«Офигенно одарённый чувак»: десять хитов Игоря Матвиенко

6 фев­ра­ля 2025 года испол­ня­ет­ся 65 лет Иго­рю Мат­ви­ен­ко. За свою мно­го­лет­нюю твор­че­скую дея­тель­ность народ­ный артист Рос­сии не толь­ко пора­бо­тал как про­дю­сер со мно­же­ством попу­ляр­ных групп и испол­ни­те­лей — «Любэ», «Ива­нуш­ки», «Фаб­ри­ка» и дру­гие, — но и напи­сал десят­ки хитов, став­ших без пре­уве­ли­че­ния народными.

Соста­ви­ли под­бор­ку ком­по­зи­ций юби­ля­ра — от шлягеров вре­мён дефол­та до неофи­ци­аль­но­го гим­на страны.


«Люберцы» (1989)

Теперь уже слож­но пред­ста­вить, но когда-то груп­па «Любэ» испол­ня­ла далё­кий от «пра­виль­но­го» пат­ри­о­тиз­ма пацан­ский бру­таль­ный рок-н-ролл. Кол­лек­тив, осно­ван­ный в 1989 году Нико­ла­ем Рас­тор­гу­е­вым (вокал), Иго­рем Мат­ви­ен­ко (автор музы­ки и аран­жи­ро­вок) и поэтом Алек­сан­дром Шага­но­вым (тек­сты песен) про­из­во­дил впе­чат­ле­ние типич­ных любе­ров. Имен­но от лица пред­ста­ви­те­ля суб­куль­ту­ры была напи­са­на и запи­са­на пес­ня, став­шая заглав­ной в пер­вом аль­бо­ме груп­пы «Рок эба­ут Любер­цы» (1989), так­же извест­ном как «Мы будем жить теперь по-новому».

«Любэ». Источ­ник

Уди­ви­тель­ный лако­низм: в одном чет­ве­ро­сти­шье лири­че­ской герой, моло­дой чело­век шест­на­дца­ти лет, умуд­ря­ет­ся сфор­му­ли­ро­вать свои взгля­ды на жизнь:

На заряд­ку рано я встаю, за раз­ряд­ку голо­ву сниму,
Зака­ляю свой я орга­низм — бере­гись, капитализм!
Уско­ря­юсь я в шест­на­дцать лет, уско­ря­ет­ся кол­хоз «Рас­свет»,
Уско­ря­ет­ся моя стра­на — вот такие, брат, дела.

И гор­дость за оте­че­ство, и под­держ­ка раз­ряд­ки меж­ду­на­род­ной напря­жён­но­сти, и борь­ба с аку­ла­ми капи­та­лиз­ма, и спорт, и труд — и всё это в одном фла­коне. Не то что­бы пол­но­цен­ный порт­рет поко­ле­ния эпо­хи пере­строй­ки, но образ при­ме­ча­тель­ный. А уж если доба­вить к нему «Дусю-агре­гат» — так и вовсе кар­ти­на маслом.

Впро­чем, иной слу­ша­тель, веро­ят­но, мог про­пу­стить мимо ушей содер­жа­ние двух куп­ле­тов ради «забой­но­го» при­пе­ва с напев­ным без­удерж­ным повто­ре­ни­ем назва­ния груп­пы и пла­ном «жить теперь по-ново­му». В кон­це кон­цов, глав­ное — надеж­да на буду­щее, а каким это буду­щее будет, нам неве­до­мо. Лишь бы не хуже, чем прошлое.


«Девчонка-девчоночка» (1991)

В 1991 году Мат­ви­ен­ко стал про­дю­се­ром супер­по­пу­ляр­но­го в те годы пев­ца Жени Бело­усо­ва, секс-сим­во­ла совет­ской и пост­со­вет­ской эст­ра­ды, испол­ни­те­ля пес­ни «Девоч­ка моя сине­гла­зая». Тут же Игорь Иго­ре­вич вме­сте с Шага­но­вым «роди­ли» для Евге­ния ещё одну девоч­ку, точ­нее «дев­чон­ку» — новый шля­гер, вско­ре срав­няв­шей­ся в извест­но­сти с «Сине­гла­зой».

При этом нель­зя не заме­тить, что «девочки»-то очень раз­ные. Пер­вая ком­по­зи­ция не так над­рыв­на — тихая лав­сто­ри, мело­дия хоро­шо укла­ды­ва­ет­ся в поп-тра­ди­цию 80‑х. Раз­ве что, в при­пе­ве может почу­дить­ся что-то род­ное, отго­лос­ки блат­но­го лириз­ма. А так — чистый Modern Talking.

Женя Бело­усов и Игорь Мат­ви­ен­ко. Источ­ник

В срав­не­нии с ней «Дев­чон­ка-дев­чо­ноч­ка» — взрыв рус­ской души. Как это заве­де­но у Мат­ви­ен­ко, зву­ча­ние явно тяго­те­ет к фольк­лор­но­му, неж­ный голос едва не сры­ва­ет­ся в хри­пот­цу а‑ля Высоц­кий. Испол­ни­тель, кото­рый ещё недав­но тихо наде­ял­ся, что «полю­бишь ты меня» вдруг ока­зы­ва­ет­ся спо­со­бен пого­во­рить с сопер­ни­ком по-мужски:

Я сего­дня с ним встре­ча­юсь вечером:
Он полу­чит своё, хороший.

В 1992 году на пес­ню сня­ли клип, что сде­ла­ло её ещё попу­ляр­нее. Глав­но­го зло­дея сыг­рал Мат­ви­ен­ко, а в мас­сов­ке мож­но раз­гля­деть буду­щих участ­ни­ков «Квар­те­та И».

В 1997 году Жени Бело­усо­ва не ста­ло, но по радио и на кон­цер­тах кавер-групп его нетлен­ка зву­чит до сих пор.


«Не валяй дурака, Америка» (1992)

Здесь перед нами не про­сто оче­ред­ная попу­ляр­ная вещь, но и, воз­мож­но, одна из глав­ных песен XX века на рус­ском язы­ке. При пер­вых её аккор­дах в памя­ти всплы­ва­ет вели­кий фейк, порож­дён­ный поэтом Шага­но­вым и вбро­шен­ный в голо­вы сограж­дан посред­ством куп­ле­та номер четыре:

Мно­го крас­ной у нас материи,
Всем руба­хи пошьём вам, братва.
Эх, коро­на Рос­сий­ской империи,
Ека­те­ри­на, ты была неправа.

Но ведь в шко­ле мы вро­де как учи­ли, что Аляс­ку про­да­ла вовсе не Ека­те­ри­на II, а Алек­сандр II. Вот вам отлич­ный нестан­дарт­ный спо­соб создать вокруг про­из­ве­де­ния допол­ни­тель­ный хайп.

Через неко­то­рое вре­мя сня­ли клип — выда­ю­ще­е­ся ани­ма­ци­он­ное безу­мие, в кото­ром Рас­тор­гу­ев с това­ри­ща­ми по «Любэ» в воен­ной фор­ме (любе­рец­кая юность оста­лась в про­шлом) все­ми прав­да­ми и неправ­да­ми ста­ра­ют­ся отвин­тить Аляс­ку от США и при­де­лать к Рос­сии. Ролик полу­чил спец­приз на фести­ва­ле в Кан­нах несмот­ря на то, что оста­ва­лись вопро­сы: рос­си­яне так шутят или они прав­да, того, ну, это самое?..

Как бы то ни было, со вре­мён «Аме­ри­ки» груп­па оста­ёт­ся вер­на ими­джу вояк и не рас­ста­ёт­ся с тель­ни­ка­ми и гим­на­стёр­ка­ми. Судя по тому, что попу­ляр­ность Рас­тор­гу­е­ва и ком­па­нии вот уже более 30 лет дер­жит­ся на высо­те, с праг­ма­тич­ной точ­ки зре­ния выбор был сде­лан правильный.


«Конь» (1994)

Окро­мя всех досто­инств, «Вый­ду ночью в поле с конём» — это ещё и неофи­ци­аль­ный гимн Рос­сии. Нет-нет, это не мы при­ду­ма­ли — так люди гово­рят. Вот, напри­мер, что пишет жур­на­лист Дмит­рий Соко­лов-Мит­рич на сай­те «Православие.Ru»:

«Воз­мож­но, дело в обра­зе всад­ни­ка — неис­чер­па­е­мом и фун­да­мен­таль­ном для любой куль­ту­ры. Чело­век и конь — тут и укро­щён­ная мощь, и вза­им­ное под­чи­не­ние, и ещё мно­го чего. Не быва­ет таких наро­дов — по край­ней мере в Рос­сии и её бли­жай­шем окру­же­нии, — где образ коня не был бы до пре­де­ла сакра­ли­зо­ван. В запад­ной куль­ту­ре это был импер­ский образ. Ещё у гре­ков и рим­лян это живот­ное сим­во­ли­зи­ро­ва­ло солн­це, кото­рое све­тит всем без раз­ли­чий, неслу­чай­но вели­кие заво­е­ва­те­ли все­гда изоб­ра­жа­лись вер­хом. В восточ­ной степ­ной тра­ди­ции чело­век и конь и вовсе вос­при­ни­ма­лись как еди­ное целое. Тех же каза­ков назы­ва­ли „степ­ны­ми кен­тав­ра­ми“. Смер­ти коня боя­лись пани­че­ски, она пред­ре­ка­ла гибель его хозя­и­на (вспо­ми­на­ем „Песнь о вещем Олеге“)».

И даже наци­о­наль­ной идее, счи­та­ет жур­на­лист, место нашлось:

«Дай-ка я пой­ду посмотрю,
Где рож­да­ет поле зарю.

А вот и она — наци­о­наль­ная идея. И сно­ва неслы­хан­ная про­сто­та. Добрать­ся до гори­зон­та. Веч­но идти в сто­ро­ну солн­ца в наив­ной надеж­де его пой­мать. Мис­сия глу­пая и в то же вре­мя вели­кая. Пото­му что неваж­но, есть то место или его нет. Важ­но, что для этой нации суще­ству­ет бес­ко­неч­ный источ­ник зада­чи. Идти, ска­кать, мчать­ся навстре­чу рож­да­ю­ще­му­ся све­ту, на Восток. Туда, где всё начи­на­ет­ся и ниче­го не уми­ра­ет. Отку­да при­хо­дит новый день, новый свет, новая жизнь».

«Было вся­ко, вся­ко прой­дёт» — и это про нас. «Али есть то место, али его нет» — ну да, зага­доч­ная, никем до кон­ца не познан­ная территория.

К сло­ву, сам ком­по­зи­тор счи­та­ет, что глав­ная пес­ня в его жиз­ни уже напи­са­на, и это имен­но «Конь». По сло­вам Мат­ви­ен­ко, неред­ко мож­но услы­шать, что «Конь» — рус­ская народ­ная пес­ня, что ему как авто­ру при­ят­но. Вот такая у поп-про­дю­се­ра глу­бо­кая связь с народом.


«Комбат» (1995)

У раз­ных слу­ша­те­лей зна­ме­ни­тый «Батя­ня» вызы­ва­ет раз­ную реак­цию. Ска­жем, герой рома­на «AD» Гер­ма­на Саду­ла­е­ва из-за него чуть не выжил из ума:

«„Впе­рёд, бата­рея! Впе­рёд, бата­льон! Ком­бат ё коман­ду­ет он“.

Но… Это же чудо­вищ­но! Как мож­но такое сочи­нить? Как мож­но такое петь?! <…> О чём это вообще?
„Впе­рёд, бата­рея! Впе­рёд, бата­льон!“ — лад­но, поло­жим, храб­рый ком­бат под­ни­ма­ет свой бата­льон в ата­ку. Но при чём тут артил­ле­рия? Допу­стим, бата­рею при­да­ли бата­льо­ну для огне­во­го уси­ле­ния. И что? По при­ка­зу безум­но­го ком­ба­та артил­ле­ри­сты долж­ны идти в ата­ку вме­сте с пехо­той? То есть катить рука­ми свои пуш­ки, на ходу стре­ляя по непри­я­те­лю? Это что-то новое в так­ти­ке боя.

„Ком­бат ё коман­ду­ет он“ — кто коман­ду­ет? Ком­бат? Или зага­доч­ный „он“, новый пер­со­наж, вве­дён­ный в самом кон­це при­пе­ва? Что коман­ду­ет? Где коман­да? Что такое это „ё“? Ком­бат мате­рит­ся? Или „он“ мате­рит­ся на бра­во­го ком­ба­та? За что? Будем наде­ять­ся, за то, что при­ка­зал артил­ле­ри­стам тол­кать ору­дия и стре­лять на ходу».

Види­мо, далее сле­ду­ет усту­пить «три­бу­ну» авто­ру тек­ста — Алек­сан­дру Шага­но­ву. По его сло­вам, в своё вре­мя пес­ня полю­би­лась гене­ра­лу Алек­сан­дру Лебе­дю, а это что-нибудь да значит:

«Как-то гене­рал Лебедь был на одной радио­стан­ции, в свя­зи с выбо­ра­ми, кажет­ся. Про­сто про­грам­ма, без песен, вопро­сы-отве­ты, звон­ки, точ­ки зре­ния. И вот уже дело под­хо­ди­ло к кон­цу, и он ска­зал: „Зна­е­те, я не могу уйти из этой сту­дии без того, что­бы не послу­шать свою люби­мую пес­ню“. И попро­сил вклю­чить „Ком­ба­та“. А когда пес­ня про­зву­ча­ла, его спро­си­ли: вот вы чело­век воен­ный, там в при­пе­ве зву­чит сло­во „ё“ — что вы об этом дума­е­те? И он отве­тил: „Зна­е­те, они пра­виль­но всё напи­са­ли“. Людям, кото­рые про­шли вой­ну, им не нуж­но объ­яс­нять, что там име­ет­ся в виду».

Такие, брат, дела, как пел тот же Рас­тор­гу­ев в 1980‑е. При этом, веро­ят­но, все­гда будут люди, кото­рым куда боль­ше будет нра­вить­ся «Батя­ня-вомбат» груп­пы «Соло­мен­ные ено­ты». Но это, разу­ме­ет­ся, лич­ное дело этих людей и их подруги-коалы.


«Тучи» (1996)

Груп­па «Ива­нуш­ки International» обра­зо­ва­лась под нача­лом Иго­ря Иго­ре­ви­ча в 1995 году. Пер­вое вре­мя трио гастро­ли­ро­ва­ло не по насто­я­щим кон­церт­ным пло­щад­кам, а по шко­лам, высту­пая на празд­ни­ках, дис­ко­те­ках и выпуск­ных. Про­дю­сер посчи­тал, что таким обра­зом удаст­ся заво­е­вать серд­ца моло­дёж­ной ауди­то­рии — и не прогадал.

Запи­си школь­ных кон­цер­тов «Ива­ну­шек» доступ­ны в Сети. Вот, напри­мер, леген­дар­ные «Тучи». Серьёз­ный, какой-то даже экзи­стен­ци­аль­ный текст, мело­дия, напо­ми­на­ю­щая пред­ощу­ще­ние гро­зы или её саму, вокал Иго­ря Сори­на, кото­ро­го не ста­нет в 1998 году — всё это опре­де­лён­но берёт за душу.

В интер­вью Мат­ви­ен­ко вспо­ми­на­ет, что к момен­ту выхо­да «Туч» он поду­мы­вал рас­пу­стить груп­пу — у ребят никак не полу­ча­лось раскрутиться.

«Когда мы клип на „Тучи“ сни­ма­ли, я пом­ню, что дал [режис­сё­ру кли­па] Гусе­ву <…> какой-то ана­лог — кажет­ся, это East 17 <…> были. Вот мы их сня­ли, запу­сти­ли — и „Ива­нуш­ки“ пошли. Пото­му что до того я думал, что всё, ниче­го не будет. Пер­вый клип, „Все­лен­ная“, — ника­ко­го дви­же­ния. А всё это тре­бо­ва­ло вло­же­ний — вплоть до того, что Рыже­му надо было квар­ти­ру сни­мать и давать хотя бы мини­маль­ные день­ги на жизнь. Но вышли „Тучи“ — и началось!»

Рыжий — Андрей Гри­го­рьев-Аппо­ло­нов — добавляет:

«Сочи, про­сы­па­юсь, вклю­чаю теле­ви­зор — пере­да­ча «Горя­чая десят­ка». И там: «А на пер­вом месте у нас неиз­вест­ная моло­дая груп­па с ори­ги­наль­ным назва­ни­ем „Ива­нуш­ки International“. И вклю­ча­ют „Тучи“ — а я сам ещё клип не видел. Выхо­жу потом на пляж — и на меня начи­на­ют пры­гать люди. Вот уж дей­стви­тель­но проснул­ся зна­ме­ни­тым, про­сто в одну секунду».


«Потому что нельзя быть красивой такой» (1998)

Порой кажет­ся, что Мат­ви­ен­ко писал (и про­дол­жа­ет) чуть ли для всей нашей эст­ра­ды — вот и для груп­пы «Белый орёл» у него нашлось вре­мя. О том, что это вооб­ще за кол­лек­тив, крас­но­ре­чи­вее все­го рас­ска­зы­ва­ет его лидер, биз­нес­мен Вла­ди­мир Жечков:

«„Белый орёл“ — это моя при­хоть. Захо­тел спеть — спел, захо­те­лось влю­бить­ся — влю­бил­ся, захо­тел нари­со­вать — нари­со­вал. Что-то надо делать, что­бы было инте­рес­но. У меня же жур­на­лы были все эти — „ТВ парк“, „Кино­парк“, это я всё созда­вал. <…> У нас была круп­ней­шая реклам­ная груп­па в Рос­сии, у нас были теле­ка­на­лы, кино­про­кат был, видео­про­кат, но мы с парт­нё­ра­ми не нашли обще­го язы­ка. Разо­шлись, про­да­ли акти­вы. Тогда я и запел, со ску­ки. День­ги есть — ума не надо».

В теле­пе­ре­да­че «Досто­я­ние рес­пуб­ли­ки» (выпуск от 19 нояб­ря 2010 года) музы­каль­ный кри­тик Миха­ил Мар­го­лис ото­звал­ся о песне так:

«Для меня, без­услов­но, это такое совер­шен­ство по части фор­мы, по части такой исте­ри­ки пья­но­го оди­но­ко­го коман­ди­ро­воч­но­го, кото­рый сидит вече­ром в каком-то ресто­ране. Посте­пен­но он дохо­дит до это­го экс­та­за. Навер­но, перед ним уже какие-то виде­ния начи­на­ют­ся. <…> Но в дан­ном слу­чае Мат­ви­ен­ко как ком­по­зи­тор очень чёт­ко уга­ды­ва­ет эту его ноту. Таких песен было две. Вто­рая была про­сто уже абсо­лют­ная по части сво­е­го, так ска­зать, абсур­да нашей эст­ра­ды — это пес­ня „Ах, какая жен­щи­на! Мне б такую“. Но там было уже совсем как-то без ком­мен­та­ри­ев. Мат­ви­ен­ко сумел выру­лить тему той же самой исте­ри­ки, но толь­ко в какую-то более-менее щемя­щую ноту…»

При этом песне нель­зя отка­зать в изряд­ной ток­сич­но­сти — лири­че­ский герой выма­ли­ва­ет у геро­и­ни вза­им­ность, упре­кая её в при­вле­ка­тель­но­сти и даже запре­щая «быть кра­си­вой такой». Мело­дия очень точ­но отзы­ва­ет­ся на этот сюжет — чув­ству­ет­ся мазо­хист­ское насла­жде­ние соб­ствен­ным стра­да­ни­ем, с паде­ни­ем на коле­ни и тор­же­ствен­ным раз­ры­ва­ни­ем рубаш­ки на гру­ди. По сча­стью, сего­дня такие сюже­ты если и акту­аль­ны, то в каба­ках и караоке.

Но о ком же всё-таки пес­ня? Зна­ет толь­ко автор слов, поэт Миха­ил Андре­ев. Одна­ко это тай­на — в уже упо­мя­ну­том выпус­ке «Досто­я­ния рес­пуб­ли­ки» он поделился:

«Я сей­час пом­ню — у меня дро­жит серд­це, — как я влю­бил­ся. Была кон­крет­ная девуш­ка, я пом­ню каж­дый квад­рат­ный её сан­ти­метр, но не буду рас­ска­зы­вать… Нет, нет, нет, ни слова…»


«Тополиный пух» (1998)

В 1998 году «Ива­нуш­ки» выпу­сти­ли тре­тий аль­бом в дис­ко­гра­фии и пер­вый после ухо­да Иго­ря Сори­на, место кото­ро­го занял Олег Яко­влев. С назва­ни­ем немнож­ко не уга­да­ли: одно­имён­ная пес­ня «Об этом я буду кри­чать всю ночь» в чис­ло наи­бо­лее «бро­не­бой­ных» тре­ков кол­лек­ти­ва не вошла — в отли­чие от «Сне­ги­рей» и, конеч­но, «Топо­ли­но­го пуха».

Игорь Мат­ви­ен­ко (тре­тий сле­ва) и «Ива­нуш­ки International»: Игорь Сорин, Кирилл Андре­ев, Андрей Григорьев-Апполонов

В ста­тье «Хиты дефол­та-1998: от „Един­ствен­ной“ до „Дель­фи­нов“» Миха­ил Кузь­мин заме­ча­ет: непро­стое лето в рав­ной мере скра­си­ли две кон­ку­рент­ки: «Крош­ка моя» груп­пы «Руки вверх!» и, как ино­гда шутят, «люби­мая пес­ня аллер­ги­ков» от трио Иго­ря Матвиенко.

«Глав­ным кон­ку­рен­том Сер­гея Жуко­ва была не менее попу­ляр­ная груп­па „Ива­нуш­ки International“ — один из фаво­ри­тов лет­них дис­ко­тек на чер­но­мор­ском побе­ре­жье. Уди­ви­тель­но, но одну их сво­их самых зна­ме­ни­тых песен кол­лек­тив выпу­стил в не самый про­стой пери­од сво­ей твор­че­ской жиз­ни. В мар­те 1998 года груп­пу поки­нул Игорь Сорин, что каза­лось нача­лом её кон­ца. Одна­ко ему быст­ро нашли заме­ну в лице Оле­га Яко­вле­ва и запи­са­ли „Топо­ли­ный пух“. Что имен­но было попу­ляр­нее, ска­зать слож­но, но имен­но „Топо­ли­ный пух“ и „Крош­ка моя“ были без­ого­во­роч­ны­ми лиде­ра­ми хит-пара­дов во вре­мя дефолта».

А в тек­сте Нико­лая Редь­ки­на, при­уро­чен­ном к 25-летию «Ива­ну­шек», говорится:

«„Топо­ли­ный пух“ — до сих пор самая про­слу­ши­ва­е­мая вещь груп­пы, по вер­сии Spotify и Apple Music. <…> даже тот, кто не счи­ты­вал глу­бо­кие слои в музы­ке „Ива­ну­шек“, пони­мал, что эта музы­ка иде­аль­на, что­бы под неё пла­кать. Вклю­чи­те пря­мо сей­час любой их клип 1996–2002-го — и, пожа­луй­ста, не сдер­жи­вай­те слёз».

С этим слож­но не согла­сить­ся: до сих пор у тех, кто рос в 90‑е, от бор­мо­та­нья Рыже­го «Это ещё не любовь, это лишь такой закон борь­бы про­ти­во­по­лож­но­стей» слад­ко зами­ра­ет сердце.


«Ты неси меня, река» (2000)

Текст пес­ни, став­шей саунд­тре­ком для по-сво­е­му мем­но­го сери­а­ла «Гра­ни­ца. Таёж­ный роман» (неза­бы­ва­ем кадр с Рена­той Лит­ви­но­вой, в кото­ром она про­из­но­сит: «Я летаю, я в раю») напи­сал его режис­сёр, Алек­сандр Мит­та. А испол­нил ком­по­зи­цию — вот тут неожи­дан­ность — Мат­ви­ен­ко. Поче­му так? В «био­гра­фи­че­ской» ста­тье о «Кра­се» (вто­рое назва­ние) на сай­те soundtimes.ru говорится:

«С тем, что в „Таёж­ном романе“ зри­тель слы­шит „Кра­су“ имен­но в испол­не­нии Иго­ря Мат­ви­ен­ко, свя­зан курьёз­ный слу­чай: на самом деле ком­по­зи­тор отпра­вил режис­сё­ру филь­ма лишь наспех сде­лан­ную демо­вер­сию, отме­тив, что ори­ги­наль­ная вокаль­ная пар­тия будет испол­нять­ся голо­сом Рас­тор­гу­е­ва. Алек­сан­дру Мит­те „дем­ка“ же при­шлась по вку­су, да и вре­ме­ни на пол­но­цен­ную запись оста­ва­лось не так мно­го, так что режис­сёр без сомне­ний вклю­чил пред­ва­ри­тель­ную вер­сию в фильм».

Тако­го сюр­при­за Рас­тор­гу­ев, долж­но быть, не ожи­дал. Впро­чем, рас­стра­и­вать­ся ему было не с руки: Мат­ви­ен­ко не пла­ни­ро­вал ста­но­вить­ся про­фес­си­о­наль­ным пев­цом, и сего­дня «Кра­су» испол­ня­ют «Любэ».

Исто­рия с вока­лом Мат­ви­ен­ко полу­чи­ла забав­ное про­дол­же­ние в 2010 году, когда к 50-лет­не­му юби­лею масте­ра паро­дию на него и его под­опеч­ных сде­ла­ли в про­грам­ме «Боль­шая раз­ни­ца». В куль­ми­на­ции скет­ча «Мат­ви­ен­ко» при­нял­ся петь «Кра­су», не попа­дая ни в одну ноту. К сча­стью, насто­я­щий Игорь Иго­ре­вич не оби­дел­ся — сме­ял­ся, хло­пал в ладо­ши. И всё же, когда паро­дия завер­ши­лась, веду­щий шоу, Алек­сандр Цека­ло, на вся­кий слу­чай уточ­нил, что, в отли­чие пер­со­на­жа из паро­дии, Игорь Мат­ви­ен­ко поёт хорошо.


«Понимаешь» (2002)

Не успел оте­че­ствен­ные теле­ви­зо­ры оста­вить Борис Ель­цин с его неза­бы­ва­е­мым «пони­ма­ешь», кото­рое пер­вый пре­зи­дент тра­ди­ци­он­но испол­нял на высо­ких нотах, как ему на сме­ну при­шла пере­да­ча «Фаб­ри­ка звёзд‑1» (про­дю­сер и руко­во­ди­тель про­ек­та — Игорь Мат­ви­ен­ко) одним из сим­во­лов кото­рой ста­ло то же самое сло­во. Но теперь уже в испол­не­нии Пав­ла Арте­мье­ва из бойз-бен­да «Кор­ни» и Ири­ны Тоне­вой из деви­чье­го ансам­бля «Фаб­ри­ка».

Текст пес­ни родил­ся задол­го до пре­мье­ры — его напи­сал Игорь Сорин (музы­ку, конеч­но, доба­вил Игорь Иго­ре­вич). В Сети мож­но встре­тить ред­кое видео: 1994 год «Ива­нуш­ки» поют «Пони­ма­ешь», а за ними наблю­да­ет про­дю­сер — ещё с волосами.

В 2011 году Арте­мьев вспо­ми­нал:

«Как мне гово­ри­ли два Иго­ря, Полон­ский и Мат­ви­ен­ко, они про­бо­ва­ли запи­сы­вать эту пес­ню чуть ли не с „Ива­нуш­ка­ми“, ещё с каки­ми-то людь­ми — и она не ложи­лась. А у нас полу­чи­лось запи­сать­ся с пер­во­го дуб­ля. И как-то так искренне, по-дет­ски, что ли, полу­чи­лось. Дол­гое вре­мя „Пони­ма­ешь“ была люби­мой пес­ней моей мамы и про­чих жен­щин: сестёр, мам, бабу­шек. Поэто­му я к ней неж­ные очень чув­ства испы­ты­ваю по-преж­не­му. Там же очень дет­ский текст. Свет­лый, школь­ный. Вся эта лири­ка, „ты ушёл, а я жда­ла“ — очень мило же. Я вооб­ще люби­тель соп­ли пускать».

Павел Арте­мьев и Ири­на Тоне­ва. Источ­ник

А вот что рас­ска­зы­ва­ет Матвиенко:

«На самом деле на этой песне про­во­дил­ся кастинг „Ива­ну­шек“. У меня даже видео есть, где сто­ят Сорин и его при­я­тель и поют: „Пони­ма­ешь, пони­ма­ешь“. Там сло­во „пони­ма­ешь“ было, а боль­ше ниче­го, толь­ко мело­дия. Ну и пока кастин­го­ва­ли, мы эту пес­ню про­слу­ша­ли раз сто. И так надо­е­ло, что тогда не ста­ли реа­ли­зо­вы­вать. Ну и к тому же она дуэт­ная была, там девуш­ка тре­бо­ва­лась. А когда Игорь уже начал писать сти­хи, я ему пред­ло­жил попро­бо­вать что-то с этой музы­кой сде­лать — он набро­сал текст, и пес­ня так и про­дол­жа­ла лежать до „Фаб­ри­ки звёзд“».

В рам­ках это­го же интер­вью Иго­рю Мат­ви­ен­ко был задан вопрос, ответ на кото­рый мог бы стать пре­крас­ным фина­лом для это­го тек­ста. Пожа­луй, не ста­нем сдерживаться:

«— Вы когда-нибудь заду­мы­ва­лись о том, поче­му имен­но у вас полу­чи­лось напи­сать столь­ко песен, кото­рые мил­ли­о­ны зна­ют наизусть?
— Навер­ное, я [офи­ген­но] ода­рён­ный чувак».

Ну что тут ещё мож­но доба­вить? С юби­ле­ем, Игорь Игоревич!




Читай­те также:

Десять глав­ных песен Вик­то­ра Цоя;

— Ты уви­дел это пер­вым: 25 важ­ных кли­пов рос­сий­ско­го MTV;

— Пес­ни груп­пы «Ком­би­на­ция» как отра­же­ние жиз­нен­ных реа­лий жен­щин кон­ца 1980‑х — нача­ла 1990‑х годов.

Поделиться