Советский рок был избалован вниманием документалистов и телевизионщиков. Именно люди с камерами — соавторы культа, сформировавшегося вокруг молодёжной гитарной музыки, стилистически разнообразной, но одинаково драйвовой и обращённой в будущее. Ныне, в наступившем будущем — причём далёком относительно 1985 года — рок не главенствует как жанр музыки, но по-прежнему заставляет тысячи людей приплясывать и подпевать.
В нашей подборке вы найдёте десять интересных фильмов, снятых современниками или же годы спустя, в новейшее время, повествующих о разных региональных сценах и стилях, концентрирующих внимание на рядовых слушателях или же звёздах жанра, отечественного и иностранного производства.
Шесть писем о бите (1977)
Самое старое полновесное видеосвидетельство о советском роке. Слово «рок» ещё не проговаривается, новое направление неформальной молодёжной музыки называется «битом», однако среди героев уже фигурирует группа «Машина времени». В фильме показаны разные точки зрения на новую музыку — свои мнения высказывают и ретрограды, запуганные «битом», и музыканты, и постоянные посетители «сейшенов» — рок-концертов, и даже матёрый советский композитор. Согласно легенде, фильм хотели уничтожить, но он чудом сохранился.
Тбилиси-80 (Советский рок) (1980, телевизионный показ — 1993)
Важнейшей вехой развития советского рока считается первый фестиваль рок-музыки «Весенние ритмы» в Тбилиси в 1980 году. Это событие носило невиданный размах: «Весенние ритмы» проходили в формате конкурса, музыканты выступали в течение недели, патронировал мероприятие лидер советской Грузии Эдуард Шеварднадзе, а по итогам фестиваля вышел сборник песен участников. На фестивале побывали финские документалисты, которые сняли фильм «Советский рок». В данном видео фильм демонстрируется после недолгого обсуждения. К слову, первый приз фестиваля взяла «Машина времени», а дисквалифицированная группа «Аквариум» была названа критиками первой советской панк-группой.
Рок вокруг Кремля (1985)
Французский документальный фильм самого начала перестройки. На Ютюбе есть версия на французском и английском языках. Есть ещё примечательный фильм с таким же названием, но снятый англичанами. Название не совсем верное. В центре внимания вся индустрия современной музыки СССР: рассказывается, как была устроена грамзапись и распространялись пластинки, как проходили концерты, а также в чём заключались отличия официальных и неофициальных групп. С французскими телевизионщиками пообщались не только Цой и Гребенщиков, но и Стас Намин с Аллой Пугачёвой.
Стоит лишь тетиву натянуть (1986)
Курсовая работа студентов ВГИКа, названная в честь композиции «Аквариума», запечатлела жизнь неформальной молодёжи Москвы. Показан во всей красе Пётр Мамонов из группы «Звуки Му» и другие коллективы Московской рок-лаборатории, а также хиппи, металлисты и любители творчества Булгакова, оккупировавшие подъезд, где жил писатель.
Рок (1987)
Начинавший как документалист режиссёр «Матильды» Алексей Учитель снял флагманский для советского рока фильм. Это пространные портреты главных звёзд советского рока — Цоя, Гребенщикова, Гаркуши, Шевчука. Сложно назвать фильм очень увлекательным, но он точно важнейший для формирования культа советского рока и отличный исторический источник о том, как жили значительные для жанра музыканты.
Рок-культ (1987)
А вот другой фильм 1987 года, не столь известный как «Рок», но смотрится на одном дыхании. В этом фильме иной ракурс. Рок рассматривается не через призму портретов музыкантов, а с точки зрения социально-культурной роли рок-музыки, большее внимание уделено поклонникам рока. Это очень атмосферный фильм с ироничным закадровым текстом.
Перекрёсток рока (1988)
Начинающийся с хард-роковой композиции «Рок навсегда» группы «Круиз» фильм ставит вопрос: агрессия рок или же праздник? В качестве сценариста фильма привлечён Артемий Троицкий. В фильме много прибалтийского рока и задействована группа «Тупые». Тональность голоса за кадром резко контрастирует с показанной картинкой.
Сон в красном тереме (1989)
Обширное и обстоятельное документальное кинополотно о региональном ответвлении советского рока — свердловском роке. В этом фильме вас встретят «Агата Кристи», когда о них никто не знал, «Чайф» времён своей максимальной крутизны, одна из рок-див Настя Полева и, конечно же, «Наутилус Помпилиус».
Следы на снегу (2014)
Режиссёрский дебют литератора и исследователя субкультур Владимира Козлова. Фильм повествует о сибирском панк-роке, знаменем которого стали «Гражданская оборона» и Янка Дягилева. В фильме продемонстрировано, что движение сибирского панка второй половины 1980‑х годов было массовым и самобытным.
Герои советского нью-вейва (2016)
Фильм о самых стильных персонажах советского рока — нью-вейварах, снятый представителями объединения «Хрущёвка». Это подробно изложенный рассказ о движении, которое не было по достоинству оценено современниками, но стало фундаментом для развития различных направлений отечественной музыки. И творчество героев фильма со временем публика раскусила и полюбила. Тому пример «На заре», абсолютный хит группы «Альянс», который гораздо больше на слуху сейчас, нежели в конце 1980‑х годов.