Музы­каль­ный кри­зис, охва­тив­ший стра­ну, взы­ва­ет к све­жим жан­ро­вым фор­мам. Зна­чит, самое вре­мя вер­нуть­ся на шаг назад и вспом­нить, что рус­ский пост­панк — не все­гда то, чем кажется.

VATNIKSTAN вспо­ми­на­ет само­быт­ные оте­че­ствен­ные коман­ды жан­ра, почти забы­тые в наши дни, и пыта­ет­ся пред­ска­зать, ста­нут ли их твор­че­ские наход­ки акту­аль­ны сегодня.


Никто пока не зна­ет, как будет раз­ви­вать­ся музы­ка в Рос­сии. Очень веро­ят­но, что все уйдут в анде­гра­унд: с ожи­да­е­мой смер­тью стри­мин­гов рух­нет при­выч­ный фун­да­мент музы­каль­но­го биз­не­са. Послед­ние годы под­ска­зы­ва­ли, что нуж­но смот­реть в сто­ро­ну под­по­лья — ковид­ные огра­ни­че­ния при­ве­ли поп-сце­ну к кон­церт­ной стаг­на­ции и идей­но­му кри­зи­су. Анде­гра­унд же спо­кой­но жил в домаш­них усло­ви­ях, интер­не­те и барах, куда, вопре­ки все­му, сбе­га­лись огол­те­лые художники.

В этом под­по­лье — с тех пор, как в Рос­сию при­шла попу­ляр­ная музы­ка, — быто­вал один важ­ный, систе­мо­об­ра­зу­ю­щий жанр (впро­чем, сло­во «жанр» здесь очень услов­но). И прав­да, пост­панк был и оста­ёт­ся одним из маги­страль­ных направ­ле­ний в рус­ской музы­ке. Он про­шёл дол­гий путь от 80‑х до «здесь и сей­час»: гро­теск «Зву­ков Му», интим­ность ран­них «Кино», аван­гард­ная бес­ком­про­мисс­ность «Про­мыш­лен­ной архи­тек­ту­ры», носталь­гия «Утро» и Motorama, иро­ния «Буе­ра­ка», кри­вое зер­ка­ло «ГШ» и пафос Shortparis. Всё это лишь малая часть тех форм, кото­рые пост­панк при­нял в Рос­сии. Одна­ко, несмот­ря на весь этот калей­до­скоп, всё рав­но кажет­ся, что глав­ным пост­пан­ков­ским ори­ен­ти­ром на пост­со­вет­ском про­стран­стве оста­ёт­ся Joy Division.

Бело­рус­ская груп­па «Мол­чат дома» в Ман­че­сте­ре у дома Йена Кёртиса

Нынеш­нее вре­мя даёт понять, что вли­я­ние ман­че­стер­ских легенд не канет в лету. Уни­вер­саль­ный эсха­то­ло­ги­че­ский саунд Joy Division запро­сто усва­и­ва­ет­ся музы­кан­та­ми по всей пла­не­те, кото­рые нани­зы­ва­ют на него локаль­ные темы.

Впро­чем, с этим под­хо­дом есть ряд про­блем. Груп­па Йена Кёр­ти­са ста­ла вехой пост­пан­ка бла­го­да­ря футу­ри­сти­че­ско­му зву­ку, кото­рый пред­ста­ви­ла на двух аль­бо­мах. Никто не зву­чал так преж­де. Не тема­ти­ка песен, про­ни­зан­ная пред­чув­стви­ем бед­ствий и про­чим антро­по­ло­ги­че­ским пес­си­миз­мом, а сама фор­ма музы­ки Joy Division тол­ка­ла куль­ту­ру вперёд.

Но шли годы, и чем вли­я­тель­нее ста­но­ви­лась груп­па, тем мень­ше футу­риз­ма оста­ва­лось в её насле­дии. Joy Division пре­вра­ти­лись в зву­ко­вой канон для групп само­го раз­но­го поши­ба. Наслед­ни­ки не вно­си­ли достой­ных нова­ций — толь­ко вто­ри­ли мелан­хо­лии Кёр­ти­са, а харак­тер­ный саунд про­сто копи­ро­ва­ли. Эти груп­пы уже не име­ли ниче­го обще­го с футу­риз­мом, све­то­чем кото­ро­го когда-то ста­ли моло­дые манкунианцы.

В Рос­сии, где про­ис­хож­де­ние всей попу­ляр­ной музы­ки сплошь кон­тра­банд­ное, подоб­ный сце­на­рий был неиз­бе­жен. Даже сего­дня Joy Division оста­ют­ся для рус­ских команд роле­вой моде­лью — хотя, каза­лось бы, про­шло мно­го вре­ме­ни и доступ к фоно­те­ке пост­пан­ка теперь открыт каж­до­му. Сда­ёт­ся, это свя­за­но с тем, что сре­ди всех жан­ро­вых групп Joy Division оста­ют­ся самы­ми эмо­ци­о­наль­но понят­ны­ми и про­сты­ми в инстру­мен­таль­ном осво­е­нии. А какую дру­гую (кро­ме The Cure) пост­панк груп­пу вы смо­же­те пред­ста­вить как куми­ра молодёжи?

Про­бле­ма в том, что тра­ди­ция обра­щать­ся к леген­дам Ман­че­сте­ра идео­ло­ги­че­ски пре­вра­ща­ет жанр в нечто скуд­ное. пост­панк, если крат­ко, все­гда был в поис­ке новой фор­мы интел­лек­ту­аль­но­го и эмо­ци­о­наль­но­го выра­же­ния пере­лом­ных вре­мён. Он заме­ши­вал самые раз­ные жан­ры, стре­мил­ся сов­ме­стить несов­ме­сти­мое. И хотя наше вре­мя лишь под­ки­ды­ва­ет угля в котёл кано­ни­за­ции Joy Division, хочет­ся верить, что пере­лом­ная эпо­ха напом­нит и о дру­гих, хоро­шо забы­тых име­нах, что спо­соб­ны помочь осмыс­лить жут­кую и абсурд­ную реальность.

Новые вре­ме­на застав­ля­ют обра­тить­ся к исто­кам — в них все­гда оты­щет­ся вдох­но­ве­ние и исце­ле­ние. Мы собра­ли шесть гипо­те­ти­че­ских сце­на­ри­ев воз­рож­де­ния пост­пан­ка в Рос­сии — из наи­бо­лее ори­ги­наль­ных и само­быт­ных тра­ди­ций, что по раз­ным при­чи­нам не полу­чи­ли раз­ви­тия. Кажет­ся, сей­час самое вре­мя их оживить.


Авиа

Поче­му акту­аль­но: кари­ка­ту­ра на физ­куль­тур­но-гим­на­сти­че­скую совет­скую моби­ли­за­цию, чув­ству­ет­ся, сей­час при­дёт­ся как нель­зя кста­ти. «Авиа» остав­ля­ют эсте­ти­ку, но выры­ва­ют из неё идео­ло­ги­че­ское содер­жа­ние. При­мер­но так рабо­та­ют Laibach с Rammstein, толь­ко у «Авиа» вме­сто эсте­ти­ки шока — упор на юмор и тон­кую сатиру.

В наше вре­мя их след обна­ру­жи­ва­ет­ся частич­но в «Гро­мы­ке», частич­но у Shortparis. Но у пер­вых ско­рее про­сле­жи­ва­ет­ся паро­дия на совет­ские пес­ни и засе­да­ния Вер­хов­но­го Сове­та, у Shortparis — упор на хорео­гра­фию да арти­сти­че­ская схо­жесть Комя­ги­на с Ада­син­ским. Пря­мо­го же про­дол­же­ния дела «Авиа» в Рос­сии не появи­лось. Ины­ми сло­ва­ми, есть ещё смысл выстро­ить новую шерен­гу арти­стов вслед за ленин­град­ской группой.

С чего позна­ко­мить­ся: «Авиа» — это не столь­ко груп­па, сколь­ко визу­аль­но-музы­каль­ное пред­став­ле­ние. Поэто­му реко­мен­до­вать тут нуж­но не пес­ню или аль­бом, а кон­крет­ное выступ­ле­ние. Что может быть пока­за­тель­нее, чем кон­церт 1991 года? «Авиа» здесь во всей кра­се: паро­дия на моби­ли­зо­ван­ных по-ору­эл­лов­ски граж­дан соче­та­ет­ся с искрен­ним вос­хи­ще­ни­ем совет­ским аван­гар­дом 1920‑х. А ещё кон­струк­ти­виз­мом, инду­стри­аль­ной музы­кой и теат­ром Мей­ер­холь­да. Laibach для подоб­но­го шоу при­шлось лететь в КНДР, а «Авиа» с тем же успе­хом спра­ви­лись дома.


Николай Коперник

Поче­му акту­аль­но: послед­ние пару лет в медиа шли раз­го­во­ры о появ­ле­нии «новых груст­ных» — не свя­зан­ных друг с дру­гом моло­дых арти­стов, рефлек­си­ру­ю­щих совре­мен­ную Рос­сию на мелан­хо­ли­че­ский лад. Часто отме­ча­ли, что у этой вол­ны музы­кан­тов до сих пор нет уль­ти­ма­тив­но­го аль­бо­ма, что стал бы нари­ца­тель­ным для буду­щих поко­ле­ний. Выска­зы­ва­лась мысль, что инстру­мен­таль­но бога­тый Pop Trip «Источ­ни­ка» — пер­вый шаг навстре­чу завет­ной пластинке.

Может стать­ся, для поис­ков уже есть недур­ной ори­ен­тир — одна из самых тон­ких и инстру­мен­таль­но талант­ли­вых групп СССР. В отли­чие от «новых груст­ных», музы­ка «Копер­ни­ка» игно­ри­ро­ва­ла повсе­днев­ность, пред­по­чи­тая ей рем­бов­ские оза­ре­ния. Но на инту­и­тив­ном уровне Юрий Орлов видит­ся далё­ким пред­те­чей нынеш­них мелан­хо­ли­ков. Калей­до­ско­пи­че­ская тос­ка того же Pop Trip наво­дит на парал­ле­ли с «копер­ни­ков­ски­ми» том­ны­ми придыханиями.

С чем позна­ко­мить­ся: меди­та­тив­ные «Дым­ки» — шедевр «Нико­лая Копер­ни­ка». Ари­сто­кра­тич­ность Джо­на Кей­ла встре­ча­ет­ся здесь с холод­ным глэмом Дэви­да Силь­ви­а­на и иллю­зи­я­ми фран­цуз­ских символистов.


Телевизор

Поче­му акту­аль­но: в луч­ших сво­их про­яв­ле­ни­ях ори­ги­наль­ный пост­панк был музы­каль­ной фор­мой обще­ствен­но-худо­же­ствен­ной кри­ти­ки. Пожа­луй, что «Теле­ви­зор» вос­при­ня­ли этот аспект удач­нее всех. Их музы­ка была одно­вре­мен­но тан­це­валь­ной и кри­ти­ку­ю­щей — доста­ва­лось как поли­ти­че­ско­му строю, так и обще­ствен­но­му в целом. Анга­жи­ро­ван­ность, отда­ю­щая Gang of Four, и пси­хо­па­ти­че­ская инто­на­ция в духе Дэви­да Бир­на сде­ла­ла «Теле­ви­зор» уни­каль­ной, но доступ­ной груп­пой совет­ско­го нью-вейва.

Налёт поли­ти­че­ской осо­знан­но­сти с тан­ца­ми сей­час мик­су­ют мно­гие груп­пы, но зача­стую они избе­га­ют пря­мых оце­нок. Пря­мо­ли­ней­ность — то, чему мож­но поучить­ся у «Теле­ви­зо­ра».

С чем позна­ко­мить­ся: разу­ме­ет­ся, «Сыт по гор­ло». В опре­де­лён­ном смыс­ле цен­тро­вая пес­ня «Теле­ви­зо­ра», слов­но выте­ка­ю­щая из назва­ния груп­пы — если не счи­тать тре­ка «С вами гово­рит теле­ви­зор». Что забав­но, дик­ция Миха­и­ла Бор­зы­ки­на в «Сыт по гор­ло» ретро­спек­тив­но может напом­нить Бог­да­на Тито­ми­ра. И это отнюдь не повод к насмеш­кам, а при­ём эври­сти­ки: стыд попсы рух­нул, и теперь подоб­ные ассо­ци­а­ции рас­кры­ва­ют новые гра­ни у твор­че­ства легенд. Ново­му поко­ле­нию «сытых по гор­ло» — хочет­ся верить, они не пере­ве­лись — сов­па­де­ния и неожи­дан­ные отсыл­ки могут дать све­жие идеи кри­ти­ки поп-культуры.


Промышленная архитектура

Поче­му акту­аль­но: пер­вая аль­тер­на­ти­ва Joy Division, что при­хо­дит на ум, — Public Image LTD. Оно понят­но: лишён­ная загроб­но­го пафо­са, рит­ми­че­ски более «гру­во­вая» музы­ка от быв­ше­го фронт­ме­на Sex Pistols даёт пря­мые дока­за­тель­ства раз­но­об­ра­зия пост­пан­ка. В том же све­те пред­став­ле­на и ново­си­бир­ская груп­па «Про­мыш­лен­ная архи­тек­ту­ра», кото­рая зву­чит как помесь PIL и Wire, запи­сан­ная на совет­скую аппа­ра­ту­ру. Отлич­ный при­мер того, что (пост)советскую пара­нойю мож­но выра­зить более тон­ким спек­тром при­ё­мов, чем пере­чис­ле­ние новостро­ек и ску­пой колд-вейв­ный акком­па­не­мент на сти­хи Бори­са Рыжего.

С чем позна­ко­мить­ся: без лиш­них слов — пес­ня «Поли­ти­че­ский труп».


Тупые

Поче­му акту­аль­но: хотя бы пото­му, что пес­ня «Рус­ский ренес­санс» сего­дня зву­чит почти про­ро­че­ством. В осталь­ном «Тупые», наря­ду со «Зву­ка­ми Му» и парой-трой­кой дру­гих оте­че­ствен­ных про­ек­тов, — хоро­шее сви­де­тель­ство тому, что пост­панк не обя­за­тель­но дол­жен вво­дить в грусть. Напро­тив — они одно­знач­но уло­ви­ли дух рок-н-рол­ла и хоро­шо зна­ли, где любой жанр начи­на­ет­ся, а где заканчивается.

По этой при­чине «Тупые» доволь­но лег­ко пере­клю­ча­лись меж­ду замыс­ло­ва­то­стью пост­пан­ка, про­сто­той сёр­фа и нуар­но­стью джа­за. Балан­си­ро­ва­ли эти цир­ка­чи за счёт инто­на­ции ушед­ше­го в июле 2020-го Дмит­рия Голу­бе­ва. Спе­ци­фи­ка его вока­ла в том, что слу­шать мож­но, не вслу­ши­ва­ясь в сло­ва. Ещё важ­нее, что тек­сты «Тупых» при таком под­хо­де не ста­ли бес­смыс­лен­ной сюр­ре­а­ли­стич­ной отсе­бя­ти­ной, наце­лен­ной исклю­чи­тель­но на фоне­ти­че­ски удач­ное сочетание.

Хит­рая и весё­лая игра слов, взры­во­опас­ная сек­су­аль­ность и камер­ная атмо­сфе­ра сде­ла­ли груп­пу сво­е­го рода рус­ским фили­а­лом «Каба­ре Воль­тер» — зна­ме­ни­той колы­бе­ли дада­и­стов. «Тупые» смог­ли стать арт-груп­пой, кото­рая не зву­чит как обслу­га интел­лек­ту­аль­ных и куль­тур­ных гос­под. Чем не при­мер для подражания?

С чем позна­ко­мить­ся: слож­но выбрать един­ствен­ную пес­ню, кро­ме хре­сто­ма­тий­но­го «Ренес­сан­са». Но, пожа­луй, не будет ошиб­кой пред­ло­жить к про­слу­ши­ва­нию «Голос из кана­ли­за­ции». За скры­той про­сто­той — в духе богем­но­го гим­на «Голубь» от «Зву­ков Му» — тут мож­но раз­гля­деть фир­мен­ный интел­лект «Тупых». Голу­бев — ни дать ни взять про него пес­ня Мамо­но­ва — поёт буд­то из утро­бы циви­ли­за­ции. Нахо­дясь в самом низу обще­ства, но взи­рая на него гла­за­ми судьи. Образ кло­аки здесь не слу­ча­ен: как извест­но, имен­но сор­тир явля­ет­ся еди­ни­цей изме­ре­ния циви­ли­за­ции. Архео­ло­ги назы­ва­ют посе­ле­ние горо­дом, толь­ко если в нём нали­че­ству­ет канализация.


Соломенные еноты

Поче­му акту­аль­но: Борис Усов сам собой при­хо­дит на ум, когда про­гноз на буду­щее — (само)изоляция в анде­гра­ун­де. Худрук «Соло­мен­ных ено­тов» и идей­ный лидер сце­ны фор­мей­ше­на всю жизнь отли­чал­ся бес­ком­про­мисс­ным игно­ри­ро­ва­ни­ем все­го, что выхо­дит за пре­де­лы под­по­лья. К внеш­не­му миру, что пытал­ся вторг­нуть­ся в уют­ные анде­гра­унд­ные зако­ул­ки, Усов отно­сил­ся весь­ма враждебно.

Может быть, образ жиз­ни и пози­ци­о­ни­ро­ва­ние Бори­са неволь­но ста­нут роле­вы­ми моде­ля­ми для ново­го вре­ме­ни. Усов выстро­ил меж­ду собой и миром целый бес­ти­а­рий из песен­ных обра­зов, как буд­то нароч­но пере­де­лав эзо­пов язык из инстру­мен­та цен­зу­ры в при­ём, обна­жа­ю­щий оскал.

С чем позна­ко­мить­ся: Если у близ­ко­го к Усо­ву Лето­ва мож­но было бы выбрать несколь­ко клас­си­че­ских репре­зен­та­тив­ных песен, то с «Соло­мен­ны­ми ено­та­ми» так не полу­чит­ся. Все пес­ни здесь более-менее рав­ны, выде­ля­ют­ся ско­рее отдель­ные цита­ты. Поэто­му и зна­ко­мить­ся мож­но начать бук­валь­но с любой из них. Хотя в совре­мен­ном кон­тек­сте осо­бен­но иро­ни­че­ски слу­ша­ют­ся «Ника­ко­го интер­не­та нет» и «Nazi лозунг».


Читай­те так­же «Носталь­ги­че­ское воз­вра­ще­ние в твор­че­стве „Соло­мен­ных ено­тов“».

Поделиться