«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый…»[simple_tooltip content=‘Михаил Врубель’]*[/simple_tooltip]
Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. Автору удалось точно передать настроение героя и его переживания. Каждое полотно серии по-своему уникально и может быть рассмотрено обособленно от других.
Однако, если изучить все произведения сразу, можно проследить не только эволюцию литературного героя, но и изменения в творчестве самого Врубеля, от Демона, тревожно сидящего на фоне алого заката, до Демона, безвольно стремящегося в бездну во тьме.
Михаил Александрович Врубель один из самых многогранных отечественных живописцев начала XX века, который прославился не только как художник, но и как скульптор. Его биография и творчество крайне интенсивны. Жизнь живописца можно разделить на два этапа. Первый — это обучение в академии искусств и переезд в Киев, где Врубель увлёкся церковными мотивами. Второй этап — московский, когда были созданы самые известные работы и когда творец начал страдать от физических и душевных недугов, что его и обессилило.
Мы рассмотрим московский период творчества, начатый «Демоном сидящим» в 1890 году и законченный «Демоном поверженным» в 1902 году, а также закат жизни маэстро живописи.
«Демон сидящий»
Картина — иллюстрация к поэме, поэтому сюжет полотна во многом вторит ей. Автор не стремился сделать Демона миловидным, хотел показать задумчивую, сомневающуюся личность, пребывающую в смятении.
Герой сидит в окружении непропорционально больших цветов в зажатой позе, что подчёркивает его неловкость и стеснение, ему будто не хватает места и он пытается сжаться. На втором плане мы видим тёплый алый закат, надвигающийся на горы. Можно предположить, что это Кавказ, учитывая особую связь Лермонтова с этим краем.
Лицо Демона — отдельный смысловой элемент произведения. Врубель придал ему как мужские, так и женские черты, чтобы ещё глубже раскрыть тему борьбы внутри героя.
Картина выполнена в фирменном стиле Врубеля, а именно на ней присутствует эффект кристаллических граней, что роднит полотно с витражом или панно. Такие мазки художник делал с помощью специального инструмента — мастихина.
«Демон и Тамара»
В 1891 году Врубель по заказу издателя Петра Кончаловского выполнил ряд иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон». Мы рассмотрим одну из них.
Выполнена картина в отличном от предыдущей стиле, однако история её создания кажется достойной рассмотрения, ибо понимание эмоций творца позволяют лучше интерпретировать само произведение. Врубель настолько проникся поэзией Лермонтова, что не мог никак отобразить эпизод поэмы на бумаге.
Для написания художник использовал акварель. Иллюстрация посвящена свиданию Демона с возлюбленной Тамарой в монастырской келье. Задачей художника было передать на холсте строчки:
«Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе всё, всё земное —
Люби меня!..»
Композиция картины дважды изменялась. На первоначальном варианте Тамара сидела слева от Демона у стены, а рядом с ней, прислонённый к стене, стоял грузинский музыкальный инструмент чонгури. Но Врубель оказался настолько недоволен работой, что в ярости порвал её.
Вторая версия претерпела незначительные изменения. Так Врубель убрал из композиции стену, а Тамару пересадил ближе к окну. Сам же Демон возвысился над ней. Но и это не устроило автора.
Художник приступил к третьей попытке, и она стала триумфальной. На ней акварелью выполнено звёздное небо, которое заиграло новыми красками, а Демон, склонившийся над Тамарой, замер в позе, предвосхищающей их духовное соединение.
«Демон летящий»
Эту картину можно назвать одной из самых таинственных работ Врубеля. Окончательный замысел до конца не установлен во многом из-за незаконченности полотна.
Восемь лет спустя после «Демона и Тамары» Врубель взялся за нового Демона — «Демона Летящего». Герой пролетает над горами Кавказа, отчего картина становится более интригующей и захватывающей:
«…И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял…»
Автор использовал преимущественно тёмные мрачные цвета, на полотне превалируют тяжёлые коричневые тона, а сам демон облачён в коричневое одеяние.
К сожалению, по неизвестной причине Врубель не закончил работу. Финальный замысел остался нераскрытым. Однако видно, что эта картина отличается абстрактностью, которая ещё более удаляет от реальности как автора, так и зрителя. Вероятно, художника постепенно начала терзать душевная болезнь, которая в полной мере настигнет его через несколько лет.
«Демон поверженный»
Это полотно является, наверное, самым сложным по смыслу произведением автора. «Поверженный» во многом служит продолжением «Демона сидящего», поскольку написан в схожей кристаллической технике и композиционно синонимичен.
Картина насыщена любимыми оттенками Врубеля — разными тонами синего и золотого. Сам герой выглядит проигравшим, поверженным в мысленной схватке с самим собой. Внутренняя борьба убила всяческие надежды, лишила полёта мысли. Теперь Демону остаётся лишь кануть вниз, предавая себя в руки судьбы.
Мы видим падающего в ущелье Демона на фоне заснеженных Кавказских гор. Он показан вновь замкнутым и стеснённым в движениях, и вновь ему не хватает места как на картине, как уже серьёзно больному автору в этом мире. Художник писал произведение, страдая от психологического расстройства, которое прогрессировало с каждым днём.
Жена Врубеля, Надежда Ивановна, отмечала, что с супругом происходило что-то странное, но тяга к творчеству лишь усиливалась, пока однажды после приступа он не попал в лечебницу. На этом холсте прослеживается портрет не столько героя лермонтовской поэмы, сколько самого Врубеля. Для него это был почти автопортрет, возможность отобразить свои страдания на холсте и взглянуть на демона как в зеркало души.
Личный «демон» Врубеля
С 1902 году у Врубеля прогрессирует сифилис, сопровождавшийся приступами сумасшествия. Его пытались вылечить множество врачей, художник лежал в разных клиниках.
В 1903 году умирает двухгодовалый сын Михаила Александровича, что ещё сильнее усугубляет его состояние. Врачи пытаются найти спасение в творчестве, и художник снова начинает писать картины. Врубель, чередуя припадки с творческими порывами, пишет успешные полотна, но к демонической теме больше не возвращается.
В 1904 году он создаёт картину «Жемчужная раковина», про которую рассказывал:
«Ведь я совсем не собирался писать „морских царевен“ в своей „Жемчужине“. Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками».
В 1906 году художник постепенно теряет зрение, но снова пытается найти лечение в творчестве. Поэт Брюсов, портрет которого Врубель писал в этом году, говорил о нём так:
«Творческая сила пережила в нём всё. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить».
Зрение покинуло художника к концу 1906 года, и он стал всё больше бредить. До 1910 года, до своей смерти, он подавляющую часть времени проводил в припадках. На похоронах мастера Александр Блок сказал:
«Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Читайте также наш материал «10 шедевров Николая Ге».