Микродецл, вопящая женщина и внебрачный сын Бориса Моисеева: звёзды и фрики «Shit-парада» на MTV

«Дай мне шанс остать­ся живым! Дай мне шанс остать­ся живым!» — взы­ва­ет к мило­сти Все­выш­не­го оди­оз­ный Кон­стан­тин Кре­стов. Где-то рядом лихо отпля­сы­ва­ет под «Казах­скую задор­ную» улыб­чи­вый Таке­жан. Оглу­ши­тель­ные зву­ки «Бето­но­ме­шал­ки» сме­ши­ва­ют­ся с суро­вы­ми речи­та­ти­ва­ми Жори­ка и бод­ры­ми син­те­за­тор­ны­ми пар­ти­я­ми гене­ра­ла казах­ской сце­ны Кирил­ла Ли. Чудо­вищ­ную како­фо­нию сопро­вож­да­ют кол­кие ком­мен­та­ри­я­ми оча­ро­ва­тель­ной Аси Каля­си­ной и язви­тель­но­го Миха­и­ла Рольника.

Всё это — вос­по­ми­на­ния о дав­но почив­шей, но куль­то­вой пере­да­че кана­ла MTV «Shit-парад» нача­ла нуле­вых, где демон­стри­ро­ва­лись самые безум­ные кли­пы того вре­ме­ни. VATNIKSTAN при­гла­ша­ет чита­те­лей на треш-вече­рин­ку с уча­сти­ем леген­дар­ных гостей не менее леген­дар­но­го анти­чар­та. Обе­ща­ем — скуч­но не будет.


Такежан «Казахская задорная»

Клип на пес­ню казах­ско­го испол­ни­те­ля Таке­жа­на, кото­ро­го веду­щий «Shit-пара­да» Миха­ил Роль­ник назвал «всад­ни­ком без голо­вы», был пока­зан в новой руб­ри­ке «Без ком­мен­та­ри­ев». Роль­ник пре­ду­пре­жда­ет зрителей:

«А теперь напря­ги­те уши и собе­ри­те в кучу гла­за, пото­му что это нуж­но не толь­ко слы­шать, но и видеть. Наш неда­лё­кий гость из далё­ко­го Казах­ста­на Таке­жан пред­став­ля­ет нам экс­таз в чистом виде. Клип назы­ва­ет­ся — вы не пове­ри­те — „Казах­ская задорная“».

На самом деле пес­ня назы­ва­ет­ся «Жигит сози», что пере­во­дит­ся как «Моло­дой чело­век». Но эпи­тет «задор­ная» под­хо­дит к ней как нель­зя лучше.

В ори­ги­наль­ной вер­сии клип начи­на­ет­ся с обрат­но­го отсчё­та, где циф­ры от деся­ти до нуля мель­ка­ют на фоне пси­хо­де­лич­ных кад­ров с гро­зой, кру­га­ми на воде, мате­ма­ти­че­ски­ми фор­му­ла­ми и лысым уса­тым незна­ком­цем, отда­лён­но напо­ми­на­ю­щим Розен­ба­у­ма. Затем перед зри­те­ля­ми появ­ля­ет­ся Таке­жан — улыб­чи­вый брю­нет в спор­тив­ном костю­ме цве­та сиг­наль­но­го жиле­та. «А, а, а, е‑е! А, а, а, е‑е!» — выкри­ки­ва­ет моло­дой чело­век, боси­ком отпля­сы­вая фоне кис­лот­ных спе­ц­эф­фек­тов, вдох­нов­лён­ных зри­тель­ны­ми обра­за­ми про­иг­ры­ва­те­ля Windows Media. По кра­ям экра­на бегут поло­сы казах­ских орна­мен­тов. Жиз­не­ра­дост­ное подо­бие эйсид-хау­са, под кото­рое поёт и тан­цу­ет Таке­жан, не дотя­ги­ва­ет до уров­ня запад­ных дидже­ев, но вполне годит­ся для мину­сов­ки какой-нибудь пес­ни «Руки вверх» кон­ца 1990‑х годов.

 

Миха­ил Роль­ник поясняет:

«Теперь вы пони­ма­е­те, дру­зья, поче­му этот клип надо было смот­реть пол­но­стью и без ком­мен­та­ри­ев. Пото­му что сей­час из ваших экра­нов четы­ре мину­ты под­ряд на вас пяли­лось самое насто­я­щие безу­мие. А это, согла­си­тесь, неча­сто встре­ча­ет­ся даже в нашем силь­но дол­ба­ну­том шоу-бизе. Поэто­му-то он, поэто­му-то Таке­жан и побе­дил в номи­на­ции „Пляс­ки свя­то­го Витта“».

Не менее инте­рес­ные ком­мен­та­рии до сих пор остав­ля­ют под видео с «Казах­ской задор­ной» поль­зо­ва­те­ли Юту­ба: «Един­ствен­ный нор­маль­ный K‑pop», «Пожа­луй­ста, запи­ли­те 10-часо­вую вер­сию» и даже «Когда успел прой­ти гра­ни­цу с Казах­ста­ном до того, как при­шла повест­ка». Кто-то сове­ту­ет слу­шать Таке­жа­на перед экза­ме­на­ми для улуч­ше­ния умствен­ной дея­тель­но­сти, кто-то искренне вос­хи­ща­ет­ся талан­том пев­ца и про­сит его «не обра­щать вни­ма­ние на хейтеров».

Клип и пес­ня полу­чи­лись дей­стви­тель­но забав­ны­ми. Одна­ко со сло­вом «неда­лё­кий» в адрес энер­гич­но­го каза­ха Роль­ник всё-таки пере­бор­щил. Дело в том, что в нача­ле нуле­вых уро­же­нец казах­стан­ско­го горо­да Тараз Таке­жан Уте­га­ли­ев — тако­во пол­ное имя пев­ца — хотел как мож­но гром­че заявить о себе, и его без­ба­шен­ный клип был лишь попыт­кой при­влечь к себе вни­ма­ние мело­ма­нов сосед­ней страны.

Увы, появ­ле­ние «Казах­ской задор­ной» в чар­те «Shit-пара­да» име­ло для испол­ни­те­ля печаль­ные послед­ствия. Текст пес­ни — это пере­ло­жен­ное на музы­ку сти­хо­тво­ре­ние Абая Кунан­ба­е­ва «Айт­тым салем, Калам­кас» (по вер­сии одно­го из пере­во­дов — «Шлю, чер­но­бро­вая, при­вет»). Мно­гим зем­ля­кам Таке­жа­на его клип пока­зал­ся насмеш­кой над про­из­ве­де­ни­ем клас­си­ка казах­ской лите­ра­ту­ры. В одном из интер­вью музы­кант вспоминал:

«Из-за того, что пес­ня „Казах­ская задор­ная“ в Рос­сии нашу­ме­ла, сре­ди каза­хо­го­во­ря­щих слу­ша­те­лей была очень силь­ная кри­ти­ка в мою сто­ро­ну. Мол, опо­зо­рил я сти­хи вели­ко­го Абая Кунан­ба­е­ва, непра­виль­но стан­це­вал в кли­пе под это вели­кое произведение.

Когда эту пес­ню начал испол­нять на сво­их кон­цер­тах в неко­то­рых реги­о­нах — ко мне под­хо­ди­ли люди и гово­ри­ли: „Не испол­няй эту пес­ню“. Руга­ли. Один дедуш­ка хотел пал­кой меня избить».

К сча­стью, через несколь­ко лет Таке­жа­ну уда­лось вер­нуть рас­по­ло­же­ние казах­ской пуб­ли­ки. Он кар­ди­наль­но сме­нил музы­каль­ное направ­ле­ние и начал писать рэп на соци­аль­ные темы. Если сей­час этот факт пока­жет­ся вам смеш­ным — не торо­пи­тесь с выво­да­ми. Вполне воз­мож­но, что после зна­ком­ства с ком­по­зи­ци­я­ми «Агаш­кин рэп» или «Доро­гу жол, жол» ваше мне­ние о Таке­жане Уте­га­ли­е­ве изме­нит­ся в луч­шую сто­ро­ну. А тем, кто до сих пор готов лихо отпля­сы­вать под «Казах­скую задор­ную», сове­ту­ем посмот­реть новую вер­сию леген­дар­но­го хита, кото­рую Таке­жан запи­сал в 2011 году.


Кирилл Ли «Зима»

После успе­ха «Казах­ской задор­ной» веду­щие «Shit-пара­да» объ­яви­ли о про­ве­де­нии «месяч­ни­ка казах­ской музы­ки» и пообе­ща­ли пока­зы­вать по одно­му кли­пу от зем­ля­ков Таке­жа­на в каж­дом выпус­ке. Так зри­те­ли рус­ско­го MTV узна­ли о суще­ство­ва­нии «гене­ра­ла казах­ской эст­ра­ды» Кирил­ла Ли, пес­ни кото­ро­го зву­ча­ли на дис­ко­те­ках Казах­ста­на ещё в нача­ле 1990‑х. Ли появ­лял­ся в «Shit-пара­де» как мини­мум три­жды, при­чём, по сло­вам Роль­ни­ка, певец сам при­сы­лал им клипы.

За дол­гую музы­каль­ную карье­ру Кирилл Ли успел попро­бо­вать себя в раз­ных музы­каль­ных жан­рах — от хип-хопа до еврод­эн­са. В интер­вью певец при­зна­вал­ся, что на напи­са­ние песен его вдох­нов­ля­ла рос­сий­ская груп­па «Лас­ко­вый май», одна­ко в музы­ке Кирил­ла чув­ству­ет­ся вли­я­ние и дру­гих испол­ни­те­лей. Так, в одном из выпус­ков «Shit-пара­да» пока­за­ли клип «Зима» — бод­рый тан­це­валь­ный хит, напо­ми­на­ю­щий ком­по­зи­ции запад­ных La Bouche и E‑Type.

 

«Зима» пред­став­ля­ет собой безум­ную смесь 3D-ани­ма­ции и костю­ми­ро­ван­но­го шоу. Сна­ча­ла Кирилл Ли пред­ста­ёт перед зри­те­ля­ми в обра­зе При­зра­ка опе­ры и совер­ша­ет маги­че­ские мани­пу­ля­ции с полу­про­зрач­ной сфе­рой, паря­щей над круг­лым лого­ти­пом аме­ри­кан­ско­го джин­со­во­го брен­да Lee. Роль­ник комментирует:

«…сре­ди маги­че­ской обста­нов­ки евро­пей­ско­го Сред­не­ве­ко­вья даль­ний род­ствен­ник Брю­са Ли, оде­тый в укра­ден­ную из музея одеж­ду, пока­зы­ва­ет рас­счи­тан­ные на оли­го­фре­нов фоку­сы… Жен­щи­на, вопя­щая, что ей холод­но, дела­ет всю кар­ти­ну окон­ча­тель­но абсурд­ной, вро­де безум­но­го сна Лью­и­са Кэрролла».

«Вопя­щая жен­щи­на» — это жена и муза испол­ни­те­ля Али­на, кото­рую мож­но услы­шать и уви­деть во мно­гих кли­пах Кирил­ла Ли кон­ца 1990‑х — нача­ла нуле­вых. В «Зиме» Али­на при­ме­ря­ет на себя три раз­ных обра­за: мерт­вен­но-блед­ной при­двор­ной дамы эпо­хи роко­ко, жут­ко­го андро­и­да, с кото­рым, по мне­нию веду­ще­го, «даже без­душ­ный Тер­ми­на­тор-убий­ца послед­не­го поко­ле­ния сто­пу­до­во застре­мал­ся выяс­нять какие-либо отно­ше­ния» и полу­го­лой пад­шей жен­щи­ны, пол­за­ю­щей по полу на фоне холо­диль­ни­ка и при­сло­нён­ной к стене ост­ро­ко­неч­ной шты­ко­вой лопа­ты. Тем вре­ме­нем Кирилл из дети­ща Гасто­на Леру пере­во­пло­ща­ет­ся в героя кос­ми­че­ской фан­та­сти­ки, кото­ро­го Роль­ник назы­ва­ет «не то кос­мо­нав­том из далё­ко­го про­шло­го, не то ассе­ни­за­то­ром из далё­ко­го буду­ще­го», а затем наде­ва­ет скром­ное чёр­ное паль­то и нако­нец-то при­гла­ша­ет око­че­нев­шую супру­гу погреть­ся у камина.

К сожа­ле­нию, пол­ную вер­сию кли­па най­ти не уда­лось, но саму пес­ню мож­но послу­шать во «ВКон­так­те». «Зима» — непло­хой тан­це­валь­ный трек с цеп­ля­ю­щей син­те­за­тор­ной пар­ти­ей. Если вам он понра­вил­ся, обя­за­тель­но послу­шай­те пес­ни «Потан­цуй со мной», «Пой­дём» и «Там», кли­пы на кото­рые тоже опре­де­лён­но заслу­жи­ва­ют вни­ма­ния. Кста­ти, пес­ня «Там» очень похо­жа на зна­ме­ни­тую I’m blue груп­пы Eiffel 65, и сам Кирилл без сму­ще­ния при­зна­вал­ся, что поза­им­ство­вал у ита­льян­ско­го кол­лек­ти­ва не толь­ко музы­ку, но и идею для видео, в кото­ром поми­мо синих ино­пла­не­тян мож­но най­ти отсыл­ки к несколь­ким гол­ли­вуд­ским блок­ба­сте­рам. Гово­ря об отсыл­ках, сто­ит так­же упо­мя­нуть клип на пес­ню «Тан­цу­ет лето» — таких «Пинг­ви­нов Мада­га­ска­ра» вы ещё не видели.

Кадр из кли­па Кирил­ла Ли «Потан­цуй со мной»

Мэтр казах­ской поп-музы­ки вспо­ми­нал, что делать ани­ма­ци­он­ные кли­пы ему помо­га­ли «ребя­та на тот момент самые про­грес­сив­ные», кото­рые люби­ли своё дело и под­хо­ди­ли к нему с душой. Фан­та­сти­че­ские пей­за­жи и инте­рье­ры созда­ва­лись в двух­ком­нат­ной хру­щёв­ке, где Кирилл и Али­на игра­ли роли ино­пла­не­тян, робо­тов и лите­ра­тур­ных пер­со­на­жей на фоне сине­го экра­на (зелё­ной тка­ни не нашлось). Несмот­ря на стес­нён­ность в сред­ствах, певец рабо­тал с пол­ной отда­чей: напри­мер, во вре­мя съём­ки стоп-кад­ра в сти­ле «Мат­ри­цы» для кли­па «Там», Кирил­лу при­шлось под­прыг­нуть 56 раз.

Судя по все­му, Кирилл Ли до сих пор зани­ма­ет­ся музы­кой, но лишь изред­ка раду­ет поклон­ни­ков новы­ми запи­ся­ми. На Юту­бе наи­боль­шей попу­ляр­но­стью поль­зу­ют­ся пес­ни про­шлых лет, в ком­мен­та­ри­ях к кото­рым зем­ля­ки пев­ца с носталь­ги­ей вспо­ми­на­ют об ушед­шей юно­сти. Тем, кто не зна­ет, кто такой Кирилл Ли, но пом­нит и с удо­воль­стви­ем слу­ша­ет груп­пу «Тех­но­ло­гия», сто­ит позна­ко­мить­ся с ран­ним твор­че­ством испол­ни­те­ля. Рэп-экс­пе­ри­мен­ты казах­ско­го музы­кан­та вам вряд ли понра­вят­ся, а вот «Осень» (1989) или «Дождь» (ок. 1994) — вполне может быть.


Жорик «Это Жорик»

Пух­лый маль­чик в крас­ной тол­стов­ке хип-хоп брен­да ECKO выска­ки­ва­ет на экран с воз­гла­сом «Жори­ку нужен бит!» и пля­шет у кост­ра с бейс­боль­ной битой в руках. Юный незна­ко­мец назы­ва­ет себя «новой обой­мой, речи­та­ти­ва пуш­кой», хва­ста­ет­ся, что заправ­ля­ет целым квар­та­лом и едва успе­ва­ет отби­вать­ся от уха­жи­ва­ний мно­го­чис­лен­ных поклон­ниц. Кро­ме того, Жорик гор­дит­ся тем, что «незна­ко­мых лопу­хов влёг­кую кида­ет», «в рас­ка­лён­ных углях зака­ля­ет ноги» и раз­ре­ша­ет про­из­но­сить своё имя толь­ко «избран­ным». Стать избран­ным, судя по все­му, непро­сто и даже опас­но для жизни:

Хочешь-не хочешь по поч­кам схлопочешь.
Рвёшь­ся быть в моих рядах, кре­ще­ние проходишь.
Обя­зан дока­зать, что сол­дат, а не баба,
А если не дока­жешь — мочить тебя буду, падлу.

Если опи­сан­ное выше не вызы­ва­ет у вас при­сту­па носталь­гии, пояс­ня­ем: вы толь­ко что про­чи­та­ли крат­кое опи­са­ние кли­па рэпе­ра Жори­ка на пес­ню с крас­но­ре­чи­вым назва­ни­ем «Это Жорик». Веду­щая «Shit-пара­да» Ася Каля­си­на иро­нич­но ком­мен­ти­ру­ет музы­каль­ные поту­ги само­про­воз­гла­шён­но­го коро­ля улиц:

«Мда, выше почек этот Жорик точ­но не дотя­нет­ся. У него ещё пам­пер­сы на губах не обсох­ли, а его уже боит­ся весь двор, вся шко­ла и вся милиция».

Веду­щая назы­ва­ет Жори­ка «Мик­ро­дец­лом» и сме­сью тер­ро­ри­ста с сибир­ской язвой, после чего заяв­ля­ет, что из-за кли­па юно­го рэпе­ра пере­да­че наста­ла «пол­ная Жора».

 

После­до­ва­тель Дец­ла, выра­щен­ный на пло­до­род­ной поч­ве оте­че­ствен­но­го хип-хоп объ­еди­не­ния «Bad B. Аль­янс» в лице Вла­да Вало­ва (он же Шеff) и Рома­на Алек­се­е­ва (Купер), Жорик гото­вил­ся стать новым лицом оте­че­ствен­ной рэп-сце­ны. Увы, вме­сто это­го он пре­вра­тил­ся в объ­ект насме­шек и издевательств.

После уча­стия в «Shit-пара­де» 11-лет­не­го испол­ни­те­ля при­гла­си­ли на ток-шоу MTV «Днев­ной каприз». Воз­мож­но, в то вре­мя его интер­вью выгля­де­ло забав­но, одна­ко сей­час оно вызы­ва­ет лишь острое чув­ство эмпа­ти­че­ско­го сму­ще­ния, извест­но­го в наро­де как «испан­ский стыд». Осо­бен­но это каса­ет­ся момен­та, где Тут­та Лар­сен и Ася Каля­си­на пыта­ют­ся выяс­нить у маль­чи­ка, успел ли он поте­рять дев­ствен­ность. «Нет. Устра­и­ва­ет?» — огры­за­ет­ся Жорик, нерв­но пере­би­рая паль­ца­ми и пре­ры­ви­сто дыша. Его лицо почти пол­но­стью закры­то кеп­кой, а сам он уто­па­ет в несколь­ких сло­ях объ­ём­ной одеж­ды. На вопрос веду­щих, будет ли он зани­мать­ся бале­том, если это ста­нет мод­ным, маль­чик оби­жен­но отве­ча­ет: «Что я, баба что ли?» Далее, пыта­ясь сохра­нить само­об­ла­да­ние, Жорик изо всех сил отби­ва­ет­ся от позво­нив­шей в сту­дию теле­зри­тель­ни­цы, кото­рая спра­ши­ва­ет, писа­ет­ся ли он в постель. Надо отдать маль­чи­ку долж­ное — несмот­ря на про­во­ка­ции, он дер­жал­ся вполне достойно.

Сто­ит ска­зать несколь­ко слов о пер­вом и един­ствен­ном аль­бо­ме рэпе­ра «Улич­ная сказ­ка» (2003), куда вошёл бес­смерт­ный шля­гер «Это Жорик». Пер­вое, что вызы­ва­ет вопро­сы, — облож­ка, кото­рая подо­шла бы ско­рее для аль­бо­ма про­вин­ци­аль­ных под­ра­жа­те­лей Кипе­ло­ва. Музы­ка в боль­шин­стве тре­ков пред­став­ля­ет собой нало­жен­ные на бит сэм­плы совет­ских дет­ских песен: «Чун­га-чан­га», «В тра­ве сидел куз­не­чик», «Если с дру­гом вышел в путь» и дру­гих. При этом Жорик рас­ска­зы­ва­ет о совсем не дет­ских вещах. Напри­мер, о «шоу, где наги­шом тан­цу­ют леди» («Солн­це взой­дёт») или изде­ва­тель­ствах над «очка­стой мым­рой» — школь­ном «бота­ни­ке», кото­ро­го Жорик обе­ща­ет «каз­нить сам зна­ешь куда б…» («Школь­ная»). Пери­о­ди­че­ски в текстах воз­ни­ка­ет образ отца, кото­рый, по сло­вам Жори­ка, явля­ет­ся его твор­че­ским парт­нё­ром. В интер­лю­дии «Сказ­ка мое­го отца» рэпер говорит:

«А ещё эту сказ­ку пишет мой отец. Он с виду суро­вый, но в душе безум­но доб­рый. Жизнь его здо­ро­во потре­па­ла, и поэто­му он не хочет, что­бы я рос каким-нибудь ботан­чи­ком. Он счи­та­ет, что я дол­жен стать царём, а это озна­ча­ет — быть власт­ным и жесто­ким. Он по-сво­е­му пишет мою сказ­ку. В его сказ­ке я нечто вро­де соло­вья-раз­бой­ни­ка. Я ино­гда такой».

Поз­же зву­чит ана­ло­гич­ное посвя­ще­ние маме:

«А ещё мою сказ­ку пишет мне моя мама, то есть цари­ца. Я её очень люб­лю. И когда мне пло­хо, убе­гаю от папы-дес­по­та к ней, что­бы рас­ска­зать о сво­их бедах. Она меня все­гда пой­мёт и все­гда пожалеет».

На фоне осталь­ных ком­по­зи­ций трек «Где же ты, мама» на музы­ку из мульт­филь­ма «Мама для мамон­тён­ка» зву­чит неожи­дан­но наив­но и трогательно:

Мама, мама, где же ты, мама,
Сквозь горы сне­гов ищу тебя, мама.
Я буду самым послуш­ным сыном,
Отзо­вись моим молит­вам, мама…

Музы­каль­ная карье­ра Жори­ка закон­чи­лась так же быст­ро, как и нача­лась. Боль­шин­ство источ­ни­ков утвер­жда­ют, что роди­те­ли отпра­ви­ли горе-музы­кан­та учить­ся за гра­ни­цу, подаль­ше от косых взгля­дов и злых язы­ков. Даль­ней­шая судь­ба юно­ши для мно­гих оста­ёт­ся загад­кой. На про­сто­рах интер­не­та мож­но най­ти фото Жори­ка с Тима­ти, дати­ро­ван­ное 2006 годом. К сло­ву, в чис­ле похо­жих на юно­го рэпе­ра испол­ни­те­лей на last.fm ука­зан Такежан.

В кон­це нуле­вых герой «Shit-пара­да» попы­тал­ся вер­нуть­ся на оте­че­ствен­ную рэп-сце­ну, но не имел успе­ха. В его закры­той офи­ци­аль­ной груп­пе во «ВКон­так­те» «ЖОРИК-2010-Official» до сих пор сто­ит ста­тус New flow, new style, new me… 2009 is a year of я comeback. From NYC to Moscow, а его пер­со­наль­ная стра­ни­ца не обнов­ля­лась с 2010 года. Тем не менее фан-клуб рэпе­ра всё ещё жив. Гости и участ­ни­ки сооб­ще­ства пыта­ют­ся выяс­нить, как сло­жи­лась судь­ба люби­мо­го испол­ни­те­ля, а заод­но спра­ши­ва­ют, где заку­пить­ся кар­тош­кой по выгод­ной цене.

Спе­шим пора­до­вать всех, кто поте­рял надеж­ду на воз­вра­ще­ние заглох­шей «пуш­ки речи­та­ти­ва» — Жорик жив, здо­ров и полон твор­че­ских сил. Сей­час музы­кант пишет тре­ки под псев­до­ни­мом TRIPPLEZ. Достичь былой попу­ляр­но­сти пока что не уда­лось — коли­че­ство его под­пис­чи­ков исчис­ля­ет­ся несколь­ки­ми десят­ка­ми, а музы­каль­ные видео наби­ра­ют скром­ное коли­че­ство про­смот­ров. Дерз­кий крик­ли­вый Жорик вырос, пре­вра­тил­ся в серьёз­но­го Геор­гия и кар­ди­наль­но сме­нил тема­ти­ку сво­их песен. Теперь рэпер ори­ен­ти­ру­ет­ся уже на совсем иную ауди­то­рию, о чём сви­де­тель­ству­ет его пат­ри­о­ти­че­ская ком­по­зи­ция «Серд­цем послу­шать».


Кувалда «Бетономешалка»

Появив­шись «Shit-пара­де», леген­дар­ная пес­ня треш-метал груп­пы «Кувал­да» взо­рва­ла ушные пере­пон­ки теле­зри­те­лей и их сосе­дей, а пару лет спу­стя — хрип­лые дина­ми­ки кно­поч­ных мобиль­ных, кото­рые жались друг к дру­гу, пере­да­вая энер­гич­ную бал­ла­ду о стро­и­те­лях через ИК-порт. Мно­гим при­шлась по вку­су тра­ги­че­ская исто­рия о послед­стви­ях несо­блю­де­ния тех­ни­ки без­опас­но­сти на рабо­те и вре­де алко­го­лиз­ма, кото­рый может заста­вить люби­те­лей горь­кой пола­ко­мить­ся фар­шем из чело­ве­чи­ны. Вока­лист груп­пы Сер­гей Люба­вин, кото­рый в кли­пе на «Бето­но­ме­шал­ку» гро­мо­глас­но рычит, кро­во­жад­но ска­лит­ся и свер­лит опе­ра­то­ра безум­ным взгля­дом, так убе­ди­те­лен, что видео вполне мож­но демон­стри­ро­вать в каче­стве допол­не­ния к про­из­вод­ствен­но­му инструк­та­жу на предприятии.

Сер­гей Люба­вин в кли­пе «Бето­но­ме­шал­ка»

Инте­рес­но, что клип «Кувал­ды» появил­ся в «пер­вом поли­ти­че­ском» выпус­ке «Shit-пара­да», кото­рый полу­чил такое назва­ние из-за пока­зан­ных в нём двух кли­пов груп­пы «Пре­зи­дент и Ама­зон­ка». В нача­ле и сере­дине пере­да­чи зри­те­лям про­де­мон­стри­ро­ва­ли кад­ры из кли­па на пат­ри­о­ти­че­скую пес­ню груп­пы «Белый орёл» «А в чистом поле», кото­рая, по сло­вам Аси Каля­си­ной, не явля­лась участ­ни­ком анти­чар­та и зву­ча­ла яко­бы исклю­чи­тель­но по заяв­ке Адми­ни­стра­ции Президента.

Как ни стран­но, обыч­но ост­рая на язык веду­щая уде­ли­ла «Бето­но­ме­шал­ке» очень мало вре­ме­ни и вооб­ще обо­шлась с кли­пом доволь­но мяг­ко: Ася назва­ла пес­ню «метал­лом в пер­во­быт­ном его состо­я­нии» и заме­ти­ла, что чулок, кото­рый натя­нул на голо­ву один из участ­ни­ков груп­пы, сле­ду­ет наде­вать «на глад­ко­вы­бри­тые ноги, а не на небри­тую баш­ку». Так­же она срав­ни­ла широ­ко рас­кры­тый рот Люба­ви­на с «жер­лом той самой адской бетономешалки».

 

Как и поче­му без­вест­ные уро­жен­цы рязан­ско­го села Спас-Кле­пи­ки, твор­че­ство кото­рых никак не впи­сы­ва­лось в фор­мат MTV, ока­за­лись на дос­ке позо­ра рядом с оче­ред­ной парой «пою­щих тру­сов»? Не спе­ши­те обви­нять авто­ров пере­да­чи в узо­сти взгля­дов. О том, что было реаль­ной при­чи­ной появ­ле­ния «Бето­но­ме­шал­ки» в «Shit-пара­де» Миха­ил Роль­ник рас­ска­зал музы­каль­но­му кри­ти­ку и авто­ру ютуб-кана­ла «Исто­рии рус­ской попсы» Оле­гу Кармунину:

«Нам с Асей Каля­си­ной при­вез­ли клип „Бето­но­ме­шал­ка“, мы его посмот­ре­ли, ска­за­ли, [что] это не шит, поэто­му мы не будем вклю­чать его в „Shit-парад“… На что нам воз­ра­зи­ли: „Окей, но как ещё эти неор­ди­нар­ные талант­ли­вые пар­ни из дерев­ни Спас-Кле­пи­ки могут попасть в эфир боль­шо­го музы­каль­но­го теле­ка­на­ла?“ Да, дей­стви­тель­но… Никак. Это не фор­мат. Это треш-дет-метал­кор. Доб­ро­воль­но никто [этот клип] в доволь­но-таки поп­со­вый канал не поста­вит. Поэто­му мы реши­ли: „Да, давай­те пока­жем“. И они заня­ли вто­рое место у нас, были все­об­щи­ми любим­ца­ми, а клип на пес­ню „Бето­но­ме­шал­ка“ теперь цити­ру­ют до сих пор. Так что ни о чём мы не жалеем».

Поз­же «Бето­но­ме­шал­ка» засве­ти­лась в пере­да­че «12 злоб­ных зри­те­лей». Гости сту­дии шути­ли, что вока­лист поёт «не из гор­ла, а из пря­мой киш­ки», одна­ко веду­щие отзы­ва­лись о кли­пе с одобрением.

Шут­ки шут­ка­ми, а пес­ня у рязан­ских ребят полу­чи­лась отлич­ная и очень запо­ми­на­ю­ща­я­ся. «Сто­ит на будиль­ни­ке уже несколь­ко лет. Вска­ки­ваю как стро­и­тель учу­яв­ший пирог с мясом», — пишет кто-то под видео «Кувал­ды». Дру­гой ком­мен­та­тор цити­ру­ет сти­хо­тво­ре­ние, вдох­нов­лён­ное тек­стом пес­ни. Этот лите­ра­тур­ный опус так хорош, что мы при­во­дим его полностью:

Адрон­ный кол­лай­дер гоня­ет протон,
Коман­да учё­ных жрёт самогон!!!
Доцент Пет­ро­вич в дос­ку пьян,
Спать устро­ил­ся в мешалке,
Гор­дон Фри­мен пуск нажал
На про­тон­ной ускорялке!!!

Коман­да учё­ных жрёт самогон,
В про­то­но­ме­шал­ке кро­ва­вый разгон!!!
Мясо от пуч­ка протонов
Сра­зу сверх­тя­жё­лым стало,
В эту чёр­ную дыру
Всю пла­не­ту засосало!!!
Адрон­ный кол­лай­дер, Хиггса бозон,
Адрон­ный кол­лай­дер, армагеддон!!!

Груп­па до сих пор высту­па­ет с кон­цер­та­ми и име­ет нема­ло поклон­ни­ков. Кое-кто назы­ва­ет музы­кан­тов «пер­во­про­ход­ца­ми сати­ри­че­ско­го рус­ско­языч­но­го треш­мо­гиль­но­го мета­ла и хард­кор-пан­ка». Если вы реши­тесь послу­шать их пер­вый аль­бом с аппе­тит­ным назва­ни­ем «Дели­ка­те­сы», то навер­ня­ка согла­си­тесь с этим сме­лым утвер­жде­ни­ем. Поми­мо исто­рии о кро­ва­вой бето­но­ме­шал­ке, в трек-листе есть пес­ни об алко­го­ли­ке-некро­фи­ле, спа­гет­ти из кры­си­ных хво­стов и кар­то­фель­ном ком­байне, кото­рый пре­вра­тил­ся в серий­но­го убий­цу. А текст «Кат­ка» явно был вдох­нов­лен дет­ским дво­ро­вым фольк­ло­ром про малень­ко­го мальчика:

Мчит­ся по асфаль­ту суперкаток,
Беше­ный води­тель выучил урок,
Раз­дав­ле­на кат­ком люд­ская толпа,
Фёдор в аду сда­ёт на права.


Константин Крестов «Обращение к небу»

«Я мос­ков­ский аван­гард­ный поэт, маг-алхи­мик и пер­во­от­кры­ва­тель ради­каль­но­го пост­мо­дер­нист­ско­го направ­ле­ния в поп-музы­ке, извест­но­го сре­ди ана­ли­ти­ков и мело­ма­нов как yes wave» напи­са­но на сай­те когда-то скан­даль­но, а ныне печаль­но извест­но­го Кон­стан­ти­на Кре­сто­ва (насто­я­щее имя — Игорь Кон­дра­тьев). На его един­ствен­ном аль­бо­ме «Необыч­но» все­го 10 ком­по­зи­ций, в кото­рых, по сло­вам музы­кан­та, содер­жат­ся «эле­мен­ты пси­хо­де­ли­че­ской музы­ки 60‑х, ман­че­стер­ской шко­лы новой вол­ны, ноу-вей­ва, эзо­те­ри­че­ско­го апо­ка­лип­ти­че­ско­го дарк-фол­ка, инди-попа в ново­зе­ланд­ском пони­ма­нии, глум-арта и арт-кора». Тек­сты напи­са­ны под стать музы­ке и напол­не­ны «боль­шим кол­ли­че­ством [sic] интер­тек­сто­вых аллю­зий и фоне­ти­че­ских психокодов».

Широ­кую извест­ность экс­цен­трич­ный певец с том­ным одыш­ли­вым тено­ром при­об­рёл имен­но бла­го­да­ря «Shit-пара­ду». Ско­рее все­го, сле­дуя прин­ци­пу «любой пиар — хоро­ший пиар», Кре­стов сам отпра­вил запись кли­па в редак­цию пере­да­чи. Шут­ки Каля­си­ной, кото­рая назва­ла испол­ни­те­ля «вне­брач­ным сыном Бори­са Мои­се­е­ва и Кинг-Кон­га», срав­ни­ла его хорео­гра­фию с поход­кой «мамон­тён­ка, стра­да­ю­ще­го рахи­том» и заяви­ла, что Нико­лай Бас­ков «ика­ет, рыга­ет и смор­ка­ет­ся мело­дич­ней, чем гос­по­дин Кре­стов», не сму­ти­ли Кон­стан­ти­на, кото­рый вско­ре стал частым гостем передачи.

 

С лёг­кой руки Кон­стан­ти­на в «Shit-пара­де» появи­лась руб­ри­ка «Кре­стов­ские чте­ния», где зачи­ты­ва­лись его сти­хи. Например:

Кай Мето­ва в «Билайне» встре­тил я.
Он был, навер­но, с бодуна.
Спер­ва меня он не заметил,
Потом меня он не узнал.

На офи­ци­аль­ном сай­те Кре­сто­ва мож­но най­ти и дру­гие посвя­ще­ния зна­ме­ни­то­стям (орфо­гра­фия и пунк­ту­а­ция авто­ра сохранены):

Дмит­рий Мали­ков и папа
Вме­сте раду­ют глаза.
Два извест­ных музыканта
Семья­ни­на и отца.

Или:

Чак Нор­рис раз­ре­шил мне фото сделать.
Пле­чом к пле­чу я рядом с ним.
Пожал мне руку улыбнулся.
Во общем меня благословил.

После «Кре­стов­ских чте­ний» веду­щие объ­яви­ли кон­курс «Кре­сто­вый поход» на луч­шее поэ­ти­че­ское под­ра­жа­ние гостю пере­да­чи. Побе­ди­те­лю обе­ща­ли пода­рить кни­гу сти­хов Кон­стан­ти­на с его авто­гра­фом. Приз полу­чи­ла некая Гали­на Попи­ко­ва из Воро­не­жа, кото­рая писала:

Вла­ди­мир Воль­фо­вич Жириновский
Сде­лал пра­виль­ный выбор.
Он открыл новую звезду,
И за это ему спасибо.

Дей­стви­тель­но, в одном из выпус­ков «Shit-пара­да» Кон­стан­тин Кре­стов похва­стал­ся, что часто «высту­па­ет для пра­ви­тель­ства» и явля­ет­ся помощ­ни­ком Вла­ди­ми­ра Воль­фо­ви­ча. В посвя­щён­ном поли­ти­ку сти­хо­тво­ре­нии Кре­стов писал, что Жири­нов­ский ода­рил его поце­лу­ем и ман­да­том в Гос­ду­му. В том же выпус­ке Кон­стан­тин испол­нил зажи­га­тель­ную пес­ню «Дама в кимо­но», сло­ва кото­рой яко­бы напи­сал сам Илья Резник.

Кон­стан­тин Кре­стов с Анже­ли­кой Варум. Источ­ник

В сере­дине нуле­вых Кре­стов пери­о­ди­че­ски напо­ми­нал о себе, появ­ля­ясь в попу­ляр­ных теле­пе­ре­да­чах. Веро­ят­но, в эти годы было запи­са­но видео выступ­ле­ния шоуме­на перед пожи­лы­ми жен­щи­на­ми, одна из кото­рых кида­ет­ся на Кре­сто­ва с кула­ка­ми за то, что тот не при­вёз ей кон­фет. В про­грам­ме «Мак­си­мум» Кон­стан­ти­на назва­ли «мос­ков­ским биз­не­сме­ном сред­ней руки», кото­рый «живёт и тво­рит на широ­кую ногу». Каким имен­но биз­не­сом зани­мал­ся певец, не уточ­ня­лось. Кре­стов пока­зал кор­ре­спон­ден­ту новый клип на пес­ню «Послед­ний день вес­ны» и потряс писто­ле­том перед каме­рой, заявив, что при лич­ной встре­че его недру­ги «напи­са­ют в штаны».

Спу­стя неко­то­рое вре­мя имя Кон­стан­ти­на Кре­сто­ва вновь про­гре­ме­ло на всю стра­ну. Прав­да, на этот раз ему было не до музы­ки. В 2010 году поэта, пев­ца и алхи­ми­ка обви­ни­ли в изна­си­ло­ва­нии двух деву­шек, одна из кото­рых была несо­вер­шен­но­лет­ней. По феде­раль­ным кана­лам пока­зы­ва­ли кад­ры опе­ра­тив­ной съём­ки, где запла­кан­ный пот­ный муж­чи­на плот­но­го тело­сло­же­ния жало­вал­ся, что у него «пяте­рит­ся в гла­зах» и наста­и­вал на сво­ей неви­нов­но­сти. В СИЗО Кре­стов пытал­ся симу­ли­ро­вать сума­сше­ствие, бро­сал­ся на сте­ны и бил­ся о них голо­вой, одна­ко пси­хи­ат­ри­че­ская экс­пер­ти­за при­зна­ла его вме­ня­е­мым. В 2012 году суд назна­чил Кре­сто­ву пять с поло­ви­ной лет коло­нии обще­го режима.

Выше­упо­мя­ну­тая пес­ня «Послед­ний день вес­ны» ока­за­лась для Кон­стан­ти­на про­ро­че­ской. В одном из куп­ле­тов Кре­стов пел:

Что, это мой послед­ний день?
Я так устал быть под замком.
Меня не выпу­стит никто,
Ведь это не совсем обыч­ный дом.

Даль­ней­шая судь­ба Кон­стан­ти­на Кре­сто­ва оста­ёт­ся загад­кой. Соглас­но неко­то­рым источ­ни­кам, нахо­дясь в коло­нии, он регу­ляр­но под­вер­гал­ся наси­лию, одна­ко про­дол­жал зани­мать­ся твор­че­ством и запи­сы­вать музы­ку. Под­твер­дить эту инфор­ма­цию не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. В Сети мож­но най­ти его новые тре­ки и даже под­ка­сты, но их автор­ство сомни­тель­но. Если вы жела­е­те позна­ко­мить­ся с под­лин­ны­ми образ­ца­ми кре­стов­ско­го аван­гар­да, обя­за­тель­но послу­шай­те аль­бом «Необыч­но», а так­же посе­ти­те офи­ци­аль­ный сайт музы­кан­та — и не забудь­те загля­нуть в госте­вую кни­гу.


Достойные упоминания

Мы рас­ска­за­ли толь­ко об одной из реин­кар­на­ций «Shit-пара­да», исто­рия кото­ро­го нача­лась в 1997 году, а закон­чи­лась толь­ко в чёр­но-розо­вом 2007‑м. На про­тя­же­нии деся­ти лет пере­да­ча пере­ез­жа­ла с кана­ла на канал под раз­ны­ми назва­ни­я­ми. Но, как нам кажет­ся, эпо­ха MTV 2001–2002 годов ока­за­лась для анти­чар­та по-насто­я­ще­му золо­той, так что нам захо­те­лось оста­но­вить­ся имен­но на ней и поде­лить­ся твор­че­ством её героев.

Преж­де все­го спе­шим заве­рить цени­те­лей музы­каль­но­го тре­ша, что мы пре­крас­но пом­ним о комич­но-мелан­хо­лич­ном шля­ге­ре вид­но­го пред­ста­ви­те­ля ленин­град­ско­го рок-клу­ба, кото­рый был жёст­ко рас­кри­ти­ко­ван Асей Каля­си­ной. По понят­ным при­чи­нам нам при­дёт­ся обой­ти эту тему и рас­ска­зать о дру­гих, не менее инте­рес­ных участ­ни­ках «Shit-пара­да».

Певи­ца Лари­са Куд­ряв­це­ва, воз­мож­но вдох­но­вив­шись твор­че­ством Кирил­ла Ли, тоже запи­са­ла трек «Зима», одна­ко пред­по­чла кис­лот­но­му видео­ря­ду тро­га­тель­ную исто­рию о сне­го­ви­ке-любов­ни­ке, кото­рый, к сожа­ле­нию, тра­ги­че­ски погиб в мучениях.

Извест­ный поеда­тель пас­пор­тов Арка­дий Укуп­ник пред­стал перед пуб­ли­кой в обра­зе воз­буж­дён­но­го Карлсо­на, кото­ро­му уда­лось скло­нить девуш­ку к дей­стви­ям сек­су­аль­но­го харак­те­ра с помо­щью ваниль­но­го кекса.

Кол­лек­тив народ­ной пес­ни «Чиба­ту­ха», види­мо пыта­ясь сэко­но­мить на актё­рах, нанял для съё­мок кли­па несколь­ко десят­ков живых цып­лят и поса­дил их в ком­на­ту с теле­ви­зо­ром, кото­рый раз­вле­кал пер­на­тых тан­ца­ми и пес­ня­ми стран­ных жен­щин в жёл­тых париках.

Некий Андрей Тур­бин открыл новую пла­не­ту, где оке­а­ны и мате­ри­ки скры­ва­лись под крас­ным иро­ке­зом и парой тём­ных очков, а так­же отрас­тил себе ког­ти Фред­ди Крю­ге­ра и спел, что «кто-то очнул­ся, а кто-то лежит, кто-то пове­рил в то, что он инва­лид».

Толь­ко задор­ный хит панк-груп­пы «Стрейч» «В туа­ле­те заня­то», как нам кажет­ся, попал в «Shit-парад» совер­шен­но неза­слу­жен­но. Опи­са­ние про­цес­са дефе­ка­ции, во вре­мя кото­ро­го по экра­ну мчат суро­вые бай­ке­ры, выгля­дит несколь­ко стран­но, зато пес­ня полу­чи­лась заме­ча­тель­ная. Раз­ве нет?


Читай­те также: 

Ты уви­дел это пер­вым: 25 важ­ных кли­пов рос­сий­ско­го MTV

20 кли­пов «золо­то­го пери­о­да» рос­сий­ско­го MTV

Пять моло­дёж­ных жур­на­лов нуле­вых, кото­рые при­ят­но вспом­нить, но стыд­но читать.

«Вот так, кара­пу­зи­ки! Учи­тесь!»: секспро­свет от жур­на­лов Cool и Cool Girl.  

Что­бы читать все наши новые ста­тьи без рекла­мы, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Поделиться