На закате СССР песни о пользе утренней гимнастики стремительно менялись — бодрящий физкультурный поп певцов-атлетов со свистком во рту всё чаще проигрывал ритмичной музыке для аэробики от манящих девушек в кислотных лосинах. В моду входил здоровый образ жизни нового типа — без обливаний по утрам, лыжных эстафет и турника во дворе: на смену им пришли тренажёрный зал и коврик для упражнений.
Специально для VATNIKSTAN музыкальный критик Александр Морсин рассказывает о самых заметных образцах позднесоветской поп-музыки, съехавшей с катушек не без потерь. Сегодня — о мачистском фитнес-роке «Дуся-агрегат» с дебютного альбома «Любэ», ещё не успевших уйти в военно-патриотический надсад.
Как это было
Группа «Любэ» с Николаем Расторгуевым во главе появилась уже после того, как их автор и продюсер Игорь Матвиенко написал песни, придумал образ и разработал план захвата советской эстрады. Предложенный материал Расторгуев ожидаемо подмял под себя: за плечами опытного 32-летнего певца была работа в нескольких молодёжных ансамблях и гастроли по провинции. Он, как всегда, пел веско и убедительно — так, будто сочинил всё сам.
Собранная из членов разных коллективов «Любэ» сделала ставку на брутальный заводной кодла-рок и играла для вчерашней шпаны, ушедшей в семью и на завод. Их дебютный альбом «Атас» 1989 года давил на все болевые точки своего времени: затухающие надежды на новую жизнь, алкогольный эскапизм, разгул преступности. «Расцвела буйным цветом малина, // Разухабилась разная тварь, // Хлеба нет, а полно гуталина // Да глумится горбатый главарь», — пел Расторгуев и кричал воровское «атас!», открывая огонь по ворью и швали, а за ними — по демократам и капиталистам.
Открывали альбом добродушные «Люберцы» — аутентичные сториз накачанных люберов со сбитыми кулаками. Песня о штанге, гантелях и гирях напрашивалась сама собой, и «Дуся-агрегат» сняла все вопросы.
Что происходит
Расторгуев клеймит щуплых городских лодырей, снующих без дела и балдеющих от буги-вуги. В клипе на «Дусю-агрегат» лидер «Любэ» предстаёт в образе энергичного фитнес-тренера: рядом с силовым тренажёром, на спортплощадке и на каменистом взморье. Почти везде его окружают девушки в бикини, выполняющие серию подходов в самых соблазнительных позах. В какой-то момент Расторгуев пресекает попытки «юных суперменок» (да, «Любэ» использовали феминитивы раньше нас) и выполняет все упражнения сам. Девушки замирают в ещё большем восторге.
Коллективную Дусю певец сравнивает с «агрегатом на 100 киловатт» и умоляет её не останавливаться, а, наоборот, «выжимать» и «прибавлять». Мокрый от пота Расторгуев, уняв одышку, уверяет девушку, что та может ещё и ещё — и тогда «позавидуют фигуре все подруги». Пространные мотивационные речи в духе «Рокки» здесь сокращены до предела и поданы с таким надрывом, после которого фраза «За нами Москва» звучит как указание в водительском навигаторе.
Примечательно, что сам артист, весьма упитанный и с брюшком, не может похвастаться ни рельефным торсом, ни горой мышц, но оставляет неизгладимое впечатление у публики. Она увидела свежий музыкальный ЗОЖ и, кажется, почувствовала пот на ладонях.
Как жить дальше
Уже через год «Любэ» нарядились в подпоясанные гимнастёрки, чтобы окончательно слиться с миражами целевой аудитории и встать на защиту Родины. Расторгуев, обутый в кирзачи, вживался в образ отставного комдива Красной армии, просил Америку не валять дурака и потихоньку выходил на поле с конём. От фитнес-тренера со взглядом пикапера не осталось и следа.
В 1990‑х «Дуся-агрегат» изредка звучала на концертах, но громче всего всплыла со дна репертуара группы лишь спустя четверть века — в 2015 году на дне города Люберцы была открыта одноимённая скульптура. В ней застывшие персонажи клипа обросли ретробутафорией: фирменным спортивным костюмом и кроссовками Adidas. Рядом с девушкой стояла гиря, а мужчина в клетчатых штанах, похожий на Николая Расторгуева, держал в руках гитару.
О песне вспомнили подопечные Матвиенко — «Мобильные блондинки» и участники «Фабрики звёзд», клип воспроизвели в проекте «Точь-в-точь». Однако диковиннее всего до сих пор смотрится сумасшедшая версия «Иванушек International» — в придурошном школьном техно с «соло на горле» и губошлёпством. В 2019 году у Дуси-агрегата появился парень. Его зовут Толя-робот.
Постсоветский поп-трэш-обзор от Александра Морсина |
|
---|---|
Ласковый бык — Америка |
Сергей Минаев — Начинается свастика |