Изображение мистической и потусторонней силы среди русских художников развито слабо по сравнению с европейской традицией. Ещё со времён средневековья в Западной Европе на фресках регулярно оказывалась нечистая сила. Да и множество изображений потустороннего мира можно проследить в картинах Дюрера, Босха, Гойи. Тем не менее и в картинах русских художников присутствует мистика, мифы, нежить и нечисть. Большое влияние на живописцев оказали произведения Александра Пушкина и Николая Гоголя. Немалую роль сыграла славянская мифология и языческие обряды.
VATNIKSTAN выбрал десять картин, посвящённых потусторонней силе и мистическим сюжетам.
Александр Бенуа. «За ним повсюду Всадник медный» (1905)
История создания иллюстраций к «Медному всаднику» Александра Пушкина долгая и запутанная. Первый заказ Бенуа получил ещё в 1903 году, вдохновенно принялся за него, нарисовал 33 иллюстрации, но заказчик — «Кружок любителей изящных искусств» — забраковал результат и потребовал переделки. Гордый живописец отказался вносить изменения. А вот Сергею Павловичу Дягилеву изображения понравились, и он поместил их в один из номеров «Мира искусства». Правда, формат иллюстраций претерпел изменения, а, следовательно, они потеряли в качестве.
В 1905 году Бенуа снова вернулся к теме «Медного всадника». Поздние работы оценил весьма положительно. Он писал:
«Нарисовал Евгения наново. Мне все мои новые иллюстрации „Медного всадника“ больше нравятся, нежели прежние. 3релее».
Но судьба опять переменилась, и у Комиссии народных изданий изменились планы. Книга не поступила в печать.
В 1916 году художник получает заказ от Комиссии художественных изданий. Рисунки 1905 года он оставляет прежними, а те, что были написаны ранее, переделывает. Но в 1917 году разразилась Октябрьская революция, и выпуск «Медного всадника» в очередной раз был отложен.
Только в 1922 году книга пошла в печать, Бенуа по ходу вносил некоторые правки. А в следующем году иллюстрации, над которыми художник работал в общей сложности 20 лет, увидели свет. Всего он создал около 70 рисунков к произведению Пушкина.
Мнения об изображении у критиков разнились: кто-то писал, что она «давит» рисунками текст Пушкина, другие называли Бенуа лучшим иллюстратором. В частности, по мнению искусствоведа Абрама Эфроса:
«О Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили. Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу».
Сама картина описывает бегство Евгения от Медного Всадника. В рисунке передано ощущение панического страха и величие огромного преследующего его всадника. Мы видим грозную, «вставшую на дыбы» скульптуру. Здесь ещё нет движения, но тревожность и угроза явно прослеживаются.
Михаил Врубель. «Демон поверженный» (1901−1902)
Одна из необычных и мистических работ Михаила Александровича Врубеля. Принадлежит к серии «Демониады», например, есть также работа «Демон сидящий». Картина очень сильно повлияла на психическое состояние художника. Работа над картиной стала занимать все свободное время Врубеля, постепенно он впал в депрессию. Н. Яремич свидетельствовал об этом так:
«Всю зиму Врубель работает с страшным напряжением. Вместо обычных трёх — четырёх часов, он работает по 14, а иногда и больше, — при искусственном освещении, никуда не выходя и едва отрываясь от картины. Раз в день он надевал пальто, открывал форточку и с четверть часа вдыхал холодный воздух, — это он называл своей прогулкой. Весь поглощённый работой, он стал нетерпимым ко всякой помехе, не хотел видеть гостей и едва разговаривал с своими. Демон уже много раз был почти закончен, но Врубель снова и снова его переписывал».
У художника появилась настоящая мания. Даже когда работа была выставлена в музейный зал Врубель приходил и дорисовывал лицо демона. Такое состояние художника заставило близких обратиться к знаменитому психиатру Владимиру Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии — третичный сифилис). В дальнейшем состояние живописца только ухудшалось, а смерть сына Саввы только приблизило кончину Врубеля.
Стоит отметить и то, что всего было написано две авторских версии картины. «Ранний» демон полный неземной красоты юноша, которому хочется сопереживать. «Поздний» демон кипит гневом и готов сражаться до последнего, а не быть поверженным. Оба падших ангела лишены крыльев, путь в «небо» для них закрыт навсегда. Роскошные перья лежат в беспорядке, а крылья окаменели.
Михаил Микешин. «Ведьма на Хоме Бруте» (1882)
Художник Михаил Осипович Микешин пишет иллюстрации по произведениям Николая Васильевича Гоголя в журнале «Весельчак». Одной из сцен в его живописи стал эпизод из «Вия». Семинарист Хома Брут с ведьмой на плечах. Конечно, из повести известно, что в итоге, читая молитвы, он смог одолеть старуху, которая превращается в юную деву.
Микешин попытался изобразить динамичность картины. Произведение довольно мрачное, чего стоит только изображение ведьмы: черты её лица и тела напоминают скелет на фоне сияющей луны. Также Микешин создал эскизы игральных карт, которые хранятся в собрании Русского музея. На картах изображены герои произведений Гоголя, русских сказок, всего потустороннего и мистического в русской народной культуре.
Михаил Клодт. «Ивану Грозному являются тени им убитых»
Одна из противоречивых фигур в российской истории царь Иван Грозный стал объектом внимания творчества Михаила Петровича Клодта.
Самым кровавым и жестоким шагом правителя было введение опричнины и жестокий поход на Новгород. Истребление населения опричнины, ликвидация приближённых царя, попавших в его немилость, истребление претендентов на престол — это одни из деяний, совершённых приспешниками Грозного. При этом, когда наступила реальная угроза в лице крымского хана Девлет-Гирея, опричнина потерпела сокрушительное поражение и показала, что она боеспособна только против мирного населения. Дело в том, что в 1571 году велась Ливонская война, и царская армия была задействована в боевых действиях. А в это же время вероломный крымский хан решил совершить вылазку на Москву. Он осадил город, а царские «убийцы» не смогли оказать хоть какое-либо сопротивление. После этого, в 1572 году, опричнина была отменена и головы их вождей слетели на плахах.
Вот и на полотне изображена довольно жуткая сцена. Тени убитых людей стоят возле царя. Конечно, во многом это также связано и с психическим расстройством Грозного: боярские распри в детстве юного царя оказали плачевное давление на его личность. А более всего его недуг стал проявляться в последние годы жизни. Примечательно, что сам Михаил Клодт также страдал психическим расстройством. Другие же считали, что он страдал алкоголизмом. В общем, уволенный со всех основных должностей, он стал жить в бедности на Коломенской улице в Санкт-Петербурге.
Иван Крамской. «Русалки» (1871)
Иван Николаевич Крамской, выдающийся деятель и лидер Товарищества передвижников, с картиной «Русалки», написанной в 1871 году. Изображение уносит нас на необъятные просторы русской глубинки. Вдохновение на изображение русалок, скорее всего, Крамской получил из одноимённого произведение Николя Васильевича Гоголя. Но нельзя сказать, что картина является иллюстрацией. Писателем пером описал таинственный мир, наполненный русалками, магией, колдуньями и прочей нечистью. Крамской же постарался изобразить его на полотне кистью.
При этом он не просто хотел изобразить потусторонний мир, а показать связь реального мира и мира таинственного. Особенно ему это удалось в изображении загадочного света луны. Своему товарищу, художнику Васильеву, Крамской писал:
«Всё в настоящее время стараюсь поймать луну… Трудная штука — луна».
Художник изображает берег реки, залитый таинственным светом, на котором сидят в белых одеяниях, будто в саванах, юные девушки-утопленницы, которые превратились в дивных русалок, печальных и несчастных. Справа можно различить свет усадьбы, вдалеке виднеется лес.
Илья Репин. «Садко» (1876)
Произведение Ильи Ефимовича Репина «Садко» было написано на сюжет новгородской былины о Садко. Во многом на сюжет картины повлияла заграничная поездка художника и посещение выставок передвижников. Художник писал известному критику В. В. Стасову:
«Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя».
Мотивом картины становится эпизод, когда морской царь приказывает Садко выбрать себе в жёны одну из морских красавиц. Мы видим, что взгляд Садко устремлён на стоящую вдали русскую девушку Чернаву. Сам художник писал:
«Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства».
Прототипом Садко стал известный художник Виктор Васнецов, который составил компанию Репину в его путешествии по Франции. Подготовка к картине была тщательной: художник изучил морскую флору, атласы морского мира. Заграничным зрителям картина не понравилась, но отечественная публика оценила её восторженно. Приобрёл полотно будущий император Александр III. А в 1876 году Репин получил за неё звание академика.
Виктор Васнецов. «Баба-яга» (1917)
Одна из главных героинь русских сказок Баба-Яга, именно этой фигуре и посвятил свою работу Виктор Михайлович Васнецов. Довольно жуткая картина описывает торжество зла. На заднем плане мы видим бушующий пожар. Само изображение старухи: седые неопрятные волосы, злобный оскал, костлявое тело. При это картина динамичная: бушует ветер, все происходит моментально. Также можно заметить, что охота старухи удалась, и мы видим испуганное и потрясённое лицо ребёнка, он уже смирился со своей трагичной судьбой.
Несмотря на то, что мотивы русских сказок не были так популярны среди живописцев XIX века, Васнецов воплощает свой замысел и изображает популярного персонажа. Сама роль старухи в сказках имеет негативный контекст: она ворует детей, заколдовывает красавиц и заманивает добрых молодцев. При этом её избушка всегда находится на границе двух миров: реального и потустороннего.
В начале XX века Васнецов решает изобразить другую, мистическую силу русских сказок. Так, в 1917 году, на свет появляется известная картина «Баба-Яга».
Михаил Врубель. «Пан» (1899)
Описывая мотивы загробной и мистической жизни русской души, невозможно не обратиться снова к творчеству Михаила Врубеля, а в частности к изображению пана. Пан является олицетворением дикой природы, языческого культа пастушества, скотоводства и плодородия. Картина относится к «Сказочному циклу» Врубеля.
Изображение было закончено в 1899 году. Сначала художник хотел изобразить на фоне природы свою жену, но вскоре передумал, и буквально за несколько дней написал новую картину. Источником вдохновения для живописца стал рассказ Анатолия Франса «Святой сатир». Да и сам Врубель называл данное произведение «Сатир».
Теперь обратимся к изображению. Несмотря нато, что Пан — персонаж древнегреческой мифологии, фон на картине явно соответствует русской природе. А изображение Старого месяца говорит нам о том, что действие происходит в утренних сумерках. Также фигура Пана размывается с природой, нижняя часть сливается в сумерках — это говорит о том, что сила мифологического существа неразрывно связана с природой. Поза героя явно отсылает зрителя к другому персонажу Врубеля «Демону сидящему».
Борис Кустодиев. «Купчиха и домовой» (1922)
Если вы читали мои прошлые обзоры на произведения, описывающие события Первой русской и Октябрьской революции, то наверняка помните творчество Бориса Михайловича Кустодиева. А основными мотивами его произведений стала купеческая и мещанская среда. Зачастую он изображал провинциальную жизнь, ярмарки и гуляния. Пёстрые и яркие картины показывали близость живописца к народному искусству.
Если обратить внимание на полотно, то можно уловить атмосферу, царящую в доме купчихи. Слияние тёмного и яркого цвета создают явственную картину существования двух параллельных миров. Можно заметить, что огонь из печки явно угрожает пожаром, особенно если увидеть рядом ковёр. Да и сама женщина абсолютно беззащитна, а белый цвет кровати только усиливает это впечатление. Домовой же стоит в темноте. И хотя раньше он символизировал спокойствие и безопасность, то по христианским устоям домовой означал тёмный мир. Скорее всего, изображение домового предвещает что-то плохое. Картина вызывает у зрителя нарастающее чувство тревоги.
Хуго Симберг. «Хоровод» (1898)
Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи с 1809 года по 1917 год. В связи с этим творчество финского художника Хуго Симберга можно причислить к российской живописи (он умер ровно в 1917 году). Его картины вдохновлены финской мифологией, а изображённая тёмная сила напоминает нам героев славянской мифологии. Так и здесь финские дьяволята напоминает наших чертят.
Полотна, написанные в конце XIX века, являются прекрасным примером европейского символизма, который не стеснялся показывать своё бессознательное и считал, что примитивизм — это прекрасный способ создания художественных эффектов. Огромное влияние на его творчество оказала живопись его учителя — финского художника Аксели Гален-Каллелы, который начинал с иллюстрации к эпосу «Калевала».
Читайте также «„Демоны“ Михаила Врубеля».