Любэ – Дуся-агрегат

На зака­те СССР пес­ни о поль­зе утрен­ней гим­на­сти­ки стре­ми­тель­но меня­лись — бод­ря­щий физ­куль­тур­ный поп пев­цов-атле­тов со свист­ком во рту всё чаще про­иг­ры­вал рит­мич­ной музы­ке для аэро­би­ки от маня­щих деву­шек в кис­лот­ных лоси­нах. В моду вхо­дил здо­ро­вый образ жиз­ни ново­го типа — без обли­ва­ний по утрам, лыж­ных эста­фет и тур­ни­ка во дво­ре: на сме­ну им при­шли тре­на­жер­ный зал и ков­рик для упражнений.

Спе­ци­аль­но для VATNIKSTAN музы­каль­ный кри­тик Алек­сандр Мор­син рас­ска­зы­ва­ет о самых замет­ных образ­цах позд­не­со­вет­ской поп-музы­ки, съе­хав­шей с кату­шек не без потерь. Сего­дня — о мачист­ском фит­нес-роке «Дуся-агре­гат» с дебют­но­го аль­бо­ма «Любэ», ещё не успев­ших уйти в воен­но-пат­ри­о­ти­че­ский надсад.


Как это было

Груп­па «Любэ» с Нико­ла­ем Рас­тор­гу­е­вым во гла­ве появи­лась уже после того, как их автор и про­дю­сер Игорь Мат­ви­ен­ко напи­сал пес­ни, при­ду­мал образ и раз­ра­бо­тал план захва­та совет­ской эст­ра­ды. Пред­ло­жен­ный мате­ри­ал Рас­тор­гу­ев ожи­да­е­мо под­мял под себя: за пле­ча­ми опыт­но­го 32-лет­не­го пев­ца была рабо­та в несколь­ких моло­дёж­ных ансам­блях и гастро­ли по про­вин­ции. Он, как все­гда, пел вес­ко и убе­ди­тель­но — так, буд­то сочи­нил всё сам.

Собран­ная из чле­нов раз­ных кол­лек­ти­вов «Любэ» сде­ла­ла став­ку на бру­таль­ный завод­ной код­ла-рок и игра­ла для вче­раш­ней шпа­ны, ушед­шей в семью и на завод. Их дебют­ный аль­бом «Атас» 1989 года давил на все боле­вые точ­ки сво­е­го вре­ме­ни: зату­ха­ю­щие надеж­ды на новую жизнь, алко­голь­ный эска­пизм, раз­гул пре­ступ­но­сти. «Рас­цве­ла буй­ным цве­том мали­на, // Разу­ха­би­лась раз­ная тварь, // Хле­ба нет, а пол­но гута­ли­на // Да глу­мит­ся гор­ба­тый гла­варь», — пел Рас­тор­гу­ев и кри­чал воров­ское «атас!», откры­вая огонь по ворью и шва­ли, а за ними — по демо­кра­там и капиталистам.

Откры­ва­ли аль­бом доб­ро­душ­ные «Любер­цы» — аутен­тич­ные сто­риз нака­чан­ных любе­ров со сби­ты­ми кула­ка­ми. Пес­ня о штан­ге, ган­те­лях и гирях напра­ши­ва­лась сама собой, и «Дуся-агре­гат» сня­ла все вопросы.


Что происходит

Рас­тор­гу­ев клей­мит щуп­лых город­ских лоды­рей, сну­ю­щих без дела и бал­де­ю­щих от буги-вуги. В кли­пе на «Дусю-агре­гат» лидер «Любэ» пред­ста­ёт в обра­зе энер­гич­но­го фит­нес-тре­не­ра: рядом с сило­вым тре­на­жё­ром, на спорт­пло­щад­ке и на каме­ни­стом взмо­рье. Почти вез­де его окру­жа­ют девуш­ки в бики­ни, выпол­ня­ю­щие серию под­хо­дов в самых соблаз­ни­тель­ных позах. В какой-то момент Рас­тор­гу­ев пре­се­ка­ет попыт­ки «юных супер­ме­нок» (да, «Любэ» исполь­зо­ва­ли феми­ни­ти­вы рань­ше нас) и выпол­ня­ет все упраж­не­ния сам. Девуш­ки зами­ра­ют в ещё боль­шем восторге.

Кол­лек­тив­ную Дусю певец срав­ни­ва­ет с «агре­га­том на сто кило­ватт» и умо­ля­ет её не оста­нав­ли­вать­ся, а наобо­рот — «выжи­мать» и «при­бав­лять». Мок­рый от пота Рас­тор­гу­ев, уняв одыш­ку, уве­ря­ет девуш­ку, что та может ещё и ещё — и тогда «поза­ви­ду­ют фигу­ре все подру­ги». Про­стран­ные моти­ва­ци­он­ные речи в духе «Рок­ки» здесь сокра­ще­ны до пре­де­ла и пода­ны с таким над­ры­вом, после кото­ро­го фра­за «За нами Москва» зву­чит как ука­за­ние в води­тель­ском навигаторе.

При­ме­ча­тель­но, что сам артист, весь­ма упи­тан­ный и с брюш­ком, не может похва­стать­ся ни рельеф­ным тор­сом, ни горой мышц, но остав­ля­ет неиз­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние у пуб­ли­ки. Она уви­де­ла све­жий музы­каль­ный ЗОЖ и, кажет­ся, почув­ство­ва­ла пот на ладонях.


Как жить дальше

Уже через год «Любэ» наря­ди­лись в под­по­я­сан­ные гим­на­стёр­ки, что­бы окон­ча­тель­но слить­ся с мира­жа­ми целе­вой ауди­то­рии и встать на защи­ту Роди­ны. Рас­тор­гу­ев, обу­тый в кир­за­чи, вжи­вал­ся в образ отстав­но­го ком­ди­ва Крас­ной армии, про­сил Аме­ри­ку не валять дура­ка и поти­хонь­ку выхо­дил на поле с конём. От фит­нес-тре­не­ра со взгля­дом пика­пе­ра не оста­лось и следа.

В 1990‑х «Дуся-агре­гат» изред­ка зву­ча­ла на кон­цер­тах, но гром­че все­го всплы­ла со дна репер­ту­а­ра груп­пы лишь спу­стя чет­верть века — в 2015 году на дне горо­да Любер­цы была откры­та одно­имён­ная скульп­ту­ра. В ней застыв­шие пер­со­на­жи кли­па оброс­ли ретро-бута­фо­ри­ей: фир­мен­ным спор­тив­ным костю­мом и крос­сов­ка­ми Adidas. Рядом с девуш­кой сто­я­ла гиря, а муж­чи­на в клет­ча­тых шта­нах, похо­жий на Нико­лая Рас­тор­гу­е­ва, дер­жал в руках гитару.

О песне вспом­ни­ли под­опеч­ные Мат­ви­ен­ко — «Мобиль­ные блон­дин­ки» и участ­ни­ки «Фаб­ри­ки звёзд», клип вос­про­из­ве­ли в про­ек­те «Точь-в-точь». Одна­ко дико­вин­нее все­го до сих пор смот­рит­ся сума­сшед­шая вер­сия «Ива­ну­шек International» — в при­ду­ро­ш­ном школь­ном тех­но с «соло на гор­ле» и губо­шлёп­ством. В 2019 году у Дуси-агре­га­та появил­ся парень. Его зовут Толя-робот.


Постсоветский поп-трэш-обзор от Александра Морсина
Ласковый бык — Америка
Сергей Минаев — Начинается свастика

Поделиться