В нашей культуре принято подводить итоги уходящего года, и ТВ-каналы всегда делали это по-своему. На отечественном телевидении давно устоялась традиция показа шоу-«огоньков», где известные ведущие под музыкальные номера шутками-прибаутками готовят граждан к пересечению календарного рубежа.
Во многих семьях смотреть новогодние телепрограммы — устоявшаяся часть праздника, и потому ТВ-продюсеры неизменно вкладывают в эти шоу важные, с их точки зрения, послания, призванные дойти в каждый дом. Это значит, по самим «огонькам» можно точно также «замерять» пульс эпохи, как по обычным историческим документам. VATNIKSTAN исследует, как новогодние эфиры «десятых» отразили самые важные перемены, произошедшие со всеми нами в это десятилетие.
2010—2011 год. «Оливье-шоу»
Первый канал ещё не опустил планку качества до шоу «Мужское-Женское». А Новый год пока не превратился в дорогие, но безумно скучные клипы с Ротару, Леонтьевым и Еленой Север, мелькающие под вымученные шутки Нагиева и Гузеевой. Здесь нас ждут старый добрый Эрнст и его проекты — лидеры эфира. Тогда это «Прожекторперисхилтон» и пародийная «Большая разница».
Ургант сыплет остротами, его путь наверх только начинается. Россия пока остаётся открытой страной, санкций нет. Главный гость «от них» — легендарный Стинг, играющий целый концерт, а «от нас» — мультличности и пародисты. Компьютерная реинкарнация шоу «Куклы» — с Меркель, Обамой и прочими — дерзко шутит про слабого президента Медведева, коррупцию, гламур, Лужкова и автопром. Демократия и свобода слова, что уж! Сейчас на Первом такого даже после пары бутылок игристого не представишь. Частушки от тандема подводят итоги года.
2011—2012. «Дождь»*
Несомненно, это канал года. Кабельно-интернетный проект для среднего класса Москвы и Питера стал федеральным — пусть не по вещанию, но по значимости. Вообще, благодаря «Дождю»* протест и разговоры о политике, уже запрещённые к 2011-му в студиях Останкино, — снова главная тема для споров дома, в универе и офисе. Витает атмосфера молодости, энергии и веры в перемены, которая превращается в протест и желание скинуть власть. Это стало неожиданностью для всех — от Кремля до самих оппозиционеров. Вроде бы случилась «рокировка» в сентябре 2011 года, вроде все знали, что выборы будут с фальсификациями и Путин вернётся при любом раскладе. Но под призывы оппозиции и «Дождя»* десятки тысяч вышли на улицы.
Был ли возможен распад СССР и приход Ельцина без «Взгляда» — свершилась бы Болотная без «Дождя»*? Охват канала и его расследований составлял десятки миллионов. Ролики «Гражданина поэта» показывают отцы детям, бабушки внукам, а чиновники — журналистам. Сатира никогда ещё не катализировала протесты так.
В декабре 2011 года это произошло: многотысячные митинги против выборов в Думу. Власть думала, что народ благодарен ей за тучные годы, а взамен со сцены элита нации обвиняет её в воровстве. Казалось, режиму остались месяцы: сейчас перевыборы, а потом Путин откажется выдвигаться в президенты.
Новый год на «Дожде»* — это праздник скорой победы. По-домашнему все сидят за столом или на улице, отмечают будто старые друзья. Нет монтажа, гламура, всё более чем искренне, как в 1991‑м: дёшево, но без фальши. Тема, конечно, одна — политика. Навальный в нелепой шапке говорит, что не станет фюрером России, а Прохорова принимают как президента. Ещё не вызывают омерзения Собчак и Ефремов, а «Дождь»* не стал видеоверсией «Эха Москвы». Никто не знает, что страна качнется вправо и не вернётся обратно.
2012—2013
Болотной конец: 6 мая 2012 года дубинки возвестили заморозки. Принимаются репрессивные законы, развернулось шельмование агентов Запада, а лидером эфира оказалось ток-шоу Соловьёва, где доносят «правильную позицию». Путин вернулся на трон. Политика уже в 2012 году перестаёт вызывать интерес, либералы опустили голову, а зритель вернулся в пучину ни к чему не обязывающего веселья. Государство поощряет рост аполитичного развлечения.
Канал года по рейтингам — ТНТ. Самым смешным персонажем стал Эдуард Суровый — бард и психопат, комедия абсурда. Как будто матерные аллюзии — это злоба от проигранной битвы за Кремль.
2013 — 2014
Интертейнмент, или развлекуха, доминирует всюду и везде. Доллар ещё по 30 рублей, заграница наша и россияне ездят по миру. Им всего важнее, куда направить свои стопы, ведь Дубай и Турция надоели. А на пике обогащения нации у нас запустился украинский канал «Пятница». Его задача — развлекать на новом уровне.
Тревел-шоу «Орёл и решка» выводит на русском ТВ путешествия на недосягаемый даже теперь уровень. Три сезона за 2013 год! Вместо скучных очерков — настоящий экшен в подаче и монтаже, харизма ведущих и полный эффект присутствия. Ты не чувствуешь работы оператора, всё «без швов». Никогда ещё малоизвестные прежде путешественники не были такими родными для зрителя, а сам тревел не перерождался в сериал с саспенсом уровня Breaking Bad.
В Новый год покорившие притязательных москвичей Андрей и Настя решили отправиться в столицу. Настя показала всем, как ездить на халяву в аэроэкспрессе (не надо повторять) и гулять забесплатно, а Андрей пробует гламур на зуб, поедая молекулы.
2014—2015
Год Олимпиады и Крыма. Каждый переживает Крым как личную победу, а санкции и обвал рубля не пугают. О том, как зашкаливает патриотизм на ТВ, говорить нет смысла. Упавший рейтинг Путин вернул с лихвой, войдя в историю наравне с императорами. Те, кто был на Болотной, теперь за Крым и Донбасс, мечтают о танках в Киеве или Львове.
Радость и патриотический угар переполнил этот год. И это вылилось в угар Нового года с «Ленинградом»: Шнуров — музыкант года, от клипов рябит в глазах, а от песен болят уши. Нарочито быдляцкое питерское ска будто пишет свежие гимны страны. «Ленинград» взял свой Крым и на сцене НТВ проводит парад из фанатов.
2015—2016. «Квартирник у Маргулиса»
За Крым пришлось платить новым кризисом: обвал рубля, падение уровня жизни и качества еды. О загранице забывают, заново открывая олимпийский Сочи и новый Крым. Телевидение пострадало больше обывателей — наш человек и не жил богато. А телерынок обеднел очень резко — пришлось снимать некоторые проекты из-за роста валют, политики и разрыва с Киевом, отказываться от закупок контента. Выход тот же, что и всегда: берите отечественное и за рубли. Каналы вспомнили о домашних форматах: в эфир вернулся забытый «Брейн ринг», крутят чаще шедевры советского и русского кино, особенно Балабанова.
На доморощенный контент сделал упор и новый канал «ЧЕ!», созданный для мужчин. Брутальные шоу «Решала», «Антиколлекторы» и «Путь Баженова» — всё для настоящего русского мужика, который всегда останется каменной стеной. Самой рейтинговой программой стал «Квартирник» — концерт в маленькой студии. Душевно и просто, камерно, но трогательно. Ведущий Маргулис наконец-то вышел из тени Макаревича, воссоздав старый жанр домашнего концерта. В Новый год дедушка Маргулис собрал любимых грандов рока. Главный номер: Пушной и Вика «Ах, какая невезуха» — идеально для застольного пения.
2016—2017
Новогодние вечеринки умерли. В этом году все каналы страны показали самоповторы: заурядные «огоньки» с одними и теми же звёздами. Исчерпали себя все — от ТНТ с «Камеди» до СТС с очередными «Пельменями». Смотреть, в общем-то, нечего — проще включить фильм. Поэтому ТВ‑3 так и сделал. На Новый год канал мистики подарил России нарезку лучших песен из родного кино. Зачем новая «Лада», если есть старая «Тойота»? Зачем новый плохой «Голубой огонёк», если есть душевные песни? Включите их, когда будете резать салат, и не пожалеете.
2017—2018
Год Дудя*. Избитость форматов на ТВ достигла масштабов катастрофы. Даже канал «Пятница» занялся повторами. Телевизор смотреть перестали почти все, кроме бабушек. 2017 год — время стремительного взлёта Ютуба как нового ТВ для российского зрителя. Юрий Дудь* покоряет всех откровенными интервью с матом, разговорами о наркоте и дерзким стилем. Зачем теперь идти на Первый, если у Дудя* посмотрят больше?
И вот в Новый год на «Дожде» Дудь*, Парфёнов и Познер. Три главных ведущих: советской эпохи, нулевых и десятых.
2018—2019
Выбрать лучшую новогоднюю ночь десятых сложно, все одинаково однообразны и скучны. Дань уважения стоит отдать Первому: канал постарался вобрать в себя новую рэп- и интернет-культуру. У Урганта и не только мелькают новомодные, непонятные старшим исполнители. 2018‑й — это абсолютная победа Монеточки*.
Что показывали по ТВ в предыдущие десятилетия? Рассказываем в других материалах цикла:
- Новогодние эфиры 1980‑х. Цыгане, Пугачёва и официальная рок-музыка.
- Новогоднее телевидение в 1990‑е. Задорнов, Мавроди и главные хиты XX века.
- Новогодние эфиры 2000‑х. Телемюзиклы, «Оливье-шоу» и Максим Галкин.
* включены в реестр иноагентов.