Приходи на меня посмотреть: афиши 20 исчезнувших фильмов русского декаданса

Если при­дер­жи­вать­ся офи­ци­аль­ной хро­но­ло­гии, то за три дня до Ново­го года сле­ду­ет отме­тить годов­щи­ну появ­ле­ния важ­ней­ше­го из искусств. 28 декаб­ря 1895 года в париж­ском «Гран-кафе» на буль­ва­ре Капу­ци­нок (а не Капу­ци­нов, как у нас ино­гда гово­рят) бра­тья Луи и Огюст Люмьер про­ве­ли пер­вый плат­ный пуб­лич­ный кино­по­каз. Позд­нее его при­рав­ня­ли ко Дню рож­де­ния кино, хотя в дей­стви­тель­но­сти «роды» шли несколь­ко доль­ше и труднее.

До Рос­сии кине­ма­то­граф добрал­ся поз­же — пер­вый оте­че­ствен­ный игро­вой фильм «Стень­ка Разин» / «Пони­зо­вая воль­ни­ца» вышел в 1908 году. С той поры и до окон­ча­тель­но­го исчез­но­ве­ния рус­ская доре­во­лю­ци­он­ная кине­ма­то­гра­фия про­из­ве­ла на свет несколь­ко тысяч кар­тин. Боль­шин­ство из них не сохра­ни­лось — мно­гие мисти­че­ские дека­дент­ские дра­мы, кото­рые теперь назва­ли бы трил­ле­ра­ми или хор­ро­ра­ми, после 1917 года были уни­что­же­ны по идео­ло­ги­че­ским сооб­ра­же­ни­ям. Ещё боль­ше плё­нок было смы­то — новой вла­сти нуж­но было на что-то сни­мать соб­ствен­ное кино и хро­ни­ку, а про­из­во­дить мате­ри­а­лы в нуж­ном коли­че­стве не хва­та­ло ресур­сов. Отно­сить­ся же к «ста­ро­ре­жим­ным» филь­мам береж­но и сохра­нять их для потом­ков тогда было не принято.

Сего­дня VATNIKSTAN пред­ла­га­ет ваше­му вни­ма­нию два­дцат­ку афиш доре­во­лю­ци­он­ных кино­лент, кото­рые на сего­дняш­ний день счи­та­ют­ся утра­чен­ны­ми. Для неко­то­рых из них есть подроб­ные синоп­си­сы из ста­рых жур­на­лов или крат­кие пере­ска­зы из спра­воч­ни­ков. Для дру­гих — ниче­го. Быва­ет, что не уда­ёт­ся вос­ста­но­вить даже фами­лию режис­сё­ра и год пре­мье­ры. И толь­ко яркие афи­ши Сереб­ря­но­го века про­дол­жа­ют зазы­вать в кино­за­лы, не подо­зре­вая, что их сеан­сы дав­но про­шли, а новые вряд ли состоятся.


«Когда я на почте служил ямщиком…», 1910‑е. Реж. (согласно афише) Н. П. Ларин

Опи­са­ние соглас­но афи­ше: силь­ная быто­вая дра­ма в четы­рёх частях по извест­ной народ­ной песне. Пер­вая часть — «Зазно­ба серд­ца моло­до­го». Вто­рая часть — «На поро­ге сча­стья». Тре­тья часть — «Тай­ны боль­шой доро­ги». Чет­вёр­тая часть — «Прав­да свет­лее солнца».


«Мечта убита», 1910‑е. Режиссёр неизвестен

Опи­са­ние соглас­но афи­ше: дра­ма в четы­рёх частях. Пер­вая часть — «Любовь к ста­ри­ку». Вто­рая часть — «Пре­ступ­ле­ние». Тре­тья часть — «Две жерт­вы». Чет­вёр­тая часть — «Над­лом­лен­ная жизнь».


«Бездна», 1916. Реж. Владислав Ленчевский

Опи­са­ние из кни­ги «Худо­же­ствен­ные филь­мы доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии» (1945, авт. В. Е. Вишневский):

«Экра­ни­за­ция одно­имён­но­го рома­на С. Пшибышевского».


«В мире должна царить красота», 1916. Реж. Евгений Бауэр

Аль­тер­на­тив­ные назва­ния: «Чело­ве­че­ство долж­но быть пре­крас­но» / «Любовь Афро­ди­ты» / «При­зыв Афро­ди­ты» / «Роко­вое увлечение».

Опи­са­ние из кни­ги «Худо­же­ствен­ные филь­мы доре­во­лю­ци­он­ной России»:

«Фан­та­сти­че­ская дра­ма с пси­хо­ло­ги­че­ским сюжетом».


«Грех», 1916. Реж. Яков Протазанов

Опи­са­ние из кни­ги «Худо­же­ствен­ные филь­мы доре­во­лю­ци­он­ной России»:

«Любов­ная дра­ма с запу­тан­ным интри­гу­ю­щим сюже­том, смысл кото­ро­го ста­но­вит­ся более или менее ясным во II и III сери­ях, выпу­щен­ных под назва­ни­ем „Во вла­сти греха“».


«Дочь Анны Карениной», 1916. Реж. Александр Аркатов

Опи­са­ние из кни­ги «Худо­же­ствен­ные филь­мы доре­во­лю­ци­он­ной России»:

«„Сен­са­ци­он­ный фильм“, рекла­ми­ро­вав­ший­ся как экра­ни­за­ция неиз­дан­но­го сце­на­рия, яко­бы запи­сан­но­го со слов Л. Н. Тол­сто­го; в дей­стви­тель­но­сти — воль­ная фан­та­зия на тему, какая бы была и как посту­пи­ла в наши дни Анна Каренина».


«Если хочешь цепей и насилий, то полюби», 1916. Реж. А. Бестужев

Опи­са­ние из кни­ги «Худо­же­ствен­ные филь­мы доре­во­лю­ци­он­ной России»:

«„Эффект­ная дра­ма“ из жиз­ни „полу­све­та“ и подон­ков общества».


«Жизнь — миг, искусство — вечно», 1916. Реж. Чеслав Сабинский

Аль­тер­на­тив­ное назва­ние: «На поро­ге смерти».

Завяз­ка сюже­та из жур­на­ла «Сине-фоно» (1916, № 9–10):

«Напря­жён­но, мучи­тель­но рабо­та­ет про­фес­сор Стро­ев над созда­ни­ем новой скульп­ту­ры, но отсут­ствие под­хо­дя­щей моде­ли не вдох­нов­ля­ет его… Жена писа­те­ля Ири­на, слу­чай­но услы­шав­шая взгля­ды Стро­е­ва о бес­смер­тии в искус­стве, реша­ет пози­ро­вать ему… Тай­но от мужа она ходит к скуль­пто­ру. Кра­со­та Ири­ны будит в душе талант­ли­во­го про­фес­со­ра вдох­но­ве­ние, и он созда­ёт див­ную статую…»


«Зелёный паук», 1916. Реж. Александр Волков

Завяз­ка сюже­та из жур­на­ла «Сине-фоно» (1916, № 19–20):

«Наг­лый зазы­ва­ю­щий пла­кат обе­щал выступ­ле­ние зна­ме­ни­той Вале­рии, испол­ня­ю­щей танец пау­ка. Моло­дой ком­по­зи­тор Ала­нов, несмот­ря на пре­ду­пре­жде­ния сво­е­го дру­га Бор­ско­го, знав­ше­го Вале­рию, позна­ко­мил­ся с тан­цов­щи­цей, понра­вил­ся ей и отдал ей весь пыл сво­е­го чисто­го юно­го серд­ца. Но любовь при­нес­ла ему одни лишь стра­да­ния! Что­бы отвлечь Ала­но­ва от пагуб­но­го зна­ком­ства, Бор­ский зна­ко­мит его с княж­ной Л. И вме­сто болез­нен­ной нездо­ро­вой стра­сти в серд­це Ала­но­ва воз­ни­ка­ет чистое, цело­муд­рен­ное чув­ство к милой девуш­ке. Но хищ­ная Вале­рия нелег­ко рас­ста­ёт­ся со сво­и­ми жертвами…»


«Крылья ночи», 1916. Реж. Александр Уральский

Аль­тер­на­тив­ное назва­ние: «Кровь вакханки».

Завяз­ка сюже­та из жур­на­ла «Вест­ник кине­ма­то­гра­фии» (1916, № 122):

«Моло­дой худож­ник Губерт при посред­стве Ака­де­мии полу­чил при­гла­ше­ние реста­ври­ро­вать стен­ную живо­пись в ста­рин­ном мона­сты­ре. Рабо­тая здесь, Губерт слу­чай­но встре­тил­ся с моло­дой девуш­кой Луи­зой, гото­вя­щей­ся всту­пить в мона­стырь. Полю­бив Луи­зу, Губерт убе­дил её отка­зать­ся от сво­е­го наме­ре­ния. Вдох­но­вен­ное чув­ство худож­ни­ка захва­ти­ло Луи­зу, и она согла­си­лась стать его женой…»


«Лихо одноглазое», 1916. Реж. Николай Ларин

Фраг­мен­ты сюже­та из жур­на­ла «Сине-фоно» (1916, № 8):

«…Почу­ди­лось ему, что из угла вышло гряз­ное, без­об­раз­ное одно­гла­зое чудо­ви­ще… Уста­ви­ло оно на него един­ствен­ный глаз свой, блес­ну­ло им, погро­зи­ло Тихо­ну ког­ти­стым паль­цем и скры­лось… Испу­гал­ся и опе­шил Тихон, и смут­ное пред­чув­ствие встре­во­жи­ло его душу. И поду­мал он, что Лихо пре­ду­пре­жда­ет его и гро­зит ему… <…> Толь­ко стал уста­лый Тихон сном забы­вать­ся, как почу­ди­лось ему, что кто-то есть воз­ле него. Открыл гла­за Тихон, и сно­ва Лихо уви­дел он. Шеп­чет ему Лихо злые сло­ва и суёт ему в руки длин­ный отто­чен­ный нож, лежав­ший на сто­ле. <…> Сбе­жа­лись люди, выхва­ти­ли нож у Тихо­на, а он сто­ял, безум­но впе­рив взгляд в угол, где крив­ля­лось и пля­са­ло, свер­кая зло­ве­щим един­ствен­ным гла­зом, Лихо про­кля­тое, празд­нуя свою победу».


«Вырыта заступом яма глубокая…» 1917. Реж. Александр Чаргонин

Опи­са­ние соглас­но афи­ше: дра­ма в пяти частях с про­ло­гом и эпи­ло­гом. Часть пер­вая — «Сирот­ская доля». Часть вто­рая — «Любовь хит­ра». Часть тре­тья — «Моло­дой и ста­рый». Часть чет­вёр­тая — «Раз­би­ты все надеж­ды». Часть пятая — «О жиз­ни покон­чен вопрос».

Веро­ят­но, осно­вой для филь­ма послу­жи­ло одно­имён­ное сти­хо­тво­ре­ние Ива­на Никитина.


«Под вечер, осенью ненастной», 1917. Реж. (согласно афише) Н. П. Ларин

Опи­са­ние из кни­ги «Худо­же­ствен­ные филь­мы доре­во­лю­ци­он­ной России»:

«Экра­ни­за­ция в лубоч­ном сти­ле рус­ской народ­ной пес­ни „по юно­ше­ско­му сти­хо­тво­ре­нию А. С. Пушкина“».


«Святой чорт», 1917. Режиссёр неизвестен

Аль­тер­на­тив­ные назва­ния: «Пала­чи и оприч­ни­ки» / «Рас­пу­тин в аду» / «Тай­ны цар­ско­го дво­ра» / «Убий­ство Гриш­ки Распутина».

Опи­са­ние из кни­ги «Худо­же­ствен­ные филь­мы доре­во­лю­ци­он­ной России»:

«Одна из мно­гих хал­тур­ных „рас­пу­тин­ских кар­тин“, выпу­щен­ных после фев­раль­ско­го переворота».


«Скерцо дьявола», 1917. Реж. Виктор Туржанский, Аркадий Шифман

Из рецен­зии в жур­на­ле «Про­эк­тор» за 1918 год:

«Исто­рия о чело­ве­ке-дья­во­ле, погу­бив­шем девуш­ку и женив­шем­ся на её сест­ре, тол­ка­ю­щем жену в объ­я­тия дру­го­го и раз­вра­ща­ю­щем соб­ствен­но­го ребен­ка. <…> автор сце­на­рия уси­лен­но под­чёр­ки­ва­ет то, что „он“ есть вопло­ще­ние дья­во­ла на зем­ле; при каж­дой смер­ти (а их в пье­се — четы­ре) он пока­зы­ва­ет его в обра­зе сата­ны с зло­рад­ным адским пла­ме­нем на губах… Хоро­ши натур­ные съём­ки кар­ти­ны, сде­лан­ные в Крыму».


«Скошенный сноп на жатве любви», 1917. Режиссёр неизвестен

Завяз­ка сюже­та из жур­на­ла «Сине-фоно» (1917, № 5–6):

«Ком­по­зи­тор Чар­ский, сде­лав­ший себе бле­стя­щую карье­ру, рас­ша­тал свои силы слиш­ком рас­се­ян­ной жиз­нью. Днём он не может рабо­тать, ночью его томит бессонница.

В шко­ле босо­но­жек он встре­ча­ет одну девуш­ку Нину, и в его серд­це зажи­га­ет­ся новая чистая любовь. Он рез­ко изме­ня­ет образ жиз­ни, поры­ва­ет свои отно­ше­ния с Загор­ской, изба­ло­ван­ной, бога­той бары­ней. Его вновь посе­ща­ет вдох­но­ве­ние. Он пишет новую сим­фо­нию, на твор­че­ство кото­рой его побу­ди­ли лёг­кие пляс­ки Нины».


«Столичный яд», 1917. Реж. Пётр Чардынин

Опи­са­ние из кни­ги «Худо­же­ствен­ные филь­мы доре­во­лю­ци­он­ной России»:

«Дра­ма моло­дой жен­щи­ны — жерт­вы вели­ко­свет­ской сплет­ни; сюжет заим­ство­ван из рома­на С. Фон­ви­зи­на „Сплет­ня“».


«Таинственное убийство в Петрограде 16 декабря», 1917. Реж. Николай Минервин

Опи­са­ние из кни­ги «Худо­же­ствен­ные филь­мы доре­во­лю­ци­он­ной России»:

«„Сен­са­ция из недав­не­го мрач­но­го про­шло­го“; одна из „рас­пу­тин­ских“ картин».


«Тобою казнённые», 1917. Реж. Владимир Максимов

Завяз­ка сюже­та из жур­на­ла «Сине-фоно» (1918, № 1–2):

«Писа­тель Вед­рин­ский любит силь­но и без­на­дёж­но Евге­нию Клод, тихую, неж­ную, груст­ную девуш­ку. Но Евге­ния не нахо­дит в себе отве­та на чув­ство Вед­рин­ско­го. И их встре­чи тоск­ли­вы и скуч­ны, как осен­ние сумер­ки. У Евге­нии есть брат, Борис — совсем почти маль­чик, безум­но влюб­лён­ный в кра­си­вую и взбал­мош­ную жен­щи­ну Дину Воль­скую. Окру­жён­ная поклон­ни­ка­ми, Воль­ская, обыч­но бес­сер­деч­но рав­но­душ­ная к сво­им жерт­вам, после слу­чай­но­го зна­ком­ства с Вед­рин­ским увле­ка­ет­ся им серьёз­но и горя­чо. Зная, что Вед­рин­ский влюб­лён в сест­ру Бори­са, она все­ми сила­ми ста­ра­ет­ся отвлечь его от неё».


«Чёрная любовь», 1917. Реж. Владимир Стрижевский

Аль­тер­на­тив­ное назва­ние: «Король факелов».

Опи­са­ние по кни­ге «Худо­же­ствен­ные филь­мы доре­во­лю­ци­он­ной России»:

«Сен­ти­мен­таль­ная мело­дра­ма на сюжет роман­са Изы Кре­мер „Чёр­ный Том“».


Рас­шиф­ров­ки цитат из жур­на­лов взя­ты со стра­ни­цы про­ек­та «Ран­няя рус­ская кинопроза».


Читай­те так­же «„Каза­но­ва-Каза­но­ва, зови меня так!“: цвет­ные сны капи­та­на Казан­це­ва»

Поделиться