Виктор Цой — знаковая фигура времён перестройки. Его группа «Кино» и песни стали важной частью советской и постсоветской культуры. Значительную популярность музыкант получил после появления в кинолентах «Асса» и «Игла». Если в «Ассе» Цой отметился эпизодической ролью в эпилоге, то «Игла» показала, что Цой — неплохой актёр.
Кинокарьера Виктора Цоя прервалась на старте из-за трагической гибели музыканта в 1990 году. Между тем Цой собирался сняться ещё в нескольких картинах, среди которых продолжение «Иглы» и боевик «Дети Солнца».
VATNIKSTAN расскажет, как режиссёр Рашид Нугманов пытался поднять советский кинематограф до мирового уровня и снял постапокалиптический боевик, когда страна распадалась, а главный актёр погиб.
Казахская новая волна
Виктор Цой стал популярен как актёр благодаря «Казахской новой волне» и её главному представителю Рашиду Нугманову. В 1980‑е годы казахстанский кинематограф переживал подъём, одной из причин быстрого развития была экспериментальная киномастерская Сергея Соловьёва. Создатель «Ассы» приехал в Алма-Ату, чтобы обучать режиссуре, сценарному делу и актёрскому мастерству. Среди воспитанников Соловьёва был и Рашид Нугманов, снявший во время учёбы пару короткометражек. Например, проект «Йя-Хха», где появились советские рокеры — Виктор Цой, Майк Науменко, Константин Кинчев и Борис Гребенщиков.
Дебютным полнометражным проектом Нугманова стала культовая «Игла», где Цой исполнил главную роль. Лента интересна социальным подтекстом, в ней поднимаются непростые вопросы перестроечной действительности, а именно проблемы наркомании и экологии.
«Игла» выглядела необычно по двум причинам: табуированные темы и загадочный герой Моро, похожий на персонажа американских боевиков. Острый сюжет также вызывал ассоциации с западным кинематографом. Самобытность картины и открытый финал обеспечили ленте популярность в советском прокате: её посмотрели почти 15 миллионов зрителей. Виктор Цой фактически получил культовый статус при жизни. Успех «Иглы» укрепил у Цоя интерес к актёрству, и он захотел сниматься у Нугманова дальше.
Рашид Нугманов задумался о полномасштабном продолжении похождений Моро. Если первая картина поднимала социальные проблемы СССР, то вторая часть представляла собой нечто среднее между политической антиутопией и постапокалипсисом о распадающейся Стране Советов.
Свободный капиталистический город Ленинград
Первые наброски для сюжета Нугманов придумал ещё в 1988 году, но начать работу над сиквелом мешали сразу несколько обстоятельств. Нугманов был загружен работой в Союзе кинематографистов Казахстана, а Виктор Цой — на гастролях. Это сильно замедляло творческий процесс.
Ситуация изменилась в 1990 году после Нового года. В январе Нугманов разработал тримент — режиссёрский сценарий — под названием «Цитадель смерти». Проект задумывался масштабным, в нём должны были участвовать иностранные продюсеры и компании. Тримент создавался сразу на английском языке. Позднее Рашид Нугманов вспоминал:
«18 января 1990 года я привёз этот тритмент на редфордовский фестиваль „Сандэнс“ в Парк-сити, куда приехал вместе с Виктором и представил его как актёра на главную роль в новом проекте. С американской стороны в проекте участвовали известный продюсер Эд Прессман, в качестве сопродюсера — Тони Саффорд, представлявший в то время New Line Cinema, и с японской стороны — Amuse Inc. вместе с Кики Мийяке и её нью-йоркской компанией Little Magic».
Во время заграничной поездки Нугманов познакомился с писателем-фантастом Уильямом Гибсоном, основателем стиля киберпанк и автором трилогии «Киберпространство». Гибсон изучил творчество Нугманова и посмотрел «Иглу». Заинтересовавшись идеями режиссёра, Уильям выступил соавтором сценария будущего фильма. Несмотря на занятость, писатель был очарован советским проектом и стремился помочь Нугманову в его реализации. Особенно Гибсона заинтересовал Цой, о нём писатель вспоминал:
«Рашид дал мне видеокассету с „Иглой“ и кассету с записями „Кино“ (группы Цоя) для аудиоплеера. Мне сразу же понравилась и музыка, и то, как Цой выглядит в фильме. Он был наполовину русский, наполовину кореец, довольно симпатичный и очевидно также увлекался боевыми искусствами, как и музыкой. Он был весьма харизматичный».
В работу над фильмом предполагалось привлечь Дэвида Бирна, лидера группы Talking Heads. Ему предназначалась роль некого Доктора Друга. Нугманов планировал, что Бирн поучаствует в проекте не только как актёр, но и как музыкальный продюсер. Саундтрек к фильму должны были написать «Кино», а Бирн мог выступить сокомпозитором Виктора Цоя.
Так «Цитадель смерти» превратилась в крупный международный проект с большими перспективами. Бюджет картины первоначально составлял пять миллионов долларов, но позже сумма могла вырасти до десяти миллионов. За продюсирование ленты взялась Edward Pressman Film Corporation.
Сценарий переписывали несколько раз, но основная фабула осталась неизменной. Картина рассказывала об очередном приключении Моро, попадающем в постапокалиптический Ленинград, который стал свободным капиталистическим городом с социалистической спецификой. Несмотря на явную советскую атмосферу, историю создавали так, чтобы она была понятна и американскому зрителю.
По сюжету СССР распался, а власть в Ленинграде стремился захватить некий сумасшедший диктатор-монархист, поддерживаемый казачьими отрядами. В городе идёт война банд, а Моро стремится попасть в чудом действующий аэропорт, чтобы сбежать из гиблого места. По ходу действия он сталкивается с девушкой Алисой и главным злодеем, которого Моро должен остановить.
Во время работы над сценарием у Гибсона возникла мысль использовать механического паука-робота с ядерной боеголовкой внутри. Он появлялся к концу фильма и карабкался по Александровской колонне, и попытка обезвредить робота должна была стать кульминацией фильма. Концепция и сценарий были готовы, съёмки назначили на осень 1990 года. Однако начаться им было не суждено.
15 августа 1990 года во время поездки по дороге Р‑126 «Слока — Талси» Виктор Цой заснул за рулём и столкнулся с рейсовым «Икарусом». Музыкант погиб, и судьба «Цитадели смерти» решилась в ту же секунду. Проект остался нереализованным. Позже, в 2014 году, Нугманов пытался к нему вернуться позже, но будет ли фильм когда-нибудь снят — пока неясно.
Семь советских самураев
Одновременно с «Цитаделью смерти» Нугманов разрабатывал идею ещё одной картины с Виктором Цоем, но на этот раз уже только для советских зрителей. Новая история создавалась под сильным влиянием японской классики Акиры Куросавы «Семь самураев» и её американского ремейка «Великолепная семёрка». Цой мечтал сняться в героическом фильме-боевике, и лента могла бы воплотить этот замысел в жизнь.
Работа должна была соединить авторский стиль Нугманова, мрачную атмосферу умирающей страны Советов и традиционные элементы западных экшенов. «Дети Солнца» — это перестроечный боевик с модной тогда темой мести и боевыми искусствами.
Идею нового фильма поддержал режиссёр Сергей Соловьёв, пообещавший помочь с деньгами и съёмками. Нугманов хотел повторить удачные находки «Иглы», а также сделать упор на импровизацию и творческую свободу главных актёров:
«Быстро написал сценарий — он Виктору понравился. Сценарий был написан не для того, чтобы по нему потом снимать, а чтобы иметь некую отправную точку, некую основу, от которой можно было потом отталкиваться и импровизировать».
Лента рассказывала о группе цирковых лилипутов под названием «Дети Солнца», которые жили недалеко от Ленинграда. Но СССР распался, повсюду бандитизм и анархия. Лилипуты сталкиваются с грозной бандой байкеров, которые собирают дань с жителей. Бандиты убивают некого Художника — друга главного героя. Понимая, что деревня не выдержит нового нападения бандитов, старейшина решает искать спасения на стороне и отправляется за помощью в Ленинград. Там он находит героя Виктора Цоя, который собирает своих друзей для отпора обнаглевшим бандитам.
Основные роли в должны были сыграть участники группы «Кино». Буквально за несколько дней до гибели Цоя планировалось обсуждение съёмок. После аварии Нугманов не стал продолжать работу.
Боевик эпохи полураспада
Этой ленте повезло больше, чем «Цитадели смерти». Незадолго до ГКЧП брат Рашида, продюсер Мурат Нугманов, решил возродить «Детей Солнца», но под новым названием — «Дикий Восток». Деньги на фильм имелись, но снимать приходилось буквально в разваливающейся стране.
Нугманов значительно переделал проект: место съёмок переместилось в село на южном берегу Иссык-Куля, а некоторые персонажи исчезли из сюжета. Основной заботой для Нугманова стала полная замена актёрского состава на новичков и непрофессионалов. Работа началась осенью 1991-го и продолжалась до начала 1993 года.
Антагониста, предводителя банды байкеров Черепа, сыграл питерский музыкант Вячеслав Книзель. Он снялся почти во всех сценах, кроме финальной, где его заменил профессиональный актёр. В фильме Книзель появился благодаря группе «Объект насмешек». Участники коллектива тоже поучаствовали в работе. Главную роль, Странника, исполнил Константин Фёдоров, гитарист группы. Он давно мечтал сняться в кино, похожем на боевики с Клинтом Иствудом. Вокалист Александр «Рикошет» Аксёнов сыграл сумасбродного пьяницу-битника. Желание видеть музыкантов этой группы в главных ролях Нугманов пояснил так:
«Ну, меня всегда в этом смысле привлекали и Женька Фёдоров (басист „Объекта насмешек“. — Прим. ред.), и Рикошет, и вся их тогдашняя команда — я с ними и договорился. Картина, конечно, получилась совершенно иной, нежели она задумывалась с Витькой. И снимали в Киргизии, а не в Подмосковье».
Сюжет остался прежним. Поселение лилипутов атакуют байкеры, которые требуют отдать им дань, но они не могут этого сделать из-за угрозы голодной смерти. Как и в первом варианте, старейшина отправляется в соседний город, чтобы нанять людей для защиты деревни. В итоге к лилипутам приезжает пёстрая компания: некий Странник, спецназовец с посттравматическим синдромом Иван Тайга, участник криминальной банды, мастер боевых искусств, которые защищают поселение от банды Черепа. Точное место действия неизвестно — постапокалиптическая пустыня вне времени и пространства. Однако многочисленные отсылки к советскому фольклору вроде пародирования сцены из Чапаева с картошкой вызывала подозрения, что дело разворачивалось в СССР после техногенной катастрофы. Участники съёмочного процесса не раз упоминали «Безумного Макса» в качестве источника вдохновения.
В постсоветской России кинопрокат «Дикого Востока» стал невозможен. Была проблема с окончательным монтажом фильма: существовал только черновой вариант с не самой лучшей озвучкой.
«Мы закончили „Дикий Восток“ в 1993 году. К тому времени прокат был совершенно развален. Ничего общего с ситуацией 1989 года уже не было. В кинотеатрах или торговали ширпотребом, или работали второсортные рестораны. В тех немногих, где ещё показывали кино, шли дешёвые пиратские копии американских фильмов. Российские фильмы тогда было крутить негде. Так что проката „Дикого Востока“ просто не было как такового».
Это не помешало Нугманову представить «Дикий Восток» на различных кинофестивалях в европейских странах, США и России. В 1997 году фильм показало НТВ. Тем не менее окончательного монтажа ленты не существует, хотя Нугманов не раз заявлял, что хочет наконец доделать фильм.
Читайте также «Детям до шестнадцати: эротика в советском кино».