Музыкальная промышленность в СССР очевидно не поспевала за требованиями музыкантов. Хочешь играть биг-бит — ну, потерпи десять лет, пока промышленность осилит электрогитару. Но со временем заводы раскачивались — и в результате в стране выпускались десятки моделей электроорганов, синтезаторов и гитар. Отобрали для вас десятку самых важных или просто интересных — если вдруг захотите поиграть в каком-нибудь советском вокально-инструментальном ансамбле.
Терменвокс
Вопреки мифу, терменвокс — это далеко не первый электронный музыкальный инструмент, да и формально созданный ещё и до СССР. Но точно первый, вошедший в канон популярной культуры, поэтому его обязательно упомянем. Изобретённый Львом Терменом чуть ли не случайно в начале 1920‑х годов, он определил звучание всей ранней электроакустической музыки.
По сути, терменвокс без обработки способен всего на пару трюков: красивые завывания, похожие на женский вокал или хрестоматийных призраков, и всякие атональные посвистывания. Плюс на нём очень сложно играть, что породило целую волну инструментов, построенных по тому же принципу, но более приспособленных для живой игры. Поэтому чаще всего его используют или в академической музыке, или для создания спецэффектов (да-да, те самые завывания летающих тарелок из фильмов 1950‑х). Зато человек с терменвоксом, извлекающий звуки прямо из воздуха, всегда выглядит невероятно эффектно.
АНС
А вот АНС, названный своим создателем Евгением Мурзиным в честь Александра Николаевича Скрябина, массовым так и не стал — да и не мог стать. Конструкция его была сложной, а требования к композитору — крайне специфическими. Это оптический синтезатор: для того, чтобы получить из АНС звук, нужно скормить ему пластину с нарисованной спектрограммой. То есть нужно очень хорошо понимать, что именно ты хочешь получить. Чаще всего на АНС делается то, что проще: всевозможные шумы и сонорная музыка, но, если прокачаться, можно делать очень сложные композиции.
Шиховская акустика
Вообще, в Советском Союзе акустические гитары делали во многих городах — Ижевске, Кунгуре, Самаре, Ленинграде и так далее. Но почему-то символом стала именно продукция Шиховского завода под Звенигородом — дубоватые гитары, популярные у бардов. Шиховская акустика — это собирательный образ, на самом деле их несколько моделей, и шести- и семиструнных.
Впрочем, можно заменить этот пункт списка любым, который кажется вам более подходящим — например, не менее знаменитыми бобровскими акустиками или «луначарками».
Электрогитара «Тоника»
Считается, что «Тоника» — это первая массовая цельнокорпусная гитара в СССР. Ну и плюс такой же бас. Выпускались они с конца 1960‑х годов, было довольно много разновидностей, отличающихся от завода к заводу.
Форма кажется довольно дикой, но вообще в 1960‑е в мире выпускали много подобного — посмотрите на некоторые модели Meazzi, Welson или на дизайнерские эксперименты Wandre. В «Тонике» к дизайну прикладывалась ещё и топорная сборка с «промышленными» решениями вроде деки, набранной из брусков или нерегулируемого анкера. Тем не менее не так давно копию этой гитары хотела издать известная своими репликами исторических инструментов компания Eastwood, а на модифицированном басу «Тоника» (или его клоне) играет басист группы Algiers Райан Мэхэн.
«Эстрадин-8Б»
Первый советский электробаян, производимый в промышленных масштабах! Что вообще такое электробаян? По сути, это электроорган с контроллером, привычным для баяниста. Учитывая количество таких музыкантов в советских ансамблях самой разной направленности, вопрос создания электробаянов вправду был актуальным.
«Эстрадин-8Б» — это сам баян, ножная педаль и два гробика с динамиками и органом. Производство началось к концу 1970‑х годов. Довольно дико, конечно, гордиться таким аппаратом во времена «Полимуга» с цифровым управлением, но вот такая у нас локальная специфика.
Электрогитара «Урал 650»
Тот самый легендарный «Урал», про который сложено так много анекдотов. Одна из самых массовых электрогитар СССР — и, несмотря на все недостатки, она не так и ужасна.
Больше всего «Урал» похож на японские гитары 1960‑х, которые сейчас так любят всевозможные гаражные музыканты. Слабые яркие звукосниматели, не лучшая эргономика, плохое качество сборки, рандомные материалы, куча всяких переключателей: типичная электрогитара из страны, у которой ещё нет достаточного опыта в их создании. Визуально «Урал» — реверсивная копия Yamaha SG5, которая вышла почти на десять лет раньше. Впрочем, на волне интереса к ретро «Урал», как и «Тоника», смотрится вполне себе и регулярно светится даже у известных музыкантов.
«Поливокс»
Magnum opus производственного объединения «Вектор», инженера Владимира Кузьмина и всей советской синтезаторной промышленности. Хорошо звучащий, не похожий на зарубежные аналоги, да ещё и круто (в отличие от большей части советских электромузыкальных инструментов) выглядящий инструмент. Ещё 15 лет назад «Поливокс» в хорошем состоянии можно было забрать из какого-нибудь ДК. Десять лет назад он стоил — ну, пять-семь тысяч рублей. А сейчас и двадцатка считается нормальной ценой.
Ещё это, пожалуй, единственный советский синтезатор, который был неоднократно скопирован другими производителями. А ещё он есть в игре Doom 2016 года. А ещё… В общем, вы и сами всё знаете.
«Электроника ЭМ-25» и «Том-1501»
Пожалуй, лучшие советские синтезаторные струнные. Вообще синтезаторные струнные — особый класс инструментов, изначально призванный имитировать струнную секцию оркестра, но быстро ставший визитной карточкой многих стилей музыки. Если слышали Жан-Мишеля Жарра или группу Zodiac, то у них много таких звуков.
Расцвет этого типа синтезаторов пришёлся на 1970‑е годы. В СССР, как всегда, чуть запоздали — и ЭМ-25, и Том-1501 производились уже в 1980‑е. «Электроника» — с явной оглядкой на японский Roland, а «Том» — на итальянский Crumar Performer.
«Каданс С‑12»
Советский ответ гибридным синтезаторам 1980‑х годов — таким, как Roland Juno, Oberheim Matrix 1000 или Crumar Bit One. Это тоже инструмент с цифровыми осцилляторами, и он даёт характерный «восьмидесятнический» звук — можно играть Depeche Mode. Микропроцессор, память, пресеты, аналоговый фильтр, неудобное управление на кнопках — практически классический синтезатор этой эпохи.
«Артон ИК-51»
Еще одно детище Кузьмина — и печальный закат советских синтезаторов вообще, зарифмовавшийся с закатом всей страны. Это цифровая самоиграйка на манер Yamaha PSR, с содранными с «Ямахи» же семплами ударных. И при этом — чуть ли не инженерный подвиг, так как промышленность СССР не могла обеспечить инженеров нужной элементной базой (в итоге там стоит клон процессора Texas Instruments).
С самоиграйками вообще интересная тема: позднесоветские музыканты решили, что это венец развития техники, и с удовольствием меняли свои старые аналоговые синтезаторы на пластиковые PSR, которые сейчас выглядят пригодными ну разве что для обучения детей или игры ретрошансончика. Но ИК-51 так и остался никому особо не нужным бесславным детищем эпохи упадка.