Симулятор хрущёвки и санки c мотором в GTA: российские игры про зиму и Новый год

Для всех, в ком страсть к видео­иг­рам густо пере­ме­ша­на с любо­вью к родине, соста­ви­ли зимне-ново­год­нюю под­бор­ку, в кото­рую поста­ра­лись вклю­чить как исто­ри­че­ские гейм-арте­фак­ты, так и тихие шедев­ры от инди-раз­ра­бот­чи­ков. Пус­кай дру­гие пере­про­хо­дят на «Гар­ри Пот­те­ра» и «Мафию II», а нас с вами ждёт квест о мужич­ке из мульт­филь­ма «Падал про­шло­год­ний снег», езда на сан­ках и путе­ше­ствие из Пет­ро­за­вод­ска в засне­жен­ную бесконечность.


С Рождеством! (1994)

God Jul! — поче­му-то имен­но такое меж­ду­на­род­ное (скан­ди­нав­ское) назва­ние дала сво­е­му аркад­но­му дети­щу сту­дия Nikita, в 90‑е регу­ляр­но постав­ляв­шая в оте­че­ствен­ные ком­пью­те­ры яркие «игруш­ки» для детей и взрос­лых. В 2024 году двор­ник, рас­чи­ща­ю­щий снег на крыль­це дома Деда Моро­за, отме­ча­ет 30-лет­ний юби­лей. За минув­шие годы тру­дя­га хотя и поста­рел, но ни кап­ли не изме­нил­ся и по-преж­не­му готов к рабо­те. Конеч­но, если вы ему помо­же­те.

Делать убор­ку не так про­сто, как кажет­ся: с кры­ши будут регу­ляр­но валить­ся сосуль­ки, а это озна­ча­ет, во-пер­вых, допол­ни­тель­ную нагруз­ку, а во-вто­рых, что герою при­дёт­ся беречь голо­ву. Вре­мя не тер­пит: прой­ти три «убо­роч­ных» уров­ня необ­хо­ди­мо до наступ­ле­ния Ново­го года — то есть, если верить часам в пра­вой части экра­на, за 15 минут.

God Jul! (1994)

Зато и награ­да достой­ная: после пер­во­го эта­па ново­год­ний вол­шеб­ник пожмёт двор­ни­ку руку, после вто­ро­го — вру­чит мешок с подар­ком, а в фина­ле — раз, два, три, ёлоч­ка, гори! И воз­мож­ность вне­сти своё имя в спи­сок «пер­вых лопат» — согла­си­тесь, ради тако­го сто­ит постараться.


Падал прошлогодний снег 2 (2005)

«Точ­но не ска­жешь, но дав­нень­ко когда-то, ещё в ста­ро­гли­ня­ные вре­ме­на, в одной пла­сти­ли­но­вой мест­но­сти…» Ну а даль­ше сами зна­е­те. А если нет, не пора ли испра­вить?

Пер­вая игра по моти­вам бес­смерт­но­го ани­ма­ци­он­но­го про­из­ве­де­ния Алек­сандра Татар­ско­го вышла в 2003 году. Квест «Падал про­шло­год­ний снег», по заме­ча­ни­ям кри­ти­ков, слиш­ком уда­лил­ся от атмо­сфе­ры пер­во­ис­точ­ни­ка — даже голос актё­ра Ста­ни­сла­ва Садаль­ско­го, озву­чив­ше­го мульт­фильм в 1983 году, не спа­сал. Глав­ное, что в нём «мало­ва­то было» сне­га — а что это за жизнь без сне­га? Ну в смыс­ле без «пиа­ни­ны». Но и без сне­га тоже.

Два года спу­стя раз­ра­бот­чи­ки реши­ли испра­вить­ся: в сикве­ле есть даже тот самый мостик, по кото­ро­му свар­ли­вая жена гонит мужи­ка в лес за ёлоч­кой. По нему мы, прав­да, дол­го не погу­ля­ем, зато иссле­ду­ем род­ную дерев­ню глав­но­го героя и её окрест­но­сти. И даже загля­нем на ново­год­нее засто­лье к застыв­шей перед теле­ви­зо­ром пла­сти­ли­но­вой парочке.

Падал про­шло­год­ний снег 2 (2005)

Визу­аль­ная часть игры остав­ля­ет при­ят­ные впе­чат­ле­ния — пла­сти­ли­но­во и с душой. А вот с загад­ка­ми всё не так одно­знач­но: с одной сто­ро­ны, они, пря­мо в духе ори­ги­на­ла, стран­ные и сюр­ре­а­ли­стич­ные, но с дру­гой — тут ведь надо не про­сто сле­дить за сюже­том, а преду­га­ды­вать его, что порой совсем нелегко.

Ну вот, к при­ме­ру: хочет мужик вой­ти в дом. Закры­то. Тогда надо посту­чать в окно. После это­го дога­дать­ся, что дверь каким-то обра­зом боль­ше не запер­та. Захо­дим: видим — ново­год­няя ёлка. Сле­ду­ет её взять, выне­сти на ули­цу и в стро­го опре­де­лён­ном месте (а не где попа­ло) отпу­стить в лес — дерев­це убе­жит, энер­гич­но шеве­ля кор­ня­ми. Воз­вра­ща­ем­ся в дом, и вот поче­му-то толь­ко теперь мож­но пого­во­рить с хозя­е­ва­ми и полу­чить при­гла­ше­ние к сто­лу. Каково?

Падал про­шло­год­ний снег 2 (2005)

К сча­стью, выход есть: мож­но про­хо­дить квест, поло­жив рядом состав­лен­ную пер­во­про­ход­ца­ми «дорож­ную кар­ту». Каж­дый раз, когда оче­ред­ная «нераз­ре­ши­мая» зада­ча дела­ет про­цесс скуч­ным, не стес­няй­тесь под­смат­ри­вать, что пред­при­нять даль­ше. Да, это не очень чест­но — зато игра вме­сто того, что­бы уни­что­жать нерв­ные клет­ки, ста­нет сво­е­го рода интер­ак­тив­ным филь­мом и прак­ти­че­ски гаран­ти­ро­ван­но вас развлечёт.


Чукча в большом городе (2007)

Леген­дар­ный герой анек­до­тов (тот самый, кото­рый не чук­ча-чита­тель, а чук­ча-писа­тель) полу­ча­ет от шама­на пору­че­ние: разыс­кать «зве­ря с силь­ной челю­стью», кото­рый спо­со­бен «свер­нуть шею» боль­шой змее, угро­жа­ю­щей залить Тунд­ру «страш­ным чёр­ным ядом». Чук­ча соби­ра­ет­ся в доро­гу и доез­жа­ет на лыжах сна­ча­ла до горо­да Тунд­рин­ска, а затем и до зим­ней Москвы.

В сто­ли­це Рос­сии спа­си­те­лю при­дёт­ся побы­вать в гостях у пре­зи­ден­та и в мав­зо­лее, иссле­до­вать мет­ро и сва­лить­ся в раз­ры­тую моги­лу — в общем, бук­валь­но изу­чить жизнь мега­по­ли­са сни­зу довер­ху. При этом чук­ча не утра­чи­ва­ет бод­ро­сти духа и жела­ния помо­гать окру­жа­ю­щим, что, соглас­но рецен­зии жур­на­ла «Игро­ма­ния», дела­ет его поис­ти­не народ­ным героем:

«Чук­ча, несмот­ря на всю свою мифо­ло­ги­че­скую глу­пость, ока­зы­ва­ет­ся чуть ли не един­ствен­ным чело­ве­ком, спо­соб­ным спра­вить­ся с воро­хом обще­рос­сий­ских боля­чек. <…> Он помо­га­ет всем и вся: кор­мит голод­ных, обес­пе­чи­ва­ет теп­лом замер­за­ю­щий Тунд­ринск, спа­са­ет попав­ших в ДТП и даже ловит сбе­жав­ших из зоо­пар­ка зве­рю­шек. И всё это не ради сла­вы или успе­ха, а исклю­чи­тель­но пото­му, что ина­че, по искрен­не­му убеж­де­нию чук­чи, про­сто никак».

Чук­ча в боль­шом горо­де (2007)

Конеч­но, утри­ро­ван­ный взгляд на пред­ста­ви­те­лей наро­дов Край­не­го Севе­ра вряд ли впи­сы­ва­ет­ся в совре­мен­ные поня­тия о полит­кор­рект­но­сти, а пото­му игру сле­ду­ет счи­тать уста­рев­шей — ско­рее арте­фак­том, чем пол­но­цен­ным раз­вле­че­ни­ем. Но что поде­ла­ешь: всем, кто захо­чет вер­нуть 2007‑й, при­дёт­ся сми­рить­ся в том чис­ле и с его оче­вид­ны­ми недо­стат­ка­ми. Кото­рые, впро­чем, не отме­ня­ют достоинств.

«Игра напо­ми­на­ет сеанс оздо­ро­ви­тель­ной пси­хо­те­ра­пии с наив­ным милым чук­чей в каче­стве док­то­ра, кото­рый с улыб­кой на лице про­из­но­сит: “Так даль­ше жить нель­зя, однако!”»

Лич­ный ком­пью­тер­ный пси­хо­те­ра­певт — не это ли нам всем сей­час нуж­но? Пус­кай и в непо­лит­кор­рект­ном формате.


New Year Mod 2013 (2012)

Игры серии Grand Theft Auto — не толь­ко клас­си­ка жан­ра action adventure, но и плац­дарм для экс­пе­ри­мен­тов так назы­ва­е­мых «модо­де­лов». Пока одни вно­сят в игры точеч­ные изме­не­ния, дру­гие созда­ют «гло­баль­ные моды», то есть соб­ствен­ные люби­тель­ские игры на «гэт­эаш­ном» фундаменте.

В кон­це 2012 года оте­че­ствен­ные умель­цы пред­ста­ви­ли пуб­ли­ке пере­дел­ку GTA: San Andreas, куда, как мож­но дога­дать­ся из назва­ния, доба­ви­ли воз­мож­ность отме­тить зим­ние празд­ни­ки для про­та­го­ни­ста Кар­ла Джон­со­на и его това­ри­щей. Прав­да, без сне­га, но не беда: по заме­ча­нию одно­го из обзор­щи­ков, раз­ме­стить в игре сугро­бы и сне­жин­ки мож­но само­сто­я­тель­но, уста­но­вив для это­го отдель­ную «улуч­шал­ку» — Snow San Andreas 2011 HQ, напри­мер.

New Year Mod 2013 (2012)

Итак, наш герой, кото­ро­го новая воз­люб­лен­ная лас­ко­во назы­ва­ет Мороз­ко, пере­одел­ся в костюм Сан­та-Клау­са и при­та­щил к себе на рай­он огром­ную наряд­ную ель. Тут бы и перей­ти к тор­же­ствам, но покой ганг­сте­рам толь­ко снит­ся: при­дёт­ся пово­е­вать с агрес­сив­но настро­ен­ны­ми мек­си­кан­ца­ми и даже с рус­ской мафи­ей. И стре­лять в про­тив­ни­ков вы буде­те, уж конеч­но, не снежками.

Зато сле­ду­ю­щее зада­ние (а все­го их три — немно­го, но не забы­вай­те, что игру дела­ли люби­те­ли) пода­рит неза­бы­ва­е­мую поезд­ку на сан­ках, при­чём не толь­ко с гор­ки, но и по авто­стра­де, пока сле­дом мчит­ся поли­ция. Про пого­вор­ку «любишь катать­ся, люби и саноч­ки возить» мож­но забыть: озор­ные раз­ра­бот­чи­ки снаб­ди­ли сани мото­ром от квад­ро­цик­ла: гоняй — не хочу. Вот и гоняй­те себе, пока не надо­ест, а в фина­ле не забудь­те под­нять бокаль­чик шам­пан­ско­го. С новым сча­стьем, San Andreas!


Irony of Nightmare (2017)

Пока стар­шее поко­ле­ние в оче­ред­ной раз пере­смат­ри­ва­ет The Irony of Fate, в смыс­ле «Иро­нию судь­бы» Эль­да­ра Ряза­но­ва, поче­му бы вам не «пога­мать» в «Иро­нию ноч­но­го кош­ма­ра» от Steppe Hare Studio? Если, конеч­но, нер­вы креп­ки: игра-то хоть и ново­год­няя, но в жан­ре хоррор.

Всё начи­на­ет­ся с неболь­шой рекур­сии: вы сиди­те за ком­пью­те­ром и смот­ри­те в экран, в кото­ром види­те экран, в кото­рый смот­рит глав­ный герой, кото­рый тоже сидит за ком­пью­те­ром. Непо­да­лё­ку, на стене, висит запис­ка: домаш­ние сооб­ща­ют, что укра­си­ли ёлку — мол, хва­тит тор­чать в сво­ей ком­на­те, схо­ди да посмотри.

Irony of Nightmare (2017)

Как вид­но, отно­ше­ния с род­ны­ми у пер­со­на­жа натя­ну­тые: шари­ки на дере­ве скла­ды­ва­ют­ся в не самую дру­же­люб­ную над­пись «умри». После чего во всём доме гас­нет свет, и начи­на­ет­ся ужас с при­зра­ка­ми, скри­ме­ра­ми и окро­вав­лен­ным бью­щим­ся серд­цем, кото­рое кру­тит­ся в СВЧ-печ­ке. В общем, тот ещё празд­ни­чек под­го­то­ви­ли нам инди-творцы.

В Irony of Nightmare преду­смот­ре­но несколь­ко кон­цо­вок: одна с поло­жи­тель­ным исхо­дом, все осталь­ные — неудо­вле­тво­ри­тель­ные. Веро­ят­ность, что вы с пер­во­го раза сде­ла­е­те всё вер­но, неве­ли­ка, поэто­му при необ­хо­ди­мо­сти поль­зуй­тесь под­сказ­ка­ми. Ну или готовь­тесь раз за разом пере­за­пус­кать игру и тыкать­ся туда-сюда до побед­но­го кон­ца. Бла­го сюжет­ная линия корот­ка, а ново­год­ние кани­ку­лы длят­ся долго.


ШХД: Зима (2019)

Доб­ро пожа­ло­вать в типич­ную совет­скую однуш­ку. Под­чёр­ки­вая общее оди­но­че­ство игро­вой все­лен­ной, тиши­на здесь сто­ит такая, что хочет­ся про­ве­рить, в нор­ме ли дина­ми­ки. За окном метель, свер­ху оди­но­кая лам­поч­ка без аба­жу­ра. Мож­но ожи­вить радио, кото­рое пере­да­ёт стран­но­ва­тые радио­спек­так­ли, мож­но вклю­чить и тут же выклю­чить сло­ман­ный теле­ви­зор. Или зай­ти в ван­ную, пошвы­рять­ся пред­ме­та­ми, понад­ку­сы­вать про­дук­ты из холо­диль­ни­ка и даже выпить таблетку.

Наску­чи­ло? Идём­те гулять. Хоти­те — через дверь, а хоти­те — куба­рем с бал­ко­на. Прыж­ки из окон здесь не при­но­сят вре­да здо­ро­вью: выбрать­ся из это­го мира нель­зя даже таким спо­со­бом. Как писал клас­сик, что было, то и будет, и что дела­лось, то и будет делать­ся. И нет ниче­го ново­го под уста­лым све­том улич­ных фона­рей. Такая вот бес­сю­жет­ная экзистенциальщина. 

ШХД: Зима (2019)

На игру, извест­ную под неофи­ци­аль­ным про­зви­щем «симу­ля­тор хру­щёв­ки», создан­ную поэтом Ильёй Мазо в каче­стве допол­не­ния к соб­ствен­но­му сбор­ни­ку сти­хов о зиме, есть два основ­ных взгля­да. Пер­вый — гей­мер­ский, ско­рее, нега­тив­ный, где любовь если и воз­ни­ка­ет, то не бла­го­да­ря, а вопре­ки. В 2021 году один из авто­ров пор­та­ла StopGame писал:

«Игрой я её назвать не могу, ибо это не игра. Лока­ция с прак­ти­че­ски ничем. Бук­валь­но. Есть толь­ко наша квар­ти­ра, подъ­езд, два дво­ри­ка и ещё несколь­ко домов, абсо­лют­но пустых. В неко­то­рые квар­ти­ры и дома с помо­щью багов мож­но спо­кой­но про­ни­кать, но делать там всё рав­но нечего… <…>

[При этом] мне это кажет­ся лам­по­вой штуч­кой <…> где есть что-то, что напо­ми­на­ет мне о том, что было когда-то очень дав­но, что почти забы­лось визу­аль­но, но хоро­шо пом­нит­ся эмо­ци­о­наль­но. Это то место, где я могу вспом­нить свой род­ной город и момен­ты из него, где я все­гда могу вдох­нуть пол­ной гру­дью холод­но­го зим­не­го воз­ду­ха, раз­бав­лен­но­го пик­се­ля­ми и атмо­сфе­рой через экран мони­то­ра, это то, где я могу побыть с самим собой наедине. <…>

Не пред­став­ляю, чем тут мож­но зани­мать­ся боль­ше двух часов, хоть сам уже и наиг­рал поряд­ка сорока».

Вто­рой взгляд — эстет­ский и более вдум­чи­вый. В 2019 году «Афи­ша» нена­вяз­чи­во обра­ща­ла вни­ма­ние на дета­ли, из кото­рых состо­ит «ШХД: Зима». Щёлк­нешь на отме­чен­ный плю­сом фраг­мент иллю­стра­ции — про­чи­та­ешь ком­мен­та­рий от игро­во­го дизай­не­ра Алек­сандра Игна­то­ва, соав­то­ра Ильи Мазо. К при­ме­ру, ока­зы­ва­ет­ся, что в осно­ве места дей­ствия лежит не Рос­сия вооб­ще, а кон­крет­ный город Петрозаводск:

«Вдох­нов­лял­ся пет­ро­за­вод­ски­ми рай­о­на­ми, в кото­рых я рос, и осо­бен­но Кук­ков­кой, дома­ми, кото­рые вижу вокруг себя. Я вырос в спаль­ном рай­оне — панель­ки, мно­го­этаж­ки, мно­го про­сто­ра и све­же­го воз­ду­ха, пото­му что вокруг, до само­го гори­зон­та — леса».

Мага­зин «Про­дук­ты» на пер­вом эта­же дома — круг­ло­су­точ­ный прод­маг, куда в реаль­ной жиз­ни ходит Игна­тов. А салон кра­со­ты «Эль­за», рас­по­ло­жен­ный даль­ше по ули­це, обла­да­ет «очень рос­сий­ским дизай­ном», кото­рый «щемит душу».

«Сколь­ко сил мы потра­ти­ли на све­че­ние выве­сок! Дол­го пыта­лись сде­лать свет немно­го рас­плыв­ча­тым, пото­му что зимой вокруг искус­ствен­но­го све­та есть оре­о­лы, как буд­то вы плакали».

«ШХД: Зима» (2019)

В общем, при опре­де­лён­ном настро­е­нии иссле­до­вать «ШХД» мож­но бес­ко­неч­но. Глав­ное, выхо­дя из подъ­ез­да на про­гул­ку, запом­ни­те при­мер­ное рас­по­ло­же­ние ваше­го жили­ща. А то потом буде­те плу­тать по засне­жен­ным дво­рам, посте­пен­но теряя надеж­ду вер­нуть­ся домой.


The Night in a Village (2021)

Сиди­те вы, зна­чит, у себя в избе, справ­ля­е­те Новый год — и вдруг всё вокруг как захо­дит ходу­ном. Вы отправ­ля­е­тесь посмот­реть, что слу­чи­лось, и обна­ру­жи­ва­е­те, что в ваш дом на пол­ном ходу вле­те­ли сани Деда Моро­за. Дедуш­ка не спра­вил­ся с управ­ле­ни­ем и про­сит у вас кон­фет, что­бы под­кре­пить силы.

А где же их взять? Ну конеч­но, выта­щить изнут­ри зом­би-сне­го­ви­ков, кото­рые как раз в это самое вре­мя реши­ли ата­ко­вать хутор, швы­ря­ясь холод­ны­ми снеж­ка­ми. Вас ждёт пять уров­ней, во вре­мя кото­рых вы буде­те бегать, пры­гать, уво­ра­чи­вать­ся от кус­ков сне­га и кидать снеж­ные шары в ответ. Да, нелёг­кое это дело — быть в помощ­ни­ках у Деда Мороза.

Зато игра бес­плат­ная — созда­те­ли при­зы­ва­ют сво­бод­но ска­чи­вать её, ниче­го не тре­буя вза­мен, и назы­ва­ют свой труд «поздра­ви­тель­ной открыт­кой». Скром­ни­ки. Игруш­ка, полу­чи­лась, может, не осо­бен­но изыс­кан­ная, зато доволь­но «зали­па­тель­ная». Вот вам, сне­го­вич­ки! И ещё. И ещё!

The Night in a Village (2021)

Любо­пыт­ный момент: по мне­нию раз­ра­бот­чи­ков, про­хож­де­ние «Ночи на хуто­ре» долж­но занять у игро­ка все­го пол­ча­са. Ну, тут смот­ря, какой игрок. Ваш покор­ный (и не осо­бен­но мет­кий) слу­га возит­ся уже чет­вёр­тый день — и это явно не пре­дел. По этой при­чине обе­щан­ный авто­ра­ми «оше­ло­ми­тель­ный» финал про­ком­мен­ти­ро­вать не вый­дет — до него ещё играть и играть. Может быть, у вас, чита­тель, луч­ше получится?


Читай­те так­же «От сей­фа-холо­диль­ни­ка до GTA про коти­ков: восемь носталь­ги­че­ских игр ком­па­нии „1С“»

Поделиться