КарелиЙоу: как рэп пришёл на север

Рэп в Каре­лии, как и в осталь­ной Рос­сии, начи­нал­ся с адап­ти­ро­ва­ния заоке­ан­ских тем и сем­пли­ро­ва­ния ино­стран­ных куми­ров. Пер­вое поко­ле­ние карель­ских рэпе­ров чита­ли о тяжё­лой улич­ной жиз­ни в гет­то и нераз­де­лён­ной люб­ви, арти­сты высту­па­ли на дис­ко­те­ках, город­ских празд­ни­ках и разо­гре­ве у извест­ных испол­ни­те­лей. Боль­шин­ство из них оста­лись лишь строч­кой на трек-листах сбор­ни­ков PTZ Flava.

Сле­ду­ю­ще­му поко­ле­нию рэпе­ров повез­ло боль­ше: с появ­ле­ни­ем ско­рост­но­го интер­не­та мож­но было быст­рее раз­ви­вать музы­каль­ные навы­ки и рас­про­стра­нять твор­че­ство. Самые талант­ли­вые пре­вра­ти­ли свой «андер­гро­унд гант­са реп» в мейн­стрим, запи­са­ли сов­мест­ные тре­ки с кру­тей­ши­ми МС стра­ны и про­еха­лись с гастро­ля­ми по всей России.

Клим Шав­ри­ков рас­ска­зы­ва­ет о карель­ской рэп-сцене: как мест­ные арти­сты рас­пла­чи­ва­лись за тре­ки кро­вью, поче­му улич­ные паца­ны высту­па­ли с поп-звёз­да­ми и какая олдскуль­ная груп­па пере­нес­ла «гай­мо­рит­ный флоу» на совре­мен­ные биты и не ста­ла хуже.


1990‑е. Первые шаги

В пер­вой поло­вине 90‑х годов в Москве и Петер­бур­ге зарож­да­лась рэп-сце­на. В сто­ли­це гре­ме­ла эпа­таж­ная груп­па «Маль­чиш­ник», адепт «высо­кой энер­гии» Бог­дан Тито­мир шеп­тал речи­та­ти­вом и при­зы­вал делать как он, поп-рэп про­ект «МФ‑3» при­гла­шал моло­дёжь отдох­нуть «от тру­дов, от забот», а Bad Balance на день­ги питер­ских бан­ди­тов езди­ли в Моск­ву запи­сы­вать зна­ме­ни­тый аль­бом «Налёт­чи­ки Bad B».

До про­вин­ции вея­ния и трен­ды дохо­дят с опоз­да­ни­ем, ино­гда весь­ма ощу­ти­мым. Напри­мер, «Мак­до­нал­дс» появил­ся в Каре­лии в 2013 году — спу­стя 23 года после откры­тия пер­во­го ресто­ра­на в Москве. Хип-хоп был чуть порасторопнее.

Во вто­рой поло­вине 90‑х по всей Рос­сии появи­лось новое поко­ле­ние рэпе­ров. Неболь­шие груп­пы, начи­нав­шие с под­валь­ных запи­сей и гараж­ных кон­цер­тов, нача­ли обре­тать ауди­то­рию, ездить на фести­ва­ли, созда­вать аль­бо­мы на более-менее хоро­ших сту­ди­ях. В кон­це 90‑х на юге ско­ро выстре­ли­ла «Каста», на Даль­нем Восто­ке появи­лись так и непо­ня­тые White Niggaz. На Севе­ре Рос­сии тоже фор­ми­ро­ва­лась рэп-сцена.

Пер­вым серьёз­ны­ми хип-хоп про­ек­та­ми в Каре­лии были кол­лек­ти­вы Banana KillaZ и Ghetto Lights. Коман­ды сло­жи­лись в самом кон­це 1990‑х годов, пер­вые запи­си вышли в нача­ле 2000‑х.

Пио­не­ра­ми ста­ли Banana KillaZ: GonZ и LaP. В 2000 году груп­па запи­са­ла мини-аль­бом из шести ком­по­зи­ций Da Noize Toyz Clan. На один из тре­ков даже сня­ли клип, кото­рый кру­ти­ли в реги­о­наль­ном эфи­ре, — видео, к сожа­ле­нию, не сохранилось.


Banana KillaZ чита­ли «рэп о рэпе» и «улич­ной жиз­ни». Замет­но при­укра­ши­вая дей­стви­тель­ность под биты в сти­ле Wu Tang, они добав­ля­ли в буд­нич­ность пост­со­вет­ско­го Пет­ро­за­вод­ска «копов» и «участ­ки» вме­сто мили­ции и отде­лов. Вско­ре BK пере­ста­ли суще­ство­вать, но участ­ни­ки груп­пы ещё сыг­ра­ют важ­ную роль в исто­рии карель­ско­го рэпа.

Banana KillaZ (спра­ва) и Vanich (сле­ва). 2000 год. Источ­ник: LastFM. com

Ghetto Lights обза­ве­лись запи­ся­ми чуть поз­же, при этом их под­ход к тек­стам был более серьёз­ным. Пар­ни под­ни­ма­ли клас­си­че­ские для хип-хопа тех лет темы без­от­вет­ной люб­ви, жаж­ды нажи­вы, кото­рая всех губит. Лири­ка была очень похо­жа на попу­ляр­ные NTL или «Ю.Г.» — то, что потом полу­чи­ло несколь­ко брезг­ли­вое наиме­но­ва­ние «пацан­ско­го рэпа».

За исто­рию суще­ство­ва­ния Ghetto Lights запи­са­ли 25 тре­ков. Пол­но­цен­но­го аль­бо­ма они так и не выпу­сти­ли, но их тре­ки посто­ян­но вхо­ди­ли в мест­ные сборники.


Кро­ме запи­сей и съё­мок кли­пов, пер­вые пет­ро­за­вод­ские рэпе­ры высту­па­ли вжи­вую. В кон­це 1990‑х годов в горо­де было доста­точ­но мно­го мест, кото­рые предо­став­ля­ли сце­ну: моло­дёжь охот­но ходи­ла на тусов­ки и при­но­си­ла вла­дель­цам клу­бов непло­хие деньги.

Вход в клуб «Мираж». 2001 год. Источ­ник: gubdaily. ru

Самы­ми попу­ляр­ны­ми клу­ба­ми для хип-хоп меро­при­я­тий ста­ли «Мираж», «Кар­мен» и «Дис­ко­сад». Послед­ний был куль­то­вым местом для карель­ской моло­дё­жи. «Дис­ко­сад» созда­ли хард­кор­щи­ки в зда­нии быв­ше­го дет­ско­го сада. Клуб при­ни­мал рэпе­ров, пан­ков, метал­ли­стов и даже люби­те­лей этно-фолка.


2000‑е. Рождение локальных звёзд

В пер­вой поло­вине нуле­вых рэп в Рос­сии стал уже повсе­мест­ным явле­ни­ем. Даже в самых захо­луст­ных горо­дах стра­ны суще­ство­ва­ли груп­пы и соль­ные испол­ни­те­ли раз­ной сте­пе­ни успеш­но­сти. Появи­лись мест­ные лейб­лы, кото­рые запи­сы­ва­ли и выпус­ка­ли аль­бо­мы рэпе­ров и сбор­ни­ки с уча­сти­ем арти­стов горо­да или региона.

Кол­лек­ти­вы кон­ца 1990‑х годов рас­па­лись, одни рэпе­ры ушли в соль­ную карье­ру, дру­гие созда­ли новые про­ек­ты. В 2001 году на карель­ской сцене появил­ся груп­па, кото­рая ста­ла извест­ной за пре­де­ла­ми рес­пуб­ли­ки. Быв­шие участ­ни­ки Banana KillaZ при­гла­си­ли дру­га под ником Vanich и осно­ва­ли груп­пу Military Clan. Илья Покров­ский, он же Ванич, до это­го высту­пал на город­ских дис­ко­те­ках и одна­жды делил сце­ну с вос­хо­дя­щей звёз­дой рэпа Дец­лом и груп­пой «Легаль­ный Бизне$$».

Military Clan. 2001 год

Пар­ни уви­де­ли на теле­ви­де­нии рекла­му фести­ва­ля Rap Music и отпра­ви­ли запи­си Вла­ду Вало­ву (Шеff из Bad Balance), одно­му из орга­ни­за­то­ров меро­при­я­тия. Military Clan про­шли отбор и высту­пи­ли в Москве. Фести­валь пока­зы­ва­ли по MTV, о груп­пе узна­ли в дру­гих реги­о­нах России.

Military Clan под­пи­са­ли кон­тракт с лей­б­лом Rap Recordz, выпус­кав­ший «Ю.Г.», D.O.B. и дру­гих извест­ных испол­ни­те­лей. Трио посе­ти­ло Санкт-Петер­бург, Моск­ву, Мур­манск и дава­ло кон­цер­ты в род­ном Петрозаводске.

Ванич и дирек­тор Rap Recordz Дайм в офисе

В 2003 году на Rap Recordz вышла дебют­ная пла­стин­ка «Одна прав­да в год». Аль­бом был запи­сан на сту­дии пет­ро­за­вод­ско­го про­дю­сер­ско­го цен­тра «Фаб­ри­ка грёз». Каче­ство запи­си выгод­но отли­ча­лось от дру­гих карель­ских рели­зов. Зву­ча­ние «кла­на» было клас­си­че­ским для тех вре­мён: жёст­кие агрес­сив­ные биты, рез­кая пода­ча. Тек­сты в основ­ном опи­сы­ва­ли тяжесть жиз­ни «на рай­оне»: бед­ность, пре­да­тель­ства, дра­ки и так далее.

Бру­таль­ный трек «Каму­фляж­ные нин­дзя» начи­на­ет­ся так:

Мы чува­ки в каму­фля­же, не те, что бре­ют затылки,
В рожу кула­ком таким, по голо­ве бутылкой!
***** [тума­ков] нава­лять про­ще, чем ска­зать: «***** [Блин]»,
Пова­лить его, запи­нать, день­ги отобрать,
Нале­тит нас туча, не спря­тать­ся, не укрыться,
Бере­ги голо­ву, если хочешь с нами сразиться.
На, полу­чай, сука, полу­чай ещё раз,
Ботин­ком тяжё­лым не в бровь, а в глаз.
Каму­фляж­ные нин­дзя, улич­ный коммандос.
Ночью встре­тим, будет тебе не Los Amigos,
А вер­ная смерть. Уно­си свои ноги,
Беги без огляд­ки и не вспо­ми­най сюда дорогу.
Не меч­тай о мести, не строй план,
Тебе пре­гра­дит доро­гу Military Clan.
Всё рав­но сдох­нешь, удар идёт справа —
Это Vanich MC, отве­ча­ет за слова.

Military Clan «Одна прав­да в год» (2003)

Пар­ни гово­ри­ли о сво­их текстах:

«Текст все­гда дол­жен быть чест­ным, от серд­ца, не наду­ман­ным, нель­зя выбрать себе тему и по этой теме напи­сать пес­ню — ты дол­жен свой текст пере­бо­леть, он дол­жен быть искрен­ним. И если неко­то­рые пес­ни это не под­твер­жда­ют, то зна­чит, люди про­сто хоте­ли выра­зить свою злость».

Military Clan были обыч­ны­ми сту­ден­та­ми Пет­ро­за­вод­ско­го уни­вер­си­те­та. Ника­ких убийств, гра­бе­жей, задер­жа­ний и тому подоб­но­го в их жиз­ни не было, что неред­ко было пово­дом для шуток над «кла­нов­ца­ми». Вдох­но­ве­ние пар­ни чер­па­ли из евро­пей­ско­го и нью-йорк­ско­го рэпа, ино­гда реза­ли на сем­плы тре­ки люби­мых групп, думая, что никто об этом не узнает.

Груп­пе не чуж­да была иро­ния. Напри­мер, в тре­ке «Фри­стайл» есть строч­ка «мы за свой рэп запла­ти­ли кро­вью». По сло­вам Вани­ча, они на самом деле сда­ва­ли кровь, чтоб опла­тить запись в студии.

Кро­ме того, по дого­во­ру с «Фаб­ри­кой грёз» Military Clan долж­ны были высту­пить на несколь­ких кон­цер­тах, орга­ни­зо­ван­ных про­дю­сер­ским цен­тром. Так, моло­дые рэпе­ры раз­де­ли­ли сце­ну с дев­ча­чьей поп-груп­пой «Про­па­ган­да», а на дру­гом кон­цер­те Military Clan разо­гре­ва­ли попу­ляр­ный бойз-бэнд «Ива­нуш­ки International».

Отлич­но пере­да­ёт дух все­го карель­ско­го рэпа нача­ла нуле­вых самый попу­ляр­ный трек Military Clan «В деле». Клип на пес­ню состо­ял из отрыв­ков выступ­ле­ний в клу­бах и рисо­ва­ния граф­фи­ти. Кро­ме это­го, по теле­фо­нам и ком­пью­те­рам разо­шлось фанат­ское видео, где под ком­по­зи­цию шла нарез­ка драк фут­боль­ных хули­га­нов. Трек был на теле­фоне у прак­ти­че­ски каж­до­го карель­ско­го школь­ни­ка. Автор тек­ста до сих пор пом­нит наизусть при­пев и пер­вый куп­лет. Вопрос, с каки­ми «шака­ла­ми» соби­рал­ся «жить по-вол­чьи» про­стой шести­класс­ник из Пет­ро­за­вод­ска, оста­ёт­ся открытым.

В 2003 году появи­лось пер­вое карель­ское хип-хоп объ­еди­не­ние. PTZ Flava выпус­ка­ла сбор­ни­ки с тре­ка­ми мест­ных испол­ни­те­лей и орга­ни­зо­вы­ва­ла кон­цер­ты. Идея о созда­нии объ­еди­не­ния при­шла Вани­чу — он под­смот­рел её у питер­ских кол­лег, где уже суще­ство­ва­ла DA-108 Flava.

Все­го вышло пять сбор­ни­ков и два микс­тей­па, в сред­нем на каж­дом рели­зе было по 15–20 треков.

Трек-лист сбор­ни­ка PTZ Flava № 1. 2003 год. Источ­ник: hip-hop.ru


Хип-хоп вече­рин­ка PTZ Flava в клу­бе «Филин». 11 нояб­ря 2006 года. Источ­ник: ptzflava. ru

Когда LaP забра­ли в армию, Ванич решил про­дол­жить соль­ную карье­ру. В 2004 году Илья запи­сал аль­бом «Инди­ви­ду­а­ли­сти­ка». Изна­чаль­но аль­бом хотел выпу­стить Влад Валов на лей­б­ле «100 про­цен­тов», но Влад поста­вил усло­вие: на одном из тре­ков дол­жен при­сут­ство­вать его куп­лет. Ванич отка­зал­ся и выпу­стил аль­бом на Rap Recordz. Пла­стин­ка про­да­лась немыс­ли­мым для мест­но­го испол­ни­те­ля тира­жом — пять тысяч дисков.

Vanich «Инди­ви­ду­а­ли­сти­ка» (2004)

В шут­ку Ванич запи­сал дисс на рэпе­ра Cти­ма из Гер­ма­нии, с кото­рым он позна­ко­мил­ся на фору­ме Hip-Hop.Ru. Поз­же Стим и его друг Дра­го отве­ти­ли Вани­чу. По сло­вам само­го Ильи, дисс ему понра­вил­ся, он часто слы­шал трек на ули­цах и в транс­пор­те. Слу­ша­те­ли ещё дол­го спра­ши­ва­ли Вани­ча в соц­се­тях, в кур­се ли он, что на него запи­са­ли дисс. Мно­гие вооб­ще впер­вые узна­ли о карель­ском рэпе­ре из тре­ка Сти­ма. Авто­ру тек­ста трек «Ванич, ты мудак» был намно­го извест­нее, чем сам Ванич, и он дол­го не пони­мал, како­го ещё Вани­ча вооб­ще обзы­ва­ют в треке.

К сере­дине 2000‑х годов в Пет­ро­за­вод­ске было несколь­ко извест­ных рэп-групп. На празд­ни­ке в честь дня горо­да в 2005 году на глав­ной пло­ща­ди высту­па­ла груп­па Quadro с бес­смерт­ным для пет­ро­за­вод­чан того поко­ле­ния хитом «Не плачь». В то вре­мя попу­ляр­ны «Север­ный блок» (участ­во­ва­ли на Rap Music 2004), «Сво­бод­ные», «5‑й кор­пус», но до извест­но­сти Military Clan или Вани­ча им было далеко.

Тем вре­ме­нем ста­рич­ки карель­ско­го рэпа посте­пен­но ухо­ди­ли на покой. «Кла­нов­цы» окон­чи­ли уни­вер­си­тет, нача­ли рабо­тать, заве­ли семьи и забы­ли про рэп. Ванич создал про­ект L’Acousticque (заня­ли пер­вое место на Rap Music 2003), в 2009 году выпу­стил ещё один соль­ный аль­бом «Офис­ный обо­ро­тень», но попу­ляр­ность нача­ла нуле­вых уже не вернулась.

Север­ный блок «Назад к исто­кам» (2010)


2010‑е. PTZ Underground, Chemodan Clan

В самом кон­це 1990‑х годов в неболь­шом горо­де Бело­мор­ске, на севе­ре Каре­лии, пер­вые демо запи­сы­вал Вален­тин Сухо­доль­ский. Поз­же он взял стран­ный ник­нейм Гряз­ный Луи, а его The Chemodan стал самой извест­ной карель­ской груп­пой в исто­рии музы­ки. Как рас­ска­зы­вал Вален­тин, псев­до­ним он поза­им­ство­вал у мик­ро­ба из рекла­мы сред­ства для очист­ки унитазов.

В сере­дине нуле­вых Луи и его това­рищ Brick Bazuka пере­еха­ли в Пет­ро­за­водск, объ­еди­ни­лись с ещё одним МС и бит­мей­ке­ром Май­ком Крю­ге­ром и созда­ли про­ект The Chemodan Clan. Груп­па участ­во­ва­ла в команд­ных бат­лах, запи­сы­ва­ла мно­го­чис­лен­ные микс­тей­пы и отдель­ные тре­ки. Всё это про­ис­хо­ди­ло в обыч­ной квар­ти­ре в одной из пет­ро­за­вод­ских многоэтажек.

Brick Bazuka и Гряз­ный Луи. Источ­ник: afisha-ufa.ru

Луи позна­ко­мил­ся с Вани­чем на бас­кет­боль­ной пло­щад­ке в одном из пар­ков горо­да, где тогда соби­ра­лись рэпе­ры. Илья сде­лал для Chemodan несколь­ко мину­сов и, похо­же, под­ска­зал, как зара­бо­тать денег на запись тре­ков: Луи и Brick Bazuka тоже нача­ли сда­вать кровь.

В 2007 году The Chemodan выпу­сти­ли пер­вый сту­дий­ный мини-аль­бом «Андер­гро­унд гант­са реп», далее сле­до­ва­ло несколь­ко микс­тей­пов и рели­зы из пары-трой­ки песен. Тре­ки груп­пы рас­про­стра­ня­лись в интер­не­те, нашлись пер­вые слу­ша­те­ли. В 2007–2009 годах «гай­мо­рит­ный флоу» Луи зву­чал све­жо, инте­рес­ные риф­мы и мрач­ные биты ста­но­ви­лись всё попу­ляр­нее. Пря­мой и упря­мый «пацан­ский рэп» нача­ла 2000‑х шёл на спад, ауди­то­рия всё боль­ше тре­бо­ва­ла чего-то более лите­ра­тур­но­го, поэтичного.

Луи назвал свой рэп «экс­пе­ри­мен­таль­ным абстракт­но-ораль­ным хип-хопом с эле­мен­та­ми лёг­кой фило­соф­ской мыс­ли, кото­рая вредна».

В 2008 году дуэт выпу­стил пер­вый пол­но­цен­ный аль­бом «Не сего­дня». Релиз запи­сы­вал­ся уже на про­фес­си­о­наль­ной сту­дии и рас­про­стра­нял­ся с помо­щью интер­нет-лей­б­ла Rap-A-Net. Аль­бом хва­ли­ли Гуф и Пта­ха, кото­рые в те годы были на пике популярности.

The Chemodan «Не сего­дня» (2008)

Сра­зу после выхо­да «Не сего­дня» Луи ушёл в армию. Когда Вален­тин вер­нул­ся, груп­пой уже инте­ре­со­ва­лись в сто­ли­це. The Chemodan Clan пере­шли на мос­ков­ский лей­бл «ЦАО Records». Участ­ни­ки груп­пы пыта­лись сохра­нить ано­ним­ность и высту­па­ли в мас­ках, но после успеш­но­го тура по Рос­сии и ближ­не­му зару­бе­жью остать­ся инког­ни­то было невозможно.

The Chemodan Clan запи­са­ли сов­мест­ные тре­ки со мно­ги­ми оте­че­ствен­ны­ми звёз­да­ми рэпа, даже с пред­ста­ви­те­ля­ми новой шко­лы, напри­мер с Pharaoh в 2017 году. Когда вол­на попу­ляр­но­сти ста­рой шко­лы и анде­гра­ун­да нача­ла спа­ла, Луи и Brick Bazuka созда­ли новый про­ект под назва­ни­ем XIII и выпу­сти­ли четы­ре аль­бо­ма. Не все люби­те­ли олдску­ла пози­тив­но оце­ни­ли пере­во­пло­ще­ние лиде­ров карель­ско­го рэпа, у слу­ша­те­лей и Луи по это­му пово­ду завя­за­лась интер­нет-дис­кус­сия. При этом сто­ит отме­тить, что Chemodan зву­чит на ново­мод­ных битах вполне достойно.

Кон­церт The Chemodan Clan и XIII в Москве. Апрель 2021 года. Источ­ник: ВКонтакте

The Chemodan суще­ству­ет и сей­час. В 2022 году кол­лек­тив выпу­стил новый аль­бом «Конец — это нача­ло», Луи и Bazuka участ­ву­ет в сов­мест­ных запи­сях с дру­ги­ми испол­ни­те­ля­ми. Послед­ний релиз XIII тоже вышел в 2022 году.


Про­ект Chemodan — самый извест­ный музы­каль­ный кол­лек­тив из Каре­лии. Когда в 2013 году два дру­га авто­ра в пер­вый день пре­бы­ва­ния в армии ска­за­ли, что они из Каре­лии, их спро­си­ли: «О, Чемо­да­на зна­е­те?». Когда автор тек­ста уже в 2019 году в один из пер­вых дней пре­бы­ва­ния в казар­ме, упо­мя­нул, что он из Каре­лии, в ответ от сослу­жив­ца полу­чил: «О, PTZ underground, Chemodan Clan!»

Важ­но отме­тить, что Chemodan Clan помог­ли моло­дым испол­ни­те­лям из рес­пуб­ли­ки: напри­мер, пар­ням из Косто­мук­ши «Стра­на OZ» и силь­но­му MC Скептику.

The Chemodan Clan, в отли­чие от преды­ду­щих поко­ле­ний карель­ских рэпе­ров, уда­лось сде­лать рэп про­фес­си­ей и делом жиз­ни. Луи крас­но­ре­чи­во ска­зал об этом в тре­ке «Один по математике»:

«Если рэп для меня хоб­би, то пошёл я на *** [хрен]».


Сейчас

Сего­дняш­няя карель­ская сце­на не порож­да­ет звёзд, подоб­ных Chemodan Clan. Eсть Ondrei, чита­ю­щий рэп на карель­ском языке.

Доста­точ­но боль­шую попу­ляр­ность заво­е­вал Вита­ля Аль­ба­трос. Сна­ча­ла Аль­ба­трос читал рэп о Пет­ро­за­вод­ске, а теперь запи­сы­ва­ет саунд­трек для све­жей «Кибер­де­рев­ни» от Birchpunk. Но это мейн­стрим­ный, хотя и очень каче­ствен­ный, про­ект, име­ю­щий мало обще­го с насто­я­щим хип-хопом.

 

В эпо­ху быст­ро­го интер­не­та звёз­ды появ­ля­ют­ся очень неожи­дан­но. Воз­мож­но, в бли­жай­шее вре­мя мы узна­ем о новом само­быт­ном рэпе­ре из Карелии.


Невоз­мож­но упо­мя­нуть всех MC, кото­рые запи­сы­ва­ли тре­ки и высту­па­ли на сцене. В каж­дом дво­ре был рэпер, в каж­дой шко­ле — груп­па, в сере­дине 2000‑х толь­ко лени­вый не пытал­ся читать рэп дома в мик­ро­фон. Моло­дые даро­ва­ния устра­и­ва­ли бифы, бат­лы и сни­ма­ли кли­пы, но их вклад в куль­ту­ру недо­ста­точ­но велик для упо­ми­на­ния в крат­ком обзоре.

Автор тек­ста знал с деся­ток таких испол­ни­те­лей. Один из них, не желая повто­рить конец Тупа­ка даже ходил с пнев­ма­ти­че­ским Коль­том 1911 за пазу­хой. От кого соби­рал­ся отстре­ли­вать­ся вось­ми­класс­ник — загадка.

Guf, Паша Тех­ник, The Chemodan Clan

Для широ­ко­го кру­га рэп-обще­ствен­но­сти Каре­лия навсе­гда свя­за­на с тре­мя име­на­ми — Military Clan, кото­рые рас­ка­ча­ли стра­ну тре­ком «В деле», The Chemodan Clan, став­ши­ми одной из самых попу­ляр­ных групп в стране, и Пашей Тех­ни­ком — пото­му, что он сидел в ИК‑9 Петрозаводска.


Читай­те также: 

Десять важ­ных песен южно­рос­сий­ско­го рэпа

Рус­ский рэп 1990‑х: десять глав­ных аль­бо­мов

Ты уви­дел это пер­вым: 25 важ­ных кли­пов рос­сий­ско­го MTV.


Что­бы читать все наши новые ста­тьи без рекла­мы, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Поделиться