Проклятье конторщицы: пять образчиков советской хоррор-литературы

Хэл­ло­уин никак нель­зя назвать совет­ским празд­ни­ком, эсте­ти­ка хор­ро­ра была явно чуж­дой куль­ту­ре СССР. Рус­ско­языч­ную нечисть раз и навсе­гда про­пи­са­ли по ведом­ству фольк­ло­ра и доре­во­лю­ци­он­ной бел­ле­три­сти­ки, и толь­ко изред­ка чуди­ща выпол­за­ли отту­да пока­зать клы­ки на кари­ка­ту­рах «Кукры­ник­сов» или в экра­ни­за­ции «Вия». Зада­чи лите­ра­ту­ры и кине­ма­то­гра­фа ужа­сов — раз­влечь мас­со­во­го зри­те­ля или чита­те­ля фан­тас­ма­го­ри­че­ски­ми обра­за­ми, отвлечь его от соци­аль­ной актив­но­сти, борь­бы за свет­лое буду­щее — были явно про­ти­во­по­лож­ны уста­нов­кам соцреализма.

Тем не менее, совет­ская хор­рор-лите­ра­ту­ра всё-таки суще­ство­ва­ла и изда­ва­лась доволь­но широ­ко, но до сих пор оста­ёт­ся мало­из­вест­ной. Тимур Сели­ва­нов подо­брал несколь­ко кош­мар­ней­ших и при этом вполне под­цен­зур­ных книг про­шло­го века.


Виктор Косачевский. Человек из ночи (1962)

Некруп­ная стра­шил­ка для взрос­лых в анту­ра­же после­во­ен­но­го Кры­ма. Все ска­зоч­ные состав­ля­ю­щие на месте: забро­шен­ный дом-руи­на, злая маче­ха, яд, клад, незва­ный опас­ный гость. Разу­ме­ет­ся, по тра­ди­ци­ям совет­ско­го раз­вле­ка­тель­но­го жан­ра, без шпи­о­но­ма­нии тут тоже не обо­шлось. Автор, Вик­тор Адоль­фо­вич Коса­чев­ский, рабо­тал юри­стом, а повесть вышла в серии «Запис­ки сле­до­ва­те­ля» Госю­р­из­да­та, кото­рая пре­тен­до­ва­ла на досто­вер­ность опи­сан­ных собы­тий. При­ни­мать ли «Чело­ве­ка из ночи» за бел­ле­три­зо­ван­ное, но в осно­ве дей­стви­тель­ное уго­лов­ное дело или за выду­ман­ный кош­мар для повы­ше­ния бди­тель­но­сти граж­дан — выбор ваш. С удо­воль­стви­ем поще­ко­тать нер­вы мож­но в любом случае.

«Одна­жды вече­ром встре­во­жен­ный отец пока­зал ему стран­ной фор­мы инструмент.
— Не ты при­нес этот ледоруб?
— Нет. — Алё­ша взял в руки полу­мо­ло­ток, полу­то­по­рик на длин­ной руч­ке. — Я тако­го нико­гда не видел.
— Это ледоруб, аль­пи­ни­сты выру­ба­ют им сту­пе­ни в ледя­ных скло­нах гор, — ска­зал отец. — Я нашёл его в сто­ло­вой у камина.
Кто-то побы­вал в доме. На тер­ра­се были сле­ды ног. Гряз­ная подош­ва чёт­ко отпе­ча­та­лась на кра­ше­ном полу ком­на­ты. Но дверь была запер­та на ключ, замок цел и в доме ниче­го не про­па­ло. Всё это было очень стран­но. Вор? Оче­вид­но, нет. Но кто же тогда?»

Ска­чать книгу


Анатолий Немцев. Конец Шкандыбина (1971)

Вяз­кая, почти без­воз­душ­ная от оби­лия эпи­те­тов и мета­фор повесть о мед­лен­ном уми­ра­нии «ску­по­го рыца­ря» — кула­ка, вовре­мя скрыв­ше­го свои богат­ства. Шкан­ды­бин — пре­дель­но анти­со­вет­ский герой, не в позд­нем дис­си­дент­ском смыс­ле, а, ско­рее, как анти­христ по отно­ше­нию к Иису­су, он во всём про­ти­во­по­ло­жен стро­и­те­лям ком­му­низ­ма. Автор не спус­ка­ет с героя при­сталь­но­го взгля­да, про­ни­ца­ет его как рент­ге­ном до кишок и физио­ло­ги­че­ски досто­вер­но опи­сы­ва­ет даже мик­ро­ин­фарк­ты. Дру­гих книг у Ана­то­лия Нем­це­ва не было — кажет­ся, моло­дой писа­тель надо­рвал­ся на этой пове­сти, с таким тща­ни­ем он выпи­сы­вал абсо­лют­ное зло и абсо­лют­ный ужас одиночества.

«…уже дома, толь­ко усел­ся за стол пове­че­рять, ни с того ни с сего так шир­ну­ло, буд­то в серд­це кто длин­ную острую колюч­ку с рож­ко­вой ака­ции вон­зил. Дико вскрик­нув от боли и неожи­дан­но­сти, ста­рик обе­и­ми, враз поле­де­нев­ши­ми рука­ми схва­тил­ся за грудь, мёрт­во пова­лил­ся на пол вме­сте со скри­пу­чим тяжё­лым стулом…
Когда немно­го отпу­сти­ло, кое-как дополз до кро­ва­ти, пря­мо в одеж­де с тру­дом вели­ким залез под истлев­шее от вре­ме­ни и гря­зи ват­ное оде­я­ло. Дол­го лежал непо­движ­но, при­сталь­но вгля­ды­ва­ясь в тём­ный, зас­но­ван­ный пау­ти­ной пото­лок, с пара­ли­зу­ю­щим разум стра­хом чув­ствуя, как холод небы­тия мед­лен­но про­дви­га­ет­ся по ногам к бес­силь­но­му туловищу…
<…> Перед утром, часа в три, колюч­ка вдруг сно­ва тро­ну­лась, пополз­ла, мед­лен­но раз­ры­вая дрях­лые волок­на изра­бо­тан­ных сер­деч­ных мышц, кото­рые, не выдер­жав немыс­ли­мой боли, судо­рож­но свер­ну­лись в огнен­ный тре­пе­щу­щий ком. В туск­не­ю­щем моз­гу часты­ми осле­пи­тель­ны­ми искра­ми понес­лось ката­стро­фи­че­ское: “Всё! Всё! Всё!!!”»

Ска­чать книгу


Александр Сизов. «В чистом поле в полночь…» (1981)

Дебют­ный сбор­ник писа­те­ля Алек­сандра Сизо­ва «Сту­дё­ное водо­по­лье» впе­чат­ля­ет кон­цен­тра­ци­ей мра­ка. Тут и семей­ная тра­ге­дия на раз­рыв аор­ты в рас­ска­зе «Насти­но подво­рье», и «Лес­ная скрыт­ня» — подроб­ный отчёт о под­го­тов­ке к риту­аль­но­му само­убий­ству, и, нако­нец, «В чистом поле в пол­ночь…» — рас­сказ, кото­рый нагляд­но пока­зы­ва­ет, чем опа­сен воору­жён­ный чело­век в белой горяч­ке. Совет­ская анти­ал­ко­голь­ная лите­ра­ту­ра вооб­ще изоби­лу­ет живо­по­доб­ны­ми и пото­му очень пуга­ю­щи­ми исто­ри­я­ми о пья­ни­цах. Сверх про­грам­мы реко­мен­ду­ем поэто­му озна­ко­мить­ся, напри­мер, с «Исто­ри­ей болез­ни № 689» Ген­на­дия Бли­но­ва, а пока — цита­та из «В чистом поле…»:

«Рас­ши­рен­ны­ми гла­за­ми он смот­рел какое-то вре­мя на топор. Потом схва­тил его, слов­но пой­мал. С зага­доч­ной улыб­кой огля­дел обои, мебель. Подо­шёл к само­ва­ру и с раз­ма­ху уда­рил по нему. Само­вар жалоб­но звяк­нул, тонень­кой струй­кой побе­жа­ла из него вода. Вмя­ти­ной Федь­ка остал­ся дово­лен. За что-то запнул­ся… При­под­нял с пола кле­ён­ку. Радост­но усме­ха­ясь, поло­жил её на табу­рет­ку и начал дуба­сить топо­ром. Ско­ро под топор пошла одеж­да из шифо­нье­ра. Своя и жены. Малень­кие злые искор­ки вспы­хи­ва­ли в гла­зах Федь­ки, когда он взма­хи­вал колу­ном. Под топор пошли и подуш­ки. Пух весе­ло блуж­дал по ком­на­те, осе­дая то там, то тут. Федь­ки­ны воло­сы, как сне­гом, покры­ло им. Рубя, Федь­ка все думал, что Олим­пи­а­да не ушла, здесь она, в ком­на­те, сле­дит за ним. Он пря­тал­ся за стол, ухо­дил на кух­ню и отту­да в щёл­ку наблюдал».

Ска­чать книгу


Виктор Варгин. Конторщица (1963)

Про­за Вар­ги­на про­ник­ну­та без­на­дё­гой и чёр­ной тос­кой, буд­то в глаз писа­те­лю попал оско­лок вол­шеб­но­го зер­ка­ла, как в филь­ме «Слё­зы капа­ли». Мно­гие и мно­гие его тек­сты выра­жа­ют явную уста­лость от жиз­ни, а поло­жи­тель­ные окон­ча­ния рас­ска­зов кажут­ся добав­лен­ны­ми цен­зу­ры ради. «Кон­тор­щи­ца» из сбор­ни­ка «Любовь Юрия Коро­те­е­ва» — это осо­вре­ме­нен­ная былич­ка о прóк­ля­том месте: выпуск­ни­ца Валя по насто­я­нию мате­ри отка­лы­ва­ет­ся от подруг-доя­рок и заме­ня­ет собой недав­но погиб­ше­го кол­хоз­но­го сче­то­во­да. Покоя и радо­сти ей от этой рабо­ты нет, кон­тор­ская обста­нов­ка бук­валь­но выса­сы­ва­ет из девуш­ки душу. Толь­ко побег из-за сто­ла к живи­тель­но­му коро­вье­му выме­ни спа­са­ет Валю.

«Было страш­но смот­реть на замёрз­ше­го сче­то­во­да, когда его при­вез­ли на роз­валь­нях, скор­чив­ше­го­ся, с чёр­ным лицом и под­вёр­ну­ты­ми нога­ми, со скрю­чен­ны­ми паль­ца­ми рук, на кото­рых были сле­ды крови.
Он похо­дил на выкор­чё­ван­ный обуг­лен­ный пень, и все ужас­ну­лись, когда пере­тас­ки­ва­ли Сидо­ры­ча и неча­ян­но заде­ли им за воро­та. Послы­шал­ся стук, как буд­то мороз пре­вра­тил чело­ве­ка в сло­но­вую кость или дерево. <…>
Заме­нить Сидо­ры­ча было некем, и Валя, сле­дуя сове­там мате­ри, пошла к пред­се­да­те­лю и рас­ска­за­ла о сво­ем жела­нии стать сче­то­во­дом. <…> Но желан­ная рабо­та ока­за­лась совсем не такой, какой она была в пред­став­ле­нии Вали и её матери.
<…> Вгля­ды­ва­лась ли она в окно, где над скло­ном овра­га беле­ла шифер­ная кров­ля фер­мы, пере­пи­сы­ва­ла ли раз­лич­ные ведо­мо­сти, кото­рых так мно­го в каж­дом кол­хо­зе, или тоск­ли­вым взгля­дом про­во­жа­ла подруг, часто забе­гав­ших в кон­то­ру и уже срод­нив­ших­ся с рабо­той на фер­ме, перед ней так и сто­я­ли скрю­чен­ные паль­цы Сидорыча».

Ска­чать книгу


Юрий Полухин. Омут (1961)

Хру­щёв­ская ате­и­сти­че­ская кам­па­ния вдох­но­ви­ла мно­же­ство по-сво­е­му заме­ча­тель­ных худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний об ужа­сах рели­гии. Одно из них, явно напи­сан­ное по лека­лам хор­рор-лите­ра­ту­ры, — повесть «Омут» Юрия Полу­хи­на. Глав­ная геро­и­ня Нина, типич­ный для жан­ра типаж «дамы в беде», после смер­ти мате­ри пере­ез­жа­ет в далё­кий шах­тёр­ский посё­лок к тёт­ке и ока­зы­ва­ет­ся в пле­ну пяти­де­сят­ни­ков. Они дово­дят и без того тре­вож­ную деви­цу почти до умо­ис­ступ­ле­ния: в каж­дом шоро­хе и каж­дом дви­же­нии ей чудит­ся опас­ность, во вре­мя молитв одо­ле­ва­ют гал­лю­ци­на­ции, а на экс­кур­сии в шах­ту на Нину напа­да­ет чёр­ный чело­век (объ­яс­не­ния это­го эпи­зо­да во всей осталь­ной кни­ге нет):

«И опять, уже бли­же к ним, послы­ша­лось: “Шлёп!.. Шлёп!.. Шлёп!..” Зву­ки про­зве­не­ли в ушах колоколом.
— Дядя, мне страшно.
— Ниче­го, ниче­го… Вот дой­дём до забоя, где зна­ме­ни­тую жилу нашли, и вернёмся.
Она хоте­ла шаг­нуть впе­рёд, когда совсем рядом гром­ко, отчёт­ли­во запла­кал ребё­нок: “Уа! Уа! Уа!..”
Плач этот был жало­бен и тонок. Обо­рвал­ся вне­зап­но, и эхо злоб­но рас­сме­я­лось в кам­нях: “Хи-хи- хи!.. Хи-хи!..”
И опять всё смолкло.
Ноги оне­ме­ли. Нина физи­че­ски ощу­ти­ла, как на голо­ве у неё шеве­лят­ся волосы.
— Это газы выхо­дят, — гром­ким шёпо­том заго­во­рил дядя. Голос его дро­жал и, каза­лось, сей­час сорвёт­ся на плач.
Лам­па вдруг, фырк­нув, погас­ла; со сте­ны прыг­нул на них чёр­ный человек.
— Ах! — вскрик­ну­ла Нина, а эхо гром­ки­ми кри­ка­ми окру­жи­ло их, шах­та рас­хо­хо­та­лась: “Ха-ха-ха! Ха-ха!..”
Смех этот был насмеш­ли­вый, властный.
Дядя схва­тил Нину за руку, и они побежали».

Ска­чать книгу


Разу­ме­ет­ся, это дале­ко не вся совет­ская лите­ра­ту­ра ужа­сов. За бор­том ста­тьи оста­лись, напри­мер, мно­го­чис­лен­ные при­ме­ры ноч­ных кош­ма­ров, кото­рые одо­ле­ва­ют пер­со­на­жей в осталь­ном не слиш­ком страш­ных книг, или горь­ков­ская тра­ди­ция про­зы о бес­про­свет­ной жиз­ни нищих в доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии, или муче­ни­че­ские при­клю­че­ния пио­не­ров-геро­ев. Пуга­ю­щие, но забы­тые тек­сты под­жи­да­ют храб­рых чита­те­лей на пол­ке любо­го буки­ни­ста и в любой рай­он­ной биб­лио­те­ке, глав­ное — хотеть их найти.


Автор ведёт тг-канал «я кни­го­но­ша» со ска­на­ми и обсуж­де­ни­я­ми совет­ско­го трукрай­ма, анти­ре­ли­ги­оз­ной лите­ра­ту­ры, гра­фо­ма­нии и про­чих кра­сот пря­ми­ком из букинистов.

Читай­те также:

— Каких вам­пи­ров раз­бу­ди­ла пере­строй­ка. Готи­че­ские моти­вы в позд­не­со­вет­ских хор­ро­рах;

— При­хо­ди на меня посмот­реть: афи­ши 20 исчез­нув­ших филь­мов рус­ско­го дека­дан­са;

— Папа, умер ком­му­низм! Неопо­знан­ное и неве­до­мое в послед­нем совет­ском хор­ро­ре.