«Растаманы из глубинки»: яркие адаптации регги в России

Рег­ги — один из самых про­блем­ных жан­ров в Рос­сии. Во-пер­вых, он нуж­да­ет­ся в адек­ват­ной адап­та­ции, а во-вто­рых, в пра­виль­ном испо­ве­да­нии. По прось­бе VATNIKSTAN музы­каль­ный жур­на­лист Пётр Поле­щук сде­лал под­бор­ку самых раз­ных при­ме­ров обра­ще­ния к рег­ги в самых раз­ных жанрах.


В исто­рии нашей стра­ны рас­та­ма­ны — суб­куль­ту­ра, соот­вет­ству­ю­щая самым баналь­ным кари­ка­ту­рам о себе. Их погру­же­ние в веру пре­иму­ще­ствен­но нахо­дит­ся на уровне поверх­ност­ных атри­бу­тов: тре­бо­ва­ние лега­лай­за, дре­ды, напульс­ни­ки-све­то­фо­ры, экзо­ти­за­ция Афри­ки и выбор No Woman No Cry вме­сто «Всё идёт по пла­ну». Из-за таких баналь­ных при­чин рас­та­фа­ри­ан­ство как уче­ние у нас не при­жи­лось. Впро­чем, едва ли евро­пей­цы все­рьёз могут пре­тен­до­вать на аутен­тич­ность пре­дель­но афро­цен­трич­но­го уче­ния. Но тем инте­рес­нее удач­ные попыт­ки и апро­при­и­ро­ван­ные рег­ги-эле­мен­ты в дру­гих жан­рах. Пред­став­ля­ем самые раз­ные примеры.


«Растаманы из глубинки», «Аквариум»

Пожа­луй, пер­вым при­ме­ром исполь­зо­ва­ния рег­ги с каким-ника­ким, но пие­те­том к рас­та-куль­ту­ре стал «Аква­ри­ум». Любовь к рег­ги у Гре­бен­щи­ко­ва нача­лась дав­но и сохра­ня­ет­ся до сих пор, резуль­та­том чего стал аль­бом «Аква­ри­ума», состо­я­щий толь­ко из регги-песни.

Спра­вед­ли­во будет заме­тить, что Гре­бен­щи­ков обра­щал­ся к рас­та-куль­ту­ре так же, как и к любой дру­гой: как к паз­лу, кото­рый мож­но при­ло­жить к паз­лу из дру­гой моза­и­ки. То есть инте­рес Гре­бен­щи­ков про­яв­лял явно не тури­сти­че­ский, но и ста­но­вить­ся чле­ном (или, воз­мож­но, гуру) суб­куль­ту­ры не соби­рал­ся. «Рас­та­ма­ны из глу­бин­ки» — при­мер пре­сло­ву­то­го иро­нич­но­го ком­мен­ти­ро­ва­ния Гре­бен­щи­ко­ва. В ито­ге обра­ще­ние «Аква­ри­ума» к рег­ги при­ба­ви­лось к их эстет­ско­му рус­ско­му хип­пиз­му, что, зако­но­мер­но, пере­ня­ли и дру­гие артисты.


«Не стреляйте в музыканта/Братишка не плачь», Умка

Хип­по­вое на манер БГ про­чте­ние рег­ги про­дол­жи­ла Умка в сво­ей рус­ско­языч­ной вер­сии клас­си­ки Боба Мар­ли. И хотя «сла­бая доля» явно не близ­ка Гера­си­мо­вой, но спра­вед­ли­во­сти ради — хоро­ший при­мер адап­та­ции на око­ло-бит­ни­че­ский манер. Во вся­ком слу­чае, если у вас спро­сят об адап­та­ции «No Woman No Cry» в Рос­сии, то вам есть чем крыть отвра­ти­тель­ную «Нет бабы — нет слёз».


«Среди заражённого логикой мира», Егор Летов

И хотя у Граж­дан­ской Обо­ро­ны есть и более похо­жая на рег­ги пес­ня («Сафа­ри»), имен­но ран­няя вер­сия «Сре­ди зара­жён­но­го логи­кой мира» выгод­но отли­ча­ет обра­ще­ние Лето­ва к рег­ги на фоне того же Гре­бен­щи­ко­ва. Если Борис Бори­со­вич всё-таки обра­ща­ет­ся к рег­ги интел­лек­ту­аль­но, то есть не забы­ва­ет про важ­ность цеп­ких фраз, инте­ре­са ауди­то­рии и юмор, то Летов обра­ща­ет­ся на уровне эмо­ций. Даб­о­вый бас и удар­ные соче­та­ют­ся с люби­мой Лето­вым кри­ти­кой раци­о­наль­но­го: эта пес­ня о вай­бе, а не о пря­мом смыс­ле. Здесь инто­на­ция игра­ет боль­шую роль, чем текст (а управ­ле­ние инто­на­ци­ей, что важ­но, в твор­че­стве Его­ра Лето­ва встре­ча­ет­ся доволь­но ред­ко). Поми­мо это­го (и на фоне той же «Сафа­ри»), пес­ня слу­жит при­ме­ром того, как может адек­ват­но зву­чать даб при­ме­ни­тель­но к Рос­сии (тем более к СССР) — ско­рее холод­но, чем тепло.


«Герландия», «Комитет Охраны Тепла»

«КОТ», пожа­луй, един­ствен­ный при­мер иде­аль­ной адап­та­ции рег­ги как в этой ста­тье, так и в Рос­сии вооб­ще. Пара­док­саль­ным обра­зом, «КОТ», пока­зав, что играть рег­ги в Рос­сии аутен­тич­но попро­сту невоз­мож­но, открыл новую, локаль­ную аутен­тич­ность жан­ра. Увы, как открыл, так и закрыл — ниче­го подоб­но­го с тех пор не было.

При­мер Олди — это при­мер для люби­те­лей любо­го жан­ра, кото­рый невоз­мо­жен в Рос­сии, но кото­рый очень бы хоте­лось адек­ват­но играть (или хотя бы слу­шать). Адап­ти­ро­вать рег­ги в Рос­сии воз­мож­но толь­ко в том слу­чае, если мест­ный рас­та отда­ёт себе отчет, что лучи Джа едва ли про­бьют­ся сквозь засне­жен­ную зем­лю стра­ны. «КОТ» ещё даль­ше толк­нул то, что начал Летов, но пол­но­стью изба­вил­ся от хип­пов­ских кон­но­та­ций. Без­услов­но, един­ствен­ная по-насто­я­ще­му вели­кая рус­ская регги-группа.


«Сука Любовь», Михей

На тер­ри­то­рии хип-хопа было мно­го попы­ток пере­нять рег­ги-тема­ти­ку, места­ми адек­ват­ных, места­ми не очень. Особ­ня­ком сто­ит артист, хочет­ся верить, не нуж­да­ю­щий­ся и сего­дня в пред­став­ле­нии ров­но настоль­ко же, насколь­ко в нём не нуж­да­ет­ся Гре­бен­щи­ков. В 1999 году Михей запи­сы­ва­ет со сво­ей груп­пой «Джу­ман­джи» аль­бом «Сука Любовь», где сме­ши­ва­ет и соул, и хип-хоп, и рег­ги. Заглав­ный трек аль­бо­ма ста­но­вит­ся мега­по­пу­ляр­ной клас­си­кой. К сожа­ле­нию, в мейн­стри­ме со смер­тью Михея в 2002 году так и не появи­лось рав­но­знач­ной фигу­ры. Впро­чем, это не зна­чит, что не появи­лись последователи.


«Город обмана», Ёлка

Когда-то Борис Бара­ба­нов назвал Ёлку наслед­ни­цей Михея. Но если Михей — при­мер наи­бо­лее аутен­тич­но­го обра­ще­ния к рег­ги в нашем мейн­стри­ме, то Ёлка — при­мер наи­бо­лее удач­ной апро­при­а­ции, а уж хоро­шо это или пло­хо, решит каж­дый сам для себя.

До того, как Ёлка ста­ла кон­форм­ной артист­кой (а про­изо­шло это, надо ска­зать, доволь­но быст­ро), до того, как она нача­ла рядит­ся в одеж­ды аутен­тич­ной дивы, выда­вая при этом абсо­лют­но кон­вей­ер­ную музы­ку, её пер­вый хит «Город обма­на» ока­зал­ся при­нят дей­стви­тель­но заслу­жен­но. Клип и сего­дня вызы­ва­ет эмо­ции за пре­де­ла­ми носталь­гии: «угло­ва­тая» и без­за­стен­чи­во арти­стич­ная Ёлка (тогда ещё дей­стви­тель­но иголь­ча­тая) — хоро­ший при­мер арти­стич­ной манер­но­сти, кото­рой часто не хва­та­ет сего­дняш­ним музыкантам.


«Время ток», Антоха МС

Анто­ха — синоп­сис все­го, что свя­за­но с даб­ом в Рос­сии: и более пря­мое про­дол­же­ние дела Михея, и вос­пе­ва­ние мик­ро­рай­о­нов в духе Цоя, но более опти­ми­стич­но. Соб­ствен­но, в этом вся уни­каль­ность арти­ста — за его пости­ро­нич­ным обра­зом, на кото­рый поку­па­ет­ся доб­рая поло­ви­на жур­на­ли­стов (купил­ся, спра­вед­ли­во­сти ради, и я во вре­мя наше­го с ним интер­вью), на деле скры­ва­ет­ся при­мер­но то же зна­че­ние, что у груп­пы «АВИА». Это может пока­зать­ся неожи­дан­ным, но Анто­ха и «АВИА» при­мер­но об одном — о кари­ка­ту­ре на физ­куль­тур­но-гим­на­сти­че­скую совет­скую моби­ли­за­цию. Оба име­ни остав­ля­ют эсте­ти­ку, но выры­ва­ют её из непо­сред­ствен­но идео­ло­ги­че­ско­го содер­жа­ния. Раз­ни­ца в том, что «АВИА», ско­рее, про­сто демон­стри­ру­ют ого­лён­ный при­ём, а Анто­ха даёт слу­ша­те­лю воз­мож­ность полу­чить реаль­ное удо­воль­ствие от этих прак­тик без вся­ко­го рис­ка про­мыв­ки мозгов.

Какое всё это име­ет отно­ше­ние к рег­ги? Зву­ко­вое — луч­шим при­ме­ром, пожа­луй, может послу­жить «Вре­мя Ток», где фир­мен­ное даб­о­вое эхо зву­чит как эхо, раз­ле­та­ю­ще­е­ся по микрорайонам.


Балтийский Дневник «Вентиляция»

Аль­бом «Бал­тий­ский Днев­ник» питер­ской груп­пы «Вен­ти­ля­ция» — это, пожа­луй, самое убе­ди­тель­ное, что про­ис­хо­ди­ло в Рос­сии на поч­ве сме­ше­ния даба и сюр­ре­а­лиз­ма. В сущ­но­сти, если Гре­бен­щи­ков или Умка вос­при­ни­ма­ли рег­ги как хип­пи, но без пси­хо­де­ли­че­ско­го пере­жи­ва­ния, то «Вен­ти­ля­ция» вос­при­ня­ла рег­ги ров­но наобо­рот: как пси­хо­де­ли­че­ское пере­жи­ва­ние, но без керу­а­ков­ско-рюк­зач­но­го флё­ра. Фёдо­ра Нор­ве­го­ва — лиде­ра «Вен­ти­ля­ции» — в этом смыс­ле мож­но назвать рус­ским Сидом Бар­ре­том или, ско­рее, Уэй­ном Кой­ном. Ско­рее все­го, самое акку­рат­ное (в зву­ко­вом плане уж точ­но) обра­ще­ние к дабу в нашей музыке.


«Нефть», «Rape Tape»

По-сво­е­му иро­нич­но, как рус­ские поклон­ни­ки «кёр­ти­сов­ско­го» пост­пан­ка руга­лись, когда их люби­мую груп­пу пута­ли с «Jah Division». Понять мож­но, но забав­но, что насто­я­щий пост­панк во мно­гом и вырос из ямай­ской музы­ки. И хотя в Рос­сии пост­панк пре­иму­ще­ствен­но ассо­ци­и­ру­ет­ся с пле­я­дой евро­по­цен­трич­ных групп вро­де «Утро», Ploho или «Мол­чат Дома», изна­чаль­но он появил­ся из пере­пле­те­ния экс­пе­ри­мен­тов «Kraftwerk» и кра­ут­ро­ка с одной сто­ро­ны и ямай­ско­го даба с дру­гой. Пио­не­ром это­го ста­ла груп­па «Public Imagie Ltd» быв­ше­го лиде­ра «Sex Pistols» Джо­на Лай­до­на. Неда­ром, что PIL нахо­дят­ся в чис­ле групп, ока­зав­ших вли­я­ние на Алек­сандра Янчу­ка — лиде­ра хаба­ров­ской груп­пы «Rape Tape». Трек «Нефть» — ред­кий для Рос­сии при­мер вли­я­ния даба на пост­панк: тема­ти­че­ски в песне нет ника­ких кив­ков в сто­ро­ну Ямай­ки, это тра­ди­ци­он­ные для «Rape Tape» пес­ни в пове­ли­тель­ном накло­не­нии, и даб здесь исполь­зу­ет­ся ско­рее для того, что­бы создать эффект пол­зу­ще­го ужа­са. Соб­ствен­но, этим и хороши.


 

Поделиться