита­де­ли рус­ско­го DIY-пан­ка Sadwave, где лидер «Сони­ков» рас­кри­ти­ко­вал глав­но­го идо­ла нефор­ма­лов — Кур­та Кобей­на. Пусть чело­век не опре­де­ля­ет себя как пан­ка, но такая пози­ция — самое насто­я­щее трикс­тер­ство и при­мер, что пан­ком чело­век ста­но­вит­ся отнюдь не из-за суб­куль­тур­ной лояльности.


Читай­те так­же «„Всё порви, нач­ни сна­ча­ла“: исто­ки и буду­щее пост­пан­ка в Рос­сии»

Поделиться