«Демоны» Михаила Врубеля

«Демон — дух не столь­ко злоб­ный, сколь­ко стра­да­ю­щий и скорб­ный, при всём этом дух власт­ный, величавый…»[simple_tooltip content=‘Михаил Врубель’]*[/simple_tooltip]

Серия кар­тин «Демон» Миха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча Вру­бе­ля созда­на в пери­од с 1890 по 1903 год и вдох­нов­ле­на поэ­зи­ей Миха­и­ла Лер­мон­то­ва. Авто­ру уда­лось точ­но пере­дать настро­е­ние героя и его пере­жи­ва­ния. Каж­дое полот­но серии по-сво­е­му уни­каль­но и может быть рас­смот­ре­но обособ­лен­но от других.

Одна­ко, если изу­чить все про­из­ве­де­ния сра­зу, мож­но про­сле­дить не толь­ко эво­лю­цию лите­ра­тур­но­го героя, но и изме­не­ния в твор­че­стве само­го Вру­бе­ля, от Демо­на, тре­вож­но сидя­ще­го на фоне ало­го зака­та, до Демо­на, без­воль­но стре­мя­ще­го­ся в без­дну во тьме.


Миха­ил Алек­сан­дро­вич Вру­бель один из самых мно­го­гран­ных оте­че­ствен­ных живо­пис­цев нача­ла XX века, кото­рый про­сла­вил­ся не толь­ко как худож­ник, но и как скуль­птор. Его био­гра­фия и твор­че­ство крайне интен­сив­ны. Жизнь живо­пис­ца мож­но раз­де­лить на два эта­па. Пер­вый — это обу­че­ние в ака­де­мии искусств и пере­езд в Киев, где Вру­бель увлёк­ся цер­ков­ны­ми моти­ва­ми. Вто­рой этап — мос­ков­ский, когда были созда­ны самые извест­ные рабо­ты и когда тво­рец начал стра­дать от физи­че­ских и душев­ных неду­гов, что его и обессилило.

Мы рас­смот­рим мос­ков­ский пери­од твор­че­ства, нача­тый «Демо­ном сидя­щим» в 1890 году и закон­чен­ный «Демо­ном повер­жен­ным» в 1902 году, а так­же закат жиз­ни маэст­ро живописи.

Миха­ил Вру­бель за рабо­той. 1898 год

«Демон сидящий»

Кар­ти­на — иллю­стра­ция к поэ­ме, поэто­му сюжет полот­на во мно­гом вто­рит ей. Автор не стре­мил­ся сде­лать Демо­на мило­вид­ным, хотел пока­зать задум­чи­вую, сомне­ва­ю­щу­ю­ся лич­ность, пре­бы­ва­ю­щую в смятении.

Герой сидит в окру­же­нии непро­пор­ци­о­наль­но боль­ших цве­тов в зажа­той позе, что под­чёр­ки­ва­ет его нелов­кость и стес­не­ние, ему буд­то не хва­та­ет места и он пыта­ет­ся сжать­ся. На вто­ром плане мы видим тёп­лый алый закат, надви­га­ю­щий­ся на горы. Мож­но пред­по­ло­жить, что это Кав­каз, учи­ты­вая осо­бую связь Лер­мон­то­ва с этим краем.

Пер­вая кар­ти­на с Демо­ном, создан­ная Вру­бе­лем. 1890 год

Лицо Демо­на — отдель­ный смыс­ло­вой эле­мент про­из­ве­де­ния. Вру­бель при­дал ему как муж­ские, так и жен­ские чер­ты, что­бы ещё глуб­же рас­крыть тему борь­бы внут­ри героя.

Кар­ти­на выпол­не­на в фир­мен­ном сти­ле Вру­бе­ля, а имен­но на ней при­сут­ству­ет эффект кри­стал­ли­че­ских гра­ней, что род­нит полот­но с вит­ра­жом или пан­но. Такие маз­ки худож­ник делал с помо­щью спе­ци­аль­но­го инстру­мен­та — мастихина.

Фраг­мент кар­ти­ны «Демон сидящий»

«Демон и Тамара»

В 1891 году Вру­бель по зака­зу изда­те­ля Пет­ра Кон­ча­лов­ско­го выпол­нил ряд иллю­стра­ций к поэ­ме Лер­мон­то­ва «Демон». Мы рас­смот­рим одну из них.

Выпол­не­на кар­ти­на в отлич­ном от преды­ду­щей сти­ле, одна­ко исто­рия её созда­ния кажет­ся достой­ной рас­смот­ре­ния, ибо пони­ма­ние эмо­ций твор­ца поз­во­ля­ют луч­ше интер­пре­ти­ро­вать само про­из­ве­де­ние. Вру­бель настоль­ко про­ник­ся поэ­зи­ей Лер­мон­то­ва, что не мог никак отоб­ра­зить эпи­зод поэ­мы на бумаге.

Для напи­са­ния худож­ник исполь­зо­вал аква­рель. Иллю­стра­ция посвя­ще­на сви­да­нию Демо­на с воз­люб­лен­ной Тама­рой в мона­стыр­ской келье. Зада­чей худож­ни­ка было пере­дать на хол­сте строчки:

«Я опу­щусь на дно морское,
Я поле­чу за облака,
Я дам тебе всё, всё земное —
Люби меня!..»

Ком­по­зи­ция кар­ти­ны два­жды изме­ня­лась. На пер­во­на­чаль­ном вари­ан­те Тама­ра сиде­ла сле­ва от Демо­на у сте­ны, а рядом с ней, при­сло­нён­ный к стене, сто­ял гру­зин­ский музы­каль­ный инстру­мент чон­гу­ри. Но Вру­бель ока­зал­ся настоль­ко недо­во­лен рабо­той, что в яро­сти порвал её.

Вто­рая вер­сия пре­тер­пе­ла незна­чи­тель­ные изме­не­ния. Так Вру­бель убрал из ком­по­зи­ции сте­ну, а Тама­ру пере­са­дил бли­же к окну. Сам же Демон воз­вы­сил­ся над ней. Но и это не устро­и­ло автора.

Худож­ник при­сту­пил к тре­тьей попыт­ке, и она ста­ла три­ум­фаль­ной. На ней аква­ре­лью выпол­не­но звёзд­ное небо, кото­рое заиг­ра­ло новы­ми крас­ка­ми, а Демон, скло­нив­ший­ся над Тама­рой, замер в позе, пред­вос­хи­ща­ю­щей их духов­ное соединение.

Тре­тья вер­сия сюже­та, кото­рая удо­вле­тво­ри­ла Врубеля

«Демон летящий»

Эту кар­ти­ну мож­но назвать одной из самых таин­ствен­ных работ Вру­бе­ля. Окон­ча­тель­ный замы­сел до кон­ца не уста­нов­лен во мно­гом из-за неза­кон­чен­но­сти полотна.

«Демон летя­щий». 1899 год. Неза­вер­шён­ная картина

Восемь лет спу­стя после «Демо­на и Тама­ры» Вру­бель взял­ся за ново­го Демо­на — «Демо­на Летя­ще­го». Герой про­ле­та­ет над гора­ми Кав­ка­за, отче­го кар­ти­на ста­но­вит­ся более интри­гу­ю­щей и захватывающей:

«…И над вер­ши­на­ми Кавказа
Изгнан­ник рая пролетал:
Под ним Каз­бек, как грань алмаза,
Сне­га­ми веч­ны­ми сиял…»

Автор исполь­зо­вал пре­иму­ще­ствен­но тём­ные мрач­ные цве­та, на полотне пре­ва­ли­ру­ют тяжё­лые корич­не­вые тона, а сам демон обла­чён в корич­не­вое одеяние.

Фраг­мент кар­ти­ны «Демон летящий»

К сожа­ле­нию, по неиз­вест­ной при­чине Вру­бель не закон­чил рабо­ту. Финаль­ный замы­сел остал­ся нерас­кры­тым. Одна­ко вид­но, что эта кар­ти­на отли­ча­ет­ся абстракт­но­стью, кото­рая ещё более уда­ля­ет от реаль­но­сти как авто­ра, так и зри­те­ля. Веро­ят­но, худож­ни­ка посте­пен­но нача­ла тер­зать душев­ная болезнь, кото­рая в пол­ной мере настиг­нет его через несколь­ко лет.


«Демон поверженный»

Это полот­но явля­ет­ся, навер­ное, самым слож­ным по смыс­лу про­из­ве­де­ни­ем авто­ра. «Повер­жен­ный» во мно­гом слу­жит про­дол­же­ни­ем «Демо­на сидя­ще­го», посколь­ку напи­сан в схо­жей кри­стал­ли­че­ской тех­ни­ке и ком­по­зи­ци­он­но синонимичен.

Послед­ний Демон Вру­бе­ля. 1902 год

Кар­ти­на насы­ще­на люби­мы­ми оттен­ка­ми Вру­бе­ля — раз­ны­ми тона­ми сине­го и золо­то­го. Сам герой выгля­дит про­иг­рав­шим, повер­жен­ным в мыс­лен­ной схват­ке с самим собой. Внут­рен­няя борь­ба уби­ла вся­че­ские надеж­ды, лиши­ла полё­та мыс­ли. Теперь Демо­ну оста­ёт­ся лишь кануть вниз, пре­да­вая себя в руки судьбы.

Мы видим пада­ю­ще­го в уще­лье Демо­на на фоне засне­жен­ных Кав­каз­ских гор. Он пока­зан вновь замкну­тым и стес­нён­ным в дви­же­ни­ях, и вновь ему не хва­та­ет места как на кар­тине, как уже серьёз­но боль­но­му авто­ру в этом мире. Худож­ник писал про­из­ве­де­ние, стра­дая от пси­хо­ло­ги­че­ско­го рас­строй­ства, кото­рое про­грес­си­ро­ва­ло с каж­дым днём.

Фраг­мент кар­ти­ны «Демон поверженный»

Жена Вру­бе­ля, Надеж­да Ива­нов­на, отме­ча­ла, что с супру­гом про­ис­хо­ди­ло что-то стран­ное, но тяга к твор­че­ству лишь уси­ли­ва­лась, пока одна­жды после при­сту­па он не попал в лечеб­ни­цу. На этом хол­сте про­сле­жи­ва­ет­ся порт­рет не столь­ко героя лер­мон­тов­ской поэ­мы, сколь­ко само­го Вру­бе­ля. Для него это был почти авто­порт­рет, воз­мож­ность отоб­ра­зить свои стра­да­ния на хол­сте и взгля­нуть на демо­на как в зер­ка­ло души.


Личный «демон» Врубеля

С 1902 году у Вру­бе­ля про­грес­си­ру­ет сифи­лис, сопро­вож­дав­ший­ся при­сту­па­ми сума­сше­ствия. Его пыта­лись выле­чить мно­же­ство вра­чей, худож­ник лежал в раз­ных клиниках.

В 1903 году уми­ра­ет двух­го­до­ва­лый сын Миха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча, что ещё силь­нее усу­губ­ля­ет его состо­я­ние. Вра­чи пыта­ют­ся най­ти спа­се­ние в твор­че­стве, и худож­ник сно­ва начи­на­ет писать кар­ти­ны. Вру­бель, чере­дуя при­пад­ки с твор­че­ски­ми поры­ва­ми, пишет успеш­ные полот­на, но к демо­ни­че­ской теме боль­ше не возвращается.

Один из послед­них шедев­ров Вру­бе­ля, кар­ти­на «Жем­чуж­ная рако­ви­на». 1904 год

В 1904 году он созда­ёт кар­ти­ну «Жем­чуж­ная рако­ви­на», про кото­рую рассказывал:

«Ведь я совсем не соби­рал­ся писать „мор­ских царе­вен“ в сво­ей „Жем­чу­жине“. Я хотел со всей реаль­но­стью пере­дать рису­нок, из кото­ро­го сла­га­ет­ся игра пер­ла­мут­ро­вой рако­ви­ны, и толь­ко после того, как сде­лал несколь­ко рисун­ков углём и каран­да­шом, уви­дел этих царе­вен, когда начал писать красками».

В 1906 году худож­ник посте­пен­но теря­ет зре­ние, но сно­ва пыта­ет­ся най­ти лече­ние в твор­че­стве. Поэт Брю­сов, порт­рет кото­ро­го Вру­бель писал в этом году, гово­рил о нём так:

«Твор­че­ская сила пере­жи­ла в нём всё. Чело­век уми­рал, раз­ру­шал­ся, мастер — про­дол­жал жить».

Порт­рет Брю­со­ва рабо­ты Вру­бе­ля. 1905–1906 годы

Зре­ние поки­ну­ло худож­ни­ка к кон­цу 1906 года, и он стал всё боль­ше бре­дить. До 1910 года, до сво­ей смер­ти, он подав­ля­ю­щую часть вре­ме­ни про­во­дил в при­пад­ках. На похо­ро­нах масте­ра Алек­сандр Блок сказал:

«Он оста­вил нам сво­их Демо­нов, как закли­на­те­лей про­тив лило­во­го зла, про­тив ночи. Перед тем, что Вру­бель и ему подоб­ные при­от­кры­ва­ют чело­ве­че­ству раз в сто­ле­тие, я умею лишь тре­пе­тать. Тех миров, кото­рые виде­ли они, мы не видим».

Посмерт­ный порт­рет Вру­бе­ля. 1910 год

Читай­те так­же наш мате­ри­ал «10 шедев­ров Нико­лая Ге». 

Поделиться