1976 год — раз­ряд­ка меж­ду СССР и США на пике. За послед­ние пару лет Ник­сон и Бреж­нев обме­ня­лись визи­та­ми, в 1975‑м по ито­гам Сове­ща­ния по без­опас­но­сти и сотруд­ни­че­ству в Евро­пе (СБСЕ) в Хель­син­ки под­пи­сан Заклю­чи­тель­ный акт, гаран­ти­ру­ю­щий непри­кос­но­вен­ность гра­ниц и непри­ме­не­ние силы в меж­ду­на­род­ных отношениях.

Куль­тур­ное сотруд­ни­че­ство тоже не заста­ви­ло себя ждать: «Пес­ня­ры» пер­вы­ми сре­ди совет­ских ВИА отпра­ви­лись на гастро­ли в США. Тур про­дол­жал­ся 15 дней, музы­кан­ты посе­ти­ли 13 горо­дов в несколь­ких шта­тах. Инте­рес к их выступ­ле­ни­ям и так был колос­саль­ным, а прес­са толь­ко допол­ни­тель­но подо­гре­ва­ла его дерз­ки­ми заго­лов­ка­ми: «Рус­ские идут», «Крас­ная рок-груп­па» и «Рус­ское втор­же­ние на запад­ном рок-фронте».

Рас­ска­зы­ва­ем, кто мог поехать в США вме­сто «Пес­ня­ров», как аме­ри­кан­цы встре­ча­ли музы­кан­тов и с каки­ми труд­но­стя­ми столк­ну­лась мест­ная прес­са при под­го­тов­ке мате­ри­а­лов об ансамбле.

ВИА «Пес­ня­ры». Фото­граф Семён Мишин-Мор­ген­штерн. 1977 год. Источ­ник

Часть I, в которой «Песняры» набирают популярность и привлекают внимание американского продюсера

К 1976 году «Пес­ня­ры» уже доби­лись боль­шой извест­но­сти внут­ри стра­ны. Когда-то начи­нав­шие в Бело­рус­ской наци­о­наль­ной филар­мо­нии как ВИА «Ляво­ны» (Лявон — рас­про­стра­нён­ное бело­рус­ское имя), музы­кан­ты уже запи­са­ли два сту­дий­ных аль­бо­ма и даже высту­пи­ли на Меж­ду­на­род­ном фести­ва­ле пес­ни в Сопо­те (Поль­ша). В том же 1976‑м они пред­ста­ви­ли с пер­вых нот узна­ва­е­мую сего­дня ком­по­зи­цию «Волог­да», кото­рая в ито­ге ста­ла тогда «Пес­ней года».

Во мно­гом «Пес­ня­ры» были инно­ва­то­ра­ми: к созда­нию музы­ки они под­хо­ди­ли совсем ина­че, неже­ли дру­гие испол­ни­те­ли — как оте­че­ствен­ные, так и зару­беж­ные. Пожа­луй, глав­ной отли­чи­тель­ной чер­той ста­ло соче­та­ние фольк­ло­ра с совре­мен­ным рок-зву­ча­ни­ем. Бело­рус­ские народ­ные пес­ни они пред­став­ля­ли в новых аран­жи­ров­ках, что в ито­ге при­вле­ка­ло раз­ные поко­ле­ния слу­ша­те­лей. Моло­дым нра­ви­лись бод­рые рит­мы, более взрос­лым — зна­ко­мые мело­дии и вер­ность тра­ди­ци­ям. К тому же «Пес­ня­ры» все­гда игра­ли зажи­га­тель­но искренне, с душой и на высо­ком уровне.

В 1976 году ансамбль высту­пил на ярмар­ке сту­дий зву­ко­за­пи­си MIDEM в Кан­нах, где пуб­ли­ка апло­ди­ро­ва­ла музы­кан­там стоя, но, что важ­нее, «Пес­ня­ров» услы­шал аме­ри­кан­ский про­дю­сер Сид Гар­рис. Он заго­рел­ся иде­ей орга­ни­зо­вать тур груп­пы в США и стать в каком-то смыс­ле пер­во­про­ход­цем — музы­кан­ты СССР ещё нико­гда не езди­ли за оке­ан. Одна­ко про­сто пред­ло­жить «Пес­ня­рам» гастро­ли и опла­тить все рас­хо­ды он не мог. Тур пред­сто­я­ло согла­со­вы­вать с Гос­кон­цер­том — имен­но этот орган вла­сти утвер­ждал все зару­беж­ные поезд­ки совет­ских артистов.

Как ни стран­но, пред­ло­же­ние Гар­ри­са сна­ча­ла не понра­ви­лось Гос­кон­цер­ту. По не до кон­ца понят­ным сего­дня при­чи­нам чинов­ни­ки пред­ла­га­ли аме­ри­кан­ско­му про­дю­се­ру заме­нить «Пес­ня­ров» на «Ари­эль» из Челя­бин­ска (их наи­бо­лее извест­ная пес­ня — «В краю маг­но­лий», та самая из «Гру­за 200»). Сид Гар­рис не хотел «Ари­эль» и дол­го спо­рил с Гос­кон­цер­том, что­бы полу­чить имен­но «Пес­ня­ров». В ито­ге они сда­лись, а музы­кан­ты нача­ли гото­вить­ся к гастро­лям все­го лишь за месяц до стар­та. Афи­ши к тому момен­ту уже были напе­ча­та­ны, а пото­му назва­ние ВИА на них не было. Одна­ко даже это обсто­я­тель­ство не поме­ша­ло «Пес­ня­рам» про­из­ве­сти фурор.


Часть II, в которой «Песняры» едут в США и покоряют новых слушателей

«Пес­ня­ры» отпра­ви­лись в тур не соль­но — вме­сте с ними еха­ли аме­ри­кан­цы The New Christy Minstrels, играв­шие фолк. Все рас­хо­ды на орга­ни­за­цию тура и гоно­ра­ры взял на себя Сид Гар­рис. По дого­во­ру с Гос­кон­цер­том он пла­тил музы­кан­там три тыся­чи дол­ла­ров в неде­лю, что было очень даже достой­но. Для срав­не­ния — The New Christy Minstrels полу­ча­ли 500 долларов.

Впро­чем, кон­флик­тов из-за денег не было, а музы­кан­ты быст­ро нашли меж­ду собой общий язык. Керк Джек­сон из The New Christy Minstrels вспо­ми­нал:

«…где-то 1 декаб­ря, в Вашинг­тоне к нам при­со­еди­ни­лись „Пес­ня­ры“. Пом­ню пер­вый день, когда мы были с ними в авто­бу­се. У нас был боль­шой Greyhound bus, осна­щён­ный сто­ла­ми, так что было, где рас­по­ло­жить­ся. Пас­са­жи­ров из The New Christy Minstrels было все­го 8–9 чело­век, поэто­му, когда „Пес­ня­ры“ при­со­еди­ни­лись к нам, ста­ло гораз­до более мно­го­люд­но. Насколь­ко я пом­ню, в груп­пе было 6–8 чело­век, 2–3 чело­ве­ка из менедж­мент-пер­со­на­ла, ком­по­зи­тор, чьи пес­ни груп­па игра­ла, и костю­мер­ша. Так­же с нами был мене­джер Cristy Сид Гар­рис, пере­вод­чик и ещё пара чело­век. Неожи­дан­но ком­па­ния раз­рос­лась чело­век до 25! Пона­ча­лу, при­зна­юсь, было мно­го нер­воз­но­сти по пово­ду пер­вой встре­чи, это было свя­за­но и с язы­ко­вым барье­ром, и с холод­ной вой­ной, но мы горе­ли жела­ни­ем всё это пре­одо­леть и хоро­шо про­ве­сти вре­мя вме­сте. Пер­вая часть авто­бус­но­го путе­ше­ствия тем утром была доволь­но тихой, но затем бан­джист Эд Сус­ки, чьи роди­те­ли были из Поль­ши, начал раз­го­ва­ри­вать с совет­ской груп­пой. Мы обна­ру­жи­ли, что поль­ский был похож на бело­рус­ский, на кото­ром гово­ри­ли музы­кан­ты „Пес­ня­ров“. Так лег­ко был сло­ман лёд. Девуш­ки из Christy пол­но­стью оча­ро­ва­ли совет­ских пар­ней, так что вско­ре мы уже обме­ни­ва­лись без­де­луш­ка­ми, сига­ре­та­ми, всё боль­ше узна­вая друг о дру­ге. Таким было нача­ло тех двух неза­бы­ва­е­мых недель…»

В то же вре­мя воз­ник­ло неко­то­рое недо­по­ни­ма­ние из-за отли­чий в мод­ных трен­дах на раз­ных кон­ти­нен­тах. Музы­кант Вла­ди­слав Мисе­вич поз­же напи­сал в мему­а­рах:

«В пер­вые дни аме­ри­кан­ских гастро­лей на „Пес­ня­ров“ смот­ре­ли с подо­зре­ни­ем. А мы из Юго­сла­вии при­вез­ли отлич­ные кожа­ные пиджа­ки, в Сою­зе это было послед­ним пис­ком, в Евро­пе „Пес­ня­ры“ тоже схо­ди­ли за мест­ных. Мы эти пиджа­ки и в Аме­ри­ке напя­ли­ли, но тут же пере­оде­лись в джин­сы за 10 дол­ла­ров. Из-за этих пиджа­ков жур­на­ли­сты нас всё вре­мя спра­ши­ва­ли о сотруд­ни­че­стве с КГБ — кожан­ка, вид­но, проч­но засе­ла в их голо­вах как фор­ма чекиста».

Вла­ди­слав Мисе­вич. Источ­ник

В пере­ры­вах меж­ду выступ­ле­ни­я­ми и пере­ез­да­ми «Пес­ня­ры» ста­ра­лись посе­щать музы­каль­ные мага­зи­ны и мага­зи­ны одеж­ды, а так­же гуля­ли по ули­цам и про­бо­ва­ли мест­ную еду. Впро­чем, сво­бод­но­го вре­ме­ни у музы­кан­тов было совсем мало, чаще все­го за ними сле­до­ва­ли журналисты.

В гастроль­ный репер­ту­ар вошли бело­рус­ские народ­ные пес­ни (разу­ме­ет­ся, в новых аран­жи­ров­ках), а так­же автор­ские ком­по­зи­ции. Кон­цер­ты про­хо­ди­ли вече­ром, все­гда после 20:00. Гра­фик выступ­ле­ний был более чем плот­ным. Худо­же­ствен­ный руко­во­ди­тель «Пес­ня­ров» Вла­ди­мир Муля­вин вспо­ми­нал:

«Мы прак­ти­че­ски ниче­го не виде­ли, кро­ме гости­ниц, авто­бу­сов, кон­церт­ных пло­ща­док. Про­грам­ма пре­бы­ва­ния была ужас­но насы­щен­ной. За 14 дней — 13 кон­цер­тов и день запи­си. <…> Тогда нам при­хо­ди­лось на каж­дом кон­цер­те рабо­тать до изне­мо­же­ния. Чего гре­ха таить — быва­ет, у себя дома мы ино­гда и рас­слаб­ля­ем­ся: всё-таки отра­бо­тать два отде­ле­ния тяже­ло­ва­то. Там за 50 минут „выжи­ма­ли“ из себя всё. Ведь пред­став­ля­ли совет­ское искус­ство, свою страну».

Во всех горо­дах «Пес­ня­ров» при­ни­ма­ли теп­ло — хотя слу­ша­те­ли почти нико­гда не пони­ма­ли сло­ва (на англий­ском испол­ня­лась толь­ко одна пес­ня — «Крик пти­цы»), мно­гим нра­ви­лась мело­дии, стиль и пода­ча. На кон­цер­ты при­хо­ди­ли пре­иму­ще­ствен­но имен­но аме­ри­кан­цы, эми­гран­ты почти не встре­ча­лись. Впро­чем, поз­же участ­ни­ки груп­пы рас­ска­зы­ва­ли об одном «быв­шем бело­гвар­дей­це», кото­рый пода­рил им рулон костюм­ной ткани.

Музы­кант «Пес­ня­ров» Ана­то­лий Каше­па­ров вспо­ми­нал:

«Аме­ри­кан­цы нас обце­ло­вы­ва­ли со сле­за­ми, бла­го­да­ри­ли. Гово­ри­ли: „Да, мы не совсем пони­ма­ем, о чём вы поё­те, но ваша душев­ность так пробирает“».

Кол­ле­гам «Пес­ня­ров» по туру тоже нра­ви­лись их выступ­ле­ния. Джер­ри Беген из The New Christy Minstrels делил­ся:

«Мы все были оча­ро­ва­ны мощ­ны­ми голо­са­ми соли­стов груп­пы и неко­то­ры­ми необыч­ны­ми инстру­мен­та­ми, на кото­рых они играли».

А вот жур­на­ли­стам и кри­ти­кам при­шлось труд­нее: музы­ка совет­ско­го ансам­бля не впи­сы­ва­лась в рам­ки жан­ров, поэто­му рас­ска­зы­вать о ней в при­выч­ных фор­му­ли­ров­ках не полу­ча­лось. Мож­но пред­по­ло­жить, что имен­но так появи­лись про­во­ка­ци­он­ные заго­лов­ки о «крас­ных вол­нах» и «иду­щих рус­ских» — прес­се нуж­но было при­влечь ауди­то­рию, а быст­ро разо­брать­ся в пред­ме­те не уда­ва­лось, поэто­му печа­та­лись гаран­ти­ро­ван­но рабо­чие фра­зы. Вла­ди­мир Муля­вин гор­дил­ся этим фак­том:

«Во вре­мя гастроль­ной поезд­ки по США нам было осо­бен­но при­ят­но, что кри­ти­ки не смог­ли „под­вер­стать“ „Пес­ня­ров“ ни к одно­му из сего­дняш­них направ­ле­ний запад­ной эст­рад­ной музы­ки, еди­но­душ­но при­знав исто­ка­ми наше­го твор­че­ства бело­рус­ский фольклор».

Вла­ди­мир Муля­вин. Источ­ник

Часть III, в которой «Песняры» отвечают на колкости журналистов и возвращаются домой

При всей теп­ло­те встреч пред­ста­ви­те­ли прес­сы регу­ляр­но зада­ва­ли «Пес­ня­рам» неудоб­ные вопро­сы. Напри­мер, о том, сколь­ко зара­ба­ты­ва­ют музы­кан­ты в Совет­ском Сою­зе, — «Пес­ня­ры» акку­рат­но отве­ти­ли, что на уровне вра­чей и юри­стов с учё­том средств от про­да­жи запи­сей. Спра­ши­ва­ли их и о цен­зу­ре — ответ был таким же осто­рож­ным. Участ­ни­ки ансам­бля отме­ти­ли, что их музы­ка не нуж­да­ет­ся в контроле.

Пожа­луй, самым слож­ным стал вопрос от кор­ре­спон­ден­та «Голо­са Аме­ри­ки»*: «Что пере­дать слу­ша­те­лям в СССР?» Музы­кан­ты ока­за­лись в неудоб­ной ситу­а­ции — фак­ти­че­ски их вынуж­да­ли при­знать, что совет­ские граж­дане слу­ша­ют «аме­ри­кан­скую про­па­ган­ду». В те годы в СССР «Голос Аме­ри­ки» вре­мя от вре­ме­ни глу­ши­ли, но мно­же­ство людей нахо­ди­ли спо­со­бы обой­ти запре­ты и упор­но слу­ша­ли ино­стран­ные ново­сти. При­знай это кто-то из «Пес­ня­ров» пуб­лич­но — нажи­ли бы себе про­блем на родине. К сча­стью, Вла­ди­ми­ру Муля­ви­ну уда­лось быст­ро най­ти хоро­ший ответ, веж­ли­вый для аме­ри­кан­цев и при­ем­ле­мый в СССР:

«Ниче­го не надо пере­да­вать! Мы при­е­дем и сами обо всём расскажем!»

Гастро­ли про­шли пре­крас­но для всех сто­рон: Гос­кон­церт остал­ся дово­лен выступ­ле­ни­я­ми и пове­де­ни­ем музы­кан­тов, Сид Гар­рис зара­бо­тал неко­то­рое коли­че­ство денег, а «Пес­ня­ры» полу­чи­ли уни­каль­ный опыт и навсе­гда впи­са­ли себя в исто­рию оте­че­ствен­ной эст­ра­ды как пер­вый совет­ский ВИА в США. Почти сра­зу Гар­рис попы­тал­ся орга­ни­зо­вать «Пес­ня­рам» ещё один аме­ри­кан­ский тур, но в этот раз уда­ча отвер­ну­лась от него — сле­ду­ю­щие гастро­ли гото­ви­ли совсем дру­гие люди, и турне вышло, ско­рее, провальным.

Даль­ней­ший твор­че­ский путь «Пес­ня­ров» был успеш­ным. Дома музы­кан­тов жда­ли дела: запись аль­бо­мов и поста­нов­ка рок-опер, репе­ти­ции и гастро­ли. Уже в 1977‑м они полу­чи­ли пре­мию Ленин­ско­го ком­со­мо­ла «за актив­ную про­па­ган­ду пат­ри­о­ти­че­ской пес­ни сре­ди моло­дё­жи», а в 1979‑м ста­ли заслу­жен­ны­ми арти­ста­ми БССР.

ВИА «Пес­ня­ры». Фото­граф Семён Мишин-Мор­ген­штерн. Минск, 1977 год. Источ­ник

* 5 декаб­ря 2017 года орга­ни­за­ция была вне­се­на Миню­стом РФ в реестр ино­стран­ных агентов.


Автор ведёт теле­грам-канал о кни­гах и чте­нии — под­пи­сы­вай­тесь, что­бы боль­ше узна­вать о новых инте­рес­ных изда­ни­ях, исто­ри­че­ском нон-фик­шене и мно­гом другом.

Читай­те также:

— На чём играть в ВИА. Топ-10 совет­ских инстру­мен­тов;

— Твист в Аме­ри­ке. Отры­вок из кни­ги Алек­сандра Куш­ни­ра о Сер­гее Курё­хине.