Для всех, в ком страсть к видеоиграм густо перемешана с любовью к родине, составили зимне-новогоднюю подборку, в которую постарались включить как исторические гейм-артефакты, так и тихие шедевры от инди-разработчиков. Пускай другие перепроходят на «Гарри Поттера» и «Мафию II», а нас с вами ждёт квест о мужичке из мультфильма «Падал прошлогодний снег», езда на санках и путешествие из Петрозаводска в заснеженную бесконечность.
С Рождеством! (1994)
God Jul! — почему-то именно такое международное (скандинавское) название дала своему аркадному детищу студия Nikita, в 90‑е регулярно поставлявшая в отечественные компьютеры яркие «игрушки» для детей и взрослых. В 2024 году дворник, расчищающий снег на крыльце дома Деда Мороза, отмечает 30-летний юбилей. За минувшие годы трудяга хотя и постарел, но ни капли не изменился и по-прежнему готов к работе. Конечно, если вы ему поможете.
Делать уборку не так просто, как кажется: с крыши будут регулярно валиться сосульки, а это означает, во-первых, дополнительную нагрузку, а во-вторых, что герою придётся беречь голову. Время не терпит: пройти три «уборочных» уровня необходимо до наступления Нового года — то есть, если верить часам в правой части экрана, за 15 минут.
Зато и награда достойная: после первого этапа новогодний волшебник пожмёт дворнику руку, после второго — вручит мешок с подарком, а в финале — раз, два, три, ёлочка, гори! И возможность внести своё имя в список «первых лопат» — согласитесь, ради такого стоит постараться.
Падал прошлогодний снег 2 (2005)
«Точно не скажешь, но давненько когда-то, ещё в староглиняные времена, в одной пластилиновой местности…» Ну а дальше сами знаете. А если нет, не пора ли исправить?
Первая игра по мотивам бессмертного анимационного произведения Александра Татарского вышла в 2003 году. Квест «Падал прошлогодний снег», по замечаниям критиков, слишком удалился от атмосферы первоисточника — даже голос актёра Станислава Садальского, озвучившего мультфильм в 1983 году, не спасал. Главное, что в нём «маловато было» снега — а что это за жизнь без снега? Ну в смысле без «пианины». Но и без снега тоже.
Два года спустя разработчики решили исправиться: в сиквеле есть даже тот самый мостик, по которому сварливая жена гонит мужика в лес за ёлочкой. По нему мы, правда, долго не погуляем, зато исследуем родную деревню главного героя и её окрестности. И даже заглянем на новогоднее застолье к застывшей перед телевизором пластилиновой парочке.
Визуальная часть игры оставляет приятные впечатления — пластилиново и с душой. А вот с загадками всё не так однозначно: с одной стороны, они, прямо в духе оригинала, странные и сюрреалистичные, но с другой — тут ведь надо не просто следить за сюжетом, а предугадывать его, что порой совсем нелегко.
Ну вот, к примеру: хочет мужик войти в дом. Закрыто. Тогда надо постучать в окно. После этого догадаться, что дверь каким-то образом больше не заперта. Заходим: видим — новогодняя ёлка. Следует её взять, вынести на улицу и в строго определённом месте (а не где попало) отпустить в лес — деревце убежит, энергично шевеля корнями. Возвращаемся в дом, и вот почему-то только теперь можно поговорить с хозяевами и получить приглашение к столу. Каково?
К счастью, выход есть: можно проходить квест, положив рядом составленную первопроходцами «дорожную карту». Каждый раз, когда очередная «неразрешимая» задача делает процесс скучным, не стесняйтесь подсматривать, что предпринять дальше. Да, это не очень честно — зато игра вместо того, чтобы уничтожать нервные клетки, станет своего рода интерактивным фильмом и практически гарантированно вас развлечёт.
Чукча в большом городе (2007)
Легендарный герой анекдотов (тот самый, который не чукча-читатель, а чукча-писатель) получает от шамана поручение: разыскать «зверя с сильной челюстью», который способен «свернуть шею» большой змее, угрожающей залить Тундру «страшным чёрным ядом». Чукча собирается в дорогу и доезжает на лыжах сначала до города Тундринска, а затем и до зимней Москвы.
В столице России спасителю придётся побывать в гостях у президента и в мавзолее, исследовать метро и свалиться в разрытую могилу — в общем, буквально изучить жизнь мегаполиса снизу доверху. При этом чукча не утрачивает бодрости духа и желания помогать окружающим, что, согласно рецензии журнала «Игромания», делает его поистине народным героем:
«Чукча, несмотря на всю свою мифологическую глупость, оказывается чуть ли не единственным человеком, способным справиться с ворохом общероссийских болячек. <…> Он помогает всем и вся: кормит голодных, обеспечивает теплом замерзающий Тундринск, спасает попавших в ДТП и даже ловит сбежавших из зоопарка зверюшек. И всё это не ради славы или успеха, а исключительно потому, что иначе, по искреннему убеждению чукчи, просто никак».
Конечно, утрированный взгляд на представителей народов Крайнего Севера вряд ли вписывается в современные понятия о политкорректности, а потому игру следует считать устаревшей — скорее артефактом, чем полноценным развлечением. Но что поделаешь: всем, кто захочет вернуть 2007‑й, придётся смириться в том числе и с его очевидными недостатками. Которые, впрочем, не отменяют достоинств.
«Игра напоминает сеанс оздоровительной психотерапии с наивным милым чукчей в качестве доктора, который с улыбкой на лице произносит: “Так дальше жить нельзя, однако!”»
Личный компьютерный психотерапевт — не это ли нам всем сейчас нужно? Пускай и в неполиткорректном формате.
New Year Mod 2013 (2012)
Игры серии Grand Theft Auto — не только классика жанра action adventure, но и плацдарм для экспериментов так называемых «мододелов». Пока одни вносят в игры точечные изменения, другие создают «глобальные моды», то есть собственные любительские игры на «гэтэашном» фундаменте.
В конце 2012 года отечественные умельцы представили публике переделку GTA: San Andreas, куда, как можно догадаться из названия, добавили возможность отметить зимние праздники для протагониста Карла Джонсона и его товарищей. Правда, без снега, но не беда: по замечанию одного из обзорщиков, разместить в игре сугробы и снежинки можно самостоятельно, установив для этого отдельную «улучшалку» — Snow San Andreas 2011 HQ, например.
Итак, наш герой, которого новая возлюбленная ласково называет Морозко, переоделся в костюм Санта-Клауса и притащил к себе на район огромную нарядную ель. Тут бы и перейти к торжествам, но покой гангстерам только снится: придётся повоевать с агрессивно настроенными мексиканцами и даже с русской мафией. И стрелять в противников вы будете, уж конечно, не снежками.
Зато следующее задание (а всего их три — немного, но не забывайте, что игру делали любители) подарит незабываемую поездку на санках, причём не только с горки, но и по автостраде, пока следом мчится полиция. Про поговорку «любишь кататься, люби и саночки возить» можно забыть: озорные разработчики снабдили сани мотором от квадроцикла: гоняй — не хочу. Вот и гоняйте себе, пока не надоест, а в финале не забудьте поднять бокальчик шампанского. С новым счастьем, San Andreas!
Irony of Nightmare (2017)
Пока старшее поколение в очередной раз пересматривает The Irony of Fate, в смысле «Иронию судьбы» Эльдара Рязанова, почему бы вам не «погамать» в «Иронию ночного кошмара» от Steppe Hare Studio? Если, конечно, нервы крепки: игра-то хоть и новогодняя, но в жанре хоррор.
Всё начинается с небольшой рекурсии: вы сидите за компьютером и смотрите в экран, в котором видите экран, в который смотрит главный герой, который тоже сидит за компьютером. Неподалёку, на стене, висит записка: домашние сообщают, что украсили ёлку — мол, хватит торчать в своей комнате, сходи да посмотри.
Как видно, отношения с родными у персонажа натянутые: шарики на дереве складываются в не самую дружелюбную надпись «умри». После чего во всём доме гаснет свет, и начинается ужас с призраками, скримерами и окровавленным бьющимся сердцем, которое крутится в СВЧ-печке. В общем, тот ещё праздничек подготовили нам инди-творцы.
В Irony of Nightmare предусмотрено несколько концовок: одна с положительным исходом, все остальные — неудовлетворительные. Вероятность, что вы с первого раза сделаете всё верно, невелика, поэтому при необходимости пользуйтесь подсказками. Ну или готовьтесь раз за разом перезапускать игру и тыкаться туда-сюда до победного конца. Благо сюжетная линия коротка, а новогодние каникулы длятся долго.
ШХД: Зима (2019)
Добро пожаловать в типичную советскую однушку. Подчёркивая общее одиночество игровой вселенной, тишина здесь стоит такая, что хочется проверить, в норме ли динамики. За окном метель, сверху одинокая лампочка без абажура. Можно оживить радио, которое передаёт странноватые радиоспектакли, можно включить и тут же выключить сломанный телевизор. Или зайти в ванную, пошвыряться предметами, понадкусывать продукты из холодильника и даже выпить таблетку.
Наскучило? Идёмте гулять. Хотите — через дверь, а хотите — кубарем с балкона. Прыжки из окон здесь не приносят вреда здоровью: выбраться из этого мира нельзя даже таким способом. Как писал классик, что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться. И нет ничего нового под усталым светом уличных фонарей. Такая вот бессюжетная экзистенциальщина.
На игру, известную под неофициальным прозвищем «симулятор хрущёвки», созданную поэтом Ильёй Мазо в качестве дополнения к собственному сборнику стихов о зиме, есть два основных взгляда. Первый — геймерский, скорее, негативный, где любовь если и возникает, то не благодаря, а вопреки. В 2021 году один из авторов портала StopGame писал:
«Игрой я её назвать не могу, ибо это не игра. Локация с практически ничем. Буквально. Есть только наша квартира, подъезд, два дворика и ещё несколько домов, абсолютно пустых. В некоторые квартиры и дома с помощью багов можно спокойно проникать, но делать там всё равно нечего… <…>
[При этом] мне это кажется ламповой штучкой <…> где есть что-то, что напоминает мне о том, что было когда-то очень давно, что почти забылось визуально, но хорошо помнится эмоционально. Это то место, где я могу вспомнить свой родной город и моменты из него, где я всегда могу вдохнуть полной грудью холодного зимнего воздуха, разбавленного пикселями и атмосферой через экран монитора, это то, где я могу побыть с самим собой наедине. <…>
Не представляю, чем тут можно заниматься больше двух часов, хоть сам уже и наиграл порядка сорока».
Второй взгляд — эстетский и более вдумчивый. В 2019 году «Афиша» ненавязчиво обращала внимание на детали, из которых состоит «ШХД: Зима». Щёлкнешь на отмеченный плюсом фрагмент иллюстрации — прочитаешь комментарий от игрового дизайнера Александра Игнатова, соавтора Ильи Мазо. К примеру, оказывается, что в основе места действия лежит не Россия вообще, а конкретный город Петрозаводск:
«Вдохновлялся петрозаводскими районами, в которых я рос, и особенно Кукковкой, домами, которые вижу вокруг себя. Я вырос в спальном районе — панельки, многоэтажки, много простора и свежего воздуха, потому что вокруг, до самого горизонта — леса».
Магазин «Продукты» на первом этаже дома — круглосуточный продмаг, куда в реальной жизни ходит Игнатов. А салон красоты «Эльза», расположенный дальше по улице, обладает «очень российским дизайном», который «щемит душу».
«Сколько сил мы потратили на свечение вывесок! Долго пытались сделать свет немного расплывчатым, потому что зимой вокруг искусственного света есть ореолы, как будто вы плакали».
В общем, при определённом настроении исследовать «ШХД» можно бесконечно. Главное, выходя из подъезда на прогулку, запомните примерное расположение вашего жилища. А то потом будете плутать по заснеженным дворам, постепенно теряя надежду вернуться домой.
The Night in a Village (2021)
Сидите вы, значит, у себя в избе, справляете Новый год — и вдруг всё вокруг как заходит ходуном. Вы отправляетесь посмотреть, что случилось, и обнаруживаете, что в ваш дом на полном ходу влетели сани Деда Мороза. Дедушка не справился с управлением и просит у вас конфет, чтобы подкрепить силы.
А где же их взять? Ну конечно, вытащить изнутри зомби-снеговиков, которые как раз в это самое время решили атаковать хутор, швыряясь холодными снежками. Вас ждёт пять уровней, во время которых вы будете бегать, прыгать, уворачиваться от кусков снега и кидать снежные шары в ответ. Да, нелёгкое это дело — быть в помощниках у Деда Мороза.
Зато игра бесплатная — создатели призывают свободно скачивать её, ничего не требуя взамен, и называют свой труд «поздравительной открыткой». Скромники. Игрушка, получилась, может, не особенно изысканная, зато довольно «залипательная». Вот вам, снеговички! И ещё. И ещё!
Любопытный момент: по мнению разработчиков, прохождение «Ночи на хуторе» должно занять у игрока всего полчаса. Ну, тут смотря, какой игрок. Ваш покорный (и не особенно меткий) слуга возится уже четвёртый день — и это явно не предел. По этой причине обещанный авторами «ошеломительный» финал прокомментировать не выйдет — до него ещё играть и играть. Может быть, у вас, читатель, лучше получится?
Читайте также «От сейфа-холодильника до GTA про котиков: восемь ностальгических игр компании „1С“»