Если придерживаться официальной хронологии, то за три дня до Нового года следует отметить годовщину появления важнейшего из искусств. 28 декабря 1895 года в парижском «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок (а не Капуцинов, как у нас иногда говорят) братья Луи и Огюст Люмьер провели первый платный публичный кинопоказ. Позднее его приравняли ко Дню рождения кино, хотя в действительности «роды» шли несколько дольше и труднее.
До России кинематограф добрался позже — первый отечественный игровой фильм «Стенька Разин» / «Понизовая вольница» вышел в 1908 году. С той поры и до окончательного исчезновения русская дореволюционная кинематография произвела на свет несколько тысяч картин. Большинство из них не сохранилось — многие мистические декадентские драмы, которые теперь назвали бы триллерами или хоррорами, после 1917 года были уничтожены по идеологическим соображениям. Ещё больше плёнок было смыто — новой власти нужно было на что-то снимать собственное кино и хронику, а производить материалы в нужном количестве не хватало ресурсов. Относиться же к «старорежимным» фильмам бережно и сохранять их для потомков тогда было не принято.
Сегодня VATNIKSTAN предлагает вашему вниманию двадцатку афиш дореволюционных кинолент, которые на сегодняшний день считаются утраченными. Для некоторых из них есть подробные синопсисы из старых журналов или краткие пересказы из справочников. Для других — ничего. Бывает, что не удаётся восстановить даже фамилию режиссёра и год премьеры. И только яркие афиши Серебряного века продолжают зазывать в кинозалы, не подозревая, что их сеансы давно прошли, а новые вряд ли состоятся.
«Когда я на почте служил ямщиком…», 1910‑е. Реж. (согласно афише) Н. П. Ларин
Описание согласно афише: сильная бытовая драма в четырёх частях по известной народной песне. Первая часть — «Зазноба сердца молодого». Вторая часть — «На пороге счастья». Третья часть — «Тайны большой дороги». Четвёртая часть — «Правда светлее солнца».
«Мечта убита», 1910‑е. Режиссёр неизвестен
Описание согласно афише: драма в четырёх частях. Первая часть — «Любовь к старику». Вторая часть — «Преступление». Третья часть — «Две жертвы». Четвёртая часть — «Надломленная жизнь».
«Бездна», 1916. Реж. Владислав Ленчевский
Описание из книги «Художественные фильмы дореволюционной России» (1945, авт. В. Е. Вишневский):
«Экранизация одноимённого романа С. Пшибышевского».
«В мире должна царить красота», 1916. Реж. Евгений Бауэр
Альтернативные названия: «Человечество должно быть прекрасно» / «Любовь Афродиты» / «Призыв Афродиты» / «Роковое увлечение».
Описание из книги «Художественные фильмы дореволюционной России»:
«Фантастическая драма с психологическим сюжетом».
«Грех», 1916. Реж. Яков Протазанов
Описание из книги «Художественные фильмы дореволюционной России»:
«Любовная драма с запутанным интригующим сюжетом, смысл которого становится более или менее ясным во II и III сериях, выпущенных под названием „Во власти греха“».
«Дочь Анны Карениной», 1916. Реж. Александр Аркатов
Описание из книги «Художественные фильмы дореволюционной России»:
«„Сенсационный фильм“, рекламировавшийся как экранизация неизданного сценария, якобы записанного со слов Л. Н. Толстого; в действительности — вольная фантазия на тему, какая бы была и как поступила в наши дни Анна Каренина».
«Если хочешь цепей и насилий, то полюби», 1916. Реж. А. Бестужев
Описание из книги «Художественные фильмы дореволюционной России»:
«„Эффектная драма“ из жизни „полусвета“ и подонков общества».
«Жизнь — миг, искусство — вечно», 1916. Реж. Чеслав Сабинский
Альтернативное название: «На пороге смерти».
Завязка сюжета из журнала «Сине-фоно» (1916, № 9–10):
«Напряжённо, мучительно работает профессор Строев над созданием новой скульптуры, но отсутствие подходящей модели не вдохновляет его… Жена писателя Ирина, случайно услышавшая взгляды Строева о бессмертии в искусстве, решает позировать ему… Тайно от мужа она ходит к скульптору. Красота Ирины будит в душе талантливого профессора вдохновение, и он создаёт дивную статую…»
«Зелёный паук», 1916. Реж. Александр Волков
Завязка сюжета из журнала «Сине-фоно» (1916, № 19–20):
«Наглый зазывающий плакат обещал выступление знаменитой Валерии, исполняющей танец паука. Молодой композитор Аланов, несмотря на предупреждения своего друга Борского, знавшего Валерию, познакомился с танцовщицей, понравился ей и отдал ей весь пыл своего чистого юного сердца. Но любовь принесла ему одни лишь страдания! Чтобы отвлечь Аланова от пагубного знакомства, Борский знакомит его с княжной Л. И вместо болезненной нездоровой страсти в сердце Аланова возникает чистое, целомудренное чувство к милой девушке. Но хищная Валерия нелегко расстаётся со своими жертвами…»
«Крылья ночи», 1916. Реж. Александр Уральский
Альтернативное название: «Кровь вакханки».
Завязка сюжета из журнала «Вестник кинематографии» (1916, № 122):
«Молодой художник Губерт при посредстве Академии получил приглашение реставрировать стенную живопись в старинном монастыре. Работая здесь, Губерт случайно встретился с молодой девушкой Луизой, готовящейся вступить в монастырь. Полюбив Луизу, Губерт убедил её отказаться от своего намерения. Вдохновенное чувство художника захватило Луизу, и она согласилась стать его женой…»
«Лихо одноглазое», 1916. Реж. Николай Ларин
Фрагменты сюжета из журнала «Сине-фоно» (1916, № 8):
«…Почудилось ему, что из угла вышло грязное, безобразное одноглазое чудовище… Уставило оно на него единственный глаз свой, блеснуло им, погрозило Тихону когтистым пальцем и скрылось… Испугался и опешил Тихон, и смутное предчувствие встревожило его душу. И подумал он, что Лихо предупреждает его и грозит ему… <…> Только стал усталый Тихон сном забываться, как почудилось ему, что кто-то есть возле него. Открыл глаза Тихон, и снова Лихо увидел он. Шепчет ему Лихо злые слова и суёт ему в руки длинный отточенный нож, лежавший на столе. <…> Сбежались люди, выхватили нож у Тихона, а он стоял, безумно вперив взгляд в угол, где кривлялось и плясало, сверкая зловещим единственным глазом, Лихо проклятое, празднуя свою победу».
«Вырыта заступом яма глубокая…» 1917. Реж. Александр Чаргонин
Описание согласно афише: драма в пяти частях с прологом и эпилогом. Часть первая — «Сиротская доля». Часть вторая — «Любовь хитра». Часть третья — «Молодой и старый». Часть четвёртая — «Разбиты все надежды». Часть пятая — «О жизни покончен вопрос».
Вероятно, основой для фильма послужило одноимённое стихотворение Ивана Никитина.
«Под вечер, осенью ненастной», 1917. Реж. (согласно афише) Н. П. Ларин
Описание из книги «Художественные фильмы дореволюционной России»:
«Экранизация в лубочном стиле русской народной песни „по юношескому стихотворению А. С. Пушкина“».
«Святой чорт», 1917. Режиссёр неизвестен
Альтернативные названия: «Палачи и опричники» / «Распутин в аду» / «Тайны царского двора» / «Убийство Гришки Распутина».
Описание из книги «Художественные фильмы дореволюционной России»:
«Одна из многих халтурных „распутинских картин“, выпущенных после февральского переворота».
«Скерцо дьявола», 1917. Реж. Виктор Туржанский, Аркадий Шифман
Из рецензии в журнале «Проэктор» за 1918 год:
«История о человеке-дьяволе, погубившем девушку и женившемся на её сестре, толкающем жену в объятия другого и развращающем собственного ребенка. <…> автор сценария усиленно подчёркивает то, что „он“ есть воплощение дьявола на земле; при каждой смерти (а их в пьесе — четыре) он показывает его в образе сатаны с злорадным адским пламенем на губах… Хороши натурные съёмки картины, сделанные в Крыму».
«Скошенный сноп на жатве любви», 1917. Режиссёр неизвестен
Завязка сюжета из журнала «Сине-фоно» (1917, № 5–6):
«Композитор Чарский, сделавший себе блестящую карьеру, расшатал свои силы слишком рассеянной жизнью. Днём он не может работать, ночью его томит бессонница.
В школе босоножек он встречает одну девушку Нину, и в его сердце зажигается новая чистая любовь. Он резко изменяет образ жизни, порывает свои отношения с Загорской, избалованной, богатой барыней. Его вновь посещает вдохновение. Он пишет новую симфонию, на творчество которой его побудили лёгкие пляски Нины».
«Столичный яд», 1917. Реж. Пётр Чардынин
Описание из книги «Художественные фильмы дореволюционной России»:
«Драма молодой женщины — жертвы великосветской сплетни; сюжет заимствован из романа С. Фонвизина „Сплетня“».
«Таинственное убийство в Петрограде 16 декабря», 1917. Реж. Николай Минервин
Описание из книги «Художественные фильмы дореволюционной России»:
«„Сенсация из недавнего мрачного прошлого“; одна из „распутинских“ картин».
«Тобою казнённые», 1917. Реж. Владимир Максимов
Завязка сюжета из журнала «Сине-фоно» (1918, № 1–2):
«Писатель Ведринский любит сильно и безнадёжно Евгению Клод, тихую, нежную, грустную девушку. Но Евгения не находит в себе ответа на чувство Ведринского. И их встречи тоскливы и скучны, как осенние сумерки. У Евгении есть брат, Борис — совсем почти мальчик, безумно влюблённый в красивую и взбалмошную женщину Дину Вольскую. Окружённая поклонниками, Вольская, обычно бессердечно равнодушная к своим жертвам, после случайного знакомства с Ведринским увлекается им серьёзно и горячо. Зная, что Ведринский влюблён в сестру Бориса, она всеми силами старается отвлечь его от неё».
«Чёрная любовь», 1917. Реж. Владимир Стрижевский
Альтернативное название: «Король факелов».
Описание по книге «Художественные фильмы дореволюционной России»:
«Сентиментальная мелодрама на сюжет романса Изы Кремер „Чёрный Том“».
Расшифровки цитат из журналов взяты со страницы проекта «Ранняя русская кинопроза».
Читайте также «„Казанова-Казанова, зови меня так!“: цветные сны капитана Казанцева».