На чём играть в ВИА. Топ-10 советских инструментов

Музы­каль­ная про­мыш­лен­ность в СССР оче­вид­но не поспе­ва­ла за тре­бо­ва­ни­я­ми музы­кан­тов. Хочешь играть биг-бит — ну, потер­пи десять лет, пока про­мыш­лен­ность оси­лит элек­тро­ги­та­ру. Но со вре­ме­нем заво­ды рас­ка­чи­ва­лись — и в резуль­та­те в стране выпус­ка­лись десят­ки моде­лей элек­тро­ор­га­нов, син­те­за­то­ров и гитар. Ото­бра­ли для вас десят­ку самых важ­ных или про­сто инте­рес­ных — если вдруг захо­ти­те поиг­рать в каком-нибудь совет­ском вокаль­но-инстру­мен­таль­ном ансамбле.


Терменвокс

Вопре­ки мифу, тер­мен­вокс — это дале­ко не пер­вый элек­трон­ный музы­каль­ный инстру­мент, да и фор­маль­но создан­ный ещё и до СССР. Но точ­но пер­вый, вошед­ший в канон попу­ляр­ной куль­ту­ры, поэто­му его обя­за­тель­но упо­мя­нем. Изоб­ре­тён­ный Львом Тер­ме­ном чуть ли не слу­чай­но в нача­ле 1920‑х годов, он опре­де­лил зву­ча­ние всей ран­ней элек­тро­аку­сти­че­ской музыки.

По сути, тер­мен­вокс без обра­бот­ки спо­со­бен все­го на пару трю­ков: кра­си­вые завы­ва­ния, похо­жие на жен­ский вокал или хре­сто­ма­тий­ных при­зра­ков, и вся­кие ато­наль­ные посви­сты­ва­ния. Плюс на нём очень слож­но играть, что поро­ди­ло целую вол­ну инстру­мен­тов, постро­ен­ных по тому же прин­ци­пу, но более при­спо­соб­лен­ных для живой игры. Поэто­му чаще все­го его исполь­зу­ют или в ака­де­ми­че­ской музы­ке, или для созда­ния спе­ц­эф­фек­тов (да-да, те самые завы­ва­ния лета­ю­щих таре­лок из филь­мов 1950‑х). Зато чело­век с тер­мен­вок­сом, извле­ка­ю­щий зву­ки пря­мо из воз­ду­ха, все­гда выгля­дит неве­ро­ят­но эффектно.


АНС

А вот АНС, назван­ный сво­им созда­те­лем Евге­ни­ем Мур­зи­ным в честь Алек­сандра Нико­ла­е­ви­ча Скря­би­на, мас­со­вым так и не стал — да и не мог стать. Кон­струк­ция его была слож­ной, а тре­бо­ва­ния к ком­по­зи­то­ру — крайне спе­ци­фи­че­ски­ми. Это опти­че­ский син­те­за­тор: для того, что­бы полу­чить из АНС звук, нуж­но скор­мить ему пла­сти­ну с нари­со­ван­ной спек­тро­грам­мой. То есть нуж­но очень хоро­шо пони­мать, что имен­но ты хочешь полу­чить. Чаще все­го на АНС дела­ет­ся то, что про­ще: все­воз­мож­ные шумы и сонор­ная музы­ка, но, если про­ка­чать­ся, мож­но делать очень слож­ные композиции.


Шиховская акустика

Вооб­ще, в Совет­ском Сою­зе аку­сти­че­ские гита­ры дела­ли во мно­гих горо­дах — Ижев­ске, Кун­гу­ре, Сама­ре, Ленин­гра­де и так далее. Но поче­му-то сим­во­лом ста­ла имен­но про­дук­ция Шихов­ско­го заво­да под Зве­ни­го­ро­дом — дубо­ва­тые гита­ры, попу­ляр­ные у бар­дов. Шихов­ская аку­сти­ка — это соби­ра­тель­ный образ, на самом деле их несколь­ко моде­лей, и шести- и семиструнных.

Впро­чем, мож­но заме­нить этот пункт спис­ка любым, кото­рый кажет­ся вам более под­хо­дя­щим — напри­мер, не менее зна­ме­ни­ты­ми боб­ров­ски­ми аку­сти­ка­ми или «луна­чар­ка­ми».


Электрогитара «Тоника»

Счи­та­ет­ся, что «Тони­ка» — это пер­вая мас­со­вая цель­но­кор­пус­ная гита­ра в СССР. Ну и плюс такой же бас. Выпус­ка­лись они с кон­ца 1960‑х годов, было доволь­но мно­го раз­но­вид­но­стей, отли­ча­ю­щих­ся от заво­да к заводу.

Фор­ма кажет­ся доволь­но дикой, но вооб­ще в 1960‑е в мире выпус­ка­ли мно­го подоб­но­го — посмот­ри­те на неко­то­рые моде­ли Meazzi, Welson или на дизай­нер­ские экс­пе­ри­мен­ты Wandre. В «Тони­ке» к дизай­ну при­кла­ды­ва­лась ещё и топор­ная сбор­ка с «про­мыш­лен­ны­ми» реше­ни­я­ми вро­де деки, набран­ной из брус­ков или нере­гу­ли­ру­е­мо­го анке­ра. Тем не менее не так дав­но копию этой гита­ры хоте­ла издать извест­ная сво­и­ми репли­ка­ми исто­ри­че­ских инстру­мен­тов ком­па­ния Eastwood, а на моди­фи­ци­ро­ван­ном басу «Тони­ка» (или его клоне) игра­ет басист груп­пы Algiers Рай­ан Мэхэн.


«Эстрадин-8Б»

Пер­вый совет­ский элек­тро­ба­ян, про­из­во­ди­мый в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах! Что вооб­ще такое элек­тро­ба­ян? По сути, это элек­тро­ор­ган с кон­трол­ле­ром, при­выч­ным для бая­ни­ста. Учи­ты­вая коли­че­ство таких музы­кан­тов в совет­ских ансам­блях самой раз­ной направ­лен­но­сти, вопрос созда­ния элек­тро­ба­я­нов вправ­ду был актуальным.

«Эст­ра­дин-8Б» — это сам баян, нож­ная педаль и два гро­би­ка с дина­ми­ка­ми и орга­ном. Про­из­вод­ство нача­лось к кон­цу 1970‑х годов. Доволь­но дико, конеч­но, гор­дить­ся таким аппа­ра­том во вре­ме­на «Поли­му­га» с циф­ро­вым управ­ле­ни­ем, но вот такая у нас локаль­ная специфика.


Электрогитара «Урал 650»

Тот самый леген­дар­ный «Урал», про кото­рый сло­же­но так мно­го анек­до­тов. Одна из самых мас­со­вых элек­тро­ги­тар СССР — и, несмот­ря на все недо­стат­ки, она не так и ужасна.

Боль­ше все­го «Урал» похож на япон­ские гита­ры 1960‑х, кото­рые сей­час так любят все­воз­мож­ные гараж­ные музы­кан­ты. Сла­бые яркие зву­ко­сни­ма­те­ли, не луч­шая эрго­но­ми­ка, пло­хое каче­ство сбор­ки, ран­дом­ные мате­ри­а­лы, куча вся­ких пере­клю­ча­те­лей: типич­ная элек­тро­ги­та­ра из стра­ны, у кото­рой ещё нет доста­точ­но­го опы­та в их созда­нии. Визу­аль­но «Урал» — ревер­сив­ная копия Yamaha SG5, кото­рая вышла почти на десять лет рань­ше. Впро­чем, на волне инте­ре­са к ретро «Урал», как и «Тони­ка», смот­рит­ся вполне себе и регу­ляр­но све­тит­ся даже у извест­ных музыкантов.


«Поливокс»

Magnum opus про­из­вод­ствен­но­го объ­еди­не­ния «Век­тор», инже­не­ра Вла­ди­ми­ра Кузь­ми­на и всей совет­ской син­те­за­тор­ной про­мыш­лен­но­сти. Хоро­шо зву­ча­щий, не похо­жий на зару­беж­ные ана­ло­ги, да ещё и кру­то (в отли­чие от боль­шей части совет­ских элек­тро­му­зы­каль­ных инстру­мен­тов) выгля­дя­щий инстру­мент. Ещё 15 лет назад «Поли­вокс» в хоро­шем состо­я­нии мож­но было забрать из како­го-нибудь ДК. Десять лет назад он сто­ил — ну, пять-семь тысяч руб­лей. А сей­час и два­дцат­ка счи­та­ет­ся нор­маль­ной ценой.

Ещё это, пожа­луй, един­ствен­ный совет­ский син­те­за­тор, кото­рый был неод­но­крат­но ско­пи­ро­ван дру­ги­ми про­из­во­ди­те­ля­ми. А ещё он есть в игре Doom 2016 года. А ещё… В общем, вы и сами всё знаете.


«Электроника ЭМ-25» и «Том-1501»

Пожа­луй, луч­шие совет­ские син­те­за­тор­ные струн­ные. Вооб­ще син­те­за­тор­ные струн­ные — осо­бый класс инстру­мен­тов, изна­чаль­но при­зван­ный ими­ти­ро­вать струн­ную сек­цию оркест­ра, но быст­ро став­ший визит­ной кар­точ­кой мно­гих сти­лей музы­ки. Если слы­ша­ли Жан-Мише­ля Жар­ра или груп­пу Zodiac, то у них мно­го таких звуков.

Рас­цвет это­го типа син­те­за­то­ров при­шёл­ся на 1970‑е годы. В СССР, как все­гда, чуть запоз­да­ли — и ЭМ-25, и Том-1501 про­из­во­ди­лись уже в 1980‑е. «Элек­тро­ни­ка» — с явной огляд­кой на япон­ский Roland, а «Том» — на ита­льян­ский Crumar Performer.


«Каданс С‑12»

Совет­ский ответ гибрид­ным син­те­за­то­рам 1980‑х годов — таким, как Roland Juno, Oberheim Matrix 1000 или Crumar Bit One. Это тоже инстру­мент с циф­ро­вы­ми осцил­ля­то­ра­ми, и он даёт харак­тер­ный «вось­ми­де­сят­ни­че­ский» звук — мож­но играть Depeche Mode. Мик­ро­про­цес­сор, память, пре­се­ты, ана­ло­го­вый фильтр, неудоб­ное управ­ле­ние на кноп­ках — прак­ти­че­ски клас­си­че­ский син­те­за­тор этой эпохи.


«Артон ИК-51»

Еще одно дети­ще Кузь­ми­на — и печаль­ный закат совет­ских син­те­за­то­ров вооб­ще, зариф­мо­вав­ший­ся с зака­том всей стра­ны. Это циф­ро­вая само­иг­рай­ка на манер Yamaha PSR, с содран­ны­ми с «Яма­хи» же сем­пла­ми удар­ных. И при этом — чуть ли не инже­нер­ный подвиг, так как про­мыш­лен­ность СССР не мог­ла обес­пе­чить инже­не­ров нуж­ной эле­мент­ной базой (в ито­ге там сто­ит клон про­цес­со­ра Texas Instruments).

С само­иг­рай­ка­ми вооб­ще инте­рес­ная тема: позд­не­со­вет­ские музы­кан­ты реши­ли, что это венец раз­ви­тия тех­ни­ки, и с удо­воль­стви­ем меня­ли свои ста­рые ана­ло­го­вые син­те­за­то­ры на пла­сти­ко­вые PSR, кото­рые сей­час выгля­дят при­год­ны­ми ну раз­ве что для обу­че­ния детей или игры ретро­шан­сон­чи­ка. Но ИК-51 так и остал­ся нико­му осо­бо не нуж­ным бес­слав­ным дети­щем эпо­хи упадка.

Поделиться